24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 18. Возрождение и обращение

В предыдущем уроке мы узнали о Божьей действенной работе – наделении нас доброй волей любить и служить Ему. Эта работа Святого Духа тесно связана с Его действием возрождения. Возрождение означает, что нечто вновь начало существовать или создано заново. Когда в Библии используется это выражение, оно касается нового (или второго) начала жизни – того, что мы называем началом духовной жизни. Мы были духовно мертвы, но теперь ожили.

Быть возрожденным значит родиться свыше. В уроке 15 мы с вами уже затрагивали понятие возрождения (см. Ключевые слова и понятия). Однако учитывая силу, с которой эта тема подчеркивается в Канонах Дортского синода III/IV, 11-13, мы должны уделить ей больше времени,  чтобы по достоинству оценить это учение. Возрождение игнорируется или в значительной степени понимается неправильно многими людьми. Нам нужно хорошо понимать этот факт.  Необходимо также понять и то волнение, с которым Каноны Дортского синода (III/IV, 12) наставляют нас в отношении этого учения: «Таково есть столь ясно провозглашенное в Писаниях возрождение…».

ЗАПОМНИТЕ

Иезекииль 36:26                                                                                                                                                        
«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное».

Каноны Дортского синода III/IV, 14

Поэтому вера является даром Божиим не в том смысле, что она предлагается Богом человеку для выбора, но в том, что человек действительно наделяется ею, вера вдохновляется и внедряется в него. … [Бог] соделывает желания и действия, и соделывающий все во всем, соделывает в человеке волю к верованию и саму веру.

Вестминстерское исповедание веры, XIV, 1

Благодать веры, дающая избранным способность уверовать к спасению душ, есть деяние Духа Христова в их сердцах, которое обычно совершается через служение Слова. Этим, а также совершением Таинств и молитвой, вера возрастает и укрепляется.

БИБЛЕЙСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗРОЖДАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА

В наши дни, когда люди говорят о «рожденных свыше христианах», они часто ссылаются на тех христиан, которые пришли к познанию Господа, совершив в своей жизни, как правило, какой-то большой грех и бунт. С другой стороны, есть и те, которые никогда не сталкивались с подобными обстоятельствами. Такие люди просто «возросли в вере», находясь в общине завета, и они рассматриваются в качестве «обычных христиан». Они не относятся к категории «рожденных свыше». Таким образом, в сознании некоторых людей есть две группы христиан: «обычные» и «рожденные свыше» христиане.

Это чрезвычайно опасное и небиблейское мышление. Выражение «рожденный свыше христианин» – не более чем тавтология. Не существует различных категорий христиан. Если вы – христианин, вы рождены свыше. Если вы не рождены свыше, вы – не христианин. Это то, чему учит Библия и Каноны Дортского синода относительно возрождения. Поскольку некоторые люди запутались в этом учении, они полагают, что для тех, кто родился и вырос в церкви, нет необходимости в возрождении. Это очевидное заблуждение.

В третьей главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит Никодиму, что никто, не родившись свыше, не может войти в Божье Царство (Ин. 3:3,  5). Иисус очень хорошо поясняет это, говоря: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе [Никодиму]: должно вам [имеются в виду все, в том числе и народ завета] родиться свыше» (Ин. 3:7, выделено автором). Обратите внимание также на то, что в стихах 6 и 8 это новое рождение Иисус называет «рождением от Духа». Действие Святого Духа является славным благословением.

Теперь несложно понять, что к этому благословению возрождения мы ничего не можем добавить со своей стороны. Никто из нас не принимал решения в отношении своего рождения. Несомненно, никто из нас не принимал решения и в отношении своего зачатия. Точно также и с нашим духовным рождением – рождением от Духа. Никто из нас не принимает решения родиться свыше. Это суверенное действие Святого Духа. Ветер дует, где хочет. Так же и с действием Духа. Он действует суверенно, как угодно Ему, чтобы даровать новую жизнь тем, кого избрал Бог.

Иисус нигде не говорит о рождении свыше как о том, что мы призваны совершить самостоятельно. Мы не можем сделать это. Иисус никогда не давал нам повеления родиться свыше. На греческом языке, языке оригинала, слова Иисуса «должно вам родиться свыше» очень понятны – это не повеление. Он говорил о том, что должно произойти с нами. Сами по себе мы способны к духовному рождению не более, чем младенец способен решить появляться ему на свет или нет. Эту работу выполняет его мать. Когда дело касается рождения свыше, человек находится в пассивном, а не в активном состоянии. Святой Дух совершает эту работу для нас. Мы должны родиться от Духа.

