25.02.2017
Скачать в других форматах:

Джон Чарльз Райл

Размышления над Евангелием от Луки

Глава 23.

 

Евангелие от ЛУКИ 23:1-12

 

1  И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

2  и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

3  Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

4  Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

5  Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

6  Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

7  И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

8  Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,

9  и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

10  Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

11  Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

12  И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

 

Во-первых, заметим в этом отрывке, какие ложные обвинения были предъявлены нашему Господу Иисусу Христу. Лука пишет, что иудеи обвинили Его в том, что “Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю... Он возмущает народ”. Мы знаем, что во всех этих обвинениях не было и слова истины. Осуждая Иисуса, иудеи просто хотели заручиться поддержкой римского правителя.

Лжесвидетельство и клевета — это излюбленное оружие дьявола. С самого начала он был лжецом, и сейчас остается таким (Ин. 8:44). Если он не может остановить дело Божье, тогда он старается очернить служителя Божьего и подорвать его авторитет. Так он нападал на Давида. “Восстали на меня свидетели неправедные, — говорит царь, — чего я не знаю, о том допрашивают меня” (Пс. 34:11). Так он нападал и на пророков. Илия был назван “смущающим Израиль” (3 Цар. 18:17). Иеремия был человеком, который “не благоденствия желает народу сему, а бедствия” (Иер. 37:4). Это же оружие он использовал, атакуя апостолов. Они были названы “возбудителями мятежа”, “всеизвестными возмутителями” (Деян. 24:5; 17:6). Это же оружие дьявол применял, постоянно нападая на нашего Господа во время Его земного служения. Он побудил своих прислужников назвать Христа обжорой и пьяницей (Лк. 7:34), самарянином и сатаной (Ин. 8:48). И в присутствии Пилата Иисусу были предъявлены обвинения, в которых не было и слова правды.

Служитель Христов не должен удивляться, если ему придется пить из той же чаши, что и его Господу. Если святого, беспорочного и безгрешного Иисуса так жестоко оклеветали, то кто может избегнуть подобной участи? “Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?” (Мтф. 10:25). Как только не очерняют святых! Их беспорочность не защищает их от клеветы других. Даже полная святость не убережет нас от лживых языков. И это испытание мы должны переносить терпеливо. Это часть креста Христова. Мы должны спокойно ждать, вспоминать обетования Божии и верить, что в конечном итоге мы все равно восторжествуем. “Предай Господу путь твой, — говорит Давид, — и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень” (Пс. 36:5, 6).

Во-вторых, заметим в этих стихах, что необращенные люди, находящиеся у власти, могут иметь противоречивые мотивы. Лука пишет, что, когда Пилат послал Иисуса к Ироду, правителю Галилеи, тот, “увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо”.

Ирод очень любил мирское. Ради забавы он убил Иоанна Крестителя, спокойно сожительствовал с женой своего брата. Казалось бы, у такого человека вряд ли может появиться желание увидеть Иисуса. Но муки совести не давали Ироду покоя. Он часто вспоминал о том, что пролил кровь святого Божьего, и это лишало его сна. Молва о том, что Христос проповедует и совершает чудеса, дошла даже до его дворца. Ирод услышал, что появился еще один борец с грехом, даже более ревностный, чем Иоанн Креститель. И Он подтверждает свое учение такими чудесами, которые даже царю совершить не под силу. Эти слухи полностью лишили Ирода покоя. Не удивительно, что ему было любопытно увидеть Христа.

К сожалению, во все времена существования Церкви было много таких же великих и богатых людей, как Ирод, которые жили без Бога, без веры, только для себя. Обычно все вокруг льстят им и лицемерят в их присутствии, никто не говорит им правды о состоянии их душ, и поэтому они высокомерны, деспотичны и не знают другой воли, кроме своей. Но даже такие люди иногда испытывают муки совести и страх. Бог посылает к ним людей, которые смело обличают их в грехах. И тогда в них просыпается беспокойство. Такие люди чувствуют, что их “поймали”, и они уже не могут избавиться от этого ощущения. Их тянет к служителю Божьему, как бабочку тянет к огню, и, кажется, ничто не может погасить их интерес к нему, хотя они и не слушают то, что он говорит. Они открыто прославляют его таланты и восхищаются той властью, которую он имеет. Как и Ирода, их одолевает страшное любопытство: они просто хотят увидеть и услышать служителя Божьего. Но как и у Ирода, их сердце приковано железными цепями к этому миру. Гонимые бурями страсти и похоти, они никогда не останавливаются и, в конце концов, несмотря на периодически пробуждающуюся совесть, так и умирают в своих грехах.

