Новый библейский комментарий. Часть 2

Книга Пророка Наума

Введение

Пророк Наум

Все, что мы знаем о Науме, исходит из самой книги. Он был родом из Елкоса (или Элькоша), но нам неизвестно, где находился этот город. Выдвинуто по меньшей мере четыре гипотезы о его расположении, начиная от Иудеи и кончая Ассирией. Большинство комментаторов считает, что Наум произносил свои пророчества в Иерусалиме (во всяком случае, в Иудее), но, возможно, он был одним из высланных ранее в Ассирию или «рассеянных между народами» израильтян (Иер. 23:1—3; Иез. 11:16; Иоил. 3:2).

Имя «Наум» означает «утешенный, утешающий, утешитель». Корень имеет значение «получать удовлетворение от мщения» (Ис. 1:24; 57:6), и это как нельзя лучше подходит Науму. Народ Божий испытывает облегчение и утешение, когда Бог мстит его врагам!

Вероятно, Наум жил незадолго до крушения Ассирийской империи, которое было предрешено падением Ниневии в 612 г. до н. э. — событием, на котором он сосредоточивает свое внимание. Видимо, Наум пророчествовал после разграбления Фив на Ниле в 663 г. до н. э., о чем говорится в 3:8. (См. табл. на с. 217).

Историческая обстановка

Ниневия была столицей Ассирии — самого жестокого и безжалостного государства древнего мира. Ассирийцы внушали ужас своим потенциальным жертвам не только тем, что разрушали и сжигали покоренные города, но и тем, что подвергали их жителей мучениям и издевательствам.

Ашшурбанипал, один из ассирийских царей, в следующих выражениях похвалялся тем, что расстроил планы неких заговорщиков: «Что касается этих простолюдинов, неуважительно говорившихся о моем боге Ашшуре и участвовавших в заговоре против меня, государя, почитающего своего бога, то я вырвал у них языки и унизил их. В качестве посмертной жертвы я раздавил оставшихся в живых теми самыми статуями богов–покровителей, среди которых они убили Синахериба, моего деда. Их разрубленные на куски тела я скормил собакам, свиньям, шакалам, грифам, птицам небесным и рыбам в глубоких водоемах».

Именно ассирийцы разрушили Самарию, а вместе с ней и все Северное царство. В 4 Цар. 17:5 сказано: «Царь Ассирийский… держал ее [Самарию] в осаде три года». Можно представить, как голодали ее жители и какое отчаяние охватывало их при виде непобедимых ассирийских полчищ. Они знали, что эти воины совершенно безжалостны. Они будут сдирать кожу с живых людей и крючьями вытаскивать их из укрытий. А если осажденные еще не знали, на что способны их враги, то ассирийцы готовы были напоминать об этом ежедневно (ср.: речь ассирийского военачальника перед Езекией в Ис. 36:4–10). В Британском музее хранятся каменные рельефы из Ниневии, на которых показано, как поступали ассирийцы с покоренными городами. На одном из них изображена огромная куча человеческих голов. В сцене осады Лахиса изображены три человека, посаженные на деревянные колья за пределами города, — как наглядное пособие для тех, кто еще прячется внутри. Пленников часто калечили, отрезая им руки, ноги, носы, уши или языки. На рельефе из Хорсабада изображены ассирийские колесницы, едущие по искалеченным телам. Младенцев часто разбивали о камни (Наум 3:10; ср.: Пс. 136:9). Женщин забирали в качестве трофеев, а беременных обычно лишали плода.

Захватив город, ассирийцы принимали жесточайшие меры, чтобы в будущем у них не возникало никаких проблем. Так, после падения Самарии в 721 г. до н. э. из города было выслано 27 тыс. человек, а на их место поселили примерно столько же пленников из других мест. Это подрывало единство и угрожало национальному самосознанию народа, создавая препятствия в организации сопротивления в будущем.

