Перейти на главную страницу сайта
  УКР   |   РУС   |   ENG
 В НАЧАЛО
 
 
ИНДЕКС ПО АВТОРУ
 
 
ПО НАЗВАНИЮ
 
 
НАШИ РАБОТЫ И ПЕРЕВОДЫ
 
 
НАША БИБЛИОТЕКА
    Библеистика
       Герменевтика
       Библейское богословие
       Толкования ВЗ
       Толкования НЗ
       Женевская Библия
       Й.Даума о Ветхом Завете
       Толкования
Мэтью Генри

       Серия "Библия
говорит сегодня"

    Систематика
       Откровение
       Бог
       Творение
       Человек и грех
       Христос
       Святой Дух
       Церковь
       Эсхатология
    История церкви
       Ранняя церковь
       Средневековье
       Реформация
       Современная церковь
       Восточная Европа
    Разное
 
 
ТЕСТЫ
 
 
АУДИО
 
 
ВИДЕО
 
 
РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Церковный уклад
    Общая информация
    История
    Реформатские исповедания
       Введение в реформатское богословие
    Литургия
       Литургические формы
    Таинства
    Для детей
 
 
СЕМИНАРИЯ
    Видео-лекции
 
 
FAQ О РЕФОРМАТСКОМ БОГОСЛОВИИ
 
 
ССЫЛКИ
 
 
КОНТАКТ


Теги:
Августин апологетика арминианство библейское богословие Библия благодать Бог брак будущее вера вероисповедания Ветхий Завет Вечеря Господня герменевтика грех дары Евангелие жизнь завет Закон избрание искупление Кальвин кальвинизм крещение литургия Лютер миссиология молитва Новый Завет общество оправдание освящение откровение Пайпер пасторы политика постмодернизм православие предопределение проповеди проповедование пуритане ранняя церковь реформатская церковь Реформация Россия свобода воли Святой Дух спасение Средневековье таинства творение толкование Троица Украина харизматы Христос Церковь человек этика


© Йос Колейн, Дмитрий Бинцаровский


RSS

ПОИСК






   

Стремитесь к серьезному богословскому образованию?
Поступайте в Евангельскую реформатскую семинарию Украины!
Высокий академический уровень.
Бесплатно. Удобно. Полезно. Интересно.



Вы – представители западной церкви. Почему вы проповедуете на Украине, канонической территории Православной Церкви?




Буду честным: кратко на этот вопрос ответить не смогу. Он связан со многими аспектами культуры, народа, церковной истории. Но я постараюсь объяснить некоторые главные темы.

Насколько я знаю, сам термин "каноническая территория" не использовался в православной литературе вплоть до падения коммунистической власти. Сама идея, стоящая за этим определением, конечно, не нова, и я попытаюсь проанализировать ее.

Развал СССР повлиял на единство Русской Православной церкви. Ясный пример этому – образование Украинской Православной Церкви Киевского патриархата как отдельной "территории".

 

1. Что стоит за понятием "каноническая территория"?

Прежде чем дать ответ, попытаемся объяснить значение составляющих этого термина:

         слово "канон" означает "правило" и указывает на решения, принятые церковными соборами. Вопрос о том, какие именно каноны (правила) имеют авторитет, всегда оставался насущным в истории Церкви. Он был одной из причин Великого раскола Западной и Восточной церкви 1054 года. Но и отделение старообрядцев в России 17 века тоже было связано с "канонами"!

         слово "территория" указывает в первую очередь – но не только! – на географический район. В древней Церкви патриархи стояли во главе Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской провинций, которые были обустроены сообразно политической структуре Римской империи.

 

2. Как идея "канонической территории" развивалась дальше?

Необходимо различать развитие Церкви на Западе и Востоке.

На Западе папа римский притязал на то, чтобы быть единственным главой Церкви, особенно после падения Римской империи. В этом смысле весь Запад был одной "канонической территорией".

Положение изменилось в 16 веке в связи с протестантской Реформацией. С того времени различные деноминации должны были как-то уживаться вместе. Тридцатилетняя война ясно показала всем, что религиозные вопросы не могут быть решены силой.

Некоторое время политический мир обеспечивался соблюдением принципа "cuius regioeius religio" (чья земля, того и религия): правитель решал, какая религия будет официальной на его территории. И католическая, и протестантские церкви подчинились государству – и стали территориальными церквами!

