24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

РЕЗУЛЬТАТ СУВЕРЕННОЙ ЛЮБВИ

УРОК 22. Завет Бога с нами

Продолжая изучение столпов реформатской веры, сейчас хотелось бы сосредоточить наше внимание на завете, который Бог заключает с нами. Этот завет демонстрирует Его суверенную любовь. Мы уже знаем, что стандартом для нашей веры является только Библия. Кроме того, из Библии мы узнаем, что спасены только по благодати, только во Христе, только верой и все это только ради Божьей славы. Эти истины называются «пятью только».

Из других уроков мы узнали, что суверенная любовь  Бога проявляется в Его безусловном избрании нас к вечной жизни. По природе все мы полностью испорчены. Но, избрав некоторых, Бог по Своей благодати послал Иисуса Христа, чтобы спасти их из числа падшего человечества. Крестную смерть Христа мы называем действенным, или ограниченным искуплением, это значит, что Он спас только избранных детей Божьих. Когда Святой Дух действует в нас, это является  непреодолимой благодатью, поскольку Бог действенно и неотвратимо изменяет нашу волю, делая нас способными желать и наслаждаться Его суверенной любовью. И, наконец, мы славим Бога за Его суверенную любовь, которая сохраняет нас навечно для того, чтобы мы устояли в дарованной Им благодати. Труд Божий, посредством которого мы сохранены, называется стойкостью святых. Эти истины известны нам как пять пунктов кальвинизма, и каждая из них является неотъемлемым «столпом» учения, которое мы находим в Писании.

БОГ ЗАКЛЮЧАЕТ ЗАВЕТ

Другим важным столпом нашей веры является завет.  Может быть, вам уже известно, что завет – это соглашение или отношения между двумя людьми или сторонами. Примером завета является заключение брака. В браке присутствуют две стороны – мужчина и женщина, которые вступают в брачные отношения. Несомненно, все вы когда-то присутствовал на свадебной церемонии. Обмениваясь клятвами, жених и невеста заключают завет. Муж и жена однажды дают друг другу обеты и клятвы с тем, чтобы между ними установилась связь, способная объединить их. Если они будут хранить эти клятвы, то их завет принесет им прекрасные, крепкие и длительные отношения. Однако если муж или жена не сдержат свои обещания и нарушат клятву, то вскоре их брак окажется под угрозой и, возможно, закончится разводом. Но Богу не угодно то, что мы не держим своих обещаний.

Библия учит, что Бог тоже заключает заветы. С одной стороны, Его заветы сродни человеческим, но с другой стороны – они не такие. В отличие от нас, Бог всегда соблюдает Свои заветы. Он ни разу не нарушил Свои обещания. Если бы Бог не был верен Своим обещаниям, тогда Он не был бы совершенным, святым и истинным. Но поскольку Он совершенный, святой и истинный, мы можем полностью положиться на Божьи заветы. Этот факт утешает и ободряет нас, заставляя все больше и больше доверять Богу. У Бога нет необходимости заключать с нами завет. Он не обязан делать это. Но, как мы увидим, благодаря Его суверенной любви, Он приходит к нам, грешникам, и заключает с нами завет благодати.

 

ЗАПОМНИТЕ

Иоанна 6:38-40                                                                                                                                                           
«Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».

Гейдельбергский катехизис

74В. Следует ли также крестить и младенцев?

О. Да. Ибо они, как и взрослые, находятся в союзе с Господом и в Церкви Его. За Кровь Христа им, как и взрослым, обещаны и искупление грехов и Дух Святой, источник веры. Поэтому посредством крещения, как знака союза, они должны быть приняты в лоно христианской церкви и тем отличаться от детей неверующих. В Ветхом Завете это делалось посредством обрезания вместо которого в Новом Завете было введено крещение.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Что такое завет?    

     

2. В чем схожесть брака между людьми и завета, который Бог заключает с нами? В чем различия?

 

ЗАВЕТ ИСКУПЛЕНИЯ

Прежде чем мы сможем оценить завет Бога с нами, следует понять, что такое завет искупления. Этот завет является соглашением Бога-Отца с Иисусом Христом, Его Сыном, о том, что Он спасет Свой народ из числа падшего человечества. Сын Божий пообещал Отцу, что сделает все необходимое, чтобы спасти нас. Он пообещал родиться в этом греховном мире, вместо нас в совершенстве исполнить закон Божий, умереть и воскреснуть – словом, все, чтобы через Него мы могли иметь вечную жизнь. Отец пообещал Сыну дать все необходимое для совершения этого искупительного труда. Предназначение же Святого Духа заключается в том, чтобы применить этот труд ко всем, кого искупит Христос.

