15.06.2010
Скачать в других форматах:

Самуэль Шульц

Ветхий Завет говорит

Глава 19 МУЖЕСТВЕННЫЙ ПРОРОК ИЕРЕМИЯ

Введение

Понимать Иеремию — значит понимать его слово, его народ и его переживания. У него есть много что сказать своему поколению; он пламенно предупреждает его о надвигающейся гибели. По сравнению с Исайей он уделяет сравнительно мало внимания будущему восстановлению. В его время, особенно после смерти Иосии, суд уже неминуем. Он обращает основное внимание на проблемы своих современников, побуждая их обратиться к Богу. Служение Иеремии приходится на последние 40 лет перед вавилонским пленением; он больше всех других ветхозаветных пророков говорит о себе и о своих переживаниях.

40-летнее служение(.См главу 14, в которой дается обзор политических событий времени Иеремии)

Примерно в то же время, когда Манассия всенародно объявил о рождении наследника престола Иосии, в Анафофе родился Иеремия; на это событие мало кто обратил внимание(С. Л. Кайгер полагает, что Иеремии было 12 лет в 640 г. до Р. X., датируя его рождение 652 г., т.е. считая его на 4 года старше Иосии. Э.А. Лесли и Дж. Скиннер полагают, что Иеремии не было еще 20 лет, когда он был призван на служение. В таком случае дата его рождения оказывается позже 648 г. до Р. X). Воспитанный в деревне, всего в 5 км к северо-востоку от столицы, Иеремия с детства был в курсе всего, что происходило в Иерусалиме.

Иосия взошел на престол в 8-летнем возрасте, когда был убит Амон (640 г. до Р. X.). Восемь лет спустя стало ясно, что 16-летний царь хочет быть послушным Богу. Еще через 4 года Иосия принял действенные меры, чтобы очистить страну от идолопоклонства. Высоты и жертвенники чужим богам были уничтожены в Иерусалиме и по всей стране — от Симеона на юге до Неффалима на севере. В отрочестве Иеремия, должно быть, слышал о преданности молодого царя истинному Богу в доме своего отца — священника.

Именно во время этой реформы, в 627 году до Р. X., Иеремия был призван на пророческое служение (1:2-8). Где он был или как получил этот призыв, в книге не сказано. В отличие от величественного призыва Исайи и подробного откровения Иезекииля, призвание Иеремии описано очень просто. Тем не менее он четко сознавал, что на служение пророка его призвал Господь. Этот призыв был подтвержден двумя видениями. Жезл миндального дерева означал, что пророческое слово непременно исполнится, а кипящий котел показал, что это будет за пророчество. Иеремия понял, что ему придется столкнуться с сильным сопротивлением; но Господь заверил его, что Он Сам укрепит его, даст ему способность противостоять нападениям, будет избавлять в дни бедствий.

В Писании о первых 18 годах служения Иеремии (627-609 гг. до Р. X.) сказано совсем немного. Участвовал ли он в реформах Иосии, начавшихся в 628 и завершившихся в 622 году празднованием Пасхи? Об этом нет сведений ни в исторических книгах, ни у самого пророка. Когда «книга закона» была обнаружена в храме, не Иеремия, а пророчица Олдама дала ответ на вопрос царя. Однако упоминание о том, что Иеремия оплакивал смерть Иосии в 609 году (2 Пар. 35:25), и совпадение позиций пророка и царя дают основание полагать, что он активно поддерживал реформы Иосии.

Сколько проповедей Иеремии в его книге относятся ко временам Иосии, сказать трудно. Обвинение Израиля в отступничестве (2:5) обычно датируется ранними годами его служения. Вполне вероятно, что религиозное пробуждение при Иосии не охватило весь народ, по крайней мере не все были искренни. Однако, по-видимому, обличения Иеремии не вызывали сильной враждебности в царствование Иосии.

 

Таблица VII.   Хроника жизни пророка Иеремии

650  рождение Иеремии (приблизительная дата)

648  рождение Иосии

641  воцарение Амона на престоле Давида

640  воцарение Иосии

632  Иосия взыскал Бога 2 Пар. 34:3

628  начало реформ Иосии

627  призвание Иеремии на пророческое служение

626  восхождение Навополассара на престол Вавилона

622  в храме обнаружена книга закона празднование Пасхи

612  падение Ниневии

610  —захват Харрана вавилонянами

609 убийство Иосии три месяца правления Иоахаза; снятие осады с Харрана и отступление ассиро-египетской армии в Кархемис; смена Иоахаза Иоакимом в Иудее

605  победа египтян из Кархемиса над вавилонянами в начале года при Курамати; сокрушительный разгром египтян вавилонянами при Кархемисе; первый плен Иуды Иоакима клянется в верности Вавилону; восхождение Навуходоносора на престол Вавилона • 601  сражение между вавилонянами и египтянами. Эта битва не имела решающего значения для исхода войны

598  смерть Иоакима осада Иерусалима

597  пленение Иоакима после трехмесячного правления; второе пленение; восхождение Седекии на престол

588  15 января начало осады Иерусалима; восхождение Априеса (Хофры) на египетский престол

586  19 июля Иерусалим захвачен вавилонянами 15 августа храм сожжен убийство Годолии переселение в Египет

Влияние Ассирии в Плодородном Полумесяце падало, снижалась и угроза ее вмешательства; поэтому при Иосии независимость Иудеи укрепилась. В Иерусалиме наблюдали за развитием международных событий в районе Тигра и Евфрата с большим интересом. Страх перед ростом могущества Вавилона, которое могло серьезно осложнить жизнь в Иерусалиме, еще не ощущался в полной мере в эту оптимистическую эпоху реформ. Сообщение о падении Ниневии в 612 году было воспринято в Иудее с радостью, ибо означало конец ассирийского вмешательства. Страх перед возрождением ассирийского могущества побудил Иосию преградить путь египтянам у Мегиддона (609 г. до Р. X.), чтобы войска фараона Нехао не могли прийти на помощь Ашурубалли-ту II, царю ассирийского Харранского царства, который отступал перед нашествием вавилонян (см. главы 14 и 15 настоящей книги).

Внезапная смерть Иосии имела решающее значение как для Иудеи в целом, так и для Иеремии в частности. Пока пророк оплакивал смерть благочестивого царя, его страна погрузилась в водоворот международных конфликтов. Иоахаз процарствовал всего три месяца, затем египетский фараон Нехао увел его в плен и поместил на престоле Давида в Иерусалиме его брата Елиакима, переименовав его в Иоакима. В результате всех этих событий Иеремия не только лишился политической поддержки благочестивого царя Иосии, но и остался беззащитным перед кознями отступивших от Бога вождей, пользовавшихся расположением Иоакима.

