Лэрри Стокстил
Ячеечная церковь
Глава 1. Перемена ветра
День президентских выборов подходил к концу, моя голова была забита тревожными мыслями о следующем дне. Третье ноября 1992 года заставило многих христиан задуматься о своем будущем, и я не был исключением. К вершине власти шла новая команда, моральные и духовные позиции которой были совершенно неясны. Отправляясь спать, я ощущал внутри какой-то странный дискомфорт, как будто я находился на самом краю пропасти и не представлял, что ждет Америку в конце второго тысячелетия. Перед тем как отойти ко сну, я решил просто посидеть в присутствии Господа несколько минут и поразмышлять.
Было уже немного за полночь, когда я проскользнул в свой кабинет, и меня тут же наполнило какое-то необычное ощущение судьбоносности. Честно говоря, я не был готов к такому проявлению Божьего присутствия и последовавшим за ним кардинальным переменам в моем служении.
Господь довольно часто говорит со мной с помощью моего внутреннего голоса, возникающего из глубины духа и неожиданно врывающегося в мое сознание, однако Он ни разу не обращался ко мне физически слышимым голосом. Тем не менее, я хорошо помню тот момент, когда мой внутренний голос заговорил со мной впервые. Это произошло в 1969 году, когда мне было 16 лет. В тот день я выносил ведра с мусором (тогда я служил уборщиком в церкви) из небольшого зала, где проводил служения мой отец. Когда я открыл дверь служебного входа, мое сознание вдруг пронзила ясная мысль: «Знаешь, ведь Я призвал тебя проповедовать». Она так ошеломила меня, что я до сих пор помню все в мельчайших подробностях, даже цвет стен в помещении. Через неделю я уже выступал с первой проповедью.
Спустя годы тот же голос привел меня в Университет Орала Робертса, дал мне в жены Мелани, направил меня поехать миссионером в Африку на два года и возвратиться в Вифанию в качестве помощника пастора. Когда в 1983 году мой отец ушел на пенсию, я стал старшим пастором в церкви, и тот же голос велел мне построить здание на 6000 мест, в то время как мне приходилось заниматься бюджетом для миссионерской работы, который составлял 100000 долларов в год. К концу 1992 года мы окончательно расплатились за здание и за территорию в сто акров земли, а ежегодные пожертвования нашей церкви на миссионерство достигли 1,27 миллиона долларов.
В 1992 году, в ночь после президентских выборов, тот же самый голос, который я уже знал и которому доверял, сказал мне: «Америку ждут две вещи: ЖАТВА и ВРАЖДА. Твоя церковь не готова ни к тому, ни к другому. Скоро Я покажу тебе то, что поможет вам подготовиться к событиям, которые произойдут по всей земле». Сила Божьих слов была такой ошеломительной, что почти до двух часов ночи я просидел в своем кресле не шелохнувшись. Я понял, что Бог собирается принести в мою жизнь нечто большее, когда Он продолжил: «Я принесу в Америку пробуждение, которое приведет миллионы в Мое Царство. Они не просто пойдут, а побегут ко Мне».
Мне вспомнились мои ощущения во время одной кампании в Московском спорткомплексе «Олимпийский» в 1991 году, когда я увидел, как тысячные толпы бегут с трибун к сцене, чтобы получить спасение. Я вспомнил, как не смог сдержать слез от мысли о духовном банкротстве и опустошении Америки, видя, как россияне без тени смущения и стыда бегут к Кресту Иисуса. После того крусейда я был готов сделать вывод о том, что моя работа за пределами Америки более плодотворна и что Соединенные Штаты обречены на то, чтобы оказаться в стороне от всемирного пробуждения. Результаты президентских выборов в тот вечер еще раз подтвердили мои опасения, поэтому слово, которое я услышал от Господа, просто ошеломило меня.
Еще одна не менее важная мысль не покидала меня: «Против Тела Христова в Америке поднимутся враждебные силы, и это заставит верующих пересмотреть многие традиционные способы организации церкви». Разница между светом и тьмой в этой стране становится настолько очевидной, что в скором времени на верующих обрушится неприкрытая агрессия.
...Даже если «ствол» дерева будет срублен, «корни»... домашних ячеек будут успешно продолжать жить и в подполье.