Огромное значение для развития западной культуры и цивилизации имела эпоха Просвещения 18 века. Кроме множества новых идей, она принесла с собой постепенное разделение церкви и государства (секуляризацию). Это облегчило решение религиозных вопросов, хотя только в 19 веке все деноминации в Западной Европе получили равные гражданские права.

В ходе углубления секулярных процессов идея "канонической территории" в географическом смысле слова постепенно исчезала в Западной Европе.

Понятие "канонической территории" все еще употребляется для географического разделения общин одной деноминации, но в целом разные церкви – Римско-католическая, реформатская, баптистская – работают на одной и той же "территории".

Положение на Востоке было иным[1].

         возникли национальные церкви, которые со временем получили статус "автокефалии" и таким образом имели своего патриарха. Каждый патриархат развил свою собственную идентичность, хотя в общем признавалось первенство Константинополя.

         Реформация не сильно повлияла на Восточную Европу и не смогла поколебать "монопольное" положение Православной Церкви в имперской России, которое к тому же усиливалось царями.

         Просвещение почти не коснулось имперской России; процесс секуляризации здесь не проходил.

В результате церковь находилась под жестким государственным контролем вплоть до революции 1917 года. Необходимо также заметить, что, начиная со времени Петра Великого, протестантским деноминациям всегда находилось место – хотя и с определенными оговорками – для работы на "канонической территории" Православной церкви[2].

 

III. Как понятие "канонической территории" применяется к Украине?

Еще один интересный вопрос: в каком смысле Украина является частью православной "канонической территории"? Конечно, этот вопрос решать не западному протестанту. Но я сделаю лишь несколько комментариев.

Исторически можно сказать, что с момента провозглашения Московской автокефалии (1589г.) "территория" Русской Православной Церкви была разделена.

Большие части современной Украины – включая Киев, колыбель Православной церкви – осталась частью Польши и позднее (1569г.) Польско-Литовского государства. Эти украинские земли вначале не входили в состав "канонической территории" Москвы, когда она стала автокефалией, а оставались под юрисдикцией Константинополя.

Постепенно положение изменялось:

         в 1667г. Киев стал частью России;

         после разделения Польши (1772-1795) границы России переместились дальше на Запад: Волынь была включена в империю;

         после Второй мировой войны западная часть Украины (Галиция) стала частью той же "канонической территории".

Учитывая эти события, становится ясно, почему сразу несколько православных церквей в современной Украине утверждают, что являются законными преемниками на "канонической территории" Православной Церкви: Украинская Православная Церковь Московского патриархата, Украинская Православная Церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная Православная Церковь.

 

Вывод 1

Из всего вышеизложенного можно сделать такие краткие выводы:

         "каноническая территория" – это район, где христианская церковь живет согласно определенному собранию канонов, которые регламентируют жизнь церкви, и где церковью руководит епископ или синод.

         идея "канонической территории" актуальна для общества, в котором церковь и государство тесно переплетены и в котором государство решает, какая из религий наилучше подходит населению. В то же время эта идея несовместима с обществом, в котором люди имеют право делать собственный выбор религии.

 

IV. "Каноническая территория" и славянская идентичность

Конечно, многие важные вопросы мы еще не осветили. Православные апологеты настаивают, что "каноническая территория" имеет не только "географическое" значение и связана также с апостольской преемственностью и таинствами, которых, по мнению православных авторов, нет у протестантизма. Этот вопрос будет рассмотрен отдельно[3].

Но главный подтекст "канонической территории" связан, как мне кажется, со "славянской идентичностью".

Аргумент строится приблизительно так:

         русские (или славяне) имеют свои особые черты и культуру

         христианским выразителем это культуры является православие

         вот почему культурно и этнически славяне принадлежат Православной Церкви

Такими доводами пользовались славянофилы в 19 веке. Подобное мышление характерно и для современной православной церкви и используется для удержания "монопольного положения" среди славян. Протестантизм отрицается как такая форма христианства, которая не соответствует славянской ментальности.

Недавно опубликованная в  Интернет статья формулирует это так:

… Московский Патриарх имеет культурное право заботиться о потерянных и некрещенных русских. Также нужно отметить, что русские обращаются в Христианство при посредничестве Русского Православия, а не какого-либо другого обряда или христианской традиции, т. к. через принятие своей национальной культуры, русские приобретают определенный русский способ понимания различных аспектов религии, теологии, поклонения и Церкви. Совершенно правильно, что они принимают христианскую веру в форме, которая гармонирует с их психологией и культурой. И эта форма: Русская форма Православия и византийские церковные традиции. Иначе, существует опасность того, что психологическая дисгармония разовьется в индивидумах и приведет к другим трудностям, связанным со здоровой и зрелой духовной жизнью[4]

 

Несколько комментариев

1. В этой интерпретации, довольно националистической по духу, смешиваются христианство и культура. Павел пытался стать иудеем для иудеев и еллином для еллинов. Оставаясь иудеем, он преуспевал в межкультурном благовестии. И хотя эллинистическая культура и греческий язык были "общей почвой" в Римской империи, нельзя сказать, что в то время "национальные" отличия были меньше, чем сегодня.

