Лэрри Стокстил
Ячеечная церковь
Глава 9. Время перемен
Сейчас, когда я пишу эту главу, я лечу на самолете на высоте 12000 метров. Примерно час назад мы испытали на себе небольшую турбулентность. Терпеть не могу все эти воздушные ямы, но я рад, что самолет продолжает лететь прежним курсом. Хотя его немного потряхивает и подергивает, мощные двигатели продолжают нести нас вперед к месту назначения. Опытные пилоты знают, как пролетать сквозь воздушные ямы. Они меняют высоту, направляют самолет вдоль мощных штормовых потоков, используя навигационные приборы. Они успешно преодолевают все препятствия, которые ставит перед ними воздушное пространство.
Примерно так же лидеры церкви должны быть подготовлены к множеству препятствий, к духовной «турбулентности», с которой мы столкнемся, взлетая выше, чем когда-либо мы могли взлететь в наших поместных церквях! Решение остается прежним: нужно двигаться вперед.
При любом продвижении вперед требуется наличие плавных сдвигов, изменений и этапов. Например, для переключения скорости в автомобиле всегда используется сцепление. Без него зубцы одной шестерни начнут задевать зубцы другой, в результате раздастся сильный скрежет, шестерни начнут быстро изнашиваться, и поломка вам гарантирована.
При любых «переключениях» церковь не застрахована от опасностей. Изменения вызывают страху 71 процента жителей Америки, независимо от типа личности. Большая часть населения нашей страны привязана к своим старым тапочкам и работе и предпочитает прежних лидеров, тот же порядок обслуживания в «Макдоналдсе», одни и те же места для парковки, те же скамейки и стульчики в церкви и ощущение неизменности заведенного порядка во всех областях своей жизни. Поэтому пасторы должны осторожно вести почти 71 процент своего собрания вдоль привычных «шоссейных дорог» и учиться вносить изменения, не причиняя ущерба церкви.
Когда наша церковь переходила к ячеечной структуре, на пути к ней нам попадалось несколько мест, минуя которые мы применяли «сцепление». Я надеюсь, что смогу помочь вам пройти все эти моменты, предупредив вас о вещах, в которых мы сами делали ошибки, забывая порой о безопасности членов церкви.
Первое «сцепление», которое мы применили в Вифании, заключалось в доверии. Тот месяц в 1993 году, когда мы представили на всеобщее обозрение программу ячеек, был еще и месяцем, когда мы окончательно выкупили все наши здания общей площадью в 10000 квадратных метров и 40 гектаров земельной собственности, оплатив их залоговую стоимость на 10 лет раньше установленного срока! В том же году Господь дал нам возможность вложить 1,3 миллиона долларов в миссионерскую работу, поэтому доверие к курсу и служению нашей церкви к тому моменту уже было непоколебимым.
Д-р Рик Уоррен очень живо проиллюстрировал, как перемены и преобразования влияют на наши церкви. Он говорит, что у любого лидера в церкви есть свой «дебет» и «кредит». «Дебет» — это когда путь, которым лидер повел церковь, заканчивается провалом. «Кредит» — это путь, который приводит к очевидному успеху. Церковь же ведет свой «балансовый отчет»! Если «дебет» пастора перевешивает «кредит», то он, объявляя о переходе к ячеечной структуре, может столкнуться с некоторым сопротивлением.
Вифания не переживала банкротства, поэтому все знали, что она не нуждается в «ремонте». Тем не менее, как старший пастор, я осознавал, что некоторые вещи в нашей структуре, связанные с пасторской заботой, евангелизацией и подготовкой лидеров, должны будут измениться. Только тогда церковь будет готова к грядущему пробуждению в стране.
Необходимость в переменах привела нас ко второму «сцеплению» — работе в структуре управления церкви. Управление церковью имеет первостепенное значение для достижения успеха в любых изменениях. Управленческое звено Вифании развивается вот уже в течение 34 лет, и всегда оно придерживалось одного ключевого принципа — простоты.
Гибкость и подотчетность
Любая структура управления, которая ограничивает пасторское руководство в исполнении видения церкви, не от Бога. Кто-то сказал, что Моисей так бы и остался на берегу Красного моря, если бы назначил там комиссию по решению вопроса «переходить или не переходить море»! Бог избирает лидера, или Моисея, чтобы тот вел народ, и дает ему видение и план для церкви. Тем не менее, этот человек должен также быть подотчетным другим, для того чтобы избежать необдуманных шагов, противоречащих Слову Божьему. Ключевыми здесь должны стать два момента — гибкость и подотчетность.
Пресвитеры
Структура Вифании создана с учетом гибкости и подотчетности. У нас есть три «внешних» пастора, которые служат пресвитерами. Это люди 55 лет и старше, имеющие не менее 30 лет опыта пасторского служения. Старший пастор подотчетен непосредственно пресвитерам, вплоть до того, что они имеют право отстранить его от служения в случае нарушения установленных моральных, этических, финансовых или библейских норм.
