03.03.2013
Скачать в других форматах:

Нельсон Клоостерман

Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра

ЗАНЯТИЕ 6. Жизнь среди язычников (особенность которой – уважительное отношение к людям) в контексте установленных Богом социальных структур

 

 

1-е Пет. 2:13–20

 

 

Ключевой текст: «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1-е Пет. 2:15).

 

Привлечение внимания посредством образа жизни, особенность которого – уважительное отношение к людям

 

Как было отмечено на пятом занятии, апостол Петр перешел к новому разделу послания, в котором он увещевает христиан удаляться от греховных похотей и, напротив, вести благочестивую жизнь среди неверующих людей (1-е Пет. 2:11–12). Теперь он приводит три конкретных примера того, как можно «делать добро» среди язычников. В каждом из этих примеров с помощью соответствующего глагола подчеркивается аспект подчинения (1-е Пет. 2:13–17, 2:18–20 и 3:1–7) среди граждан, рабов и супругов.

Возможно, вы озадачены тем, что апостол в каждом из приведенных примеров говорит о подчинении или уважительном отношении. Помните, что во времена и в культуре новозаветного времени люди вне церкви с подозрением относились к новым верующим, опасаясь, что адепты «новой» религии могут вести подрывную, революционную деятельность, представляющую опасность для общества. Уважительное отношение христиан к людям в разных социальных контекстах могло доказать несостоятельность любой возможной критики их поведения и в то же время помочь выработать особый христианский образ жизни (вопрос 1).

 

Уважительное отношение к власти (прочитайте 1-е Пет. 2:13–17)

 

Верующие, в первую очередь, призваны к добровольному подчинению «всякому человеческому начальству». Петр, по всей видимости, в большей степени говорит о подчинении людям, которые занимают руководящую должность, нежели о подчинении общей системе власти. Правители достойны уважения. Правители – не некие безликие существа и не сверхлюди, они такие же люди, как и мы. Несмотря на то что правители обладают над нами властью, они тем не менее склонны к совершению ошибок и время от времени испытывают наше терпение. Однако мы должны уважать их «для Господа».

В данном случае приходит на ум прекрасная формулировка из Гейдельбергского катехизиса относительно значения пятой заповеди («почитай отца и мать твою»): «Чтобы я оказывал совершенное почтение, любовь, преданность своим отцу и матери и всей власти надо мною; подчинялся с должным послушанием их добрым поучениям и наставлениям и терпеливо сносил их слабости и недостатки, поскольку Богу угодно править и мною через них» (воскресный день 39, вопрос/ответ 104; курсив мой.Выделено автором).

Уважительно следует относиться как к правителям верховным (царю), так и к их поместным представителям (начальствующим на местах), которые правят от их имени, наказывая преступников и вознаграждая делающих добро. Христиане времен апостола Петра могли продемонстрировать свою гражданскую лояльность, стремясь достичь совместно с представителями власти вышеуказанных целей. Более того, верующие должны стремиться к тому, чтобы занять достойное место среди публично вознаграждаемых властью за добрые дела. Это послужит тому, что они смогут заградить уста критикам христианства и одновременно представить свою религию (христианство) в выгодном свете. Ведь во времена Петра, как и в наши дни, люди были склонны пренебрегать христианами, а также изобретать разнообразнейшие слухи (сплетни) относительно их обычаев и мотивов (вопрос 2).

На мой взгляд, стихи 16–17 следует рассматривать в связке: «Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии, всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». Христианское подчинение не является следствием страха перед критикой или данью традиции. В христианской жизни свобода и подчинение не противоречат и не соперничают друг с другом. Верующие подчиняются человеческим правителям, потому что они свободные слуги Господа, желающие использовать собственную свободу в соответствии с Его законом в отношении земной власти.

Для верующих, которые были меньшинством в Малой Азии, узы взаимной любви и заботы («братство любите») были важным условием для выживания – именно поэтому Петр неоднократно подчеркивает в послании важность данного аспекта (см., например, 1-е Пет. 1:22; 3:8; 4:8).

Словами «Бога бойтесь, царя чтите» Петр устанавливает приоритетность отношений – ведь он не говорит: «Царя бойтесь, Бога чтите». Христиане – слуги Бога, не власти. Над земной властью всегда есть высшая власть, небесная, о чем Петр не раз напоминал человеческим правителям (Деян. 4:19; 5:29) (вопросы 3 и 4).

 

Уважительное отношение к неправедным господам (прочитайте 1-е Пет. 2:18–20)

 

Далее Петр затрагивает тему отношений между рабами и их господами. (Интересно отметить, что Петр не обращается с увещеванием к господам, точно так же как и к правителям.) Здесь имеются в виду подневольные люди, которые работали не на предприятии или на полях господина, но служили в его доме. Такие рабы должны оказывать своим господам уважение, источник которого – страх Божий. Почитание Бога дало силы повиноваться не только дружелюбному и доброму, но и неправедному господину.

