21.01.2010
Скачать в других форматах:

Алек Мотиер

Послание Иакова

1:19    5. Живое слово

...Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; 20 Ибо гнев человека не творит правды Божией. 21 Посему, отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. 22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. 23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 Он посмотрел на себя, отошел — и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании.

Иаков, как человек практичный, не стал бы говорить о конфликте, не указав выхода из него. Он только что упоминал о Божьем слове истины как о семени во чреве (18), из которого рождается новый человек. Теперь он говорит о Божьем слове как о семени, насаждаемом в почву (21) нашей души, что должно привести к ее спасению. Прежде Иаков рассказывал о венце жизни, который ожидает нас в отдаленном будущем (12). Цель создания этих строк — помочь нам найти путь к спасению в настоящем времени (21) и благословение в настоящей жизни (25). Иаков дает понять, что внутри каждого из нас идет постоянная борьба двух противоположных начал. Но слово обладает превосходным качеством: оно может спасти (21), а закон Божий есть закон свободы (25). Из этих строк вырастает и тема последующих стихов. Конфликт продолжается в течение всей земной жизни, и жизнь может быть нелегкой, но не бесплодной. Получить желанные плоды поможет слово Божье.

Слово Божье

Даже такое небольшое исследование позволяет увидеть, на чем основана связь стихов 196-25 и предшествующего отрывка. Эти стихи объединяет мысль о слове Божьем: словом истины (18), насаждаемое слово (21), слова (22), слово (23), закон совершенный, закон свободы (25). Иаков не поясняет сказанное, и нам остается только гадать, что это за «слово», которое мы можем слышать и исполнять, которое представлено нам как совершенный закон для повиновения Ему. Ответит ли на этот вопрос остальная часть Послания Иакова?

Закон свободы (25) вновь упоминается в стихе 2:12, где автор подводит итог предыдущим строкам. Иаков придает особое значение одной заповеди, называя ее «законом царским» (2:8), он подтверждает важность этого закона фразой «по Писанию». Поэтому мы вправе принять широкое определение и считать, что закон свободы — это весь закон по Писанию, или все Писание, что это Богом определенный образ жизни. В таком случае нет никаких сомнений в том, какое именно слово Иаков предлагает нам услышать и познать в 2:8-11. Эта истина прослеживается во всем его Послании: история Авраама и Исаака — это тоже Писание, история, рассказанная для нас (2:21—23). Он вспоминает и тем самым побуждает нас вспомнить о  Раав  (2:25),  пророках (5:10),  Иове  (5:11)  и  Илие (5:17,18). Слово, которое Иаков помогает услышать своим читателям, — это слово Писания. В этом его действия согласуются с установленными взглядами и практикой веры в ранней церкви, как видно из проповедей в Деяниях1. Более того, ссылка Иакова на слово Писания делает совершенно невероятным предположение о несогласии Иакова с позицией Павла, которую тот выразил в своем последнем послании. В нем Павел говорит, что Церковь живет авторитетом апостольского учения (2 Тим. 3:10, 14) и унаследованных священных писаний (2 Тим. 3:15), что вместе и составляет богодухновенное Писание (2 Тим. 3:16).

1 Проповедь Петра в день Пятидесятницы делится на три части (Деян. 2:14-21, 22-28, 29-35). В каждой части существует ссылка на отрывки из Писаний, подтверждающие то, о чем говорил апостол. Речь Стефана в свою защиту (Деян. 7) и проповедь Павла в Антиохии (Деян. 13:16-41) также в основе своей представляют пересказ ветхозаветных Писаний.

В исследуемом отрывке (1:196-25) мы сразу отмечаем призыв Иакова (196): всякий человек да будет скор на слышание. Ключевое слово здесь слышание. Из контекста (как мы вскоре увидим) становится ясно, что автор призывает нас слышать то слово, которое Бог обращает к нам. В стихе 21 мы читаем совет: примите насаждаемое слово. Здесь Иаков говорит о том, что следует после «слышания»: возникает осознанная реакция на Божье слово, то есть мы принимаем его. И, наконец, в стихе 22 он подводит нас к заключительному этапу в восприятии Божьего слова: мы уже услышали, теперь нужно действовать. Итак, весь отрывок делится на три части, и эта последовательность ясно отражает должную реакцию на слово, с которым Бог обращается к нам: слышание (196,20), принятие (21) и повиновение (22-25).

