21.12.2015
Скачать в других форматах:

Лэрри Стокстил

Ячеечная церковь

Глава 6. Формирование лидеров в ячеечной церкви

«Как церковь, Всемирный Молитвенный Центр Ви­фания существует для того, чтобы проповедовать Еван­гелие каждой живой душе, обеспечивать пасторскую за­боту верующим, готовить учеников и насаждать лидеров во всех уголках мира», — так звучит изложение цели на­шей церкви и центральная тема этой главы.

Мне нравится проповедовать. Многие годы я верил в то, что успешное пасторство заключается лишь в мо­литве, проповеди и разработке программ. И все же упор­ная работа и тяжелое бремя служения приносили лишь ограниченные результаты. Я взял на работу несколько прекрасных помощников, большинство из которых вы­росло в нашей церкви. Часто я назначал лидерами тех, кто просто становился заметным в церкви и произво­дил на меня впечатление. Но я не видел необходимости в том, чтобы тратить свое время на подготовку других лидеров. Я знал, что призван и должен платить цену, проявляя готовность помогать каждому, кто нуждается в моей помощи, но мне и в голову не приходило, что в конечном итоге воспитание лидеров принесет нашей церкви гораздо больше пользы, чем все мои усилия вме­сте взятые.

Когда мы начали переходить к ячеечной структуре, я почувствовал побуждение от Господа вложить в под­готовку лидеров столько же сил, сколько и в проповедь. Такая, казалось бы, простая перемена принесла потряса­ющие результаты.

 

Реорганизация служения по метолу Моисея

Моисей столкнулся с похожей проблемой единолич­ного лидерства. Он был верным и добросовестным слу­жителем, но, никому не передавая ответственность, ока­зался в положении утопающего. Ответственность за ведение служения в одиночку начала угнетать и изматы­вать его. Тесть Моисея, Иофор, убедил его переложить некоторые из своих обязанностей на людей, способ­ных управлять группами по 10, 50, 100 и 1000 человек (см. Исх. 18:21). Теперь основная роль Моисея должна была заключаться в том, чтобы «указывать им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они дол­жны делать» (ст. 20). Другими словами, время, потрачен­ное им на подготовку лидеров, в конце концов обрати­лось бы в сэкономленное время. Поднимая лидеров, Моисей получал возможность более качественно управ­лять трехмиллионным народом, который он вел в Зем­лю обетованную. При этом у него оставалось бы время на разбирательство дел, которые никто другой за него решить не мог.

Открытие ячеечной структуры Йонги Чо произош­ло по причине его пошатнувшегося здоровья. Однажды вечером, крестив в воде сразу 300 новых членов церкви, он так переутомился, что его организм не выдержал. Находясь в истощенном физическом состоянии, он мог стоять за кафедрой во время воскресной проповеди не более 10 минут. Он обратился к своим дьяконам за по­мощью в выполнении пасторских обязанностей, но те отказались. Тогда он воззвал к женщинам, и они согла­сились ему помочь (см. книгу Йонги Чо «Успешные до­машние группы», в которой этот процесс описан подроб­но).1 Теперь вся работа самой большой в мире церкви осуществляется через 25000 лидеров ячеек.

Сейчас вы можете подумать так: «Я бы с удовольстви­ем назначил лидеров, но могу ли я доверять им? А что, если они внесут в церковь разделения? А вдруг они кого-нибудь обидят? А если они вообще отойдут от Бога?» На вашем пути горой встанут тысячи возражений, многие из которых можно сравнить с проблемами в отношени­ях между супругами! Любое партнерство предполагает риск, но секрет успеха заложен в процессе подготовки. Великолепное учение д-ра Йонги Чо о «Семи опаснос­тях в ячейках»2 помогло Вифании ловко курсировать между подводными камнями, так часто встречающими­ся на пути к берегу делегирования ответственности ли­дерам.

С тех пор как мы начали работать над ячейками, вот уже в течение пяти лет каждый новый лидер проходит тщательную подготовку, в ходе которой узнает обо всех возможных опасностях в данной сфере и тех мыслях, которые ему будет подкидывать сатана, чтобы ввести в заблуждение. Такое профилактическое обучение по­могает нашим лидерам избегать семи конкретных про­блем, названных Йонги Чо. Я не могу припомнить НИ ОДНОГО случая катастрофы, произошедшей в ячейке. Я уверен, что сложные ситуации все-таки возникали, но мне о них не было известно, поскольку они разрешались без моего участия. Конечно, полностью предотвратить такие случаи невозможно, но могу с уверенностью ска­зать, что общий эффект от высвобождения лидеров для помощи нам в служении намного перевесил все негатив­ные поступки, которые они, возможно, совершили.