Годы 609-586 до Р. X. были периодом «политической лихорадки»; ничего подобного не было в течение всей ветхозаветной истории. Это был закат Иудейского царства —международные конфликты привели в конце концов к его уничтожению, Иерусалим превратился в груду развалин. В религиозной сфере большинство из старых зол, с которыми покончил Иосия, вновь возродились при Иоахазе и Иоакиме. Хананейские, египетские и ассирийские идолы были открыто возвращены на свои прежние места сразу же после погребения Иосии. Иеремия безбоязненно и неустанно предупреждал народ о надвигающемся бедствии. Но он служил народу отступников, которым управляли безбожные вожди; поэтому он подвергся гонениям со стороны собственного народа. Мученическая смерть была бы, несомненно, облегчением в сравнении с постоянными страданиями и мучениями души, которые Иеремия переносил среди народа, находившегося в состоянии национального распада. Вместо того чтобы быть послушными Божьему слову, исходящему из уст пророка, они преследовали Его посланника.

Кризисы шли один за другим. Иудея подходила к краю пропасти, однако предупреждения пророка не принимались во внимание. 605 год до Р. X. стал для многих жителей Иерусалима началом вавилонского пленения; в это же время Иоаким принес клятву верности Вавилону, завоевавшему Иудею. В последние годы своего царствования Иоаким приглядывался к египетско-вавилонской борьбе. Наконец он совершил роковую ошибку, взбунтовавшись против Навуходоносора и тем самым ускорив события 598-597 годов до Р. X. Не только царствование Иоакима было внезапно оборвано смертью, но и сын его Иехония, а с ним еще приблизительно 10 000 видных граждан Иерусалима были уведены в плен. Город сохранил только подобие государственного существования: марионеточное правительство царя Седекии управляло оставшимися в Иерусалиме, в основном из бедных слоев.

Религиозная и политическая борьба продолжалась еще 10 лет. Порою Седекия задумывался над советами Иеремии, но чаще уступал нажиму проегипетской партии в Иерусалиме, стремившейся к восстанию против Навуходоносора. Вследствие этого Иеремия пережил страдания вместе со своим народом во время последней осады Иерусалима. Своими глазами верный пророк видел исполнение предсказаний, столь часто произносившихся пророками и до него; после 40 лет неустанного служения он стал свидетелем того, о чем предупреждал народ: Иерусалим превратился в груду дымящихся руин, и храм был сровнен с землей.

У Иеремии было больше противников и открытых врагов, чем у любого другого пророка в Ветхом Завете. Вот краткий мартиролог Иеремии: когда он публично разбил кувшин перед собранием священников и начальствующих в долине Еннома во знамение Божьего гнева на непокорный Израиль, его арестовывают во дворе храма. Священник Пасхор избивает его и заковывает на ночь (19-20). В другой раз Иеремия провозглашает во дворе храма, что святилище будет разрушено. Священники и пророки сообща восстают против него и требуют его казни. Ахиаким и другие князья вступаются за него и спасают ему жизнь; однако Иоаким убивает Урию, другого пророка, провозглашавшего ту же весть (глава 26).

В главе 28 описан его конфликт со лжепророком: Иеремии пришлось состязаться с Ананией. Иеремия публично изображает вавилонское пленение, надев себе на шею деревянное ярмо. Анания выхватывает у него это ярмо, ломает его и отвергает слово пророка. После короткого уединения Иеремия еще раз говорит от имени Бога. Как он и предсказал, Анания умирает до конца года.

В Иерусалиме и среди пленников в Вавилоне активно действуют и другие лжепророки; они противятся предсказаниям Иеремии (29). В их числе были Ахав и Седекия, настроившие изгнанников против совета Иеремии успокоиться и приготовиться к 70-летнему плену. Шемаия, один из изгнанников, даже писал в Иерусалим, подстрекая Софонию и других священников обвинить и арестовать Иеремию. В других местах написано о противодействии со стороны других (не названных) пророков.

Даже в родном городе Иеремии народ восстал против него. Об этом кратко сказано в 11:21-23. Жители Анафофа грозили убить его, если он не перестанет пророчествовать от имени Господа.

Не отставали в нападках и гражданские вожди, в том числе царь Иоаким. Однажды Иеремия послал своего писца Варуха в храм прочитать публично слово Господне о грядущем суде с призывом к покаянию. Некоторые политические вожди встревожились и доложили об этом Иоакиму, но посоветовали Варуху и Иеремии спрятаться. Когда свиток был зачитан перед Иоакимом, он дерзко отверг предостережение и сжег свиток в жаровне, приказав арестовать пророка и его писца, но их не смогли найти.

Во время правления Седекии Иеремия страдал от последствий его неустойчивой политики. Это приняло особенно опасный оборот в последние дни царствования Седекии-. Когда вавилоняне временно сняли осаду с Иерусалима, Иеремия был арестован на пути из Иерусалима, обвинен в попытке перебежать к вавилонянам, избит и брошен в темницу. Но когда осада возобновилась, Седекия стал искать совета пророка. В ответ на обличение Иеремии и на его просьбу царь перевел его во двор стражи. Однако под давлением приближенных Седекия снова отдал Иеремию на произвол своих политических соратников, которые бросили пророка в ров и оставили там умирать в жидкой грязи. Эфиопский евнух Авдемелех вытащил Иеремию и возвратил его во двор стражи, где Седекия еще раз говорил с ним перед падением Иерусалима.

Даже после разрушения Иерусалима Иеремии часто мешают помогать его народу (42:1—43:7). Когда бездомные и упавшие духом вожди наконец обращаются к нему с просьбой узнать волю Божью о них, он ожидает ответа от Господа.

Но когда он сообщает, что они должны оставаться в Палестине и получить Божье благословение, народ отказывается исполнить слово Господне и переселяется в Египет, уводя престарелого пророка с собой.

У Иеремии было сравнительно мало друзей во дни Иоа-кима и Седекии. Самым верным и преданным был Варух, служивший секретарем пророка. Он записывал речи пророка, читал их во дворе храма (36:6), был его доверенным лицом, когда Иеремия находился в темнице (32:9-14), и, наконец, отправился со своим господином в Египет.

В числе вождей, спасших Иеремию от казни, которой требовали священники и пророки (26:16-24), были князья во главе с Ахикамом.

Другом в беде — во время вавилонской осады, когда Иеремия был брошен умирать в яму — оказался для пророка иноплеменник, евнух-эфиоп Авдемелех. Седекия также позаботился о безопасности пророка и оставил его во дворе стражи — до конца осады Иерусалима.

Во времена угнетения и страдания Иеремия переживал сильное душевное волнение. Пронзительная боль терзала его душу, когда он сознавал, что его очерствевший народ равнодушен к его предупреждениям и подвергнется ужасному Божьему суду. Именно поэтому он плакал день и ночь, а не из-за личных страданий, которые ему приходилось переносить (9:1). Иеремию иногда называют «плачущим пророком»; нужно понимать, что на самом деле это прозвище — свидетельство его мужества и внутренней силы, готовности встретить горькую действительность грядущего суда вместе со своим народом.

На протяжении всего своего служения Иеремия знал, что он — Божий глашатай; такую уверенность дал ему Сам Господь. Чисто по-человечески он впадал в глубокое отчаяние во время преследований, проклиная день своего рождения (20). Чтобы избежать гонений, он закрывал свои уста, но слово Божье становилось в нем подобным горящему огню и побуждало его продолжать говорить. Он постоянно ощущал Божью заботу и поддержку, обещанную ему в момент призвания (см. главу 1). В эти трагические дни заката Иудеи Господь защищал Своего свидетеля Иеремию под угрозами врагов, в тяжкие минуты жизни и на краю гибели.

