Лэрри Стокстил
Ячеечная церковь
Глава 6. Формирование лидеров в ячеечной церкви
«Как церковь, Всемирный Молитвенный Центр Вифания существует для того, чтобы проповедовать Евангелие каждой живой душе, обеспечивать пасторскую заботу верующим, готовить учеников и насаждать лидеров во всех уголках мира», — так звучит изложение цели нашей церкви и центральная тема этой главы.
Мне нравится проповедовать. Многие годы я верил в то, что успешное пасторство заключается лишь в молитве, проповеди и разработке программ. И все же упорная работа и тяжелое бремя служения приносили лишь ограниченные результаты. Я взял на работу несколько прекрасных помощников, большинство из которых выросло в нашей церкви. Часто я назначал лидерами тех, кто просто становился заметным в церкви и производил на меня впечатление. Но я не видел необходимости в том, чтобы тратить свое время на подготовку других лидеров. Я знал, что призван и должен платить цену, проявляя готовность помогать каждому, кто нуждается в моей помощи, но мне и в голову не приходило, что в конечном итоге воспитание лидеров принесет нашей церкви гораздо больше пользы, чем все мои усилия вместе взятые.
Когда мы начали переходить к ячеечной структуре, я почувствовал побуждение от Господа вложить в подготовку лидеров столько же сил, сколько и в проповедь. Такая, казалось бы, простая перемена принесла потрясающие результаты.
Реорганизация служения по метолу Моисея
Моисей столкнулся с похожей проблемой единоличного лидерства. Он был верным и добросовестным служителем, но, никому не передавая ответственность, оказался в положении утопающего. Ответственность за ведение служения в одиночку начала угнетать и изматывать его. Тесть Моисея, Иофор, убедил его переложить некоторые из своих обязанностей на людей, способных управлять группами по 10, 50, 100 и 1000 человек (см. Исх. 18:21). Теперь основная роль Моисея должна была заключаться в том, чтобы «указывать им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать» (ст. 20). Другими словами, время, потраченное им на подготовку лидеров, в конце концов обратилось бы в сэкономленное время. Поднимая лидеров, Моисей получал возможность более качественно управлять трехмиллионным народом, который он вел в Землю обетованную. При этом у него оставалось бы время на разбирательство дел, которые никто другой за него решить не мог.
Открытие ячеечной структуры Йонги Чо произошло по причине его пошатнувшегося здоровья. Однажды вечером, крестив в воде сразу 300 новых членов церкви, он так переутомился, что его организм не выдержал. Находясь в истощенном физическом состоянии, он мог стоять за кафедрой во время воскресной проповеди не более 10 минут. Он обратился к своим дьяконам за помощью в выполнении пасторских обязанностей, но те отказались. Тогда он воззвал к женщинам, и они согласились ему помочь (см. книгу Йонги Чо «Успешные домашние группы», в которой этот процесс описан подробно).1 Теперь вся работа самой большой в мире церкви осуществляется через 25000 лидеров ячеек.
Сейчас вы можете подумать так: «Я бы с удовольствием назначил лидеров, но могу ли я доверять им? А что, если они внесут в церковь разделения? А вдруг они кого-нибудь обидят? А если они вообще отойдут от Бога?» На вашем пути горой встанут тысячи возражений, многие из которых можно сравнить с проблемами в отношениях между супругами! Любое партнерство предполагает риск, но секрет успеха заложен в процессе подготовки. Великолепное учение д-ра Йонги Чо о «Семи опасностях в ячейках»2 помогло Вифании ловко курсировать между подводными камнями, так часто встречающимися на пути к берегу делегирования ответственности лидерам.
С тех пор как мы начали работать над ячейками, вот уже в течение пяти лет каждый новый лидер проходит тщательную подготовку, в ходе которой узнает обо всех возможных опасностях в данной сфере и тех мыслях, которые ему будет подкидывать сатана, чтобы ввести в заблуждение. Такое профилактическое обучение помогает нашим лидерам избегать семи конкретных проблем, названных Йонги Чо. Я не могу припомнить НИ ОДНОГО случая катастрофы, произошедшей в ячейке. Я уверен, что сложные ситуации все-таки возникали, но мне о них не было известно, поскольку они разрешались без моего участия. Конечно, полностью предотвратить такие случаи невозможно, но могу с уверенностью сказать, что общий эффект от высвобождения лидеров для помощи нам в служении намного перевесил все негативные поступки, которые они, возможно, совершили.
