22.09.2008
Скачать в других форматах:

Дмитрий Бинцаровский

Semper Reformanda: метод евангельского реформатского богословия в украинском контексте

Вступление

           В широком смысле «метод» – это путь к чему-то. Методология как наука сосредоточена не столько на объекте исследования, сколько на методах (способах, путях), с помощью которых можно получить знания об этом объекте. Содержание нашего познания зависит от эпистемологического пути к нему. Соответственно, богословский метод описывает то, где находится истинное знание о Боге и как оно принимается.

           Главная особенность богословского метода состоит в том, что Бог – это объект веры, а не знания, точнее, «the knowledge of God must remain the knowledge of faith»[1]. Поэтому богословие не может быть эмпирической или чисто рациональной наукой, движимой экспериментом или логическими умозаключениями. Богословское познание объемлет всего человека, но выходит не из него самого. Богословие всецело зависимо от откровения, которое в своей полноте может быть принято только верой.

           Каким же образом Бог открывает Себя? Какие источники знания о Нем? Каков их авторитет, ограничения и значение? Как они соотносятся между собой? Как их истолковать и применить? Необходимо ли на их основании строить некую богословскую «систему», и если «да», то как? Каково место человека в самом процессе богопознания? Что нам делать с тем багажом, с которым мы по необходимости приходим к богословию (наше мышление, предпосылки, опыт, культурные особенности)? Наконец – что делать с теми истинами, которые обнаруживаются в ходе богословского исследования? На все эти методологически вопросы христиане разных традиций и поколения давали разные ответы. Более того, учитывая вовлеченность самого человека в богословский процесс, ответы и не могли быть одинаковыми. В христианском богословии выделяют две главные традиции – Восточную и Западную, которые формировались в разных условиях и значительно отличаются именно в методологических предпосылках. Поэтому в первых двух разделах настоящей работы я опишу богословский метод Востока и Запада, а затем попытаюсь наметить очертания пути, по которому может двигаться развитие богословской мысли на Украине, учитывая как ее культурные особенности, так и преимущества и недостатки самих вышеуказанных методов.

 


[1] H.Bavinck, “Reformed dogmatics. Volume 1. Prolegomena”, p.40

Дмитрий Бинцаровский

Магистр теологии (Theologische Universiteit Kampen, Nederland), координатор программы дистанционного обучения в Евангельской реформатской семинарии Украины.

http://www.facebook.com/bintsarovskyi

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.