Слышание Божьего Слова (1:196,20)

...Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; 20 Ибо гнев человека не творит правды Божией.

И вторая половина стиха 19, и стих 22 привлекают внимание к тому, о чем говорилось прежде. Поведав нам истину о нашем новом рождении, Иаков предостерегает от опасности остаться во младенчестве. Мы должны научиться возрастать и после того рождения, которое ниспослано нам Отцом. Поэтому Иаков говорит: «всякий человек да будет скор на слышание». Та же связь существует между стихами 21 и 22: примите насаждаемое слово (21). И еще один существенный фактор роста (22): будьте же исполнители слова, а не слышатели только.

Иаков поднимает очень важный вопрос: как пройти путь от рождения к возрастанию в новой жизни? Ветхая наша природа (14,15) и новое естество (18) постоянно конфликтуют между собой. Но Иаков не считает эту ситуацию безвыходной, ибо нам доступны «всякое даяние доброе и всякий дар». Перевес явно на стороне новой природы. Но как мобилизовать эти ресурсы и божественные силы, чтобы нанести врагу поражение?

Кратко на этот вопрос можно ответить так: восхотев, родил Он нас словом истины... (18); ...всякий человек да будет скор на слышание (19). Мы знаем по опыту обращения в христианскую веру очень важную истину о себе — слово Евангелия соответствует новому духовному естеству, которое Бог тайно сотворил внутри нас. Мы можем слышать, понимать и отвечать на это слово. Эта истина и рождает ответ. Само обращение происходит однажды, но ведет к вечному соглашению с Богом (напр.: Еф. 1:13,14). Подобный процесс можно положить в основу длительных взаимоотношений с Богом: мы должны все так же слушать слово, которое полностью соответствует нашей новой природе, данной Богом, и таким образом возрастать в новой

жизни.

Человек слышит живое слово, и могущественные силы нового духовного рождения приводятся в действие. Поэтому мы должны быть скоры на слышание. Мы можем размышлять над тем, почему Иаков не стал в общих чертах советовать ежедневное чтение Библии или нечто подобное, ибо, определенно, именно так внимательное ухо может услышать голос Бога. Но Иаков не спешит предлагать нам этот рецепт. Он добивается от нас иного, ибо мало толку в составлении планов и программ, если наш дух не готов к восприятию. Вполне возможно научиться регулярно читать Библию, но в таком случае мы преуспеем только в количестве прочитанных страниц. А такое чтение никак не воспитывает внимание и понимание. Слово прочитано, но не услышано. С другой стороны, если мы разовьем в себе способность понимать прочитанное, это приведет нас к появлению необходимых условий — соответствующего метода изучения Библии, дисциплины, регулярности и так далее. Дух нового человека услышит наконец Слово Божье.

В том, что Иаков говорит в стихах 196,20, усматривается противопоставление двух путей взаимоотношений человека с Богом. Мы совершенно правильно связали повеление быть скорым на слышание со ссылкой на слово истины (18). Но вместе с замечательным позитивным призывом к духовному возрастанию звучит призыв отвергнуть свой грех: да будет... медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией (20). Слово правда употреблено здесь в том же емком значении, что и в тексте Евангелия от Матфея 3:15. Оно означает все, чему Бог предопределил быть исполненным в Своей праведности. Праведная цель нового человека — возрастание из младенчества в духовную зрелость. Это и произойдет, если мы будем постоянно откликаться на благословенную задачу слышать слова истины. Именно такой представляет Иаков жизнь с Богом. Но запрет на гнев относится к области людских взаимоотношений, равно как и призыв быть медленным на слова.

Дело в том, что наши взаимоотношения с Богом происходят не в вакууме, их невозможно отделить от нашей жизни среди людей. Если человек не умеет внимательно слушать, находясь среди людей, он не изменится вдруг, когда останется один и откроет Библию. Живя своей обычной жизнью, мы должны развивать в себе те добродетели и навыки, которые станут действовать в наших взаимоотношениях как с Богом, так и с Его Словом. В повседневной жизни человек может воспитать в себе готовность слушать, умение сдерживать себя и осознанное отвращение к гневу. Тот, кто много говорит, редко бывает хорошим слушателем; человек теряет способность слышать именно тогда, когда им овладевает гнев.

