12.03.2013

Роберт Гандри

Обзор Нового Завета

16. Послание к евреям: Иисус как священник

 

Священнописатель Послания к евреям со всей опреде­ленностью характеризует Иисуса Христа как первосвя­щенника, Который, принеся Себя Самого в совершен­ную и достаточную жертву за грехи, ныне служит в небесном святилище. Цель такого изображения, в котором подчерки­вается превосходство Христа над каждым аспектом и прото­типом ветхозаветной религии, состоит в том, чтобы удер­жать первоначальных читателей послания от вероотступни­чества, возврата от христианства к иудаизму.

Раннецерковная традиция проявляет неуверенность от­носительно автора этого анонимного послания. Тем не менее уже очень давно Послание к евреям было известно и упоми­налось в 1 Климента (около 95 г. по Р. X.).

В восточной части Римской империи автором этого посла­ния обычно считали Павла. Богословие этого послания очень напоминает богословие Павла, если сравнить предсуществование Христа и Его участие в творении в Евр. 1:1-14 и в Кол. 1:15-17, уничижение Христа в Евр. 2:14-17 и в Флп. 2:5-8, новый завет в Евр. 8:6 и во 2 Кор. 3:4-11, раздаяние даров Святого Духа в Евр. 2:4 и в 1 Кор. 12:11. Однако западная часть Церкви сомневалась в авторстве Павла и в связи с этой неопределенностью поначалу даже не включала Послание к евреям в канон. Этот факт показывает, что ранняя Церковь отнюдь не допускала в канон любые книги, без предвари­тельной проверки их в части авторства, подлинности и доктринальной чистоты.

У западной Церкви были серьезные основания сомневать­ся в авторстве Павла. Ни одно из его признанных посланий не является анонимным, как Послание к евреям. Рафиниро­ванный стиль греческого языка в этом послании весьма от­личается от шероховатого стиля Павла — в большей степе­ни, чем допускали бы разумные объяснения в виде смены секретаря-переписчика. Кроме того, Павел постоянно опи­рается на собственный апостольский авторитет, тогда как священнописатель этого послания апеллирует к авторитету тех, кто был свидетелем служения Иисуса (Евр. 2:3; но срав­ни Деян. 13:31).

Иные же предполагают авторство Варнавы, чье проис­хождение из левитов (Деян. 4:36) согласуется с проявляе­мым на протяжении всего послания вниманием к предназна­чению священников, а близость к Павлу объясняет сходство его богословия с богословием Павла. Однако Варнава, как житель Иерусалима (Деян. 4:36-37), вероятно, сам видел и слышал Иисуса, а священнописатель Послания к евреям причисляет себя к тем, кто опирается на свидетельство оче­видцев (Евр. 2:3).

Луку, еще одного спутника Павла, также считают воз­можным автором Послания к евреям по причине сходства рафинированного стиля греческого языка в этом послании и в Евангелии от Луки и Книге Деяний. Но его Евангелие и Книга Деяний по своему мировоззрению — нееврейские, а Послание к Евреям — вполне еврейское.

Мартин Лютер выдвигал кандидатуру Аполлоса, чье зна­комство с Павлом (1 Кор. 16:12) и учение у Прискиллы и Акилы (Деян. 18:26) могли бы объяснить богословское сход­ство Послания к евреям с писаниями Павла. Ученость и красноречие Аполлоса могли сказаться в отточенности лите­ратурного стиля послания. А его происхождение из Алек­сандрии согласуется с частым и почти исключительным ис­пользованием при цитировании Ветхого Завета Септуагин-ты, поскольку Септуагинта была создана именно в египет­ской Александрии181. (181 Некоторые ученые усматривают параллель между аллегорическим толко­ванием Ветхого Завета у еврейского философа Филона, современника Аполлоса и его александрийского земляка, и отношением к Ветхому Завету в данном послании. Но в Послании к евреям Ветхий Завет трактуется как историческая типология, а не аллегория) Однако, ввиду отсутствия древней традиции в пользу Аполлоса, сомнения все-таки остаются.

Предположения о том, что автором послания был Силуан (Сила), тоже могли бы объяснить сходство с богословием Павла. Касательно авторства Силуана больше никаких дово­дов ни за, ни против, по сути дела, не имеется.

