24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

ИСТОКИ СУВЕРЕННОЙ ЛЮБВИ

УРОК 7. Необходимость Божьего избрания

Откуда суверенная Божья любовь берет свое начало? В Послании к Ефесянам 1:3-5 говорится: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей».

Многими людьми исследование библейской доктрины об избрании воспринимается как нечто такое, к чему страшатся приступать даже ангелы. Это та истина, с пониманием которой у многих христиан возникают трудности, а некоторые попросту избегают ее. По природе каждый из нас испытывает определенную неприязнь к этой доктрине. Но по благодати Божией и с некоторым усилием с нашей стороны эта восхитительная доктрина может стать для нас необычайно дорогой. Воспринятая в библейском свете, доктрина об избрании является, пожалуй, наиболее сердечной и утешительной доктриной Библии, более всех других внушающей нам благоговейный трепет и дарующей радость. Чем больше мы размышляем над этой истиной и чем лучше мы понимаем ее, тем больше мы будем «восхищаться неисследимой глубиной Его милосердия» (Каноны Дортского синода I, 13).

 

ЗАПОМНИТЕ

Ефесянам 1:4-5                                                                                                                                                          
«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,  предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей».

Каноны Дортского синода, I, 7

Избрание есть Божие неизменное намерение, согласно которому прежде основания мира, по свободному изволению Своей воли и одной лишь благодати, Бог избрал из всего человечества, впадшего по собственной вине из первоначальной непорочности во грех и погибель, определенное число людей, — и они были не лучше и не хуже других, ибо вместе с остальными пребывали в общем несчастье, — к спасению во Христе …

Вестминстерское исповедание веры, III, 5

Людей, предопределенных к вечной жизни, Бог, еще прежде создания мира, согласно Своему вечному и неизменяемому намерению и тайному изволению Его благой воли, избрал во Христе в вечную славу, и это исключительно по Его благодати и любви…

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Первое, что нам нужно сделать – это понять значение некоторых библейских терминов, относящихся к теме избрания, чтобы в дальнейшем иметь возможность работать с ними. В Библии говорится о предопределении, предызбрании, избрании и осуждении. Это сложные понятия – понятия, которые вводят нас в сферу глубин Божиих (1 Кор. 2:10).

Предопределение (см. 1 Пет. 1:20) – этот термин указывает на то, что Бог руководит всеми событиями согласно плану, установленному Им прежде основания мира – от вечности. Если мы детально проанализируем это слово, то увидим, что оно говорит о том, что Бог определил, или организовал, все события, и что Он сделал это еще до того, как эти события произошли. Все это мы можем также называть вечными Божьими установлениями или предвечным советом Божиим. В Послании к Ефесянам 1:11 говорится, что Бог все совершает по изволению (или по определению) Своей воли. В этом мире не существует ни одной молекулы, которая бы находилась вне Божьего руководства. Если бы такая молекула существовала, тогда Он не был бы Богом. В этом мире не происходило, не происходит и не произойдет ничего, что выходит за рамки Божьего плана, или Его предвечного совета, установленного прежде начала мира, от вечности.

Предызбрание (см. Рим. 8:29-30; Еф. 1:5, 11) является частью Божьего предопределения и касается непосредственно судьбы человечества. Занимаясь планированием чего-либо, у нас в уме есть какая-то определенная цель или конечный пункт назначения. И согласно Божьему плану, каждый из нас точно так же направляется к своему пункту назначения, к своей конечной цели. Мужчины и женщины повсюду следуют к одному из двух конечных пунктов – в рай или в ад; в вечную жизнь или в вечную смерть; в близкое вечное общение с Богом или в вечные муки озера огненного. Благодаря приставке «пред-» мы понимаем, что наша судьба была определена Богом еще прежде нашего рождения.

Избрание и осуждение составляют  две части предызбрания. Избрание (см. Мф. 24:22; Рим. 9:11; 2 Пет. 1:10) означает, что Бог в любви избирает некоторых людей к вечной жизни, в то время как осуждение означает, что Он справедливо проходит мимо остальных, позволяя им столкнуться с вечным проклятием, которого они заслуживают. В нескольких последующих уроках мы ближе рассмотрим эти доктрины.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Назовите две составные части Божьего предызбрания.

     

2. Дайте определение понятию «избрание».            

               

3. Является ли избрание той доктриной, которой нам следует уделять время в церкви? В проповеди? В наставлении наших детей? В евангелизации? Почему?                       

a. Что об этом говорится в Канонах Дортского синода, I, 14?          

б. Какое предупреждение дается в Канонах Дортского синода, I, 14?     

4. Как доктрина об избрании утешает вас?

 

ОТВЕЧАЯ НА ВОЗРАЖЕНИЕ

Из первого урока вы должны помнить, что в начале XVII столетия в Европе имели место существенные разногласия в вопросе избрания. В голландских церквях были люди, называвшиеся арминианами, которые отвергали библейское учение об избрании. В 1618-1619 гг. состоялся Дортский Синод, целью которого было разъяснить, чему учит Библия в отношении этой важной доктрины. На этом синоде были составлены Каноны Дортского синода для того, чтобы показать, что в Писании подразумевается под избранием и другими связанными с ним терминами, о которых мы говорили ранее. 

