18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

2. Уведены в Вавилон

Пожалуйста, прочитайте 1-ю главу книги Даниила.

Первая глава книги Даниила, равно как и последняя, очень короткая. Это простое и доступное изложение фактов, предназначенное с самого начала преподать нам урок, который не следует оставлять без внимания. Глава делится на четыре части.

Военный поход Навуходоносора в Иерусалим

Первые два стиха этой главы рассказывают нам о военной кампании Навуходоносора против Иерусалима. Важно помнить о том, что описанные здесь события не являются мифом. Мы имеем дело с историческими фактами - событиями, которые действительно имели место.

Речь идет о 605 г. до Р. X. Из Вавилона приходит Навуходоносор, который сосем недавно, в начале того же года, стал царем Вавилона. Он осаждает Иерусалим, одерживает победу, вступает в город и забирает с собой все, что только пожелает. Тем не менее он не уводит в плен царя. На протяжении последующих восьми лет Иоаким остается его марионеточным царем. Затем он поднимет мятеж и погибнет.

Однако Навуходоносор уводит в Вавилон пленников и уносит значительную часть сокровищ храма. Город остается нетронутым, но храм подвергается грабежу. Это не было случайностью. Как и все события истории, это было предусмотрено Господом. Ибо слишком долго евреи верили в храм, а не в Господа, Которому, согласно собственным уверениям, служили там. Несмотря на предостережения пророков, они были убеждены, что одно только существование храма застраховывало их от любой угрозы вторжения. "Мы в безопасности до тех пор, пока обладаем храмом,- говорили они.- Вы думаете, что Иегова когда-либо допустит разрушение Своего храма? Конечно же нет! Если возникнет угроза храму, Он непременно вмешается и спасет нас".

Веря этому, народ не переставал грешить. Идолопоклонство, безнравственность и несправедливость расцветали пышным цветом. Беспрепятственно распространялись ложь и воровство. Евреи были уверены, что храм спасет их независимо от того, как они будут жить. Но этого не произошло. Теперь храм стоял в развалинах, а языческий царь уносил его сокровища в обитель своего бога и в свою сокровищницу. Этими событиями Бог продемонстрировал, что не потерпит греха, где бы его ни обнаружил. Он отвратился бы от Своего гнева, если бы народ обратился к Нему. Однако вера в Его храм не могла заменить покаяние.

Бог правит независимо от того, существует ли Его храм. Он остается Богом независимо от того, что происходит на земле. И действительно, все происходящее на земле совершается потому, что Он является Богом. "И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского" (2). Он полностью контролирует историю и свободно осуществляет Свои замыслы. Завоеванный город, разграбленный храм, унесенные сокровища и рыдающие пленники - все это было свершено Им как часть Его замыслов. Его народ пережил поражение, гибель и разрушение. Но Он по-прежнему остался непобедимым Богом, Который действовал во всем этом и через это.

Знакомство с Даниилом и его тремя товарищами

Именно на фоне этих событий 3-7-й стихи знакомят нас с главными персонажами книги. Происходит же это следующим образом.

Навуходоносор был выдающийся политик. Он был гением, слишком проницательным, чтобы допустить ошибку, подобную той, которую совершил фараон, угнетавший евреев в Египте. Вы, вероятно, помните, что его подход был совершенно недальновидным. Он обращался с евреями как с рабами, сокрушал их и всячески унижал.

Всегда существовала значительная опасность мятежа со стороны народа, подвергавшегося подобному обращению. Именно этого Навуходоносор стремился избегать любой ценой. Вавилон завоевывал мир. И это могло продолжаться до тех пор, пока численность порабощенного народа не оказалась бы значительно превосходящей количество завоевателей. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, существовавший на территории всего известного мира. Слишком много людей приходилось держать в повиновении, и слишком мало солдат было для этого. Следовало найти другой способ, прибегнув к которому можно было сохранить лояльность по отношению к империи.

В соответствии со своим методом, Навуходоносор, беря все самое лучшее у каждой нации, завоеванной им, ставил его на службу Вавилону. Таким образом различные районы все более разраставшихся владений оказывались под властью тех, кто в иных обстоятельствах был бы пленником. И если кто-то захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа, возможно, даже против собственных сыновей.

Именно этим методом, как ясно из стиха 3, воспользовался Навуходоносор, когда завоевал Иудею. Асфеназу, "начальнику евнухов" (то есть главному должностному лицу своей государственной службы), он поручил отобрать лучших представителей иудейской молодежи и доверить им ответственные должности. Им предписывалось поступать на его личную царскую службу и пополнять возрастающую администрацию. Им следовало шествовать коридорами власти. Асфеназ должен был искать возможных кандидатов среди членов царской семьи и представителей знати еврейского народа.

