24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 9. Осуждение на вечные муки

Жан Кальвин называл учение об осуждении decretum horribile, что значит «ужасный декрет». Под этими словами не подразумевалось, что Бог ужасен или несправедлив в Своих установлениях. Жан Кальвин имел в виду, что это «ужасная» (в значении «внушающая страх», «приводящая в трепет») для нашего понимания истина. Она тяжела, и она исполняет нас благоговейным страхом. Но даже несмотря на то, что эту истину тяжело понять, и что она говорит о страшной реальности – об утраченной вечности, мы должны принимать учение об осуждении, потому что этому учит Писание.

КОНЦЕПЦИЯ ОСУЖДЕНИЯ

Из Писания мы увидели, что Бог избирает некоторых к спасению. Поскольку это верное утверждение, мы сразу же должны сделать вывод, что обратная сторона этой истины заключается в том, что некоторые люди – не избраны. Если мы не можем согласиться с тем, что Бог предопределяет к спасению всех (что, как говорит Библия и показывает опыт, не является истиной), то мы должны признать, что Бог предопределяет некоторых также и к осуждению. Оборотной стороной медали учения об избрании является учение об осуждении. Как мы уже знаем, избрание и осуждение составляют две стороны предызбрания (предопределения). Предопределение является двойным.

Это и есть то, что в глазах некоторых людей делает это учение таким «ужасным» и сложным для принятия. Многие христиане не хотят признать эту истину, потому что вся эта концепция не соответствует их представлению о Боге. И поэтому мы слышим от многих людей подобные заявления: «Я просто не могу поверить, что мой Бог стал бы делать такое. Это совсем несвойственно Ему. Это так несправедливо!».

Однако если мы хотим разобраться в этом вопросе, то  не нужно основывать свои суждения на том, что кажется верным для христиан. Вместо этого мы должны обратиться к тому, что  открыто в Писании Самим Богом. Мы признаем, что это учение трудное и сложное для понимания. Даже более того, человек без Святого Духа не сможет понять его (1 Кор. 2:14). Мы же будем стремиться возрастать в благодати и познании Иисуса Христа. Однако мы признаем, что даже в этом случае нам никогда не удастся постичь глубины Божии. И это является неизменным источником смирения для всех нас.

 

ЗАПОМНИТЕ

Римлянам 9:18                                                                                                                                           
«Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает».

 

Каноны Дортского синода I, 15

… Вечная и незаслуженная нами благодать нашего избрания особенно ярко освещается Священным Писанием и наиболее ясно показывается нам через свидетельство того, что не все люди избраны, но некоторые не избраны, или не включены в Божие вечное избрание, - те, о которых Бог на основании Своего всецело свободного, наиболее справедливого, безукоризненного и неизменного благоволения вынес следующее решение: оставить их во всеобщем прискорбном состоянии, куда они ввергли себя по своей собственной вине; не даровать им спасительной веры и благодати обращения…

Вестминстерское исповедание веры, III, 7

Остальных людей было угодно Богу, по непостижимому изволению Его собственной воли, оставить во грехах (букв. — пройти мимо), — ибо Он дает и удерживает благодать по Своему изволению, для явления славы Своей суверенной власти над творениями, — и определить их на бесчестие и гнев Божий за эти грехи, к похвале Его величайшей справедливости.

 

БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ УЧЕНИЯ ОБ ОСУЖДЕНИИ

Осуждение (см. Иер. 6:30, Рим. 1:28, 2 Тим. 3:8, 2 Кор. 13:5-7) означает, что Бог оставляет (буквально – проходит мимо) грешников в их грехах и справедливо осуждает их за эти грехи.

Окончательная причина этого «прохождения мимо» находится не в человеке, а только в Боге. В Послании к Римлянам 9:13 (классический текст, который рассматривает тему осуждения) мы читаем: «Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». В девятой главе Послания к Римлянам, в частности, в стихах 13, 17, 18, 21, 22, одинаково ясно говорится о милостивом отношении Бога и Его любви к избранным, а также о Его праведном и справедливом отношении к осужденным. Апостол Павел не говорит о Божьем отношении как о таком, которое проясняется лишь с течением времени или в результате определенных действий человека, совершенных им в вере или в неверии. Нет, это очевидно из контекста, где Павел говорит о Божиих вечных установлениях. Вот почему апостол с осторожностью пишет в Послании к Римлянам 9:11-12, что установление касательно Иакова и Исава было дано перед тем как родились оба сына, ещё до того, как они совершили что-либо хорошее, или дурное. Бог совершил это, «… дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего».

Это учение обнаруживается и в других местах Писания. Например, говоря об Иуде, Христос сказал: «… тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Ин. 17:12). В Первом послании Петра 2:8 упоминаются те, которые «… претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены». В книге Откровения 13:8 и 17:8 говорится об ужасном конце тех, «… имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира…».

Наша незамедлительная природная реакция – протестовать против подобного учения, восклицая: «Это несправедливо!». Однако  нужно помнить: если Бог хотя бы раз поступил несправедливо, Он не был бы Богом. Осужденный получает то, чего он заслуживает. Нет в том Божьей несправедливости, если Он отправит в ад того, кто ненавидит Его и бунтует против Его божественного авторитета и святости.

Важно задать вопрос: «Существует ли какая-нибудь причина, по которой праведный Бог должен спасать таких людей?». Если ответ «да», то он свидетельствует лишь о том, что мы все еще не поняли, что такое благодать. Если Бог обязан быть милостивым, то мы больше не говорим о благодати, потому что благодать – это незаслуженная милость.

