24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 21. Стойкость христианской жизни

ДОКТРИНА, КОТОРАЯ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА НАШУ ЖИЗНЬ

За время исследования Канонов Дортского синода мы изучили ряд основных истин этого вероисповедания, а именно: полная испорченность, безусловное избрание, ограниченное искупление, непреодолимая благодать и стойкость святых. Эти библейские доктрины о славной Божьей благодати никогда не должны становиться для нас безжизненными и банальными, вызывая в нас скуку и не производя в нас никаких изменений. Если же они наскучили вам, это значит, что вы на самом деле не оценили по достоинству чудо Божьей благодати в вашем спасении. Вы не оценили силу Божьей любви, сохраняющей вас в этом спасении. И вы также не оцените той радости и привилегии жить полноценной христианской жизнью в благодарность за Его славное спасение.

Если мы действительно осознали и по достоинству оценили то, что сделал для нас Бог, то мы всеми силами будем стремиться выразить свою благодарность через послушание и служение Ему до смерти. Бог верен, и поскольку Он остается таковым в Своей любви к нам и сохраняет нас в Иисусе Христе, мы не отступим от веры. Христианская жизнь не представляется верующему каким-то тягостным повелением, но, напротив, является привилегией, в которой он находит удовольствие и радость. Бог наделяет нас желанием от всего сердца угождать Ему.

Исследование Канонов Дортского синода хотелось бы завершить рассмотрением последних пяти артикулов пятого тезиса учения. Здесь мы находим учение о том, как благословение спасения проявляется в нашей жизни.

 

ЗАПОМНИТЕ

1 Иоанна 3:24                                                                                                                                               
«И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам».

Каноны Дортского синода V, 14

И как было угодно Богу начать эту работу благодати в нас возвещением Евангелия, так Он уберегает, продолжает и завершает Свою работу через слушание и чтение Евангелия, размышление о нем и его наставлениях, предупреждениях и обетованиях, и также посредством совершения Таинств.

Вестминстерский полный катехизис

79В. Не могут ли истинные верующие, из-за своих недостатков и многих искушений и грехов, постигающих их, отпасть от состояния благодати?

О. По причине неизменной любви Божией и Его установления и завета о том, чтобы дать истинным верующим неотступность, через их неразрывный союз со Христом, Его постоянное ходатайство за них, и через то, что в них пребывает Дух и семя Божие, - истинные верующие не могут ни всецело, ни окончательно отпасть от состояния благодати, но соблюдаются силою Божиею через веру ко спасению.

ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Основное учение пятого тезиса Канонов Дортского синода можно выразить одной фразой: «Однажды спасенный спасен навсегда». Эта фраза обобщает доктрину, известную как стойкость святых.

Существуют и противники этого библейского учения, утверждающие, что под его влиянием люди могут стать надменными, ленивыми и даже быть беспечными по  отношению к греху. Мы не раз обсуждали подобные возражения. Критики этого учения опасаются следующего: люди, считая, что ничто не может повлиять на их спасение, придут к заключению, что могут жить, как им заблагорассудится. Они могут «есть, пить и веселиться». В ответ на это возражение Каноны Дортского синода V, 12 и 13 учат, что истинное дитя Божье никогда не будет довольствоваться греховной жизнью. Напротив, христианин ненавидит грех. Это становится ясным благодаря Писанию и примерам из жизни святых. В качестве таких примеров в Канонах Дортского синода V, 4 приводятся истории из Писания, касающиеся «печальных отступлений» мужей веры, таких как Давид и Петр.

И действительно, в Библии сказано, что они совершили ужасный грех, тем самым отступив от веры. Они сами  хорошо понимали это. Конечно, и Давид, и Петр раскаялись в содеянном и чудесным образом вновь обрели Божье благоволение. На самом деле, в случае с этими библейскими героями (как и в случае с истинными детьми Божьими, которые впадают в грех) никогда не возникало сомнений, что в конце концов через покаяние и веру их отношения с Богом будут восстановлены. Касательно примеров из жизни Давида и Петра можно без сомнений сказать, что Бог обратил их падения во благо – смирил их, преподал им важные уроки, и в конечном счете, приблизил к Себе и укрепил для еще большего служения (Пс. 50:15; Лк. 22:32). Вместе с тем мы можем не сомневаться (даже исходя из собственного опыта), что если бы Давида и Петра спросили, не хотели бы они снова пройти через этот греховный опыт, то они категорически бы ответили: нет!

