24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

ЖЕРТВА СУВЕРЕННОЙ ЛЮБВИ

УРОК 10. Требуемое удовлетворение за грех

За время нашего исследования мы узнали, что в центре внимания Канонов Дортского синода находится глубокая любовь Бога к Своему народу во Христе, в похвалу славы Его благодати. Это, несомненно, является также и центральной темой Библии. Тем не менее, на нас может не производить особого впечатления величие Божьей любви, и мы воспринимаем ее как должное. Разговоры о ней могут стать для нас столь привычными, что, кажется, мы уже не испытываем должного трепета перед ней.  Только когда мы по вере осознаем, чего стоила Богу эта любовь, только тогда мы начнем постигать глубину Божьей любви к нам. Смерть Христа – это жертва суверенной любви.

Центральной темой Второго тезиса учения Канонов Дортского синода является доктрина о жертве за грех, принесенной для удовлетворения Божьей справедливости. Удовлетворение означает, что справедливые требования святого Бога выполнены. Если родители попросили вас выполнить какую-то работу по дому, а вы, сопротивляясь, принялись делать что-то другое, оставив их поручение невыполненным, то ваши мама и папа будут недовольны. Ваши отношения с родителями наладятся тогда, когда вы удовлетворите их требования, сделав то, чего от вас ожидали.

 

ЗАПОМНИТЕ

2 Коринфянам 5:21                                                                                                                                   
«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Каноны Дортского синода II, 2

Поскольку нам самим невозможно оправдаться или избавить себя от Божьего гнева, Бог в Своей бесконечной милости дал нам Поручителя – Своего единородного Сына, Который, чтобы дать за нас удовлетворение [праведности], понес на Себе грех наш и вместо нас подвергся проклятию на кресте.

Вестминстерское исповедание веры, VIII, 5

Господь Иисус Своим совершенным послушанием и принесением Себя в жертву, которую Он вечным Духом принес Богу раз и навсегда, полностью удовлетворил справедливость Своего Отца, искупил всех тех, кого Отец дал Ему, искупил не только в примирение, но в вечное наследование Царства Небесного.

МЫ ДОЛЖНЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ТРЕБОВАНИЯ БОГА

В Первом тезисе учения Канонов Дортского синода мы исследовали благословение Божьего безусловного избрания, что подчеркивает милость Бога. Во Втором тезисе учения в его первом артикуле нам дается напоминание: «Бог не только в высшей степени милостив, но также в высшей степени праведен. Его праведность требует (как Он Сам открыл в Слове), чтобы грехи, которые мы совершили против Его безграничного величия, были наказаны не только временным, но и вечным наказанием души и тела. Мы не можем избежать этого наказания, если только не будет удовлетворена праведность Божия». Другими словами, Бог – свят и праведен, Бог, Который не может просто закрыть глаза на грех, стараться не замечать его и забыть о нем. Божья справедливость должна быть удовлетворена.

У Бога есть одно простое требование ко всем нам. Мы должны любить Его всем сердцем, всем разумом, всей своей душой и всей силой (Втор. 6:5, Мф. 22:37). На первый взгляд  может показаться, что это очень простое требование, но если мы на минуту задумаемся о нем, то поймем, что оно не является таким уж простым. «Возлюби Меня!» – вот требование, с которым Бог обращается к вам каждое мгновение каждого дня. «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). На работе или во время игры, в каждой мысли, которая пронзает твой ум, в каждом желании, которое поселяется в твоем сердце, в каждом слове, которое ты произносишь, в каждом действии, которое ты совершаешь, – во всем этом присутствует Бог, и Он повелевает тебе: «Возлюби Меня!». Это и есть то абсолютное и полное посвящение, которого Он заслуживает, будучи единственным святым Богом, Который превыше всего. Но никто из нас не делает того, что требует Бог. Если мы не возлюбили Бога на сто процентов, то мы вовсе не любим Его.

Давайте представим, что школьный учитель приходит к вам домой после того, как вы написали тест, и говорит: «У меня есть для вас две новости: хорошая и плохая. Хорошая новость – 99 процентов ваших ответов в тесте – правильные. Плохая – вы не сдали этот тест!». Вы могли бы возразить, но  не можете жаловаться, потому что удовлетворительный балл в этом тесте – не 50, не 60 и даже не 70 баллов, а совершенство. Именно так обстоит дело с Богом и с той любовью, которую Он от нас требует. Она должна быть совершенной, безупречной. Иисус сказал: «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). В Первом послании Петра 1:15-16 мы читаем: «… По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Будучи святым и совершенным, безграничным в Своем славном величии, Бог не может удовлетвориться чем-то меньшим, чем само совершенство. Даже если мы хотя бы раз в своей жизни совершили маленький грех, то его одного будет достаточно для того, чтобы нам навечно угодить в ад, потому что это грех против бесконечно совершенного и святого Бога.