Мы понимаем, почему людей пугала мысль, что Бог позволит ассирийцам осуществить наказание от Своего имени. Тем не менее в нескольких местах Библии сказано, что ассирийцы были орудием наказания в Его руках.

Книга пророка Наума появилась значительно позже падения Самарии. Ниневия пала в 612 г. до н. э., следовательно, служение Наума следует отнести ко времени, предшествующему этому событию. Девяносто лет — это долгий срок для ожидания возмездия преступному народу. Между прочим, Иона проповедовал в Ниневии как раз накануне 721 г. Он упоминается в 4 Цар. 14:25 (книге, относящейся к царствованию Иеровоама II, 793–753 гг. до н. э.) как пророчествовавший ранее.

Хотя Божье возмездие может быть отложено, Бог никогда о нем не забывает; Он ревностно заботится о справедливости. Книга Пророка Наума доказывает это с исчерпывающей полнотой.

Основная идея

Книга Пророка Наума — это небольшая, необычайно страстная книга, пронизанная одной главной идеей: Господь наказывает Ассирию за ее вопиющие злодеяния. Манера, избранная Наумом для выражения этой идеи, приводит в отчаяние некоторых впечатлительных комментаторов. Тон задан в самом начале (1:2), где сказано буквально следующее: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих».

Слово, переведенное как «ревнитель», образовано от корня, имеющего значение «рвение, усердие, ревность». Оно может указывать на ревность в негативном смысле, то есть зависть (Быт. 26:14; 30:1; 37:11; Пс. 72:3), но чаще означает «испытывать оправданную ревность» (напр.: Чис. 5:14,30) или «иметь похвальное рвение» (напр.: Чис. 11:29; 25:11). Слова, переведенные как «мститель, мстит», образованы от корня, который мог иметь негативный смысл, например, «вынашивать планы мести против своего ближнего». Это запрещено в Лев. 19:18 и противопоставлено любви: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя». Обычно этот корень используется для обозначения справедливого возмездия (Чис. 31:2—3; Втор. 32:43). Выражение «страшен в гневе» указывает на крайнее раздражение и ярость (Быт. 27:44–45; Дан. 8:6).

Итак, Книга Пророка Наума — это весьма эмоциональная книга. Бог Библии — это не равнодушный, неприступный и невозмутимый бог, подобный философскому идеалу древних греков. Он взирает на людской род, видит его греховность и восклицает: «Как вы смеете так себя вести в Моем мире? Я сотворил вас, и без согласия со Мной у вас не будет ни жизни, ни права на существование, ни будущего. Все дурное в этом мире должно быть исправлено, и Я об этом позабочусь».

Идеи такого рода не встречают в наши дни особой поддержки со стороны образованного обывателя, и Книга Пророка Наума служит хорошим напоминанием о том, что Бог заботится о Своем мире и накажет грех. Но мы, конечно, должны помнить, что чувства Бога не похожи на наши чувства, и гнев Бога не похож на наш гнев. Он справедлив и бескорыстен; в 1:3 дается необходимая корректива: «Господь долготерпелив и велик могуществом». И все же пророк возвращается к своей изначальной мысли: «[Господь] не оставляет без наказания».

Дополнительная литература

Boice J. M. The Minor Prophets, 2 vols. (Zondervan, 1983, 1986).

Baker D. W. Nahum, Habakkuk, Zephaniah, TOTC (IVP, 1988).

Coggins R. J. Israel among the Nations: Nahum, Obadiah, Esther, ITC (Handsel, 1985).

— — — — — , published in USA as Nahum, Obadiah, Esther: Israel among the Nations (Eerdmans, 1985).

Craigie P. С. Twelve Prophets, vol. 2. DSB (Westminster/John Knox Press, 1985).

Achtemeier E. Nahum — Malachi (Westminster/John Knox Press, 1985).

Amerding C. E. Nahum, Habakkuk, EBC (Zondervan, 1985).

Robertson O. P. The Books of Nahum, Habakkuk andZephaniah, NICOT (Eerdmans, 1990).