Бог остается верным даже тогда, когда Его дети переживают свои самые глубокие падения. Но бывает и так, что до тех пор пока мы не раскаемся, Бог по Своей благодати дает нам почувствовать, каково это быть без Него. Когда мы упорствуем в каком-то грехе, нам даже может показаться, что Бог не слышит наши молитвы (Пс. 65:18). Подобное переживание может оказаться настолько опустошающим, что одна только мысль, что мы можем вновь пройти через это, будет приводить нас в ужас. Тем самым это «… производит гораздо большую заботу о тщательном соблюдении путей Господних» (V, 13), потому что Божье благоволение «для благочестивых дороже жизни, но лишение сего горше смерти».

Каноны Дортского синода V, 12 учат, что эта уверенность в неотступности не делает нас надменными и по-плотски самонадеянными. Напротив, она является подлинным источником следующих свидетельств истинного благочестия.

Смирение. Борьба с грехом является реальностью нашей жизни. Мы не можем устоять в вере и спасении благодаря собственным силам. Но если мы живем в уверенности, что ничто «… не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:39), то в глубине сердца знаем, что не заслужили ничего из этого. Всякий, называющий себя верующим, но проявляющий дух гордости вместо смиренной благодарности, должен признать, что его уверенность покоится на зыбком основании.

Сыновья почтительность. Уважение ребенка к отцу возникает из любви, а не из страха. Вслед за апостолом Иоанном нужно восклицать и нам: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1)! Когда мы начинаем видеть величие Его любви, это наполняет нас благоговением и изумлением, благодаря чему мы все более и более стремимся избегать того, что огорчает и оскорбляет нашего Небесного Отца.

Истинное благочестие. Узнав посредством благодати Христа о том, что Бог является нашим Богом, мы можем выразить свое отношение к Нему с помощью истинного благочестия. Тогда главным вопросом в нашей жизни становится вопрос: «Господь, как я могу прославить Твое имя?». Те же, кто ходит собственными путями, не могут ничего знать о благословенной уверенности в спасении.

Терпение в любых испытаниях. Даже когда нам кажется, как когда-то казалось Иакову (Быт. 42:36), что все вокруг против нас, мы, тем не менее, можем сохранять терпение в любой ситуации. Наше терпение происходит из знания, что исход уже предопределен, и что этот исход будет благом для нас (Рим. 8:28).

Горячие молитвы. Мы можем и будем прилежны в молитве, так как знаем о своей нужде в Боге. И мы также нисколько не сомневаемся в том, что Бог отвечает «… всем призывающим Его в истине» (Пс. 144:18).

Упорство в страданиях и исповедании истины. Что бы ни случилось, мы можем ни минуты не сомневаться в Божьей верности. Это позволит нам иметь радость во время страданий (Рим. 5:3, Иак. 1:2) и твердо стоять на своем исповедании, невзирая на последствия (Евр. 10:23).

Радость единственно в Боге. Мирская радость может приходить и уходить вместе с меняющимися обстоятельствами. Но радость во Христе сравнима с прочным основанием – со скалой, так что мы всегда можем иметь истинную радость в нашем Господе (Флп. 4:4). И снова, что бы ни случилось, мы можем быть уверены в том, что находимся и навсегда останемся в Господе. Радуйтесь!

Это великолепное благо – уверенность в непоколебимости суверенной Божьей любви – является нашим «побуждением к серьезному и постоянному благодарению и добрым делам» (Каноны Дортского синода V, 12).

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Учитывая положительное учение артикулов V, 12–14, как вы считаете, высказывали ли арминиане какие-либо обвинения против этого учения? См. также Опровержение заблуждений V, 6. Почему эти обвинения являются необоснованными и небиблейскими?

               

2. Объясните, каким образом доктрина о стойкости святых является подлинным источником смирения (V, 12)? Почему эти драгоценные истины действительно смиряют нас?

     

3. Как бы вы ответили тому, кто размышляет следующим образом: «Если доктрина о стойкости святых – истина, тогда почему бы вам просто не пойти и не начать грешить, как только вздумается? Вы же в любом случае не потеряете спасение». Почему мы как христиане никогда не должны рассуждать подобным образом? См. Каноны Дортского синода V, 12, 13.

 

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Очевидно, Бог хочет, чтобы мы не переставали размышлять об этом. Теперь, когда мы начали осознавать эти библейские истины, нам нужно «… возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа…» (2 Пет. 3:18). Вместе со всеми святыми мы только начали постигать «что широта и долгота, и глубина и высота» Христовой любви (Еф. 3:18).