До этого я слышал о том, что в период гонений в Китае церковь не только выживала, но и переживала настоящее пробуждение. Я также читал о том, как пастор самой крупной в мире церкви в Сеуле, Южная Корея, доктор Йонги Чо начал строительство церкви, основанной на ячеечной структуре, в то время, когда стала явной угроза нападения со стороны Северной Кореи.
Он понимал, что в случае вторжения он и его команда могут поплатиться своей жизнью. Теперь, имея эту структуру, Йонги Чо уверен, что, даже если «ствол» дерева будет срублен, «корни» его домашних ячеек будут успешно продолжать жить и в подполье.
В Книге Бытие мы видим рассказ о том, как Бог указал Иосифу на некоторые изменения, которые он должен был осуществить до наступления лет изобилия и голода. Таким образом он бы подготовил план спасения Египта. Я не люблю изменения, и, честно говоря, наша церковь совсем не нуждалась в переменах, чтобы выбраться из какой-нибудь канавы. Каждую неделю мы видели, как большое число новых людей принимает спасение на наших собраниях. Наше финансовое состояние было в полном порядке, ведь у служения больше не было долгов. Я понял, что слова Господа не обличали нас, но готовили к грядущим изменениям. Почти весь ноябрь я провел в размышлениях о том, что произошло со мной в ту ночь после выборов, и просил Бога, чтобы Он дал мне больше понимания в этом вопросе.
В тот же месяц я получил ответ на молитву. Это произошло, когда я сидел в ресторане вместе с одним из моих бывших помощников. Когда он начал расспрашивать меня о текущем состоянии церкви, я почувствовал, что мне становится все хуже и хуже оттого, что он касается самых уязвимых мест. Он буквально допросил меня с пристрастием о том, насколько эффективно мы справляемся с таким большим собранием, а затем изложил свое видение. Он начал свидетельствовать о том, как его церковь взялась за переход к ячеечной структуре. Мысленно я стал сравнивать описание его ячеек с нашими двадцатью пятью ячейками, которые были в наличии в Вифании и лишь топтались на месте. Я очень надеялся на то, что мой собеседник сменит тему разговора, однако он продолжал о своем. Пока я сидел, понуро уставившись в тарелку, меня внезапно озарило и я понял, что эти вопросы исходили не от него, а от Самого Духа Святого.
Наш «диалог» в форме монолога моего друга закончился примерно через час. На прощание он посоветовал мне прочитать книгу д-ра Ральфа Нейбора «Куда нам идти дальше?» (“Where Do We Go from Here?”, Touch Publications). На изучение этой книги я потратил весь конец ноября и первые дни декабря. Послание, с которым я столкнулся, сначала чуть не привело меня в бешенство. Я был искренне возмущен тем, с какой легкостью Нейбор громил традиционную современную церковь и описывал новый образец церковной структуры под названием «ячеечная церковь».
Однако постепенно мой гнев сменился интересом, когда я прочитал о том, как принципы Первой церкви из Книги Деяний дали начало огромным ячеечным церквям по всему миру сегодня. В основе их жизнедеятельности лежит привлечение людей непосредственно в домашние группы, состоящие из 6-12 человек. Один или два раза в неделю все эти группы собираются вместе на общее торжество, которое иногда напоминает привычные церковные собрания. В этом и заключался простой принцип Первой церкви: собираться в храме и по домам. Мой скептический настрой начал сменяться уважением к чему-то удивительному и сверхъестественному.
Постепенно, глава за главой, д-р Нейбор, один из пионеров Движения ячеечных церквей и основатель известного миссионерского служения «Тач Аутрич Мини- стриз», описывал ячеечные церкви по всему миру. Мой живой интерес к миссионерству, а также прошлый опыт работы миссионером в Западной Африке воспитали во мне глубокое уважение к нашим братьям во Христе из других стран. Конечно, моего слуха уже достигали отрывки свидетельств об успехах д-ра Йонги Чо в Корее благодаря ячейкам, однако я сразу же отбрасывал их в сторону как нечто, являющееся характерным исключительно для корейской культуры.
Тем не менее, у д-ра Нейбора было столько аналогичных историй, что мне пришлось пересмотреть свою точку зрения. От Берега Слоновой Кости до Манилы, Сальвадора и, конечно же, Кореи истории повторялись: у всех самых известных и крупных церквей (мегацерквей) мира возникала необходимость в изменении своей структуры для размещения большей жатвы. Мысль д-ра Нейбора была проста: традиционная, основанная на старой программе структура церковного служения не способна принять грядущее пробуждение.
