21.12.2015
Скачать в других форматах:

Лэрри Стокстил

Ячеечная церковь

Глава 9. Время перемен

Сейчас, когда я пишу эту главу, я лечу на самолете на высоте 12000 метров. Примерно час назад мы испытали на себе небольшую турбулентность. Терпеть не могу все эти воздушные ямы, но я рад, что самолет продолжает лететь прежним курсом. Хотя его немного потряхивает и подергивает, мощные двигатели продолжают нести нас вперед к месту назначения. Опытные пилоты знают, как пролетать сквозь воздушные ямы. Они меняют высоту, направляют самолет вдоль мощных штормовых пото­ков, используя навигационные приборы. Они успешно преодолевают все препятствия, которые ставит перед ними воздушное пространство.

Примерно так же лидеры церкви должны быть под­готовлены к множеству препятствий, к духовной «тур­булентности», с которой мы столкнемся, взлетая выше, чем когда-либо мы могли взлететь в наших поместных церквях! Решение остается прежним: нужно двигаться вперед.

 

Переключая скорости

При любом продвижении вперед требуется наличие плавных сдвигов, изменений и этапов. Например, для переключения скорости в автомобиле всегда использу­ется сцепление. Без него зубцы одной шестерни начнут задевать зубцы другой, в результате раздастся сильный скрежет, шестерни начнут быстро изнашиваться, и по­ломка вам гарантирована.

При любых «переключениях» церковь не застрахо­вана от опасностей. Изменения вызывают страху 71 про­цента жителей Америки, независимо от типа личности. Большая часть населения нашей страны привязана к сво­им старым тапочкам и работе и предпочитает прежних лидеров, тот же порядок обслуживания в «Макдоналд­се», одни и те же места для парковки, те же скамейки и стульчики в церкви и ощущение неизменности заведен­ного порядка во всех областях своей жизни. Поэтому пасторы должны осторожно вести почти 71 процент своего собрания вдоль привычных «шоссейных дорог» и учиться вносить изменения, не причиняя ущерба церкви.

Когда наша церковь переходила к ячеечной структу­ре, на пути к ней нам попадалось несколько мест, минуя которые мы применяли «сцепление». Я надеюсь, что смо­гу помочь вам пройти все эти моменты, предупредив вас о вещах, в которых мы сами делали ошибки, забывая порой о безопасности членов церкви.

«Сцепление» доверия

Первое «сцепление», которое мы применили в Ви­фании, заключалось в доверии. Тот месяц в 1993 году, когда мы представили на всеобщее обозрение програм­му ячеек, был еще и месяцем, когда мы окончательно выкупили все наши здания общей площадью в 10000 квадратных метров и 40 гектаров земельной собствен­ности, оплатив их залоговую стоимость на 10 лет рань­ше установленного срока! В том же году Господь дал нам возможность вложить 1,3 миллиона долларов в миссио­нерскую работу, поэтому доверие к курсу и служению нашей церкви к тому моменту уже было непоколебимым.

Д-р Рик Уоррен очень живо проиллюстрировал, как перемены и преобразования влияют на наши церкви. Он говорит, что у любого лидера в церкви есть свой «дебет» и «кредит». «Дебет» — это когда путь, которым лидер повел церковь, заканчивается провалом. «Кредит» — это путь, который приводит к очевидному успеху. Церковь же ведет свой «балансовый отчет»! Если «дебет» пастора перевешивает «кредит», то он, объявляя о переходе к ячеечной структуре, может столкнуться с некоторым со­противлением.

Вифания не переживала банкротства, поэтому все знали, что она не нуждается в «ремонте». Тем не менее, как старший пастор, я осознавал, что некоторые вещи в нашей структуре, связанные с пасторской заботой, евангелизацией и подготовкой лидеров, должны будут изме­ниться. Только тогда церковь будет готова к грядущему пробуждению в стране.

 

«Сцепление» управления

Необходимость в переменах привела нас ко второму «сцеплению» — работе в структуре управления церкви. Управление церковью имеет первостепенное значение для достижения успеха в любых изменениях. Управлен­ческое звено Вифании развивается вот уже в течение 34 лет, и всегда оно придерживалось одного ключевого принципа — простоты.