Подготовленные лидеры изменяют церковь

Вы можете спросить: «Чему я могу их научить?» Учите их тому, что знаете сами! Мой курс подготовки лидеров начинается с изложения простого принципа мудрос­ти, который я сам усвоил, став пастором, и начал обу­чать ему моих помощников. Пятистороннее служение (см. Еф. 4:11) существует «к совершению святых, на дело служения» (ст. 12). Обучение членов наших групп начи­нается с исходной предпосылки о том, что каждый веру­ющий может стать лидером. И хотя уровни лидерской позиции могут варьироваться в зависимости от способ­ностей, все верующие имеют возможность пройти подго­товку в учении (от учителей), в заботе (от пасторов), в свидетельстве (от евангелистов), в духовных дарах (от пророков) и в обучении других (от апостолов).

пкупкупКак я уже упомянул ранее, наша церковь служит за­мечательным примером того, сколько пользы приносит подготовка лидеров ячеек. Одной из сестер в церкви по­ручили ячейку, входившую в число 54, уже существовав­ших ранее. В то время она работала государственным служащим и под ее началом находилось семь подчинен­ных. Пройдя шестимесячный курс подготовки лидеров, эта женщина сразу же начала продвигаться по службе. За верность и преданность работе ее назначили на долж­ность помощника секретаря Отдела социальных служб штата Луизиана, и теперь она руководит 3300 сотрудни­ков и отвечает за распределение административного бюджета в размере 400 миллионов долларов! И хотя очевидно, что эта женщина прирожденный лидер, ее способности усовершенствовались благодаря нашему курсу подготовки лидеров. Теперь она использует по­лученные у нас знания в качестве основы для обучения множества государственных инспекторов, работающих под ее началом.

Любой курс подготовки лидеров начинается с орга­низации места, где люди могут применять на практике свои дары и способности. В большинстве традиционных церквей подавляющее большинство верующих занима­ется только тем, что рассматривает затылок впереди си­дящего соседа. Отсутствие вовлеченности в дело служит почвой для появления апатии, застоя и боязни всякой ответственности в церкви. В ячейке же каждый ее член имеет свое место и свой дар. Павел сказал: «Когда вы схо­дитесь, у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование» (1 Кор. 14:26). Другими словами, духовные дары предназначены для использования, а не для обсуждения.

Отсутствие вовлеченности в дело служит почвой для появления апатии, застоя и боязни всякой ответственности в церкви. В ячейке же каждый ее член имеет свое место и свой дар.

Небольшая группа, в которой христианам гаранти­рована любовь, забота и поддержка, обеспечивает иде­альную среду для тех, кто еще учится использовать ду­ховные дары. В то время как на больших собраниях в духовных дарах служат «тяжеловесы», другие, менее сме­лые христиане, только за ними наблюдают. В небольших же группах, в безопасной обстановке, робкие люди ра­дикально меняются, и часто из них вырастают сильные лидеры.

В дополнение к месту, где можно служить (ячейка), верующие должны быть также уверены в том, что их научили служить. У них может быть мотивация, но в то же время могут отсутствовать способности. Посмотри­те на схему, разработанную д-ром Сэнди Калкином из Института жизненной мотивации.3 Все работодатели знают, что их сотрудники должны двигаться от состоя­ния «нет мотивации и нет способностей» к состоянию «мотивирован и способен». Хороший руководитель не удовлетворен подчиненными, которые остаются на том уровне, на котором их нужно постоянно подгонять, обу­чать или воодушевлять на исполнение своей работы. Он хочет поднять своих сотрудников до такого уровня, на котором он сам сможет давать им ответственные зада­ния и быть уверенным в том, что все будет исполнено.

В нашей модели подготовки лидеров умножение дает мотивацию, а способности приобретаются во время курса подготовки лидеров. В нашей формулировке цели, кото­рая приводится в начале главы, говорится, что мы обес­печиваем наших лидеров уверенностью в том, что у них есть необходимый арсенал для осуществления руковод­ства над ячейками.

Четыре цели подготовки лидеров

Мы убеждены (и это отражено в нашей формулиров­ке целей) в том, что каждый лидер должен уметь пропо­ведовать, быть пастором, готовить других и открывать новые ячейки. Все обучение, практика и взаимоотноше­ния в Вифании должны приводить к формированию

людей, которые будут способны обучать и выпускать новых лидеров.

Далее я предлагаю очень краткое описание работы этих четырех уровней. Сам процесс умножения лидеров будет рассмотрен более детально в седьмой главе.

