Лэрри Стокстил
Ячеечная церковь
Глава 2. Церкви с окнами
Самый богатый человек в мире — Билл Гейтс, владелец мощной компьютерной корпорации Microsoft. Личное состояние этого молодого человека сейчас превышает 39 миллиардов долларов. Такие огромные суммы Гейтс сумел заработать благодаря одной идее, которая перевернула весь мир персональных компьютеров: он изобрел операционную систему Windows (по-англ. «окна». — Прим. перев.). До этого пользователи компьютеров располагали одним лишь «меню», из которого выбирали необходимые программы. Каждая программа работала независимо от других, и поэтому ее приходилось открывать отдельно, закрывая при этом все остальные. Эти неудобства возникали из-за того, что разные программы были написаны на разных «языках». Несмотря на то что программы находились в одном компьютере, они были полностью несовместимы друг с другом.
Революция в компьютерном мире произошла тогда, когда Гейтс придумал способ, с помощью которого заставил все программы «говорить» на одном языке и работать одновременно, наделив их маленькими «окошками» на экране монитора, похожими на форточки в большом окне. «Форточка» каждой программы представлена на экране в виде небольшой пиктограммы, или «иконки». Наводя курсор и щелкая кнопкой мыши на одну или несколько программ, пользователь может заставить их работать одновременно и таким образом быстро оперировать ими. Все программы разные, но они способны «общаться» друг с другом, поскольку у них одна и та же «среда».
Благодаря гениальному изобретению Гейтса, работа на домашнем компьютере стала делом быстрым, приятным и эффективным. Вам не нужно закрывать свою электронную Библию, чтобы работать в текстовом редакторе при подготовке к воскресной проповеди. Таким образом, можно загрузить целую кучу программ одновременно и работать с ними поочередно, достигая максимальной эффективности. Могут ли ячейки стать похожими на операционную систему, упростить структуру Церкви и превратить ее работу в удовольствие?
Ничто не беспокоит любого пастора больше, чем руководство различными программами, которые соперничают друг с другом внутри одной церкви. Каждый из его помощников в первую очередь заботится об интересах своего служения. Каждый лидер проекта пытается привлечь к себе внимание старшего пастора, а заодно и бюджетные средства церкви. Кроме того, поскольку количество активных помощников в церкви всегда ограничено, лидеры пытаются переманить их друг у друга. На собраниях персонала они начинают эмоционально обсуждать то, что действительно важно для них. Решая, какой программе посвятить свою творческую энергию, и одновременно пытаясь удерживать на плаву не менее важную ответственность за проповеди и семью, пастор в конечном итоге оказывается в полном замешательстве. Переходя от одной программы к другой, новые члены церкви попадают «на конвейер» и зачастую, прежде чем влиться в жизнь церкви, проваливаются в различные расселины, образовавшиеся внутри ее структуры. Пейзаж церковных программ насыщен таким количеством разных методов и доктрин, что начинает казаться, что ты являешься членом многих церквей сразу.
Можете себе представить, что произойдет, если все церковные программы будут приведены к общим стандартам или единой среде? А что, если все лидеры, опираясь на этот единый стандарт, будут выполнять свои служебные обязанности, при этом ориентируясь на разные целевые группы внутри церкви? Тогда пастор сможет фокусировать свои усилия на «среде» служения и побуждать лидеров расти в рамках установленного общего формата. Работники церкви будут придерживаться одинаковых принципов в работе, а бюджет будет распределяться в зависимости от размеров каждой области деятельности и соответствующей сферы ответственности. Тогда отпадет необходимость в перетягивании на себя работников и всеобщего внимания. Члены пасторской команды будут точно знать, кому они служат и как оценивается их работа. Простота управления такой структурой быстро станет очевидной для тех, кто уже пытался представить огромное количество программ в современных церквях в виде какой-нибудь мало-мальски управляемой структуры.
Теперь стоит ли удивляться тому, что церковь д-ра Йонги Чо смогла вырасти до 750000 человек, организованных в 25000 домашних ячеек, и что сам Йонги Чо говорит при этом, что зачастую вынужден ходить по офису в поисках работы? Возможно ли то, что пастор Дион Робертс из Кот-д’Ивуара (бывший Берег Слоновой Кости), что в Западной Африке, может служить 120000 верующих в 8000 домашних ячейках без помощи компьютеров и картотек с почтовыми адресами?
Я понял, что настоящая гениальность заключается не в способности делать вещи сложными, а наоборот — в умении делать их простыми.
