Нельсон Клоостерман
Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра
ЗАНЯТИЕ 3. Святая жизнь во враждебном мире (1)
1-е Пет. 1:13–25
Ключевой текст: «...но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: “будьте святы, потому что Я свят”» (1-е Пет. 1:15, 16).
Святой. Если и есть слово, которое способно выразить уникальность Бога и Его народа, то это слово «святой». Святость, согласно определениям наших учебников по богословию, подразумевает отделение от греха, нравственную чистоту и совершенство, а также обособление, присущее заветному образу жизни (или жизни в завете), и отличие, свойственное Божьим людям, живущим в этом мире.
Люди ненавидят Бога за Его святость; в свете Божьей святости видно их нечестие, и они бегут от Его лица. Мирские люди ненавидят Божьих детей за их святость, так как она обвиняет мир в грехе и неверии. Мы отчаянно нуждаемся в наш век набирающего силу конформизма (согласно которому мы должны думать как все, вести себя как все, одеваться как все и так далее) в призыве к духовному и нравственному отличию.
Будьте святы! Таков призыв Петра в данном отрывке. В нас заложено данное Богом и основанное на Библии отличие – прилепитесь к этому отличию, сроднитесь с ним! Люди вокруг вас будут меняться; образ жизни будет становиться все проще и легкомысленнее; общественные институты могут разрушиться. Но Бог и Его благодать пребудут вовеки.
Святая жизнь, возникшая из живого упования (прочитайте 1-е Пет. 1:13–16)
Первое слово этого отрывка, «посему», связывает его со всеми предыдущими стихами, особенно со стихами с третьего по двенадцатый. Если предшествующие стихи подчеркивали привилегию, которой обладают верующие во Христе, то стихи, которые мы рассмотрим в этом уроке, делают ударение на ответственности христиан.
Основная мысль тринадцатого стиха – «совершенно уповайте на подаваемую вам благодать». Христианская надежда должна быть искренней и непоколебимой. Она требует интеллектуальных усилий, которые Петр описывает с помощью метафорического сравнения с частью мужского гардероба своей эпохи: «препоясав чресла ума вашего (множественное число)». Для того чтобы человек смог выполнить работу, требующую усилий и скорости, он вначале должен был одеть пояс, чтобы присобрать свою широкую одежду.
В данном выражении Петр подчеркивает важность коллективного (общинного) понимания (не «препоясав чресла умов ваших», но «препоясав чресла ума вашего (общего ума)») – умственной деятельности, которая помогает нам посредством размышления о славе в вечности жить в послушании в настоящем. Наша надежда должна быть обусловлена правильным, ясным и точным мышлением.
Еще одна отличительная черта христианского упования – рассудительность, или воздержание. Противоположностью этого являются невоздержность и фанатизм. Несмотря на то что глаза наши взирают на небеса, наши ноги должны твердо стоять на земле (вопрос 1).
Основание христианского упования – Божья благодать, которая будет дарована верующим во время пришествия Христа (см. 1-е Пет. 1:5). Мы часто склонны рассматривать благодать как некую собственность: люди либо обладают благодатью, либо не обладают. Однако Святое Писание описывает благодать также в контексте времени: вступив в силу в момент рождения Христа (Титу 2:11), благодать в настоящее время передается нам Духом посредством проповеди евангелия и таинств и в полной мере будет дарована нам в пришествие Господа во славе. Наше упование должно быть укоренено в этой благодати; в ней заключена уверенность, слава и сила нашей надежды.
Чтобы наше упование было сосредоточено на Божьей благодати, от нас требуется иметь отношение, или пребывать в духовном состоянии, послушных детей (стих 14). Буквально это выражение звучит как «дети послушания», указывая тем самым на качество, сущностную особенность Божьих детей.
И напротив, чада Божьи не могут вести себя в соответствии с похотями и желаниями прошлой жизни.
Эти похоти и желания утрачивают свою привлекательность в тот момент, когда человек обращается к «призвавшему вас Святому» (стихи 15–16). Это положительное определение послушания подчеркивает основную идею призвания. Святой Бог также является и призывающим Богом, Тем, Который призывает всех и вся служить Ему и выдвигает связанные с этим служением требования.
Стандартом и мотивом христианской святости является Сам Бог и Его святость. «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: “будьте святы, потому что Я свят”» (1-е Пет. 1:15, 16). Иными словами: каков Отец, таковы и дети». Нравственное отличие Бога должно проявляться в жизни Его послушных детей. Он, а не они, определяет, что свято, а что нет. Он, а не они, устанавливает границы истинного послушания (вопрос 2).
Святая жизнь в благочестивом страхе (прочитайте 1-е Пет. 1:17–21)
Главное утверждение, содержащееся в этом отрывке, – «...со страхом проводите время странствования вашего» (1-е Пет. 1:17). Все остальное в данном тексте представляет собой объяснение этого «проведения времени».