Структура Вифании и так уже была предельно проста. «Простота, искренность и жертва» — таким был наш девиз все это время. Наше руководство состояло из трех избираемых пасторов-пресвитеров, трех старейшин и трех дьяконов церкви, что позволяло обеспечивать гибкость и подотчетность. Эти девять членов совета правления были полностью открыты для любых библейских, этических и практических наставлений от Господа.
В конце концов, глубоко внутри меня созрело внутреннее свидетельство, которое дало мне толчок уверенно двигаться вперед. Таким образом, за первые две недели декабря 1992 года, занимаясь душевными поисками, я приобрел твердую уверенность в том, что ячейки сработают и в Америке, и особенно в Вифании. У меня не было никакого американского образца или примера, который я мог бы разобрать и перенять, но у меня была замечательная команда готовых к жертвам пасторов, полная радости церковь с миссионерским видением и книга, написанная человеком, имеющим за плечами двадцатипятилетний опыт работы с ячейками.
Ежегодное декабрьское совещание в Вифании, на котором подводятся итоги и обсуждаются новые планы, оказалось, мягко говоря, весьма интересным. Целый день я рассказывал нашим пасторам о преимуществах ячеечной церкви, описывал их новую роль в будущем и раскрывал перед ними свое видение и веру. Вначале они все смотрели на меня так, словно я с Луны свалился! Но в конце концов они приняли видение, и мы решили начать работу с учебного курса, который должен был стартовать в январе 1993 года и продлиться двенадцать недель.
В первых числах января я созвал группу, состоящую из пятисот ходатаев, прошедших многолетнюю тренировку и названных «Армией Гедеона». В течение многих лет они собирались вместе каждое субботнее утро с 9-00 до 10-00, чтобы молиться за пасторов, церковные служения, миссионеров, а также разбивать духовные твердыни в нашем городе. Я знал, что этой группе надлежит стать нашим стержнем: каждый, кто будет приходить на молитвенные собрания в субботу утром, должен быть согласен с новым направлением, указанным нам Самим Святым Духом! Итак, я собрал вместе всех пятьсот ходатаев (включая 25 уже действующих лидеров домашних групп) и начал их обучение с текста Писания из второй главы Книги Деяний.
Я никогда не забуду первую неделю января 1993 года! Как будто в Вифании произошла смена времен года. В ту неделю наша церковь полностью выплатила залоговый кредит (на 10 лет раньше установленного срока) и таким образом освободилась от всех долгов. Все испытывали восторг от финансовой свободы и радовались новым открывающимся возможностям. Когда я объявил пятистам верным ходатаям о том, что мы собираемся стать церковью, базирующейся на ячейках, собрания в которых будут проходить не раз в месяц, а раз в неделю, то все собравшиеся высказали полное доверие моему руководству.
Теперь наша деятельность должна была нацелиться на привлечение всех прихожан и новообращенных, которые и составляют численный рост церкви, в домашние ячейки для того, чтобы обеспечить им атмосферу семьи и надежное место, где каждый может проходить индивидуальное обучение. Мы обнаружили, что многие из членов церкви уже имели между собой устойчивые дружеские отношения и поэтому не испытывали острой необходимости в домашних группах, в отличие от прихожан или новообращенных. Мы постарались особо подчеркнуть, что если кто-то не захочет посещать ячейку, то к нему не будут относиться, как к «христианину второго сорта». Неделю за неделей мы делились видением о еженедельных собраниях по ячейкам, и все это время энтузиазм возрастал.
Как я уже говорил, и раньше у нас были домашние группы, во многом схожие с теми, какие существуют в других церквях. Такое служение домашних групп было организовано у нас только для того, чтобы успокоить тех, кто нуждался в более близком общении. Другие члены церкви больше ориентировались на церковное собрание. Таким образом, у нас было 25 ячеек, которые собирались раз в месяц (большинство только ради того, чтобы угодить мне). Умножение таких ячеек могло произойти только случайно!
