15.06.2010
Скачать в других форматах:

Самуэль Шульц

Ветхий Завет говорит

Глава 18 ИСАИЯ И ЕГО СЛОВО

Введение

Для того чтобы понять, о чем именно говорится в этой книге, нужно познакомиться с исторической обстановкой. Многие образы, сравнения, упоминания и предостережения могут быть неправильно поняты, если рассматривать их в отрыве от внешнеполитической ситуации вокруг Иудеи и других событий того времени, когда пророк обращался к народу со словом Божьим.

С пророком в Иерусалиме

Нам мало что известно о родословной, рождении, юности и воспитании Исайи. Мы знаем, что он был сыном Амоса; очевидно, он родился и воспитывался в Иерусалиме. Поскольку его призвание на пророческое служение определенно датируется годом смерти Озии (740 г. до Р. X.), следует полагать, что он родился между 765 и 760 годом до Р. X.

Это были дни процветания Иудеи. Иудейское царство вновь наращивало былую военную и экономическую мощь под умелым руководством Озии (Азарии). Ранее неразумные решения и политика Амасии привели к тому, что Иудея подверглась вторжению и угнетению со стороны Израиля и, возможно, к позорному пленению самого Амасии. Последнее событие могло повлечь за собой назначение Озии соправителем еще в 792/791 году до Р. X. Со сменой царей в Израиле Амасия был восстановлен на престоле (782/781), но был убит в 768 году до Р. X. Это дало Озии полную власть в Иудее и возможность успешно править.

Зловещие события вскоре омрачили надежды на лучшее будущее Иудеи. В Самарии за смертью Иеровоама II в 753 году до Р. X. последовало восстание и кровопролитие, которое продолжалось до тех пор, пока Менаим не захватил престол. В Иудее Озия был поражен проказой — это было Божье наказание за попытку кадить в храме, что разрешалось лишь священникам. Хотя Иоафам был поставлен соправителем в это время (около 750 г. до Р. X.), Озия продолжал править. Экономическое положение оставалось благополучным. Иудея расширила свои границы на юг, овладела Елафом на берегу Акабского залива. На востоке аммонитяне платили дань Иудее.

Однако самым зловещим событием было восхождение на ассирийский престол Тиглатпалассара III (в Библии Феглаф-фелласар или Фул) в 745 году до Р. X. Последовавший за этим захват Вавилона ассирийцами ускорил совместные приготовления палестинских правителей к отражению ассирийской агрессии. В 743-738 годах до Р. X., когда ассирийское войско продвинулось на запад, совершив несколько походов, угроза стала реальностью. Ассирийский царь сообщает в своей летописи, что он победил палестинские силы под управлением Азарии (или Озии) Иудейского. Тиле датирует это событие первым годом данного периода. Израильский царь Менаим уплатил большую дань ассирийскому царю (4 Цар. 15:9).

Под неминуемой угрозой ассирийского нападения в Израиле происходили быстрые перемены, и они, несомненно, отразились и на Иудее. Когда Менаим умер, на его престол взошел его сын Факия, который был убит Факеем после двух лет правления. Последний захватил престол в Самарии (740/739 г. до Р. X.) и начал проводить активную антиассирийскую политику. Смерть Озии, самого выдающегося царя Иудеи со времен Давида и Соломона, произошла в тот же год.

Именно в этот год, отмеченный напряженной внутренней и международной обстановкой, молодой Исайя был призван на пророческое служение. Весьма вероятно, что он остро интересовался международными событиями: именно в этот год угроза ассирийского наступления омрачила надежды Иудеи на сохранение независимости. Каким было духовное состояние Исайи в это время, мы не знаем, так как об этом ничего не говорится. Он мог быть знаком с Амосом и Осией, активно действовавшими в Северном царстве. В юности он мог соприкоснуться с Захарией, духовным наставником царя Озии. В этот критический год он был призван говорить от имени Бога, передавать Божье слово поколению, стоящему перед лицом невиданных исторических событий.

В то время как Факей твердо противостоял ассирийцам, в Иудее набирала силу проассирийская партия. Очевидно, именно это движение возвело на престол Ахаза в 736/735 году до Р. X., когда ассирийские войска вели активные боевые действия у горы Нал и в царстве Урарту. Ахаз, возможно, ожидал ассирийского вторжения в Филистимию в 734 году до Р. X.

Таблица VI.   Пророк Исайя и его время

782

781

Амасия, вероятно, был освобожден из темницы, когда Иеровоам III стал единолично править в Израиле после смерти Иоаса

 

768

Озия начинает самостоятельное правление в Иудее, смерть Амассии

 

760

приблизительная дата рождения Исайи

 

753

конец царствования Иеровоама в Израиле

 

750

Озия поражен проказой

 

745

начало правления Тиглатпалассара III в Ассирии

 

743

победа ассирийцев над Сардурисом III, царем Урарту, поражение Озии и его союзников в битве при Арпаде

 

740

самостоятельное правление Иоафама — смерть Озии

736

735

начало правления Факея в Израиле, ассирийские войска в Нале и Урарту

 

735

Ахаз поставлен на царство проассирийской партией в Иудее

 

734

ассирийские войска вторгаются в Филистимию, сирийско-ефремская война после отступления ассирийцев

 

733

ассирийское вторжение в Сирию

 

732

завоевание Дамаска Ассирией, конец Сирийского царства, Факей заменен Осией в Самарии

 

727

начало правления Салманассара V в Ассирии

 

722

падение Самарии, восхождение Саргона II на престол Ассирии

716

715

начало правления Езекии в Иудее, религиозная реформа — очищение храма

 

711

ассирийские войска в Азоте

709-

708

рождение Манассии

 

705

начало правления Сеннахериба (Сеннахирима) в Ассирии

 

702

Бел-ибни заменяет Меродаха-Валадана на вавилонском престоле

702

701

Болезнь Езекии; угроза Сеннахериба; Исайя предсказывает благополучный исход; послы изгнанного Меродаха-Валадана посещают Иерусалим

697-

696

Манассия назначен соправителем Езекии

 

688

вторая угроза Сеннахериба Езекии

687-

686

смерть Езекии — начало самостоятельного правления Манассии

 

680

предполагаемая дата мученической смерти Исайи от рук Манассии

По крайней мере, после их отступления Факей Самарийский и Рецин Дамасский предъявили Аха-зу ультиматум, требуя присоединиться к ним в борьбе против Ассирии. В это время появляется Исайя. Господь поручил ему призвать царя уповать на Бога (Ис. 7:1 и ел.). Не обращая внимания на совет пророка, Ахаз заключил заговор с Тиглатпалассаром III. В Иудею вторглись сирийско-ефремские войска, и она потеряла Едом (он перестал платить дань Иудее); зато Ахаз не потерпел ущерба от ассирийской армии. Последующие походы ассирийцев привели к захвату и полной капитуляции Сирии в 732 году до Р. X. В то же самое время Факей был казнен, а на израильский престол был возведен Осия, заверивший ассирийского царя, что Израиль будет платить ему дань. Охаз встретился с Тиглатпалассаром III в Дамаске и закрепил свой союз тем, что установил в Иерусалимском храме языческий жертвенник и ввел ассирийский культ.

Деятельность Исайи в последующие годы правления Ахаза неясна. Он, должно быть, разделял глубокий интерес и обеспокоенность жителей Иудеи событиями в Самарии, находящейся всего в 60 км севернее Иерусалима. Когда Салма-нассар V сменил Тиглатпалассара III на престоле Ассирии, Осия не стал подчиняться ему. После трехлетней осады Самария потерпела поражение и была захвачена в 722 году до Р. X., а Осия был убит. Как видно, и на этот раз Ахазу удалось сохранить благоприятные дипломатические отношения с Ассирией, предотвратив тем самым ее вторжение в Иудею. Ничто не указывает на то, что Ахаз признал когда-нибудь Исайю как истинного пророка.