За один грех Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада.  Наказанием, согласно завету, за их непослушание была смерть (Быт. 2:17); не просто смерть физическая, а вечная смерть. Вот чего требует Бог. Его совершенная справедливость непоколебима. Ведь если бы Бог менял Свои справедливые требования, Он не был бы больше Богом. О требованиях Божией справедливости мы также узнаем из книги пророка Иезекииля 18:4, где  написано: «Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет».

Удовлетворение за грех должно быть принесено!

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Что такое удовлетворение?

     

2. Почему Божья справедливость должна быть удовлетворена?   

               

3. Чего требует от нас Бог? Можете ли вы полностью исполнить это требование? Хотя бы частично? Вообще не можете? Объясните свой ответ.

     

4. Прочтите Матфея 22:37-40. Правильно ли предполагать, как это сделано в данном уроке, что Бог предъявляет нам не одно, а на самом деле два требования? Обсудите слова, которые использует Иисус. Проливают ли стихи из Первого послания Иоанна 4:20-21 хоть какой-то свет на эту тему? Если «да», то как?

 

 

МЫ НЕ В СОСТОЯНИИ УДОВЛЕТВОРИТЬ ТРЕБОВАНИЯ БОГА

Артикул 2 Второго тезиса учения продолжает говорить о том, что «нам самим невозможно оправдаться или избавить себя от Божьего гнева». Как бы мы ни старались, мы не можем исправить ни одного совершенного нами греха, потому что даже наши самые лучшие попытки запятнаны грехом. Мы не просто совершили маленький грех. Библия учит, что мы грешим в мыслях, словах и поступках. Мы не набрали 99 баллов. На нашем счету отрицательный баланс, и с каждым днем мы падаем все стремительнее.

Для обычного человека не хватит и целой вечности, проведенной в аду, чтобы удовлетворить требования Божьей справедливости. Ведь даже там, в аду, Бог справедливо требует, чтобы все люди любили Его. Но находящийся в аду грешник говорит то же самое, что он говорил на протяжении своей земной жизни: «Нет, не буду! Бог, я ненавижу Тебя!». А потом он рыдает и скрежещет зубами. Он увеличивает тяжесть своего греха каждый день, вечно. И это ужасная реальность ада. Она наглядно показывает, что мы, грешные и ограниченные создания, никогда не сможем принести удовлетворение за грехи, совершенные нами против святого и вечного Бога.

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

5. Почему мы не можем удовлетворить Божью справедливость?                

     

6. Чего мы заслуживаем?       

 

7.  Что говорят следующие отрывки о том, чего мы заслуживаем?

a.  Иезекииля 18:4       

б.  Матфея 5:21-22, 27-30          

в.  Римлянам 2:8, 9; 6:23           

8.   Обсудите следующее утверждение: «В Новом Завете Бог изменил Свое мнение в отношении того, чего Он ожидает от нас». Что по этому поводу говорят Артикулы Канонов Дортского синода 3 и 4 Второго опровержения заблуждений ? Может ли Бог «смягчить» Свои справедливые требования? Почему «да» или почему «нет»?

 

ХРИСТОС УДОВЛЕТВОРИЛ ТРЕБОВАНИЯ БОГА, СТАВ НАШИМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ

Но Бог, богатый милостью, не оставил нас в таком состоянии. Артикул 2 продолжает: «… Бог в Своей бесконечной милости дал нам Поручителя – Своего единородного Сына, Который, чтобы дать за нас удовлетворение [праведности], понес на Себе грех наш и вместо нас подвергся проклятию на кресте» (курсив автора).

Мы должны увидеть жизнь Христа как жизнь, исполненную страданий и, в то же время, как жизнь совершенной любви и совершенного послушания Отцу. Мы также должны понять, что Он прожил эту жизнь вместо нас. Христос  прожил жизнь совершенной любви, жизнь, которой мы не жили, и которую не смогли бы прожить. Он заплатил цену жертвенной любви, цену, которую мы не заплатили, и которую не смогли бы заплатить. Взгляните на Христа в ночь перед Его распятием, когда, молясь в Гефсиманском саду, на Его лице выступал кровавый пот. Иисус с ужасом осознавал, что Ему предстоит испить чашу Божьего гнева, преисполненную нашими грехами. И все-таки Он продолжал борьбу, обращаясь к Отцу: «… Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Другими словами: «Я пойду на крест. Я люблю Тебя, Отец, и я люблю каждого, кого Ты дал Мне».

