21.01.2010
Скачать в других форматах:

Алек Мотиер

Послание Иакова

5:7-12   14. Стоять до конца

Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний: 8Дол-готерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. 9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. 10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. 11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. 12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою; но да будет у вас «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.

Иаков в конце Послания вводит ключевую идею о долготерпении (7,8,10), или терпении (11). Так он вновь возвращается к тому, с чего начал. О двух словах, которые Иаков использует в этом тексте, Р. Дж. Ноулинг высказался очень точно. Он объяснил, что терпение и долготерпение1 — это сдержанность, которая проявляется в том, что человек не торопится реагировать на зло, а стойкость2 (в русском Синодальном переводе дано одно слово — «долготерпение». — Примеч. пер.) указывает на твердый характер, который нелегко сломить в страданиях. Исследование употребления этих слов в библейском контексте подтверждает

 

1 Глагол makrothymeo, «проявлять терпение, долготерпение», появля ется в ст. 7,8, а существительное makrothymia в ст. 10.

2 Глагол hypomeno и существительное Нуротопё встречаются в ст. 10. В Лк. 2:43; Деян. 17:14 глагол означает «оставаться (на том же месте)», что хорошо выражает идею твердости, непреклонности, нежелания сдаваться под гнетом обстоятельств и испытаний.

 

сказанное. Иаков начал свое Послание с призыва проявить стойкость в испытаниях (1:2-4, терпение). Он показал, что твердость, проявленная во всех бедствиях и трудностях, ниспосланных нам Богом, действительно выводит нас на дорогу очищения. Идя по этому пути, мы вырастаем и становимся совершенными во всей полноте, без всякого недостатка (1:4). В заключительной части Иаков (5:7-20) обращается к этой же теме. Он призывает нас к твердости и стойкости в свете радостной перспективы вечной жизни. В 1:12 он рассказывает об ожидающем нас венце жизни, а в 5:7,8 — о личном пришествии Господа. В 1:4 и 12 соответственно он говорит о достижении совершенства и о жизни, а в 5:7 и 11 — о драгоценном плоде и обетованном милосердии и сострадании Господа.

Последний отрывок может служить исчерпывающим завершением всего Послания. В самом начале идея стойкости была тесно связана с призывом молиться (1:5), просить у Господа мудрости, чтобы следовать правильным курсом в нашей жизни, полной искушений и испытаний. Эта мудрость способствовала бы нашему благоденствию: мы сохранили бы правильный курс и получили венец жизни. В своем заключительном слове Иаков говорит о твердости (7-12) и вновь возвращается к теме молитвы (13-18), но на этот раз он призывает молитвой восполнять нужды других. Между отрывками 1:4 и далее и 5:7-20 Иаков показал нам, что служение заботы и любви (2:1-26) есть первый отличительный признак чада Божьего. Другим важным качеством детей Божьих Иаков считает умение сдерживать свой язык (3:1-12). Этот важный аспект также тесно переплетается с другими темами в заключении, ибо автор настаивает (как мы увидим несколько позже), что неукрощенный язык представляет собой главную угрозу в жизни искренне верующего человека (см. 5:9,12). Третьим элементом правильной жизни христианина назовем святую чистоту, свободу от мирских пороков, что также находит отражение в заключительном слове Иакова. Мы ждем пришествия Господа (7,8), желая своим терпеливым ожиданием угодить Ему, поскольку Он еще и Судья (9,12). Более того, стихи 19,20 не оставляют никаких сомнений в том, что грех — понятие чрезвычайно серьезное. Нашей величайшей задачей должно стать истинное участие в судьбе своих братьев, чтобы помочь им встать на путь праведности.

В заключительной части своего Послания Иаков выделяет два главных направления. В ней его главные темы получают свое окончательное завершение. В стихах 7-12 приоритетной идеей является идея терпения и стойкости. К сожалению, их проявлению постоянно угрожают (как в 1:2-4) не только внешние обстоятельства, но и наши внутренние качества, как то: нетерпение и несдержанность языка (9, 12). В стихах 13-20 главной темой названа молитва, но если в 1:5 речь шла о том, как с ее помощью удовлетворить собственные нужды, то теперь Иаков призывает нас просить за наших братьев и сестер (14, 16). Этой темой устремленности и участия в судьбах наших братьев заканчивается Послание Иакова (19,20).