Эта способность переносить несправедливое отношение – дар Божий (греческое слово «харис»). Более того, таким рабам Бог дает дар Своего одобрения, которое несравнимо драгоценнее похвалы земных господ. В данном случае можно вспомнить слова Иисуса: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?.. Но вы любите врагов ваших... и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лук.6:33-35). А сыны должны подражать своему Отцу.

Готовность страдать обусловлена совестью, покорной Божьей воле. Ведь любой раб, желающий повиноваться Богу, будет вынужден при определенных обстоятельствах оказывать неповиновение своему господину. Вполне очевидно, что он не послушался бы господина, если бы ему приказали нарушить одну из Божьих заповедей, которые, например, запрещают убийство, воровство или ложь. Опять же, послушание христианина своему земному господину ограничено его послушанием Богу.

Ни один раб не получит похвального отзыва за пренебрежение своими обязанностями или за плохо выполненную работу. Не следует ожидать одобрения Бога или людей за поступок, заслуживающий наказания. Однако Бог замечает и похвально отзывается о добрых делах, которые совершаются из почтения к Нему, даже если земной господин несправедливо накажет раба за них. Обетование Божьей благости и надежда на нее помогают нам переносить несправедливое отношение (вопрос 5).

 

«Благовестие через образ жизни» требует от верующих почтительной и честной (достойной) жизни среди язычников. То, как мы относимся к людям, говорит о многом. Таким образом, Бог призывает христиан и предоставляет им возможность быть живой проповедью среди язычников в контексте общественных отношений. Такой вид благовестия требует большего, нежели проводимая раз в месяц евангелизация среди соседей. Скорее, вся наша жизнь и есть благовестие. Благочестивое воспитание детей, прилежное и исполнительное выполнение работы, выплата работникам справедливой зарплаты, уважительное отношение к сотрудникам полиции (милиции) и языческим политикам – подобное поведение является красноречивым свидетельством нашему Господу и Спасителю, Иисусу Христу.

 

Вопросы для размышления и обсуждения

 

1.            Приведите примеры поведения христиан, которое может вызвать подозрение среди современных неверующих людей или показаться им общественно опасным.

2.            Какова опасность злостного высмеивания политиков, например, таких как президент или премьер-министр? Возможно ли оправдать такое отношение к власти на основании Святого Писания?

3.            Некоторые современные христиане настаивают на том, что они могут нарушать человеческие законы, которые противоречат Божьему закону. Дайте оценку этому утверждению в свете следующего текста:

«Мне могут возразить, что цари и магистраты зачастую злоупотребляют властью и ведут себя скорее как жестокие тираны, нежели справедливые правители. Но практически все магистраты были таковыми, когда писалось это послание (то есть Первое послание Петра. – Прим. пер.). На это возражение я отвечу, что злоупотребление властью тиранами и подобными им магистратами никоим образом не отменяет действенности Божьего установления (касательно власти), подобно тому как непреложный институт брака не утрачивает силы, даже когда муж и жена ведут себя неподобающим образом. Хотя люди и могут сбиться с пути, тем не менее установления Божии неизменны.

Если кто-то мне возразит, утверждая, будто нам не следует подчиняться князьям, которые злоупотребляют святым установлением Божиим и таким образом становятся подобны кровожадным диким животным, хотя и должны отражать образ Божий, я отвечу следующим образом. Порядок, установленный Богом, должен чрезвычайно высоко цениться нами, а посему выражаться в почтительном отношении даже к тиранам, находящимся у власти. Есть еще один вполне очевидный ответ. Еще не было такой формы тирании, и невозможно даже таковую представить, насколько бы она ни была жестокой и несдержанной, в которой бы не было даже намека на справедливость. Бог никогда не позволит, чтобы Его святое установление было разрушено человеческим грехом, несмотря на то что некоторые области этого установления могут быть искажены. В заключение добавлю, что лучше и полезней иметь власть, какой бы она ни была порочной, нежели анархию» (Жан Кальвин, «Комментарий к Первому посланию Петра»).

4.            В свете рассмотренного нами текста, а также комментария Жана Кальвина ответьте, как нам следует оценивать поведение повивальных бабок-евреянок (Исх. 1:15–21), Раав (Ис. Нав. 2:3–7; Евр. 11:31), Даниила и его трех друзей (Дан. 3:1–18 и 6:11–12)? Объясните, почему их поведение не противоречит словам апостола Петра.

5.            В свете текста Первого послания Петра, 2:18–20, ответьте на следующий вопрос: имеют ли христиане право участвовать в акциях протеста рабочих и служащих, выступающих за повышение заработной платы или улучшение условий труда? Каков может быть типично христианский подход к разрешению данных проблем?

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.