03.03.2013
Скачать в других форматах:

Нельсон Клоостерман

Странники и пришельцы среди язычников. Исследование Первого Послания Петра

ЗАНЯТИЕ 5. Благовестие воздержания

 

 

1-е Пет. 2:11–12

 

 

Ключевой текст: «Возлюбленные! прошу [вас], как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела [ваши], прославили Бога в день посещения» (1-е Пет. 2:11,12).

 

Второй главный раздел своего послания Петр начинает с обращения «Возлюбленные!» (см. 1-е Пет. 4:12; 2-е Пет. 3:1). Данный раздел начинается со стиха 11 главы 2 и заканчивается стихом 11 главы 4, его основная тема – призыв к верующим жить образцовой жизнью во враждебном окружении. Этот крупный раздел послания можно разделить на два подраздела: первый, 2:11–3:12, объясняет, как христиане должны вести себя пред лицом злословящего их мира в различных социальных слоях; второй, 3:13–4:11, описывает страдания за праведность и препятствия, которые верующие должны преодолевать в языческом обществе.

Текст, который мы будем рассматривать на пятом занятии, состоит лишь из двух стихов, указанных выше как ключевой текст. Они представляют довольно странный вид благовестия, не правда ли? Во времена, когда церковь, кажется, пресыщена советами относительно благовестнических методов и стратегий, Господь, посредством увещевания апостола Петра, призывает нас к благовестию, которое доступно всем христианам.

 

Удаляться от... (прочитайте 1-е Пет. 2:11)

 

«Возлюбленные! прошу вас... удаляться от плотских похотей...» Данный стих отражает как суть этого раздела, так и пасторскую чуткость Петра. В предыдущих стихах апостол описывал Божью милость в избрании людей, чтобы в этом стихе показать, насколько велика Его благость. Ведь только по Божьей избирающей любви верующие в Малой Азии стали странниками и пришельцами. Именно эта любовь должна стать для них побудительной причиной для того, чтобы жить иной жизнью «среди язычников» (стих 12), не вкусивших Божьей благости.

Выражение Петра «странники и пришельцы» напоминает нам о словах Авраама, сказанных сынам Хетовым: «Я у вас пришлец и поселенец...» (Быт. 23:4; см. также Пс. 38:12). Верующие подобны путешественникам в некой зарубежной стране. Их жительство (гражданство) на небесах (Фил. 3:20), и потому на этой земле у них нет «постоянного града» (Евр. 13:14).

Статус странника и пришельца подразумевает образ жизни странника и пришельца в этом мире. Если говорить с позиции запрета, христианам необходимо держаться на расстоянии от греха; если же говорить с позиции указания, христиане должны жить праведно.

Выражение «удаляться от» («воздерживаться от») – ключевое понятие в данном увещевании апостола Петра. Воздержание является следствием самообладания, то есть искусства здравого и разумного сдерживания своих желаний и наклонностей. В христианском контексте воздержание является следствием освящения и роста, производимых Святым Духом (вопрос 1).

Верующие должны удаляться от «плотских похотей», то есть от образа жизни, развращенного похотью и порабощенного зависимостью. Влияние греховных желаний остается постоянной угрозой для новой жизни верующего во Христе. Ведь, став христианином, человек отдаляется от прошлого образа жизни.

Наш прошлый образ жизни и греховные похоти представляют собой смертельную для нас опасность. Петр использует для описания этого образ войны: «плотские похоти, ведущие войну против души» (в русском синодальном переводе – «плотские похоти, восстающие на душу». – Прим. пер.). На кону стоит наша собственная безопасность. Ввиду могущества врага христианам лучше всего придерживаться стратегии, действующей в двух направлениях: защита, выраженная в управлении греховными похотями, и рекогносцировка, выраженная в удалении от греховных похотей (вопрос 2).