Долго ли прожил Иеремия после 40-летнего служения в Иерусалиме, неизвестно. В Тафнисе, нынешнем Тель-Дефенне, на восточном берегу Нила(1 Сэр Флиндерс Петри раскопал и отождествил это место в 1883-1884 гг. ), Иеремия произнес свою последнюю проповедь, сопровождая ее наглядным действием (43—44). Весьма вероятно, что Иеремия умер в Египте.

Книга Иеремии

Введение

Составить план книги пророка Иеремии труднее, чем любой другой пророческой книги. Для краткого обзора можно разделить ее на части следующим образом:

I.        Пророк и народ                               1:1—18:23

II.      Пророк и вожди                              19:1—29:32

III.    Обетование восстановления            30:1—33:26

IV.     Распад царства                                34:1—39:18

V.       Переселение в Египет                     40:1—45:5

VI.     Пророчества о народах и городах    46:1—51:64

VII.   Эпилог                                            52:1-34

Современный читатель книги Иеремии может быть смущен тем, что датированные события и проповеди представлены в ней не в хронологическом порядке, а многие проповеди и события вовсе не датированы. Поэтому трудно с полной уверенностью расположить содержание книги в хронологической последовательности.

Глава 1 описывает призвание Иеремии и датируется тринадцатым годом правления Иосии (627 г. до Р. X.). Главы 2—6 обычно считают обращениями Иеремии к народу в ранние годы его служения (ср. 3:6). Какие события из глав 7— 20 относятся к царству Иосии или Иоакима, определить трудно. Отрывки, определенно датируемые правлением Иоакима, — это главы 25—26, 35—36 и 45—46. События, имевшие место во время правления Седекии, записаны в главах 21, 24, 27-29, 32-34 и 37-39. Главы 40-44 отражают события после падения Иерусалима в 586 году до Р. X., а другие практически не удается датировать.

I. Пророк и народ 1:1—18:23

Введение                                                         1:1-3

Призвание на служение                                   1:4-19

Отступничество Израиля                                2:1-6:30

Осуждение надежды на храм и веры в идолов 7:1-10:25

Завет без послушания утрачивает силу           11:1-12:17

Два символа пленения                                     13:1-27

Ходатайственная молитва напрасна                14:1—15:21

Знамение неминуемого пленения                    16:1-21

Порицание надежды на человека                     17:1-27

Урок в доме горшечника                                  18:1-23

 

Иеремия был связан с пятью последними царями Иудеи. Когда он был призван на служение пророка, ему был приблизительно 21 год — столько, сколько Иосии, правившему царством с 8-летнего возраста.

Откликнувшись на призыв свыше, Иеремия осознал, что у Бога есть план и цель для него, намеченные еще до его рождения. Он был послан Богом и получил от Бога подкрепление против страха и противления. Слово его было не его собственным, но Божьим словом, а он был лишь глашатаем, через которого Бог передавал Свое предостережение народу.

Два видения сопутствовали его призванию на служение. Миндальное дерево в Палестине первым проявляет признаки жизни при наступлении весны. Как пробуждение миндаля неизменно приходит в январе, так неизменно исполняется слово Божье. А кипящий котел показывал, что это будет за пророчество — суд придет с севера.

Во время своего призвания Иеремия узнает о том, что его ожидает сопротивление. Суть его проповеди — суд Божий над отступившим Израилем. Следовательно, он столкнется с сопротивлением со стороны царей, князей, священников и простых людей. Вместе с этим отрезвляющим предупреждением приходит от Бога и уверенность, что ему удастся исполнить свою миссию.

Отступническое состояние Израиля приняло угрожающий характер (2—6). Израильтяне виновны в оставлении Бога, источника воды живой и всех их благословений. Взамен они избрали чуждых богов, которых Иеремия сравнивает с разбитыми сосудами, не могущими держать в себе воду. Поклонение языческим богам уподобляется прелюбодеянию: как неверная жена оставляет мужа, так и Израиль покинул своего Бога. Исторический пример Божьего суда над Северным царством в 722 году до Р. X. должен служить достаточным предостережением. Как лев, рыкающий из чащи, угрожают Иудее народы, которые Бог собирает, чтобы произвести над ней суд. Израиль отверг Божью милость. Время Божьего гнева пришло, и бедствие, которое обрушилось на Иудею, — это плод их помыслов (6:19).

Слушатели Иеремии относятся скептически к предупреждениям о грядущем суде (7—10) (Лесли и Андерсон полагают, что главы 7 и 26 описывают одно и то же событие. Т. Лэтч датирует главу 7 днями Иосии). Они не обращают внимания на его дерзновенные пророчества о разрушении храма, легкомысленно веря, что Бог избрал это святилище в качестве места Своего обитания и не позволит языческим вождям разрушить то, что было наполнено Его славой в дни Соломона (2 Пар. 5—7). Иеремия указывает на развалины к северу от Иерусалима, напоминая, что в прошлом скиния не спасла Силом от разрушения(Писание умалчивает об этом событии; большинство ученых считает вероятным, что Силом был разрушен в дни Илия и Самуила); так и храм не гарантирует безопасности Иерусалиму в день суда.

Послушание — ключ к правильным отношениям с Богом. Своими преступлениями и идолопоклонничеством народ сделал из храма вертеп разбойников, хотя он и продолжает приносить предписанные жертвы. Формальная религия и ритуалы не могут заменить послушания Богу.

Иеремия горюет, глядя на равнодушие своего народа. Он хочет молиться за свой народ Богу, но Бог запрещает заступничество (7:16). В городах Иудеи и на улицах Иерусалима они поклоняются иным богам. Поздно заступаться за них. А тем временем народ утешается тем, что он является хранителем закона (8:8), и надеется, что это спасет его от предсказанной гибели. Пророк, однако, не сомневается, что суд Божий неминуем.

Сокрушенный душой, Иеремия сознает, что жатва прошла, лето окончилось, а народ не спасен. Жалобно вопрошает он, нет ли бальзама в Галааде, чтобы исцелить больной народ? Если бы исцеление было возможно, он плакал бы день и ночь о своем народе. Но хотя и грядет суд на народ, Бог дает надежду тем, кто способен принимать Божьи советы. Это те, кто не хвалится силой, богатством или мудростью, но радуется тому, что знает и понимает Господа. Они украшают землю проявлениями милости, доброты, правосудия и праведности. Бог — Царь народов, Которого нужно бояться (10).

И опять Иеремии поручено изречь проклятие Божье на непокорных (11). Послушание лежало в основании их завета с Богом с самого начала их существования как нации (Исх. 19:5). Сам завет бесполезен и бессилен без послушания. Когда жертвенников и идолов так же много, как городов в Иудее и улиц в Иерусалиме, народ может рассчитывать только на суд. Господь снова запрещает Иеремии молиться за них (11:4). Услышав угрозы от своих земляков в Анафофе, Иеремия впадает в полное отчаяние, глядя на благоденствие нечестивых. Он произносит жалобную молитву к Богу (12:1-4). В ответ Бог призывает его готовиться преодолеть еще большие трудности и заверяет, что всепоглощающий гнев Божий вот-вот разразится и распространится по всей земле.