Взирая на Христа, висящего на кресте, испытывающего на Себе праведный Божий гнев, причиной которого стали наши грехи, и переживающего на Себе реальность ада, мы должны понимать, что Он сделал все это из любви. Это  краткое изложение сущности суверенной любви. Мы видим, что даже на кресте Христос любит Своего Отца всем сердцем, всем разумом, всей душой и всей крепостью. И поэтому после того, как Отец излил Свой гнев на Своего единственного и возлюбленного Сына, Иисус мог, наконец, воскликнуть: «Совершилось!». И как только Иисус проговорил это слово, мы понимаем, что Отец, должно быть, ответил: «Довольно! Я удовлетворен!».

Только верой во Христа мы можем знать, что Бог на самом деле доволен нами. Это является истиной только благодаря доктрине замещения. Будучи нашим Заместителем, Христос исполнил требования закона и понес на Себе наказание закона, и все это – ради нас и вместо нас. Мы называем это заместительной (или искупительной) жертвой Христа. Заместитель – это тот, кто занимает место, предназначенное для другого, или исполняет обязанности другого. Об искупительной жертве ясно говорится в книге пророка Исаии 52:13-53:12, а также во Втором послании к Коринфянам  5:21: «… Не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13). Обратите внимание, как на эти последние стихи ясно ссылаются в Канонах Дортского синода II, 2.

Прежде чем подвести итог этому уроку, нам необходимо понять, что все это стало возможным для нас благодаря глубокой любви Бога Отца, как об этом ясно написано в Канонах Дортского синода II, 2. Мы должны навсегда избавиться от представления, что Бог Отец – это «придирчивый Бог», Который становится добрым только когда Иисус, «любящий Бог», оказывает на Него давление. Богу Отцу угодно было (по Его благоволению и из любви к нам) поразить Своего Сына (Ис. 53:10). Богослов Джон Мюррей однажды сказал, что в тот момент, когда  Бог поразил (или буквально – нанес удар) Своего Сына,  Он любил Его так сильно, как никогда раньше. Гнев Божий был направлен против наших грехов, возложенных на Иисуса. Бог ненавидел эти грехи, а не Своего Сына. Эта любовь может стать для нас большим ободрением: ведь как сильно Отец любит Сына, так же сильно Он любит и нас в Нем! Такие библейские стихи как Иоанна 3:16, 1 Иоанна 4:10 и Римлянам 8:31-32 также говорят о том, что именно благодаря любви Отца нам был дан Его Сын.

О, как же глубока Божья любовь, открытая нам в Иисусе Христе, Господе нашем!

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

9.   Как Бог, оставаясь верным Себе, может спасти для Себя людей? Или другими словами, как Бог может быть одновременно и справедливым, и оправдывающим? Прочтите Римлянам 3:20-26.

a.   Почему мы не в состоянии  удовлетворить требования Божьей справедливости? (ст. 20-21)?

б.  Каким образом дар праведности становится нашим (ст. 22)?     

в.   Откуда приходит эта праведность (ст. 24)?            

г.    Прочтите стихи 25-26. Свидетельством чего является крест Христа? Свидетельством Божьей любви, Божьего гнева или чего-то другого?    

10. Почему Христос должен был стать человеком? Почему Он должен был быть безгрешным? Почему Он должен был быть истинным Богом? (См. Гейдельбергский катехизис, Воскресный день 5 и 6, а также Каноны Дортского синода II, 4).

    

11. Прочтите главу 53 книги пророка Исаии и выпишите все слова, которые говорят о заместительной смерти Христа (т. е. что Он умер вместо других).

 

   

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Удовлетворение – чтобы Бог был доволен, Его совершенная справедливость требует совершенной любви и посвящения.

Искупление – это цена, уплаченная за оправдание наших прегрешений. Это способ удовлетворения Божьей справедливости за грехи, совершенные против Его величия. Таким образом приносится удовлетворение.

Заместительная (искупительная) жертва – Библия учит, что Христос удовлетворил праведность Бога за грехи Его народа, заняв наше место и став нашим заместителем.

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.