Пусть же пример Ирода научит нас с сочувствием относиться к великим людям. Хотя внешне они обладают властью и славой, но внутри они очень часто оказываются глубоко несчастными. Под шелками их одежд бьется сердце, в котором нет мира. Человек, который хочет быть богатым, не знает, чего он хочет. Будем же молиться за богатых и жалеть их. Ибо в гонке за вечной жизнью они тащат на себе тяжелую ношу. И если они спасаются, то только по великой благодати Божьей, ведь наш Господь говорил: “...удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Мтф. 19:24).

И наконец, заметим в этом отрывке, как быстро в деле клеветы на Христа необращенные люди находят общий язык. Лука пишет, что в тот день, когда Пилат послал Иисуса к Ироду, “Пилат и Ирод сделались друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом”. Мы не знаем, по какой причине они враждовали. Может, они были в ссоре по каким-то мелким вопросам, что часто бывает между великими людьми, как, впрочем, и между самыми обычными. Но когда у них появился общий объект для ненависти, презрения и страха, все старое было забыто. По каким-то вопросам у Пилата и Ирода не было согласия, но в вопросе гонения на Христа они были заодно.

Нечто подобное очень часто происходит в мире. Люди самых разных убеждений нередко объединяются, чтобы вместе противостоять истине. Проповедники противоречащих друг другу учений тотчас находят общий язык, когда нужно сражаться с Евангелием. Во дни нашего Господа фарисеи и саддукеи сотрудничали, стремясь уловить Иисуса из Назарета и предать Его смерти. И сегодня католики и соцининане, неверующие и идолопоклонники, любящие удовольствия и фанатичные аскеты, либералы и консерваторы — все выстроились в один ряд, наступая на евангельскую веру. И объединило их одно — ненависть ко кресту Христа. Выражаясь словами апостолов из книги Деяний, “поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским” (Деян. 4:27). Все эти люди ненавидят друг друга, но Христа они ненавидят еще больше.

Истинный христианин не должен удивляться такому враждебному отношению мира. Пусть его не поражает, что все вокруг объединились в своей нелюбви к его вере. Если он думает, что уступками добьется расположения людей, то он глубоко заблуждается. Но переживать по этому поводу ему не надо. Он должен ожидать похвалы от Бога, вспоминая слова своего Господина: “Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (Ин. 15:19).

 

 

Примечания

Лк. 23:1-12

 

Пилат был римским правителем Иудеи. Без его согласия иудеи не могли предать Иисуса смерти. Тот факт, что они обязаны были просить позволения иноземного правителя на то, чтобы осуществить свой план, — яркое доказательство тому, что “скипетр отошел от Иуды” и настало время Мессии прийти (Быт. 49:10).

Лживость этих обвинений очевидна. Когда враги нашего Господа хотели очернить Его перед иудеями, они спросили Его, “позволительно ли давать подать кесарю” (Лк. 20:22). Перед римским правителем Его надо было сделать хулителем римской власти, поэтому они заявили, что Он запрещает давать подать императору.

Это вопиющий пример несправедливого обвинения.

Именно эти слова Иисуса апостол Павел имеет в виду, когда пишет Тимофею, что Господь “засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание” (1 Тим. 6:13). Но мы должны помнить, что Лука только частично приводит слова Христа. Другие подробности этого допроса приведены в Евангелии от Иоанна (Ин. 18:28-38).

Это сказал Пилат после беседы с нашим Господом, описанной Иоанном. Тогда он убедился, что Христос не стремится к временному царству, что такой Царь никак не помешает римскому господству, ибо Его царство не от мира сего (Ин. 18:36).

Ирод Антипа был тем самым Иродом, который предал смерти Иоанна Крестителя. Он был сыном Ирода Великого, который приказал убить всех детей до двухлетнего возраста в Вифлееме, и дядей Ирода Агриппы, который мечом заколол апостола Иакова и убил бы Петра, если бы тот чудесным образом не освободился из темницы.