Два знамения изображают надвигающийся суд Божий над Иудеей (13:1-14).

Иеремия появляется перед народом с новым льняным поясом. По повелению Божьему он уносит его к Евфрату и прячет в расселине скалы(П. Фольтц толкует это как притчу. У. Рудольф толкует это как видение. Другие, включая Пике, Лесли и Лэтча, полагают, что пророк действительно ходил дважды к Евфрату вблизи Кархемиса. Кайгер считает Иеремию зажиточным человеком и землевладельцем, полагая, что он, возможно, даже посетил царский двор Набопо-лассара в Вавилоне). В положенное время он достает эту вещь (на востоке пояс — предмет гордости мужчины и ценное украшение). Пояс полностью истлел. Таким же образом Бог намерен подвергнуть Свой народ суду от руки других народов.

Сосуды — будь то глиняные кувшины либо кожаные мехи, наполненные вином, -- тоже служат символом. Цари, пророки, священники и простые люди напьются вином до опьянения, так что мудрость притупится, и они будут беспомощными в критическое время. Последствием этого будет полное разрушение царства(Хотя Лесли датирует это периодом перед концом правления Седекии, пренебрежительное отношение народа скорее соответствует времени Иосии, потому что в дни Иосии пьянство правителя казалось более нелепым и невероятным, чем в последующие годы).

Видя приближение неминуемой гибели, пророк сознает, что его народ непокорен и равнодушен (13:15-27). Он предвидит, что будет горько плакать, когда народ его пойдет в плен. Он получает еще раз напоминание, что народ будет страдать за собственные грехи. Он забыл Бога. Как барс не может стереть пятен своих, так Израиль не может оставить своих нечестивых путей.

Суровая засуха приносит страдания не только людям, но и животным (14:1 и ел.). Иеремия глубоко взволнован. Он снова ходатайствует за Иудею, исповедуя грехи народа. И снова Бог напоминает ему, чтобы он не ходатайствовал за них, так как ни посты, ни жертвы не отвратят неминуемого осуждения. Иеремия просит пощадить его народ, потому что лжепророки ввели его в заблуждение. Он робко поднимает вопрос, неужели Иудея отвержена окончательно, в надежде, что Бог сжалится в ответ на его мольбу. Но получает самый отрезвляющий ответ: даже если бы Моисей и Самуил ходатайствовали за Иудею, Бог бы им отказал. Бог посылает меч для поражения, псов для растерзания, птиц и зверей для поглощения Иудеи за ее грехи, потому что народ отверг Его и пренебрег Его благословениями. В отчаянии, подавленный горем, Иеремия еще раз утешается словом Божьим, получая заверение в том, что Господь укрепит его против всех, кто будет ему противиться.

Время редко указывается в пророческих изречениях. Близость же суда над Иудеей выражена довольно ясно (16:1 и ел.). Иеремии запрещено жениться. Если он женится и будет иметь детей, то подвергнет семью ужасным условиям нашествия, осады, голода, завоевания и плена. Гибель Иудеи близка и безусловна. Бог отнял свой мир за то, что они оставили Его, служили и поклонялись идолам и отказались быть послушными Его закону. За это Бог посылает охотников и рыболовов выловить всех виновных, дабы в Иудее узнали Его силу и могущество. Вина Иудеи вписана алмазом и всенародно видна на рогах жертвенника, так что нет возможности избежать ярости Божьей. Еще раз ярко показаны пути благословения и проклятия (17:5 и ел.).

В доме горшечника Иеремия познает, что Израиль и другие народы — не что иное, как глина в руках горшечника (18). Как горшечник может отбросить, изменить по форме или закончить испорченный сосуд, так может Бог поступить с Израилем. Действие оправдано — Бог наказывает за непослушание. Те, кто слушал пророка, гневаясь и негодуя, желают избавиться от него, замышляют покончить с Божьим вестником.

II. Пророк и вожди 19:1—29:32

Священники и старейшины —

арест Иеремии                                                19:1-20:18

Совет Седекии с Иеремией                             21:1-14

Плен царей и лжепророков                             22:1-24:10

Чаша гнева для всех народов                          25:1-38

Спасение Иеремии Ахикамом от

мученической смерти                                      26:1-24

Лжепророки в Иерусалиме и Вавилоне          27:1-29:32

Иеремия вновь наглядно показывает перед собранием старейшин и священников в долине Енном, каким образом будет разрушен Иерусалим (19:1 и ел.) (Этот случай более всего подходит ко времени Иоакима. Вряд ли какой-нибудь священник мог арестовать Иеремию в дни Иосии). Разбив глиняный кувшин, он демонстрирует участь Иудеи. За это священник Пасхор бьет Иеремию и заковывает в колоду (в России это называлось «в колодки») подле Вениаминовых ворот на всю ночь. В отчаянии Иеремия проклинает день своего рождения (20), хочет замолчать, но в конечном счете понимает, что слово Божье невозможно удержать внутри.

Поводом для разговора между Седекией и Иеремией (21) послужила осада Иерусалима, которая началась 15 января 588 года до Р. X. (События в главах 20 и 21 отстоят друг от друга минимум на 17 лет) Окруженный вавилонской армией, царь спрашивает: может ли Господь избавить и спасти народ. Он знает историю, знает, что в прошлом Бог чудесным образом поражал наступающие вражеские армии (ср. Ис. 37—38). В ответ на надменную просьбу Седекии Иеремия со всей определенностью предсказывает поражение Иудеи. Бог борется против Иудеи и позволит врагу войти в город и спалить его дотла. Только сдача города спасет жизнь Седекии.

В своей речи (скорее всего, еще в дни Иоакима) пророк обличил всех нечестивых правителей, ответственных за несправедливость и угнетение (22). В частности, он предсказал, что Иоахаз не возвратится из египетского плена, но умрет там. Иоаким (22:13-23), навлекший на себя Божье проклятие в осуждение за свои негодные дела, будет погребен, как осел, и никто не будет оплакивать его. Его сын Иехония будет уведен в плен. Израиль же, наоборот, получает заверение, что будет восстановлен в будущем, собран вновь, и народ сможет жить безопасно и праведно под управлением праведного Царя на престоле Давида; имя Ему будет «Господь — оправдание наше» (23). Иеремия громогласно отвергает священников и пророков, своих современников; это лжепастыри, вводящие народ в заблуждение.

После того как Иехония и другие видные граждане Иерусалима были уведены в плен в Вавилон в 597 году до Р. X., Иеремия сказал слово от Господа к тем, кто остался (24). Это было своевременное предупреждение: очевидно, они гордились, что избежали плена, чем-то, как они думали, расположив к себе Бога. Иеремия увидел две корзины смокв. Добрые смоквы представляют переселенцев. Они возвратятся. Те, кто останется в Иерусалиме, будут отвергнуты, как негодные смоквы. Бог отверг Свой народ и сделает его притчей и проклятием везде, где он будет рассеян.

