24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 12. Гарантированное удовлетворение за грех

Реклама товаров, которая смело заявляет: «Удовлетворение гарантировано», часто привлекает наше внимание и убеждает нас купить их. Однако многие из нас были неоднократно обмануты, приобретая товары, которые не соответствуют заявленным в рекламе обещаниям. А иногда, прочитав под словами «Удовлетворение гарантировано» то, что написано мелким шрифтом, оказывается, что в действительности вообще нет никаких гарантий. Этими словами сегодня так легко бросаются, что они стали банальными и по большей части утратили свой смысл.

Но совсем иначе дело обстоит с искупительной смертью нашего Господа и Спасителя, Иисуса Христа. То, что совершил на кресте Христос ради Своего грешного народа, – абсолютно достоверно, гарантировано, в этом нет ни тени сомнения. На кресте Он действительно спас Свой народ.

 

ЗАПОМНИТЕ

1 Иоанна 4:10                                                                                                                                               
«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».

Каноны Дортского синода II, 3

Смерть Сына Божия есть единственная и в высшей степени совершенная жертва и удовлетворение за грехи; величайшая в своей ценности и значимости, более чем достаточная для искупления грехов всего мира.

Вестминстерское исповедание веры, VIII, 8

Ко всем тем, для кого Христос приобрел искупление, Он безусловно и действенно прилагает и сообщает его, ходатайствуя за них, и открывая им в Слове и посредством Слова тайны спасения. . .

 

Предыдущий урок мы завершили тем, что рассмотрели отдельные библейские тексты, которые ясно учат, что Христос отдал Свою жизнь только за тех, кто принадлежит Ему. В этом уроке мы рассмотрим, что вообще Библия говорит об искуплении. Библия последовательно свидетельствует о том, что труд Христа, совершенный Им на кресте, является определенным искуплениемличным гарантированным спасением. Это искупление действенно спасает Его народ от  грехов. Для того чтобы лучше понять эту доктрину, мы рассмотрим несколько важных библейских и богословских терминов, которые описывают искупление Христа. Это такие термины, как: искупление, очищение, умилостивление и примирение.

 

ИСКУПЛЕНИЕ

«Искупить» означает «выкупить», или «освободить, выплатив цену». Подумайте о рабах или о людях, которых держат в заложниках. Как правило, похитители говорят, что заложники могут быть освобождены, когда будут выполнены  определенные требования. Когда сумма выкупа заплачена, то о заложниках говорят, что они выкуплены. Выкуп относится также и к освобождению людей, которых держат в рабстве, – за их свободу выплачивается цена. Только представьте радость этих рабов или заложников, когда они узнают, что кто-то заплатил деньги за их освобождение – за их спасение!

Точно так же дело обстоит и с нашим спасением – нашим искуплением во Христе. По природе мы находились в зависимости, в рабстве греха (Ин. 8:34, Рим. 6:17, 20). Но на кресте Христос заплатил цену и освободил нас. Он освободил нас от Божьего праведного осуждения, так что мы больше не рабы греха, но полностью принадлежим Христу (1 Кор. 6:20). «Сын Человеческий … пришел, чтобы … послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Обратите внимание, что Христос отдал Свою жизнь за многих, а не за каждого, живущего в этом мире. Но самое главное, на что нам следует обратить внимание, это то, что совершил Христос. В Послании к Галатам 3:13 (в Канонах Дортского синода II, 2 очевидна ссылка на этот стих) написано, что «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою…».  Здесь не говорится, что Христос сделал искупление возможным, но сказано, что Христос на самом деле искупил нас. Некоторые спрашивают: «Каким же Искупителем является Христос, если, заплатив за освобождение всех, в конечном счете, лишь некоторые действительно обретут свободу?». А каким Искупителем был бы Он, если бы Он в действительности никого не спас на кресте?

ОЧИЩЕНИЕ

Другой аспект искупления Христа называется очищение. Этот библейский термин говорит о том, что Христос стал жертвой за грех, чтобы удалить от нас нашу вину и возложить ее на Себя. Очищение касается удаления греха – снятия с нас вины. В Евангелии от Иоанна 1:29 пророк Иоанн-Креститель представляет Иисуса как Агнца Божьего, «Который берет [на Себя] грех мира». Далее в этом уроке мы постараемся понять, как в данном контексте используется слово «мир». Однако сейчас для нас важно увидеть, что Библия говорит о Христе как о Том, Кто действительно удаляет наши грехи (искупает нашу вину). И опять нам не говорится, что Иисус делает очищение возможным. Напротив, нам говорится, что Иисус на самом деле совершает очищение.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Что означает «Христос искупил нас»? Как библейское учение об искупительном труде Христа указывает на определенное искупление?