Династия Иродов имела идумейские корни. Их род тянулся от Исава, отца Эдома. Это обстоятельство кажется особенно интересным, если принять во внимание их враждебное отношение ко Христу и Его народу. Семя Исава продолжало древнюю вражду с семенем Иакова.

Это выражение напоминает нам о грехах Ирода и показывает, насколько велика сила совести. Ирод не забыл Иоанна Крестителя и его свидетельства. Более того, вероятно он много слышал об Иисусе от своего слуги Хузы, чья жена Иоанна была ученицей нашего Господа (Лк. 8:3).

Скорее всего, не было никакого смысла отвечать на вопросы Ирода. Царь часто слышал истину из уст Иоанна Крестителя, но все же его сердце и воля не изменились.

Эти злейшие враги нашего Господа следовали за Ним по пятам, из одного дворца в другой, везде обвиняя Его. Изнуряющие предстояния то перед одним правителем, то перед другим только добавили страданий Иисусу.

Это не означает, что у Ирода была большая армия. Скорее всего, воины были его личными телохранителями.

Очевидно, Ирод считал нашего Господа глупцом, презренным фанатиком, над которым можно посмеяться и поиздеваться. Вероятно, в “светлую” одежду облекали кандидатов на высокую должность. Ирод поступил так, чтобы выразить свое презрение к Иисусу и показать, что все Его притязания на царство — глупость. Таким образом наш Господь стал “поношением у людей и презрением в народе” (Пс. 21:7).

Стоит заметить, что Лука особенно подчеркивает, что ни правитель Галилеи, ни правитель Иудеи не нашли в нашем Господе никакой вины. В Галилее Христос совершил большую часть Своих чудес и провел большую часть времени. И все же правителю Галилеи было не в чем обвинить Его. Христос должен был быть распятым как “агнец без пятна и порока”.

Без сомнения, ни Пилат, ни Ирод не боялись Иисуса, у них также не было повода ненавидеть Его лично. Но тем не менее их объединило чувство презрения к Нему и желание оскорбить. Они оба не верили в Него и отказывались признать, что у Него есть право на уважение. Их примирение по случаю суда над Иисусом очень впечатлило апостолов.

В этом они увидели исполнение части второго псалма. В своей молитве к Богу они вспомнили, что Пилат, Ирод и иудеи объединились против их Господина.         См. Деян. 4:23-30.

Я упоминаю об этом, потому что сегодня некоторые начали отрицать то, что примирение Пилата и Ирода имело какое-то значение, утверждая, что традиционное толкование этого факта неверно. Но толкование Святого Духа важнее всех человеческих рассуждений.

Феофилакт замечает, что верующим должно быть стыдно от того, что дьявол может убедить нечестивых людей забыть о своей вражде друг к другу, чтобы повредить христианам, а верующие даже не могут сохранить дружбу, чтобы делать добро.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 23:13-25

 

13  Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,

14  сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;

15  и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;

16  итак, наказав Его, отпущу.

17  А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.

18  Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.

19  Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

20  Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.

21  Но они кричали: распни, распни Его!

22  Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

23  Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

24  И Пилат решил быть по прошению их,

25  и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

 

Во-первых, обратим в этом отрывке внимание на то, что судьи Христа не нашли в Нем никакой вины.

Мы читаем, что Пилат сказал иудеям: “Вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также...”. Римский и галилейский правители были единодушны. Оба они считали, что Иисус не виновен в том, в чем Его обвиняют.

В том, что Христос принародно был объявлен невиновным, был глубокий смысл. Нужно помнить, что наш Господь должен был стать жертвой за наши грехи. Соответственно, те, которые судили Его, должны были формально признать, что на Нем нет никакой вины. Те, которые хотели убить Его, должны были понять, что Он Агнец Божий, непорочный и чистый (1 Пет. 1:19). Бог Отец распорядился так, что даже тогда, когда враги Иисуса начали суд над Ним, они не смогли ни в чем уличить Его.