Во время кризиса на четвертый год царствования Иоакима (605 г. до Р. X.) Иеремия снова выступает с благовременным словом от Господа (25) (Ср. с описанным в главе 15 настоящей книги). Он многозначительно напоминает людям, что в течение 23 лет они пренебрегали его предупреждениями. Вследствие этого за их непослушание Бог приведет раба Своего Навуходоносора в Палестину и подвергнет их 70-летнему плену. Образно назвав это чашей гнева, Иеремия объявляет, что суд начнется с Иерусалима, распространится на многочисленные народы вокруг и наконец обрушится на сам Вавилон.

Перед началом правления Иоакима Иеремия обратился к народу, пришедшему на поклонение в храм (26), предупреждая его, что Иерусалим будет разрушен до основания(Если Иеремия произнес это слово в дни Иосии (гл. 7) и повторил его во время царствования Иоакима (гл. 26), то реакция толпы вызвана ухудшившимся духовным состоянием народа и разным отношением этих двух царей к пророку). Он приводит в пример разрушение Силома, чьи развалины все еще можно видеть к северу от Иерусалима. Народ, подстрекаемый священниками и пророками, яростно реагирует на слова пророка. Они хватают Иеремию. Выслушав обвинения толпы и ее смертный приговор, князья решают выслушать обращение пророка. Он напоминает им, что они прольют невинную кровь, если убьют его, потому что он послан Богом. Когда вожди вспоминают, что Езекия в прошлом не предал Михея смерти за то, что тот предсказал разрушение Иерусалима, они решают, что и Иеремия не заслуживает смерти. Ахикам и князья спасают жизнь Иеремии, однако нечестивый царь Иоаким арестовывает и убивает Урию, провозглашавшего то же слово.

Один из наиболее впечатляющих пророческих поступков Иеремии был совершен им в 594 году до Р. X. (27). Хотя Седекия был вассалом Навуходоносора, вокруг него шли постоянные интриги с целью поднять восстание. Посланники из Едома, Моава, Аммона, Тира и Сидона собрались в Иерусалиме, чтобы присоединиться к Египту и Иудее в заговоре против Вавилона. Иеремия появился перед ними с ярмом на шее и заявил, что все эти страны Бог передал в руки Навуходоносора. Поэтому нужно подчиниться вавилонянам. К Седекии было особенное слово предостережения, чтобы он не слушал лжепророков. Иеремия также предупредил священников и народ, что оставшиеся сосуды и прочее содержимое храма будет унесено захватчиками. Иностранных посланников он предупредил, чтобы они не давали лжепророкам вводить себя в заблуждение. Подчинение Навуходоносору — Божий приказ. Восстание повлечет разрушение и плен.

Вскоре после этого лжепророк Анания дерзко возразил Иеремии. Придя из Гаваона, Анания объявил в храме, что через два года Навуходоносор возвратит сосуды и пленников, взятых в Вавилон в 597 году до Р. X. Перед всем народом он сорвал деревянное ярмо с шеи Иеремии и разломал его на куски, чтобы показать то что сделает народ с вавилонским игом. Иеремия временно уединился, но позже возвратился с новым словом от Бога. Анания сломал деревянное ярмо, но Бог заменяет его железным игом рабства на шее всех народов. Иеремия предупредил Ананию, что за его лжепророчество он умрет до истечения года. В седьмой месяц того же года Анания умер; его похороны были очевидным для всех подтверждением правдивости предсказаний Иеремии.

Даже вожди пленных переселенцев не дают Иеремии покоя. Его забота о пленниках в Вавилоне выражена в письме, посланном через Елиасу и Гемарию(Елиаса был сыном Шафана (Сафана), секретаря царя Иосии. Брат Елиасы Гемария отвечал за комнату в верхнем дворе храма, где Варух зачитывал слово Иеремии публично, 36:10. Другим представителем, посланным Седекией, был Гемария, сын Хелкии, первосвященника в дни Иосии). Эти видные граждане Иерусалима были посланы Седекией к Навуходоносору, несомненно, с тем, чтобы заверить его в лояльности Иудеи, несмотря на то что в Иерусалиме замышлялось восстание. В своем письме Иеремия предупреждает переселенцев не верить лжепророкам, которые предсказывают скорое возвращение. Он напоминает им, что плен будет длиться 70 лет. Он даже предсказывает, что Седекия и Ахав, два лжепророка, будут схвачены и казнены Навуходоносором.

Письмо Иеремии вызвало дальнейшую переписку (29:24-32). Шамаия, один из главарей в Вавилоне, замышлявший скорейшее возвращение в Иерусалим, пишет Софо-нии, священнику и надзирателю храма. Он упрекает его в том, что тот не останавливает Иеремию, и советует ему заковать пророка в колоду за письма к переселенцам. Когда Иеремия слышит чтение этого письма, он опровергает Шемаию и говорит, что Шемаия будет наказан, и никто из его потомков не будет иметь удела в благословениях восстановленного Иерусалима.

III. Обетование восстановления 30:1—33:26

Восстановление остатка Израиля —

новый завет                                               30:1-31:40

Покупка Иеремией поля                           32:1-44

Исполнение Давидова завета                    33:1-26

Иеремия со всей ясностью заверял Израиль, что Господь восстановит их; изгнанники возвратятся в свою страну, чтобы служить Богу; править ими будет тот, кого Иеремия назвал «Давидом, их царем», которого Он восстановит им (30:9). Когда Бог истребит все народы, Израиль будет восстановлен после наказания. Бог, рассеявший Израиля, соберет опять весь народ на Сионе — как Иудею, так и Израиль, — когда заключит с ними новый завет (31:31). Это будут новые отношения: закон будет написан у них на сердцах, и все они будут знать Бога и будут уверены в прощении грехов. Как тверд порядок движения небесных светил, так прочно обетование о восстановлении Божьего народа Израиля.

Иеремия наглядно продемонстрировал уверенность в будущем восстановлении (32) во время осады Иерусалима вавилонянами в 587 году до Р. X. Будучи в заточении во дворе стражи, он получил указание свыше купить поле в Анафо-фе у сына своего дяди Анамеила. Когда последний явился с предложением продать поле, Иеремия поспешно заключил сделку. С предельной тщательностью отвешивалось серебро, а купчая была приготовлена с дубликатом, подписана и запечатана при свидетелях. Варуху было затем поручено спрятать оригинал и копию в глиняном сосуде для сохранения на многие годы.

Свидетелям и наблюдателям эта сделка показалась, вероятно, просто смехотворной. Насколько глупым должен быть тот, кто покупает землю, когда город вот-вот должен быть разрушен? Самым удивительным было то, что именно Иеремия, который в течение 40 лет предсказывал утрату Иудеей своего национального суверенитета, вдруг приобретает участок земли. Это пророческое действие имело огромный смысл: оно означало обетование, что в этой стране дома и земли будут снова покупаться. Иеремия вложил деньги в участок земли — это было ясным свидетельством о будущем благополучии Иудеи.

