Эгберт Бринк

Обратная сторона радости

Что послужило широкой известности Екклесиаста (Проповедника)? Почти наверняка вы процитируете его слова «суета сует». И это не удивительно, так как эти слова рефреном повторяются во всех его мудрых изречениях. Это краткое выражение содержит в себе провокационное утверждение: абсолютная бессмысленность всего (NIV), или, как передает это новый Голландский перевод (NBV): «воздух и пустота, говорит Екклесиаст, все это лишь пустота» (1:2 и 12:8, вольный перевод). Все это напоминает нам об Авеле (для обозначения «суеты» Екклесиаст использует то же еврейское слово), о первом человеке, познавшем смерть, и о том, как он умер. Что же такое жизнь? Не является ли она чем-то мимолетным, преходящим, приносящим разочарование, и к тому же бесцельным? Стоит ли тратить усилия для того чтобы жить?

Именно этот вопрос, стоящий в конце ст. 1:3, Екклесиаст ставит перед самим собой. Если жизнь столь мимолетна, то какая польза человеку от жизни под солнцем? Он рассматривает этот вопрос с различных точек зрения (2:11 сл., 3:9, 3:19, 6:8, 7:11, 10:11). Екклесиаст не отрицает того, что человеческая деятельность приносит плоды, он лишь делает ударение на ее временном характере, особенно из-за того, что существует смерть. Он неоднократно подчеркивает, как мало остается из всего того, что совершает человек. Однако такое мнение не приводит к пессимистическому взгляду на жизнь. Я бы даже сказал, что наоборот. Жизнь, какой он ее видит, несомненно стоит того, чтобы жить: наслаждайтесь ею! Светлые стороны жизни имеют свои четкие очертания, безусловно, и они затмеваются тучами; однако темные стороны жизни не устраняют этих четких очертаний. И даже притом, что смерть делает радости жизни кратковременными, Екклесиаст, тем не менее, советует, чтобы мы, насколько возможно, наслаждались жизнью.

 

Наслаждайтесь жизнью!

Это не просто случайный комментарий. Призыв наслаждаться жизнью – это постоянный рефрен. Целых семь раз Екклесиаст призывает к тому, чтобы получать удовольствие от жизни, особенно от тех ее проявлений, которые кажутся малозначительными. Поражает то, что чем дальше читаешь книгу Екклесиаста, этот призыв становится все более настойчивым. В первый раз – это просто наблюдение о том, что, в конечном счете, человеку ничего не остается, как только «есть и пить, и услаждать душу свою от труда своего», ибо и это все – от руки Божьей» (2:24 сл.). Затем, в 3:12, данное наблюдение представляется как результат знания. Затем, после долгих рассуждений, Екклесиаст приходит к следующему своему заключению. Если человек испытывает радость и получает удовлетворение от напряженного труда, который он совершает, – то это дар Божий. И далее, поняв и уразумев многое, он приходит к окончательному выводу, что действительно нет ничего лучше, чем «наслаждаться человеку делами своими» (3:22).

В четвертый раз этот призыв выходит на первый план в 5:18, к которому Екклесиаст привлекает внимание, используя небольшую фразу: «Вот еще, что...» (англ. «take note!» – «примите к сведению»; голл. «let op!» – «будьте осторожны!»). Вот что я увидел (NKJV) и осознал (NIV): есть и пить, и наслаждаться добром, которое дал ему Бог, – хорошо и приятно для человека. Однако Екклесиаст реалистичен, и он признает, что такое наслаждение жизнью не может быть отделено от необходимости усердно трудиться. В 8:15 об этом говорится еще более убедительно, его уверенность еще более возрастает. Его совет теперь звучит еще более вдохновенно: итак, я высоко ценю радость жизни, потому что для человека ничего нет лучше под солнцем, чем есть, пить и веселиться...

Теперь это не просто совет, а обязанность. В 9:7-9 это звучит почти как заповедь. Умудренный жизнью Екклесиаст подчеркивает важность данной темы: «ешь с весельем хлеб твой и пей в радости сердца вино твое!» Такая убежденность подчеркивается подтверждением от Самого Бога: Бог благоволит к делам твоим. Наконец, в 11:9 находим личное обращение к молодому человеку: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей!»