С восхождением на престол Езекии (716/715 г. до Р. X.) для Исайи наступило новое время. Ахаз противился пророку, продолжая идолопоклонство в храме, но Езекия действовал иначе. Он с энтузиазмом приступил к реформам, очистил и отремонтировал храм и пригласил израильтян из Вирсавии, Дана и других провинций присоединиться к поклонению Богу в Иерусалиме. Хотя Исайя не упоминает этих реформ в своей книге, всенародное празднование Пасхи и соблюдение закона Моисея должно было его ободрить и обрадовать.

Сегодня мало что известно об ассирийско-иудейских отношениях в царствование Саргона II (722-705 гг. до Р. X.). В Библии Саргон упоминается только один раз (Ис. 20:1). Известно, что Азот был завоеван ассирийцами в 711 году до Р. X. Исайя верно предупреждал свой народ не искать помощи у Египта, хотя Шабако- Эфиопу удалось основать XXV египетскую династию за год до этого. В течение трех лет Исайя ходил босой и во вретище, объясняя свой вид как символ участи Египта и Эфиопии. По-видимому, Езекия сохранял хорошие отношения с Ассирией в это время, платя ей дань. Согласно сохранившимся фрагментам надписи на призматическом обелиске Саргона II, ассирийский царь хвалился получением «даров» от Иудеи(Восстание в Азоте началось, вероятно, в 713 г. до Р. X., когда Ацур, царь Азота, пытался свергнуть ассирийское владычество. Саргон сместил его и заменил Ахимити. Отвергнув ставленника Саргона, народ избрал царем Иамини, который возглавлял восстание; его союзниками были Иудея, Едом и Моав; он надеялся на обещание Египта помочь им. Когда подступила ассирийская армия, восстание было подавлено, Иамини бежал в Египет, но позже был выдан Саргону. Уплатив дань, союзники Азота избежали серьезных последствий. Азот сделался административным центром оккупированного района). В обмен на эти «дары» Иерусалиму некоторое время можно было не опасаться нападения.

Тем временем Езекия укреплял оборону. Был прорублен в скале Силоамский туннель для обеспечения Иерусалима водой в случае затяжной осады. Задолго до этого, в дни Аха-за, Исайя смело заявил, что Ассирия продолжит свои завоевания и распространит свою власть на Иудею.

Во время важных событий, которые последовали за приходом к власти Сеннахериба (Сеннахирима) в Ассирии (705 г. до Р. X.), Исайя давал Езекии нужные и своевременные советы. По всей Ассирийской империи прокатилась волна национально-освободительных восстаний. Не последнюю роль в успешном подавлении Сеннахери-бом этих восстаний сыграло смещение Меродаха-Валада-на II в Вавилоне и замена его Бел-ибни в 702 году. В следующем году ассирийцы продвинулись дальше на запад. Езекия чудом уцелел(См. главу 13 настоящей книги).

Мы не знаем, как долго жил Исайя. Мало что известно о его жизни после 700 года до Р. X. В Библии не сказано о времени его смерти, однако можно полагать, что его служение продолжалось во время царствования Манассии. Если сведения о смерти Сеннахериба исходят от Исайи, тогда этот пророк, должно быть, был еще жив в 680 году до Р. X. и сообщил об участи ассирийского царя, который так унизительно высказывался о Боге, на Которого Езекия возложил все свое упование. Предание говорит, что Исайя умер мученической смертью от руки Манассии: пророк был распилен пополам, когда был найден в пустом стволе дерева. Хронологически вполне возможно, что он продолжал свое служение до дней Манассии. Если Исайе было около двадцати лет, когда он был призван Богом на служение в 740 году до Р. X., то в 680 году, когда он умер, ему могло быть около 80 лет.

Писания Исайи

Написал ли Исайя книгу, которая носит его имя? Ни один компетентный ученый не сомневается в историчности Исайи или в том, что по крайней мере часть книги была написана им. Некоторые полагают, что сам Исайя написал лишь некоторые главы книги — с первой по тридцать вторую; другие приписывают ему все 66 глав.

Наиболее распространенный подход к анализу книги — деление ее на три раздела. Хотя среди ученых нет единства в отношении подробностей, нижеприведенный анализ выражает в общем и целом мнение тех, кто не считает, что книгу пророка Исайи написал один автор.

В первый раздел Исайи входят главы 1—39. В пределах этого раздела только ограниченное число глав приписывается именно пророку VIII века: 1—11; 13—23 и 28—32. Другие части этого раздела, как предполагают, появились в последующие исторические периоды. Второй раздел Исайи, или Второисайя, состоящий из глав 40—55, приписывается анонимному автору, жившему после 580 года до Р. X. среди пленников в Вавилоне и отразившему в своих писаниях условия плена. Несмотря на то что многие ученые считают его одним из наиболее выдающихся ветхозаветных пророков, его существование до сих пор не подтверждено фактами; его настоящее имя также не известно. Третий раздел Исайи, включающий главы 56-66, приписывается писателю, жившему в Иудее в V веке. Ученые датируют время жизни этого автора периодом до возвращения Неемии в 444 году до Р. X. Большинство тех, кто придерживается такого подхода к книге пророка Исайи, не ограничивает авторство этой книги только тремя авторами. По их мнению, множество людей, из которых большинство жило после окончания плена и вплоть до II века до Р. X., внесли свой вклад в это произведение.

Точка зрения, что Исайя целиком написал всю книгу, носящую его имя, датируется, по крайней мере, II веком до Р. X. Хотя некоторые современные исследователи претендуют на «общее согласие среди ученых» по вопросу о нескольких авторах книги, другие убедительно защищают единство книги пророка Исайи. Популярность современной теории нередко попросту заглушает голос тех, кто уверен, что Исайя, пророк VIII века, является единственным автором всей книги.

Защищая единство книги Исайи, один писатель подчеркнул, что современная теория не может считаться вполне удовлетворительной до тех пор, пока она не сможет объяснить происхождение книги Исайи. Евреи, жившие во II веке до Р. X., приписывали всю книгу Исайе (и только ему). Недавно найденные свитки Мертвого моря, датированные тем же периодом, подтверждают тот факт, что вся книга считалась единым целым уже в те времена.

Анализ книги пророка Исайи

Введение

Книга пророка Исайи — одно из наиболее обширных произведений Ветхого Завета. В древнееврейском тексте она занимает пятое место по величине после книг Иеремии, Псалтири, Бытия и Иезекииля. В Новом Завете Исайя упоминается по имени 20 раз, что превосходит общее число ссылок на всех других пророков — авторов книг.

На протяжении всей книги можно проследить разнообразные темы. Характер и качества Бога, остаток Израиля, Мессия, царство Мессии, надежды на восстановление, использование Богом других народов и многие другие мысли часто повторяются в словах пророка. Вот общий план книги пророка Исайи:

I.

Пророк и его слово

1:1-

6:13

II.

Перспективы царства — настоящее

 

 

 

и будущее

7:1-

12:6

III.

Будущее народов земли

13:1-

-23:18

IV

Израиль на мировой арене

24:1-

-27:13

V.

Истинные и ложные надежды на Сионе

28:1-

-35:10

VI.

Отсрочка суда над Иерусалимом

36:1-

-39:8

VII.

Обетование Божественного избавления

40:1-

-56:8

VIII. Установление всемирного

 

 

 

Божьего Царства

56:9

-66:24

Теперь мы можем проанализировать более подробно каждый раздел книги Исайи.