Другим важным в этом контексте отрывком из Нового Завета является Послание к Ефесянам 2:1-10. Здесь Библия показывает резкий контраст между духовной смертью и духовной жизнью. Мы уже узнали, что наша природа настолько падшая, что мы не просто больны, но мертвы духовно. Мертвый не может оживить себя. Если мы приблизимся к духовно мертвому человеку с «лекарством» Евангелия, он не станет открывать рот, чтобы проглотить его, как бы убедительно мы ни просили об этом. Он мертв. Ни один человек, лежащий мертвым на дне океана, не потянется к «спасательному кругу», который мы могли бы бросить ему. Тот, кто является духовно мертвым (а это все мы), должен быть оживотворен прежде, чем  сможет и захочет ответить на призыв Евангелия. Послание к Ефесянам 2:5 свидетельствует о том, что Бог оживотворил нас. Мы не можем вернуть себя к жизни. Это то, что Бог должен сделать «без нашей помощи» (Каноны Дортского синода III/IV, 12).

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Необходимо ли человеку, с рождения находящемуся в общине завета, быть рожденным свыше? Объясните.    

     

2. Существует ли разница между христианином и «рожденным свыше» христианином? Объясните.

     

3. Является ли рождение свыше тем действием, которое должны совершать мы? Происходит ли это на самом деле?

     

4. Является ли возрождение обязательным? Докажите , используя места Писания.

 

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ВОЗРОЖДАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА

Если мы размышляем о том, что говорит Библия о славном действии Святого Духа, то, возможно, наряду с Канонами Дортского синода,  придем к пониманию, что возрождение – «…это всецело Божественное деяние, одновременно мощное и желанное, чудесное, скрытое и невыразимое…» (Каноны Дортского синода III/IV, 12).

Каноны Дортского синода (III/IV, 12) привлекают наше внимание количеством библейских сравнений, которые говорят о внушающей трепет Божьей силе, используемой для возрождения Его народа. Например, и возрождение, и обновление сравниваются с сотворением и воскресением. Библия учит, что Бог создал все творение из ничего. Он просто сказал слово, и стало так. Когда Бог сотворил этот мир, в нем не было ничего и никого, кто воспротивился бы Ему, сказав: «Лучше бы меня не создавали». Таким образом, когда Библия сравнивает начало нашей духовной жизни с делом творения (2 Кор. 4:6; 5:17; Еф. 2:10), мы понимаем, что наша духовная жизнь также сотворена из ничего. В нас нет духовной жизни, с которой можно было бы начать какие-то изменения. Поэтому нет и такого человека, который, будучи возрожден Богом, воспротивился бы этому сверхъестественному действию, заявив: «Лучше бы Бог не возрождал меня».

Подобным образом, когда Библия сравнивает возрождение с воскресением (см. Ин. 5:25; Рим. 4:17), мы впечатляемся силой Бога. Это действие могущественной Божьей силы, которая воскресила Христа из мертвых. Та же сила действует и в нас, делая нас духовно живыми (Еф. 1:19-20). В конце времен все воскреснут – и добрые, и злые (Дан. 12:2, Ин. 5:28-29). Никто не сможет сказать Богу: «Лучше бы меня не воскрешали». Когда Иисус повелевает Лазарю выйти из гроба (Ин. 11:43), то, несмотря на то, что Лазарь был мертв, у него не было другого выбора, кроме как выйти к Нему. Повеление Христа было могущественным и действенным.

Если сотворение и воскресение, по нашему мнению, – величественные события, то мы должны понимать, что возрождающее действие Бога является не менее славным. Каноны Дортского синода призывают нас к тому, чтобы мы восхищались этой могущественной силой Бога. Возрождение «…не уступает по силе деянию творения или воскрешения из мертвых, как об этом учит Писание…» (III/IV, 12).

В таком случае становится понятно, что возрождение – это то, что происходит с верующим лишь однажды. Как физическое, так и духовное рождение мы переживаем лишь один раз. Когда Иисус говорил о рождении свыше,  Никодим был смущен Его словами (Ин 3:4). Как физическое, так и духовное рождение являются событиями, которые вы можете признавать, но  никогда не сможете повторить. Когда Бог возрождает нас с духовной жизни, это происходит раз и навсегда. Вы либо рождаетесь, либо не существуете. Вы либо возрождаетесь, либо вы мертвы.

Поэтому наряду с Библией в Канонах Дортского синода  говорится о том, что возрождающее действие Святого Духа «скрытое и невыразимое» (III/IV, 12; Ин. 3:8). Мы не можем полностью объяснить его. И этот факт предостерегает  от самой мысли, что мы способны назвать место и время, когда мы были возрождены. «В этой жизни верующие не могут полностью понимать, как происходит это деяние; тем не менее, они могут довольствоваться знанием и опытом того, что по этой благодати Божией они веруют сердцем и любят своего Спасителя» (Каноны Дортского синода III/IV, 13).