Старейшины
Другой частью управления Вифании являются трое старейшин. Это люди, чьи качества соответствуют библейским требованиям, описанным в Первом послании к Тимофею (3:1-7). Они участвуют в одном из пяти служений, перечисленных в Послании к Ефесянам (4:11). Обычно это трое лидеров из числа наших штатных работников, имеющих многолетний опыт в пасторском служении.
Дьяконы
Последнюю часть представляют три дьякона, служение которых состоит в руководстве практической стороной деятельности церкви. Дьяконы оказывают помощь в приобретении собственности и участвуют в принятии решений, касающихся финансовой стороны работы церкви. Как старший пастор, я являюсь десятым членом нашего совета директоров. Таким образом, финансовые решения в церковном служении принимаются при согласии трех старейшин, трех дьяконов и моем.
Любая жалоба на меня лично должна направляться трем пресвитерам. Духовные решения и вопросы, связанные с направлением нашего служения в целом, никогда не зависят от мнения дьяконов, потому что это сфера ответственности старейшин. Такая организация обеспечивает нас необходимой подотчетностью и позволяет избегать лишних проблем, которые возникают тогда, когда, например, дьяконов просят заняться духовными делами церкви.
Каким бы ни было руководство вашей церкви, убедитесь, что оно содержит в себе оба элемента — гибкость и подотчетность. Если основание вашей церкви заложено неправильно, любая попытка изменить структуру и направление работы окажется трудным делом. Результат может быть похожим на то, что приключилось с одним моим другом, когда тот решил построить новый дом. Во время закладки фундамента рабочий, который это делал, находился в глубоком запое. По его вине площадь фундамента отклонилась от намеченного плана почти на полметра! Но что сделано, то сделано! Из-за этого пришлось подрезать угол у фанерных листов, строительных блоков, каркаса, антресолей, стен и даже у ковра. При неправильном фундаменте все ваши «шестерни в коробке передач» будут отчаянно скрипеть и надрываться, когда вы будете пытаться выполнить то, к чему вас призывает Господь.
Третье «сцепление», которое понадобилось Вифании для плавного перехода, можно просто описать одним словом — радость. Первейшим признаком живой церкви является то, что ее члены много смеются! Это указывает на то, что в такой церкви нет ощущения давления, нет контроля или манипуляции.
Лучше всего я могу проиллюстрировать, какое действие оказывает радость, рассказав историю моего друга, побывавшего в Израиле в качестве туриста. Однажды он выглянул в окно автобуса и увидел стадо овец, позади которого шел, как он подумал, пастух. Мой друг сказал гиду: «А я думал, что пастух должен идти перед стадом». На это гид ответил так: «Так ведь это же не пастух, а мясник. Пастух ведет, а мясник толкает».
Мне никогда не забыть этой иллюстрации. Часто мы, пасторы, толкаем людей к переменам! Вместо того чтобы мягко вести церковь собственным примером и энтузиазмом, мы избираем путь принуждения и манипуляций. Из-за преобладания такой тенденции я призываю наших пасторов следить за тем, чтобы они поддерживали в себе радость в Господе во всех своих делах. Когда люди приходят в церковь после долгого трудового дня или недели, им меньше всего хочется видеть пастора с лицом, «как у лося, жующего опилки»!
Многому можно поучиться у церкви в Сальвадоре. Во время моей недавней поездки туда я присутствовал на общем собрании лидеров ячеек. Там я стал свидетелем того, как они выкрикивают слова поддержки и одобрения, выражающие единство цели. «Мы можем взять этот город?» — задается вопрос. Все отвечают: «ДА!» Звучит вопрос: «Мы можем проповедовать Евангелие неспасенным?» И все опять отвечают: «ДА!» В течение нескольких минут все лидеры радуются тем победам, которых добьются их группы на следующей неделе.
Старую поговорку «Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить» можно дополнить словами «но МОЖНО добавить соли в ее овес».
На вопрос, зачем они это делают, один лидер ответил так: «Если жители Ефеса могли кричать для своей Дианы, пустого идола, в течение двух часов, то насколько сильнее должны кричать мы в течение нескольких минут, чтобы прославить истинного и живого Бога!» Мы не пытаемся «подстрекать» людей приобщаться к чему- то пустому и ложному, и наша работа для Господа должна быть наполнена радостью. Исполненные Святым Духом лидеры ячеек — это плодотворные лидеры, а время обильной совместной хвалы и молитвы помогает нам поддерживать чувство движения вперед даже во времена трудностей.