Содержание

1:1 Надписание

1:2–8 Гимн Господу

1:9–15 Весть о наказании Ассирии и спасении Иудеи

1:9–11 Наказание злоумышленников

1:12–14 Противопоставление будущего Иудеи и Ассирии

1:15 Благовестник

2:1 3:19 Падение Ниневии: описание и истолкование

2:1—13 Предсмертная агония Ниневии

3:1–4 Горе Ниневии!

3:5—19 «Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф»

Комментарий

1:1 Надписание

В ст. 1 книга определяется как пророчество, или «бремя». См. примеч. к Зах. 9:1. Выражение книга видений по меньшей мере подразумевает, что пророк видел нечто, недоступное обычному взгляду. О Ниневии и Елкосе см. выше во «Введении».

1:2–8 Гимн Господу

2–За В этих стихах сообщается, что Господь — это Бог, который совершает мщение, но только в соответствии со справедливостью. Он терпелив и великодушен, однако не позволит, чтобы зло осталось безнаказанным. С ним следует рассчитаться (см. об основной идее книги выше). Ревнитель — это одна из характеристик Бога, истинность которых подтверждается и в Новом Завете (напр.: Мф. 7:21—27; Мк. 11:15–17; Рим. 1:18–32; Отк. 2 — 3).

3б—6 Пророк воспевает власть Бога над всей землей. Эти стихи вполне могли бы войти в состав Псалтири как псалом, прославляющий Господа. Но и в них отчетливо проступает основная мысль Наума. Из Книги Пророка Исайи мы знаем, что ассирийцы приписывали свои успехи собственному могуществу и покровительству своих богов (Ис. 10:12–18; ср.: Соф. 2:13–15). Наум описывает Бога в связи с грандиозными и пугающими природными явлениями, по сравнению с которыми ассирийцы и их боги совершенно ничтожны.

В ст. 6 гнев Бога упоминается трижды: негодование, пламя гнева, гнев Его… как огонь. Это повторение, как и в ст. 2–За, чрезвычайно знаменательно.

Современники Наума (если они не были богаты и знатны) строили свои дома из сырцового кирпича, а крышу делали из деревянных балок и прутьев, которые обмазывали глиной и белили. В бурю они остро ощущали свою незащищенность перед силами природы. И все же, говорит Наум, в вихре и в буре шествие Господа; там Он в Своей стихии, там пролегают Его пути. Облака, кажущиеся нам огромными, — это всего лишь пыль от ног Его. Израильтяне не были мореплавателями, и море внушало им благоговейный трепет. И сейчас, несмотря на все наши достижения в области науки и техники, корабли по–прежнему исчезают в море. А Бог запретит… морю и оно высыхает.

Здесь подразумеваются по меньшей мере два обстоятельства, на которые мы должны обратить внимание. Это разделение вод Чермного моря, позволившее израильтянам уйти от погони (и потопившее египтян, пытавшихся остановить их), а также переход через Иордан, когда Иисус Навин вел народ Израиля в Ханаан. В обоих случаях Бог удержал воду, чтобы позволить народу пройти. Когда Иисус успокоил волны моря Галилейского (известного своими сильными и непредсказуемыми бурями), Он косвенно проявил Свою Божественность (Мк. 4:35–41). «Кто же это, — говорили между собою ученики, — что и ветер и море повинуются Ему?» Кто же это мог быть, как не Сам Господь?

Васан и Кармил (4), наряду с Ливаном, — это были районы Палестины, наиболее богатые лесами. Ливан славился своими громадными вековыми кедрами. Но перед Господом блекнет цвет на Ливане. Неподвижные древние горы трясутся пред Ним (5). Это означает, что горы дрожат не только от подземных колебаний, но и от страха (ср.: Иез. 12:18). Земля колеблется перед Ним, и вселенная и все живущие в ней. Вероятно, Наум имел в виду последствия бурь и наводнений, которые он видел своими глазами и о которых слышал.

