21.12.2015
Скачать в других форматах:

Лэрри Стокстил

Ячеечная церковь

Глава 2. Церкви с окнами

Самый богатый человек в мире — Билл Гейтс, владе­лец мощной компьютерной корпорации Microsoft. Лич­ное состояние этого молодого человека сейчас превыша­ет 39 миллиардов долларов. Такие огромные суммы Гейтс сумел заработать благодаря одной идее, которая перевер­нула весь мир персональных компьютеров: он изобрел операционную систему Windows (по-англ. «окна». — Прим. перев.). До этого пользователи компьютеров рас­полагали одним лишь «меню», из которого выбирали необходимые программы. Каждая программа работала независимо от других, и поэтому ее приходилось откры­вать отдельно, закрывая при этом все остальные. Эти неудобства возникали из-за того, что разные програм­мы были написаны на разных «языках». Несмотря на то что программы находились в одном компьютере, они были полностью несовместимы друг с другом.

Революция в компьютерном мире произошла тогда, когда Гейтс придумал способ, с помощью которого зас­тавил все программы «говорить» на одном языке и ра­ботать одновременно, наделив их маленькими «окош­ками» на экране монитора, похожими на форточки в большом окне. «Форточка» каждой программы представ­лена на экране в виде небольшой пиктограммы, или «иконки». Наводя курсор и щелкая кнопкой мыши на одну или несколько программ, пользователь может зас­тавить их работать одновременно и таким образом быс­тро оперировать ими. Все программы разные, но они способны «общаться» друг с другом, поскольку у них одна и та же «среда».

Благодаря гениальному изобретению Гейтса, работа на домашнем компьютере стала делом быстрым, прият­ным и эффективным. Вам не нужно закрывать свою электронную Библию, чтобы работать в текстовом ре­дакторе при подготовке к воскресной проповеди. Таким образом, можно загрузить целую кучу программ одно­временно и работать с ними поочередно, достигая мак­симальной эффективности. Могут ли ячейки стать по­хожими на операционную систему, упростить структуру Церкви и превратить ее работу в удовольствие?

 

Упрощая структуру церкви

Ничто не беспокоит любого пастора больше, чем ру­ководство различными программами, которые соперни­чают друг с другом внутри одной церкви. Каждый из его помощников в первую очередь заботится об интересах своего служения. Каждый лидер проекта пытается при­влечь к себе внимание старшего пастора, а заодно и бюд­жетные средства церкви. Кроме того, поскольку количе­ство активных помощников в церкви всегда ограниче­но, лидеры пытаются переманить их друг у друга. На собраниях персонала они начинают эмоционально об­суждать то, что действительно важно для них. Решая, какой программе посвятить свою творческую энергию, и одновременно пытаясь удерживать на плаву не менее важную ответственность за проповеди и семью, пастор в конечном итоге оказывается в полном замешательстве. Переходя от одной программы к другой, новые члены церкви попадают «на конвейер» и зачастую, прежде чем влиться в жизнь церкви, проваливаются в различные расселины, образовавшиеся внутри ее структуры. Пей­заж церковных программ насыщен таким количеством разных методов и доктрин, что начинает казаться, что ты являешься членом многих церквей сразу.

Можете себе представить, что произойдет, если все церковные программы будут приведены к общим стан­дартам или единой среде? А что, если все лидеры, опира­ясь на этот единый стандарт, будут выполнять свои слу­жебные обязанности, при этом ориентируясь на разные целевые группы внутри церкви? Тогда пастор сможет фокусировать свои усилия на «среде» служения и побуж­дать лидеров расти в рамках установленного общего формата. Работники церкви будут придерживаться оди­наковых принципов в работе, а бюджет будет распреде­ляться в зависимости от размеров каждой области дея­тельности и соответствующей сферы ответственности. Тогда отпадет необходимость в перетягивании на себя работников и всеобщего внимания. Члены пасторской команды будут точно знать, кому они служат и как оце­нивается их работа. Простота управления такой структурой быстро станет очевидной для тех, кто уже пытал­ся представить огромное количество программ в совре­менных церквях в виде какой-нибудь мало-мальски уп­равляемой структуры.