Теперь привычное для нас служение домашних групп должно было измениться. В воображении лидеров начал вырисовываться совсем другой тип домашней ячейки — ячейки, которая занимается евангелизацией, умножается и несет в себе жизнь. В течение этих двенадцати недель обучения два новых потока откровения о ячейках разожгли искру моего видения до состояния бушующего пламени. Первый поток откровения начал действовать во время моего путешествия в Сингапур и Южную Корею.
В марте 1993 года я посетил конференцию, посвященную ячейкам, в Сингапуре. Ее проводили д-р Ральф Нейбор и пастор динамичной баптистской церкви Лоренс
Хонг. Конференция произвела на меня потрясающее впечатление. Я увидел одну из ячеечных церквей, в которой насчитывалось 6000 членов, составлявших 400 домашних групп. У них не было никаких церковных программ — только ячейки. Там мне довелось увидеть один из районных офисов. Эти офисы были территориальными «нервными» центрами, в которых один районный и множество зональных пасторов следили за определенной географической зоной Сингапура. На стенах офиса у всех на виду висели диаграммы роста ячеек, составленные лидерами, и плакаты со словами о видении и целях. Сотрудники офиса говорили о завоевании, и создавалось впечатление, что мы находимся в стратегическом штабе Пентагона.
Рабочий стол районного пастора располагался в отдельном помещении, зональные пасторы находились в просторной открытой комнате, на стене которой каждый мог видеть плакат с изложенной стратегией строительства ячеек. Я слышал и раньше о ячейках, но то, чему я стал свидетелем тогда, выглядело весьма воинственным. Это была заинтересованная в работе, целеустремленная церковь с одним видением: к двухтысячному году открыть ячейки в каждом квартале Сингапура! Жизнерадостная профессиональная команда двигалась в могущественном единстве; впечатление, которое она произвела на 800 делегатов из Америки и других стран, было потрясающим.
В конце своей поездки я побывал у доктора Йонги Чо в Сеуле, Корея, и посмотрел на работу районных офисов в его церкви численностью 750000 человек. Я увидел, как после служения около стола каждого зонального пастора выстраивалась очередь из людей, которым была нужна молитва или просто совет. У меня возник вопрос: «Почему в Америке я не видел подобных районных офисов? Может ли такое место служить духовным «командным постом», где невидимые ячеечные структуры станут видимыми, а лидеры ячеек смогут найти свой «адрес» в церкви?»
Вернувшись в Вифанию, я задался целью изменить нашу модель. Для первых районных офисов я выбрал четыре малоиспользуемые комнаты в подсобном помещении. После этого мы сразу начали планировать создание стационарного «Контактного центра», где ячейки могли бы получать духовную пищу и постоянную поддержку.
Евангелизируюшие ячейки как средство против «койнонита»
Второй поток откровения, захвативший все мои мысли, указал мне на необходимость евангелизирующих ячеек. Моими попутчиками в мартовской поездке на Восток оказались двое братьев-мексиканцев, оба пасторы, Виктор и Ное Мартинес. Они были сильными духовными лидерами, отвечавшими за работу огромных церквей в Монтеррее и Мехико. Во время длительных перелетов братья Мартинесы подробно рассказывали мне об идее евангелизирующих ячеек. До этого они провели три недели, изучая работу одной потрясающей ячеечной церкви в Сан-Сальвадоре, которая насчитывала более 50000 членов и состояла из 4500 домашних групп.
Умножение сан-сальвадорских ячеек началось тогда, когда они стали проводить по два собрания еженедельно: первое по вторникам, второе по субботам. Причем Цели и характер этих двух собраний отличались друг от Друга. Первое собрание во вторник вечером было сосредоточено на назидании (на нем члены группы получали наставление, а также там составлялись планы проведения евангелизационных собраний в следующую субботу). Второе собрание, субботнее, было посвящено непосредственно евангелизации (приглашались неспасенные, а не только верующие). Эффект, получаемый от чередования видов собраний, можно сравнить с работой ружья или пистолета! Группа может «откатиться» (отдых, служение друт другу и планирование) во вторник (в это время взводится курок), а затем «произвести выстрел» (проповедь Евангелия неспасенным друзьям и соседям) в субботу. Такая чередующаяся динамика позволяет группам фокусировать свое внимание на чем-то одном и быть эффективными.