7—8 Здесь перед нами, как и в ст. За, уравновешивающее замечание о доброте Бога и — стремительное возвращение к основной теме. Благ Господь убежище в день скорби — и знает надеющихся на Него.

В Ветхом Завете довольно часто глагол «знать» означает не просто осведомленность, а заинтересованность и заботу (напр.: Исх. 33:12; Пс. 102:13–14). В NIVb ст. 8 вставлено слово Ниневия (а также в 1:11,14; 2:1). Сам пророк не упоминал название города вплоть до 2:8, вероятно, для того чтобы создать напряжение и вызвать вопросы у своих слушателей, а также для большего эффекта в момент произнесения этого названия.

1:9—15 Весть о наказании Ассирии и спасении Иудеи

1:9—11 Наказание злоумышленников

9 Здесь перед нами как бы новое начало. Подробно остановившись на преимуществах согласия с Богом и опасностях противостояния Ему, Наум обращается к врагам: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится». Заметьте, что тем, кто слышал это впервые, было нелегко сообразить, к кому обращается Наум. Ниневия еще не упоминалась (до 2:8), а непосредственное обращение к Иудее появится только в ст. 15. 10 Этот стих очень труден для перевода. Перед нами три различных образа бедствия: сплетшиеся… как терновник и неспособные пошевелиться; упившиеся как пьяницы и неспособные контролировать и защищать себя (ср.: Пс. 106:27; Прит. 23:29–35; Ис. 29:9); они пожраны будут [сгорят]… как сухая солома. Возможен другой перевод: «Хотя они и уподобятся сплетшемуся терновнику и промокнут от вина, они пожраны будут совершенно, как сухая солома». Другими словами, несмотря на то что они кажутся мокрыми и несгораемыми, они непременно вспыхнут от пламени Господа. 11 Считается, что здесь идет речь о Синахерибе, ассирийском царе, который восстал против Господа, разрушив 46 городов Иудеи и устроив осаду Иерусалима в 701 г. до н. э.

1:12—14 Противопоставление будущего Иудеи и Ассирии

12—13 Здесь впервые встречается обращение к Иудее (для большей ясности в NIV добавлено «о, Иудея»). В древнееврейском пророчестве смена адресата происходила довольно часто. Господь говорит, что как бы ни были сильны ассирийцы, они будут посечены и исчезнут; а тебя [Иудея]… Я… более не буду отягощать. Ярмо, лежащее на Иудее (символ порабощения), будет сокрушено, а узы (символ неволи) будут разорваны. 14 Пророк снова обращается к Ниневии (Ассирии), на этот раз со словами Господь определил. Это подчеркивает твердость решения. Не будет более семени с твоим именем, т. е. у тебя не будет потомков. Пресечение рода считалось величайшим проклятием (ср.: Пс. 36:22,28–38; Ис. 48:19). Господь истребит истуканов и кумиров в храмах ассирийцев, и они поймут, что их боги — ничто.

Имеет смысл задуматься о современных аналогах ассирийских богов, даровавших, как считалось, такие желанные вещи, как власть, уверенность, богатство и роскошь. Сейчас для некоторых это может быть их корпорация, щедро вознаграждающая тех, кто беспрекословно подчиняется и приносит пользу, и уничтожающая тех, кто выходит за рамки дозволенного. Какими бы всесильными ни казались ложные боги, с которыми мы сталкиваемся, полезно помнить, что их могущество скоротечно и иллюзорно, и что Господь — единственный Бог.

1:15 Благовестник

Этот стих образует переход от общего возвещения о целях Бога к подобному описанию участи Ниневии. Он напоминает более известный стих в Ис. 52:7 (Ис. 40:9 также имеет с ним некоторое сходство). Новый Завет ссылается на него в Деян. 10:36 и Рим. 10:15. В поэтической форме здесь отражен тот факт, что победа одержана. На иудейских горах появляется благовестник: битва выиграна, угнетению пришел конец, устанавливается мир. Празднуй, Иудея, праздники твои, то есть устраивай победные торжества с благодарственными жертвоприношениями, все участники которых будут есть жертвенное мясо. Исполняй обеты твои — здесь подразумевается обычай давать обет перед битвой. Вероятно, самым известным и самым нелепым был обет Иеффая (Суд. 11:30–31).