Теперь стоит ли удивляться тому, что церковь д-ра Йонги Чо смогла вырасти до 750000 человек, организо­ванных в 25000 домашних ячеек, и что сам Йонги Чо говорит при этом, что зачастую вынужден ходить по офису в поисках работы? Возможно ли то, что пастор Дион Робертс из Кот-д’Ивуара (бывший Берег Слоно­вой Кости), что в Западной Африке, может служить 120000 верующих в 8000 домашних ячейках без помощи компьютеров и картотек с почтовыми адресами?

Я понял, что настоящая гениальность заключается не в способности делать вещи сложными, а наоборотв умении делать их простыми.

Смысл ячеечной церкви заключается не в том, что­бы люди собирались по домам и пили вместе чай. Она призвана упростить церковную структуру, что поможет каждому максимально сосредотачивать свое внимание на общей задаче. Я понял, что настоящая гениальность заключается не в способности делать вещи сложными, а наоборот — в умении делать их простыми. Любой ребе­нок может вытащить все свои игрушки и захламить ими комнату. И только взрослому под силу содержать свой дом в чистоте и порядке. Мы живем в стране (имеются в виду США. — Ред.), где популярные общегородские кон­курсы зачастую дают толчок тем программам, которые Господь вовсе не планировал и которые мы сами не в силах осуществить. Измотанные пасторы ищут новей­шие проекты и программы для добровольцев, берутся за них и тут же бросают. Они носятся по разным конфе­ренциям, привозят оттуда новые проекты и загружают ими своих помощников, и без того уставших от мета­ний между четырьмя или пятью совершенно разными служениями. Мы должны все упростить.

 

Заполнение расселин с помощью распределения обязанностей

Упрощение структуры хорошо видно на примере пе­рехода системы работы с новообращенными в Вифании от ориентации на программы к ориентации на ячейки. Прежний тип системы начинал работать, когда в конце собрания человек принимал спасение. Новообращенно­го приглашали пройти в отдельную комнату, где его про­сили заполнить специальную карточку. Его данные пе­редавались в программу по работе с новообращенными, и в течение нескольких дней с ним связывался один из лидеров церкви. После этого карточку отправляли от­ветственному за занятия для новообращенных, которые, как следовало надеяться, впоследствии посещал этот че­ловек. Отсюда карточка переходила в какую-нибудь до­машнюю группу. В этот процесс входило еще несколько ступеней, но в конечном итоге вырисовывалась следу­ющая картина: люди прибывали в эту систему сотнями, а учениками становились лишь немногие.

Вся наша программа выглядела гладко только на бумаге, а на деле оказывалось, что работала она, мягко говоря, неуклюже. Люди, трудившиеся на каждой ее сту­пени, не имели с новообращенными родственных отно­шений. Каждую неделю их внимание приковывалось к «новейшим» обращенным с последнего воскресного со­брания. В результате те люди, которые находились уже на каких-то этапах программы, оказывались в рассели­нах. Иными словами, про них забывали.

Как видите, было сложно сберечь жатву. Следует за­метить, что зачастую федеральные и муниципальные программы работают примерно так же, когда совершен­но разные ведомства, пытаясь решить одну и ту же про­блему, пересекаются и конфликтуют между собой. Та­кая несовершенная система принесла правительству Соединенных Штатов немало бедствий, почти те же беды она несет и в церковь.