В Канонах Дортского синода I, 7 нам дается следующее библейское определение избрания:

«Избрание есть Божие неизменное намерение, согласно которому прежде основания мира, по свободному изволению Своей воли и одной лишь благодати, Бог избрал из всего человечества, впадшего по собственной вине из [состояния] непорочности во грех и погибель, определенное число людей, – и они были не лучше и не хуже других, ибо так же пребывали в пагубном состоянии, – к спасению во Христе, Которого еще от вечности определил быть Ходатаем, Главою всех избранных и основанием их спасения».

В следующем уроке мы рассмотрим библейское основание этой доктрины. Но, как вы понимаете, любой арминианин станет настойчиво возражать против такого определения. Возражения арминиан обоснованы тем, что они не верят в то, что Бог избирает людей, которые отправятся в ад. В их понимании это делает Бога ответственным за грех человека.

Отвечая на это возражение, мы принимаем очевидное учение Писания о том, что Бога нельзя обвинить в грехе: «… Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). В соответствии с этим, Каноны Дортского синода ясно учат, что называть Бога автором греха является богохульством (I, 15).

Здесь мы лицом к лицу сталкиваемся с трудной проблемой зла. Почему грех вошел в этот мир? Откуда появилось зло? Арминиане считают, что могут ответить на эти вопросы, сказав, что Бог создал человека со свободной волей. Человек по собственной воле избирает грех, таким образом, ответственность за это лежит на человеке, а не на Боге. Мы можем согласиться с последним утверждением (см. Каноны Дортского синода I, 5). Однако арминиане не решили этой проблемы. Они задаются все тем же вопросом: «Почему человек по собственной воле выбрал грех?». Наверняка никто из нас не стал бы говорить, что Бог виноват в том, что создал человека немного несовершенным. В Библии ясно написано, что наши прародители были созданы совершенными. И тогда перед нами встают все те же вопросы: «Как мы объясним тот факт, что Адам и Ева пожелали согрешить? И как мы объясним существование сатаны?».

Мы не можем дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. В этой жизни они останутся для нас великой тайной. Но дело в том, что хотя арминиане и заявляют, что реформатская позиция делает Бога автором греха, сами они не могут избежать той же трудности. Проблема цепочки рассуждений арминиан состоит в том, что они вместо того, чтобы спросить: «Что говорит Библия?», задаются вопросом: «Что может постичь мой слабый разум? Что для меня имеет смысл?».

Но обратившись к Библии, мы увидим, что, с одной стороны, в ней говорится, что Бог суверенен над всем, в том числе и над грехом; и что грех, так или иначе, является частью Божьего плана (см. Притч. 16:4, Ис. 45:7). С другой стороны, мы увидим, что Бог не является автором греха (Иак. 1:13). Это трудно понять? Да, это так! Но прежде чем пытаться подчинить Бога своей «логике», нам нужно вновь услышать Слово Божье, сказанное через апостола Павла в Послании к Римлянам 9:20: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?». И вместо того, чтобы противопоставлять то, чему Библия учит в одном месте, тому, чему она учит в другом месте, мы должны принять все библейское учение. И, несмотря на то, что мы можем не до конца понять эти истины, в конечном счете, мы должны опираться целиком на Слово Божье.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

5. В Канонах Дортского синода I, 6 говорится о том, что в Божьем вечном установлении отображается «непостижимое, – сколь милостивое, столь и праведное, – различение равно потерянных людей…». Арминианин возражает против такого различения, заявляя, что оно несправедливо, и что в Библии ясно написано: «Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34). Как бы вы ответили ему? (Вам будет полезно посмотреть контекст отрывка из книги Деяний 10:34.)               

     

6. Назовите исходную позицию, которая согласуется с Писанием и дается в Канонах Дортского синода, и которая ограждает нас от подобных самонадеянных возражений. (См.  Каноны Дортского синода I, 1.)                            

7. Могли бы вы объяснить, что такое первородный грех? Можно ли сказать, что Бог предопределил грех, при этом, не взяв на Себя ответственность за него? Почему? (Подсказка: является ли благом все то, что делает Бог?)

 

8. Рассмотрите отрывок из книги Бытие 50:20. Исходя из его контекста, объясните, что произошло в жизни Иосифа. Кто несет ответственность за грех? Являлось ли это частью Божьего плана? Делает ли это Бога автором греха? Каким образом это является благом? (См. Рим. 8:28.)

 

9. Прочтите Деяния 2:23. Согласно этому стиху, является ли Бог автором греха? Кто несет ответственность за него? Объясните, как суверенный Бог обращает это наиболее греховное деяние человечества на благо вам.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Предопределение – этот термин указывает на то, что Бог руководит всеми событиями согласно плану, установленному Им прежде основания мира – от вечности.

Предызбрание – часть Божьего предопределения, которая касается непосредственно судьбы человечества.

Избрание и осуждение – эти термины составляют  две части предызбрания. Избрание означает, что Бог в любви избирает некоторых людей к вечной жизни, в то время как осуждение означает, что Он справедливо проходит мимо остальных, позволяя им столкнуться с вечным проклятием, которого они заслуживают.

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.