2:1 — 3:19 Падение Ниневии: описание и истолкование

В 2:1–12 представлено яркое, внешнее хаотичное описание борьбы жителей Ниневии за выживание и их поражение. Видя, как неприятель грабит город, они испытывают невыносимые муки. В ст. 13 повторяются две темы, упомянутые в предыдущих стихах: «колесницы», которые неслись по улицам на защиту города, будут сожжены (4), а «львята», которые прежде получали добычу в своем логове, будут поражены мечом, и добыча их будет истреблена (11–12).

Причина такого исхода провозглашается в начале ст. 13: «Вот, Я — на тебя…». Пример такого же описания–пророчества появляется и в следующих стихах. В 3:1–4 описывается «город кровей», а в 3:5 Господь снова говорит: «Вот, Я — на тебя…». Прямое обращение к Ниневии продолжается до конца этой главы (и всей книги). Повторы как стилистический прием часто встречаются в древнееврейской литературе. Многие ученые рассматривают его как действенный способ усиления выразительности.

2:1—13 Предсмертная агония Ниневии

Здесь перед нами не хронологическая последовательность событий, а ряд сцен, изображающих последние дни Ниневии.

Ниневия является непосредственным адресатом этого пророчества (см.: ст. 8). Слова поднимается на тебя разрушитель относятся к Вавилону, который был завоеван Ассирией. Ассирия, уничтожившая так много других народов, сама будет уничтожена. Охраняй твердыни, то есть следи, чтобы неприятель не насыпал за городской стеной земляной вал, по которому войска осаждающих поднимутся на стену. Возможно, однако, что это относится к валу с внутренней стороны стены. Если вал за стеной становился выше, осажденные возводили вал внутри города. В конце концов нападающие выиграют, так как у них больше материалов и пространства, чтобы насыпать более высокий вал. В любом случае это дает представление о бурной деятельности с обеих сторон. Нападающие, вал которых становится все выше и выше, внимательно следят, чтобы никто не ускользнул из города, и готовятся к последнему штурму, заранее предвкушая победу. И осажденные, слабеющие от недостатка пищи и воды, отчаянно собирающие свои последние силы, пытаются отсрочить окончательный разгром, унижение и пытки.

2 Этот стих стоит особняком. В нем излагается причина происходящего: ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, и, следовательно, его притеснители будут наказаны. Возможно, это следовало бы перевести так: «Господь возвращает славу Израиля», то есть нет больше необходимости в наказании Божьего народа, и Ниневия сходит со сцены.

3—5 Пророк возвращается к описанию осады. Здесь возможны два варианта толкования. Согласно первому варианту, в ст. 3—4 речь идет о вавилонянах, представлявших собой устрашающее зрелище. Они либо уже внутри Ниневии, либо несутся по улицам и площадям предместья за городской стеной. В ст. 5б они спешат к стенам города. Ст. 5а — это, возможно, довольно неожиданное замечание о действиях ассирийского командующего. Впрочем, слова они спотыкаются на ходу своем могут просто указывать на спешку нападающих, стремящихся поскорее подняться на стену и довести свое дело до конца.

Согласно второму варианту, ст. 3—5 можно истолковать как описание смятения жителей Ниневии, бегущих к месту наибольшей опасности. Колесницы, описанные в ст. 3–4, выглядят впечатляюще, но и они в общем хаосе не спасают положения.