С введением ячеечной структуры ситуация улучши­лась кардинальным образом. В то время как человек про­износит молитву покаяния у сцены на служении, за его спиной уже стоит лидер домашней группы. После мо­литвы новообращенного приглашают в один из наших районных офисов, где его встречает наш сотрудник, слов­но представитель авиакомпании, принимающий рейс. Там записывают его домашний адрес, а затем вместе с лидером ячейки или консультантом направляют в один из семи районных офисов, который расположен ближе всего к его дому. Там же он смотрит короткий видеоро­лик о Вифании и жизни ячеек, после этого его пред­ставляют соответствующему зональному пастору. Та­ким образом человек «принимает» Иисуса и ячейки одновременно! Теперь у новообращенных больше нет внутреннего предубеждения против ячеек, вместо этого у них есть потрясающая группа поддержки и духовная семья, которая поможет им на их новом пути.

В течение суток один из пасторов и лидер ячейки на­вещают нового верующего и приглашают его на собра­ние ближайшей группы. Если человек приходит в цер­ковь вместе с членом какой-то ячейки, он или она направляется туда же. Общение уже налажено, теперь начинается процесс воспитания новообращенного и уста­новление дружеских отношений с настоящими христи­анами. Люди больше не являются частью программы; вместо этого они попадают в естественную среду, где царит любовь и где они проходят обучение и сами ста­новятся лидерами.

Используя этот метод, за прошедшие четыре года Ви­фания заменила все свои программы домашними груп­пами. Все функции прежних программ мы сохранили и по сей день, но теперь они выполняются с помощью яче­ек. Через то, что мы называем «делегированной ответ­ственностью», все дела церкви были распределены по ячеечной структуре. Каждая ячейка знает свои задачи по оказанию пасторской заботы людям, воспитанию ново­обращенных, помощи различным служениям, молитве за миссионеров, помощи голодным и во всех остальных функциях поместной церкви. Каждая ячейка анализи­рует духовные дары своих членов, чтобы помочь им занять свое место в церкви. Раз в неделю их дары высво­бождаются на собрании домашней группы и раз в три месяца — на общем собрании (более подробно об этом читайте главу 3).

 

Ячеечная церковь и церковь с ячейками

Вы, наверное, уже успели заметить, что мы говорим не о церкви с ячейками, а о ячеечной церкви. Ячейки — это не приложение, требующее внимания наравне с лю­бой другой программой, они и ЕСТЬ сама программа. Будучи ранее пастором церкви с ячейками, я крутился, как один известный жонглер, выступавший в шоу Эда Салливана много лет назад. Он раскручивал тарелку и таким образом удерживал ее на трости, эту процедуру он проделывал с 15-20 тарелками. Трюк заключался в следующем: жонглер должен был постоянно бегать меж­ду ними и раскручивать их, чтобы они не падали. Таким образом, чтобы тарелки удерживались на своих местах, требовалось его личное вмешательство.

Налицо портрет типичного пастора! Все программы постоянно требуют личного вмешательства и внимания со стороны пастора, иначе исполнители вскоре утратят к ним интерес. Лидеры просят пастора встретиться за ужином с их командами, упомянуть об их служении со сцены и привнести туда новые идеи. Пастор, и без того перегруженный, постоянно бегает между «тарелками», озабоченный тем, чтобы ни одна из них не остановилась и не разбилась! Теперь я могу точно сказать, что все это «жонглерское» сумасшествие для меня закончилось. Сей­час я фокусирую свою энергию, видение и внимание на одной-единственной «тарелке», которая несет на себе все цели нашей церкви, — наших домашних группах.

По сути, Вифания сегодня похожа на операционную систему Microsoft Windows. Все прежние программы цер­кви продолжают функционировать, но теперь они при­ведены к общему формату. Благотворительность, рабо­та с новообращенными, посещение больниц, помощь нуждающимся, молодежное служение, помощь одино­ким, служение ходатайства, обеды с целью общения, буд­ничная работа, служба порядка (местоуказатели), обслу­живание стоянок и многие другие функции церкви теперь еженедельно выполняются самими ячейками. Рас­сеялась атмосфера соперничества, которая мешала всем, и Вифания наполнилась простым духом Первой церк­ви. Переход к ячеечной системе может показаться чем- то вроде излишнего упрощения вещей, но я абсолютно уверен, что эта система прекрасно действует в нашей церкви. И самое замечательное состоит в том, что в даль­нейшем она будет удовлетворять всем нашим потреб­ностям, даже если у нас произойдет феноменальный рост.