То же самое можно сказать о предположениях, что Посла­ние к евреям написал Филипп.

С учетом ее близости к Павлу, Адольф фон Гарнак допус­кал авторство Прискиллы и изобретательно доказывал, что она оставила книгу без подписи по причине неприемлемости для тогдашней культуры женщины в роли автора.

Сходством Послания к евреям и 1 Климента обосновыва­ют кандидатуру Климента Римского. Но наличествует и определенная разница в мировоззрении; возможно, Кли­мент просто совершал заимствования из Послания к евреям. Присоединяясь к отцу ранней Церкви Оригену, мы могли бы заключить, что теперь лишь Бог ведает, кто написал Посла­ние к евреям.

Несмотря на традиционное заглавие «К евреям», сущест­вует мнение, что изначально послание было адресовано неев­рейским христианам. В обоснование этого указывают на изящный стиль греческого языка в послании и широкое ис­пользование в нем Септуагинты, лишь с редкими отступле­ниями от этого греческого перевода Ветхого Завета. Однако такие особенности ничего не могут сказать о первоначаль­ных читателях; они указывают лишь на подготовку автора. Частые ссылки на Ветхий Завет, предполагаемое знание иудейских обрядов, предостережение не совершать вероот­ступничество с возвратом к иудаизму, а также вошедшее в раннюю традицию название свидетельствуют в пользу ев­рейских христиан в качестве изначальных получателей по­слания.

Prima facie182, наиболее вероятным кажется, что эти ев­рейские христиане жили в Палестине. Однако, согласно Евр. 2:3, им не довелось лично видеть или слышать Иисуса во вре­мя Его земного служения, как, несомненно, довелось мно­гим палестинским евреям; а согласно Евр. 6:10, они матери­ально помогали другим христианам, в то время как пале­стинские христиане были слишком бедны и сами получали помощь (Деян. 11:27-30; Рим. 15:26; 2 Кор. 8:1 — 9:15). Бо­лее того, представления читателей об иудейской обрядности обусловлены, по-видимому, знакомством с Ветхим Заветом в переводе Септуагинты, а не личным присутствием на храмо­вых службах в Иерусалиме; и высказывание «приветствуют вас Италийские» (Евр. 13:24) звучит так, словно италийцы, покинувшие Италию, шлют привет к себе на родину. В таком случае в качестве вероятного места назначения выступает Рим. Подкрепляет такой вывод и тот факт, что свидетельст­ва о знакомстве с Посланием к евреям появляются в первую очередь в Риме (1 Климента)183.

Г.Монтефиоре предположил, что Аполлос написал Посла­ние к евреям в 52 — 54 гг. по Р. X. в Ефесе и адресовал его церкви в Коринфе, в особенности еврейским христианам в ней184. Он усматривает множество параллелей между Посла­нием к евреям и коринфской корреспонденцией Павла. По его мнению, «Италийские» (Евр. 13:24) — это Прискилла и Акила, которые первоначально переселились из Рима в Ко­ринф, а впоследствии проделали вместе с Павлом путь из Ко­ринфа в Ефес. Остается, однако, то затруднение, что автор послания вместо имен Прискиллы и Акилы почему-то дает лишь общее описание, особенно если учесть, что Тимофея он только что назвал по имени.

Где бы ни проживали адресаты послания, его автор был хорошо с ними знаком. Он пишет об их щедрости (Евр. 6:10), о гонениях на них (Евр. 10:32-34; 12:4), об их незрелости (Евр. 5:11 — 6:12) и о своей надежде вскоре вновь посетить их (Евр. 13:19,23). Две дополнительные подробности могут иметь большое значение: 1) к адресатам обращен призыв приветствовать не только своих наставников и христиан­ских собратьев в своем сообществе, но и «всех святых» (Евр. 13:24); 2) автор упрекает их за то, что они недостаточно часто собираются вместе (Евр. 10:25). Следовательно, они, по всей вероятности, представляют собой группу еврейских христи­ан или домашнюю церковь, которая отделилась от основного христианского сообщества в своем городе и которой угрожа­ет опасность из-за страха перед гонениями снова подпасть под влияние иудаизма185. (185 Немедленное угасание твердой традиции относительно авторства послания может быть обусловлено отложением его изначальных адресатов. Иные же определяют их как покорившихся вере иудейских священников (Деян. 6:7) или новообращенных из Кумранской секты, создавшей свитки Мертвого моря) Главная цель послания — предуп­редить подобное вероотступничество и вернуть их в русло нормального христианского общения.