6 Речные ворота — это, очевидно, место, где различные каналы, окружающие Ниневию, входили в город. Впрочем, возможно, здесь говорится о роли, которую сыграла река в падении города. Река, которая служила городу прекрасной защитой, стала врагом (нападающие, вероятно, отвели воду во рвы и по руслу реки Хуцур ворвались в город. — Примеч. ред.). Дворец разрушается (букв, «тает») могло означать «находится в угрожающем состоянии». 7 Древнееврейский текст здесь неясен, но общий смысл ст. 7–12 понятен: жителей города уводят в плен; даже рабыни оплакивают свою судьбу; сокровища Ниневии расхищаются; людей пугает перспектива оказаться в руках вавилонян.

11–12 Ниневия изображена в виде логовища львов, в которое лев (Ассирия) приносил похищенное у других народов. Семейство льва пребывало в своем логовище в безопасности и довольстве, а что теперь? Причину падения Ниневии можно сформулировать очень просто: Вот Я — на тебя, говорит Господь Саваоф (13). И пророк снова обращается к двум основным образам предыдущего описания — поражению в битве и истреблению львов. Послы — это, вероятно, те, кого посылали требовать от народов беспрекословного подчинения и/или дани (ср.:4Цар. 18:19— 35; 19:8—14). Этот стих и поныне приводит нас в трепет. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). А если Бог против нас, что тогда? Какой смысл в любых союзниках?

3:1—4 Горе Ниневии

1 Горе — это восклицание, которое пророки часто адресовали тем, кого собирался покарать Господь. Первоначально его, вероятно, использовали в плаче по умершему, и оно всегда свидетельствует о каком–то несчастье. Город кровей — это, конечно, Ниневия, пролившая море крови. Логично упоминание здесь грабительства и убийств, связанное с темой битвы. Но почему упомянут обман! Должно быть, потому, что лживость — это одно из свойств тех, кто противостоит Господу, Богу правды. Идолы рассматриваются всегда как нечто ложное и фальшивое. Это напоминание и предупреждение о том, что ложь и обман гораздо более опасны, чем принято считать в современном обществе.

2–4 Пророк продолжает яркое, но допускающее двоякое толкование описание битвы (2—3). Возможно, речь идет о нападении Ассирии на другие народы в качестве кары за их блудодеяния (4). С другой стороны, оно может относиться к нападению вавилонян на Ассирию в знак наказания за ее блудодеяния. В любом случае, в ст. 5 этот порок подвергается осуждению. Слово блудодеяния многократно используется по отношению к Израилю, подразумевая неверие. Применительно к политическим союзам оно означало веру в другие силы и, следовательно, недоверие Богу. Подобная внешняя политика вела к уменьшению почитания Господа под влиянием других народов, у которых, как казалось израильтянам, были сильные боги и привлекательные обычаи. Упоминание чародейства может означать либо колдовство как таковое, либо искусство управления и дипломатии, которое оказывало на народы магическое воздействие.

3:5—19 «Вот, Я — на тебя, говорит Господь Саваоф»

Мы отметили это устрашающее предупреждение в 2:13. Здесь оно предваряет пространное обращение к Ниневии, в котором сочетаются описание наказания и его обоснование.

6—7 И подниму на лице твое края одежды твоей, и покажу народам наготу твою означает бесчестье и наказание гордыни. Как блудница «открывает свою наготу» (выражение, означающее половые отношения, в Лев. 18:6—23 и др. местах), так и наказание включает в себя показ «наготы» Ниневии. Возможно, это связано с обычаем выставлять напоказ блудниц или прелюбодеек (Иез. 16:37–41; ср. также: Ис. 20:2–4; Иер. 13:22,26). И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор (6) — этим подчеркивается, что поскольку Ниневия была безжалостна, то ее тоже никто не пожалеет. Риторические вопросы в ст. 7 подразумевают, что никто не будет оплакивать или утешать Ниневию.