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

5. Можем ли мы быть уверены в своем возрождении, если не можем назвать места и времени, когда это произошло? Прочтите Евангелие от Иоанна 3:8 и Каноны Дортского синода III/IV, 13. Как эти наставления помогают вам ответить на поставленный вопрос?

 

6. Прочтите Каноны Дортского синода III/IV, 11 и 12 и ответьте на следующие вопросы:

a. Что делает Бог с нашим сердцем?               

б. Какие сравнения используются здесь?      

в. Кто совершает это действие?          

г. Какова наша роль в деле возрождения?   

д. Что мы должны думать о милостивом возрождающем действии Бога?            

е. Каковы результаты?             

     

7. Сколько раз человек может родиться свыше? Почему?

 

Обращается ли к Богу каждый рожденный свыше человек? Объясните.

     

8. Как иллюстрации возрождения (рождение свыше, сотворение, воскресение) показывают, что человек не может противиться Святому Духу?

 

ДАЛЬНЕЙШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЗРОЖДАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА

Рождены ли вы свыше? Это важный вопрос. Помните, нас не просят указать на какое-то яркое переживание. Нас не спрашивают, когда мы были рождены свыше, а рождены ли мы свыше. Для того чтобы узнать, засохло или нет то или иное растение в нашем саду, мы не выдергиваем его из земли, чтобы взглянуть на его корни. Мы ищем плод. Почти таким же образом мы узнаем, что рождены от Бога благодаря тем плодам возрождения, которые видим в своей жизни. По Божьей милости мы начинаем видеть, что можем веровать сердцем и любить нашего Спасителя.

Мы не должны искать и ждать какого-то особого переживания. Мы призваны к покаянию и вере. И лишь те, кто возрожден, способны к этому. Арминиане считают так: человек верит, чтобы иметь возможность родиться свыше. Библия же учит: мы верим, потому что рождены свыше.

Возрождение ведет к обращению. Обращение – это сознательное деяние возрожденного грешника, через которое он, по благодати Божьей, отвращается от греха и обращается к Богу в покаянии и вере. Обращение, в отличие от возрождения, является сознательным деянием. Возрождение – это скрытое действие, совершаемое исключительно Богом, в то время как обращение является следствием возрождения. Человек принимает сознательное и активное участие в обращении, и теперь правильно говорить, что в силу полученной им благодати он верует и кается (III/IV, 12).

В сущности, это и есть наше призвание. В обращении человек слышит призыв обратиться к Богу в покаянии и вере. Последние два состояния всегда должны идти вместе. Там, где нет покаяния, нет и веры. Истинная вера – всегда раскаивающаяся вера. В то же время, истинное покаяние – это покаяние, исполненное веры.

Покаяние означает отвращение от греха, потому что грех оскорбляет Бога. Вера – это знание, что все, что Бог говорит в Своем Слове, – истина, а также искреннее доверие и упование на Христа в вопросе прощения наших грехов. Вера – это дар Божий, «… не в том смысле, что она предлагается Богом человеку для выбора, но в том, что человек действительно наделяется ею, вера вдохновляется и внедряется в него…» (Каноны Дортского синода III/IV, 14). Арминиане учат, что спасение – это подарок Бога, но человеку нужно развернуть его; человек должен принять этот подарок. Библия же, напротив, учит, что именно акт принятия  уже сам по себе является Божьим даром. Это вера. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

9. Так ли необходимо обращение? Что об этом говорится в Евангелии от Матфея 18:3? 

     

10. Как бы вы ответили на следующее утверждение: «Бог каждому дает подарок; нам нужно лишь принять его»? Что является даром? Рассмотрите отрывки из Послания к Ефесянам 2:8-9 и Канонов Дортского синода III/IV, 14.

 

11. Обсудите: что такое призыв к покаянию? В свете того, что мы изучаем, в чем заключается заблуждение призыва к покаянию, совершаемого после проповеди?

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Возрождение – Бог насаждает новую жизнь в сердце человека, которое, быв твердым, становится мягким и податливым в Его руках. Мы рождаемся свыше, и поэтому нам гарантируется вера в Христа.

Обращение – это сознательное деяние возрожденного грешника, которое означает, что по Божьей благодати этот грешник отвращается от греха и обращается к Богу в покаянии и вере.

Покаяние – по Божьей благодати возрожденный грешник отвращается от греха, который он ненавидит, считая, что этот грех оскорбляет Бога.

Вера – это уверенное знание, что все, что Бог открывает в Своем Слове, является истиной, а также личное искреннее доверие и упование на Христа в вопросе прощения грехов.

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.