Ссылки на Послание к евреям в 1 Климента требуют дати­ровать его периодом, предшествующим 95 г. по Р. X., году со­здания 1 Климента. Иногда заходят и дальше, утверждая, что настоящее время глаголов при описании священных об­рядов в послании предполагает дату до 70 г. по Р. X., когда Тит разрушил храм и жертвоприношения в нем прекрати­лись. Однако в других текстах, самым бесспорным образом относящихся к периоду после 70 г. по Р. X., при описании Моисеевых обрядов продолжает употребляться настоящее время (1 Климента, Иосиф Флавий, Иустин Мученик, Тал­муд). Более того, в Послании к евреям описывается не обряд­ность храма, а обрядность до-Соломоновой «скинии»; следо­вательно, настоящее время — это всего лишь фигура речи, которая не может влиять на датировку Послания к евреям. Однако в пользу датировки периодом до 70 г. по Р. X. свиде­тельствует отсутствие в послании каких бы то ни было ссы­лок на разрушение храма как знак от Бога о том, что ветхо­заветная система жертвоприношений устарела. Автор, надо полагать, апеллировал бы к этому историческому событию, если бы писал уже после него.

Как и другие послания, Послание к евреям оканчивается дополнением, имеющим личный характер, однако, в отличие от других посланий, не содержит вступительных привет­ствий. Ораторские интонации и такие замечания, как «недо­станет мне времени, чтобы повествовать» (Евр. 11:32), по-видимому, должны подразумевать устную проповедь. Одна­ко заявление: «Я же не много и написал вам» (Евр. 13:22) — заставляет прийти к выводу, что это все-таки послание, хотя и написанное в стиле проповеди.

Чтобы удержать своих читателей от отступничества в сто­рону иудаизма, священнописатель Послания к евреям ука­зывает на превосходство Христа во всем и в особенности на Его превосходство по сравнению с различными институтами иудаизма, восходящими к Ветхому Завету. Словом «луч­шее» выражается суть этой доминирующей темы превосход­ства Христа, дополняемой на протяжении всего послания призывом не совершать вероотступничество.

 

План-конспект Послания к евреям

I. Превосходство Христа над ветхозаветными пророка­ми (Евр. 1:1-3)

II.  Превосходство Христа над ангелами (Евр. 1:3 — 2:18) И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВЕ (Евр. 2:1-4)

III.   Превосходство Христа над Моисеем (Евр. 3:1-6) и ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВЕ (Евр. 3:7-19)

IV.   Превосходство Христа над Иисусом Навином (Евр.4:1-10)   И   ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ   О   ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВЕ (Евр. 4:11-16)

V. Превосходство Христа над Аароновым священством (Аароном и его потомками) и предостережение о веро­отступничестве (Евр. 5:1 — 12:29)

A.  Сострадание Христа людям и Его призвание Богом к священству (Евр. 5:1-10)

Б. Предостережение о вероотступничестве и призыв к совершенствованию (Евр. 5:11 — 6:20)

B.   Предвосхищение священства Христа в Мелхиседеке (Евр. 7:1-10)

Г.  Временный  характер Ааронова священства (Евр.7:11-28)

Д. Небесная сущность священства Христа (Евр. 8:1 — 10:18)

Е. Предостережение о вероотступничестве (Евр. 10:19-39)

Ж. Указание на пример ветхозаветных подвижников веры (Евр. 11:1-40)

3.  Указание на пример Христа (Евр. 12:1-11)

И. Предостережение о вероотступничестве и указание на Исава (Евр. 12:12-29)

VI. Практические наставления (Евр. 13:1-19)

Заключение: приветствия, весть об освобождении Тимо­фея, благословение (Евр. 13:20-25)

 

Христос превосходит ветхозаветных пророков, потому что Он — Сын Божий, наследник вселенной, Творец, точный образ божественной сущности, Промыслитель всего мира, очищающий от грехов и превознесенный, — и, таким обра­зом, последнее и лучшее Слово Бога к роду человеческому (Евр. 1:1-3).