В словах Иакова о гневе ощущается некоторая двойственность. Точно так же, как предупреждение да будет медлен на слова не означает «не говори вообще», но «говори обдуманно и осторожно», так и выражение да будет медлен на гнев совсем не значит «не гневайся никогда». С другой стороны, совершенно ясно сказано, что гнев человека никогда не приводит к достижению Божьих целей. Павел так же двояко подходит к этой проблеме, когда убеждает нас: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26). Оба библейских автора признают допустимость праведного гнева, но оба прямо предупреждают, что гнев и грех стоят рядом и к проявлениям гнева следует относиться очень осторожно. Иаков, как правило, ведет разговор прямо и открыто и не задерживается на деталях и пояснениях. И здесь он также удовлетворяется сообщением общей истины о человеческом гневе. Гнев нельзя назвать простой эмоцией: обычно он наполнен греховным содержанием — самомнением, самоуверенностью, нетерпимостью и упрямством. Многие из нас могли бы признать, что праведный гнев относится к тому уровню святости и совершенства, которого мы еще не достигли. Иаков пишет о нас и для нас: наш гнев не будет способствовать претворению в жизнь планов Божьих. И это весьма целительное замечание и вполне заслуженный упрек в наш адрес. В любом случае сердитый человек никогда не бывает внимательным. Когда человека охватывает гнев, он не способен ничего услышать. Желающие слушать Его на небе, должны научиться быть слушателями здесь. Поэтому следует развивать сдержанность языка и характера. Ибо ничто не должно препятствовать этому великому, самому главному делу — умению слышать Слово Божье.

Принятие слова Божьего (1:21)

Посему, отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

Мы должны уметь слышать слово Божье, оказывающее на нас благотворное воздействие, мы должны принимать его. Раскрывая тему, Иаков касается четырех аспектов этого процесса. Во-первых, речь идет о соответствующей подготовке к принятию слова (отложивши всякую нечистоту и остаток злобы); во-вторых, — о соответствующем отношении к этому (в кротости); в-третьих, — о том, что принимается (насаждаемое слово); и, в-четвертых, — об ожидаемом результате (могущее спасти ваши души).

Сначала мы рассмотрим те два элемента стиха 21, которые связаны с предлагаемым учением Иакова (насаждаемое слово, могущее спасти), а затем перейдем к двум другим элементам, которые помогают полнее воспринимать это слово.

В рассматриваемых строках Иаков определяет третью цель, к которой стремится наше новое естество: спасти ваши души. Первая цель — «чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (18) — стремление полностью принадлежать Господу; вторая цель — «правда Божия» (20) — умение жить праведной жизнью, которую Он уготовил для нас; и теперь определение третьей цели — спасение наших душ. Чудесами исцеления, которые творил Иисус, люди «спасались» от болезней и смерти, оказываясь в положении личной «святости» (Лк.7:50; 8:48). Это позволяет нам представить себе то всеобъемлющее спасение, которое Иисус пришел исполнить (Мф. 1:21; Деян. 4:12).

О спасении можно говорить как об уже происшедшем (Ин. 19:30; Тит. 3:4-7), потому что работа по нашему спасению была завершена Иисусом, когда Он умер за нас. О нем можно говорить как о будущем, потому что мы не можем испытать спасение в полной мере до тех пор, пока Иисус не придет на землю еще раз (напр.: Рим. 5:9; 1 Пет. 1:5). Но спасение также выражается в том, что день за днем мы способны испытывать все в более полной мере то, что для нас сделал Господь Иисус (напр.: 1 Кор. 15:2 [доел, «которым и спасаетесь»]; 2 Кор. 2:15). В этом отрывке Иаков употребляет время глагола (аорист), которое подчеркивает силу насаждаемого слова, способную сделать спасение реальным.