Гибкость и подотчетность

Любая структура управления, которая ограничивает пасторское руководство в исполнении видения церкви, не от Бога. Кто-то сказал, что Моисей так бы и остался на берегу Красного моря, если бы назначил там комис­сию по решению вопроса «переходить или не переходить море»! Бог избирает лидера, или Моисея, чтобы тот вел народ, и дает ему видение и план для церкви. Тем не ме­нее, этот человек должен также быть подотчетным дру­гим, для того чтобы избежать необдуманных шагов, про­тиворечащих Слову Божьему. Ключевыми здесь должны стать два момента — гибкость и подотчетность.

 

Пресвитеры

Структура Вифании создана с учетом гибкости и по­дотчетности. У нас есть три «внешних» пастора, кото­рые служат пресвитерами. Это люди 55 лет и старше, имеющие не менее 30 лет опыта пасторского служения. Старший пастор подотчетен непосредственно пресвите­рам, вплоть до того, что они имеют право отстранить его от служения в случае нарушения установленных мо­ральных, этических, финансовых или библейских норм.

 

Старейшины

Другой частью управления Вифании являются трое старейшин. Это люди, чьи качества соответствуют биб­лейским требованиям, описанным в Первом послании к Тимофею (3:1-7). Они участвуют в одном из пяти слу­жений, перечисленных в Послании к Ефесянам (4:11). Обычно это трое лидеров из числа наших штатных ра­ботников, имеющих многолетний опыт в пасторском служении.

 

Дьяконы

Последнюю часть представляют три дьякона, служе­ние которых состоит в руководстве практической сто­роной деятельности церкви. Дьяконы оказывают по­мощь в приобретении собственности и участвуют в принятии решений, касающихся финансовой стороны работы церкви. Как старший пастор, я являюсь десятым членом нашего совета директоров. Таким образом, фи­нансовые решения в церковном служении принимают­ся при согласии трех старейшин, трех дьяконов и моем.

Любая жалоба на меня лично должна направляться трем пресвитерам. Духовные решения и вопросы, свя­занные с направлением нашего служения в целом, ни­когда не зависят от мнения дьяконов, потому что это сфера ответственности старейшин. Такая организация обеспечивает нас необходимой подотчетностью и позво­ляет избегать лишних проблем, которые возникают тог­да, когда, например, дьяконов просят заняться духовны­ми делами церкви.

Каким бы ни было руководство вашей церкви, убе­дитесь, что оно содержит в себе оба элемента — гибкость и подотчетность. Если основание вашей церкви заложе­но неправильно, любая попытка изменить структуру и направление работы окажется трудным делом. Резуль­тат может быть похожим на то, что приключилось с од­ним моим другом, когда тот решил построить новый дом. Во время закладки фундамента рабочий, который это делал, находился в глубоком запое. По его вине пло­щадь фундамента отклонилась от намеченного плана почти на полметра! Но что сделано, то сделано! Из-за этого пришлось подрезать угол у фанерных листов, стро­ительных блоков, каркаса, антресолей, стен и даже у ков­ра. При неправильном фундаменте все ваши «шестерни в коробке передач» будут отчаянно скрипеть и надры­ваться, когда вы будете пытаться выполнить то, к чему вас призывает Господь.

 

«Сцепление» радости

Третье «сцепление», которое понадобилось Вифании для плавного перехода, можно просто описать одним словом — радость. Первейшим признаком живой церк­ви является то, что ее члены много смеются! Это указы­вает на то, что в такой церкви нет ощущения давления, нет контроля или манипуляции.

Лучше всего я могу проиллюстрировать, какое дей­ствие оказывает радость, рассказав историю моего дру­га, побывавшего в Израиле в качестве туриста. Однаж­ды он выглянул в окно автобуса и увидел стадо овец, позади которого шел, как он подумал, пастух. Мой друг сказал гиду: «А я думал, что пастух должен идти перед стадом». На это гид ответил так: «Так ведь это же не па­стух, а мясник. Пастух ведет, а мясник толкает».