Христос также превосходит ангелов, которых иудеи счи­тали посредниками Моисеева закона, данного на горе Синай (Деян. 7:53; Гал. 3:19); ведь Христос — Сын Божий и вечный Творец, а ангелы — просто служебные духи, которые были сотворены (Евр. 1:3 — 2:18). Даже Его нисхождение ниже ангелов через Его воплощение и смерть было только времен­ным. Христос должен был воплотиться в человеческое суще­ство, чтобы стать Тем, Кто Своей смертью сможет вернуть падшее человечество к высшему состоянию, в котором изна­чально сотворил его Бог. Христос за Свое жертвенное деяние увенчан великою славою. В средоточие этого разъяснения помещен призыв не отступать от христианского вероиспове­дания (Евр. 2:1-4). См. Евр. 1:1 — 2:18.

Христос, как Сын Божий, стоящий над домом Бога, пре­восходит Моисея, который есть простой служитель в доме Его (Евр. 3:1-6). Поэтому звучит призыв не навлекать на себя суд Божий за свое неверие. Предостерегающим примером служит поколение израильтян, которые вышли из Египта с Моисеем, но умерли по пути в пустыне из-за гнева Божиего на их непокорство (Евр. 3:7-19).

Христос превосходит Иисуса Навина; хотя Навин и ввел Израиль в Ханаан, Христос введет верующих в вечный по­кой на небесах, где Бог успокоился от Своих дел при творе­нии (Евр. 4:1-10). Очевидно, Иисус Навин не ввел Израиль в этот небесный покой, поскольку через долгое время после то­го, как он жил и умер, Давид говорит, что Израилю еще толь­ко предстоит войти в этот покой (Пс. 94:7-11)186. (188Согласно другому толкованию, «покой», в который Иисус ведет христи­ан, — это не грядущий небесный покой от добрых дел христианского жи­тия, а нынешний духовный покой, прекращение самоправедных дел Зако­на, поскольку Христос уже совершил искупление. Однако близкий кон­текст предостережения о вероотступничестве и неизбежном воздаянии за него, а также параллель между отдыхом Бога от Его добрых дел при творе­нии и нашим отдыхом от дел совместно свидетельствуют в пользу толкова­ния, приведенного выше. Согласно еще одному взгляду, этот покой есть не само спасение (будь то нынешнее или грядущее), а благополучное христи­анское существование, прообразом которого было овладение землей Хана­анской под руководством Иисуса Навина. Однако при таком толковании тоже не учитывается контекст предостережения о вероотступничестве) Сравнение Иисуса Христа с Иисусом Навином в греческом тексте тем более выразительно, что еврейское имя Навина «Иошуа» в своей греческой форме переходит в « Иисус ». Другими слова­ми, в греческом тексте нет различия между именами ветхо­заветного Иисуса Навина и новозаветного Иисуса Христа.

Далее священнописатель призывает читателей войти в этот небесный покой благодаря верности своему христиан­скому вероисповеданию (Евр. 4:11-16). Следующее ниже указание о полной достаточности жертвы Иисуса исключает всякую возможность такого понимания, что спасение заслу­живается продолжающимися в христианской жизни добры­ми делами. Добрые дела и неотступность веры необходимы, однако, для того, чтобы продемонстрировать истинность своего христианского вероисповедания. В Евр. 4:12 мы встречаем знаменитое сравнение слова Божиего с обоюдоост­рым мечом, который проникает внутрь и раскрывает сокро­венную сущность человека. Христиане поэтому должны до­казать, что их внешне выраженное вероисповедание проис­текает из внутренней убежденности. См. Евр. 3:1 4:16.