Подготовленные лидеры изменяют церковь
Вы можете спросить: «Чему я могу их научить?» Учите их тому, что знаете сами! Мой курс подготовки лидеров начинается с изложения простого принципа мудрости, который я сам усвоил, став пастором, и начал обучать ему моих помощников. Пятистороннее служение (см. Еф. 4:11) существует «к совершению святых, на дело служения» (ст. 12). Обучение членов наших групп начинается с исходной предпосылки о том, что каждый верующий может стать лидером. И хотя уровни лидерской позиции могут варьироваться в зависимости от способностей, все верующие имеют возможность пройти подготовку в учении (от учителей), в заботе (от пасторов), в свидетельстве (от евангелистов), в духовных дарах (от пророков) и в обучении других (от апостолов).
Как я уже упомянул ранее, наша церковь служит замечательным примером того, сколько пользы приносит подготовка лидеров ячеек. Одной из сестер в церкви поручили ячейку, входившую в число 54, уже существовавших ранее. В то время она работала государственным служащим и под ее началом находилось семь подчиненных. Пройдя шестимесячный курс подготовки лидеров, эта женщина сразу же начала продвигаться по службе. За верность и преданность работе ее назначили на должность помощника секретаря Отдела социальных служб штата Луизиана, и теперь она руководит 3300 сотрудников и отвечает за распределение административного бюджета в размере 400 миллионов долларов! И хотя очевидно, что эта женщина прирожденный лидер, ее способности усовершенствовались благодаря нашему курсу подготовки лидеров. Теперь она использует полученные у нас знания в качестве основы для обучения множества государственных инспекторов, работающих под ее началом.
Любой курс подготовки лидеров начинается с организации места, где люди могут применять на практике свои дары и способности. В большинстве традиционных церквей подавляющее большинство верующих занимается только тем, что рассматривает затылок впереди сидящего соседа. Отсутствие вовлеченности в дело служит почвой для появления апатии, застоя и боязни всякой ответственности в церкви. В ячейке же каждый ее член имеет свое место и свой дар. Павел сказал: «Когда вы сходитесь, у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование» (1 Кор. 14:26). Другими словами, духовные дары предназначены для использования, а не для обсуждения.
Отсутствие вовлеченности в дело служит почвой для появления апатии, застоя и боязни всякой ответственности в церкви. В ячейке же каждый ее член имеет свое место и свой дар.
Небольшая группа, в которой христианам гарантирована любовь, забота и поддержка, обеспечивает идеальную среду для тех, кто еще учится использовать духовные дары. В то время как на больших собраниях в духовных дарах служат «тяжеловесы», другие, менее смелые христиане, только за ними наблюдают. В небольших же группах, в безопасной обстановке, робкие люди радикально меняются, и часто из них вырастают сильные лидеры.
В дополнение к месту, где можно служить (ячейка), верующие должны быть также уверены в том, что их научили служить. У них может быть мотивация, но в то же время могут отсутствовать способности. Посмотрите на схему, разработанную д-ром Сэнди Калкином из Института жизненной мотивации.3 Все работодатели знают, что их сотрудники должны двигаться от состояния «нет мотивации и нет способностей» к состоянию «мотивирован и способен». Хороший руководитель не удовлетворен подчиненными, которые остаются на том уровне, на котором их нужно постоянно подгонять, обучать или воодушевлять на исполнение своей работы. Он хочет поднять своих сотрудников до такого уровня, на котором он сам сможет давать им ответственные задания и быть уверенным в том, что все будет исполнено.
В нашей модели подготовки лидеров умножение дает мотивацию, а способности приобретаются во время курса подготовки лидеров. В нашей формулировке цели, которая приводится в начале главы, говорится, что мы обеспечиваем наших лидеров уверенностью в том, что у них есть необходимый арсенал для осуществления руководства над ячейками.
Четыре цели подготовки лидеров
Мы убеждены (и это отражено в нашей формулировке целей) в том, что каждый лидер должен уметь проповедовать, быть пастором, готовить других и открывать новые ячейки. Все обучение, практика и взаимоотношения в Вифании должны приводить к формированию
людей, которые будут способны обучать и выпускать новых лидеров.
Далее я предлагаю очень краткое описание работы этих четырех уровней. Сам процесс умножения лидеров будет рассмотрен более детально в седьмой главе.