Поставленная цель и сосредоточенность на ней не позволяют ячейке скатиться до уровня мышления группы психологической поддержки, единственной целью которой становится общение и восстановление сил. В ячейках прекрасно соединены два необходимых элемента — наставление и евангелизация. С таким живым основанием, я думаю, вряд ли она сможет заболеть одним распространенным среди домашних групп недугом, который американские пасторы в шутку называют «койнонит»*.
*койнонит - болезнь замкнутости в общении - Ред.
Я объединил идею территориальных районных офисов в Сингапуре с идеей Сальвадора сосредоточиться на евангелизации и начал проводить обучение и проповедь Евангелия на двух совершенно отличных друг от друга собраниях. Мы решили чередовать их не каждую неделю, а через неделю. К концу нашего учебного курса лидеры усвоили видение и разработали четкое направление. Кроме того, все наши четыре служебных помещения были полностью переоборудованы под районные офисы. Пасха 1993 года стала великим днем для Вифании.
На собрании мы вызвали 54 новых лидеров ячеек и во всеуслышание провозгласили, что в течение последующих пяти лет мы намереваемся превратить нашу церковь в ячеечную церковь.
Мы заверили собравшихся в том, что деятельность групп будет сфокусирована на новообращенных и прихожанах, однако в новые так называемые контактные группы (или ячейки) приглашались все без исключения. Вся церковь была очень рада рождению такого эффективного способа заботы о новых верующих, более того, в этом служении появились новые лидеры. Их задача заключалась в том, чтобы создавать новые ячейки из шести человек и в течение шести месяцев увеличивать количество их членов до 12 человек. Любой человек, принявший спасение в нашей церкви, передавался на попечение домашних групп. После Пасхи произошло столько событий, что многие детали просто забылись.
Через неделю у д-ра Йонги Чо вдруг оказалось свободное время в расписании его выступлений в Соединенных Штатах. В один воскресный вечер он проповедовал в Вифании перед более чем 4000 верующих, он говорил о молитве и ее силе в ячеечной церкви. Послание Йонги Чо попало в самую точку! Казалось, мы вошли в какую-то духовную «зону», которая вот уже в течение пяти лет продолжает простираться перед нами не ослабевая.
В течение первых шести месяцев количество ячеек умножилось от 54 до 108. Сначала они росли за счет приходивших туда членов церкви, которых привлекал в группы огонь пробуждения и стремление завоевывать Новые души. Обнаружилась еще одна интересная вещь.
Исследование учетных записей Вифании показало, что с 1990 по 1992 гг. наша церковь практически не выросла. (Каждый месяц пятьдесят новых семей приходило в церковь через «парадный вход», но, очевидно, столько же уходило через «черный ход»).
Те же самые исследования показали, что к концу 1993 года, первого года нашего ячеечного служения, в церкви прибавилось 600 новых семей! Домашние ячейки помогли Вифании закрыть свой «черный ход». Исследования 1994-1996 гг. обнаружили примерно такой же рост — от 400 до 600 новых семей ежегодно, более 200 новых ячеек. В конце 1996 года у нас уже насчитывалось 310 домашних групп и 2000 новых семей, которые пришли к нам после 1993 года.
Все сомнения относительно ячеечной церкви остались у Вифании далеко в прошлом. Члены церкви ощущают на себе заботу пастора лучше, чем когда-либо. У каждого из них есть четкий образец, как проповедовать Евангелие друзьям. В ячейках им предоставляется возможность проявлять свои лидерские способности.
Эти пять лет стали для нас годами учебы. Мы совершали ошибки, но сами же и учились на них. Чтобы создать правильную почву для подготовки лидеров и церкви к жатве, как духовно, так и численно, мы постоянно прорабатывали и перерабатывали приемы евангелизации, адаптации, обучения в ячейках и создания новых ячеек. На открытии всех наших конференций ячеечных церквей мы сообщали участникам, что на самом деле мы не знаем, что делаем.
Большая часть нашего успеха является результатом проб и ошибок. Например, через 10 месяцев после открытия ячеек в церкви мы явственно ощутили призыв от Бога готовиться к грядущей великой жатве в Америке. Мы поставили канадскую пьесу под названием «Небесные врата и пламя ада». Спектакль о небесах и аде, первоначально запланированный на три вечера, вылился в 900 обращений к Господу в первый из них! Пьеса растянулась на недели, каждый день люди приезжали за четыре часа до начала действия, чтобы занять хотя бы местечко в шеститысячной аудитории. После каждого спектакля до тысячи двухсот человек выбегали вперед и каялись, обращаясь к Господу.