Христос превосходит Аарона и его преемников на посту первосвященника (Евр. 5:1 — 12:29). Священнописатель Послания к евреям сначала указывает на две черты сходства между собирательным Аароновым священством и священст­вом Христа: 1) как и Аарон, Христос был призван на священ­ство Богом; 2) Христос, воплотившись, познал искушения жизни человеческой и сострадать нам способен, по крайней мере, не меньше, нежели Аарон (Евр. 5:1-10). Выдающимся примером человеческих чувств Иисуса выступает Его смерт­ная скорбь во время молитвы в Гефсимании. Далее следует развернутое увещевание (Евр. 5:11 — 6:20) вырасти из ду­ховного младенчества до совершенства зрелости, выйдя за пределы тех начатков иудейской веры, которые лежат в ос­нове веры христианской, но обретают в христианском кон­тексте новое значение. Без такого духового роста усиливает­ся угроза вероотступничества; а если христианин совершает вероотступничество — то есть умышленно и полностью от­вергает Христа — всякая возможность спасения исчезает для него навеки. Священнописатель считает своих читате­лей христианами, основываясь на их внешне выраженном вероисповедании (не проникая в их сердца, на чем еще он мо­жет основываться?), однако находит нужным указать, что вероотступничество докажет безосновательность этого испо­ведания и неизбежно повлечет осуждение за ложное испове­дание. Вероотступничество, следует отметить, имеет гораздо более серьезное значение, нежели временное непослушание. См. Евр. 5:1 — 6:20.

Превосходство Христа над Аароном заключается в следу­ющем: 1) Христос стал священником с клятвою Божией, в отличие от Ааронова священства; 2) Христос вечен, а сыны Аарона смертны и священство их переходит от одного к дру­гому; 3) Христос безгрешен, в отличие от сынов Аарона; 4) Христос, как священник, действует в сфере небесных сущностей, а сыны Аарона — только в сфере их земных символов; 5) Христос добровольно принес Себя в жертву, кото­рую никогда не понадобится повторять, тогда как много­кратное принесение в жертву животных свидетельствует о неспособности крови животных уничтожать грехи; 6) в са­мом Ветхом Завете, написанном во времена Ааронова свя­щенства, предсказывается новый завет, который отменит прежний завет, установивший священство сынов Аарона (Иер. 31:31-34).

 

Отступление о богословской дискуссии по поводу стихов Евр. 6:1-12

Предостережения в Евр. 6:1-12 вызывают разногласия среди толкователей:

1) Те, кто уверен, что речь здесь идет об устрашающей воз­можности возвращения истинных христиан в падшее состо­яние, вынуждены закрывать глаза на утверждение о невоз­можности восстановления (Евр. 6:4), на новозаветные вы­сказывания, которые обещают верующим, избранным не­преложность их вечного спасения (Ин. 6:39-40; 10:27-29; 1 Пет. 1:5; 1 Ин. 2:1; Рим. 11:29; Флп. 1:6), и навею доктри­ну возрождения.

2) Те, кто полагает, что священнописатель Послания к ев­реям рассматривает возможность гипотетическую, а не ре­альную, испытывает трудности по причине повторения этого настоятельного предупреждения здесь же и в других местах послания (особенно в Евр. 10:26-31).

3)  Те, кто принижает меру грозящего суда от лишения спасения до лишения вознаграждения (с сохранением толь­ко спасения самого по себе, ср. 1 Кор. 3:12-15), наталкивают­ся на препятствие в виде Евр. 6:9, подразумевающего, что грозящий суд есть противоположность спасения: «Впрочем,

0 вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоя­нии и держитесь спасения, хотя и говорим так» (ср. Евр. 10:27: «некое страшное ожидание суда и ярость огня, готово­го пожрать противников»).

4)  Те, кто считает, что это предостережение обращено лишь к готовящимся стать христианами, а не к полноцен­ным христианам, вынуждены редуцировать смысловой объ­ем определения «однажды просвещенных [ср. Евр. 10:32; 1 Пет. 2:9; 2 Кор. 4:4,6 et passim187], (187Et passim (лат.) — «и во многих других местах». — Прим. перев.) и вкусивших дара небес­ного [ср. как Иисус вкусил смерть за всех (Евр. 2:9), бесспор­но, в полной мере], и соделавшихся причастниками Духа Святого [ср. причастность Иисуса к человеческой природе (Евр. 2:14), воплощение, безусловно, не являющееся частич­ным], и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века [ср. 1 Пет. 2:3]». Кроме того, для них затруднительно истолковать то, что здесь появляется призыв духовно взрослеть вместо призыва обратиться в веру, предостережение о вероотступничестве (Евр. 6:6), а не требование изначально исповедовать Христа, а также специфически христианское обращение «возлюбленные» (Евр. 6:9; ср. Евр. 10:30: «Гос­подь будет судить народ Свой»),