Некоторые утверждают, что подобные молодые люди впоследствии становились евнухами, но это не так, поскольку в четвертом стихе говорится о том, что они должны быть без каких-либо изъянов. В этом же стихе говорится и о том, что они должны быть красивыми, сведущими в любой области знаний, хорошо образованными молодыми людьми, соответствующими занимаемым должностям на личной службе царя. Навуходоносор стремился к обладанию самым лучшим!

Попав в число избранных, эти молодые люди должны были пройти всестороннюю программу перевоспитания, в рамках которой особое значение следовало уделять тщательному обучению основам языка и литературы вавилонян. Ничто не должно было отвлекать их от учебы. Помимо языка и литературы, последующие три года они должны были изучать математику, мореплавание, политику, историю и географию - фактически в их юные умы предстояло внедрить весь спектр вавилонской учености. В последнюю очередь им приходилось думать о еде и питье. Все это готовилось и подавалось им так, словно они были членами царской семьи (5).

Разве не приходилось многим учащимся, из тех, кто читает эти строки, отвлекаться от своих занятий в связи с необходимостью, Живя в бедности, самим отправляться в магазины за едой и самостоятельно ее готовить? Даниил, Анания, Мисаял и Азария не испытывали подобные трудности. Им нужно было думать только о своей учебе. Им следовало даже забыть, что они евреи, и стать вавилонянами. От них требовалось забыть о том, что они - слуги Божьи-, и стать слугами земного царя.

Таково объяснение стиха 7. В соответствии с политикой Вавилона, всем тем, Кого отобрали для перевоспитания и особого обучения, надлежало изменить свои имена. Даниил (что значит "Бог - мой судья") стал Валтасаром ("Хранитель сокрытых сокровищ Ваала"). Анания ("Иегова милостив") стал Седрахом; это имя, хотя мы не знаем его значения, является именем языческого божества Мардука. Мисаил ("Кто подобен Богу?") был переименован в Мисаха; это имя содержит одну из древних форм имени божества Венеры. Азария ("Господь - помощь моя") стал Авденаго ("Слуга божества Нево").

Имена этих молодых людей, содержащие в своем значении принадлежность Богу, вавилоняне изменили таким образом, чтобы они относились к языческим божествам Ваалу, Мардуку, Венере и Нево. Четырем мальчикам ко времени изменения их имен было по четырнадцать лет от роду: именно с этого возраста, вавилоняне начинали обучать юношей по программе перевоспитания. Им следовало трудиться не покладая рук до тех пор, пока они не усвоят все, что от них требовалось. Это произойдет спустя три года. Что будет с этими молодыми парнями, лишенными родного крова, обязанными забыть своего Бога и подвергнутыми интенсивному перевоспитанию в целях усвоения языческой культуры? Сохранят ли они верность своему Богу и тому, что почитали за истину? Или они отступят?

Могли ли они испытать давление, исходяще также от другого источника? Могло ли случиться так, что их пленение вызвало радостное одобрение некоторых евреев, говоривших: "Плен не окажется для них столь уж тяжким. Царь что-нибудь сделает для наших мальчиков. Они кем-нибудь станут"!

Да, мальчики могли бы стать кем-то, но за счет утраты родства с семьей Божьих детей. Будут ли они способны сопротивляться давлению? И может ли христианин проявлять стойкость в наше время, когда средства массовой информации и общество в целом не переставая бомбардируют его ум, принуждая изменить своим взглядам и мыслить иначе? Может ли он помнить о своем привилегированном положении чада Божьего и жить в соответствии с этим, в то время как все, кто его окружает, велят ему направить свои мысли на другое?

Их позиция

О том, что произошло вслед за этим, говорится в стихах 8-16, и для понимания содержания этих стихов нам следует вспомнить, почему евреи вообще были уведены в плен. Весь народ находился на низком уровне в духовном, а значит и в моральном отношении. Идолопоклонство стало вопиющим грехом. Изгнание послужило наказанием за все грехи народа, а за этот грех в особенности, и евреям пришлось оставаться в Вавилоне до тех пор, пока идолопоклонство не оказалось навсегда искорененным. Какие бы ошибки ни допускали евреи в период, последовавший за пленением, в их числе не было идолопоклонства. Изгнание навсегда их исцелило. Однако во времена, когда евреи только что были уведены в вавилонский плен, идолопоклонство являлось характерной чертой жизни нации, и именно непоколебимый отказ быть каким-либо образом вовлеченным в него отличал этот благочестивый остаток людей от всех, кто их окружал.