Смысл ячеечной церкви заключается не в том, чтобы люди собирались по домам и пили вместе чай. Она призвана упростить церковную структуру, что поможет каждому максимально сосредотачивать свое внимание на общей задаче. Я понял, что настоящая гениальность заключается не в способности делать вещи сложными, а наоборот — в умении делать их простыми. Любой ребенок может вытащить все свои игрушки и захламить ими комнату. И только взрослому под силу содержать свой дом в чистоте и порядке. Мы живем в стране (имеются в виду США. — Ред.), где популярные общегородские конкурсы зачастую дают толчок тем программам, которые Господь вовсе не планировал и которые мы сами не в силах осуществить. Измотанные пасторы ищут новейшие проекты и программы для добровольцев, берутся за них и тут же бросают. Они носятся по разным конференциям, привозят оттуда новые проекты и загружают ими своих помощников, и без того уставших от метаний между четырьмя или пятью совершенно разными служениями. Мы должны все упростить.
Заполнение расселин с помощью распределения обязанностей
Упрощение структуры хорошо видно на примере перехода системы работы с новообращенными в Вифании от ориентации на программы к ориентации на ячейки. Прежний тип системы начинал работать, когда в конце собрания человек принимал спасение. Новообращенного приглашали пройти в отдельную комнату, где его просили заполнить специальную карточку. Его данные передавались в программу по работе с новообращенными, и в течение нескольких дней с ним связывался один из лидеров церкви. После этого карточку отправляли ответственному за занятия для новообращенных, которые, как следовало надеяться, впоследствии посещал этот человек. Отсюда карточка переходила в какую-нибудь домашнюю группу. В этот процесс входило еще несколько ступеней, но в конечном итоге вырисовывалась следующая картина: люди прибывали в эту систему сотнями, а учениками становились лишь немногие.
Вся наша программа выглядела гладко только на бумаге, а на деле оказывалось, что работала она, мягко говоря, неуклюже. Люди, трудившиеся на каждой ее ступени, не имели с новообращенными родственных отношений. Каждую неделю их внимание приковывалось к «новейшим» обращенным с последнего воскресного собрания. В результате те люди, которые находились уже на каких-то этапах программы, оказывались в расселинах. Иными словами, про них забывали.
Как видите, было сложно сберечь жатву. Следует заметить, что зачастую федеральные и муниципальные программы работают примерно так же, когда совершенно разные ведомства, пытаясь решить одну и ту же проблему, пересекаются и конфликтуют между собой. Такая несовершенная система принесла правительству Соединенных Штатов немало бедствий, почти те же беды она несет и в церковь.
С введением ячеечной структуры ситуация улучшилась кардинальным образом. В то время как человек произносит молитву покаяния у сцены на служении, за его спиной уже стоит лидер домашней группы. После молитвы новообращенного приглашают в один из наших районных офисов, где его встречает наш сотрудник, словно представитель авиакомпании, принимающий рейс. Там записывают его домашний адрес, а затем вместе с лидером ячейки или консультантом направляют в один из семи районных офисов, который расположен ближе всего к его дому. Там же он смотрит короткий видеоролик о Вифании и жизни ячеек, после этого его представляют соответствующему зональному пастору. Таким образом человек «принимает» Иисуса и ячейки одновременно! Теперь у новообращенных больше нет внутреннего предубеждения против ячеек, вместо этого у них есть потрясающая группа поддержки и духовная семья, которая поможет им на их новом пути.
В течение суток один из пасторов и лидер ячейки навещают нового верующего и приглашают его на собрание ближайшей группы. Если человек приходит в церковь вместе с членом какой-то ячейки, он или она направляется туда же. Общение уже налажено, теперь начинается процесс воспитания новообращенного и установление дружеских отношений с настоящими христианами. Люди больше не являются частью программы; вместо этого они попадают в естественную среду, где царит любовь и где они проходят обучение и сами становятся лидерами.
Используя этот метод, за прошедшие четыре года Вифания заменила все свои программы домашними группами. Все функции прежних программ мы сохранили и по сей день, но теперь они выполняются с помощью ячеек. Через то, что мы называем «делегированной ответственностью», все дела церкви были распределены по ячеечной структуре. Каждая ячейка знает свои задачи по оказанию пасторской заботы людям, воспитанию новообращенных, помощи различным служениям, молитве за миссионеров, помощи голодным и во всех остальных функциях поместной церкви. Каждая ячейка анализирует духовные дары своих членов, чтобы помочь им занять свое место в церкви. Раз в неделю их дары высвобождаются на собрании домашней группы и раз в три месяца — на общем собрании (более подробно об этом читайте главу 3).