Первый уровень: обученные проповедовать
На первом этапе потенциальный лидер должен научиться тому, как проповедовать Евангелие любому человеку. Простая проповедь Слова должна исходить из желания завоевывать души. Пока человек не победит робость в личном свидетельстве, он никогда не сможет войти в духовное лидерство. В каждой ячейке всех ее членов вдохновляют проповедовать Евангелие и приводить неверующих либо на домашние группы, либо на общецерковные собрания.
Второй уровень: обученные быть пасторами
Второй уровень подготовки лидеров называется пасторским. Здесь их учат организовывать адаптацию новообращенного. Сюда может входить посещение новообращенного на дому, чтобы укрепить его уверенность в том, что он пережил встречу с Христом. Лидер также может взять его под свою опеку и изучить с ним несколько брошюр о покаянии, водном крещении или других начальных принципах библейского учения. Часто новообращенного приглашают в выходные дни на какое-нибудь совместное мероприятие, где проливается свет на разные грехи, и зачастую там же эти проблемы и решаются.
Третий уровень: обученные преподавать
Третий уровень — подготовка учителей. Лидеры получают наставление в духовных сферах молитвы, поста и чтения Библии. Они изучают основные ценности, доктрины и осваивают приемы различения человеческой индивидуальности. Им дают основные навыки в консультировании, их учат принципам продуктивности, предупреждают о возможных опасностях, а также учат принципам формирования целостности характера. Лидеры могут изменяться и приобретать знания о лидерских качествах путем посещения еженедельных занятий и семинаров. Затем им показывают, как наставлять других людей как учеников Христа в вопросах личной дисциплины.
Четвертый уровень: обученные насаждать
Последний уровень — открытие новых ячеек — высшая ступень лидерства. После того как люди проходят обучение в проповеди, пасторстве и подготовке других людей, они уже могут приступать к открытию новых ячеек или назначать на эту работу других.
Те же самые четыре принципа можно найти в любых точках мира, но под другим названием. Идея же остается неизменной: евангелизация, адаптация, ученичество и отправка. Концентрируя свои усилия на том, чтобы провести каждого новообращенного по всем этапам становления лидера, всего через несколько месяцев вы обнаружите, что ваша церковь — это кладезь новых лидеров.
Все наши усилия по воспитанию лидеров уже окупились сполна. В 1993 году у нас была лишь молитвенная группа «Армия Гедеона», состоявшая из 500 ходатаев. Теперь же у нас есть целая армия из более чем пятисот настоящих лидеров! Каждый месяц мы устраиваем «лидерскую встречу в верхах», на которой я делюсь свежим видением, вдохновляющими новостями, новыми целями и новейшими методами работы лидеров, которые можно использовать на практике. Мы поставили перед собой цель — к 2000 году воспитать 2000 лидеров, каждый из которых пройдет курс обучения и будет вести свою ячейку.
Любая церковь может разработать собственные методы обучения четырем основам: проповеди, пасторству, подготовке и открытию ячеек. Учебный курс в Вифании длится около девяти месяцев, в течение которых новообращенный становится человеком, способным открыть свою ячейку. Методы, приоритеты и учебный план могут быть разными, но в конечном итоге после такого курса должны выходить хорошо обученные, плодотворные лидеры, чувствительные к дарам и подчиненные общему видению. Наш курс подготовки включает в себя значительную часть того, что мы называем «основной восьмеркой».
Восемь основных качеств лидера
На основе 20-летнего опыта служения в качестве пастора я убедился, что для достижения успеха каждый лидер обязан развить в себе и довести до совершенства основную восьмерку качеств.
1. Цель.
Лидеры должны быть твердо убеждены в том, что их служение и призвание важнее любых проблем и выше всех приоритетов. Чувство цели необходимо для того, чтобы лидер мог успешно проходить сквозь жизненные бури, хранить свое призвание и не сбиваться с пути. Большая часть нашей программы подготовки лидеров сосредоточена именно на этой области, поскольку семя любой мотивации заложено в цели.
2. Приоритеты.