 

Неправильное толкование

Часто ли нам приходилось слышать проповеди, прочитанные на последний стих, которые адресованы исключительно к молодым людям? Такая его особенность состоит в искусственном противопоставлении, появившемся отчасти благодаря общепринятому переводу. Наслаждайся, но помни, что однажды настанет день, когда ты должен будешь дать отчет (синод. перев. – «только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд»). Однако здесь нет причин для того, чтобы делать перевод в виде противопоставления. Гораздо более правдоподобным переводом будет следующий вариант: и помни, что однажды настанет день, когда ты должен будешь дать отчет за свои удовольствия (NBV – Новый голландский перевод Библии, 2004). Наслаждался ли ты жизнью в те моменты, когда имел возможность наслаждаться? Несомненно, будут и трудные дни, сулящие наполнить вашу жизнь горечью. Екклесиаст достаточно прагматичен, чтобы осознавать это. Однако вопрос состоит в том, полностью ли вы воспользовались благоприятными возможностями и шансами. Здесь говорится о мудрости и умении жить.

 

Радость, данная Богом

Таким образом, наставление юноше – это не отдельное наставление, оно глубоко укоренено в рассуждениях Екклесиаста в целом. Я убежден в том, что связь между рассмотренными здесь семью ключевыми текстами книги Екклесиаста выражает способ представить, каков есть Бог. Он есть Тот, кто дает радость в небольших удовольствиях, предлагаемых жизнью. Он есть Тот единственный, в чьих руках находится счастье, и Тот, Кто дает его. Вновь и вновь мы слышим: рука Божья (2:24), дар Божий (3:13), доля человека (от Бога) (3:22), или же буквально утверждается, что радости этой жизни даются Богом (5:18, 8:15). Наконец, в 12:1 наступает кульминация: Бог есть Создатель. Помни Создателя, пребывая в отношениях с Ним (синод. перев. – «в дни юности твоей»). Жизненные удовольствия – дар Творца, и его можно принять по-настоящему, только находясь в живом общении с Ним.

Примечательно, что во всех призывах присутствует тень смерти. Из-за этого люди говорят «лови момент»: куй железо, пока горячо, ибо завтра умрем. По отношению к Екклесиасту это будет несправедливо. Каждый раз, проанализировав сложную ситуацию, или испытав разочарование, он дает положительный совет, но не для того, чтобы противопоставить одно другому.

 

Баланс в Божьих руках

В мудрых изречениях Екклесиаста я узнаю втрое скрученную нить: мимолетность жизни, радостные ощущения от прожитой жизни и тень смерти. Каждая из этих нитей имеет связь с Богом. Радость жизни есть дар Божий, предлагаемый лично каждому. Временный характер человеческой деятельности противопоставляется постоянству Его труда! (В книге Екклесиаста труд Божий нигде не описан как «суета»)! Именно Бог управляет смертью и определяет момент смерти. Сам Бог создает во всем этом некую напряженность, сохраняет ее, и, как никто иной, осуществляет контроль над реальностью.

Светлая сторона жизни располагается рядом с темной, не снимая этой напряженности. Радость жизни является и остается реальным даром свыше. Тень смерти – это черная кайма вокруг радости жизни, но она не отбирает этой радости, ибо человек находит свое конечное предназначение в Боге-Творце. Дух жизни возвращается к Богу, Который и дал его (21:1 и 12:7). И не имеет значения, сколько в вашей жизни будет рубцов, подобных рубцам Авеля; благодарение Богу, Он не лишил детей Адама всех радостей и удовольствий. Звучит провокационно, в духе Екклесиаста: жизнь без крупицы радости – это, практически, атеизм.

 

Э. Бринк

 

Эта статья была первоначально опубликована как «Genieten met een donker randje (Prediker)» в: Koert van Bekkum a.o. (Eds.), Gods Woord in mensentaal. Denken over het gezag van de Bijbel, Barneveld: Nederlands Dagblad 2003, pp. 162-165.

 

Об авторе:

Пастор Эгберт Бринк с 1997 г. является служителем Реформатской церкви (освобожденной) в г. Ваддинксвен (Голландия). Получил образование в Теологическом университете г. Кампен (Голландия) и на Факультете Свободной теологии в Экс-ан-Прованс (Франция). Написал нескольких книг. Является также автором популярного пособия по реформатскому вероучению «Его Слово прежде всего».

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.