 

2. Что имеет в виду Библия, когда она называет смерть Христа «очищением»? Каким образом это учение требует определенного искупления?

 

УМИЛОСТИВЛЕНИЕ

Наряду с очищением Библия учит еще одному важному аспекту искупления Христа. Недостаточно сказать, что наш грех и наша вина были перенесены на Христа. Именно потому, что Христос стал для нас жертвой за грех (2 Кор. 5:21) и проклятием за нас (Гал. 3:13), необходимо было, чтобы наши грехи были покараны в Нем. Праведный гнев Бога должен был быть удовлетворен. Божий гнев должен был излиться и отвратиться. Христу надлежало не только совершить очищение с тем, чтобы принять на Себя наши грехи. Он также должен был принести жертву умилостивления. Это означает, что Христос взошел на крест и находился в присутствии Бога для того, чтобы отвратить праведный гнев Божий, который должен был излиться на нас. В Послании к Римлянам 3:25 говорится о Христе, как о Том, «… Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его…». А в Первом послании Иоанна 4:10 мы читаем: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».

Как это было и со всеми предыдущими аспектами искупительного труда Христа, снова совершенно очевидно, что умилостивление – это то, что Христос действительно совершил на кресте. Он на самом деле умилостивил праведный гнев Своего любящего Отца! Хвала имени Его! Он на самом деле принял на Себя и отвратил от нас праведный гнев Божий. Потому, когда Иисус висел на кресте и претерпевал муки ада, – будучи оставлен Богом и испытывая всю ярость Его гнева, – Он возопил: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Потому также в конце Он мог воскликнуть с уверенностью: «Свершилось!». Поскольку Библия ясно учит, что некоторые люди отправятся в ад, чтобы терпеть там вечные муки гнева Божьего, то становится очевидным, что Христос, будучи на кресте, не отвратил от них гнев Божий. Так как смерть Христа – это жертва умилостивления, нам следует сделать вывод, что Христос не умирал за тех, кто, в конечном счете, отправится в ад.

ПРИМИРЕНИЕ

Поскольку с нас снята наша вина (очищение) и отвращен гнев Божий (умилостивление), то теперь перед нами снова открыта возможность пребывать в дружеских отношениях и общении с Богом. Когда отношения двух людей, пребывавших друг с другом в конфликте, восстанавливаются, то о них говорят, что они примирились. Библия учит, что Бог проявил инициативу, чтобы мы, будучи Его врагами, примирились с Ним, а Он – с нами. Мы становимся друзьями и детьми Бога. В Евангелии от Иоанна 15:13–14 Иисус говорит, что Он полагает Свою жизнь за Своих друзей. Если же Иисус действительно умер за всех, как считают многие, это означало бы, что некоторых Своих друзей Он отправляет в ад. Какой друг поступил бы так? В Послании к Римлянам 5:10 мы читаем: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». И снова важно заметить: в Библии не говорится, что смерть Христа сделала примирение возможным. Христос действительно совершил наше примирение. Мы примирились смертью Сына Божьего.

Обращаясь к Писанию, рассматривая каждый аспект искупления Христа, мы видим, что Христос действительно совершил то, что и намеревался сделать. Суть заключается в том, что спасение на самом деле совершилось на кресте. Понимая, чему учит Библия, мы должны прийти к выводу, что Иисус не просто сделал спасение возможным для всех. Нет, Он умер, чтобы в действительности спасти многих, т. е. избранных Божиих.

Если бы Христос на самом деле стал заместительной жертвой для каждого человека, тогда бы все спаслись. Однако мы знаем, что некоторые люди после своей смерти все же отправляются в ад на вечные муки. Это значило бы, что Бог наказывает грехи этих людей дважды: первый раз – на кресте, а затем еще раз – в аду. Если это так, тогда Бог был бы несправедлив. Но в Боге, несомненно, не может быть несправедливости. «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25). Если мы верим, что Христос умер в качестве нашего заместителя, то мы также должны верить, что Он умер только за тех, кто в конечном итоге спасен, – вот где на самом деле нет противоречий. Он спасает Свой народ от их грехов. «Христос умер за меня!» Для нас эти слова обретают силу и значение, а также утешают нас. «Удовлетворение гарантировано».

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

3. Что такое умилостивление? Почему оно необходимо?

               

4. Свидетельствует ли  умилостивление о Божьем гневе, или оно говорит о Его любви? Чему учит 1 Ин. 4:10 относительно того, каково основание для труда умилостивления Христа?              

     

5. Почему учение об умилостивлении требует определенного искупления?        

     

6. Почему есть необходимость в примирении между нами и Богом? Кто должен быть примирен: мы с Богом, Бог с нами, или обе стороны?         

     

7. Почему учение о примирении смертью Христа на кресте требует определенного искупления?            

8. Что удаляет труд искупления Христа?

