24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 23. Взгляд на мир и на жизнь

Как вы появились в этом мире, и почему вы здесь? Как вы проведете свою жизнь? Чего желает от вашей жизни Бог? Какие у вас представления о Боге? Как вы смотрите на окружающий мир? Есть ли какая-нибудь надежда в этом мире, полном трудностей и проблем?    

ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

Осознаете вы это или нет, но у вас есть определенные представления и убеждения касательно того, кто вы и куда направляетесь. У вас есть также ряд представлений о мире и жизни как таковой. Совокупность этих убеждений и представлений о самом себе и об окружающем мире называется мировоззрением. Даже те люди, которые никогда не говорят и не размышляют о своем мировоззрении, неизбежно имеют собственную точку зрения на все, что их окружает. Каждый из нас смотрит на Бога, на свое происхождение и свое будущее с собственной точки зрения. Мировоззрение – это то, как мы воспринимаем окружающее глазами нашего разума. Это наши представления о жизни и то, как на основании этих представлений мы строим свою жизнь.

Все, что вы видите – цвета, формы и образы, – воспринимается вашим разумом посредством глаз. Так вы получаете представление о различных вещах. Если у вас плохое зрение и вы не носите корректирующих очков или линз, то окружающий мир вам будет видеться туманно, искаженно и нерезко. Вы не сможете четко увидеть то, что окружает вас. Возможно, вы думаете, что зрение вас не подводит, и вы все ясно видите, однако в действительности мир отличается от той искаженной картинки, которую воспринимаете вы.

Мировоззрение – это глаза вашего разума и сердца. Ваше мировоззрение определяет то, как вы выполняете домашние задания, как относитесь к одноклассникам, как тратите карманные деньги, а также то, какое мнение вы складываете о себе, этом мире и Боге, создавшем все вокруг. Поэтому для вас очень важно иметь христианское мировоззрение. Как христиане мы должны учиться видеть Бога, других, самих себя и жизнь в истинном свете. Смотрите ли вы на себя и окружающий мир так же, как смотрит на это Бог? Или же ваш взгляд на жизнь искажен и затуманен и не отражает истину?

 

ЗАПОМНИТЕ

1 Коринфянам 10:31                                                                                                                                
«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».

Колоссянам 3:23-24                                                                                                                  
«И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу».

Гейдельбергский катехизис

32В. Почему нас называют христианами?

О. Потому что я член тела Христа по вере и через это соучастник помазания Его. Как пророк я исповедую Имя Его. Как священник представляю себя в жертву живую во благодарение Ему. И как царь со свободной и доброй совестью восстаю на борьбу против греха и козней дьявольских в этой жизни. А в жизни будущей вместе с Ним буду царствовать над всем созданием Его.

Вестминстерское исповедание веры, XVI, 2

Добрые дела, совершаемые в послушании заповедям Божиим, есть плоды и свидетельства истинной и живой веры. Верующие проявляют ими свою благодарность, укрепляют уверенность в спасении, назидают своих братьев, украшают исповедание Евангелия, заграждают уста противникам и прославляют Бога, ибо они есть Его творение и созданы на добрые дела во Христе Иисусе (10) с тем, чтобы, имея плод святости, они могли иметь и жизнь вечную.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Что такое мировоззрение?               

     

2. Как приведенный пример о глазах и очках может помочь объяснить, что такое мировоззрение?

 

ПРОВЕРКА В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Что же такое истинный взгляд на жизнь? Первый вопрос Вестминстерского краткого катехизиса звучит так: «В чем состоит основное предназначение человека?». Этот вопрос касается нашего мировоззрения. Катехизис дает на него блестящий ответ: «Основное предназначение человека — прославлять Бога и вечно радоваться в Нём». Бог должен стать основой нашего мировоззрения. Мы не можем по-настоящему увидеть и понять себя и наш мир, цель жизни и смерти, или что-либо иное, если Бог не окажется в центре всей этой картины. Если же мы отвергаем Бога, открывшегося нам в Библии, тогда мы не сможем понять смысл жизни. Если мы сделаем вид, что Бога не существует, и что Он не властвует над всей вселенной, то все, что мы видим, будет искажено. Если мы отвергаем существование Бога, то мы слепы к истине о Нем и о себе самих. Светское мировоззрение отказывается признавать Божье господство над всей нашей жизнью и нашими помыслами.