За 21 день мы зарегистрировали 18290 решений принять Христа! Сто двадцать вновь созданных ячеек трудились не покладая рук, пытаясь связаться со всеми новообращенными. В течение долгих часов сотрудники офиса записывали имена и адреса, заполняли учетные карточки, создавали списки телефонных номеров и начинали занятия для новообращенных. Традиционная «сеть» церкви растянулась, напряглась и в конце концов прорвалась от такого «улова». Верите или нет, мы устали от жатвы! Переполненным оказалось практически все.
Все карточки новообращенных посылались в офис поместной церкви, где на каждого человека составлялась учетная запись о том, что он хотя бы раз посетил наше собрание. Были отосланы тысячи карточек. От всей этой гигантской жатвы нам удалось сохранить лишь около пяти процентов новообращенных, остальные были потеряны навсегда. Урок был для нас очевидным: «Готовьтесь, иначе задавит».
Наши ошибки и неожиданный рост церкви привели нас к осознанию главного принципа: церковь обязана подготовиться к пробуждению. Работа пастора, евангелизация и подготовка лидеров должны осуществляться через определенную структуру, и мы поняли, что ячеечная структура — это самый простой и универсальный способ исполнения этих функций.
В то время как я пишу эту книгу, идет пробуждение в Браунсвилльской Ассамблее Божьей в Пенсаколе, штат Флорида. Оно продолжается вот уже в течение двух лет и трех месяцев. За этот период было зарегистрировано более 100000 новообращенных, а на вечерних собраниях в здании церкви, рассчитанном на 2600 мест, в дополнительных помещениях и в установленных рядом палатках зачастую присутствует около 7000 человек. Тысячи людей стоят в очереди весь день и даже ночуют на стоянке у церкви только для того, чтобы занять себе место на собрании. Подобные движения Божьего Духа можно наблюдать как в нашей стране, так и по всему миру, и все они выглядят, как дождь пробуждения, взращивающий последнюю жатву. Я твердо верю в то, что скоро Америка будет охвачена пламенем мощного покаяния и пробуждения.
Иногда в нашей церкви на воскресных служениях принимают спасение сразу 50 человек, а на вечернем собрании в среду — около 25. Если мы хотим быть готовыми к грядущей жатве, мы обязаны к ней подготовиться. Традиционная структура евангелизации, адаптации, обучения и подготовки лидеров никогда не будет достаточно быстрой и эффективной при таком темпе. Как было с Моисеем, так будет и с нами...
Прошло не так много времени после того, как Моисей вывел Израиль из Египта, когда стало очевидным, что необходимо изменить структуру управления таким количеством людей. Чтобы получить простой совет и наставление, люди выстраивались перед шатром Моисея в огромные очереди. Это выматывало их и его тоже. Тесть Моисея разъяснил ему незыблемые принципы делегирования и управления. Тогда он разбил свою «церковь в пустыне» на отдельные группы по 10, 50, 100 и 1000 человек. Теперь Моисей разбирал только сложные случаи. Его система управления оказалась более чем эффективной, когда 3 миллиона человек, не имея почтовых адресов и электронной почты, умудрялись шагать, передвигаться и воевать с завидным единством!
Такой способ организации отношений между людьми и управления ими уже проверен веками. Почему же я раньше не замечал, что Первая церковь сразу заботилась о жатве, собираясь «по домам» (Деян. 2:46)? Разве наша культура освобождена от исполнения библейских принципов, которые объединяли Первую церковь и прекрасно работают в других странах в наше время?
Читая эту книгу, откройте свой разум и сердце для совершенно нового мира в церковной структуре. Она настолько проста, что Первая церковь прекрасно справлялась с ней без помощи компьютеров, почтовых индексов или каких-нибудь других средств. Ячейки уже собирают жатву и удерживают огромное количество спасенных душ в церквях по всему миру. Мой вопрос заключается в следующем: может ли то же самое получиться в нашей стране? Я верю, что да, и в нескольких следующих главах я опишу, как одна церковь может радикально измениться в наши дни. Приготовьтесь к путешествию: жатва и вражда уже близятся. Вы готовы?
Этот материал еще не обсуждался.