В таком случае каждый прожитый нами день должен являть новые доказательства того, что мы спасены, что внутри нас работают новые силы и что Господь созидает из нас «единое целое». Сила, которая побуждает нас исполнять эту работу, это насаждаемое слово. Слово насаждаемое встречается только в Новом Завете, но в греческой литературе, по свидетельству Роупса, оно обозначало то, что «естественно», по контрасту с «приобретенным» или «принятым», что «имеет глубокие корни» в противовес чему-то «искусственному». Софи Лоуз предлагает выражение «насаждаемое с рождения», и хотя она не развивает эту мысль далее, вполне возможно считать Божье слово «насаждаемой» движущей силой, приведшей к новому рождению (18) и способствующей повседневному возрастанию. При обращении ко Христу нам извне представили Благую весть, которая уже была вложена в наше сердце тайным образом. А в период духовного преобразования наша новая природа укрепляется, набирает силы, откликаясь на ту самую Благую весть, которая и представляет собой сокровенную тайну нашей жизни. Рост происходит тогда, когда мы принимаем все в более полной мере слово, сделавшее нас детьми нашего Отца, «слово истины» (18), которое, как мы уже видели, Иаков отождествляет со словом Писания.

Иаков и здесь показывает, насколько близко ему учение Иисуса. В притче о сеятеле из Евангелия от Марка (4:20) речь идет о посеянных семенах и о том семени, что «принялось». Добрая почва дает хороший урожай только тогда, когда люди «слушают слово и принимают» его1. Когда почва становится «единодушной» с посеянным семенем, оно прорастает, что в конечном итоге приводит к созреванию урожая. Если в череде повседневных дел мы способны расслышать слово истины, если насаждаемое слово находит отклик в нашей душе, это приводит к нашему спасению.

Но что делает почву доброй, что помогает нам расти? Во-первых, почву нужно очистить: отложивши всякую нечистоту и остаток злобы. Во-вторых, очищенную почву нужно удобрить (для укрепления корней), чтобы и далее пребывать ей в кротости.

Однокоренное с существительным нечистота (rhyparia) наречие (rhyparos) появляется в 2:2, где говорится о «скудной» одежде. Прилагательное и глагол (rhypareuomai) употреблены в Откровении 22:11 для обозначения моральной «нечистоты» и «осквернения» — всего, что позорит, пачкает или обесценивает нашу жизнь. Злоба — очень общее слово. Оно вытекает из понятия «зла» вообще и обозначает в самом широком смысле все, что может быть «плохого» в нашем характере или поведении. Под словом остаток в этом стихе подразумевается «избыток», «излишек», то, что осталось. Это понятие сходно с тем, как радость коринфян преизобиловала над их скорбями (2 Кор. 8:2), или с тем, какую устремленность в деле распространения Евангелия предвидел Павел по сравнению с уже достигнутыми успехами (2 Кор. 10:15). Смысл данного отрывка очень близок к Посланию к Римлянам 5:17, где это слово (perisseia) выражает способность благодати не только исправлять последствия вреда, нанесенного грехом, но и демонстрировать много большую силу. Иаков говорит, что зло укоренилось в нашей жизни как «изобилующее» понятие, потому использование в стихе слова остаток вполне уместно. Мы стараемся выполоть сорняки зла в одном месте, но обнаруживаем их в другом, они цветут буйным цветом там, где мы считали их уничтоженными. Этим автор выносит обвинительный приговор теории безгрешного самоусовершенствования в этой

 

1 Иаков употребляет простой глагол (dechomai), говоря о принятии слова, а Марк использует составной (paradechomai). Составной глагол может усилить значение, но не изменить его.

 

жизни. Наша жизнь это беспрерывный труд, с мотыгой в руках, это борьба с нашей ветхой, порочной натурой. Здесь Иаков как нельзя более реалистичен.

Многие садовники вздыхают, признавая, что «терпят поражение» в борьбе с сорняками. Мы тоже могли бы сожалеть о поражениях в нашей духовной битве, но Иаков не представляет ситуацию безысходной. Насаждаемое слово способно нас спасти, оно обладает жизнестойкостью нового естества, ему обеспечена поддержка в виде «всякого даяния доброго и всякого дара совершенного» (17). Чтобы привести в действие его могущественные силы, нужна всего лишь кротость (prautBs). Этим качеством обладал Христос, ибо Он Сам сказал: «Я кроток и смирен сердцем» (praus, Мф. 11:29). Кротость проявляется в «смиренной доброте» к людям (Адамсон). Если думать о Боге, вернее о слове Божьем, то кротость можно определить так: «качество духа или состояние, находясь в котором мы принимаем все Его деяния и Его отношение к нам как добро... никак не оспаривая»1. Этот дух просто говорит «да» в ответ на учение и повеления слова. Кротость — это «разум, расположенный к познанию» (Кальвин) и послушанию с постоянной готовностью внимать и принимать.