СОТВОРЕНИЕ

Христианское мировоззрение, напротив, полностью соглашается с этой истиной. Бог не только существует, Он также открывается нам, чтобы мы по-настоящему могли познать Его. В действительности всем людям известно о Боге – независимо от того, признают они это или нет. В Послании к Римлянам 1:19-20 Библия говорит, что благодаря красоте и славе Божьего творения каждый человек понимает, что Он существует: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».

Творя все видимое и невидимое силой Своего Слова, Бог создал нас по Своему подобию. Это означает, что Он сотворил нас отличными от всех остальных творений. Он создал нас, чтобы мы были подобны Ему в праведности и святости. В отличие от всех остальных творений Господь соделал нас способными познавать и любить Его. При творении Адам был наделен истинным знанием и святостью.

Бог, будучи Творцом всего, является также Законодателем и Властелином для Своего творения. Поскольку Он сотворил все, только Он один имеет право устанавливать критерии послушания для всех Своих творений. Эта истина должна стать важной частью нашего мировоззрения. Поскольку Бог создал все, поскольку Он наделил нас способностью познавать Его, и поскольку Он является Властелином жизни, то, как сказано в первой главе Послания к Римлянам, все люди «безответны». Нам известно, что мы должны любить и славить Бога, служить Ему и вечно радоваться в Нем.

Например, когда в школе мы исследуем и изучаем Его творение, необходимо осознавать, что единство и цель природы и всей истории сосредоточены во Христе. Наше призвание заключается в том, чтобы «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). Правильно понять растения, животных, химические элементы, наши тела, математику, историю и философию можно лишь тогда, когда мы видим, что во Христе они имеют свои цели и значение. Если мы любим Царя, то мы будем высоко ценить и Его творение и находить радость в познании его цвета, структуры, музыки и порядка. Как говорил Абрахам Кайпер, выдающийся голландский церковный лидер, в своих лекциях по кальвинизму: «… мы должны всячески открывать те богатства и развивать те силы, которые Бог сокрыл в природе и в человеческой жизни»[2]. Все происходит и существует для Его славы. Вот почему Бог создал меня, вас и все, что есть во вселенной.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

3. Прочтите Псалом 32:6-11.

a. Как Бог создал вселенную?               

б. Согласно этому Псалму, как Бог руководит всем?              

в. Согласно стиху 8, каким должен быть наш ответ на Божью созидательную деятельность?

г. Почему основой нашего мировоззрения должен быть Бог?

4. На каком основании Бог имеет право устанавливать критерии и законы для этого мира и общества?

 

ГРЕХОПАДЕНИЕ

Хотя все Божье творение было совершенным и хорошим, мы знаем, что произошло нечто ужасное, что изменило первоначальное состояние всей вселенной. Через искушение сатаны и бунт Адама в Эдемском саду грех вошел в мир (Быт. 3). Грех принес с собой вину, разрушившую наши отношения с Богом. Уже с момента зачатия каждый из нас виновен перед Богом, и поэтому мы заслуживаем осуждения. В результате греха мы отчуждаемся от Бога и часто от окружающих людей, включая наших родителей и близких. Грех, живущий в сердце, приводит нас к греховным желаниям, мотивам, словам и действиям. Войны, убийства, кражи, ложь и сплетни – результат греха, живущего в нашем сердце и в мире. Библия говорит, что каждый человек поражен грехом: «…все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).

Грех повлиял даже на наш разум, так что теперь мы не способны видеть и осознавать себя и этот мир в том свете, в каком его видит Бог. Однако это происходит до тех пор, пока Христос не изменит наш разум и сердце. В Первом послании к Коринфянам 2:14 говорится: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно». Вместо того чтобы чтить и прославлять Бога как должно,  по природе мы «…заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца…» (Рим. 1:25).

Грех повлиял на все сферы нашей жизни. Мы не прославляем Бога своими телами и разумом, как мы должны это делать. Мы не воздаем Богу славу в своих трудах и школьной деятельности, как Он повелевает нам. Грех принес в наше общество страдания, и поэтому теперь существуют проблемы в семьях, войны между народами, ненависть между соседями и даже сексуальные и финансовые скандалы в церкви. Мы не можем избежать греха до тех пор, пока Христос не освободит нас силой Евангелия. В своем мировоззрении мы должны помнить о серьезных и далеко идущих последствиях греха внутри нас самих и в этом мире.