I.   Пророк и его слово 1:1—6:13

Вступление                                  1:1

Грешный народ обречен               1:2-31

Обетование полного мира            2:1-5

Тщетность упования на идолов    2:6-3:26

Спасение для остатка                  4:1-6

Притча о винограднике                5:1-30

Призыв на служение                    6:1-13

Этот отрывок можно смело считать введением. Почти все главные темы, которые развиваются в книге позже, впервые упоминаются здесь. Внимательное чтение и анализ этих вступительных глав закладывает основание для лучшего понимания остальной части книги.

Был ли Исайя призван на пророческое служение после того, как сказал свое слово, записанное в главах 1-5? (Вульгата (лат. перевод Ветхого Завета) переводит ответ Исайи в 6:5 как «quia tacui», т. е. «я был безмолвным». Это соответствует толкованию раввинов: Исайя был лишен своего служения за то, что не обличил Озию за присвоение священнических обязанностей, а теперь был снова призван на служение. Киссане правильно подмечает, что этот взгляд основывался на смешении двух еврейских слов: «дэмэ» (погибнуть) и «дэмэм» (молчать).) Почему он описал свое призвание в шестой главе, а не в первой, как Иеремия и Иезекииль? Может быть, он хотел изобразить крайнюю греховность своего поколения и таким образом дать читателю лучше понять, почему он колебался, опасаясь принять пророческое служение.

Первая глава книги Исайи изображает крайне греховное, безнравственное состояние народа. Израиль оставил Бога и стал хуже вола, у которого хватает рассудка хотя бы возвращаться к хозяину за кормом. Народ, оставаясь внешне, формально, религиозным, стал хуже жителей Содома и Го-морры. Жертвы, которые они регулярно приносят, следуя указанию закона, не угодны Богу, поскольку в обществе царит несправедливость. Жертва и молитва — мерзость перед Богом, если они приносятся не в смиренном духе, сокрушении и послушании. Осуждение тяготеет над грешным народом Иудеи. Сион, который станет «городом правды, столицей верною», «спасется правосудием» — иными словами, на всех грешных грядет суд (Ис. 1:27-31). Единственная надежда, выраженная в этих вступительных стихах, дается послушным (стихи 17-20).

Этой обреченности Иерусалима Исайя противопоставляет светлую надежду на восстановление. Без всякого колебания он провозглашает, что в будущем Сион будет разрушен и распахан, как поле, но в последующий период будет восстановлен и станет во главе всех народов(Ср. с Мих. 4:1-4, которое параллельно этому отрывку у Исайи. Обратите внимание на мессианский контекст у Михея. Не исключено, что за картиной всемирного торжества Сиона у Исайи также таится мессианская надежда). Мир и праведность изойдут от Сиона ко всем народам. Вселенский мир наступит тогда, когда Сион будет восстановлен как столица всех народов.

Убеждая свой народ обратиться к Богу в послушании (2:5), Исайя снова обращает его внимание на современные проблемы. До тех пор, пока люди будут уповать на идолов и жить в грехе, эта надежда не имеет к ним отношения. Их ожидает суд, а спасение обещано тем, кто возложит свое упование на Бога (2:6—4:1). По завершении процесса очищения и суда оставшиеся и уцелевшие будут наслаждаться Божьей защитой и благословением. Они разделят славу восстановленного Сиона (4:2-6).

Исайя ярко иллюстрирует свое слово в главе 5. Притчу о винограднике некоторые считают самой совершенной притчей в Библии. Израиль — это Божий виноградник. Исчерпав все возможности сделать его плодоносным, Хозяин решает разрушить его стены, убрать защиту. Потому и бедствие, и суды, предсказанные Иудее, справедливы и обоснованны: Бог проявил любовь и милость к Своему избранному народу, но не получил от него никаких плодов праведности.

Исайя был призван говорить к этому грешному поколению как глашатай от имени Бога. Неудивительно, что он боится и трепещет, когда думает о славе Святого Бога, Чье правосудие требует осуждения греха. Когда серафим заверяет его, что его грехи прощены и он очищен от беззакония, Исайя с готовностью послушания соглашается быть Божьим вестником. Он не получает гарантии, что весь город откликнется на его призыв. То, что он должен был предупредить народ, пока город не будет опустошен и лишен жителей, уже говорит о том, что сравнительно немногие прислушаются к его предупреждению. Но он не должен впадать в отчаяние. Ему дается луч надежды: когда лес будет срублен, останется корень, то есть при разрушении Иерусалима сохранится остаток — уцелевшие сыны Израиля.

Кульминация вступительной части — призвание Исайи на служение (глава 6). Хотя большая часть отрывка говорит о греховности народа и о грядущем суде, призвание пророка показывает заботу Бога о своем народе. Призвав на служение Исайю, Бог еще до суда проявил милосердие к Иудее.

II. Перспективы царства — настоящее и будущее 7:1—12:6

Близкое избавление от Рецина и Факея            7:1-16

Неотвратимое нашествие Ассирии                    7:17-8:8

Обетование полного избавления                       8:9-9:7

Суд над Ефремом, Сирией и Ассирией              9:8-10:34

Условия мира и благословения                          11:1-12:6

В 734 году до Р. X. сирийско-ефремская война поставила под вопрос само существование Иудейского царства. Сразу после ассирийского нашествия на Филистимию в начале того же года Факей и Рецин заключили союз, чтобы остановить ассирийцев. Когда Ахаз отказался присоединиться к ним, Израиль и Сирия объявили войну Иудее.

Как раз в тот момент, когда Ахаз со всем народом впал в ужас перед угрозой вторжения, пришел Исайя со словом от Бога. Ахаз проверял запасы воды за стенами Иерусалима, готовясь к неотвратимому нападению и возможной осаде. Простой совет Исайи в этот критический момент состоял в том, чтобы Ахаз ничего не предпринимал: два царя, которых он так страшился, это не что иное, как две дымящиеся головни, которые скоро угаснут(Ис. 7-8; комментарий Киссане на эти стихи следует чтению, предложенному Прок-шем, Гроциусом, Михаэлисом и Гуте: «шесть или пять лет» вместо «шестьдесят пять», и толкует это как общее время распада Северного царства, которое восстало против Ассирии и сдалось в 722 г. Аллис в книге «Единство Исайи», стр. 11-12, указывает, что Асаргаддон умер в 669 г. до Р. X., через 65 лет после этого пророчества. Во время своего правления он заселил Самарию другими народами, 4 Цар. 17:24.). Главную угрозу Иудее представляет Ассирия (5:26). Затем Исайя предупредил Ахаза, чтобы тот уповал на Бога в деле избавления(Ср. с 2 Пар. 28 и 4 Цар. 16:5 и ел).

Ассирия занимает центральное место в пророчестве Исайи, когда он обсуждает будущее Иудейского царства. Последствия союза Ахаза с Фулом будут хуже, чем все, что постигло Иудею после смерти Соломона и разделения царства. Подобно мужчине, обритому с головы до пят, Иудея будет обрита Ассирией (7:20). В главе 8 Ассирия уподобляется реке, наводнившей Палестину и затопившей Иудею до шеи. Заметьте, что Исайя не предсказывает прекращения существования Иуды как нации — участь, которая, несомненно, постигнет Израиль и Сирию.