Итак, мы видим, что не только темы терпения и речи чередуются друг с другом, но и тема радостной надежды (7, 8 и 10, 11) противопоставлена разговору об ожидании, исполненном страха (9, 12). Структура всего отрывка (7-12) характеризуется симметрией и уравновешенностью.

Как всегда, Иаков опускает связующие элементы при переходе к новой теме. Он не объясняет связи между немедленным переходом от темы терпения в ожидании пришествия Господа (7, 8) к теме предупреждения взаимных обвинений (9). А потом он тут же возвращается к призывам твердо держаться и выстоять (12), перескакивая, как и в прошлый раз, к теме прегрешений в речи (клятвы). Поначалу трудно проследить за его логикой. Но мы еще раз вглядываемся в детальный обзор, приведенный выше, и на ум тут же приходит слово, которым можно заменить многоточие между отрывками: «утрата». Мы можем потерять благословения радостной надежды, и тогда нами овладеет страх ожидания пришествия Судьи. А причина тоже названа — злой язык. За этим кроется очень серьезное отношение Иакова к нашим прегрешениям в речи. Те жизненные обстоятельства, которые требуют проявления терпения (7, 8), порождают грех нетерпения. Подумайте о тяжелых временах, которые описаны в стихах 1-6. (Обратите внимание, что Иаков использует слово «итак» как связующее звено в стихе 7.) Мы ожидаем пришествия Господа, Которого все нет, теснимые врагами извне. Как легко в этой ситуации не сойтись характерами и нарушить братское общение! Как легко сорвать свое недовольство на другом и найти повод для жалоб в собственной семье! Да, как учил Иаков, плод правды (3:18) — драгоценный плод (5:7), и этот плод созреет только на почве мирного братского общения. Злой язык, нарушающий мир, губит урожай, который ожидает получить по пришествии Господь.

Поэтому так настойчиво звучит призыв к терпению и стойкости (10,11). Иаков приводит в пример пророков и Иова и напоминает о том, что стоит набраться терпения и ждать осуществления плана Господа. Злой же наш язык может лишить нас награды. Чувствуя угрозу собственной жизни, Петр начал клясться и божиться (Мф. 26:74). Трудные обстоятельства и распущенный язык сделали свое дело. Но Петр совсем не хотел этого. Начал он с иной клятвы (Мк. 14:29), а возникшая трудная ситуация обнаружила его слабость, и эта слабость нашла выражение в речи. Нам нужно следить за своей речью с особым вниманием. Стойкость именно такого плана имел в виду Иаков.

Такова в целом структура этого отрывка. Теперь рассмотрим его более подробно.

Пришествие Господа, пришествие Судьи

Как мы уже отмечали, каждая из четырех названных частей чуть-чуть приоткрывает будущее. Стихи 7,8 рассказывают об ожидаемом пришествии Господа. В стихе 9 Судья уже стоит у дверей. В стихах 10,11 Иаков говорит о цели пришествия Господа, дословно — о «конце» (telos) от Господа. Это выражение связано с упоминанием об Иове и показывает, что Господь может подвергнуть человека даже таким испытаниям (Иов. 42:12). Но слово «конец» в данном контексте нельзя понять, не зная его основного значения. Полное излияние на нас милосердия и сострадания произойдет только тогда, когда придет Иисус. И наконец, в стихе 12 опять звучит предупреждение: злоупотребление речью может привести нас к осуждению. Если бы эти слова были переведены как «быть осужденными», то стих 12 был бы тесно связан с параллельным стихом 9. Но рассматривая стихи в целом, мы видим, что Господь придет (7,8), принеся нам сострадание и милосердие (11). Придет Судья (9), принеся Свое осуждение.