Радостный настрой должен исходить от кафедры. Пастор должен испытывать эмоциональное возбуждение от принятого видения и передавать его другим с тем же позитивным настроением. Вместо того чтобы «пилить» людей, которые еще не ходят на ячейки, пастору лучше радоваться с теми, кто их посещает, и давать позитивные свидетельства эффективности их служения.
Старую поговорку «Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить» можно дополнить словами «но МОЖНО добавить соли в ее овес». Один из способов, которым в Вифании «подсаливается овес», заключается в том, что на многих служениях мы используем веселые пародии, в которых изображаем типичного верующего, решающего, пойти ему на собрание ячейки или нет. Все присутствующие, включая и тех, кто не посещает ячейки, заливаются громким смехом и начинают понимать, как здорово быть в ячейке.
Я принял решение поддерживать у себя радость в служении и стремиться к ней на всем пути к небесам. Никакой метод или система не стоит того, чтобы потерять из-за них радость. Даже Павел говорил: «...мы споспешествуем радости вашей» (2 Кор. 1:24).
Четвертый элемент в успешном переходе к новому заключается в строительстве на фундаменте успеха. Большинство крупнейших корпораций, для того чтобы утвердить свой новый продукт на рынке, организуют пилотные проекты и пробные рынки. Тот же самый принцип исследования рынка может понадобиться и при утверждении нового ячеечного служения.
Переход к ячейкам в Вифании начался на подготовленной базе (молитвенное служение «Армия Гедеона»), и успех в деле умножения был гарантирован. Тем не менее, я знаю одну церковь, которая с энтузиазмом приняла видение о ячейках и немедленно распределила всех своих членов по ячейкам. Не имея должной подготовки и опыта, некоторые группы уже через несколько недель закончили свое существование полным провалом. Такой печальный опыт надолго оставил неприятный осадок в душе у некоторых верующих.
Ничто не бывает таким успешным, как сам успех! Открывайте группы, у которых есть большие шансы на успех. Первыми успешными лидерами могут стать верующие, сильные в молитве, способные позаботиться о людях и твердые в видении. Вы можете спросить: «А что, если у меня НИКОГО похожего нет?» Начните с молитвенных лидеров. Затем ищите «молитвенников» со способностью вести других.
Видение — это «сцепление», которое позволяет вашей надежности, гибкости, подотчетности, радости, успеху и любви плавно вести церковь оттуда, где она сейчас, туда, где вы хотите ее видеть. По мере того как вы будете проводить время с людьми, у которых есть сильное желание служить и помогать другим, и обучать их, они постепенно подхватят ваше видение, и церковь автоматически перейдет к новому курсу.
Часто пастор пытается перевести церковь на ячеечную работу, сделав лидерами ячеек ее старейшин, или дьяконов. Мы обнаружили, что такой подход ошибочен и не эффективен, поскольку эти лидеры обладают не большим пасторским даром, чем многие другие члены церкви. Они хорошо справляются с обязанностями в практической сфере как дьяконы, но это не значит, что они также окажутся хорошими наставниками. Пусть ваши старейшины остаются там, где они есть, если они этого хотят, но не заставляйте их вести группы только потому, что они до этого уже входили в лидерский состав церкви.
Существует опасность, что человек, являющийся лидером в церкви, воспримет ваше видение негативно и даже враждебно. Если фокус ваших ячеек направлен на обучение и воспитание новообращенных, а также новых членов церкви, «бороться» будет не из-за чего! Проблемы возникают тогда, когда вы начинаете принуждать членов церкви присоединяться к ячейкам или пытаетесь манипулировать каким-либо лидером церкви, чтобы он стал лидером ячейки.
Каждый хочет участвовать в успешном проекте. Лучшая реклама — довольный клиент! Чтобы осуществить правильный переход, начните с нескольких лидеров, к которым у вас есть полное духовное доверие. Это зрелые в Господе люди, которые ходят Его путями, а также имеют некоторые личные способности, чтобы достигать и обучать других. В группах с такими лидерами едва ли будет хватать места для всех желающих там побывать.
Другим необходимым «сцеплением» при переходе церкви является терпение. Однажды я прочитал об одном сорте азиатского бамбука, который за первые четыре года вырастает до высоты одного-двух метров, а затем, на пятом или шестом году жизни, внезапно вымахивает до высоты 30 метров!
Я объявил нашей церкви, что впереди нас ждет пятилетний переходный период. Первичный рост ячеек происходил быстро, поскольку к ним присоединялись члены церкви. На четвертом году он замедлился, так как лидеров уже не хватало. Тогда мы занялись изучением принципа двенадцати. Рост резко увеличился на пятом году, когда в наших географических районах начали формироваться однородные ячейки.
Вы также можете ожидать, что Господь укажет вам на небольшие детали в вашей структуре, которые помогут вашим ячейкам вырасти. Подобно фермерскому хозяйству, домашние группы требуют усердного труда! В Послании Иакова об этом говорится так: «Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (5:7).