Весьма сомнительно, что любая форма христианства, отличная от православия, приведет к психологическим проблемам среди славянских народов. Такое мышление основывается не только на национализме, но и на романтизме и идеалистических теориях о человеческих расах, которые доказали свою несостоятельность уже десятилетия тому назад.

Проповедь истинного Евангелия всегда ведет ко благу. В Послании к Титу 1:13 Павел увещевает учеников "быть здравыми в вере" и отвергает человеческие предания, которые ограничивают христианскую свободу. Поэтому утверждать, что только православие может быть "здравым" для людей – значит отрицать универсализм Евангелия. Многие традиции в Православной Церкви являются не христианскими, а откровенно языческими – не только по своему происхождению, но и по своей существующей практике, – что признается такими православными авторами, как Г.Федотов, Г.Флоровский и др.

2. Из вышеизложенного очевидно, что нельзя применять идею "канонической территории" против работы иностранных миссионеров. Это будет подразумевать возврат к до-просвещенческому положению, когда религиозные вопросы решались князьями или царями.

В то же время я вынужден признать, что западные миссионеры иногда ведут себя так, словно они – "первые христиане" в Восточной Европе. Я воспринимаю это как отрицание работы Святого Духа на этих землях в течение многих веков. Поэтому в Евангельской реформатской семинарии Украины, где я преподаю, мы требуем от наших студентов глубокого изучения и объективной оценки богословия Православной  Церкви наряду с другими[5].

Голландская реформатская миссия в Украине (которую я представляю) приняла решение сотрудничать с Украинской Реформатской церковью и не создавать "свою собственную"[6]. Таким образом мы пытаемся способствовать единству реформатов на Украине, которые проповедуют Евангелие на своем родном языке и внедряют его принципы в своей культуре.

3. Здесь возникает вопрос: какой подтекст имеют разговоры об "иностранной миссии" и "канонической территории"? Кроется ли за этим страх потерять "подлинную" славянскую культуру или идентичность? Как оценить культурные различия между Востоком и Западом? Конечно, такие различия существуют. Но вы можете сделать их большими или меньшими. Давний вопрос в Российской империи: так европейцы мы или нет? Эти прения сосредотачивались вокруг реформ Петра Великого. Этот вопрос был в центре внимания славянофилов и западников в 19 веке.

Целая плеяда русских писателей (Толстой, Достоевский, Тургенев и другие) ощущала себя "гражданами двух миров" – России и Европы. Я задаюсь вопросом: неужели они стали столь известными писателями потому, что "изменили" славянской культуре и славянским корням, или все же потому, что сумели перенять и соединить все то лучшее, что есть в русской и европейской культуре? Полагаю, что второе – и многие украинцы и русские думают так же.

Точно так же люди, сознающее свои корни и уважающие славянскую культуру и традицию, являются сегодня протестантами. Они признают, что многие из так называемых "православных традиций" на самом деле неправославные и даже нехристианские, и потому они сознательно выбирают протестантизм, отвергающий эти традиции. Но это не значит, что они отрезают себя от культурных корней.

 

Рекомендуемая литература

- Русская каноническая территория, http://catholic-church.org/church-unity/r_c_t_r.htm

- Ed. Sharon Linzey & Ken Kaisch, God in Russia. The Challenge of Freedom. New york. 1999.


[1] Большинство историков теперь согласятся с тройственным делением Европы на Западную, Центральную и Восточную.

[2] Кстати: система управления, развитая Петром Великим, была не православной, а заимствованной у западных лютеран и затем приспособленной к российскому обществу.

[3] См. FAQ: Как можно называть кальвинистов церковью, если у вас нет апостольской преемственности?

[5] Смотрите www.reformed.org.ua и www.ersu.org.

[6] Смотрите информацию об Украинской Евангельской Реформатской Церкви на этом веб-сайте, а также на www.oekrainezending.nl




Категории: FAQ о реформатском богословии  |  Наши работы и переводы

Данный материал предназначен исключительно для предварительного личного ознакомления посетителей этого сайта. Любое коммерческое и иное его использование запрещено.