Ячеечная церковь и церковь с ячейками
Вы, наверное, уже успели заметить, что мы говорим не о церкви с ячейками, а о ячеечной церкви. Ячейки — это не приложение, требующее внимания наравне с любой другой программой, они и ЕСТЬ сама программа. Будучи ранее пастором церкви с ячейками, я крутился, как один известный жонглер, выступавший в шоу Эда Салливана много лет назад. Он раскручивал тарелку и таким образом удерживал ее на трости, эту процедуру он проделывал с 15-20 тарелками. Трюк заключался в следующем: жонглер должен был постоянно бегать между ними и раскручивать их, чтобы они не падали. Таким образом, чтобы тарелки удерживались на своих местах, требовалось его личное вмешательство.
Налицо портрет типичного пастора! Все программы постоянно требуют личного вмешательства и внимания со стороны пастора, иначе исполнители вскоре утратят к ним интерес. Лидеры просят пастора встретиться за ужином с их командами, упомянуть об их служении со сцены и привнести туда новые идеи. Пастор, и без того перегруженный, постоянно бегает между «тарелками», озабоченный тем, чтобы ни одна из них не остановилась и не разбилась! Теперь я могу точно сказать, что все это «жонглерское» сумасшествие для меня закончилось. Сейчас я фокусирую свою энергию, видение и внимание на одной-единственной «тарелке», которая несет на себе все цели нашей церкви, — наших домашних группах.
По сути, Вифания сегодня похожа на операционную систему Microsoft Windows. Все прежние программы церкви продолжают функционировать, но теперь они приведены к общему формату. Благотворительность, работа с новообращенными, посещение больниц, помощь нуждающимся, молодежное служение, помощь одиноким, служение ходатайства, обеды с целью общения, будничная работа, служба порядка (местоуказатели), обслуживание стоянок и многие другие функции церкви теперь еженедельно выполняются самими ячейками. Рассеялась атмосфера соперничества, которая мешала всем, и Вифания наполнилась простым духом Первой церкви. Переход к ячеечной системе может показаться чем- то вроде излишнего упрощения вещей, но я абсолютно уверен, что эта система прекрасно действует в нашей церкви. И самое замечательное состоит в том, что в дальнейшем она будет удовлетворять всем нашим потребностям, даже если у нас произойдет феноменальный рост.
Новые представления о работе церкви
При строительстве ячеечной церкви потребуется отклонение от стереотипов. Стереотипы контролируют наше восприятие того, что мы видим и переживаем. Они складываются из целого набора представлений. Рисунок, который вы видите, прекрасно иллюстрирует то, что происходит, если их изменить. Присмотритесь к рисунку повнимательнее. На нем можно увидеть старую женщину с большим, выступающим вперед подбородком, которая смотрит куда-то вниз, или молодую даму, которая смотрит в сторону, через правое плечо. Одно из изображений вы увидите первым. Чтобы переключиться на второе, нужно будет постараться. Множественная смена представлений, которая обычно требует от нас усилий и напряжения, чтобы увидеть вещи по-другому, в итоге приводит к отклонению от стереотипов. Мы начинаем воспринимать реальность иначе.
Часто церковь воспринимается как некий набор программ, а не как возможность строить отношения. Домашние группы представлялись нам как группы поддержки или как одно из рядовых служений в церкви. Отклонение от стереотипов, которое мы должны осуществить, заключается в том, чтобы начать видеть в ячейках саму церковь. В Боготе, Колумбия, Международная Харизматическая Миссия (МХМ) проповедует Евангелие местному шестимиллионному населению через домашние группы. В 1994 году церковь выросла до 1500 ячеек, в 1995 — до 4500, а в 1998 году, на момент написания данной книги, эта церковь уже состоит из 14000 домашних групп! Молодежное служение МХМ насчитывает 6600 ячеек, и одна только молодежь завоевывает до 600 новообращенных в неделю! Я знаю, у нас в Америке есть просто великолепные программы, но какая из них может принести такой плод?
Обрезание церковных «пасынков»
В процессе созревания помидорного куста на месте ответвления плодоносных веток от основного стебля появляются маленькие отростки. Эти бесполезные отростки называют пасынками, поскольку плодов они не приносят, а только вытягивают жизненные соки из основных веток. Если их не обрезать, то на плодоносных ветках вырастут мелкие помидоры. Сколько таких «пасынков», которые тянут на себя финансы, энергию и время и не исполняют Великого поручения, существует в наших служениях? В девятой главе мы рассмотрим способы передачи каждой программы ячейкам, но здесь нас интересует, продолжат ли служения выполнять свои функции, если мы передадим программы.