Продвижение и успех Ассирии, безбожной нации, безусловно, грозит серьезными трудностями народу Иудеи. Допустит ли Бог, чтобы Его избранный народ был поглощен языческой державой? Исайя ясно говорит, что Бог Сам вооружил Ассирию бритвой и призвал ее воды, чтобы затопить всю Иудею. Так как народ не обращает внимания на пророчества Исайи, а обращается к духам умерших (Ис. 8:19), то есть к тому, что было запрещено законом (Втор. 18:14-22), Бог должен наказать Свой народ.

Ассирия — бич в руках Божьих (Ис. 10:5). Будет ли мощь Ассирии настолько сильной, что Иерусалим будет разрушен? Постигнет ли Иерусалим та же участь, которая постигла Халне, Кархемис, Емаф, Арпад, Дамаск и Самарию?

Пророк ясно открывает простую истину о всемогущем Боге, Который использует Ассирию как бич в Своей руке. Когда Бог достигнет Своей цели и совершит суд над Своим народом на горе Сион и в Иерусалиме, тогда Он займется Ассирией. Как топор и пила в руках мастера, так Ассирия подчинена Богу и Его воле. Как жезл не имеет власти над своим хозяином, так Ассирия не имеет власти над Богом. Исайя смело заверяет народ Сиона (10:24), что он не должен бояться нашествия Ассирии. Суд над Иерусалимом будет совершен рукой Бога. Ассирия будет угрожать Иерусалиму, но Бог остановит ассирийского царя в его замыслах и планах разрушить город. «Бог управляет и этим языческим народом», — это слово дает утешение и надежду тем, кто уповает на Господа Саваофа.

Будущее царство противопоставляется тем тяжелым временам, которые предстоит пережить современникам Исайи. На престоле Давида — безбожный царь; в Иерусалиме поклоняются ассирийским идолам; праведный остаток народа иудейского упал духом пред лицом неминуемого вторжения ассирийцев. Заверяя, что Бог избавит их от врага, Исайя вновь дает им надежду.

Упомянутые ранее надежды на будущее Царство (2:1-5) теперь разъясняются; однако они переплетаются с проблемами нынешнего времени. Исайя говорит о будущем правлении праведного Царя на престоле Давида, противопоставляя его современным безбожным правителям. Он детально разъясняет обетование вселенского и вечного Царства, противопоставляя его временному Иудейскому царству.

Праведный царь назван в 7:14 «Еммануил», что значит «с нами Бог». Конечно, нечестивый Ахаз, отказавшийся просить знамения, не понимает полного значения этого обетования, время исполнения которого не приведено. Несомненно, это простое обетование кажется туманным и загадочным тем, кто слышит это из уст Исайи во время национального кризиса, — они могли легко спутать его с рождением сына Исайи, названного Магер-шелал-хаш-баз. Хотя земля Еммануила (8:5-10) будет наводнена ассирийцами и в настоящее время избавлена, в 9:1-7 речь идет об обетовании величайшего грядущего избавления. Оно совершится при рождении Сына, имя Которого «Бог крепкий», и Его владычеству и миру не будет конца. В главе 11 указывается происхождение Его от Давида, но Его характерные черты выходят за пределы человеческих возможностей. Обладая Божественным всеведением и всемогуществом, Он будет творить праведный суд.

Царство его будет вселенским. Знание о Господе распространится по всему миру. Нечестивые будут уничтожены словом уст праведного Царя, когда среди всех людей воцарится абсолютная праведность. Даже животный мир будет под влиянием этого Царства. На Сион никто больше не будет нападать; он будет центром всемирного правления, как было уже сказано в главе 2. Глава 12 — радостная песнь избавления, хвалы и благодарности жителей будущего Царства. Бог, а не человек утвердил Сион как место обитания Святого Израилева.

III. Будущее народов земли 13:1-23:18

Приговор Вавилону и его правителю

13:1-14:27

Падение Филистимии — нет надежды

 

на восстановление

14:28-32

Моав наказан за гордость

15:1-16:14

Участь Сирии и Израиля

17:1-18:7

Египет признает Господа Саваофа

19:1-25

Победа Ассирии над Азотом и союзниками

20:1-6

Падение Вавилона

21:1-10

Бедствие Едома

21:11-12

Участь Аравии

21:13-17

Грядущее разрушение Иудеи

22:1-14

Суд над Севной царедворцем

22:15-25

Суд над Тиром и его восстановление

23:1-18

Панорамный обзор наций и народов непосредственно связан с будущим Царством, о котором шла речь в предыдущих главах. В последние полтора столетия национального существования Иудеи, со времен Исайи до падения Иерусалима, царства расцветали и приходили в упадок, цари восходили на престол и нисходили. Для народа Иудеи и Иерусалима, который сознавал, что он — избранный Богом народ и ему определено окончательное восстановление Сиона, такие пророчества о других народах имели исключительно важное значение.

В пророчествах о народах отчетливо видны несколько тем. Хотя они уже представлены в предыдущих 12 главах, в этом отрывке они получают более полное развитие и взаимосвязь. Ассирии, которая была самой главной проблемой Иудеи во времена Исайи и в последующий период, уделяется в этом отрывке мало внимания. Все внимание устремлено на другие выдающиеся нации.

На протяжении всего отрывка звучит основная тема верховной власти и господства Бога. Имя «Господь Саваоф» появляется по крайней мере 23 раза в 11 главах. Именно так Исайя назвал Бога, когда увидел Его во время своего призвания на пророческое служение (6:5) (В Библии по крайней мере в четырех смыслах употребляется это имя Бога — «Господь Саваоф». Давид вызвал на поединок Голиафа и выступил против него «во имя Господа Саваофа», Бога воинств израильских, 1 Цар. 17:45. Пророки чаще говорят о «Господе Саваофе» как о Царе небесных воинств и как о Защитнике Израиля. В случае с Исайей, как и в случае с Давидом, Господь Саваоф являет Себя еще и в завете с отдельной личностью, но Он поддерживает Исайю не на поле боя, а на духовном поприще). В Господе Саваофе, использовавшем Ассирию как бич для Своего суда, покоилась уверенность в будущем вечном царстве (9:7).

Главенство и владычество Господа Саваофа — основная тема всего этого раздела. Суд Божий постигает народы не случайно, но согласно Божьему плану. Гордость и надменность подвергаются наказанию, если Богом пренебрегают, будь то языческие народы, Израиль, Иудея или просто отдельный человек — царедворец Севна (22:15-25). Ни один надменный человек или народ не может избежать наказания.

Наиболее яркий пример — в первых главах этого раздела (13:1—14:27). Вавилон и его царь избраны для наказания. Хотя расцвет Вавилона был еще впереди, Исайя предсказал во дни Езекии (39), что Вавилон уведет в плен народ Иудеи. Для людей, которые пережили разрушение Иерусалима вавилонянами, эти главы должны были иметь особое значение. Суд ожидал это царство, которое в свое время Бог использовал для очищения Иудеи от греха. К тому времени народ уже был свидетелем падения Ассирии; это пророчество удостоверяло, что и Вавилон будет судим таким же образом.

Хотя речь идет о Вавилоне, вавилонский царь не назван по имени. Комментаторы сильно расходятся в вопросе о том, кто именно из многочисленных царей и царств имеется в виду в этих пророчествах. Основной же принцип заключается в том, что любой народ или личность, превозносящие себя выше Бога, будут рано или поздно повержены Господом Саваофом. Трудно отнести все конкретные детали этого отрывка к кому-либо из известных истории вавилонских царей; это заставляет предположить, что здесь кроется что-то большее, чем временная земная власть, конкретный правитель. Этот надменный царь может представлять злые силы, которые противятся Богу, видимым образом проявляющиеся в человечестве со времени его грехопадения (Быт. 3). Эта злая сила будет вовлекать личности и народы в противоборство со всемогущим Богом до дня последнего суда, когда Бог ее низложит раз и навсегда. Уничтожение нечестивого народа в лице Вавилона уподобляется участи Содома и Гоморры, которые никогда больше не были заселены. Низложение тирана или сатаны, которого олицетворяет вавилонский царь, означает, что все, кто связал с ним свою судьбу, будут уничтожены, так что всякое сопротивление будет устранено. Очень важно, что это разрушение будет окончательным.