Комментарии:
№23. Библиоткарь 23.06.2017 09:05
"Руццге православие" - оно скорее идеологический отдел ЦК КПСС. Они ВСЕГДА поддерживали диктаторов. РПЦ МП поддерживает Сталина и Путина, а РПЦЗ - Адольфа Гитлера. Они до сих пор на своих сайтах хвалятся участиеи рузгех льудей во Второй Мировой на стороне Гитлера и называют советско-германскую войну (1941-45) - "Рузско-Советской". Т.е. настоящие московиты (именующие себя "русскими") служили Гитлеру. Сейчас украинский отдел РПЦ-МП - УДАВКА НА ШЕЕ УКРАИНЫ! Хватит перепечатывать московско-праваславнутые статьи без привязки к реальности сегоднешнего дня! (Извините за резкость,но не могу молчать когда наши ребята погибают в АТО, а Вы проповедуете москальскую лжеисторию)!


№22. Библиотекарь 22.06.2017 19:19
С меня достаточно руццко-праваславный антиукраинский бред на московитских сайтах читать. Ище и Вы приперлись с рузскими цытатами... фильтруйте базар, как говорит ваш главарь Путин. В Украине на ГОСУДАРСТВЕНННОМ УРОВНЕ отмечают 500-летие Реформации. Так что будьте так добры - УВАЖАЙТЕ Украинскую государственность и ДУМАЙТЕ ЧТО ПИШИТЕ! (Кстати Ваш сайт в Украине надо через VPN смотреть - зачем все эти "В контакте с ФСБ" и "Однокласники Путина"? Если на кацапов роботаете, так убирайте свой сайт из Украины! Если Вашего настоятеля церкви на Пастера в Одессе еще не вызывали в СБУ (четыре недели назад) - так вызовут. Хватит во время войны цитировать сайты церкви агрессора - РаССии!


№21. Библиотекарь 22.06.2017 18:15
Какоой "Киев в 1667 голу стал частью России"?
Россия появилась только в 1713 году, когда Петр Романов переименовал "Московское государство" в "Российское государство", украв у Руси Киевской название.В 1721 году переименовли Московию (улус Золотой орды) в Империю (зла).Свидетелей Иеговы в России запретили, а в Украине Вы пользуетесь религиозной свободой. Не надо злоупотреблять.В !667 году Киевская митрополия НЕЗАКОННО НЕКАНОНИЧЕСКИ была присоеденена к Московской кафедре. А ОПГ "Московская патриархия" создана лично палачом Сталиным в 1943 году!


№20. Библиотекарь 22.06.2017 18:08
Московские попы благословляли теророристов на УКРАИНСКОМ Донбассе, "освящали" флаги террориста Гиркина. Почему еще "УПЦ" МП действует в Украине? Кстати, папа "предстоятеля" "УПЦ" МП - "Онуфрия" (Орест Владимирович Березовский), так вот его папа, являясь попом Румынской ПЦ молился во время Второй Мировой войны "за победу румьiнскаго оружьiя", воевавшего на стороне Адольфа Гитлера. И РПЦЗ (белогвардейская) благословила поход белаго "воинства" против СССР. Так что ГНАТь ЭТИХ ПОДОНКОВ В ТРИ ШЕИ!


№19. Библиотекарь 22.06.2017 18:06
Московские попы благословляли теророристов на УКРАИНСКОМ Донбассе, "освящали" флаги террориста Гиркина. Почему еще "УПЦ" МП действует в Украине? Кстати, папа "предстоятеля" "УПЦ" МП - "Онуфрия" (Орест Владимирович Березовский), так вот его папа, являясь попом Румынской ПЦ молился во время Второй Мировой войны "за победу румьiнскаго оружьiя", воевавшего на стороне Адольфа Гитлера. И РПЦЗ (белогвардейская) благословила поход белаго "воинства" против СССР. Так что ГНАТь ЭТИХ ПОДОНКОВ В ТРИ ШЕИ!


№18. Библиотекарь 22.06.2017 17:43
РПЦ -МП - ПРПОСТО ПОДОНКИ И АГЕНТЫ Путина - ПРОВОКАТОРА!