Совершив эту покупку, Иеремия возносит молитву (32:16-25). Меч, голод и моровая язва становятся грозной действительностью после бессмысленного сопротивления вавилонской осаде. Иеремия сам поражен и озадачен своей покупкой в то время, когда милосердный Бог Израиля обрекает Свой народ на разрушение и плен. Господь опять напоминает верному пророку, что сам Иерусалим возбудил Божий гнев и ярость своим идолопоклонством и непослушанием (32:26-35). Но тем не менее Бог, Который рассеивает их, вновь приведет их назад и восстановит их благополучие (32:36-44).

Национальная катастрофа быстро приближается; в это время Иеремия получает более подробные объяснения будущего восстановления (33). Господь через Иеремию увещевает народ воззвать к Богу-Творцу и ожидать в ответ «великое и недоступное, чего ты не знаешь». В стране, находящейся сегодня в тисках разрушения, корень Давида даст росток, так что правда и суд восторжествуют вновь. Царство Давида и служение левитов будут восстановлены. Иерусалим и Иудея снова станут радостью Божьей. Этот завет настолько тверд и прочен, насколько незыблема смена дня и ночи. В то время как великий суд, предсказанный Иеремией 40 лет назад, готов вот-вот завершиться разрушением Иерусалима, обетования будущих благословений ярко запечатлены в сердце верного пророка.

IV. Распад царства 34:1—39:18

Неверные вожди и рехавиты: противопоставление                                       34:1-22

Предостережение простолюдинам и вождям 35:1-36:32

Падение Иерусалима                                      37:1-39:18

В этих главах кратко описаны самые мрачные годы за все время национальной независимости Иудеи. Разрушение Иерусалима — самый великий суд во всей ветхозаветной истории Израиля. События, описанные в главах 35— 36, происходили еще во время правления Иоакима и дают разумное основание для суда, который стал реальностью в дни Седекии.

Пророк Иеремия неоднократно предупреждал царя Седекию о грядущем суде. Теперь же, когда вавилонские войска действительно осадили Иерусалим (588 г. до Р. X.), он прямо говорит Седекии, что столица Иудеи сгорит в огне. Единственная надежда для него лично — сдать город в руки Навуходоносора (34). Отказываясь принять совет Иеремии, Седекия, по-видимому, выработал компромиссное решение. По соглашению между царем и народом все иерусалимские рабы-евреи получают свободу(Ср. с Исх. 21:2-11 и Втор. 15:12-18). Мотивы такого резкого социального преобразования не приводятся. Возможно, что рабы сделались помехой во время осады, и освобождение заставит их самих заботиться о себе. Не исключено, что тут имел место расчет, что они будут лучше воевать, если будут свободны. Скорее всего, не очень многие были движимы искренним желанием исполнить закон Божий. Об этом свидетельствует то, что иудейские вожди отменили свой договор, как только вавилонские войска временно сняли осаду с Иерусалима, чтобы преследовать египтян (37:5). В недвусмысленных выражениях Иеремия сообщает Седекии о страшном Божьем суде над ним и всеми, кто нарушил этот договор (34:17-22). Вавилоняне возвратятся, чтобы сжечь Иерусалим.

В главах 35—36 записаны исторические события времен Иоакима, которые ясно свидетельствуют, что равнодушное отношение к вере было в Иудее уже давно. Однажды Иеремия привел в храм нескольких рехавитов, нашедших себе убежище в Иерусалиме, когда вавилоняне оккупировали Палестину(Рехавиты названы по имени Рехава, чей сын Ионадав активно помогал Ииую при уничтожении поклонения Ваалу в Северном царстве в 842 г. до Р. X. Они происходили от Хамафа-кенеянина в дни Моисея. Ср. с 1 Пар. 2:55; Чис. 10:29-32; Суд. 1:16; 4:11,17; 1 Цар. 15:6; 27:10; 30:29). Он предложил им вина, но они отказались из послушания повелению их предка Ионадава, жившего в дни Ииуя, царя израильского. В течение 250 лет они верно держались человеческого постановления не пить вина, не сажать виноградников и не строить домов, но жить в шатрах. Если рехавиты могли покориться человеческому постановлению, то почему народ иудейский не может повиноваться Богу, Который неоднократно посылал им пророков, чтобы предупредить против служения идолам? Иеремия подтверждает, что Иерусалим ждет суд; рехавиты же, напротив, получат благословение.

Иоаким, сын благочестивого Иосии, не только был непослушен Богу, но и отвергал Иеремию и его пророчества. В четвертый год его царствования Иеремия распорядился, чтобы Варух записал произнесенные им ранее речи. На следующий год, когда народ собрался в Иерусалиме для соблюдения поста, Варух публично зачитывает речи Иеремии во дворе храма, призывая народ отвратиться от своих негодных путей. Некоторые князья устрашились и донесли об этом царю, а тот потребовал принести ему свиток. Пока Иеремия и Варух скрывались в потаенном месте, свиток был зачитан перед Иоакимом, после чего он изрезал его на куски и сжег в жаровне. Хотя царь приказал схватить виновников, их нигде не могли найти. По повелению Бога пророк еще раз продиктовал речи своему писцу. На этот раз особенный суд произносится над Иоакимом за сожжение свитка (36:27-31). Когда он умрет, то не удостоится царских похорон: «...труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной» (36:30).

Некоторые события во время осады Иерусалима записаны в главах 37—39. Для ясности приведем эти события в хронологическом порядке:

Начало осады 15 января 588 г. до Р. X.                39:1; 52:4

Предупреждение Седекии                                  34:1-7

Вопрос Седекии — ответ Иеремии                     21:1-14

Договор отпустить рабов                                    34:8-10

Временное снятие осады                                     37:5

Рабы взяты назад — Иеремия обличает              34:11 -22

Иеремия схвачен, избит и заточен в темницу     37:11-16

Возобновление осады                                         37:6-10

Седекия призывает Иеремию и беседует с ним 37:17-20

Иеремия переведен в дом стражи                       37:21

Иеремия покупает поле                                      32:6-14

Иеремия брошен в яму                                       38:1-6

Авдемелех спасает Иеремию                              38:7-13

Последняя беседа Седекии с Иеремией              38:14-28

Захват Иерусалима 19 июля 586 г. до Р. X          39:1-18

Разрушение Иерусалима 15 августа 586 г. до Р. X.                                      4 Пар. 25:8-10

В течение двух с половиной лет осады Иеремия постоянно говорит царю, что сдача города вавилонянам является для него самым лучшим выходом. На протяжении всего этого периода Седекия, очевидно, переживает бессильное отчаяние. Он то обращается к Иеремии за советом, то поддается натиску со стороны проегипетской партии, требующей продолжать сопротивление вавилонянам. Напрасно надеется он на лучшие вести от Иеремии. Наконец вавилоняне вторгаются в Иерусалим. Седекии удается бежать в Иерихон, но его ловят и возвращают к Навуходоносору в Ривлу. После того как его заставили быть свидетелем казни собственных сыновей и множества других вельмож, Седекия был ослеплен и уведен в плен в страну изгнания. Так исполнилось кажущееся противоречивым пророчество Ие-зекииля о том, что Седекия не увидит страны, в которую будет уведен пленником(Ср. с Иез. 12:13; 17:16; Иер. 32:4-5; 34:3-5).