 

 

Новые представления о работе церкви

При строительстве ячеечной церкви потребуется от­клонение от стереотипов. Стереотипы контролируют наше восприятие того, что мы видим и переживаем. Они аттпскладываются из целого набора представлений. Рисунок, кото­рый вы видите, прекрасно ил­люстрирует то, что происходит, если их изменить. Присмотри­тесь к рисунку повнимательнее. На нем можно увидеть старую женщину с большим, выступа­ющим вперед подбородком, ко­торая смотрит куда-то вниз, или молодую даму, которая смотрит в сторону, через правое плечо. Одно из изображений вы уви­дите первым. Чтобы переключиться на второе, нужно будет постараться. Множественная смена представлений, которая обычно требует от нас усилий и напряжения, чтобы увидеть вещи по-другому, в итоге приводит к от­клонению от стереотипов. Мы начинаем воспринимать реальность иначе.

Часто церковь воспринимается как некий набор про­грамм, а не как возможность строить отношения. До­машние группы представлялись нам как группы поддер­жки или как одно из рядовых служений в церкви. Отклонение от стереотипов, которое мы должны осуще­ствить, заключается в том, чтобы начать видеть в ячей­ках саму церковь. В Боготе, Колумбия, Международная Харизматическая Миссия (МХМ) проповедует Евангелие местному шестимиллионному населению через домаш­ние группы. В 1994 году церковь выросла до 1500 ячеек, в 1995 — до 4500, а в 1998 году, на момент написания данной книги, эта церковь уже состоит из 14000 домаш­них групп! Молодежное служение МХМ насчитывает 6600 ячеек, и одна только молодежь завоевывает до 600 новообращенных в неделю! Я знаю, у нас в Америке есть просто великолепные программы, но какая из них мо­жет принести такой плод?

 

Обрезание церковных «пасынков»

В процессе созревания помидорного куста на месте ответвления плодоносных веток от основного стебля по­являются маленькие отростки. Эти бесполезные отрост­ки называют пасынками, поскольку плодов они не при­носят, а только вытягивают жизненные соки из основных веток. Если их не обрезать, то на плодоносных ветках вырастут мелкие помидоры. Сколько таких «пасынков», которые тянут на себя финансы, энергию и время и не исполняют Великого поручения, существует в наших слу­жениях? В девятой главе мы рассмотрим способы пере­дачи каждой программы ячейкам, но здесь нас интере­сует, продолжат ли служения выполнять свои функции, если мы передадим программы.

Отвечу, что да. Передача займет время и потребует хороших пасторских навыков. Здесь нужно будет про­явить терпение и способность ставить долговременную цель. Я могу засвидетельствовать, что присутствие на ли­дерском собрании в окружении 24 пасторов, которым нечего обсуждать, кроме ячеек, приносит такую радость, какую невозможно описать. Наши пасторы счастливы, члены церкви счастливы, наши новообращенные счаст­ливы, моя жена счастлива. Каждую неделю на город ока­зывается духовное влияние со стороны более чем 540 до­машних ячеек, и кто знает, что Бог запланировал для нас в будущем.