Мне никогда не забыть этой иллюстрации. Часто мы, пасторы, толкаем людей к переменам! Вместо того что­бы мягко вести церковь собственным примером и энту­зиазмом, мы избираем путь принуждения и манипуля­ций. Из-за преобладания такой тенденции я призываю наших пасторов следить за тем, чтобы они поддержива­ли в себе радость в Господе во всех своих делах. Когда люди приходят в церковь после долгого трудового дня или недели, им меньше всего хочется видеть пастора с лицом, «как у лося, жующего опилки»!

Многому можно поучиться у церкви в Сальвадоре. Во время моей недавней поездки туда я присутствовал на общем собрании лидеров ячеек. Там я стал свидете­лем того, как они выкрикивают слова поддержки и одоб­рения, выражающие единство цели. «Мы можем взять этот город?» — задается вопрос. Все отвечают: «ДА!» Зву­чит вопрос: «Мы можем проповедовать Евангелие не­спасенным?» И все опять отвечают: «ДА!» В течение не­скольких минут все лидеры радуются тем победам, которых добьются их группы на следующей неделе.

Старую поговорку «Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить» можно дополнить словами «но МОЖНО добавить соли в ее овес».

На вопрос, зачем они это делают, один лидер отве­тил так: «Если жители Ефеса могли кричать для своей Дианы, пустого идола, в течение двух часов, то насколь­ко сильнее должны кричать мы в течение нескольких минут, чтобы прославить истинного и живого Бога!» Мы не пытаемся «подстрекать» людей приобщаться к чему- то пустому и ложному, и наша работа для Господа долж­на быть наполнена радостью. Исполненные Святым Ду­хом лидеры ячеек — это плодотворные лидеры, а время обильной совместной хвалы и молитвы помогает нам поддерживать чувство движения вперед даже во време­на трудностей.

Радостный настрой должен исходить от кафедры. Па­стор должен испытывать эмоциональное возбуждение от принятого видения и передавать его другим с тем же позитивным настроением. Вместо того чтобы «пилить» людей, которые еще не ходят на ячейки, пастору лучше радоваться с теми, кто их посещает, и давать позитив­ные свидетельства эффективности их служения.

Старую поговорку «Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить» можно дополнить словами «но МОЖНО добавить соли в ее овес». Один из спосо­бов, которым в Вифании «подсаливается овес», заклю­чается в том, что на многих служениях мы используем веселые пародии, в которых изображаем типичного ве­рующего, решающего, пойти ему на собрание ячейки или нет. Все присутствующие, включая и тех, кто не посеща­ет ячейки, заливаются громким смехом и начинают по­нимать, как здорово быть в ячейке.

Я принял решение поддерживать у себя радость в служении и стремиться к ней на всем пути к небесам. Никакой метод или система не стоит того, чтобы по­терять из-за них радость. Даже Павел говорил: «...мы споспешествуем радости вашей» (2 Кор. 1:24).

 

«Сцепление» успеха

Четвертый элемент в успешном переходе к новому заключается в строительстве на фундаменте успеха. Боль­шинство крупнейших корпораций, для того чтобы ут­вердить свой новый продукт на рынке, организуют пи­лотные проекты и пробные рынки. Тот же самый принцип исследования рынка может понадобиться и при утверждении нового ячеечного служения.

Переход к ячейкам в Вифании начался на подготов­ленной базе (молитвенное служение «Армия Гедеона»), и успех в деле умножения был гарантирован. Тем не ме­нее, я знаю одну церковь, которая с энтузиазмом приня­ла видение о ячейках и немедленно распределила всех своих членов по ячейкам. Не имея должной подготовки и опыта, некоторые группы уже через несколько недель закончили свое существование полным провалом. Такой печальный опыт надолго оставил неприятный осадок в душе у некоторых верующих.

Ничто не бывает таким успешным, как сам успех! От­крывайте группы, у которых есть большие шансы на ус­пех. Первыми успешными лидерами могут стать верую­щие, сильные в молитве, способные позаботиться о людях и твердые в видении. Вы можете спросить: «А что, если у меня НИКОГО похожего нет?» Начните с молит­венных лидеров. Затем ищите «молитвенников» со спо­собностью вести других.