Противоположная тема — восстановление Израиля и надежда на будущее царство — также является лейтмотивом всего раздела. Уже во второй главе появляется пророчество о всемирном царстве со столицей на Сионе; в главах с 7 по 12 это становится главной темой, причем особое внимание уделяется праведному правителю. В главах 13—23 тема надежды Израиля не забыта. Падение Вавилона предопределено Господом Саваофом (21:10). Израиль все еще является наследием Божьим (19:25), хотя он и подвергается суду. Народ израильский будет не только восстановлен (14:1-2), но в нем найдут убежище и иноземцы. Сион был основан Господом (14:32), и он же будет принимать дары (18:7). В то время как другие народы и цари будут подвергнуты суду, на престоле Давида утвердится праведный правитель (16:5). Таковы ни с чем не сравнимые обетования восстановления, снова и снова даваемые Израилю для утешения и надежды в те дни, когда израильтяне подвергались судам Божьим.

IV. Израиль на мировой арене 24:1—27:13

Разрушение Иерусалима                               24:1-13а

Праведный остаток и нечестивые перед

Господом Саваофом на Сионе                       24:136-23

Песнь хвалы искупленных                            25:1-26.6

Молитва верного остатка во время скорби    26:7-19

Обетование избавления и возвращения

на гору СИОН                                                      26:20-27:13

В этих главах в центре внимания — остаток Израиля. Во дни суда праведный остаток получает обетование сохранения и восстановления — они еще будут радоваться Божьим благословениям при праведном правителе на горе Сион.

Слово Исайи часто относилось к современным ему событиям. Гибель Иерусалима была ясно предвещена в его вступительной главе и повторно подчеркивалась в последующих частях книги. В 24:1-13 Исайя изображает разрушение, которое грядет на возлюбленный город Иудеи. Иерусалим будет опустошен, и ворота его будут превращены в развалины. Это исполнилось в 586 году до Р. X.

Однако «оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме» будут собраны со всех прибрежных островов и со всех концов земли (24:13 и ел.), в то время как нечестивые понесут наказание от Господа Саваофа. Чудеса на небесах, с луной и с солнцем, связаны здесь, равно как и в других местах, с великим судом, когда Господь воцарится на Сионе(Ср. с Ис. 13:10; 34:4; Иоил. 2:10-11; Мф. 24:29-30; Деян. 2:19-20 и множеством других отрывков.). Контекст этого отрывка как бы подразумевает всемирный охват. Свержение противников Бога и утверждение праведного остатка на Сионе, во вселенском Царстве, — все это вряд ли может быть пророчеством о событиях местного или национального масштаба.

Здесь совершенно уместно звучит песнь искупленных (25:1—26:6). Они благодарят и славят Господа, радуясь своему спасению и наслаждаясь Господними благословениями. Поругание, страдание и позор исчезнут, когда Господь сотрет всякую слезу и поразит смерть.

Молитва в 26:7-19 выражает искреннее желание народа во время великой скорби и страдания перед тем, как он будет снова собран. Израиль надеется, изнывая в мучениях и ожидая избавления. Под властью беззаконных израильтяне — жертвы господствующего нечестия — выражают веру и надежду на Бога, прося Его вмешаться.

В ответ Господь обещает избавление (26:20—27:13). Израиль, Божий виноградник, будет вновь плодовитым. Очищенный от греха народ — остаток Израиля — соберется «один к другому», чтобы поклониться Господу в Иерусалиме.

V.   Истинные и ложные надежды на Сионе 28:1-35:10

Божий план исполнится                            28:1-29:24

Тщетность союза с Египтом                       30:1-31:9

Благословения тем, кто уповает на Бога    32:1-33:24

Суд над народами — возвращение

Израиля на Сион                                       4:1-35:10

Союзы с другими народами были постоянной проблемой в Иерусалиме во дни служения Исайи. Путем политических интриг вожди Иудеи надеются обеспечить выживание нации, вступая в союзы с победителями. Ахаз сменил своего отца Иоафама на престоле Давида, когда проассирийская партия взяла верх в Иудее в 735 году. Он пренебрег предупреждениями Исайи и заключил союз с Тиглатпалассаром III в начале своего правления. Езекия, следующий царь, присоединился к союзу с Едомом, Моавом и Азотом против Ассирии. Эта коалиция рассчитывала на поддержку Египта, но Азот пал в 711 году, а другие народы предложили дань ассирийцам во избежание нашествия.

Исайя постоянно предупреждает о неразумности упования на другие народы. Он называет эти союзы «союзами со смертью». Он советует им, наоборот, возложить свое упование на Бога, истинного Царя Израиля. Пророк Исайя постоянно обвинял царей Иудеи — как безбожного Ахаза, так и праведного Езекию, по-дружески принявшего послов Вавилона, — в том, что они полагались на другие народы вместо того, чтобы искать избавления у Бога.

Ни одна глава в этом отрывке точно не датирована, но поскольку союзу с Египтом уделяется так много внимания в главах 30-31, весь отрывок можно датировать днями Езекии, когда Иудея надеялась на избавление от ассирийской власти. В ранние годы Сеннахериба (Сеннахирима) эта заинтересованность в помощи Египта, несомненно, представляла серьезную проблему в Иерусалиме.

Отражают ли главы 28-29 одни и те же исторические обстоятельства? Относится ли «союз со смертью» в 28:15 к союзу с Египтом в дни Езекии или это может относиться к союзу Ахаза с Тиглатпалассаром в 734 году до Р. X.? Последняя точка зрения заслуживает внимания. Ахаз, вместо того чтобы уповать на Бога, пропускает мимо ушей слова Исайи и вступает в союз с Ассирией. То, что сирийско-ефремская война миновала, а иудейско-ассирийский союз имел видимый успех в 732 году, когда Ахаз лично посетил Тиглатпалас-сара в Дамаске, все это послужило причиной великого торжества в Иерусалиме. Ахаз и его безбожные соратники, которые при поддержке священников и лжепророков ввели в Иерусалиме ассирийский идолопоклоннический культ, слушали Исайю, когда тот произносил свои строгие речи, предупреждения и обличения в главах 28-29. Ахаз и его сторонники, несомненно, полагали, что всепоражающий бич (28:15) ассирийского нашествия не постигнет Иудею, потому что у нее был договор с этим могучим народом.

Идет ли в первых главах этого раздела речь о союзе с Египтом или с Ассирией, пророчество ясно говорит, что такие планы окончатся неудачей. Там, где ясно упоминается Египет (30:2), пророк недвусмысленно заявляет, что упование на помощь Египта — не в плане Божьем. Посрамление и позор будут уделом тех, кто надеется на этот союз. В 31:1-3 приводится яркий контраст между Египтом с его конями и колесницами и Господом, к Которому Иудея должна обратиться за советом и помощью. Когда рука Господа будет простерта против них обоих, тогда Египет и те, кому он будет помогать, погибнут. Ассирия тоже содрогнется (30:31) и будет поражена (31:8-9). Это совершится не руками человека или его мечом, но словом Господа с Сиона. Свирепые ассирийцы будут истреблены, став жертвой коварства (33:1). Наконец, гнев и месть Господа распространится на все народы земли (34:1 и ел.). Значит, упование и надежда на любой союз с любым народом никогда не может служить успешной заменой простой веры в Бога.