Очень часто в Библии слова, у которых есть узкое и специфическое значение, употребляются также в своем обычном, широком смысле. В стихах 7,8 Иаков использует специальное слово для обозначения пришествия Господа. Мы можем насладиться его звучанием, отметив в то же время его обычное значение. Павел говорит о «прибытии Стефана»1 и использует то же слово для обозначения собственного личного «присутствия» (2 Кор. 10:10; Флп. 2:12) в той или иной церкви. Говоря о приходе Господа, мы можем объединить оба значения этого слова, получив «пришествие». То есть пришествие есть ожидаемое событие, когда оно произойдет, то выразится личным

 

1 1 Кор. 16:7. Это слово parousia. Обратите внимание, насколько хорошо соответствует ему слово «прибытие». См. также: 2 Кор. 7:6,7; Флп. 1:26.

 

прибытием Господа и Его личным присутствием среди Его народа. Нашим главным источником информации об этом parousia, или пришествии, является Сам Господь. Наша вера в ожидании Его покоится на твердом основании. Он учил, что пришествие будет сопровождаться знамениями (Мф. 24:3) и будет таким же ясным, видимым и безошибочным, как молния, которая освещает все небо (Мф. 24:27). Это произойдет в день, который невозможно знать заранее (Мф. 24:36 и дал.). В тот день все люди Божьи будут взяты от земли (Мф. 24:37 и дал.). Те, кто принадлежат Христу (1 Кор. 15:23), будут собраны в вечное Его присутствие (1 Фес. 2:19; 2 Фес. 2:1), восхищены к Нему на облаках в воздухе (1 Фес. 4:17), облечены непорочной святостью (1 Фес. 3:13; 5:23), ибо наконец полностью станут оживотворенными во Христе (1 Кор. 15:22). Неверующим надежда на пришествие Господа становится поводом для циничных сомнений и отвержения (2 Пет. 3:3,4), а верующим эта твердая надежда дает силы выстоять (Иак. 5:8) и подготовиться к святой жизни (1 Ин. 2:28). Ибо ( ,i\t Ьн-иодь (1 Фес. 4:16) придет во всей Своей силе (2 Пет. 1:1(>К ГЮ нраги исчезнут (2 Фес. 2:8; ср.: 2 Фес. 1:7-10), а вместо прежних неба и земли будут новое небо и новая земля, на которых будет обитать праведность (2 Пет. 3:12,13).

Поразительно, что самым главным сообщением Иаков считает сообщение о пришествии Господа. Он не предлагает вниманию читателя долгие рассуждения и объяснения. Он полагает, что они знают все подробности предстоящего пришествия, поскольку для новозаветной церкви это была известная истина. Если мы хотим называться новозаветными верующими, тогда факт этого великого пришествия, твердое упование на него и желание не быть постыженным перед Ним должны занимать первое место в наших мыслях. Джон Бланчард утверждает, что «в Новом Завете насчитывается около 300 упоминаний о пришествии Господа, то есть приблизительно по одному на каждые 13 стихов, начиная с Евангелия от Матфея и заканчивая Откровением».

В первую очередь Иаков хотел, чтобы ожидание пришествия Господа принесло утешение и радостную надежду тем, кому он адресовал свое Послание. Они жили в тяжелых и трудных условиях (5:1—6). Итак (7), то есть исходя из этого, их нужно было призвать к терпению, но в то же время напомнить, что это пришествие положит конец всем бедствиям и сделает все страдания достоянием прошлого. Когда придет Иисус, на нас снизойдут в изобилии сострадание и милосердие (11). Слово сострадание лучше перевести как «мягкосердечие» или, точнее, «мягкосердечие в избытке»1. Слово милосердный требует понимания в более эмоциональном плане, ибо его перевод показывает, что оно демонстрирует то движение сердца Бога по отношению к нам, откуда проистекают все Его благословения и спасающая милость2. Все, что Бог сделал и делает для нас: избрал нас, пожертвовал Своего Сына, заботился о нас днем и ночью, давал пищу для нашего тела, ума и души, постоянно присутствовал с нами и обетовал нам Свою славу, — раскрывает нам Его сердце, полное любви. Чудо ожидаемого пришествия Христа состоит в том, что полная сущность этого сердца, исполненного любви, найдет свое выражение в излиянии этой любви на всех детей великого и нежного сердцем Бога.