«Сцепление» видения

Видение — это «сцепление», которое позволяет ва­шей надежности, гибкости, подотчетности, радости, ус­пеху и любви плавно вести церковь оттуда, где она сей­час, туда, где вы хотите ее видеть. По мере того как вы будете проводить время с людьми, у которых есть силь­ное желание служить и помогать другим, и обучать их, они постепенно подхватят ваше видение, и церковь ав­томатически перейдет к новому курсу.

Часто пастор пытается перевести церковь на ячееч­ную работу, сделав лидерами ячеек ее старейшин, или дьяконов. Мы обнаружили, что такой подход ошибочен и не эффективен, поскольку эти лидеры обладают не большим пасторским даром, чем многие другие члены церкви. Они хорошо справляются с обязанностями в практической сфере как дьяконы, но это не значит, что они также окажутся хорошими наставниками. Пусть ваши старейшины остаются там, где они есть, если они этого хотят, но не заставляйте их вести группы только потому, что они до этого уже входили в лидерский со­став церкви.

Существует опасность, что человек, являющийся ли­дером в церкви, воспримет ваше видение негативно и даже враждебно. Если фокус ваших ячеек направлен на обучение и воспитание новообращенных, а также новых членов церкви, «бороться» будет не из-за чего! Пробле­мы возникают тогда, когда вы начинаете принуждать членов церкви присоединяться к ячейкам или пытаетесь манипулировать каким-либо лидером церкви, чтобы он стал лидером ячейки.

Каждый хочет участвовать в успешном проекте. Луч­шая реклама — довольный клиент! Чтобы осуществить правильный переход, начните с нескольких лидеров, к которым у вас есть полное духовное доверие. Это зре­лые в Господе люди, которые ходят Его путями, а также имеют некоторые личные способности, чтобы достигать и обучать других. В группах с такими лидерами едва ли будет хватать места для всех желающих там побывать.

 

«Сцепление» терпения

Другим необходимым «сцеплением» при переходе церкви является терпение. Однажды я прочитал об од­ном сорте азиатского бамбука, который за первые че­тыре года вырастает до высоты одного-двух метров, а затем, на пятом или шестом году жизни, внезапно вы­махивает до высоты 30 метров!

Я объявил нашей церкви, что впереди нас ждет пя­тилетний переходный период. Первичный рост ячеек происходил быстро, поскольку к ним присоединялись члены церкви. На четвертом году он замедлился, так как лидеров уже не хватало. Тогда мы занялись изучением принципа двенадцати. Рост резко увеличился на пятом году, когда в наших географических районах начали формироваться однородные ячейки.

Вы также можете ожидать, что Господь укажет вам на небольшие детали в вашей структуре, которые помо­гут вашим ячейкам вырасти. Подобно фермерскому хозяйству, домашние группы требуют усердного труда! В Послании Иакова об этом говорится так: «Вот, земле­делец ждет драгоценного плода от земли и для него тер­пит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (5:7).

Многие пасторы страдают так называемым духов­ным нарушением внимания и поэтому имеют привыч­ку перепрыгивать от одного ответа к другому. Вместо того чтобы сосредоточиться на ячейках, они переклю­чаются на десятки других приемов служения (например, постоянно путешествуют, изобретают какие-нибудь про­граммы, становятся членами разных советов и органи­заций). В результате среди овец начинает воцаряться беспокойство и замешательство. Можно решить эту про­блему с помощью методики, которая часто использует­ся в светских деловых организациях.

Каждый год большинство крупнейших корпораций посылает своих административных работников, по мень­шей мере, на три дня мыть полы, готовить гамбургеры или выполнять еще какую-нибудь работу на самой низ­кой ступени компании. Такая «встреча с клиентом» зас­тавляет людей, занимающих руководящие посты, стол­кнуться с реальными проблемами своих рабочих прежде, чем они начнут придумывать грандиозные проекты.