БОЖЬЕ ЦАРСТВО

Борясь с грехом, мы слушаем Евангелие Христа. Благая весть состоит в том, что Бог не оставил этот мир в поработившем его грехе. По Своей милости Бог послал Иисуса Христа, Своего Сына, чтобы освободить людей от их грехов и ввести их в Свое Царство. Для того чтобы спасти  людей, Иисус должен был прийти в этот мир, претерпеть его боль и проклятие, в совершенстве повиноваться Отцу, умереть и воскреснуть – все это для того, чтобы спасти нас для служения в Его Царстве.

Иногда мы молимся молитвой Господней. Вот что Гейдельбергский катехизис говорит о ней в О. 123:

«Да придет Царствие Твое. Это значит: так правь нами Словом и Духом Твоим, чтобы мы могли более предаваться Тебе, сохрани и взрасти Церковь Твою; разрушь дела дьявола и всякую власть, восстающую против Тебя, и все злые помыслы против Твоего Святого Слова; до тех пор пока не наступит полнота Царствия Твоего, в котором Ты будешь все во всем».

Царство Божье – это Его праведное господство и владычество в этом мире. Подданными Его Царства являются все люди: Церковь – это Его добровольные подданные, а все остальные люди – Его противящиеся подданные. Если мы спасены по благодати, мы становимся Его добровольными подданными. Поэтому мы должны являть Его владычество в нас посредством святости, послушания и покорности Его господству в мыслях, словах и поступках.

Когда мы понимаем, что спасены по благодати, принадлежим Христу, находимся в Его заботливых руках, водимы Его Духом и Словом и приобретены для служения нашему Царю, тогда мы можем начать видеть вещи так, как и должны, – смотря на все с точки зрения Бога. Он дает нам новый взгляд на мир и на жизнь – Он дает нам новое мировоззрение!

Библия говорит, как нам как верующим применять на практике это новое мировоззрение. В Послании к Римлянам 12:1-2 сказано: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». В Послании к Колоссянам 3:23-24 мы находим следующее повеление: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу». Прочтите, что говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам 10:31: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Если же мы должны прославлять Бога в таких земных делах как еда и питье, тогда мы непременно должны воздавать Ему славу во всем.

Вся наша жизнь должна воздавать славу Христу, нашему Царю. Нет такой сферы жизни, в которой бы не должно было отображаться Его господство. В жизни христианина не может быть такой области, которую можно было бы рассматривать как нейтральную, светскую или свободную от Его владычества. Когда мы чтим Христа как Царя, это обстоятельство вносит глубокие изменения в наш брак, отдых, работу, образование, а также то, как мы поступаем во всех сферах нашей жизни. Процитируем слова Абрахама Кайпера: «Ни в одной из областей человеческого бытия не существует и квадратного дюйма, о котором Христос, Владыка всего, не воскликнул бы: «Это принадлежит Мне!»» (Abraham Kuyper: A Centennial Reader, ed. James D. Bratt, p. 488). Он также писал: «[С тех пор как] человеческое сердце обрело вечный мир с Богом…, оно обнаружило свое наивысшее призвание в том, чтобы посвятить всю жизнь и все силы прославлению Бога…»[3].

Вот что такое христианское мировоззрение. Для того чтобы взглянуть на мир с Божьей точки зрения, должно измениться все. Это значит, что мы начнем исполнять то предназначение, для которого Он создал нас – «…прославлять Бога и вечно радоваться в Нём» (Вестминстерский краткий катехизис, О. 1).

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

5. Верно ли следующее утверждение:

a. Неверующие не имеют мировоззрения.

б. Грех влияет на наши тела, но не на наш разум.

в. Люди, у которых нет Библии, знают, что Бог существует.

г. Некоторые сферы нашей жизни, такие как: политика, образование и отдых, не имеют ничего общего с христианской верой.

6. Что такое Божье Царство? 

     

7. Изучив вопрос христианского мировоззрения, ответьте на следующие вопросы:

a. Каково ваше восприятие себя?

б. Чего Бог желает от вашей жизни?                

в. Какие у вас представления о Боге?

 

   

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Мировоззрение – то, что мы говорим и думаем о Боге, как мы воспринимаем Его, себя и все, что окружает нас, является нашим мировоззрением.

Светское мировоззрение – такой взгляд на жизнь сообщает, что Бог не принимает либо никакого участия в нашей жизни, либо играет в ней незначительную роль.

Божье Царство праведное господство и владычество Бога в этом мире, а также в жизни и сердцах Его народа является центром нашего понимания христианского мировоззрения.

 

 

 


 

[2] Кайпер А. «Христианское мировоззрение» / Пер. с англ. И. Манцуров, А. Бакулов – СПб.: Шандал, 2002. – стр. 41.

[3] Стр. 34.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.