 

Первый уровень: обученные проповедовать

На первом этапе потенциальный лидер должен на­учиться тому, как проповедовать Евангелие любому че­ловеку. Простая проповедь Слова должна исходить из желания завоевывать души. Пока человек не победит робость в личном свидетельстве, он никогда не сможет войти в духовное лидерство. В каждой ячейке всех ее чле­нов вдохновляют проповедовать Евангелие и приводить неверующих либо на домашние группы, либо на обще­церковные собрания.

Второй уровень: обученные быть пасторами

Второй уровень подготовки лидеров называется па­сторским. Здесь их учат организовывать адаптацию но­вообращенного. Сюда может входить посещение ново­обращенного на дому, чтобы укрепить его уверенность в том, что он пережил встречу с Христом. Лидер также может взять его под свою опеку и изучить с ним несколь­ко брошюр о покаянии, водном крещении или других начальных принципах библейского учения. Часто ново­обращенного приглашают в выходные дни на какое-нибудь совместное мероприятие, где проливается свет на разные грехи, и зачастую там же эти проблемы и ре­шаются.

 

Третий уровень: обученные преподавать

Третий уровень — подготовка учителей. Лидеры по­лучают наставление в духовных сферах молитвы, поста и чтения Библии. Они изучают основные ценности, док­трины и осваивают приемы различения человеческой индивидуальности. Им дают основные навыки в кон­сультировании, их учат принципам продуктивности, предупреждают о возможных опасностях, а также учат принципам формирования целостности характера. Ли­деры могут изменяться и приобретать знания о лидерс­ких качествах путем посещения еженедельных занятий и семинаров. Затем им показывают, как наставлять дру­гих людей как учеников Христа в вопросах личной дис­циплины.

 

Четвертый уровень: обученные насаждать

Последний уровень — открытие новых ячеек — выс­шая ступень лидерства. После того как люди проходят обучение в проповеди, пасторстве и подготовке других людей, они уже могут приступать к открытию новых ячеек или назначать на эту работу других.

Те же самые четыре принципа можно найти в лю­бых точках мира, но под другим названием. Идея же ос­тается неизменной: евангелизация, адаптация, учениче­ство и отправка. Концентрируя свои усилия на том, чтобы провести каждого новообращенного по всем эта­пам становления лидера, всего через несколько месяцев вы обнаружите, что ваша церковь — это кладезь новых лидеров.

Все наши усилия по воспитанию лидеров уже окупи­лись сполна. В 1993 году у нас была лишь молитвенная группа «Армия Гедеона», состоявшая из 500 ходатаев. Теперь же у нас есть целая армия из более чем пятисот настоящих лидеров! Каждый месяц мы устраиваем «ли­дерскую встречу в верхах», на которой я делюсь свежим видением, вдохновляющими новостями, новыми целя­ми и новейшими методами работы лидеров, которые можно использовать на практике. Мы поставили перед собой цель — к 2000 году воспитать 2000 лидеров, каж­дый из которых пройдет курс обучения и будет вести свою ячейку.

Любая церковь может разработать собственные ме­тоды обучения четырем основам: проповеди, пасторству, подготовке и открытию ячеек. Учебный курс в Вифа­нии длится около девяти месяцев, в течение которых новообращенный становится человеком, способным открыть свою ячейку. Методы, приоритеты и учебный план могут быть разными, но в конечном итоге после такого курса должны выходить хорошо обученные, пло­дотворные лидеры, чувствительные к дарам и подчинен­ные общему видению. Наш курс подготовки включает в себя значительную часть того, что мы называем «основ­ной восьмеркой».

 

Восемь основных качеств лидера

На основе 20-летнего опыта служения в качестве па­стора я убедился, что для достижения успеха каждый лидер обязан развить в себе и довести до совершенства основную восьмерку качеств.

 

1. Цель.

Лидеры должны быть твердо убеждены в том, что их служение и призвание важнее любых проблем и выше всех приоритетов. Чувство цели необходимо для того, чтобы лидер мог успешно проходить сквозь жизненные бури, хранить свое призвание и не сбиваться с пути. Боль­шая часть нашей программы подготовки лидеров сосре­доточена именно на этой области, поскольку семя лю­бой мотивации заложено в цели.

 

2. Приоритеты.