Пророк не только предупреждает против политических союзов и договоров, но и призывает уповать на Бога. Обетования Сиону нерушимы, так что верующим нет нужды беспокоиться (28:16) («Не постыдится»; обычное значение этого глагола «спешить». В греческом переводе Ветхого Завета читается «не постыдится»; именно так это место цитируется в Рим. 9:33. Существительное того же корня употребляется в Иов. 20:2 и означает «поспешность» (в русском переводе Библии глагол «поспешаю»). Применением этого неоднозначного слова Исайя расширил смысловые границы своего пророчества. В рассматриваемом контексте пророк советует своему народу не суетиться, не проявлять нетерпения, надеясь на Бога, Который Сам все «совершит в свое время».). Божий план для Сиона, раскрытый в этих главах, дает разумное основание для веры праведного остатка, для всех тех, кто уповает на Бога.

Две простые иллюстрации показывают, что у Бога есть вечная цель для Своего народа (28:23-29). Крестьянин не распахивает свое поле вновь и вновь без цели. Он пашет, чтобы сеять и в положенное время пожать урожай. И зерно не молотится бесконечно. Цель молотьбы состоит в том, чтобы отделить зерно от колосьев. Божья цель состоит не в истреблении Израиля, но в том, чтобы судом очистить его, отделить праведный остаток от нечестивых. Иерусалим, названный Ариилом, подвергнется суду, но Господь Саваоф вмешается и пошлет внезапное избавление (29:1-8).

Хотя у Израиля есть только формальная религия — почитание Бога устами, а не сердцами (29:9-24), — Бог произведет перемену. Как горшечник лепит сосуд по своему замыслу, так и Бог достигнет Своей цели. Израиль вновь наследует благословение, будет снова преуспевать и размножаться, обретет прежний престиж среди народов. Хотя он и мятежный народ (30:8-14), ему гарантируется восстановление через веру в Бога (30:15-26).

Правда будет царить при праведном Царе на Сионе (32:1-8). Надежда на будущее не является оправданием беззаботности. Жители Иерусалима предупреждаются, что суд и разрушение будут предшествовать этим благословениям, доколе не изольется Дух свыше (32:9-20). Молитва страждущих и скорбящих (33:2-9) не останется без ответа. Грешники подвергнутся суду, а праведный остаток насладится Божьими благословениями (33:10-24).

Кульминация раздела — суд над всеми народами мира и восстановление Сиона (34-35). Ранее говорилось, что Бог развеет все народы «до истощания» (30:27-28). Этот суд затронет даже «воинство небесное» (34:4). Едом, бывший весьма развитым и цивилизованным народом с XIII по VI век до Р. X., весьма богатый во времена Исайи, вызван на суд как один из многих народов. Сион и Едом получают соответственно благословение и воздаяние от Бога. Поскольку день отмщения — это время воздаяния за Сион, этот суд едва ли может ограничиться только Едомом. Многие другие народы были и будут виновны в оскорблении Сиона.

Слава Сиона изображена в главе 35 и противопоставлена ужасу Божьего суда над нечестивыми народами. Оставшиеся и уцелевшие возвращаются в обетованную землю, превращенную из пустыни в страну изобилия. Бог избавил праведных Своих из тисков угнетателей и возвращает их на Сион для наслаждения вечным блаженством. Сион восторжествует над всеми народами.

VI. Отсрочка суда над Иерусалимом 36:1—39:8

Чудесное избавление от Ассирии                   36:1-37:38

Выздоровление Езекии и хвалебный псалом  38:1-22

Предсказание вавилонского плена                  39:1-8

Эти главы(Хотя Киссане настаивает на единстве Исайи, он допускает, что главы 35-39 были первоначально составлены автором 3-й и 4-й книг Царств. Он цитирует «Комментарии на книгу пророка Исайи» Дж. Кнабенбауэра, изд. Ф. Цоррель, 1922 г. и «Книгу пророка Исайи», Вена, 1915 эти ученые считали автором 35-39 глав Исайю, полагая, что позднее этот текст вошел в 4 книгу Царств.) иногда называют «книгой Езекии». Царю иудейскому был поставлен ультиматум — сдать Иерусалим ассирийцам. В устной и письменной форме Сеннахериб (Сеннахирим) пытается смутить народ и Езекию, высмеивая упование на Египет или доверие Богу в деле их избавления. Ассирийский царь даже саркастически предлагает Езекии 2000 коней, если тот найдет для них всадников. Перечислив ряд завоеванных городов, боги которых не пришли им на помощь, Сеннахериб претендует на Божье посланничество и уверяет, что молиться за остаток сынов Иудеи неразумно. Езекия прибегает к молитве, буквально развернув письмо пред Богом, и просит Его об избавлении(Информацию о  возможной хронологической  последовательности  описанных здесь событий вы найдете в главе 13 настоящей книги).

Исайя смело провозглашает безопасность Иерусалима. Несмотря на то что присутствие ассирийцев помешало посеву, захватчики будут изгнаны вовремя, чтобы можно было пожать то, что вырастет само по себе.

Езекия очень серьезно заболел, вероятно, во время ассирийского завоевания Иудеи. Когда Исайя советует ему приготовиться к смерти, Езекия усиленно молится и получает через Исайю заверение, что его жизнь будет продлена на 15 лет. Одновременно пришло избавление от угрозы Ассирии. Подтверждением было чудесное возвращение тени на солнечных часах, приобретенных, очевидно, Ахазом у ассирийцев при личном свидании с Тиглатпалассаром III. В благодарность за свое избавление и выздоровление Езекия воспел хвалебный псалом. Вскоре пришли вавилонские послы от Меродах-Валадана с поздравлением по случаю выздоровления. Сердечный прием, оказанный Езекией вавилонянам, был поводом для многозначительного предсказания. Вопросы Исайи подразумевали, что Езекия перестал надеяться лишь на Бога и, пожалуй, решил, что вавилоняне помогут Иудее свергнуть ассирийское владычество. Простыми, но строгими словами пророк предупреждает Езекию, что сокровища его будут унесены в Вавилон и что его сыновья будут служить евнухами при вавилонском дворце. Еще в период расцвета ассирийского могущества, за 75 лет до того, как Вавилон взял верх над Ассирией, Исайя предсказывал вавилонский плен для Иудеи. Хотя международное положение (около 700 г. до Р. X.) говорило скорее о том, что могущественная Ассирия завоюет Иудею, Исайя определенно предрек изгнание иудеев в Вавилон. Время исполнения этого пророчества не указывается, но утверждается, что это случится после царствования Езекии.

VII. Обетование Божественного избавления 40:1—56:8

Утешение через веру в Бога                         40:1-3

Израиль — избранный раб Божий               41:1-29

Противопоставление совершенного раба грешному рабу   42:1-25

Возвращение Израиля из вавилонского

Пленения                                                                43:1-45:25

Свержение Вавилона с его идолами            46:1-47:15

Божье обращение к грешному Израилю      48:1-50:11

Пробуждение надежды Израиля                 51:1-52:12

Избавление через страдающего раба           52:13-53:12

Спасение для Израиля и иноземцев            54:1-56:8

Обетование избавления свыше в главах 40—56 не обязательно относится к какому-либо событию во время Езекии. В этом разделе пророк ясно видит ближайшую перспективу — пленение Израиля Вавилоном. В последние годы своего служения Исайя вполне мог быть озабочен нуждами народа, который пойдет в плен, когда Иерусалим будет оставлен в развалинах и национальное существование Иудеи прекратится. Воцарение нечестивого Манассии на престоле Давида, несомненно, не оставляет праведному остатку никаких надежд на ближайшее время — вместе с Исайей они ожидают неотвратимой гибели Иудеи, видя, как в Иерусалиме проливается невинная кровь.