 

Провождать добродетельную жизнь (прочитайте 1-е Пет. 2:12)

 

Такой образ жизни неизбежно приведет к тому, что язычники будут высмеивать и презирать христиан. «Только представьте, – скажут они, – эти люди боятся брать от жизни все, они слишком ограниченны, слишком невежественны, чтобы вместе с нами наслаждаться нашей свободой». Страшнее то, что христиан будут открыто отождествлять со злодеями (см. 1-е Пет. 2:14; 4:15). Их преступление состоит в расколе общества, в подрыве общепринятых в обществе правил терпимости и непредубежденности. И язычники накажут христиан за их «преступление» посредством социальной, экономической и культурной изоляции. Верующих будут намеренно и осознанно дискредитировать в глазах общества (вопрос 3).

Несмотря на притеснения со стороны общества, как увещевает Петр, мы должны провождать добродетельную жизнь (1-е Пет. 2:12). Наша жизнь среди язычников должна отличаться такой добродетельностью, выражающейся в наших добрых делах, чтобы эти язычники были вынуждены прославить Бога.

Конечно, похвальные отзывы язычников не являются для христиан мерилом богоугодного поведения. Неверующие будут критиковать добро, как если бы оно было злом. Но действенность христианской добродетельности схожа с действенностью Божьей благостью: язычники останутся без оправданий, будучи вынуждены признать собственное противление Господу и Его избранным людям.

Прославление Бога не является только следствием святости христианских странников и пришельцев среди язычников. Прославление Бога – цель и мотив этой святости: «...дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1-е Пет. 2:12). Вполне очевидно, что Петр здесь вторит Спасителю: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16).

Для описания языческого «осознания» Петр использует глагол, который подразумевает проницательность и здравомыслие. Добрые дела христиан способны пробить стену невежества язычников. Неожиданно язычники начинают понимать, почему христиане ведут себя подобным образом: Бог совершает в них Свою работу! Добрые дела прозрачны – через них изливается свет Божий в Иисусе Христе.

Прочитайте еще раз отрывок 2:11–12, чтобы отметить для себя, каким образом верующие посредством примерного поведения должны стремиться обратить презрение язычников в похвалу. Их поведение должно заставить язычников задуматься, вследствие чего некоторые из них могут даже уверовать. Те же действия, что вызывают злословие язычников, одновременно послужат тому, чтобы побудить врагов евангелия прославить Бога (вопрос 4).

Под грядущим «днем посещения», или «днем проверки», подразумевается судный день. Не отрицая того, что Бог судит Своих врагов и врагов Своей церкви в настоящее время, здесь и сейчас, тем не менее мы видим, что Петр в данном случае приводит аргумент эсхатологического характера, указывающий на конец времен. Как было отмечено ранее, в Нагорной проповеди Иисус сказал аналогичные вещи, не отметив, однако, в какое именно время язычники прославят Бога.

 

В завершение исследования этого библейского текста поразмыслите над следующим: представьте, что произошло бы сегодня, если бы церковь отказалась от созданных людьми благовестнических программ и стратегий, заменив их силой и действенностью благовестия воздержания.

 

Вопросы для размышления и обсуждения

 

1.            По каким причинам современным христианам трудно практиковать воздержание? Укажите характерные черты воздержания, которые необходимо практиковать христианам в качестве современного свидетельства окружающему миру.

2.            Приведите несколько конкретных примеров стратегии «рекогносцировки для удаления от греховных похотей». В этих примерах должны быть представлены несколько полезных «духовных техник рекогносцировки».

3.            Приведите несколько примеров того, как лично вы подвергались дискредитации по причине своей веры и христианского образа жизни. Приведите примеры современной социальной, экономической и культурной дискриминации в отношении христиан.

4.            Прочитайте отрывок из книги Второзаконие, 4:6–8, а также вопрос/ответ 86 из раздела воскресного дня 32 Гейдельбергского катехизиса. Объясните, почему послушание Божьему Слову или благочестивый образ жизни являются действенными формами благовестия? Приемлема ли эта форма благовестия? Обоснуйте свой ответ, используя отрывок из Первого послания Петра, 3:1–2.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.