Лидер должен осознавать важность молитвы и поста. Без них служение очень быстро скатится с уровня мотивации до уровня инерции и потеряет свою движущую силу и творческую энергию. Джон Уэсли просил всех своих пасторов поститься два раза в неделю. Мы видим, что в любом уголке мира лидерами становятся верующие, которые постятся и молятся. Истории о Марии и Марфе (см. Лк. 10:38-42), а также об избрании дьяконов (см. Деян. 6) свидетельствуют о том, что наши приоритеты должны заключаться в «служении Господу и посте» (см. Деян. 13:2). Каждую неделю, месяц и год нашим лидерам предлагается план молитвы и время для поста.
3. Методика.
Моисей построил святилище «по образу, показанному. .. на горе» (Евр. 8:5). У Господа есть план относительно вашей организации лидеров и умножения ячеек, и Он откроет его вам. Важно, чтобы каждый лидер ячейки следовал плану, установленному старшим пастором и его помощниками. Когда план не соблюдается, служение домашних групп разрастается и приходит в беспорядок. Все, от отчета по ячейке и типа собрания до массы других практических вещей, должно разъясняться лидерам в ясной и понятной форме. Еженедельные отчеты по группам необходимо объединять в один общий отчет старшему пастору, чтобы тот каждую неделю мог получать представление о проблемных областях в церкви.
4. Личности.
Вот уже на протяжении тысячелетий люди пытаются разобраться в четырех основных стилях поведения человека, или в его темпераментах. Практически каждое современное издание, посвященное человеческим взаимоотношениям и браку, включает в себя под разными названиями четыре основных темперамента: лев, бобер, выдра и ньюфаундленд. Это холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.2 Все они описывают основные стили человеческого поведения: 1) личность, ориентированная на управление другими; 2) личность, ориентированная на окружающих; 3) личность, ориентированная на собственную безопасность; 4) личность аналитического склада. Поскольку почти 70 процентов людей ориентированы на безопасность и лишь 2 процента — на управление, очень важно знать, как будут реагировать 70 процентов людей на любую создавшуюся ситуацию.
Все наши лидеры ячеек научены распознавать и понимать четыре темперамента людей в группах. Используя эти знания, они могут определить, чего больше всего боится каждый член ячейки. Практически все члены наших групп прошли тест на проверку личных качеств. Узнав себя, они легче воспринимают особенности характера окружающих. Понимание темпераментов помогает лидерам лучше справляться с динамикой отношений не только внутри ячейки, но также в семье и на работе.
Природа любого усердия заключается в способности решать проблемы. Лидеры должны знать, как справиться с возникшей проблемой, не пренебрегая ее сутью. Для этого необходимо обладать интуицией, исследовательскими способностями, инициативностью и умением оценивать ситуацию. Кроме проблем личностного характера, лидеры должны уметь решать и задачи практического плана: работа с детьми, делегирование своих обязанностей другим во избежание собственного «перегорания» на ниве лидерства и т. п. Им необходимо знать о духовных проблемах, которые могут возникнуть на почве жадности, похоти или гордости.
Каждый лидер ячейки должен быть наставлен в Писании. Ему необходимо уметь применять на практике свои знания в ходе консультаций на тему финансов, вредных привычек, эмоциональных расстройств и жестокого обращения в семье. Не обязательно устраивать глубокие и всесторонние консультации, но каждый лидер должен уметь оказывать «первую помощь» Телу Христа. Лидеры ячеек не дают пасторские консультации, но они обеспечивают людей пасторской заботой. Они знают, что в случае серьезной проблемы у своих подопечных им обеспечена поддержка со стороны лидеров церкви. А их лидеры, в свою очередь, уже знают, как передать отдельные сложные случаи людям с большим опытом и дарованиями.
6. Воспитание.
Лидеры ячеек должны быть заинтересованы в воспитании новых лидеров. С помощью принципа двенадцати (см. главу 8) они приобретают определенные навыки и учатся выделять верных людей, которые могут быть их помощниками. Основной духовной целью лидеров ячеек становится передача собственного опыта этим 12 человекам, их обучение и наставление в верности. Как мы уже знаем, нет ничего лучшего, чем посвящение своего времени воспитанию людей, которые смогут сделать гораздо больше, чем вы один за всю свою жизнь.
7. Принципы.
Жизнь должна строиться на принципах, а не отдельных личностях. Такие доминирующие ценности, как ответственность, честность, семья и чистота — лишь малая часть качеств, которыми должен обладать лидер. Эти основные ценности помогают лидеру принимать правильные решения, точно так же, как отвес помогает строителям возводить ровную стену. Необходимо обучить лидеров правильному подходу к вопросам мотивов, честности, финансов и приоритетного места семьи по отношению к служению. Эти принципы будут служить человеку твердым, незыблемым основанием, как бы высоко он ни поднялся в Царстве Божьем.