V.   Переселение в Египет 40:1—45:5

Поселение в Массифе

под руководством Годолии              40:1-12

Кровопролитие и раздор                      40:13-41:18

На пути В Египет                                      42:1-43:7

Слово Иеремии в Египте                43:8-44:30

Обетование Варуху                         45:1-5

Завоеватели-вавилоняне обращаются с Иеремией предельно вежливо и учтиво. Хотя он был уведен в Раму в оковах, Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, отпустил его на свободу. Имея возможность выбора, Иеремия предпочитает оставаться в Палестине с остатком народа, хотя ему обещали хорошее обращение в Вавилоне.

Когда Иерусалим превратился в дымящиеся руины, его оставшиеся жители поселились в Массифе (Мицпе), на месте которой сегодня, вероятно, находится городок Неби-Самвил. Расположенная приблизительно в 16 км к северу от Иерусалима, Массифа стала столицей Иудеи, новой провинции Вавилона, под управлением назначенного Навуходоносором губернатора Годолии. По всей стране разбрелись разогнанные вавилонянами отряды повстанцев. Сначала они собирались у Годолии, надеясь на его поддержку. Однако через несколько недель Ваалис, вождь аммонитян-бедуинов, вступил с одним из начальников по имени Исмаил в заговор против Годолии. Исма-илу удалось убить Годолию. За несколько дней Исмаил также зверски убил 70 из 80 паломников, шедших в Иерусалим с севера, и захватил жителей Массифы в надежде доставить их на юг к аммонитянам на другую сторону Иордана. В пути у Гаваона их спасает Иоанан, один из друзей Годолии, и отводит в Химам, расположенный на караванном пути близ Вифлеема. Исмаилу удается спастись бегством.

Неожиданные перемены оставляют остаток иудеев без крова и в крайне удрученном состоянии. За несколько месяцев они не только увидели разрушение Иерусалима, но и были сорваны с их нового места в Массифе. Они обращаются к Иеремии, чтобы он помолился о них Господу: «Чтобы Господь Бог твой указал нам путь, по которому нам идти, и то, что нам делать» (42:3).

Хотя из страха перед вавилонянами они намерены идти в Египет, они все-таки просят Иеремию вопросить Господа об их будущем. Через десять дней, испытав их терпение, Иеремия дает ответ. Они должны оставаться в Палестине (42:10). Переселение в Египет будет означать войну, голод и смерть. В упорном непослушании, обвиняя Иеремию в том, что он не дает им полного ответа от Бога, Иоанан и его соратники уводят оставшихся и уцелевших в Египет (43:1-7). Когда весь народ отправился в путь, Иеремия со своим писцом Варухом, не имея другого выбора, вынуждены были пойти вместе с ними.

В Тафнисе, в Египте, символическим словом Иеремия предупреждает народ, что Бог пошлет своего раба Навуходоносора и приведет его в Египет, чтобы исполнить над ним суд (43:8-13). В следующей главе Иеремия вкратце излагает недавние события в своей последней речи. Иерусалим разрушен, потому что израильтяне пренебрегали Божьими предупреждениями, которые Он давал им через пророков. Зло, которое постигло их, справедливо и праведно ввиду их непослушания. Израиль стал проклятием и поношением среди народов за то, что он вызвал Божий гнев. А теперь народ стал отступником и настолько непокорным, что слова Иеремии не могут побудить их к покаянию. Они дерзко говорят ему, что не послушаются, и утверждают, что зло постигло их за то, что они перестали поклоняться и кадить богине неба. Заключительные слова Иеремии ясно указывают, что их ожидает Божий суд, и когда он свершится, они познают, что Бог исполнил Свое слово.

VI. Пророчества о народах и городах 46:1—51:64

Египет                                              46:1-28

ФИЛИСТИМИЯ                                                 47:1-7

Моав                                                          48:1-47

Аммон                                                       49:1-6

Едом                                                           49:7-22

Дамаск                                                       49:23-27

Кидар И Асор                                           49:28-33

Елам                                                           49:34-39

Вавилон                                                    50:1-51:64

Четвертый год правления Иоакима (605 г. до Р. X.) был поворотным пунктом в политической истории Иудеи. В решающем бою при Кархемисе вавилоняне разбили армию египетского фараона Нехао, так что наступающие войска Навуходоносора в конце концов захватили Палестину. Глядя на то, как международные события складываются не в пользу Иудеи, пророк Иеремия произносит несколько речей, датируемых четвертым годом правления Иоакима. Значительное место в них занимают предсказания о народах(Лесли полагает, что текст 46:1 относится ко всему отрывку 46:3 - 49:33, и датирует его 605 г. до Р. X).

Не только поражение при Кархемисе ожидает Египет. Навуходоносор в конце концов продвинется на 800 км вверх по Нилу, чтобы наказать Аммона в Фивах (46). Под Аммо-ном, конечно же, не подразумеваются аммонитяне, о которых речь дальше. В 46:25 говорится об «Аммоне, который в Но». Но (Нов, Ноф) — это древнееврейское название Фив. А слово «аммон», означающее «верный», может означать как имя губернатора Фив, так и верных сторонников фараона (как «надеющихся на него» — в том же стихе). «Тысячеврат-ные Фивы», отстроенные и украшенные фараоном Рамсесом II Великим, слава о которых разносилась по тогдашнему цивилизованному миру, падут под ударами войск Навуходоносора II. Израиль же, напротив, получит утешение. Филис-тимия будет разрушена нашествием с севера (47). Конец национальной самостоятельности Моава наступит внезапно, и слава его обратится в позор. Из-за надменности своей он не избежит разрушения, но в конце концов возвратится из плена (48). Аммон подвергнется осуждению, будет захвачен Израилем й рассеется без надежды на восстановление (49:1-6). Едом тоже обречен. Внезапно будет он низвержен с высокого положения (и это — в буквальном смысле: Едом располагался в горных районах, труднодоступных для вторжения; тем более удивительно это пророчество), так что проходящие мимо будут изумляться и посвистывать (49:7-22). Дамаск, Кидар, Асор и Елам тоже ожидает суд (49:23-39).

Вавилону уделяется самое большое внимание в пророчествах против народов (50:1—51:64). В течение последних 20 лет существования Иудеи как государства Вавилон был самым великим и могучим из всех народов. И он будет смирен за свою гордость. Господь Саваоф соберет против него «народ от севера», то есть мидян. И не только это —как раз мидо-персы под водительством Кира Великого не разрушали городов и святилищ местных богов (см. главу 15). Однако могучий Вавилон со всеми его идолами постигнет разрушение перед лицом Всесильного Бога и Великого Творца. С этими словами обвинения Иеремия отправляет в Вавилон брата Варуха Сераию (51:59-64). После прочтения этого слова осуждения в Вавилоне Сераия привязывает свиток к камню и бросает его в Евфрат. Подобным образом Вавилон обречен на гибель, пойдет ко дну и никогда больше не всплывет.