Невнимательному читателю Библии это обстоятельство может показаться совершенно пустячным, но всякий сведущий христианин понимает, что оно очень важно. Нужно каждый день благодарить Бога за то, что наш великий Заместитель во всем был совершенен, что наш Поручитель — непорочный. Разве может сын человеческий сосчитать свои грехи? Каждый день мы делаем то, что не должны делать, и не делаем то, что должны. Но мы можем утешаться тем, что Праведный стал на наше место, заплатив наши долги и полностью исполнив закон, который мы нарушили. Он стал вторым Адамом,      “у которого руки неповинны и сердце чисто”, так что Он с дерзновением смог войти на святую гору Господню (Пс. 23:3, 4). Христос — праведность каждого верующего (Рим. 10:4). В Нем все мы считаемся исполнившими закон. Сегодня Святой Бог смотрит на нас через Христа и видит, что мы облачены в совершенную праведность Его Сына. Благодаря Христу Бог может сказать о каждом верующем: “Не нашел человека сего виновным ни в чем”.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что иудеи полностью взяли на себя ответственность за смерть нашего Господа Иисуса Христа. Лука пишет, что Пилат хотел отпустить Иисуса, но народ начал кричать: “Распни, распни Его!” А потом “они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят”.

На этот эпизод страданий нашего Господа стоит обратить особое внимание. Апостолы были абсолютно правы, когда утверждали, что в смерти Христа повинны иудеи, а не римляне. “[Вы] Начальника жизни убили, — говорил Петр, обращаясь к иудеям в Иерусалиме. — Вы умертвили [Его], повесив на древе” (Деян. 3:15; 5:30). “Иудеи убили и Господа Иисуса и Его пророков”, — говорит апостол Павел фессалоникийцам (1 Фес. 2:15). Сердце человеческое в своем естественном состоянии ненавидит Бога. Когда Сын Божий сошел на землю и жил среди Своего избранного народа, этот народ презирал Его, отвергал Его и, в конце концов, убил.

Бог не забыл, что иудеи взяли на себя ответственность за смерть нашего Господа. Праведная кровь вопиет против них уже восемнадцать веков. Рассеянные по всей земле, странствующие среди других народов, лишенные своей земли, своего правительства, своего дома, иудеи по сей день свидетельствуют, что их собственные слова исполнились. Кровь убитого Мессии “на них и детях их”. Их история — это постоянное напоминание всем народам, что может произойти, если отвергнуть Господа Христа. Народ, который отвечает Богу отказом, не должен удивляться, если Всевышний поступит с ним по его же словам. Но удивительно, что, несмотря на все грехи и неверие, Израиль ожидает великая милость Божья! Народ, который пронзил и убил Христа, воззрит на Него с верой и получит назад все милости Божьи (Зах. 12:10).

И наконец, в этом отрывке обратим внимание на удивительные обстоятельства освобождения    Вараввы. Мы читаем, что Пилат “отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю”. Перед ним стояли два человека, одного из них он должен был отпустить. Первый был преступником, совершившим множество злодеяний. Второй был святым, невинным, непорочным Сыном Божьим, на котором не было никакой вины. И все же Пилат осуждает невинного, а преступника отпускает! Он приказывает освободить Варавву, а Иисуса распять.

Какое страшное злодеяние совершили иудеи против нашего Господа! Выражаясь словами апостола Петра, они “от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать им человека убийцу” (Деян. 3:14). Это событие показывает, насколько сильно нужно было смириться Христу, чтобы совершить наше искупление. Он позволил, чтобы Его считали хуже убийцы и первого из грешников!

Но это обстоятельство таит в себе еще более глубокий смысл. Все происходившее — это символ удивительного обмена, который происходит между Христом и грешником. Бог не знавшего греха Иисуса “сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21).  Перед Богом невинный Христос стал виновным за нас, чтобы мы, виновные, могли стать невиновными в Нем и избавиться от осуждения.

Если вы настоящий христианин, то пусть вас все время утешает мысль, что Христос на самом деле является вашим Заместителем и что Он был наказан вместо вас. Открыто исповедуйте, что, подобно Варавве, вы заслужили смерть, осуждение и ад. Но в то же время не забывайте, что безгрешный Спаситель пострадал вместо вас, и поэтому вы, веруя в Него, не подвергнетесь осуждению за свою вину.