8. Продуктивность.
Один психолог Стэнфордского университета провел интересный опыт, который помог ему доказать, что мы не можем жить, не видя результатов, или плода, в своей жизни. Он нанял одного лесоруба и сказал ему: «Я заплачу тебе вдвое больше, чем ты обычно зарабатываешь, но при одном условии: ты возьмешь топор и весь день будешь колотить его тупым концом по этому бревну. Нельзя отсекать от этого бревна ни щепки. Просто поверни свой топор тупым концом и колоти им изо всех сил, как будто рубишь дрова». Лесоруб выдержал лишь полдня. Психолог спросил: «Почему ты остановился?» Тот ответил: «Потому что каждый раз, когда я ударяю топором, я хочу видеть, как летят щепки. Если я их не вижу, то мне уже становится не до смеха».5
Наша программа обучения лидеров, посвященная вопросам продуктивности, включает в себя принципы постановки долгосрочных и краткосрочных целей, личную заинтересованность и умение вдохновлять других, принципы общения (и как избежать здесь ошибки), делегирование (управление командой и «право собственности»), а также принцип поощрения. Если лидер усвоит все эти вопросы, он сможет идти на шаг впереди своих подопечных, достигать главной цели — приобретения душ — и воспитывать новых лидеров.
Ну что, у вас еще не разыгрался аппетит, чтобы воспитывать лидеров? У корпорации «Макдоналдс» в пригородах Чикаго есть свой «гамбургерский университет». Это школа, где готовят менеджеров для ресторанов «Макдоналдс». Любой, кто собирается стать менеджером в одном из 2100 ресторанов мира, может окончить эту школу и стать профессионально подготовленным, компетентным специалистом в этой области. А почему бы и церкви не основать свой лидерский университет, куда любой сможет поступить и где сможет развить свои лидерские способности?
Теперь, когда вы ознакомились с основными принципами работы по подготовке лидеров в нашей церкви, рассмотрим простой способ, с помощью которого можно преподнести идею лидерства в вашей церкви и проследить за ее воплощением в жизнь вплоть до осуществления конечной цели — открытия ячеек!
1Д-р Давид Йонги Чо, "Успешные домашние ячеечные группы" (Successful Ноте Cell Groups, South Plainfield, N.J.: Bridge Publishing, Inc., 1981).
2Там же. Семь опасностей, указанных д-ром Йонги Чо как "семь препятствий". Здесь приводятся в кратком изложении:
1. Отсутствие курсов подготовки для лидеров.
Лидеры не знали, как вести собрания или как проводить уроки.
2. Отсутствие дисциплины на собраниях.
Хозяева домов, где проходили ячейки, постоянно состязались друг с другом в угощениях, и собрания продолжались слишком долго.
3. Не допущенные к проповеди люди.
Без ведома пастора к проповеди допускались люди, которые преподносили учение, не совпадавшее с учением церкви.
4. Финансовые проблемы.
Члены ячеек давали друг другу взаймы под проценты. Другие начали продвигать идеи выгодных вложений в разные предприятия.
5. Большие неуправляемые группы.
В процессе роста в группах оказывалось по 30-50 семей.
6. Нечестность в собирании пожертвований.
Иногда деньги, собранные для церкви, не доходили до казны в полном объеме.
7. Разделение в лидерстве.
Помощники пытались увести за собой свои ячейки, чтобы открыть свои церкви.
3Д-р Санди Калкин, Институт жизненной мотивации (The Institute for Motivational Living, Inc., P.O. Box 925, New Castle, PA 16103; phone 1-800-779-3472).
4Аналогии "лев, бобер, выдра и ньюфаундленд" можно найти в книге Джона Тренда и Гарри Смолли "Дее стороны любви" (The Two Sides of Love, Colorado Springs: Focus on the Family, 1990). Аналогии "холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик" можно найти в книге Тима Ла Хея "Духовно контролируемый темперамент " (The Spirit-Controlled Temperament, New York: Walker & Co., 1986).
5Иллюстрация взята из книги Джона К. Максвелла "Будь всем, чем можешь быть!" (Be All You Can Be!, Wheaton: Victor Books, 1987), c. 21.
Этот материал еще не обсуждался.