Лидер должен осознавать важность молитвы и по­ста. Без них служение очень быстро скатится с уровня мотивации до уровня инерции и потеряет свою движу­щую силу и творческую энергию. Джон Уэсли просил всех своих пасторов поститься два раза в неделю. Мы видим, что в любом уголке мира лидерами становятся верующие, которые постятся и молятся. Истории о Ма­рии и Марфе (см. Лк. 10:38-42), а также об избрании дья­конов (см. Деян. 6) свидетельствуют о том, что наши приоритеты должны заключаться в «служении Господу и посте» (см. Деян. 13:2). Каждую неделю, месяц и год нашим лидерам предлагается план молитвы и время для поста.

 

3. Методика.

Моисей построил святилище «по образу, показанно­му. .. на горе» (Евр. 8:5). У Господа есть план относитель­но вашей организации лидеров и умножения ячеек, и Он откроет его вам. Важно, чтобы каждый лидер ячейки сле­довал плану, установленному старшим пастором и его помощниками. Когда план не соблюдается, служение домашних групп разрастается и приходит в беспорядок. Все, от отчета по ячейке и типа собрания до массы дру­гих практических вещей, должно разъясняться лидерам в ясной и понятной форме. Еженедельные отчеты по группам необходимо объединять в один общий отчет старшему пастору, чтобы тот каждую неделю мог полу­чать представление о проблемных областях в церкви.

 

4. Личности.

Вот уже на протяжении тысячелетий люди пытают­ся разобраться в четырех основных стилях поведения человека, или в его темпераментах. Практически каждое современное издание, посвященное человеческим вза­имоотношениям и браку, включает в себя под разны­ми названиями четыре основных темперамента: лев, бобер, выдра и ньюфаундленд. Это холерик, сангви­ник, флегматик и меланхолик.2 Все они описывают ос­новные стили человеческого поведения: 1) личность, ориентированная на управление другими; 2) личность, ориентированная на окружающих; 3) личность, ориен­тированная на собственную безопасность; 4) личность аналитического склада. Поскольку почти 70 процентов людей ориентированы на безопасность и лишь 2 про­цента — на управление, очень важно знать, как будут ре­агировать 70 процентов людей на любую создавшуюся ситуацию.

Все наши лидеры ячеек научены распознавать и по­нимать четыре темперамента людей в группах. Исполь­зуя эти знания, они могут определить, чего больше все­го боится каждый член ячейки. Практически все члены наших групп прошли тест на проверку личных качеств. Узнав себя, они легче воспринимают особенности харак­тера окружающих. Понимание темпераментов помога­ет лидерам лучше справляться с динамикой отношений не только внутри ячейки, но также в семье и на работе.

 

5. Решение проблем.

Природа любого усердия заключается в способности решать проблемы. Лидеры должны знать, как справить­ся с возникшей проблемой, не пренебрегая ее сутью. Для этого необходимо обладать интуицией, исследователь­скими способностями, инициативностью и умением оце­нивать ситуацию. Кроме проблем личностного характе­ра, лидеры должны уметь решать и задачи практического плана: работа с детьми, делегирование своих обязаннос­тей другим во избежание собственного «перегорания» на ниве лидерства и т. п. Им необходимо знать о духовных проблемах, которые могут возникнуть на почве жаднос­ти, похоти или гордости.

Каждый лидер ячейки должен быть наставлен в Пи­сании. Ему необходимо уметь применять на практике свои знания в ходе консультаций на тему финансов, вред­ных привычек, эмоциональных расстройств и жестоко­го обращения в семье. Не обязательно устраивать глу­бокие и всесторонние консультации, но каждый лидер должен уметь оказывать «первую помощь» Телу Христа. Лидеры ячеек не дают пасторские консультации, но они обеспечивают людей пасторской заботой. Они знают, что в случае серьезной проблемы у своих подопечных им обеспечена поддержка со стороны лидеров церкви. А их лидеры, в свою очередь, уже знают, как передать отдель­ные сложные случаи людям с большим опытом и даро­ваниями.

 

6. Воспитание.

Лидеры ячеек должны быть заинтересованы в вос­питании новых лидеров. С помощью принципа двенад­цати (см. главу 8) они приобретают определенные на­выки и учатся выделять верных людей, которые могут быть их помощниками. Основной духовной целью ли­деров ячеек становится передача собственного опыта этим 12 человекам, их обучение и наставление в вернос­ти. Как мы уже знаем, нет ничего лучшего, чем посвя­щение своего времени воспитанию людей, которые смо­гут сделать гораздо больше, чем вы один за всю свою жизнь.

 

 

7. Принципы.