Говоря о средствах благодати, используемых Богом для нашего духовного роста, Каноны Дортского синода V, 14 побуждают нас продолжать возрастать в Нем. Одним из таких средств является проповедь. Бог использует ее для того, чтобы вывести людей из тьмы и ввести в общение с Собой (Каноны Дортского синода III/IV, 17). Теперь же, в артикуле 14, говорится, что возвещением Своего Слова Богу угодно было не только начать в нас Свою работу, но что Он также «… уберегает, продолжает и завершает Свою работу через слушание и чтение Евангелия, размышление о нем и его наставлениях, предупреждениях и обетованиях, и также посредством совершения Таинств».

Через эти средства Бог обещал произвести и утвердить веру в Своем народе. Теперь знаем, что если мы пренебрегаем средствами Божьей благодати, то наша духовная жизнь будет ужасно страдать. Главным образом Бог призывает нас подчиниться истинной проповеди Евангелия. Мы должны использовать каждую возможность, чтобы слушать Слово Божье, потому что вера приходит от слышания (Рим. 10:17). Это значит, что мы должны прилежно готовить себя к тому, чтобы внимать Слову Божьему всякий раз, когда оно проповедуется. Мы должны быть усердны в молитве, оценивая то, как мы живем и как проводим субботние вечера, как, например, мы готовимся к воскресному поклонению.

Нам нужно не только слушать Божье Слово, но у нас также должно быть время для личного чтения. Слово Божье должно стать для нас столь же насущным, как и пища; мы все время должны стремиться питаться им в своей повседневной жизни. Однако недостаточно просто «глотать» Слово – перепрыгивать от одной главы к другой за обеденным столом или перед сном. Нам нужно размышлять над ним. Мы должны в молитве «смаковать» Слово, «жевать» его, стремиться как можно лучше понять его и  все больше применять в своих жизненных ситуациях.

В Своем Слове Бог использует увещевания, чтобы предостерегать, наставлять и приближать нас к Себе. Дети Божьи должны обращать особое внимание на эти увещевания, поскольку они отражают Его верность завету любви, заключенному с нами.

Очевидно, что нашей ответственностью является использование установленных Богом средств благодати. В их число входит Его Слово и таинства. Через них мы укрепляемся в христианской жизни. Но нужно также отметить, что, согласно артикулу 14, эти средства благодати, за которые мы несем ответственность, являются средствами, которые Бог использует для того, чтобы сохранить нас как Свое владение. Суверенитет Бога и наша ответственность не находятся в конфликте друг с другом (Флп. 2:12, 13).

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

4. В чем заключается наша ответственность в стойкости святых? Как вы согласовываете свою ответственность и Божий суверенитет? См. Каноны Дортского синода V, 14; Послание к Филиппийцам 2:12, 13.   

               

5. Обращается ли Библия к нам как к верующим с угрозами, предупреждениями, увещеваниями и наставлениями? Как это соотносится с учением о стойкости святых? См. Каноны Дортского синода V, 14.

 

 

ТВЕРДОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

Последний артикул Канонов Дортского синода заканчивается на ноте уверенности и хвалы. Как только мы поймем суверенную любовь Бога, мы возьмем на себя ответственность, которая в то же время является и нашей привилегией, любить, защищать и жить согласно этим доктринам до конца своей жизни.

«Невеста Христова… всегда горячо любила его (учение о неотступности святых) и неустанно защищала как бесценное сокровище» (Каноны Дортского синода V, 15). Пусть это будет и нашим твердым обязательством. По благодати через веру эта доктрина может стать и станет нашим сокровищем, потому что именно она заверяет нас в Божьем вечном обязательстве. «… Бог, против Которого никакой замысел не может быть успешен, и никакая сила не может превозмочь, будет содействовать этой любви (Церкви) и в дальнейшем».

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

6. Каков ваш отклик на эти славные доктрины?

 

a. Возросли ли вы духовно за время изучения этих истин? В чем это выражается?            

б. Почему важно знать то, что мы изучали?

7. С тех пор как мы начали это исследование, изменилось ли ваше мнение о какой-либо из этих истин? О какой именно? Объясните, как изменился ваш взгляд на нее.                      

 

a. Как это исследование изменило ваше представление о Боге?   

б. Как это исследование изменило ваше представление о самом себе?   

 

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Плотская самонадеянность – это ложная уверенность, которая исходит не от веры, а от плоти. Это то, чем утешают себя неверующие, которые полагают, что они избраны, но на самом деле не имеют в себе истинной веры (Каноны Дортского синода I, 13, V, 12).

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.