Итак, представьте себе четырех мальчиков, которых начинают перевоспитывать. Им сообщили, что отныне самостоятельно готовить пищу нет нужды; они будут получать ее с царского стола. Причиной, побудившей их отказаться от царской еды, были не иудейские законы, относящиеся к употреблению пищи. По крайней мере, они могли бы не отказываться от вина, которое не было запрещено еврейским законом. Причина их отказа заключалась в том, что пища с царского стола, прежде чем быть поданной, приносилась в жертву идолам. Каждая трапеза вавилонского царя начиналась актом языческого богослужения. В своем служении идолам они были более ревностны, чем многие христиане в совершении молитвы перед началом еды. Ни одна трапеза не начиналась без того, чтобы часть ее не посвящалась определенным языческим божествам. Всякий, кто принимал еду, считался участником в языческих ритуалах. Четверо мальчиков заняли место среди "остатка благочестивых людей именно потому, что отказались пойти на компромисс с идолопоклонством. Они, конечно же, не намеревались иметь с ним ничего общего.

"Однако, Даниил, не впадаешь ли ты в крайность?"

Именно такой вопрос задали бы многие в наши дни. Они стали бы утверждать: "Зачем попусту волноваться из-за такой мелочи, как употребление пищи, принесенной в жертву идолам? Отказавшись от еды с царского стола, ты мог бы поплатиться головой. Почему бы не отложить в сторону свои принципы? Подумай только о том влиянии, которое ты можешь приобрести, будучи на государственной службе в Вавилоне. Возможно, ты мог бы достичь вершин власти. Разве не замечательно было бы одному из чад Божьих занимать такую должность? Поступая же так, как теперь, ты подвергаешь опасности свою жизнь. Если ты и не поплатишься головой, то, по всей вероятности, кончишь жизнь в темнице. Не подчиняясь приказам царя, ты, несомненно, никогда не достигнешь вершины".

Ответ Даниила и каждого из его трех товарищей таков: "Нет! Я не стану принимать эту пищу, потому что стремлюсь воздерживаться от любого проявления греха. И предпочту гнить в темнице или быть казненным, но не буду иметь ничего общего с идолопоклонством, хотя подвергаюсь большой личной опасности и это может стоить мне жизни. Лучше я умру, чем даже малую толику согрешу". Именно на эту моральную силу мы ссылаемся, когда говорим: "Отважься быть Даниилом!"

Разумеется, нам не следует думать, что Даниил просто был невежлив, отказавшись от царской еды. Язык, на котором написан 8-й стих, весьма точен. "Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему". Отправившись к главному сановнику, он объяснил ему суть дела. Попросив разрешения не принимать пищу, он был не только тверд и принципиален, но также добр и любезен.

Несмотря на то, что Даниил своей искренней прямотой завоевал благоволение главного сановника (9), тот все же, в силу естественных причин, немного боялся за свою жизнь и не мог согласиться с предложением юноши. "Смотри же, Даниил, если ты не окажешься таким, каким тебя ожидают увидеть, я погибну".

Настойчивость Даниила видна из того, что он не отказался от своего решения. Он не собирался уступать. В стихах 11-14 мы читаем о том, как он, отправившись к приставленному к ним чиновнику, говорит ему: "Только подвергни нас испытанию. На протяжении десяти дней не давай нам есть ничего, кроме бобовых растений". [В английском переводе Библии - "бобовые растения". В русском синодальном переводе: "...пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья". (Примеч. ред. перевода)]

Конечно, слова "бобовые растения" далеки от того, чтобы вызывать аппетит! В сущности речь шла о смеси из свежих овощей и свежих фруктов. Даниил предлагал непрерывную диету, состоявшую из одного салата! Для него не имело значения, что он будет есть его постоянно. Все что угодно было бы лучше употребления еды, которая ассоциировалась с почитанием идолов.

"Подвергни лишь нас десятидневному испытанию, и не давай вина - мы будем пить вместо него воду". Пример Даниила заслуживает того, чтобы мы серьезно над ним задумались. Он проявил мудрость, такт, любезность и чуткость. Но также и твердость.

В стихах 15 и 16 говорится о результате этой однообразной диеты. Мальчики ни в коей мере не пострадали, воздержавшись от обильной еды с царского стола. Более того, спустя десять дней цвет их лица заметно улучшился, и столь же очевидны были успехи, достигнутые ими в физическом развитии. Во всех отношениях они выглядели гораздо лучше тех, кто продолжал питаться с царского стола.