Жизнь должна строиться на принципах, а не отдель­ных личностях. Такие доминирующие ценности, как от­ветственность, честность, семья и чистота — лишь ма­лая часть качеств, которыми должен обладать лидер. Эти основные ценности помогают лидеру принимать пра­вильные решения, точно так же, как отвес помогает стро­ителям возводить ровную стену. Необходимо обучить лидеров правильному подходу к вопросам мотивов, че­стности, финансов и приоритетного места семьи по от­ношению к служению. Эти принципы будут служить человеку твердым, незыблемым основанием, как бы вы­соко он ни поднялся в Царстве Божьем.

 

8. Продуктивность.

Один психолог Стэнфордского университета провел интересный опыт, который помог ему доказать, что мы не можем жить, не видя результатов, или плода, в своей жизни. Он нанял одного лесоруба и сказал ему: «Я запла­чу тебе вдвое больше, чем ты обычно зарабатываешь, но при одном условии: ты возьмешь топор и весь день бу­дешь колотить его тупым концом по этому бревну. Нельзя отсекать от этого бревна ни щепки. Просто по­верни свой топор тупым концом и колоти им изо всех сил, как будто рубишь дрова». Лесоруб выдержал лишь полдня. Психолог спросил: «Почему ты остановился?» Тот ответил: «Потому что каждый раз, когда я ударяю топором, я хочу видеть, как летят щепки. Если я их не вижу, то мне уже становится не до смеха».5

Наша программа обучения лидеров, посвященная вопросам продуктивности, включает в себя принципы постановки долгосрочных и краткосрочных целей, лич­ную заинтересованность и умение вдохновлять других, принципы общения (и как избежать здесь ошибки), де­легирование (управление командой и «право собствен­ности»), а также принцип поощрения. Если лидер усво­ит все эти вопросы, он сможет идти на шаг впереди своих подопечных, достигать главной цели — приобретения душ — и воспитывать новых лидеров.

 

Университет лидерства

Ну что, у вас еще не разыгрался аппетит, чтобы вос­питывать лидеров? У корпорации «Макдоналдс» в при­городах Чикаго есть свой «гамбургерский университет». Это школа, где готовят менеджеров для ресторанов «Макдоналдс». Любой, кто собирается стать менеджером в одном из 2100 ресторанов мира, может окончить эту школу и стать профессионально подготовленным, ком­петентным специалистом в этой области. А почему бы и церкви не основать свой лидерский университет, куда любой сможет поступить и где сможет развить свои ли­дерские способности?

Теперь, когда вы ознакомились с основными прин­ципами работы по подготовке лидеров в нашей церкви, рассмотрим простой способ, с помощью которого мож­но преподнести идею лидерства в вашей церкви и про­следить за ее воплощением в жизнь вплоть до осуществ­ления конечной цели — открытия ячеек!

1Д-р Давид Йонги Чо, "Успешные домашние ячеечные группы" (Successful Ноте Cell Groups, South Plainfield, N.J.: Bridge Publishing, Inc., 1981).

2Там же. Семь опасностей, указанных д-ром Йонги Чо как "семь препятствий". Здесь приводятся в кратком изложении:

1. Отсутствие курсов подготовки для лидеров.

Лидеры не знали, как вести собрания или как проводить уроки.

2. Отсутствие дисциплины на собраниях.

Хозяева домов, где проходили ячейки, постоянно состязались друг с другом в угощениях, и собрания продолжались слиш­ком долго.

3. Не допущенные к проповеди люди.

Без ведома пастора к проповеди допускались люди, которые преподносили учение, не совпадавшее с учением церкви.

4. Финансовые проблемы.

Члены ячеек давали друг другу взаймы под проценты. Другие начали продвигать идеи выгодных вложений в разные пред­приятия.

5. Большие неуправляемые группы.

В процессе роста в группах оказывалось по 30-50 семей.

6. Нечестность в собирании пожертвований.

Иногда деньги, собранные для церкви, не доходили до казны в полном объеме.

7. Разделение в лидерстве.

Помощники пытались увести за собой свои ячейки, чтобы от­крыть свои церкви.

3Д-р Санди Калкин, Институт жизненной мотивации (The Institute for Motivational Living, Inc., P.O. Box 925, New Castle, PA 16103; phone 1-800-779-3472).

4Аналогии "лев, бобер, выдра и ньюфаундленд" можно найти в книге Джона Тренда и Гарри Смолли "Дее стороны любви" (The Two Sides of Love, Colorado Springs: Focus on the Family, 1990). Ана­логии "холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик" можно най­ти в книге Тима Ла Хея "Духовно контролируемый темперамент " (The Spirit-Controlled Temperament, New York: Walker & Co., 1986).

5Иллюстрация взята из книги Джона К. Максвелла "Будь всем, чем можешь быть!" (Be All You Can Be!, Wheaton: Victor Books, 1987), c. 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.