5) Возможно, наиболее многообещающее толкование со­стоит в том, что это предостережение обращено к называю­щим себя христианами и подразумевает требование к ним доказать истинность своего исповедания, устояв против внешнего принуждения к вероотступничеству. В то время как уверения в непреложности вечного спасения предпола­гают истинность исповедания веры, подобные предостере­жения обусловлены наблюдаемым явлением ложных верои­споведаний и тем фактом, что только Бог может заранее вы­явить разницу между истинным исповеданием и ложным.

 

Опираясь на утверждение в Пс. 109:4 о том, что мессиан­ский царь будет священником по чину Мелхиседека, священнописатель Послания к евреям проводит несколько па­раллелей между Христом и этим загадочным персонажем Ветхого Завета, которому Авраам дал десятую часть из своей военной добычи после того, как освободил Лота (Быт. 14:1-24). Мелхиседек был священником Бога; священником яв­ляется и Христос. Имя «Мелхиседек» означает «царь прав­ды» (буквально «мой царь праведен»); человек с таким име­нем был царем «салимским» (возможно, краткая форма от «иерусалимским»), а «Салим» означает «мир» (в смысле полноты Божиих благословений); праведность и мир пред­ставляют собой характерные черты и итог священнического служения Христа. Отсутствие в Ветхом Завете сведений о ро­дословии Мелхиседека и рассказа о его рождении и смерти типологически предвосхищает вечность Христа, как Сына Божиего, в противопоставление смертности всех священ­ников колена Ааронова. Превосходство Христа над Ааро­ном выражается также в том, что Мелхиседек получает деся­тую долю военной добычи от Авраама, чьим потомком был Аарон. Здесь подразумевается единство человека с его пред­ками. То же самое превосходство еще раз проявляется в том, что Мелхиседек благословил Авраама, а не наоборот; ведь больший благословляет меньшего. См. Евр. 7:1 10:18.

Послание к евреям заканчивается большим разделом на­ставлений и заключительных приветствий (Евр. 10:19 — 13:25). Священнописатель призывает своих читателей при­ступать к Богу новым, лучшим путем через Христа вместо устаревшего ветхозаветного пути, особенно при соборном по­клонении, от которого они стали иногда отказываться (Евр. 10:19-25). Он снова предостерегает их, как и в Евр. 6, об уст­рашающем суде, который ждет тех, кто умышленно и полно­стью отрекся от своего христианского исповедания; однако далее выражает уверенность, основанную на их прежней стойкости в гонениях, что они не совершат вероотступниче­ство (Евр. 10:23-31). Затем священнописатель воодушевляет их сохранять твердость в испытаниях, приведя ряд приме­ров ветхозаветных подвижников веры188, (188 Евр. 13 иногда считают самой значительной главой о вере в Новом Завете, точно так же, как 1 Кор. 13 считается самой значительной главой о любви, а 1 Кор. 15 — о воскресении) подчеркивая связь своих читателей с ними, и в завершение указывая на Христа, как самый выдающийся пример терпеливой неотступности в страданиях и окончательной награды (Евр. 10:32 — 12:3). Страдания — хороший учитель и знак усыновления Богом (Евр. 12:4-13). Исав становится предостерегающим приме­ром продажного вероотступника (Евр. 12:14-17). И наконец, священнописатель еще раз подчеркивает превосходство но­вого завета, основанного на Крови Христа (Евр. 12:18-29), и призывает своих читателей к взаимной любви, странноприимству (особенно необходимому в те времена скитающихся проповедников), к состраданию, к здоровым и нравствен­ным отношениям полов, ограничивающимся рамками бра­ка, к бескорыстию, к подражанию благочестивым руководи­телям Церкви, к тому, чтобы избегать лжеучителей, прини­мать гонения и непрестанно благодарить, к щедрости, к по­слушанию церковным наставникам и к молитве. См. Евр. 10:19 — 13:25.


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.