Я рекомендую всем пасторам взять на себя руковод­ство ячейкой хотя бы на какое-то время и на себе испы­тать, что значит в спешке перекусывать на ходу перед служением! Любой ваш малейший опыт может стать для других богатым материалом для изучения и показатель­ным примером того, что «генералы» не живут отдельно от своих «солдат». Постепенно вы начнете наблюдать за тем, как ваша долгосрочная лидерская программа будет прямо на ваших глазах приобретать вид больших стро­ительных блоков. Однажды многие из тех, с кем вы встретились в самом низу, станут вашими помощника­ми, поэтому относитесь серьезно к их подготовке!

 

«Сцепление» передачи видения

Последнее «сцепление», призванное помочь в успеш­ном переходе церкви к ячеечной структуре, имеет отно­шение к элементу личности пастора. Это передача виде­ния. Я также слышал, что это «сцепление» называют управлением. Как бы вы его ни назвали, оно обозначает способность передавать видение команде и вдохновлять ее членов, чтобы они работали с подлинной заинтересо­ванностью и энтузиазмом ради достижения общей цели. К сожалению, этот элемент не столь очевиден в работе многих пасторов. Они могут быть хорошими наставни­ками и христианами, но при этом не иметь способности вдохновлять других членов церкви безраздельно посвя­тить себя добровольному служению.

Когда апостол Петр вначале пытался организовать управление, он говорил настолько неумело, что хорошим оратором его сложно было бы назвать! Но, в конце концов, он смог повести за собой целую армию, которая в единстве выступила против врага!

У всех нас разные стили управления, поэтому я реко­мендую, чтобы пасторы воспользовались профессио­нальными тестами и определили свой личный стиль: «Первопроходец», «Влиятельный», «Устойчивый» или «Осторожный».[2] Стили, или их комбинации, проявля­ются в способах, которыми пастор ведет церковь к пере­менам. «Первопроходцы» (2 процента населения Аме­рики) идут напролом, бросают вызов любым устоявшимся порядкам и не берут пленных. «Влиятель­ные» (11 процентов населения) — это люди «публичной политики», они выступают с речами, вдохновляют мас­сы, но часто не придают значения деталям. «Устойчи­вые» лидеры (71 процент населения) предпочитают хо­рошо протоптанные дорожки и чувствуют себя неуютно, когда им приходится шагать во что-то непроверенное и неиспытанное. «Осторожные» лидеры (16 процентов на­селения) — это аналитики, по своей сути стремящиеся к успеху путем отшлифовывания методов и тщательной организации системы и процесса. Мой опыт показыва­ет, что в нашей стране наиболее эффективными пасто­рами являются те, чей характер соответствует комбина­ции «П-В», т. е. первопроходцы, ориентированные на людей. Если вы обнаружите, что не соответствуете этой категории, а скорее даже являетесь устойчивым и осто­рожным пастором, будет лучше, если вы объединитесь в вашей церкви с человеком, который обладает первы­ми двумя качествами, и назначите его на должность ко­ординатора ячеек. Без него мало что может произойти и сохраниться в целости.

Если вы ведете свою церковь к ячеечной структуре, проверьте степень доверия к вам, ваше управление, ра­дость, терпение и передачу видения. Взяв на вооруже­ние все эти пять факторов и объединив их с хорошей порцией молитвы и поста, вы станете свидетелем потря­сающих событий.

Вы готовы к переменам? Тогда нажмите педаль сцеп­ления и переключите скорость. То, что должно было стать для вас сложным переходным периодом, на самом деле окажется простым, интересным и захватывающим. Все же, когда все начнется, вам следует помнить, что этот процесс будет длиться на протяжении нескольких лет и станет ключом к успеху в собирании и сохранении ог­ромной жатвы, ожидающей нас в ближайшем будущем. Итак, подготовьтесь к жатве!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

[2] Этот тест (“D.I.S.C.”) является частью Системы личностей (The Personality System), которую можно заказать по следующему адре­су: The Institute for Motivational Living, Inc, P.O. Box 925, New Castle, PA 16103.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.