В Послании к Ефесянам 1:4 Библия учит, что Бог-Отец избрал нас во Христе «прежде создания мира». Обращаясь к фессалоникийцам, апостол Павел писал: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13). Во Втором послании к Тимофею 1:9 он также писал о Христе: «… спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен». Когда еще ничего не существовало, в Божьем замысле уже было наше искупление, и Иисус пришел для того, чтобы воплотить его (в библейских цитатах добавлен курсив автора).

Сам Иисус говорил о том труде, который поручил Ему исполнить Отец. Например, мы читаем об этом в Евангелии от Иоанна 6:38-40:

«… ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (курсив автора). Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».

А в Евангелии от Иоанна 17:4 Иисус так обращается к Своему Отцу в молитве: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (курсив автора). Иисус неоднократно говорил о тех, кого Отец дал Ему, чтобы спасти и забрать домой вместе с Собой во славе. Прежде создания мира Отец и Сын заключили соглашение, т. е. вступили в завет искупления, чтобы спасти Свой народ из числа падшего человечества.

 

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

3. Объясните, что такое завет искупления. 

     

4. Соблюдает ли Бог завет искупления? Откуда вы это знаете?

 

ЗАВЕТ ДЕЛ

До грехопадения, описанного в третьей главе книги Бытия, Бог заключил завет с Адамом. Он называется заветом дел. В этом завете присутствуют две стороны – Бог и человек. Бог пришел к Адаму и сказал ему, что тот должен в совершенстве соблюдать все Его заповеди. Совершенное послушание было обязанностью Адама. Если точнее, то Адам и Ева не должны были есть плодов от дерева познания добра и зла. Для них это был своего рода тест, который бы дал понять, действительно ли они сохранят верность Богу и Его завету с ними. Если бы они в совершенстве исполнили закон Божий, то продолжали бы пребывать в вечном общении и блаженстве со своим Творцом. Бог обещал им вечную жизнь. В Послании к Римлянам 10:5 сказано: «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им». Но если бы они ослушались Бога, их ожидало бы наказание – смерть не только физическая, но и духовная. Отношения, которые они имели с Богом, были бы разрушены. Именно это и произошло! Адам нарушил завет дел. В Книге пророка Осии 6:7 мы читаем: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне».

Божье требование совершенного послушания актуально для нас и сегодня. Если мы не можем в совершенстве исполнить закон Божий, наказание остается в силе: мы непременно умрем. Горькая правда заключается в том, что никто не может в совершенстве исполнить закон Божий. Никто не сможет оспорить этот факт. Мы «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Бог повелевает любить Его «… всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «… ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30 и 31). В Послании к Римлянам 3:10-12 говорится: «… нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». Мы нарушили завет дел и продолжаем нарушать его ежедневно.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

5. Что такое завет дел?                           

 

a. Какие обязательства он налагает?

б. Что он обещает?                    

в. Каково его наказание?

6. Остается ли завет дел действенным и сегодня? Если нет, тогда почему? Если да, тогда почему мы не можем исполнить его?

 

ЗАВЕТ БЛАГОДАТИ

Теперь мы можем оценить суверенную Божью любовь к нам. По Своей милости и благодати Бог не отказался от всего человечества. Он не дает нам то, чего мы заслуживаем. Исключительно по Своей благодати Бог избирает некоторых людей из числа всего человечества и заключает с ними другой завет – завет благодати.

Этот завет является заветом благодати по двум причинам. Во-первых, Бог Творец по милости вступает в завет со Своим творением. Он не обязан заключать с нами каких-либо соглашений или устанавливать какие-либо отношения. Более того, Он сотворил нас по Своему образу. Это значит, что мы созданы для того, чтобы познавать Его и жить для Него в святости и праведности. Животный мир не может постичь богатство Его завета. Жить в общении с Богом, создавшим нас, является для нас удивительным благословением.

Во-вторых, Бог вступает в завет с бунтующими грешниками. Что за благодать! Для Бога было бы совершенно законно уничтожить всех нас. Мы, возможно, сможем лучше понять завет Бога с нами, размышляя о могущественном царе, управляющим огромным государством. Представьте, что один из губернаторов, решив заполучить для себя землю и бросить вызов действующей власти, восстал против царя. Царь подавляет этот бунт. Но как он поступит с взбунтовавшимся губернатором? У царя есть абсолютное право уничтожить его, не так ли? Но вместо этого он, будучи милостивым царем, заключает с губернатором завет. Царь обещает защищать и обеспечивать всем необходимым его самого и его людей. Со своей стороны губернатор всегда должен повиноваться царю и почитать его. Только по своей благодати царь милует губернатора и заключает с ним соглашение.