Например, странники и пришельцы, призывающие имя Отца, должны понимать, что Бог в это же время является и их Судьей, который судит без лицеприятия. Семнадцатый стих опровергает распространенное заблуждение, согласно которому Бог может быть либо Отцом (любящим, добрым, терпеливым), либо Судьей (строгим, четко придерживающимся закона, неподкупным и нелицеприятным), но не Отцом и Судьей одновременно.
Поскольку наш Небесный Отец является также и нашим Вечным Судьей, мы должны жить пред Ним в глубоком почтении и благоговении. Бог не похож на отца, который выполняет все капризы детей, чтобы не ссориться с ними, остаться их другом. Он призовет нас отчитаться пред Ним за свои деяния.
У христианских странников и пришельцев, живущих во враждебном мире, иногда возникает мысль, что Бог мог бы быть более снисходительным к ним. В конце концов, они ведь столько испытывают неприятностей и стольким жертвуют ради Него. Однако призывая нас со святым страхом пред Богом-Судьей проводить время странствования нашего, Петр напоминает нам, что Бог никогда не занижает планку Своих требований (вопрос 3).
Еще больше побуждает нас к святой жизни в благочестивом страхе знание о том, какой ценой мы были выкуплены и от чего мы были спасены (стихи 18–19). Эти стихи построены по принципу параллелизма:
а) искуплены вы
б) не тленным серебром или золотом
в) от суетной жизни, преданной вам от отцов
а2) но (вы искуплены)
б2) драгоценною Кровию, как непорочного и чистого агнца,
в2) Христа.
У каждой строки есть параллельная строка, ее противоположность. Этот контраст венчает одно слово – имя «Христос». Искупление подразумевает выкуп; искупить означает заплатить цену. Чем выше цена и чем надежнее средства расчета, тем больше вероятность приобретения желаемого. Нас нельзя было выкупить серебром и золотом, но только драгоценной кровью Заместительной жертвы (Быт., глава 22), окроплявшей народ (Исх., глава 12), кровью Агнца (см. Ис., глава 53), который взял на себя наш грех, Иисуса Христа.
Обратите внимание, что Петр указал, от чего мы были искуплены, в самой середине этого отрывка – «от суетной жизни, преданной вам от отцов». Не все предание хорошее! Некоторые предания представляют собой не что иное, как религиозные суеверия, выраженные в привычках внешнего благочестия, которые передаются от одного поколения к другому.
Сам Бог выбрал и предназначил этого чистого и непорочного Агнца для принесения Его в жертву (стих 20). Прежде всех веков Христос был предопределен к крестной смерти, и сейчас, в конце времен, Он явлен как Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Иоан. 1:29, 36). Страдания и смерть Христа не были случайностью или исправлением ошибки, которую допустил Бог в отношениях с Израилем. Эти страдания и смерть были задуманы от вечности!
В данном случае мы имеем дело с библейским утверждением относительно предвечного существования Христа, то есть Его существования до Своего воплощения. От вечности Бог Отец определил вознести Своего Сына, добровольно подчинившегося Отцу, на жертвенник Своего гнева. В то же время мы четко видим, что Христос есть средоточие, центральный момент истории. В Нем осуществлен предвечный Божий замысел, и Он, страдавший, умерший, воскресший и вознесшийся на небеса, управляет творением и ходом истории, направляя их к предопределенной цели.
Все это, как пишет Петр, были и есть «для вас» (стих 20). Какая поразительная мысль: Отец предопределил Христу стать жертвенным Агнцем «для вас»! Вифлеем, Голгофа, пустая гробница и престол, на котором ныне восседает Сын, – все это «для вас». На протяжении всего этого времени Бог думал об искуплении церкви, еще с предвечных времен!
И в ответ верующие обязаны полностью сосредоточить свое внимание на Боге (стих 21). Следствие Христового свершения – привлеченные к Богу верующие люди. Только через Христа могут люди уверовать и призвать Бога как своего Отца. Суть этой веры – исповедание того, что Бог воскресил Христа из мертвых и прославил Его, посадив одесную Себя (по правую руку).
Следствие прославления Отцом Сына – наша вера и упование на Бога. Вера и надежда, сосредоточенные на Боге, являются плодами Христова искупления людей от их прошлой суетной жизни.
Святая жизнь во взаимной любви (1-е Пет. 1:22–25)
Главное увещевание данного отрывка – «постоянно любите друг друга от чистого сердца». Петр говорит об этой любви две вещи: она исходит из чистого сердца и она постоянна. Для каждого из этих качеств приведено богословское обоснование: чистота любви укоренена в завершенном очищении верующего, а ее постоянство обусловлено незыблемостью Божьего Слова.