Исайя не сомневается в грядущем пленении. Их местом пленения будет Вавилон; в этом он вполне уверен и говорит об этом в своем слове к Езекии (39). Условия плена хорошо известны Исайе и жителям Иерусалима. Ассирийцы увели в плен народ не только из Самарии (в 722 г. до Р. X.), но и из иудейских городов, захваченных Сеннахерибом в 701 году до Р. X., и, несомненно, эта участь постигла многих знакомых Исайи. Письма и сообщения этих пленников ясно описывали условия их жизни.

На фоне исторических фактов и предсказаний глав 1-39 Исайя произнес проповедь надежды и утешения для тех, кто ожидал вавилонского плена. Многие подробности пророчеств обретают смысл и становятся понятными лишь после того, как предсказания исполняются и становятся историей. Однако во все времена это слово пророка Исайи остается словом утешения, уверенности и надежды для тех, кто уповает на Бога.

Множество тем сплетается в этом изумительном отрывке. Главная тема, конечно, избавление; однако пророк не только дает уверенность и надежду, но и весьма ярко изображает, каким образом исполнятся эти обетования. По широте взгляда и мощи, а также и по литературному совершенству этот отрывок книги Исайи не имеет себе равных. Несомненно, это слово было источником утешения и благословения и для тех, кто непосредственно слушал Исайю, и для тех, кто позже пошел в вавилонский плен.

Пророк раскрывает три аспекта избавления и восстановления: возвращение Израиля из плена при Кире, избавление от греха и окончательное утверждение праведности, когда Израиль и иноземцы будут вечно радоваться Божьим благословениям. Исполнение пророчества охватывает громадный период времени. Первый аспект пророчества исполнился отчасти во время возвращения из плена под руководством Зо-ровавеля, Ездры и Неемии. Искупление и освобождение от греха исторически разворачивается в эпоху Нового Завета. Утверждение вселенского Царства еще предстоит в будущем.

Гарант этого великого избавления — Бог, могущий исполнить все. Пленникам, жаждущим помощи, не нужно было слов осуждения. Те, кто томился в плену, сознавали свое греховное прошлое, за которое страдали, как и предсказал им Исайя. Чтобы возродить в них веру и принести им утешение, Исайя говорит им о Боге, о Его характере и качествах.

Первая глава этого раздела ярко и возвышенно обещает избавление. Израиль, страдающий в изгнании, получает обетование утешения и прощения грехов; это — его подготовка к откровению Божьей славы, которая явится перед всем человечеством, когда Бог утвердит Свое Царство на Сионе. Всесильный, вечный и бесконечно мудрый Бог, Который сотворил все, направляет и повелевает всеми народами, вполне понимает страдания Израиля. Надеющиеся на Господа преуспеют. Вера во Всемогущего, по сравнению с Кем идолы — ничто, приносит утешение и надежду.

Яркое изображение бесконечного могущества Бога — прелюдия дальнейшего величественного пророчества об избавлении. Частые упоминания Бога в последующих главах должны помочь слушателям осознать, что для Него нет препятствий в исполнении обетовании, которые Он дал Своему народу. Во всем этом отрывке Божьи планы и цели переплетаются с уверенностью в избавлении. Слова утешения имеют твердое основание. Господь, Бог Израилев, не имеет Себе подобных. Он несравненно велик и превосходит все дела Своих рук. Много раз Бог противопоставляется языческим идолам. Упование на рукотворное «божество» (46:5-13) становится до смешного нелепым при сопоставлении с верой в Единого Бога Израиля, Господа Саваофа(Имя «Иегова» (в русском синодальном переводе «Господь») встречается в книге Исайи 421 раз: 228 раз в главах 1-39 и 193 раза в главах 40-66. Имя «Господь Саваоф» встречается 40 раз в главах 1-39. Хотя это имя встречается в рассматриваемом отрывке только 6 раз, «Господь Саваоф» определенно и ясно отождествляется с Богом Израилевым).

Другой замечательный лейтмотив этого отрывка — тема раба. Слово «раб» встречается 20 раз — первый раз в 41:8 и последний раз в 53:11. В некоторых случаях непонятно, кто же этот раб. В нескольких местах раб отождествляется в контексте. Прежде всего нужно заметить, что слово «раб» может относиться к Израилю или к совершенному Рабу, играющему важную роль в обещанном освобождении.

Первое употребление слова «раб» явно относится к Израилю (41:8-9). Бог избрал Израиля, когда призвал Авраама, и Он заверяет, что Его народ будет восстановлен и возвеличен над всеми народами. Однако Израиль как раб Божий слеп, глух и непослушен (42:19). Это было уже сказано Исайе при его призвании, когда на грешную Иудею был произнесен суд (1-6). Поскольку Бог сотворил и избрал этот народ, Он не покинет его (44:1-2, 21). Он заверяет народ, что избавит его из плена. Иерусалим будет восстановлен в дни Кира. Израиль возвратится из вавилонского пленения (48:20).

В самом начале этого отрывка совершенный Раб показан как Личность, через Которую Бог утвердит суд над народами (42:1-4). Этот Раб, тоже избранный Богом, будет исполнен Духа Божьего, так что не ослабеет и не изнеможет, доколе не утвердит на земле суда, и на закон Его будут, уповать острова (дальние страны — Ис. 2:1-5 и 11:1-16). В противовес народу избранному, но не сумевшему выполнить свою миссию, совершенный Раб исполнит Божий план.

Израиль оказался несостоятелен и потому нуждается в спасении. Бог обещал простить грехи Израиля, поэтому необходимо искупление (44:22). Совершенный Раб (49:1-6) был избран для достижения этой цели — не только для спасения Израиля, но и чтобы быть светом для язычников. В конечном итоге перед этим Рабом все народы преклонят колена (49:7 и 9:2-7). Однако прежде, чем это сможет осуществиться, должна быть принесена жертва за грех. Этот Раб, Который будет превознесен (52:13), должен сначала искупить грех страданием и смертью. Таким образом, совершенный Раб должен быть и страдающим Рабом.

Страдающий Раб изображен наиболее ярко в 52:13— 53:12. Важнее всего, что Раб этот праведен и невинен. В противоположность Израилю, который пострадал за свои грехи вдвойне (40:2), этот Раб страдает исключительно за чужие грехи. Искупление совершается заместительной жертвой.

И наконец, самого высокого значения слово «Раб» достигает в 53:11, где говорится, что Он вменит праведность тем, чьи грехи прощены через заместительную жертву. Этот Раб не поколеблется и не дрогнет перед свершением той миссии, для которой Он был избран. Его смерть станет искуплением для многих.

Самой насущной заботой вавилонских изгнанников было возвращение в Иерусалим. Оно было обещано во времена Кира, которого Бог назначил пастырем. Ассирию Бог использовал как жезл в руке Своей для совершения суда (7-12); правителя Кира Он употребит для возвращения пленников в Иерусалим. Здесь же провозглашается обетование и более великого восстановления, которое совершит Раб: Сион станет выше всех народов (49:1-26). Об этом уже неоднократно упоминалось в предыдущих главах. Однако величайшее освобождение — это искупление греха, которое возможно только через смерть страдающего Раба.