Что удаляет труд очищения Христа?

Что удаляет труд умилостивления Христа?

Что удаляет труд примирения Христа?          

Что это значит для нас, и как мы должны отвечать на это?

 

ОТВЕТЫ НА ВОЗРАЖЕНИЯ

Часто люди, которые возражают против учения о том, что Христос умер только за избранных, бывают весьма несдержанными, настаивая на том, что Христос умер за всех. Свидетельствуя им об истине, мы должны стремиться сохранять терпение, любовь, и понимание. Многие из тех, кто верит, что Христос умер за всех, твердо убеждены, что Библия учит, что Христос умер за всех людей. Разве в Библии не говорится, что Христос умер за всех (2 Кор. 5:14-15)? Разве там не говорится, что Иисус – это умилостивление за грехи всего мира (1 Ин. 2:2)? Это  важные вопросы.

Противоречит ли Библия сама себе? Конечно же, нет! Каждое слово – это вдохновленное и непогрешимое Слово Бога. Вместо того чтобы говорить, что мы верим в один набор библейских текстов, а арминиане – в другой, мы должны рассмотреть учение всей Библии. Если мы внимательно рассмотрим тексты, которые говорят о труде Христа в отношении всех, мы поймем, что они не противоречат учению об определенном искуплении.

Следующие правила могут помочь при рассмотрении подобных отрывков.

Правило №1: Слово «все» не всегда означает «все люди», а под словом «мир» не всегда подразумевается каждый живущий. Рассмотрите пример из Библии. В Евангелии от Луки 2:1-3 говорится, что кесарь Август повелел сделать перепись по всей земле. Это относилось ко всей Римской империи, но не ко всему миру. Слово «все» также не всегда означает «все  поголовно».

Правило №2: Эти слова всегда нужно понимать в контексте. Возьмем, например, Римлянам 8:32, где говорится, что Христос был предан Отцом за всех нас. Арминиане часто ссылаются на этот стих. Но если мы внимательно посмотрим в контекст, то станет ясно, что на протяжении всей этой славной главы Библии «мы», к кому и обращается Павел, есть не кто иной, как избранные Божии (ст. 33). Это те самые «любящие Бога» и «призванные по [Его] изволению» (Рим. 8:28). Подобное поверхностное цитирование этого стиха, вырванного из контекста, приведет нас к тому, что мы согласимся с арминианским пониманием, тогда как внимательное чтение контекста показывает, что Библия в действительности учит как раз противоположному.

Правило №3: Контекст также может указать  на то, что слова «все» и «мир» иногда ссылаются на группы или классы людей. Возьмем, например, Евангелие от Иоанна 12:32, где Христос говорит: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Из Библии понятно, что не все люди привлекаются к Христу. В этом отрывке слово «все» нужно понимать в значении «народы». Другими словами, Христос привлечет к Себе людей из всякого колена и языка, и народа, и племени.

Правило №4: Иногда слово «мир» упоминается в значении «новое человечество». В 1 Иоанна 2:2 сказано, что Христос «есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира». Этот стих означает, а особенно это касается христиан, которым апостол Павел писал это послание, что Христос умер не только за них, но и за людей из всех народов и всех веков.

Правило №5: Существуют универсальные последствия, возникающие в результате искупления Христа. Если бы не Божий план спасения, Бог уничтожил бы весь мир в тот момент, когда Адам и Ева взбунтовались против Него и согрешили. Но Бог хотел, чтобы мир продолжал свое существование с тем, чтобы Он смог осуществить Свой суверенный план. Смерть Христа стала залогом того, что Бог отложит Свой суд. 2 Петра 2:1, где говорится о нечестивых лжеучителях, «искупленных» Господом, нужно понимать именно в этом свете. Смерть Христа отсрочила их смертный приговор, спасая их от немедленного уничтожения и, таким образом, позволяя им жить дальше. 1 Тимофею 4:10, где говорится, что Бог «… есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных», нужно понимать так же.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

9. В свете рассмотренных правил, как вы понимаете следующие стихи?

a. Ин. 1:29         

б. Ин. 3:16         

в. 1 Тим. 2:6      

г. 1 Тим. 4:10

д. 2 Пет. 2:1                      

10. Какое утешение вы получаете из учения об определенном искуплении?

 

   

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Искупление – На кресте Христос освободил Свой народ от рабства греха.

Очищение – В качестве нашей заместительной жертвы Христос «удалил» наши грехи и снял с нас вину, взяв наши грехи на Себя.

Умилостивление – Христос, находясь пред лицом Бога, отвратил от нас праведный гнев Божий, вместо нас приняв его на Себя.

Примирение – На кресте Христос вернул нас, врагов по отношению к Богу, в общение с Ним, и сделал нас Своими друзьями.

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.