Повиновение слову Божьему (1:22-25)

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. 23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 Он посмотрел на себя, отошел · - и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действо-вании.

Теперь Иаков обращается к другому аспекту наших плодотворных взаимоотношений со словом Божьим. Мы слушаем (19) и принимаем его (21). Но мы также должны вникнуть в него и исполнить (22,23, 25): мы должны быть исполнителями.

 

1 Trench R. С. New Testament Synonyms (Macmillan, 1894). P. 152.

 

Нужно проявить бдительность и не обманываться (22). Иаков предвидит возможность самообмана и предупреждает нас об этом. Выделим все ключевые глаголы в эпизоде с человеком и зеркалом (23,24), чтобы нагляднее представить себе доказательства автора Послания (25):

человек перед зеркалом          человек со словом Божьим

рассматривает (23,24)          (25) вникает

отходит (24)        (25) утверждается

забывает (24)         (25) исполняет

 

Представленные парами глаголы показывают, что объектом сравнения (как думают некоторые исследователи) становятся не торопливый взгляд (человек, посмотревший на себя в зеркало) и сосредоточенный взгляд (верующий со словом Божьим). И в первом, и во втором случае взгляд достаточно вдумчивый, сосредоточенный: слово рассматривающий (katanoed) переводится как «смотрящий с размышлением, рассуждающий»1. Вникать дословно означает «склониться над»2, а по отношению к Слову Божьему значит «сосредоточенно изучать». Разница же заключается в том, что происходит после этого. Человек, который «отходит» от зеркала, может услышать от повстречавшегося друга, что зеркало — не расческа и не мыло и что без помощи специальных средств, способствующих праведной жизни, зеркало не может изменить нашу жизнь.

В связи с этим Иаков предлагает нам выбор: мы можем либо обманывать самих себя дальше (22), либо благословить себя (25). Мы обманываемся тогда, когда принимаем часть за целое. Услышать и принять слово Божье · · это только полдела на пути его плодотворного использования. Мы же можем остановиться на этом и начать незаслуженно гордиться собой:

1 AG предлагает эти значения глагола как основные, но добавляет дру гое значение: «просто „посмотреть на" to prosopon (лицо), Иак. 1:23...», то есть, в противовес реальному значению отрывка, авторы словаря считают, что этот контекст требует более «поверхностного» понимания. Этого же ошибочного мнения придерживается Адамсон.

2 См., например: Ин. 20:5, где любимый ученик «наклонился», чтобы заглянуть в гробницу.

 

«Я почти час читал Библию сегодня утром. Я помню все, о чем читал. Это было просто великолепно!» А Иаков сказал бы: «Отлично! А как насчет того, чтобы поучиться повиноваться тому слову, которое ты прочитал? Действительно ли изменился твой образ мыслей, способен ли ты исполнять то, о чем говорит тебе слово? Сумеешь ли ты жить по законам слова?» И так далее, и так далее. Мы должны быть исполнителями слова. Человек отходит от зеркала (24) и забывает то, что видел; верующий утверждается в слове Библии (25) — дословно, «остается в его присутствии». Нам необходимо научиться постоянно пребывать в слове Божьем. Оно может дать радость постоянных взаимоотношений с Божьей истиной и Божьим законом - над этой задачей придется работать всю жизнь. Эти взаимоотношения можно сравнить с глубоким и всеобъемлющим проникновением в жизнь, личность и мысли друг друга, которое возникает у супругов в счастливом браке.

Именно к такого рода «общению со словом» призывает нас Иаков, когда говорит о законе совершенном, законе свободы (25). Слову Божьему следует повиноваться не только как закону. Если следовать понятиям Ветхого Завета, закон означает «учение». Взаимоотношения между законом и человеком подобны взаимоотношениям в семье, где есть любящие родители и любимые дети (напр.: Пр. 4:1-4; 7:1-3). А во взаимоотношениях любви родители подражают Господу в том, как Он учил Своих сыновей и дочерей. Конечно, Его поучения содержат основные жизненные правила, Он предназначил Свои заповеди и постановления для соблюдения (напр.: Втор. 6:2). Но даже самые суровые и самые требовательные Его законы являются не неотвратимой повинностью, исполняемой под давлением внешнего авторитета, а лишь отцовской директивой, продиктованной Его любовью к нам.