Отвечу, что да. Передача займет время и потребует хороших пасторских навыков. Здесь нужно будет проявить терпение и способность ставить долговременную цель. Я могу засвидетельствовать, что присутствие на лидерском собрании в окружении 24 пасторов, которым нечего обсуждать, кроме ячеек, приносит такую радость, какую невозможно описать. Наши пасторы счастливы, члены церкви счастливы, наши новообращенные счастливы, моя жена счастлива. Каждую неделю на город оказывается духовное влияние со стороны более чем 540 домашних ячеек, и кто знает, что Бог запланировал для нас в будущем.
Ячейки — новый мировой стандарт
Не только наше служение претерпело такие революционные изменения, но и миссионерские организации по всему миру, с которыми мы сотрудничаем, также перешли на ячеечную структуру. В Найроби, Кения, церковь пастора Дональда Мэттени, численностью в 1200 человек, собиралась в гостинице «Интерконтиненталь». К тому времени ей уже исполнилось 10 лет, и три собрания в день не могли вместить огромные массы людей, приходивших к Господу. В августе 1994 года пастор Мэттени побывал на нашей национальной конференции ячеечных церквей и, вернувшись обратно, решил применить у себя систему ячеек. Через три года его церковь стала собираться на открытом стадионе, а на каждом воскресном служении присутствовало 3500 человек. Сейчас 450 ячеек церкви «Лайтхаус» в Найроби посещает более 2500 человек, и каждый месяц в этих ячейках приходит к Господу в среднем по 350 человек.
Ячеечная структура — это система работы церкви, которая быстро превращается в мировой стандарт. Эту новую ячеечную систему можно сравнить с плавным переходом американского стандарта мер и весов к международной метрической системе. Теперь наша команда может быстро и легко координировать свои действия и перенимать опыт у других лидеров ячеечных церквей в Южной Африке, на Филиппинах, в Таиланде, Сальвадоре, Сингапуре, Колумбии, Корее, Мексике или в любой другой стране, где существует ячеечная структура.
За некоторыми исключениями, структуры современных американских церквей настолько громоздки, что их просто невозможно применить в других, менее «мудреных» культурах по всему миру. Децентрализованная, многоуровневая структура служения работает на китайскую церковь вот уже в течение 50 лет гонений, и именно эта структура явилась причиной такого потрясающего роста церкви в Эфиопии в течение 10 лет преследований со стороны коммунистов. Яркие передовые лидеры ячеечных церквей мирового класса теперь едва ли посмотрят в сторону американских церквей численностью в 10-15 тысяч человек, когда сами они являются пасторами 50-100 тысяч человек и более. Бог благословляет то, что происходит сейчас в Вифании, но готовы ли мы сами вырасти до такого числа верующих?
Для того чтобы пересмотреть все наши драгоценные традиции пасторства, евангелизации и обучения, нам потребуется расстаться с нашими стереотипами: грядущее пробуждение не оставляет нам другого выбора! Иисус повелел Петру закинуть сети (во множественном числе), а его ответом была только одна сеть (см. Лк. 5:4-5). Результат предсказуем: его сеть порвалась. Может быть, Бог дает нам свежее понимание и откровение о большей сети, которая сможет поймать и удержать «великое множество рыбы». Когда мы рассматриваем основные функции поместной церкви (пасторство, евангелизация и подготовка лидеров), попробуйте сравнить вашу собственную структуру и честно оценить эффективность ее работы в этих трех направлениях.
При современных громоздких и сложных церковных структурах мы можем оказаться неготовыми к тому, чтобы удержать и обучить великую жатву во время последнего пробуждения. Как-то раз я читал об одном владельце 500 компаний, который выбросил стопки заумных руководств по ведению бизнеса ради одной страницы с философским высказыванием.[1] Все громоздкие и сложные операции были сформулированы в новой простой философии управления бизнесом. Совершенно очевидно, что для руководства ячейками требуется наличие навыков управления, однако насколько все упростится, когда каждый будет сосредоточен на выполнении общей задачи и при этом будет применять общие для всех идеи.
Давайте подготовимся к переменам. Давайте поставим высокие цели, возьмемся за руки, склоним головы и попросим Бога помочь нам сделать ячеечную систему действующей в нашей стране. Мы входим в пробуждение. В течение следующих пяти лет миллионы войдут в Тело Христа, и их необходимо будет обучить и послать в этот мир. Откройте сердце и достаньте свой блокнот. Возможно, в Билле Гейтсе все-таки что-то есть.
[1] Томас Петерс и Роберт Уотерман, “В поисках превосходства” (In Search of Excellence: Lessons from America’s Best-Run Companies, New York: Warner Books, 1984), c. 65.
Этот материал еще не обсуждался.