 

 

Примечания

Лк. 23:13-25

 

Это выражение означает, что Пилат созвал всех иудеев, имеющих какой-либо вес в обществе, чтобы прямо объявить им, что наш Господь не виновен. Именно благодаря этому поступку Пилата иудеи потом не могли отрицать, что римский правитель счел Иисуса невиновным.

По словам Бургона, мы должны обратить внимание, что “множество людей засвидетельствовали, что Святой невиновен: и Пилат, и Ирод, и жена Пилата, и Иуда  Искариот, и разбойник на кресте, и сотник”, который наблюдал за распятием. Без сомнения, во всем этом видно провидение Божье.

Это выражение означает “наказать плетьми”. Доддридж так перефразировал этот стих: “Я сначала накажу Его плетьми, чтобы впредь было не повадно бросаться необдуманными словами, которые провацируют толпу и вызывают подозрения, а потом отпущу”. Пилат надеялся, что это сравнительно мягкое наказание безобидного сумасшедшего удовлетворит иудеев.

Мэйджор замечает: “Точно не известно, кто и когда решил установить такую традицию. Вполне вероятно, так повелели поступать римляне или даже сам Пилат в начале своего правления, чтобы завоевать популярность     у иудеев”.

Я не согласен с точкой зрения, согласно которой козел отпущения был образом Вараввы. Я считаю, что козел отпущения был образом воскресшего Христа,      а не Христа распятого. Варавва — это символ грешника, заслуживающего осуждения, но избавившегося от него чудесным образом.

Пилат, с одной стороны, хотел отпустить нашего Господа, но, с другой — жаждал угодить иудеям и получить одобрение от людей. На его примере мы видим, в какую зависимость от мнения других может попасть великий, но беспринципный человек.

В древности распятие было самым постыдным наказанием. Епископ Пирсон отмечает: “Осознавая, насколько позорной была смерть на кресте, мы понимаем, как низко снизошел наш Спаситель. Мы были рабами, находясь в рабстве греха, и Он смог искупить нас, когда умер смертью раба”.

Интересно, что Пилат трижды объявил о невиновности Иисуса. Епископ Пирсон отмечает: “Надо было включить имя Пилата в символ веры, ибо он лучше других засвидетельствовал, что Спаситель действительно умер и что Он был невиновен. Пилат не только заявил, вызвав недовольство иудеев, что в Иисусе нет ничего достойного смерти, но и написал об этом язычникам Римской империи. Пилат засвидетельствовал об истине, во-первых, написав Тиберию, который представлял его в сенате, и, во-вторых, оставив запись об этом на таблицах, в которых описывалось все происходившее во время его правления”. Последнее утверждения Пирсон делает, ссылаясь на авторитет Тертуллиана, Евсевия и Иустина Мученика.

Здесь имеется в виду “волю иудеев”. Обратите внимание, что, описывая путь страданий нашего Господа, Лука намного меньше Матфея, Марка и Иоанна говорит об участии в этих страдания римских солдат. Причина этого проста. Лука писал свое Евангелие специально для христиан из язычников. Он хотел особенно подчеркнуть, что, хотя Господь был распят при Понтии Пилате, в первую очередь в Его смерти нужно винить не язычников, а иудеев.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 23:26-38

 

26  И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

27  И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

28  Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,

29  ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30  тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

31  Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32  Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33  И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34  Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

35  И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.

36  Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус

37  и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

38  И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

 

Обратим внимание, что в этом отрывке наш Господь, пророчествуя, предупреждает. Мы читаем, что Он сказал женщинам, шедшим за ним на Голгофу: “Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!”

Для иудейских женщин услышать подобные слова было очень страшно, ибо не иметь детей в то время было весьма позорно. Поэтому уже сама мысль о том, что придет время, когда отсутствие детей станет для них благословением, должна была потрясти их. Ведь через пятьдесят лет пророчество Христа на самом деле исполнилось! Когда римляне под командованием Тита осадили Иерусалим, для жителей города настали ужасные времена. Иудейские женщины стали поедать своих детей, потому что сходили с ума от голода и болезней. Наверное, никто так не пострадал от судов Божьих, ниспосланных на Израиль, как женщины и малые дети.