Но в связи с упоминанием о втором пришествии Господа отметим и другой момент, ибо вот, Судия стоит у дверей (9). Иаков обращается здесь к христианам как к братиям. Он констатирует центральную для новозаветного откровения истину о возвращении Господа, которую мы очень легко, для своего удобства, забываем. Иаков и здесь не стремится доказать или

 

1  По-видимому, Иаков создал новое слово, более нигде не встречаю щееся: polysplagchnos. Слово splagchna дословно означает «внутренности» и, таким образом, выражает те глубокие и сильные чувства, которые дают нам силу действовать как в физическом, так и в духовном смысле. Пре фикс poly означает «много». Так, у Бога всегда в избытке нежные чувства.

2  Иаков говорит, что Он — Бог «жалостливый» (oiktirmon). Родствен ное существительное (oiktirmos) переводится в Рим. 12:1 как «милосер дие». Это слово включает в себя все то, что Бог когда-либо сделал или сделает для нас во Христе. Глагол (oikteiro) в Рим. 9:15 переведен с еврей ского (Исх. 33:19) rihamti. Мы можем почувствовать силу этого еврейско го глагола, обратив внимание на тот факт, что однокоренное существи тельное (rahamim) переведено в 3 Цар. 3:26 как «внутренность» и этот стих исполнен чувствами томления и сильной любви, которые выражены при помощи этого глагола.

 

развить свою точку зрения. Он полагает, что его читатели знают и об этом аспекте пришествия Господа. Отвлечемся на время от Послания Иакова и вспомним все факты и природу этого неминуемого суда.

Перед Судьей

Исследование этого вопроса проще начать с обсуждения точки зрения Иакова. Похожие притчи можно найти в Евангелии от Матфея 25:14-30 и в Евангелии от Луки 19:11-27. В каждой из них говорится о слугах, которым их господин доверил свое имущество, и в каждой притче повествуется о том, что господин после своего возвращения потребовал у слуг отчета. В каждой притче рассказывается о слуге, недобросовестно выполнявшем свои обязанности. Это вполне соответствует учению Иакова о возвращении Христа и о том времени, когда произойдет разделение Его слуг, из которых «один берется, а другой оставляется» (напр.: Мф. 24:40,41). Но в каждой притче все внимание отдано тем слугам, которые верно исполнили свой долг и смогли представить суду плоды своего служения.

Так, во-первых, мы предстанем перед судом Иисуса, когда Он вновь вернется (2 Кор. 5:10). Вопрос не о спасении, но о награде. Павел утверждал, что даже тот христианин, которому практически нечего будет показать Судье (если можно так выразиться), дела которого не выдержат серьезной проверки и окажутся несостоятельными, все же не потеряет своего спасения. Пламя суда обнажит и разрушит «дела», но не принесет вреда человеку (1 Кор. 3:12-15). Господь Иисус в Своей притче (Лк. 19:13) рассказывает о слугах, каждый из которых получил одинаковую сумму денег, чтобы пустить их в оборот. Затем их господин потребовал отчета. Здесь речь идет о тех дарах, которыми обладает каждый христианин: спасение, обитающий в них Дух, Писания, Благая весть и т. д. Как мы поступили с этим богатством после его получения? Какой прирост мы получили от трудов своих? Стали ли мы больше походить на Христа? Возросли ли мы в святости и зрелости? Изучаем ли мы Писания все более глубоко и систематично? Скольким людям мы рассказали о Христе? В Евангелии от Матфея 25:15, однако, вопрос ставится несколько иначе. Разные христиане наделяются разными дарами, или, как мы говорим, «талантами». Это —- Богом данные дары. В этом случае в учении Господа выделена тема посвящения нашей жизни Христу: все ли свои таланты мы отдали делу служения Ему? Посвятили ли мы Ему всю свою жизнь?