 

Ячейки — новый мировой стандарт

Не только наше служение претерпело такие револю­ционные изменения, но и миссионерские организации по всему миру, с которыми мы сотрудничаем, также пере­шли на ячеечную структуру. В Найроби, Кения, цер­ковь пастора Дональда Мэттени, численностью в 1200 человек, собиралась в гостинице «Интерконтиненталь». К тому времени ей уже исполнилось 10 лет, и три собра­ния в день не могли вместить огромные массы людей, приходивших к Господу. В августе 1994 года пастор Мэт­тени побывал на нашей национальной конференции яче­ечных церквей и, вернувшись обратно, решил применить у себя систему ячеек. Через три года его церковь стала собираться на открытом стадионе, а на каждом воскрес­ном служении присутствовало 3500 человек. Сейчас 450 ячеек церкви «Лайтхаус» в Найроби посещает более 2500 человек, и каждый месяц в этих ячейках приходит к Гос­поду в среднем по 350 человек.

Ячеечная структура — это система работы церкви, которая быстро превращается в мировой стандарт. Эту новую ячеечную систему можно сравнить с плавным переходом американского стандарта мер и весов к меж­дународной метрической системе. Теперь наша коман­да может быстро и легко координировать свои действия и перенимать опыт у других лидеров ячеечных церквей в Южной Африке, на Филиппинах, в Таиланде, Сальва­доре, Сингапуре, Колумбии, Корее, Мексике или в лю­бой другой стране, где существует ячеечная структура.

За некоторыми исключениями, структуры совре­менных американских церквей настолько громоздки, что их просто невозможно применить в других, менее «мудреных» культурах по всему миру. Децентрализо­ванная, многоуровневая структура служения работает на китайскую церковь вот уже в течение 50 лет гонений, и именно эта структура явилась причиной такого по­трясающего роста церкви в Эфиопии в течение 10 лет преследований со стороны коммунистов. Яркие передо­вые лидеры ячеечных церквей мирового класса теперь едва ли посмотрят в сторону американских церквей чис­ленностью в 10-15 тысяч человек, когда сами они явля­ются пасторами 50-100 тысяч человек и более. Бог благо­словляет то, что происходит сейчас в Вифании, но готовы ли мы сами вырасти до такого числа верующих?

Для того чтобы пересмотреть все наши драгоценные традиции пасторства, евангелизации и обучения, нам по­требуется расстаться с нашими стереотипами: грядущее пробуждение не оставляет нам другого выбора! Иисус повелел Петру закинуть сети (во множественном числе), а его ответом была только одна сеть (см. Лк. 5:4-5). Ре­зультат предсказуем: его сеть порвалась. Может быть, Бог дает нам свежее понимание и откровение о большей сети, которая сможет поймать и удержать «великое множество рыбы». Когда мы рассматриваем основные функции поместной церкви (пасторство, евангелизация и подго­товка лидеров), попробуйте сравнить вашу собственную структуру и честно оценить эффективность ее работы в этих трех направлениях.

При современных громоздких и сложных церковных структурах мы можем оказаться неготовыми к тому, что­бы удержать и обучить великую жатву во время после­днего пробуждения. Как-то раз я читал об одном владель­це 500 компаний, который выбросил стопки заумных руководств по ведению бизнеса ради одной страницы с философским высказыванием.[1] Все громоздкие и слож­ные операции были сформулированы в новой простой философии управления бизнесом. Совершенно очевид­но, что для руководства ячейками требуется наличие на­выков управления, однако насколько все упростится, когда каждый будет сосредоточен на выполнении общей задачи и при этом будет применять общие для всех идеи.

Давайте подготовимся к переменам. Давайте поста­вим высокие цели, возьмемся за руки, склоним головы и попросим Бога помочь нам сделать ячеечную систему действующей в нашей стране. Мы входим в пробужде­ние. В течение следующих пяти лет миллионы войдут в Тело Христа, и их необходимо будет обучить и послать в этот мир. Откройте сердце и достаньте свой блокнот. Возможно, в Билле Гейтсе все-таки что-то есть.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

[1] Томас Петерс и Роберт Уотерман, “В поисках превосходства(In Search of Excellence: Lessons from America’s Best-Run Companies, New York: Warner Books, 1984), c. 65.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.