Многие пасторы страдают так называемым духовным нарушением внимания и поэтому имеют привычку перепрыгивать от одного ответа к другому. Вместо того чтобы сосредоточиться на ячейках, они переключаются на десятки других приемов служения (например, постоянно путешествуют, изобретают какие-нибудь программы, становятся членами разных советов и организаций). В результате среди овец начинает воцаряться беспокойство и замешательство. Можно решить эту проблему с помощью методики, которая часто используется в светских деловых организациях.
Каждый год большинство крупнейших корпораций посылает своих административных работников, по меньшей мере, на три дня мыть полы, готовить гамбургеры или выполнять еще какую-нибудь работу на самой низкой ступени компании. Такая «встреча с клиентом» заставляет людей, занимающих руководящие посты, столкнуться с реальными проблемами своих рабочих прежде, чем они начнут придумывать грандиозные проекты.
Я рекомендую всем пасторам взять на себя руководство ячейкой хотя бы на какое-то время и на себе испытать, что значит в спешке перекусывать на ходу перед служением! Любой ваш малейший опыт может стать для других богатым материалом для изучения и показательным примером того, что «генералы» не живут отдельно от своих «солдат». Постепенно вы начнете наблюдать за тем, как ваша долгосрочная лидерская программа будет прямо на ваших глазах приобретать вид больших строительных блоков. Однажды многие из тех, с кем вы встретились в самом низу, станут вашими помощниками, поэтому относитесь серьезно к их подготовке!
Последнее «сцепление», призванное помочь в успешном переходе церкви к ячеечной структуре, имеет отношение к элементу личности пастора. Это передача видения. Я также слышал, что это «сцепление» называют управлением. Как бы вы его ни назвали, оно обозначает способность передавать видение команде и вдохновлять ее членов, чтобы они работали с подлинной заинтересованностью и энтузиазмом ради достижения общей цели. К сожалению, этот элемент не столь очевиден в работе многих пасторов. Они могут быть хорошими наставниками и христианами, но при этом не иметь способности вдохновлять других членов церкви безраздельно посвятить себя добровольному служению.
Когда апостол Петр вначале пытался организовать управление, он говорил настолько неумело, что хорошим оратором его сложно было бы назвать! Но, в конце концов, он смог повести за собой целую армию, которая в единстве выступила против врага!
У всех нас разные стили управления, поэтому я рекомендую, чтобы пасторы воспользовались профессиональными тестами и определили свой личный стиль: «Первопроходец», «Влиятельный», «Устойчивый» или «Осторожный».[2] Стили, или их комбинации, проявляются в способах, которыми пастор ведет церковь к переменам. «Первопроходцы» (2 процента населения Америки) идут напролом, бросают вызов любым устоявшимся порядкам и не берут пленных. «Влиятельные» (11 процентов населения) — это люди «публичной политики», они выступают с речами, вдохновляют массы, но часто не придают значения деталям. «Устойчивые» лидеры (71 процент населения) предпочитают хорошо протоптанные дорожки и чувствуют себя неуютно, когда им приходится шагать во что-то непроверенное и неиспытанное. «Осторожные» лидеры (16 процентов населения) — это аналитики, по своей сути стремящиеся к успеху путем отшлифовывания методов и тщательной организации системы и процесса. Мой опыт показывает, что в нашей стране наиболее эффективными пасторами являются те, чей характер соответствует комбинации «П-В», т. е. первопроходцы, ориентированные на людей. Если вы обнаружите, что не соответствуете этой категории, а скорее даже являетесь устойчивым и осторожным пастором, будет лучше, если вы объединитесь в вашей церкви с человеком, который обладает первыми двумя качествами, и назначите его на должность координатора ячеек. Без него мало что может произойти и сохраниться в целости.
Если вы ведете свою церковь к ячеечной структуре, проверьте степень доверия к вам, ваше управление, радость, терпение и передачу видения. Взяв на вооружение все эти пять факторов и объединив их с хорошей порцией молитвы и поста, вы станете свидетелем потрясающих событий.
Вы готовы к переменам? Тогда нажмите педаль сцепления и переключите скорость. То, что должно было стать для вас сложным переходным периодом, на самом деле окажется простым, интересным и захватывающим. Все же, когда все начнется, вам следует помнить, что этот процесс будет длиться на протяжении нескольких лет и станет ключом к успеху в собирании и сохранении огромной жатвы, ожидающей нас в ближайшем будущем. Итак, подготовьтесь к жатве!
[2] Этот тест (“D.I.S.C.”) является частью Системы личностей (The Personality System), которую можно заказать по следующему адресу: The Institute for Motivational Living, Inc, P.O. Box 925, New Castle, PA 16103.
Этот материал еще не обсуждался.