Во-вторых, следует отметить, что суд настроен очень позитивно. Вернувшись, господин ищет, за что можно похвалить своих слуг, и, находя, не медлит с теплыми словами хвалы (Мф. 25:21, 23; Л к. 19:17-19). Однако нам нельзя забывать об испытующем характере вопросов нашего Господина — как говорил Павел, испытание это будет подобно огню (1 Кор. 3:13). Видя такую перспективу, апостол утверждает, что движим страхом Господним (2 Кор. 5:11). Но Судья — это любящий и заботливый Спаситель. Мы должны постоянно думать, как угодить Ему в Его пришествие, показав нечто неувядающее, вечное, нетленное, что мы могли бы положить к Его ногам.

Обратим особое внимание на тот момент, что пришествие Господне приближается (8) и что Судия стоит у дверей (9). Прошло почти две тысячи лет с тех пор, как Иаков написал эти слова, а Господь все еще не пришел, Судия все еще не переступил порог нашего земного дома. Этот факт представляет для нас серьезную проблему, хотя многие исследователи легко разрешают ее, предполагая, что Иаков (и остальные авторы новозаветных посланий) питали ложные надежды. Как нам относиться к словам Иакова? Даже если бы Господь Иисус пришел завтра, много веков прошло с тех пор, как Иаков написал, что Его пришествие приближается, дословно «близко». Такой срок никак нельзя назвать «близким»!

Любители Нарнии помнят, как точно К. С. Льюис передал то, что в различных сферах бытия господствуют различные временные измерения. Дети прошли сквозь волшебный шкаф и пережили месяцы и годы приключений в Нарнии. А когда они вернулись, то обнаружили, что земное время почти не продвинулось вперед. Как же нам понять связь между земными годами и вечным «безвременным» измерением существования Бога? Именно в этом ключе видел Петр разрешение проблемы немедленного возвращения Господа и предложил авторитетное понимание второго пришествия в библейском духе. Во-первых, Бог не медлит выполнить Свое обетование о скором возвращении Господа (2 Пет. 3:9), во-вторых, параметры Его времяисчисления и нашего земного времени не совпадают (2 Пет. 3:8). В третьих, то, в чем мы видим «задержку», на самом деле свидетельствует о Его милосердии. Он хочет всем дать время подготовиться к пришествию Господа (2 Пет. 3:9). Пусть насмешники глумятся (2 Пет. 3:3,4), но этот день наступит (2 Пет. 3:10). Иисус сказал, что дня Его возвращения не знает никто (Мк. 13:32; Деян. 1:7). Он также преградил путь ложным надеждам, явно дав понять, что до Его возвращения достаточно времени (напр.: Мф. 25:19; Лк. 19:11). Одновременно Он призывал нас находиться в состоянии постоянной готовности (Лк. 12:35-46). Весь Новый Завет подчеркивает важность воспитания в каждом из нас духа ожидания, а стихи Иакова 5:7-9 — яркий пример того, чего мы могли бы для себя пожелать. Он не ошибается, призывая нас быть готовыми к скорому возвращению Господа и Судьи. Такая готовность, такое устремление и надежда являют собой признаки истинно апостольской веры. Иаков убежден: не стоит подсчитывать сроки второго пришествия Господа Иисуса, не следует пытаться предсказать дату Его возвращения, не нужно интерпретировать те события в мире, которые могут помочь нам распознать эти сроки. Лучше сосредоточить все внимание на своих сердцах и своей жизни. Готовы ли мы встать перед Ним, не испытывая жгучего стыда, чтобы угодить Ему, восхвалить Его и прославить?

Плоды терпения (5:7—9)

Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний: 8 Дол-готерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. 9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

Очень соблазнительно предположить, что Иаков, брат Господа, стал земледельцем, в то время как его старший брат, Иисус, пошел по стопам отца Иакова, Иосифа, а остальные братья рыбачили на Галилейском море. Иаков любит примеры, образы, связанные с садоводством и земледелием (напр.: 1:10,11, 18, 21; 3:18). В этих стихах он призывает к терпению, отмечая, какая это необходимая и важная добродетель и какой плод она может принести старательному земледельцу. Земледелец живет по законам Божьим, ибо они руководят всей жизнью природы. Он сеет семя в нужное время, соблюдая определенные условия, а потом ждет, ибо нет другого пути получить желаемый урожай.