8—9 В этих стихах упоминаются Фивы (букв. «Но–Аммон») — город, былое величие которого кануло в лету. Амон — это имя бога, которого почитали в Фивах и который считался их покровителем. Разве ты лучше? означает: «На каком основании ты считаешь, что ты лучше?» Фивы были самым знаменитым городом Египта в 1580–1205 гг. до н. э. Его украшали величественные памятники, и даже теперь его руины поражают воображение. На восточном берегу Нила располагалась жилая часть города, а на западном — огромный некрополь, или город гробниц. Была там и большая искусственная гавань. По–видимому, Нил разделялся в этом месте на четыре рукава или канала, что объясняет смысл следующих стихов: «находящегося между реками, окруженного водою». Фивы были столицей великой империи, простиравшейся от Сирии до Нубии, но они погибли (10); то же самое ожидает Ниневию(11).

10—11 Младенцы его разбиты. Этот варварский обычай упоминается в 4 Цар. 8:12; Ис. 13:16 и Ос. 14:1. Детей хватали и разбивали их головы о стены или камни. Целью было истребление всего населения; по той же причине вспарывали животы беременным женщинам (ср.: Ам. 1:13). Так и ты — опьянеешь (11). Беспомощный и беззащитный, пьяный ходит шатаясь и ничего не понимая. Не способные сражаться, жители Ниневии будут пытаться спрятаться и найти какое–нибудь убежище. И скроешься — то есть исчезнешь с лица земли.

12–18 В этих стихах последовательно возникает ряд ярких картин. Укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами (12). Легкое встряхивание заставит плоды упасть прямо в рот желающего есть. Точно так же уязвимы и бессильны жители Ниневии. Ее воины подобны женщинам (13) — не женщинам в современных армиях, физически сильным и умеющим воевать, а женщинам того времени, которые никогда не участвовали в битвах и были слабыми и беззащитными. Настежь отворятся ворота — они больше не служат защитой от врага.

Ниневия сравнивается с хорошо укрепленным городом, подвергающимся осаде (14—15а). У осажденных есть вода, их укрепления надежны, проломы заделаны. Но их пожрет огонь и посечет меч. О защитниках и князьях Ассирии сказано, что они — как саранча, а военачальники… как рои мошек (15б—17). Кажется, что они повсюду, но затем внезапно исчезают. Здесь уместно вспомнить обетование Аврааму (Быт. 15:5; 22:17). Хотя ассирийцы выглядят не менее плодовитыми, чем потомки Авраама, однако неуклонный рост населения гарантируется только заветом с Богом. О пастырях сказано, что они спят (т. е. вожди мертвы) и потому не могут собрать рассеявшихся ассирийцев.

19 В заключение говорится о том, что ни помощи, ни сочувствия Ассирия не встретит. Наоборот, услышавшие весть о падении Ниневии будут рукоплескать и радоваться, ибо все испытали ее беспрестанную злобу. (См.: Иез. 25:6, где рукоплескание как выражение недоброжелательства связано с радостью по поводу чужих страданий.) Когда зло будет, наконец, уничтожено, наказанный не вызовет никакого сожаления. Божья кара расценивается как абсолютно справедливая. Какие–либо признаки сочувствия или сознания возможной ошибки отсутствуют. Нам довольно трудно это понять. Как можно не сожалеть о том, что многие попадут в ад? Разумеется, очень печально то, о чем свидетельствует плач по Вавилону в Отк. 18 (который сменяется радостью в Отк. 19). В конце концов все последствия греха будут уничтожены.

Таким образом, Книга Пророка Наума весьма недвусмысленно говорит нам о том, что зло будет наказано. Она призывает воздерживаться от греха. И она ободряет, когда на нас обрушиваются несчастья, напоминая о том, что последнее слово будет принадлежать Богу. Необходимо, чтобы эта весть дошла до сознания каждого из нас, чтобы мы помнили о ней, когда наши гонители «умножаются как саранча», или когда мы надеемся, что нам сойдет с рук недостойное поведение. Пусть книга эта невелика, зато ее идеи чрезвычайно важны.


Butterworth Mike

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.