Не думайте, что наш Господь Иисус может проявлять к людям только милосердие и любовь. Не думайте, что Он умеет только прощать. Без сомнения, милость Его не знает границ, она изливается могущественным потоком на людей. Он “любит миловать”. Но вы никогда не должны забывать, что Господь не только милостивый, но и справедливый. Всех нераскаявшихся и неверующих ждет осуждение. Евангелие открывает, что на всех ожесточившихся в своем нечестии изольется гнев Божий.   Некогда один и тот же столп облачный был гибелью для египтян и спасением для израильтян. Тот же Господь Иисус Христос, который приглашает всех труждающихся и обремененных прийти к Нему и обрести покой, говорит, что тот, кто не будет веровать, будет осужден Им (Лк. 13:3; Мр. 16:16). Тот же Спаситель, который сейчас милостиво простирает Свою руку к непослушным и упорным, однажды придет в пламенеющем огне совершить суд над всеми, кто не покорился Евангелию (2 Фес. 1:8). Помните об этом. Христос благ. Но когда-нибудь день благодати закончится. И неверующий мир, как и Иерусалим, познает, что Бог не только милует, но и судит. Чем больше человек соберет себе гнева на последний день, тем с большей силой этот гнев обрушится на него.

Во-вторых, в этом отрывке нужно обратить внимание на слова ходатайства нашего Господа. Его первыми словами на кресте были “Отче! прости им, ибо не знают, что делают”. Несмотря на ужасные физические страдания, Он не забыл о других. Первый из семи возгласов на кресте был молитвой за души убивающих Его людей. Только что Он явил Себя пророком, предсказав будущее. Через некоторое время, открыв дверь в рай для раскаивающегося разбойника, Он явит себя царем. Сейчас же Он ходатайствует за тех, кто распял Его, являя себя священником. “Отче! — просит Он, — прости им”.

О результате Его чудесной молитвы мы узнаем только тогда, когда будет открыта книга жизни и все секреты человеческих сердец станут известны. Ведь мы даже представить себе не можем, сколько людей в Иерусалиме обратилось к Богу в первые шесть месяцев после распятия. Может быть, молитва Иисуса стала первым шагом на пути к покаянию разбойника, висевшего рядом с Ним. Возможно, именно она подействовала на сотника, который засвидетельствовал, что наш Господь — праведник, и на народ, пожалевший о казни. Может быть, именно из-за этой молитвы в день Пятидесятницы обратилось три тысячи человек. Некоторые из них, возможно, были когда-то в числе убийц Христа. Последний день покажет. Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Мы знаем, что Отец всегда слышит Сына (Ин. 11:42), поэтому мы можем быть уверены, что Бог слышал и эту чудесную молитву.

Ходатайство нашего Господа за тех, кто распинал Его, — это еще одно доказательство тому, что Христос безмерно любит грешников. Наш Господь Иисус на самом деле сочувствует и сострадает.       Нет такого грешника, о котором бы Он не хотел позаботиться, о котором бы не переживал. Он плакал о неверующем Иерусалиме. Он услышал молитву умирающего разбойника. Христос остановился под деревом, чтобы призвать мытаря Закхея, и сошел с небес, чтобы обратить сердце гонителя Савла. Иисус даже на кресте нашел время помолиться за убивающих Его. Такая любовь превосходит разумение. Поэтому даже первый из грешников не должен бояться воззвать к такому Спасителю. Если ему не достает смелости, чтобы покаяться и уверовать, этот отрывок даст ее.

Ходатайство нашего Господа — пример того, какое отношение к миру должно господствовать в сердцах всех христиан. Подобно Христу, мы должны воздавать добром за зло, благословением за проклятие. Подобно Христу, мы должны молиться за тех, кто причиняет нам вред и гонит нас. Конечно, наша гордость сопротивляется такому отношению. В этом мире принято считать, что такое поведение недостойно. Но не будем же стыдиться подражать нашему Господину. Человек, который молится за своих врагов, имеет разум Христов. Такой верующий получит свою награду.

 

 

Примечания

Лк. 23:26-38

 

Заметьте, что св. Лука ничего не говорит о том, как жестоко обошлись римские солдаты с Иисусом после того, как Пилат осудил Его. Лука писал свое Евангелие в первую очередь для язычников, поэтому он намеренно не описывал поведение язычников во время последних страданий нашего Господа.

