18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

1. Место действия

Исторический фон

Много веков назад Бог избрал человека по имени Авраам, которому обещал, что через него и его семя благословит все человечество.

От одного человека - к семье, от семьи - к образованию народа. Затем этот народ переселился в Египет, где оставался на протяжении четырехсот лет.

Затем исход из Египта. Вы, вероятно, слышали о Египетских казнях, о Пасхе и о переходе через Красное море. На протяжении сорока лет народ, ведомый Моисеем, странствовал по пустыне. Там он получил закон Божий и наставления, касающиеся скинии, жертвоприношений и священничества. Когда странствия в пустыне завершились, народ под предводительством Иисуса Навина вошел в землю обетованную. Еще до его смерти эта земля в основном была завоевана и разделена между двенадцатью коленами.

Затем последовала эпоха судей - людей, избранных Богом для того, чтобы освободить Свой народ от сменявших друг друга завоевателей. За ней наступил период царей. Первым царем был Саул, за которым поочередно последовали Давид, Соломон и Иеровоам. Все они правили объединенным царством, в которое входило двенадцать колен.

Вскоре после начала царствования Иеровоама народ разделился на две части. На севере возникло царство Израиль (или Ефрем), на юге - царство Иудея. В северное царство вошло десять колен, его столицей была Самария. Южное царство, со столицей Иерусалим, состояло из двух колен. Вначале оба царства враждовали между собой. Затем наступил непродолжительный период дружбы, но в конечном итоге они вновь стали заклятыми врагами. На севере одна династия сменяла другую, но всякий раз трон занимали далеко не благочестивые монархи. В конце концов Бог решил покарать народ, отступничество которого неоднократно осуждал устами Своих пророков. С севера в страну вторглись воинства могучей Ассирии, и в 722 г. до Р. X. Самария пала. Десять колен Израиля были захвачены в плен и, смешавшись с другими народами, исчезли с лица земли.

Южное царство продолжало существовать на протяжении последующих ста лет. Все его цари принадлежали к одной династии и были потомками Давида. Жизнь народа протекала во все более возрастающем отступничестве, но все же некоторые из царей были по-настоящему благочестивы, и несколько раз страна переживала периоды массового духовного пробуждения. В 609г. до Р. X. на иудейский престол взошел Иоаким. В свое правление он не предпринимал попыток остановить распространение идолопоклонства и безнравственности, а наоборот только усиливал его. На предостережения пророков о том, что народ будет наказан, если не раскается, никто не обращал внимания.

В 605г. до Р. X. на горизонте появился Навуходоносор. На протяжении последующих двадцати двух лет, в четыре поочередных этапа, он переселил почти весь народ Иудеи на свою родину - Вавилон. "При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе... Как нам петь песнь Господню на земле чужой?" (Пс. 136:1,4). Народ, оказавшийся глухим к предостережениям Бога, был отдан на милость своих победителей. И все-таки среди отступившего народа оставалось очень незначительное количество людей, которые, памятуя предсказания пророков, сохранили верность Богу. Этот мизерный остаток любил Господа и продолжал жить, подчиняясь Его воле даже в далеком Вавилоне. Этот остаток просуществовал на протяжении всех семидесяти лет изгнания. И хотя народ в целом искоренил в своей среде идолопоклонничество, однако истинную любовь к Богу проявляли лишь немногие люди. После возвращения из Вавилонского плена этот остаток становился все меньше и меньше. Наступило время, когда к нему (насколько мы можем судить) стали принадлежать только Захария и Елисавета, Мария и Иосиф, Симеон и Анна, а также горстка пастухов. Никто в Иудее, кроме них, не был готов приветствовать семя Авраамово, которое, согласно обетованию, явилось в мир. Никто, кроме них, не распознал Свет, воссиявший для язычников, Славу народа Божьего, Израиля.

Во дни вавилонского пленения этот остаток составили Даниил, Анания, Мисаил и Азария (Дан. 1,6). Только четыре свечи или немногим больше освещали безбожную тьму тех времен. Лишь горстка людей сохраняла верность Богу. Во времена всеобщего равнодушия Бог и Его Слово по-прежнему были важны для этой небольшой группы.

Бог не проявляет особой заинтересованности в численности Своих последователей, но Он внимательно следит за тем, чтобы никогда не остаться без свидетелей. Истинная религия не прерывает своего существования в мире, но ее последователи редко насчитывают более чем горстку людей. В Вавилоне Бог довольствовался тем, что количество подвижников веры, представлявших Его истинный Израиль, сократилось до единиц.

Первые шесть глав книги Даниила повествуют нам о том, как, оказавшись во враждебном окружении, этот небольшой остаток людей сохранил верность Богу.

Главный урок

Предыдущий раздел подводит нас к пониманию главного урока, вытекающего из содержания этой книги. Книга Даниила учит нас тому, как следует сохранять верность Богу во враждебном окружении. Она показывает, как мы должны жить для Него в то время, когда все против нас. С ее страниц мы узнаем, как славить Господа, находясь на чужбине. Даниилу и его трем товарищам удалось этого достигнуть. Значит, это доступно и нам.