Выражение «очищение» часто использовалось в Ветхом Завете в контексте культовых (богослужебных) действий (ритуалов). В данном случае апостол Петр говорит о нравственном очищении сердца и жизни, к которому верующие призваны и которое они могут (способны) проявлять на практике. Верующие имеют возможность очищать себя благодаря обитающему в них Святому Духу, Который был дан им для освящения (1-е Пет. 1:2).
Это очищение наряду с искренней любовью к другим верующим укоренено в послушании истине евангелия. Настоящая вера в евангельскую истину – главное условие для искренней любви среди христиан.
Однако это очищение является следствием Божьего действия. Взаимная любовь в церкви глубоко укоренена в Божьей любви. Ведь верующие рождены от Бога и Богом; их новая жизнь – конкретный результат Божьей созидательной благодати.
Обратите внимание, что верующие рождены от нетленного семени посредством Божьего Слова. Петр использует образ осеменения: Божье семя новой жизни сеется и насаждается проповедуемым Словом. Апостол Иоанн использует аналогичное выражение, говоря о том, что рожденные от Бога не могут грешить, так как в них пребывает Божье семя (1-е Иоан. 3:9). Слово Божье, будучи живым и действенным, представляет собой постоянное основание для выражения взаимной любви.
Христианские странники и пришельцы, живя во враждебном мире, где часто вера сохраняется лишь ценой отказа от общения с миром, должны прилагать все усилия, чтобы сохранить общение между собой. Ведь их спасение было приобретено дорогой ценой, и ее действенность непреходяща. Новая жизнь христиан, которая была создана в них Самим Богом посредством Его Слова, непреходяща. Вместе все это образует в общине крепкие и постоянные отношения, которые выражаются в любви христиан друг к другу. Ведь христианская святость и общинная любовь идут рука об руку; нехватка или отсутствие одного неизбежно ведет к нехватке или исчезновению другого. И развитие одного поддерживается другим (четвертый вопрос).
В стихах 24 и 25 Петр цитирует текст из Книги пророка Исаии, 40:6–8, и тут же приводит краткое применение. Данная ссылка отлично подходит для этого контекста по двум основным причинам. Во-первых, как первые читатели послания Петра, так и израильтяне, к которым обращался Исаия, находились в похожих ситуациях. Во-вторых, и одни, и другие жили во враждебном окружении, будучи незначительным меньшинством; и одни, и другие нуждались в уверенности относительно непреходящих ценностей.
«Всякая плоть – как трава, и вся слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век» (1-е Пет. 1:24–25). В этой цитате делается ударение на образе увядания и засыхания и тем самым подчеркивается кратковременность человека и его славы. Пророческое слово (на которое указывал Исаия) стало ободрением и поддержкой для самого Исаии; Петр же приписывает такое свойство посланию, проповедуемому апостолами. Слова, сказанные Богом в определенное время, представляют собой непреходящую истину на все времена.
По причине действия Духа благая весть о Божьей благодати, провозглашаемая пророками, распространилась по всей Малой Азии. Она провозглашалась, как подчеркивает Петр, «вам» (стих 25). Вследствие этого уверовавшие смирились пред Богом. Их жизнь приобрела новый импульс и начала приносить новые плоды. Именно так выглядит святость, к которой призваны верующие и для которой они были рождены.
Для святой жизни во враждебном окружении необходима эсхатологическая перспектива, твердая уверенность, что отличный от мирского образ жизни в нравственной чистоте действительно имеет значение. Бог награждает праведных и наказывает нечестивых как сейчас, так и в вечности. Поэтому святая жизнь должна быть направлена на Бога (вертикальный аспект) и должна выражаться во взаимной любви верующих друг к другу (горизонтальный аспект).
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Объясните, почему бесконтрольное превышение расходов над доходами (так называемое дефицитное расходование) и преступление, за которое преступник не понес наказание, являются примером безысходности, господствующей среди неверующих, иллюстрацией общества, лишенного библейской эсхатологической перспективы. Каковы характерные особенности христианского (то есть святого) подхода, который представляет собой альтернативу безнадежности неверующего мира?
2. Рассмотрите первые три раздела данного урока и объясните, почему странничество и святость являются взаимосвязанными понятиями. Или: объясните, почему христиане, которые перестают отличаться от людей мира, больше не в состоянии жить как странники и пришельцы.
3. Почему многим людям трудно одновременно воспринимать Бога как Отца и как Судью? Почему верующие должны радоваться от осознания того, что Бог совершит праведный суд (см. Гейдельбергский катехизис, воскресный день 19, вопрос/ответ 52, или Вестминстерский большой катехизис, вопрос/ответ 90).
4. Приведите пример взаимозависимости христианской святости и общинной любви.
Этот материал еще не обсуждался.