Из этого следует урок: никто не проигрывает, отказываясь пойти на компромисс. Сановник, опасения которого полностью развеялись, позволил мальчикам постоянно придерживаться избранной ими диеты. Никто не был в обиде. И в то же время ни Даниил, ни его товарищи не пошли на сделку с совестью. Верность, проявленная ими в малом, должна была положить начало верности во всем.

Смог бы Даниил, не проявив твердости в решении этого вопроса, проявить вердость позднее, когда оказался перед угрозой смерти в львином рву? Если бы его три товарища пошли на компромисс в начале своей жизни, то что бы произошло с ними позднее, когда они оказались в горящей печи? Почитая Бога в решении незначительных вопросов, они оказались способными чтить Его и тогда, когда речь шла о вопросах более значимых. Люди, впадающие в тяжкие грехи, совершают их потому, что привыкли мириться с меньшими грехами.

Результат

О непосредственном результате совершенного ими смелого и возвышенного поступка сообщается в стихах 17-21. Они ставили Бога во главу каждого решения. Он, в свою очередь, оказал им честь, дав такие дары, обладать которыми они никогда даже не мечтали.

Подобное происходит часто. Много лет назад я был знаком с совершенно безграмотным человеком. Он не мог прочитать даже слова. Когда Господь спас его, он подумал, что для служения Господу будет лучше уметь читать Его Слово. С большим упорством, затрачивая огромные усилия, он принялся учиться чтению. И, к своему изумлению, обнаружил, что обладает отменными умственными способностями. Став усердным книгочеем, он устроился почтальоном. Позднее он стал пастором. С детских лет все говорили о том, что из него не будет толку. Поставив Бога над всем остальным и преисполнившись решимости угодить Ему, он неожиданно обнаружил в себе дары, об обладании которыми никогда не помышлял ни он, ни кто-либо другой.

Именно это и произошло с Даниилом, Ананией, Мисаилом и Азарией. Они поставили Бога выше всего остального и принялись за учебу. А Он чудесно их благословил.

Испытали ли вы сами нечто подобное? Столкнувшись с какой-либо задачей, которую необходимо было разрешить, вы приступали к ее выполнению ради одного только Господа. Поступая таким образом, вы вдруг начинали понимать, что обладаете даром, о существовании которого прежде и не подозревали. Возможно, вы открыли в себе склонность к административной деятельности или способность без каких-либо затруднений общаться с молодыми людьми. Эти дарования проявились в вашей жизни и очень часто оказывают пользу в вашей повседневной работе попросту потому, что вы поставили Бога над всем остальным. Это очень похоже на то, что произошло с четырьмя юношами. Конечно же, Даниил обладал и другими дарованиями. Они ярко изображены на страницах этой книги и впервые упоминаются в стихе 17.

Итак, завершился трехлетний курс обучения. Наступило время заключительных экзаменов. Эти экзамены, подобные тем, какие было принято сдавать в прошлом в британских университетах, носили не письменную, а устную форму. Учащимся следовало предстать перед царем, который лично принимал экзамен у студентов и оценивал каждого из них. Сведения об оценке, которую он дал Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, сохранились в стихах 19 и 20. Их знания были выше, чем у всех других учащихся. Но и это не все. Они оказались даже выше, чем у тех, кто, завершив учебу, занимал руководящие посты в империи. В сущности их знания оказались в десять раз лучше! В результате каждый из них занял высокие должности, позволившие им использовать свое влияние во имя Бога. Господь смог доверить им продвижение по службе, потому что они на элементарном уровне продемонстрировали свою верность Ему несмотря ни на что, даже подвергая себя опасности. Даниилу предстояло оставаться на этой службе семьдесят лет (21)!

Многие верующие стремятся занять высокие должности, которые позволили бы им обладать более значительным духовным влиянием. Учителя жаждут стать руководителями, подчиненные стремятся получить место начальника, а члены профсоюзов надеются стать управляющими. "Если бы только я получил это место,- говорят они,- какое влияние я мог бы оказывать во благо Господне!"

Никто из нас не может добиться положения, имеющего значение для Бога, если не живет для Него сейчас, на том месте, где находится в данный момент. Если мы не желаем быть полезными для Бога в решении незначительных вопросов, то каким-образом это когда-либо станет возможным по отношению к более важным делам? Можно ли проявлять верность в большом, не обнаружив ее до этого в малом? Если мы не способны противостоять сравнительно незначительным искушениям, то как мы поступим тогда, когда эти искушения усилятся?

Основной урок, вытекающий из 1-й главы книги Даниила, можно подытожить одной единственной фразой: "Я прославлю прославляющих Меня" (1Цар.2:30).

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.