Это спасение настолько неповторимо и исключительно, что пророк возвышает голос, призывая Израиль обратить особое внимание на страдание и смерть совершенного Раба. Трижды Исайя обращается к Израилю с наставлением приготовить себя к грядущему избавлению (51:1-8). Как Бог избрал Авраама и размножил семя его, дабы он стал великим народом, так Сион получит утешение во вселенском благословении и вечном торжестве. В трех следующих воззваниях Израиль призывается к пробуждению от сна (51:9—52:6). Благовестникам дается повеление возвещать мир и провозглашать благую весть в ожидании возвращения Господа на Сион (52:7-12). Однако следующий отрывок говорит не об освобождении из плена, но об избавлении от греха через страдающего Раба (52:13—53:12).

Когда Раб возвратится на Сион с торжеством, народы и цари будут удивляться и поражаться, что превознесенный Раб есть Тот, Которого они не узнали в Его страдании. Он пустил росток из сухой земли. Будучи презрен и отвержен, этот «муж скорбей» понес грехи многих и был послан, как агнец на заклание. Лишенный справедливого суда, Он был приговорен к смерти своими соотечественниками. Но Бог принял этого Раба в смерти Его как жертву за грех, посредством которой многие достигнут праведности. Понеся грех многих, этот Раб получит наследство долговечное и с великими и сильными будет делить добычу.

Из бесплодного и нерождающего народа Бог произведет благоденствующий народ (54:1-17). Израиль подвергся временному суду и был оставлен. Как Бог даровал успех опустошителю, чтобы произвести суд и разрушение, так гарантирует Он успех Своему народу, который называет Своими рабами. Они не постыдятся и не потерпят поражения, но будут править народами и будут утверждены в праведности.

Слово надежды в 55:1—56:8 и прощения относится ко всем до единого. Тот, кто откликнется на это милостивое приглашение, получит жизнь и благословение. Когда нечестивый оставляет свой путь и неправедный — свои помышления, он может получить милость от Господа и Его прощение, потому что искупление было приготовлено в смерти страдающего Раба. Спасение дается тому, кто обратится к Богу и оставит свои греховные пути. Это распространяется на весь мир: иноземцы и евнухи обратятся на путь Господень, чужие народы и жители далеких островов и стран будут ходить с Господом. Храм будет домом молитвы для всех народов. Подвиг души праведного страдающего Раба доставит Ему довольство и плод — многие из всех народов станут праведными рабами Господа.

 

VIII. Установление всемирного Божьего Царства 56:9—66:24

Самоправедность и Божьи требования     56:9—59:21

Искупитель несет благословение Сиону  60:1-63:6

Бог распознает Своих истинных детей     63:7-65:16

Новое небо и новая земля                         65:17-66:24

столь много об избавлении, Исайя возвращается к нынешнему состоянию своего народа. Вечная слава Сиона имеет значение только для того, кто будет участвовать в ней, — отсюда противопоставление праведных и неправедных.

В начальных главах раздела проводится резкое различие (56:9—59:21) между общепринятым во времена Исайи исполнением религиозных обрядов и требованиями Бога. Разрыв между Божьими нормами и состоянием человека очевиден; этот отрывок — призыв к человеку оставить свою привычную религиозность и подчиниться Божьим требованиям истинного благочестия.

Идолопоклонство и угнетение распространено как среди простых людей, так и среди начальствующих, которых пророк называет слепыми стражами (56:9—57:13). И при всем этом они молятся Богу и постятся, ожидая, что Он удостоит их праведного суда (58:1-5). Грехи и преступления — социальная несправедливость, угнетение, насилие и кровопролитие — продолжают совершаться открыто (59:1-8). Бог не благоволит к таким делам — суд и осуждение ожидают виновных (сравните также с главами 1-5).

Напротив, Богу приятно видеть человека, сокрушенного и смиренного духом (57:15). Истинный пост, угодный Господу, включает и «социальное Евангелие»: разрушь оковы неправды, напитай голодных и развяжи узы ярма (58:6 и ел., сравните также с главой 1). В этом случае будет и ответ на молитву (58:9), Божье руководство и обильное благословение (стих 11). Те, кто заменит свои дела и прихоти в день Господень искренней чистосердечной радостью в Боге, могут быть уверены в Его благоволении (стихи 13-14). Ритуализм и следование человеческим установлениям не отвечают Божьим требованиям истинного благочестия.

Поскольку беззакония и грехи народа произвели разделение между Богом и человеком (59:1-15), Бог обещает праведным вмешаться и избавить их, послать Искупителя на Сион. Когда Он не находит никого среди людского рода, кто мог бы стать заступником, Он посылает Искупителя в одежде мщения, броне праведности и в шлеме спасения. Он воздаст за праведных (59:15-21).

Пророк снова говорит о славном будущем Сиона — в пришествие Искупителя Израиль станет центром всех народов и средоточием радости (60:1-22). Эта столица будет называться городом Господа и Сионом Святого Израилева. Слава Божья будет светить везде, так что не будет более нужды ни в солнце, ни в луне. Это Царство будет пребывать вовеки, как уже говорилось ранее (Ис. 9:2-7 и другие отрывки на эту тему). Это должно произойти в будущем, время исполнения пророчества не приводится; сказано только, что Господь совершит это в Свое время.

Готовя откровение грядущей славы, Бог посылает на Сион Своего вестника, помазанного Духом Господним (61:1-11). Этот вестник придет с благой вестью, провозгласит «лето Господне благоприятное», когда сокрушенные сердцем получат исцеление, пленные — освобождение, сетующие — утешение, и вместо унылого духа дастся елей радости. Божий народ будет называться священниками Господа; все другие народы признают, что их служение благословил Бог. Праведность и слава явятся перед всеми народами.

Оправдание и восстановление Сиона придут в свое время (62:1—63:6). Сион, который был оставлен и опустошен, станет отрадой Божьей, когда Он возрадуется о Своем народе, как жених радуется невесте. Сторожа не будут умолкать ни днем, ни ночью, но взывать к Богу, пока Он не сделает Иерусалим славой на земле среди народов.

Еще раз пророк проводит грань между теми, кто получит Божьи благословения, и теми, кто находится под проклятием Божьим (63:7—65:16). Первый отрывок (63:7— 64:12) — это мольба к Богу о помощи. Вспоминая Божью милость к Израилю в прошлом, молящиеся просят Бога вмешаться. В молитве звучит упрек Богу, что Он допустил, чтобы народ заблуждался и ожесточил свои сердца (63:17), что Он оставил их погибать от их беззаконий (64:7), сделав их тем, что они есть (64:8). Божий ответ на их молитву (65:1-7) отражает Его отношение к самоправедным, пренебрегавшим Им тогда, когда Он был доступен. Они пренебрегли Его призывами и не пожелали обратиться к Нему в день милости, а теперь мольбы самоправедных пришли с опозданием.

День суда настиг их (65:8-16). Те, кто не ответил на зов Божий, кто не слушал, когда Он говорил, обречены на погибель: они отвергли Божью милость, которая предшествовала суду. Наоборот, Божьи слуги, рабы Его, упомянутые 7 раз в этих 9 стихах, получат Его вечное благословение.

Наконец, Исайя описывает последние благословения праведных на Сионе — новое небо и новую землю (65:17— 66:24). Иерусалим снова занимает центральное место, из которого благословения распространяются по всей земле. Мирно живут даже животные. И хотя небо — престол Божий, и земля — подножие ног Его, Он благоволит к тем, кто кроток и смирен духом. Хотя они и подвергались насмешкам и поношениям, но восторжествуют на восстановленном Сионе, а нечестивые будут осуждены. Когда свершится суд над врагами, тогда откроется, что рука Божья защищает Его рабов. Искупленные из всех народов разделят благословение Сиона, а противящиеся Ему подвергнутся нескончаемому наказанию (66:24).

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.