В климатических условиях Палестины дождь ранний и поздний (7) был особенным даром. Ранний дождь шел в октябре и подготавливал почву для посева, помогая семени взойти. Поздний дождь, в марте и апреле, питал колосья и гарантировал обильный урожай. Этот пример подходит не только к данному отрывку Послания, но и вполне соответствует характерному образу мышления Иакова. Он начал свое Послание с подобного примера. Вера проходит испытания и через терпение (не без него) вырастает в зрелость, формирует характер (1:2-4). Доктрина о христианской жизни, по мысли Иакова, — это доктрина процесса роста, а терпение — главное условие успешного роста. Мы не можем автоматически влиться в святость, и небесные посланники не внесут нас туда на крыльях. Мы вырастаем в святость, и процесс роста — всегда долгий процесс.

Ничто не может приблизить или ускорить наступление ранних и поздних дождей, как ничто не в состоянии приблизить или ускорить второе пришествие Господа. Иаков желает утешить нас, обещая, что все будет хорошо, что все идет по Его плану. Бог Творец всего сущего взращивает семя, способствует его росту, питает зерно до тех пор, пока не наступит время жатвы. Это великое чудо, которое можно наблюдать каждый год в сотворенном Им мире. Иаков хочет, чтобы мы увидели действия Его всемогущей руки в нашей жизни. Отец поможет и нам, чтобы ничто не омрачило совершенную радость того дня, когда Сын возвратится в сиянии Своей славы.

Но у каждого из нас своя роль. В одной из притч Господа (Мк. 4:26-29) земледелец, не умеющий объяснить или понять процессы роста, тем не менее наблюдает за ростом и созреванием посеянного с неустанной заботой. В стихах 8,9 Иаков призывает и нас к тому же. Во-первых, нужно понаблюдать за жизнью собственного сердца (8). Слова укрепите сердца ваши фактически повторяют и усиливают призыв к долготерпению, в то же время концентрируя внимание на главном: верном сердце. Тот же глагол (sterizo) встречается в Евангелии от Луки 9:51. Там Иисус «восхотел» идти в Иерусалим (в оригинале «утвердился в решении»), чтобы исполнить то, что надлежало сделать. Так, на одном этом примере, мы показали всю силу этого слова: решимость, железная твердость, упорство. Все эти качества должны жить в нашем сердце. Другими словами, Иаков вновь напоминает нам про старого врага — непоследовательность (напр.: 1:6-8; 2:4; 3:11,12; 4:4,8). Он жаждет найти сердца, устремленные к жатве, к пришествию Господа, сердца, в которых нет места сомнениям и колебаниям. Р. А. Уорд проводит четкое разграничение между напитавшимися сердцами из 5:5 и укрепленными сердцами из 5:8. Какой бы ни была наша жизнь, она невозможна без участия сердца. Либо оно потакает нашим слабостям, либо становится источником решимости. Мы можем потерять наш драгоценным плод, если не сохраним желание выполнить свои истинные и твердые обязательства.

Во-вторых, повышенного внимания требует наше общение друг с другом (9). Проявлять терпение нужно как раз в тех отношениях, где нас подстерегает наибольшая опасность его потерять. Стараясь жить для Бога, мы сталкиваемся с различными трудностями и легко можем обвинить в чем-то христиан, наших братьев по вере, или роптать на них. Наши сердца могут подвести нас (8), если мы проявим неверность своим обязательствам и решениям. Наш язык может оказать нам медвежью услугу и лишить плодов, если мы начнем несправедливо относиться к членам нашей семьи (братиям) и нарушать общение с Его народом. Иаков уже учил нас тому, что будущим плодам нужна плодородная почва общения (3:18). Когда наш язык нарушает правила общения, он лишает нас долгожданного плода. Конечно, Судия, переступив через порог нашего земного дома, исследует каждый аспект нашей жизни и служения, но Иаков в связи с темой неминуемого суда напоминает нам о злом языке, который никак не способствует общению.

Благословенная стойкость (5:10-12)

В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. 11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и со-страдателен. 12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою; но да будет у вас «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.