№17. Библиотекарь 22.06.2017 17:39
Что значит - "развал (вернее распад) СССР повлиял на единство Русской Православной церкви"? Наоборот Путин в 2007 году присоединил к РПЦ МП часть зарубежной церкви.(Но не все поддались на искушение красного ФСБешнаго дракона). А Западно-Европейский экзархат РПЦ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО патриархата РПЦ-МП НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ еще с 1927, и окончательно с 1945-го года. А Украина - НЕ Россия, и почему московская церковь вообще здесь действует??? Кстати, почему правослвныя РПЦ МП лезут на каноническую территорию протестантов и католиков???


№16. Библиотекарь 19.05.2017 02:24
Уважаемый Админ! Я прошлые комменты писал во время разгара револбюции и извиняюсь, хотя война на Донбассе и всевластие РПЦ МП и не закончилась. Обещаю впреть не писать такового.


№15. Библиотекарь 15.01.2014 05:33
Уважаемый Модератор!
Тогда уберите ПОЖАЛУЙСТА ВСЕ МОИ КОММЕНТАРИИ!
Будьте столь любезны!
ФСБешный Новичок в вере добился своего!
ПРОЩАЙТЕ!


№14. admin 15.01.2014 05:10
Уважаемый "Библиотекарь",
любые Ваши комментарии в том же духе будут немедленно удалены.


№13. Библиотекарь 15.01.2014 05:05
Для Новичок в вере (последнее):
Вы пишете - " у православных можно поучиться терпению и уважению"?
НЕ СМЕШИТЕ МОИ ТАПОЧКИ! Православные - образчик НЕТЕРПИМОСТИ!
(Извините, что не сдержался.)


№12. Библиотекарь 15.01.2014 04:17
Для Новичок в вере
А я и НЕ ЯВЛЯЮСЬ РЕФОРМАТОМ! Поросто хочу понять вероучения кальвинизма. (Реформация ведь не сразу возникла, а после того как Лютер запротестовал против засилья Папы,) Кроме того здесь обсуждается, что мол Украина - "каноническая территория" РПЦ МП (или вернеее ее украинского филиала - УПЦ МП). Может русско-православные и терпимо относятся к русским кальвинистам, но КО ВСЕМ УКРАИНЦАМ (и православным и католикам и протестантам) "русско-православные" относятся отвратительно. Особенно в Одессе. И я не верю, что Вы - Новичок в вере. Вы просто провокатор или российский шовинист.
(Обещаю редакции, что постараюсь больше не писать.)


№11. Библиотекарь 15.01.2014 04:02
Для Новичок в вере
Православные УПЦ Московского патриархата - ПОРОСТО МРАЗЬ! Они постояннно рассказывали мне как они ненавидят Украину и украинский язык - в течении всех 2000-х годов.


№10. новичок_в_вере 15.01.2014 02:13
Жаль, что Вам до сих пор не повстречались настоящих православные! Возможно, у Вас пристрастное отношение к ним? Среди моих знакомых есть православные - добрейшие люди. Не припомню, чтобы они позволяли себе хаять других. Наоборот, у них можно поучиться терпению и уважению...
Так что не стоит впадать в такой негатив. Своими высказываниями "против" Вы только отталкиваете от Реформаторской церкви. ;)


№9. Библиотекарь 13.01.2014 10:13
Для Новичок в вере (последнее):
Кроме того, мы живем в (типо)православном окружении, где псевдо-православные когда узнают что ты - Протестант, смотрят на тебя как на чудную зверушку (в лучшем случае), а в худшем как на врага "праваславия" и "русскава народа" (или "славянскава идинства"). И эти обвинения бросают люди, которые в православный храм ходят два раза в год - на Пасху (посвятить куличи) и на Крещение (набрать "святой воды").


№8. Библиотекарь 13.01.2014 09:54
Для Новичка в вере:
Нет ненависти учит "Православие" и естественна реакция на эту ненависть - всякое действие рождает равное противодействие.


№7. новичок_в_вере 11.01.2014 00:55
Удивляет с каким гневом и ненавистью написаны комментарии к статьям на сайте. Неужели этому учит кальвинизм?


№6. Библиотекарь 20.09.2012 13:16
(Последнее). Меня возмущает, что РПЦ к славянам относит только русских, украинцев и белоруссов; и автоматически навязывает им православие. Во-первых большинство западных украинцев и западных белоруссов православными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Славянами являются также ревностные католики: поляки, словаки, хорваты и словенцы. В то время как большинство чехов католиками не являются. Как не являются ими и славянские боснийцы-мусульмане. К славянам относятся и сербы, болгары и македонцы. В то же время в Украине историки приходят к выводу, что большинство этнических русских - (как они в царской России назывались великороссами") этническими славянами НЕ ЯВЛЯЮТСЯ (кроме Смоленска, Новгорода и еще пару городов). Почему Москва забрало "славянство" исключительно себе?