По-настоящему поразительным является не тот факт, что некоторые предопределены отправиться в ад. В этом не должно быть ничего удивительного, и, конечно, здесь нет никакой несправедливости. Действительно поражать нас должно  то, что некоторые, в том числе и мы, познали Христа и обрели вечную жизнь. В каком-то смысле, если и есть какая-то «несправедливость», то она заключается в том, что христиане получают то, чего не самом деле не заслуживают, – вечную жизнь.

Конечно, кто-то может спросить: «Почему Бог не сделает все по-другому? Почему Бог не спасет всех?». Мы можем лишь смиренно ответить: «Мы не знаем». Нам известно, что Бог в Своей мудрости и суверенности определил все это согласно Своему благоволению. Он поступил так ради славы имени Своего. И поэтому это есть благо. Так сказал Бог в Своем Слове.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Прочтите Каноны Дортского синода I, 1. Можно ли говорить, что Бог несправедлив, если бы Он никого не избрал, а решил отправить все человечество в ад? Почему «да» или почему «нет»?       

               

2. Прочтите Каноны Дортского синода I, 15. Дайте определение осуждению.    

     

     

3. Что говорится в Канонах Дортского синода I, 16 о тех, кто страшится упоминать об осуждении?

 

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ДВОЙНОЕ, НО НЕ СИММЕТРИЧНОЕ

Мы должны понять еще один важный аспект осуждения. Артикул 15 Первого тезиса учения Канонов Дортского синода говорит о том, что Бог проходит мимо некоторых людей, их в их же грехах. Следовательно, мы понимаем, что хотя предопределение двойное, оно не симметричное. Другими словами, Бог осуждает людей не так, как избирает. Избирая человека, Бог деятельно и могущественно выводит его из тьмы и вводит в Свой удивительный свет. Но осуждая человека, Бог остается бездейственным. Он оставляет людей в их же грехах. Он решил не спасать всех, но оставил некоторых в их состоянии бунта.

Из этой истины можно сделать несколько выводов. Во-первых, в избрании заслуга принадлежит Богу – Его благодати; а в осуждении вина полностью лежит на человеке, который осуждается за свой собственный грех (Каноны Дортского синода I, 5). На самом деле, человек сам несет ответственность за свой грех. Осужденные должны знать это лучше всех, но они «подавляют истину неправдою» (Рим. 1:18), а таковые «безответны» (Рим. 1:20).

Во-вторых, Бог радуется в Своем избрании, тогда как в осуждении Он не находит удовольствия. Конечно, если смотреть на все события с широкой точки зрения Бога, мы должны согласиться с утверждением, что Бог полностью доволен таким ходом дел. Для Бога нет никаких сюрпризов. В этом мире все происходит именно так, что Бог этим доволен. Грех и осуждение являются частью Божьего мира, и все ведет к Его славе. Наконец, мы должны сказать вместе с псалмопевцем: «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс. 113:11).

У апостола Павла также были трудности в понимании этого вопроса.. Находясь под вдохновением Духа, он ответил на все эти глубокие вопросы:

«Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» (Рим. 9:21-24).

Но если посмотреть с узкой точки зрения Бога, то мы также увидим, что Бог не радуется смерти нечестивца (Иез18:32). Здесь мы затрагиваем глубокую и сложную эмоциональную сторону бытия Бога. Возможно, созерцая Его любовь и милость в своей жизни, мы сможем понять это лучше всего. Каждый день мы огорчаем Бога своим грехом (Еф. 4:30). Таким образом, мы должны понять, что по природе в нас нет ничего, за что Бог мог бы нас похвалить. Но в то же время, когда по Своей благодати Он привел нас к познанию Его Самого во Христе, мы узнаем, что Бог благоволит к нам и радуется о нас (Пс.149:4; Ис. 62:4-5; Соф. 3:17). Мы можем лишь восклицать вместе с апостолом Павлом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33-36).

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

4. Объясните, что значит высказывание «предопределение двойное, но не симметричное».   

     

5. Сравните тексты Писания: Псалом 134:6 и Иезекииля 18:32. Противоречат ли друг другу эти стихи? Объясните, как мы должны понимать их.      

               

6. Прочтите Римлянам 11:33-36.

a. Всегда ли апостол Павел считал, что эта тема проста для понимания?                  

б. Как он ответил?       

в. Чему это учит вас?

(Обратите внимание, что Каноны Дортского синода I, 18 – это именно то, к чему и старался подвести нас этот синод.)

7. Есть ли место гордости в христианской жизни?    

Прочтите Иеремии 9:24 и 1 Коринфянам 1:31. Что говорится в этих отрывках о похвальбе? Чем мы хвалимся? Дает ли нам это повод для гордости или смирения?

     

8. Прочтите Второзаконие 7:7-8. О чем Бог предупреждает Свой народ? Какого величайшего падения мы должны остерегаться, будучи Божиими избранниками?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Осуждение – Божие постановление от вечности, согласно которому Он оставляет (буквально – проходит мимо) грешников в их грехах и справедливо осуждает их за эти грехи.

Двойное предопределение – Библия учит, что Бог и избирает, и осуждает, и что, в конечном счете, Он выбирает не только тех, кто отправится на небо, но и тех, кто отправится в ад.

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.