Мы уже говорили, что стих 10 естественно вытекает из стиха 9. Несдержанность нашей речи ведет к очень серьезным последствиям. Нам придется отвечать за свои слова в день пришествия Судьи. Действительно, очень важно выдержать достойно все тяготы и трудности. Иаков выделяет в этом вопросе три очень важных момента. Во-первых, у нас есть основания ожидать в нашей жизни злострадание, для преодоления которого нам потребуется долготерпение (10). Например, у пророков были огромные преимущества, но их жизнь тоже была полна трудностей и лишений. Пророкам отводилось особое место в планах Божьих, они говорили именем Господним. Но, как замечает Миттон, «их верность Божьим повелениям не освобождала их от тех страданий, которые сопровождали их служение». Привилегии и испытания шли в их жизни рука об руку. Иеремию (11:21) преследовали жители его родного города, чтобы заставить замолчать и не говорить от имени Господа. Иезекииль мучился от тяжелой утраты, сопровождавшей его посланническую миссию (24:15 и дал,). Если бы Даниил не страдал вдали от своей родины, мы бы никогда не услышали о нем (1:3-6). Расстройство брака Осии само по себе было знамением Божьим, обращенным к нему и через него словом Бога (1:2,3). Преимущества и страдания, страдания и служение тесно переплелись в жизни пророков.

Во-вторых, Иаков показывает, что мы ублажаем тех, которые терпели (11), то есть мы смотрим на них и инстинктивно чувствуем, что на них почиет благословение Божье. Мы правильно называем Иеремию, Иезекииля, Осию и других пророков людьми, на которых пребывало это благословение. Так же мы относимся к своим современникам, в которых видим добродетель терпения. Мы стремимся выработать такое же терпение. Нам хочется думать, что, когда мы встретимся с болезнями или с трудностями, мы тоже проявим решительность, даже если нас будут одолевать сомнения в исходе этой битвы. На чем основывается эта надежда? Дано ли нам благословение терпеть и стойко переносить невзгоды? Вот так мы и подходим к третьему положению. Иаков приводит в пример жизнь Иова. Он показывает, что Бог подвергает Своих слуг таким испытаниям, которые вырабатывают в них твердость. Именно так Он хочет достичь Своих целей и затем излить на Своих слуг милосердие и сострадание.

История Иова являет собой пример беспрекословной верности. Благословения, которые он наконец получил, нельзя назвать «счастливым концом» из красивой сказки. Эти благословения с самого начала были Божьей целью; но на пути к ним Иову предстояло обогатиться более полным познанием Бога. Вот об этом и говорит как Иов, так и Иаков. Конечно, никто не станет отрицать ценности тех земных материальных благ, которые Господь дал Иову, ибо и в этом проявляется Божье милосердие и сострадание (Иов. 42:10 и дал.). Но сам Иов объясняет это так: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (42:5). Новое познание Господа было настолько более явным, насколько явственнее заочного знакомства бывает личная встреча. Иаков тоже говорит не о благословениях, но о познании Самого Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. Как сказал Иисус, «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Стойкость и долготерпение есть великое для нас благословение, но это благословение следует хранить, а этому весьма мешает наш язык (12). Мы можем подвергнуть эти благословения риску исчезновения, если станем клясться, чтобы подтвердить и усилить значение своих слов. Ранее мы уже видели, что очень легко установить общую связь между стихами 10,11 и 12: в обстоятельствах, требующих проявления терпения, легко срываются с языка несдержанные или необдуманные слова.

Если рассматривать стих 12 в более узком смысле, то вряд ли Иаков выступал против принесения клятвы в суде. Похоже, он думает не о подобных обстоятельствах, а скорее о тех ситуациях, когда христиане в обычных частных разговорах используют клятвы в подтверждение своих слов. Если мы произносим клятву в зале заседаний суда, мы гарантируем полную ответственность за свои слова, на чем так настаивает Иаков. Это есть торжественное и обдуманное заявление, которое не может подвергнуться осуждению. Нелепо полагать, что судьи с первого взгляда распознают в нас людей, которые не способны лгать, а потому наше устное обещание говорить только правду просто отражает нашу причастность к обществу грешников. Если мы любим правду, мы с радостью подтвердим нашу правдивость.