№5. Библиотекарь 16.09.2012 14:53
На днях "Совет пентархии" (старейшие четыре патриархата (Константинополь, Иерусалим, Антиохия, Александрия и Кипр (априепископия) подтвердил, что НЕ ПРИЗНАЕТ Украину "канонической территорией" Московской "православной" церкви. Цитата: "Относительно всей Московской патриархии и ее канонических границ Константинопольский Собор придерживается Томоса 1589 г., в соответствии с которым территория нинешней Украины НЕ ВХОДИТ в состав МП." В Томосе про автокефалию Православной Церкви в Польше, выданом в 1924 г., Константинопольская патриархия констатировала, что НИКОГДА законним образом НЕ ОТКАЗЫВАЛАСЬ от своей юрисдикции над Киевськой митрополией.


№4. Библиотекарь 15.09.2012 09:59
Добавлю еще - ЛЮБАЯ русская парвославная церковь НЕНАВИДИТ украинцев и украинство - РПЦ-МП, РПЦЗ, Русская "Истинно-православная" (вдумайтесь в название) церковь - ВРАГИ Украины и украинского народа. Больше всего они любят отлучать и проклинать украинцев. Будь проклято "русское православие"! АМИНЬ!


№3. Библиотекарь 20.08.2012 06:36
АБСОЛЮТНО согласен с Мухобоем и Springsteen-om. Украинцы и русские (росіяни) совершенно разные (даже когда говорят на русском языке). Вы только посмотрите первую страничку Русской (написано славянской, очевидно проталкивают "русский мир" и через реформатов) Реформатской церкви - славословие "вновь изборанному" Путину. В России давят ВСЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ кроме этой бизнес-корпорации ЗАО "РПЦ-МП". Они УБИВАЮТ в людях веру в Бога. Притесняют и протестантские деноминации и католиков и альтернативное православие, неподчиненное Москве (Русская Автономная П.Ц., РПЦЗ непризнавшая Моспатриархию, Русскую Истинно-Православную Церковь (катакомбная), приходы УАПЦ и УПЦ КП на территории РФ. Будь "РПЦ МП" за это ПРОКЛЯТА ВО ВЕКИ ВЕКОВ! АМИНЬ!


№2. Springsteen 29.09.2011 09:25
Здравствуйте! Просто бесит, когда Московскиий Патриархат отождествляет русских и украинцев. Я украинец, и по моему мнению мы - разные.Русская Православная Церковь - политический инструмент в руках Кремля для влияния на Украину, думаю это очевидный факт не нуждающийся в доказательствах.Дошло даже до маразма,так как эта церковь де-факто оправдывает коммунизм и даже ностальгирует о "прошлой величи";для них, как и для коммунизма, государство - все, а человек - ничто.Православные боятся миссионеров, так как боятся открытых дискуссий, а также не хотят, чтобы открывалась правда о заблуждениях Русской Церкви в вопросах вероубеждения.К сожалению, наш народ погряз в суевериях и в 70-ти летней антизападной пропаганде.Но, как мне кажется, ситуация постепенно улучшакется и я оптимист.


№1. Мухобой 18.05.2011 10:32
Да будет проклята и ныне и присно и во веки веков так называемая "Русская православная церковь"! Аминь! РПЦ - это тоталитарная бизнес-мегасекта, это человеконенавистническая религия, это враг рода человеческого, это сатанинское отродье, это сборище сатанинское языческое, это враг человеческой свободы, толерантности и демократии! Аминь истинный!





Добавьте Ваш комментарий
Ваше имя:
Ваш email:
Ваш комментарий:
Защита от спама. Введите сумму чисел: 2 плюс 6 =



ДРУГИЕ FAQ:


Какие праздники отмечает Реформатская церковь? Почему?
Можно ли христианам принадлежать к какой-либо партии и принимать участие в выборах?
На каком основании вы утверждаете, что вы – избранные? Откуда вы знаете? Не считают ли реформаты себя лучше других потому, что они избраны Богом?
Почему все реформатское богословие построено вокруг доктрины о предопределении?
Почему вы не используете молитвенники на богослужениях?
Вы – представители западной церкви. Почему вы проповедуете на Украине, канонической территории Православной Церкви?
Придерживаетесь ли вы символов веры?
Что такое реформатское богословие?
 
Reformed.org.ua (©) 2005-2016