VII. Эпилог 52:1-34

Захват и ограбление Иерусалима    52:1-23

Осуждение начальствующих           52:24-27

Выселение                                       52:28-34

Этот краткий обзор царствования Седекии, падения Иерусалима и выселения логически заканчивает книгу пророка Иеремии. После 40 лет проповеди Иеремия видит исполнение слова, которое он провозглашал. Седекия и его сообщники страдают от последствий своего непослушания. Сосуды и содержимое храма и дворов, унесенные в Вавилон перед разрушением храма согласно с предсказанием Иеремии, перечислены в стихах 17-23. Иехония, сдавшийся вавилонянам, получал щедрое содержание и был в итоге отпущен перед концом царствования Навуходоносора.

Плач Иеремии

Тема книги Плач Иеремии — разрушение и опустошение Иерусалима в 586 году до Р. X. Автор признает правоту Бога, наказавшего Свой избранный народ за непослушание. Поскольку Бог верен, остается надежда на спасение; основание этой надежды — исповедание греха и твердая вера в Господа.

Эту книгу в Талмуде относят к разряду причитаний, по-древнееврейски «кинот» («оплакивания», «траурные песни»), по-гречески (в Септуагинте) «threnoi» —- «плачевные песни», а по-русски просто «плач». Евреи читают эту книгу девятого ава в память о разрушении Иерусалима. Древние раввины, приписывавшие эту книги Иеремии, присоединили ее к «Кетубим» («писаниям»), или пяти свиткам, которые читались во время различных обрядов.

Первые четыре главы представляют собой алфавитные акростихи. Главы 1, 2 и 4 имеют по 22 стиха, а глава 3 имеет 66 стихов. Первые буквы каждого из 22 стихов глав 1, 2 и 4 — это последовательность букв еврейского алфавита (своего рода стихотворная азбука). В третьей главе каждые три сти- s ха начинаются на одну и ту же букву. Хотя в пятой главе 22 стиха, она не представляет собой алфавитного акростиха. Эту алфавитную форму (она встречается также в некоторых псалмах) невозможно передать в переводах.

Книга Плача приписывалась Иеремии вплоть до XVIII века. Талмуд, Септуагинта, древние отцы Церкви, а также другие церковные писатели считали пророка автором этого произведения. В последние 200 лет было высказано много других предположений, приписывающих авторство Плача Иеремии целому ряду авторов (в том числе неизвестных) VI - III веков до Р. X.

Наиболее разумно и естественно при толковании книги исходить из того, что автор был очевидцем событий и выразил в ней свои чувства и впечатления. Из всех тех, кто известен доныне из этого периода, Иеремия кажется наиболее подходящим кандидатом. В течение 40 лет он предсказывал разрушение Иерусалима. Перед отправкой в Египет он, должно быть, бросил последний взгляд на развалины своего любимого города, бывшего на протяжении четырех столетий славой и гордостью его народа, Израиля. Кому же, как не пророку Иеремии, воспеть «плачевную песнь» об Иерусалиме?

Книгу Плач Иеремии можно разделить следующим образом:

I.    Иерусалим в прошлом и настоящем         1:1-22

Состояние запустения                                1:1-6

Воспоминания о прошлом                         1:7-11

Горе, посланное Богом                               1:12-17

Признание праведности Божьей                1:18-22

II.  Божье наказание Сиону                           2:1-22

Проявление Божьего гнева                        2:1-10

Поиски утешения                                      2:11-22

III. Анализ страданий                                     3:1-66

Реальность страдания                                3:1-18

Божья верность к сокрушенным сердцем 3:19-30

Добро и зло — от Бога                                3:31-39

Бог — единственная надежда                     3:40-66

IV. Грех — причина страдания                        4:1-22

Участь переносящих страдания                 4:1-12

Обвинение в пролитии невинной крови    4:13-22

V. Молитва страдающих                                 5:1-22

Исповедание греха                                     5:1-18

Последняя просьба                                    5:19-22

Автор смотрит на Иерусалим в развалинах трезвым взглядом. Когда-то он был «князем над областями», а теперь впал в подневольное состояние — «стал, как вдова». Он страдает и бедствует — какой контраст по сравнению с прежней славой! Проходящие мимо не могут постичь его печали. Некому утешить его.

Божий гнев обрушился на Сион (2). Господь прекратил действие закона и исполнение всех религиозных обрядов, удалил священников, пророков и царей и позволил врагу сровнять его дворцы и святилище с землей. Жертвы разрушения напрасно ищут утешения; они слышат лишь злорадные насмешки проходящих мимо врагов.

Страдания — горькая реальность. Сам Иеремия, пожалуй, подвергался такому обращению со стороны своего собственного народа, как он говорит в 3:1-18. Слава Иерусалима исчезла — нет для него надежды, кроме вмешательства Бога. Для ищущих Бога, для сокрушенных сердцем страдание смягчается вечными милостями Всемогущего. Бог посылает добро, и Он же производит суд над нечестивыми (3:19-39). Через исповедание греха и веру в Него подается надежда, что Он отомстит за них (стихи 40-66).

Участь Сиона кажется хуже участи Содома. Внезапное разрушение более предпочтительно, чем продолжающееся страдание за грех. Водимый лжепророками и священниками, Иерусалим проливал невинную кровь праведных. За это он и впал в нынешнее состояние, однако надеется на лучшее (4:22).

Последняя глава — молитва о милости Божьей. Автор показывает бедствие народа Божьего, который теперь будет изгнанником и пленником в чужих краях. Неужели Бог мог забыть Свой народ? Сион разрушен, и кажется, что Израиль совсем оставлен. Из разбитого сердца, сокрушенный и переполненный горем, автор возносит мольбу к Богу, вечному Царю, умоляя Его восстановить Свое наследие. Исповедание греха и искренняя вера в Бога - вот основание надежды и последней мольбы о восстановлении.

Таблица VIII.  Хронология книги Иезекииля

621   рождение Иезекииля, реформы Иосии служение Иеремии

612   падение Ниневии

609   смерть Иосии, трехмесячное правление Иоахаса восхождение Иоакима на престол

605   битва при Кархемисе, взятие заложников из Иерусалима в Вавилон

601   — вавилонско-египетское сражение на границе Египта

598   восстание Иоакима против Вавилона

597   пленение Иехонии и около 10 000 человек с Иезекиилем

594   послы Седекии в Вавилоне Иер. 29:3; Седекия в Вавилоне — Иер. 51:59

593   призвание Иезекииля 1:1-2 и 3:16

592   этим годом датируется табличка с описанием рациона, выдаваемого Иехонии; встреча старейшин с Иезекиилем 8:1-11:25

591   встреча старейшин с Иезекиилем 20:1

588   начало январской осады Иерусалима, слово Иезекииля 24:1

587   — пророчество Иезекииля — 29:1; 30:20; 31:1

586   вступление вавилонян в Иерусалим, пророчество против Тира 26:1-14

585  прибытие беженца из Иерусалима 8 января Иез. 33:21, плач о Египте 32:1 и 17

573   видение Иезекииля 40:1

571   последнее датированное пророчество Иезекииля 29:17

561   выход Иехонии из темницы 21 марта 561 г. до Р. X. 4 Цар. 25:27

(Согласно Тиле, в книге Иезекииля за начало года принят нисан, в то время как в книгах Царств началом года считается месяц тишри; он обычно начинается в октябре, а нисан в апреле.)

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.