Иаков определяет Божий закон как закон совершенный, закон свободы. Такое сочетание понятий закона и свободы немедленно возбуждает наш живейший интерес и бросает вызов современному мышлению, которое рассматривает закон и свободу как два антагонистических понятия. И здесь нам следует обратиться к Ветхому Завету. Закон Бога совершенен, во-первых, потому, что совершенным образом выражает Его природу, во-вторых, потому, что совершенным образом соответствует нашей природе. Обе стороны закона - · это две стороны одной медали. В Своих заповедях Бог выразил истину о Себе в виде правила, которому мы должны подчиняться1. Возьмем, к примеру, седьмую заповедь. На первый взгляд она не имеет никакого отношения к Богу Библии, в Котором нет места никаким земным сексуальным отношениям. Когда Бог открывается нам, мы познаем, что Он полностью и навечно верен в Своих обетованиях. Именно этот аспект Его природы находит свое полное выражение в седьмой заповеди: мы вступаем в брачные отношения с Его заповеданными обетованиями; и нам заповедано быть такими, каков наш Бог, Который никогда не нарушает данного Им обещания. Этот пример ярко иллюстрирует то, как Божий закон соответствует нашей природе, ибо мы были созданы по Его образу и подобию (Быт. 1:26—28). Мы живем истинно человеческой жизнью только тогда, когда в своем поведении уподобляемся Ему. Таким образом, седьмая заповедь и все заповеди Божьи в Его Слове, будь они в виде предписания, принципа или примера, открывают нам глаза на то, кто же мы на самом деле. Когда мы повинуемся им, мы выражаем нашу истинную готовность. Закон, служащий совершенным выражением природы Бога, так же служит совершенным средством выражения человеческой природы.

Мы начнем понимать эту связь между законом и свободой, если вернемся к тому моменту, когда этот закон был дан на горе Синай. Бог обращается к тем (Исх. 20:2а), кого Он вывел из Египта. Они были искуплены (Исх. 6:6). Средством их искупления стала кровь агнца (Исх. 12:13). Здесь мы видим, что Господь дает Свой закон не как средство спасения, но как образец для подражания тем, кто уже был спасен. Он хочет, чтобы Его искупленные жили этой жизнью. Но затем Он продолжает разговор с теми, кого Он освободил от рабства (Исх. 20:26): не с теми, кого Он обрекает на рабство, возлагая на них

 

1 Эта тема требует отдельного серьезного изучения, а образец подобных заповедей можно встретить, например, в Лев. 19. Этот сборник самых различных законов и постановлений построен на общем основании, выраженном утверждением «Я Господь» (стихи 10, 12, 14, 16 и т. д.). Каждый закон или группа законов, таким образом, утверждает: «Вы должны быть такими, потому что Я - - такой, какой Я есть». Заповеди эти продиктованы Божественной природой. Лев. 19:2 ставит перед нами цель, объясняющую Божий закон: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш». Закон дан нам Господом, чтобы мы уподобились Ему.

 

бремя закона, но с теми, кто теперь (впервые) наслаждается свободой и кому Он дает Свой совершенный закон, чтобы этот закон охранял ту свободу, которой Бог обеспечил их. Истинная свобода дает человеку возможность самовыражения. Мы истинно свободны тогда, когда живем жизнью, полностью соответствующей жизни тех, кого сотворили по образу и подобию Божьему. Закон Бога гарантирует нам эту свободу. Но главное — соблюдение закона дает жизнь и силу (Лев. 18:5; Втор. 4:1а; Деян. 5:32). Закон Бога — это закон свободы, потому что он охраняет, помогает выразить себя и дает возможность жить истинно свободной жизнью, в которую Христос ввел нас. Это и есть то благословение, о котором говорит Иаков (25), благословение полнокровной жизни и истинной человечности. Послушание же стоит назвать ключевым фактором для получения этого благословения.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.