Человек может жить для Бога даже тогда, когда все против него. И Ной, и Авраам, и Моисей, и Давид были благочестивыми людьми, но, как повествует Слово Божье, каждый из них в определенное время впадал в значительное прегрешение. Характер каждого из них имел по меньшей мере один недостаток, у некоторых же этих недостатков было больше. Библия не обеляет характеры своих главных персонажей и не приписывает им свойства, которых не было в действительности. Однако в той же Библии не упоминается ни об одном недостатке Даниила. Духовность и цельность личности не требуют идеальных условий для их развития. Они не являются растениями, развивающимися под защитой теплицы, и растут лучше всего тогда, когда подвергаются испытанию снегом, ветром и градом, засухой и палящим солнцем.

Подумать только! Четырнадцатилетний мальчик (это все, кем он являлся) был разлучен со своим домом, с близкими и друзьями и насильно поселен на чужбине. Там он подвергся мощной и умелой идеологической обработке. В последующие годы он находился в окружении завистливых врагов, строивших против него козни. И всякий раз он подвергался искушению добиваться материального процветания и личного продвижения за счет всего другого. В юности, в зрелости и в старости он был окружен злом. Едва ли существует известное нам искушение, с которым ему не приходилось бы сталкиваться. И все же Писание не' упоминает ни об одном недостатке, свойственном его характеру! Он всегда стремился быть угодным Богу и никогда не отступал от этого решения. Жить для Бога можно и во враждебном окружении. Благочестие может процветать и процветает там, где для этого нет идеальных условий.

Очень немногим (если кому-либо вообще) из нас приходилось сталкиваться с трудностями, которые пришлось пережить Даниилу. Вспоминая о трудностях, мы, как правило, думаем о тех, которые испытываем сами. Мы убеждаем самих себя в том, что всем другим людям приходится легче и что мы достигли бы более значительного духовного развития, оказавшись в иной ситуации. Фабричный рабочий полагает, что христианский образ жизни легче вести в офисе, в то время как служащий офиса убежден в том, что домохозяйке легче быть благочестивой. Домохозяйка не видит трудностей, связанных с жизнью во имя Христа для учащегося, а учащийся школы предвкушает тот день, когда сможет столкнуться со сравнительно более легким бременем, работая на фабрике. Круг замкнулся. Каждый из нас воображает, что никто не испытывает таких значительных трудностей, как мы сами. Ссылаясь на переживаемые нами обстоятельства, мы пытаемся оправдать жалкий уровень своей христианской жизни. Книга Даниила полностью нас разоблачает. Она доказывает, что истинная духовность никогда не зависит от облегчающих обстоятельств. В чем же секрет Даниила?

Он прост. Что сделал Даниил, прежде чем истолковал сон Навуходоносора? Он помолился (2:17-19). Что он делал, когда оказался предметом заговора, а затем был брошен в львиный ров? Он молился (6:10). О ком идет речь в главе 9? О молящемся Данииле. Он был человеком молитвы. Жизнь, проводимая в искренней молитве,- это только половина секрета сохранения верности Богу среди враждебного мира.

Вторая половина секрета столь же проста. В девятой главе мы читаем о Данииле, исследующем "книги" и истолковывающем их. О каких книгах идет речь? О пророческих книгах Ветхого Завета, существующих к тому времени. В 11-м и 13-м стихах той же главы мы читаем о том, как он ссылается на "закон Моисея". Даниил читал и знал свою Библию. Определить Его секрет просто, но не всегда просто претворить его в жизнь. Даниил проявлял стойкость, веруя Богу среди враждебного мира, поскольку читал свою Библию и возносил молитвы!

В наше время следует подчеркивать значение этих несложных истин. Часто полагают, что секрет успешной христианской жизни заключается в приобретении нами нового и исключительного познания Бога. Разные люди используют различные термины, но сущность заключенной в них идеи, как правило, во многом одна и та же. Согласно этому учению, новое познание Бога должно вывести меня на уровень более высокий, чем тот, в соответствии с которым я живу сейчас. Обретя это новое познание, я уже никогда не стану тем же, кем был прежде. Вся моя энергия должна быть направлена на поиски доступа к этой более возвышенной жизни, и мне не следует останавливаться до тех пор, пока мое новое познание, которого я ищу, не будет истинно моим.

Хотя Даниил обладал удивительным познанием Господа, он не искал его. Он искал Бога ради Него Самого, а не ради достижения пользы, которую Тот мог бы ему принести. Он был счастлив рядом с Ним, распознавал Его волю в Его Слове и общался с Ним в своих молитвах. Мы вновь подчеркиваем эту мысль. Его секрет был слишком прост для того, чтобы в нем не разобраться: он читал Библию и молился.

В этом же заключался секрет мучеников раннего христианства, гонимых реформаторов и их детей, а также ревностно проводивших евангелизацию методистов. В этом заключался секрет великих миссионеров-первопроходцев прошлого столетия. Они хорошо сознавали, что "люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать" (11:32). Подобно Даниилу, они жили в двух мирах. Подобно Даниилу, они часто видели, как духовный мир вторгается в языческий. Они стали друзьями Бога, "мужами желаний" (10:19) на небесах. Вот в чем заключался их секрет!

Зная это, давайте изучим книгу Даниила и, в свою очередь, узнаем, как устоять в одиночку.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.