В некоторой степени этот пример отображает то, как Бог поступает с нами в завете благодати. Бог – это могущественный царь, а мы – Его бунтующие подданные. И хотя у Него есть абсолютное право уничтожить нас по причине греха, Он вступает с нами в завет благодати. Много лет назад Бог установил Свой завет с Авраамом, сказав: «… поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:7). Это обетование касается также и нас с вами.

Мы должны верить этому обетованию. На нас лежит обязательство повиноваться и верно служить Ему. Бог также сообщил Аврааму и об этом обязательстве: «… ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их» (Быт. 17:9). Если мы соблюдаем Его завет, то будем жить в общении с Ним. Но если мы бунтуем, то непременно пострадаем от Его гнева и наказания. Можем ли мы соблюсти Его завет? Только сила Христа, живущая внутри нас, позволяет пребывать в общении с Ним. Если мы доверяем Ему, Он останется нашим Богом навеки.

На протяжении столетий Бог верно соблюдает Свой завет. Во все века были люди, которые даже во время сильных гонений любили и служили Богу, потому что Он сохранял их в безопасности. Однако, несмотря на Божью верность, многие, с кем Бог заключил завет, взбунтовались. Они не хотят иметь ничего общего с Божьей властью в своей жизни. Подобно тому губернатору, они презирают Слово и власть Царя. Это показывает, что не все, с кем Бог заключает завет, являются частью Его народа. Библия говорит, что «…не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6). Другими словами, некоторые из людей, с которыми Бог заключил Свой милостивый завет, бунтуют против него. В девятой главе Послания к Римлянам апостол Павел использует иллюстрацию с Исавом. Ему был дан знак и печать завета,  в Ветхом Завете это было обрезание, а в Новом Завете – крещение. Однако из-за своего бунта и пренебрежения он нарушил этот завет, отвергнув благодать, обещанную Богом, и показывая тем самым, что он не был одним из избранных.

Бог заключает завет с верующими и их детьми. Если ваши родители – верующие, то Бог заключил с вами завет благодати. Вероятно, вы были крещены, получив тем самым знак и печать Его завета с вами. Будете ли вы жить в общении с Богом, или же взбунтуетесь и подобно Исаву с презрением отнесетесь к этому завету? Любите ли вы Господа, Его Слово и Его народ, или же вы презираете все это? Нравится ли вам служить своему Царю, или же вы презираете поклонение Ему и Его заповеди?

Если вы еще не были крещены, но веруете во Христа к вечной жизни, я призываю вас искать крещения в вашей церкви, чтобы и вы могли получить знак и печать Божьего завета. Для тех, кто верует в Его Сына, Бог надежно соблюдает Свои обетования жизни, для тех же, кто презирает Его, – обетования проклятия. Иисус Навин бросил вызов своим современникам: «… изберите себе ныне, кому служить…». А затем он дал Богу обещание: «… я и дом мой будем служить Господу» (Нав. 24:15). Пусть эти слова станут и вашим обещанием, исходящим от сердца.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

7. Почему завет благодати является милостивым заветом?             

     

     

8. В чем схожесть завета благодати и отношений между могущественным царем и восставшим губернатором?    

     

 

9. Прочтите Бытие 17:9-14. Сколько времени завет благодати остается в силе?

 

a. С кем Бог заключает этот завет?    

б.  Что являлось знаком завета в Ветхом Завете?    

в.   Когда дети мужского пола должны были получить этот знак?  

г.   Что должно было произойти с теми, кто не получил этот знак?               

д.  Что является знаком завета в Новом Завете? См. Послание к Колоссянам 2:11-12.

 

10. Какая ответственность налагается на вас как на человека, получившего знак и печать завета благодати?

 

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Завет – как и в  браке, завет является соглашением или отношением между двумя людьми или сторонами.

Завет искупления – Бог-Отец заключил этот завет с Иисусом Христом, Его Сыном, с тем, чтобы Он спас Свой народ из числа падшего человечества.

Завет дел – до грехопадения Бог заключил завет с Адамом, в котором он обязывался в совершенстве повиноваться Богу. Обетованием этого завета была вечная жизнь, а наказанием – вечная смерть.

Завет благодати – этот вечный завет, исполненный Христом, Бог заключил с верующими и их детьми, по Своей благодати к грешникам. Знаком и печатью этого завета в Ветхом Завете было обрезание, а в Новом Завете – крещение.

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.