Может быть, сходство стиха 12 в Послании Иакова и учения Иисуса, о котором мы читаем в Евангелии от Матфея 5:33—37 и 23:16-22, поможет нам понять, что хотел сказать Иаков. Господь Иисус рассматривал ситуацию, когда клятвы использовались, чтобы произвести впечатление, что приняты те или иные обязательства или соглашения, в то время как сами слова клятвы по сути дела давали человеку возможность избежать ответственности за то, что он говорил. Клятва использовалась как средство обмануть другого человека. Многие свидетели того времени рассказывают, что клятвы были распространенным явлением в те годы. Р. Дж. Ноулинг приводит цитату из одного языческого источника, в котором утверждается, что среди евреев в то время преобладали «необдуманные и ложные клятвы»1. Такое бывает и среди христиан. Мы используем двусмысленные и неискренние заявления, обещания и обязательства, чтобы добиться своего или чтобы выйти из затруднительного положения. Подчас мы и сами страдаем от подобной «невинной» лжи и заведомо лживых слов и уверений верующих. Было бы еще лучше, если бы мы сами никогда не были виновны в этом грехе. Исайя говорил о нас и для нас, называя себя человеком с нечистыми устами, который живет среди людей с нечистыми устами (6:5).

Knowiing refers to Martial. Epig. xl 94.

Мы чрезвычайно заблуждаемся, если считаем, что слова Иакова никак не относятся к нам лично. Нам нужно научиться говорить просто и исключить из своей речи все скверные выражения, любое легкомысленное упоминание имени Бога, все пустые и ненужные (даже если они безобидные) слова. Любое, даже небольшое волнение заставляет нас употреблять привычные выражения вроде «ради всего святого». А это по сути и есть скрытое злоупотребление именем Бога. Такое бездумное пустословие приоткрывает дверь, и в образовавшуюся щель может пробраться уже более крупный грех. Джеймс Адамсон совершенно прав, когда говорит, что даже искреннее, но излишне частое обращение к Божьему имени в обычной речи в конце концов приводит к непочтительности.

Есть и другой аспект, который также стоит вспомнить, перед тем как произносить клятву. Оглядываясь на прожитые годы, мы понимаем, что Бог посылал нам тяжелые испытания, чтобы приблизить нас к Себе. Чем старше мы становимся, тем большую сердечную благодарность мы испытываем за то благо, что мы получили после испытаний, хотя в то время нам было горько и больно. Иногда взгляд в прошлое сопряжен с печалью и даже раскаянием, потому что мы не смогли удержаться на тех духовных высотах, которых мы достигли во времена испытаний, когда над нами вновь засияло солнце. В ветхозаветные времена люди давали Богу свои обеты тогда, когда их настигали испытания, обещая исполнить свою клятву, как только пройдут тяжелые времена. Но в самом Ветхом Завете говорится, что клятву дать легче, чем выполнить ее, а потому звучит предупреждение: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал, исполни» (Екк. 5:3). Это настолько созвучно словам Иакова, что вполне возможно, что именно эти слова из Писания он вспомнил. В сложных жизненных обстоятельствах мы можем принести необдуманную клятву Богу в самых торжественных словах. Но Иаков призывает нас быть реалистами, не драматизировать ситуацию, отвечать за каждое сказанное нами слово, ибо, к сожалению, часты случаи, когда верующий не сдерживает обещаний, данных Богу.

Мы можем придавать то или иное значение сказанному Иаковом, но главное в его учении все же совершенно очевидно. Говорить «да» и думать так же, говорить «нет» и не колебаться при этом — это и есть честность и цельность характера, а не просто умение употреблять те или иные формы слов. Так Иаков возвращается (как и в разговоре о необходимости укрепить сердца, стих 8) к своей излюбленной теме о том, что именно в нас самих должно быть развито это внутреннее убеждение, свободное от всяких сомнений и колебаний. С открытым перед Богом и людьми сердцем мы должны свидетельствовать о своей преданности истине, потому что истина обитает внутри нас.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.