Я не могу согласится с Альфордом, который полагает, что разрыв между 25-м и 26-м стихами слишком очевиден и что, если бы у Луки было что написать между ними, он бы обязательно написал. Но Лука был водим Духом Святым и тогда, когда опускал какие-то детали, и тогда, когда не опускал! Я уверен, что евангелист по мудрому определению Бога, чтобы расположить читателей из язычников, не упоминул о том, что происходило с Иисусом после осуждения и до начала Его пути на Голгофу.

Судя по всему, наш Господь нес на Себе крест до тех пор, пока полностью не изнемог, после чего солдаты приказали нести крест Симону.

О Симоне ничего конкретно не известно, хотя тот факт, что Марк упоминает о двух его сыновьях Александре и Руфе (Мр. 15:21) позволяет нам предположить, что в то время, когда писались Евангелия, он был учеником Христа, хотя точно не известно, был ли он там на момент распятия.

Мы не знаем, кто были эти люди. Некоторые комментаторы полагают, что они были учениками и друзьями Христа. Большинство думает, что они просто сочувствовали страданиям невинного, не осознавая при этом, что грешники не имеют веры в Христа. “Сострадание, — говорит Буркитт, — не есть неопровержимое доказательство действия Божьей благодати, даже если это сострадание к страдающему Христу”. Эта точка зрения кажется мне наиболее правдоподобной, особенно если принять во внимание 28 стих.

Бургон приводит такую цитату: “Никогда в Евагелиях женщины не выступали против Христа, ни одна из них не была причастна к Его смерти. Наоборот, там сказано о том, что женщина помазала Христа, приготовив к погребению, женщины оставались последними у Его могилы и первыми увидели Его воскресение, женщины служили Ему, женщины оплакивали Его; женщина-язычница, жена Пилата, просила у своего мужа сохранить Ему жизнь и, кроме этого, женщина родила Его”.

Это выражение подтверждает предположение, что люди, шедшие со Христом на Голгофу, не были Его учениками. Нигде в Евангелиях не сказано, чтобы хоть одна женщина-иерусалимлянка уверовала.

Многие из женщин, к которым здесь обращается Христос, могли остаться в живых к тому времени, когда Тит захватил Иерусалим.

Здесь имеются в виду последние войны между иудеями и римлянами и, в частности, осада Иерусалима.

Этот стих имеет аллегорическое значение. В нем говорится о том, что тех, кто будет находиться во время осады в Иерусалиме, ждут невыносимые страдания.        См. Ис. 2:19; Евр. 10:8; Откр. 6:16.

Некоторые считают, что в этом стихе говорится о пещерах под Иерусалимом, в которых прятались жители города, когда римляне ворвались в него.

Принято считать, что в этом стихе наш Господь противопоставляет Себя иудейскому народу. “Если римляне так жестоко обращаются со Мной, зеленеющим деревом, источником жизни, что же тогда они сделают с вами, с сухим деревом, с вами, которые мертвы в преступлениях и грехах?”

Бенгель полагает, что зеленеющее дерево — это образ молодого, сильного и здорового человека, а сухое — старого, немощного и больного. Флавий же описывает, как римляне, после того как захватили Иерусалим, убивали старых и больных иудеев, а тех, кто мог еще служить, забирали в плен. Однако практически никто, кроме Бенгеля, этой точки зрения не разделяет.

Обратите внимание, что это было буквальным исполнением пророчества Исаии о том, что Мессия будет причтен к злодеям (Ис. 53:12).

Мы точно не знаем, почему это место было названо именно так. Комментаторы выдвигают самые различные предположения.

Ориген, Тертуллиан, Афанасий, Епифан, Августин и Кирилл придерживались совершенно абсурдной точки зрения, утверждая, что Голгофа было местом, где был похоронен Адам.

Иероним, Беда, Янсений и другие считали, что на Голгофе приводили в исполнение смертные приговоры. Иногда преступников обезглавливали, поэтому на горе лежало множество черепов.

Некоторые полагают, что Голгофа, Лобное место, была каменистой возвышенностью, похожей на череп, поэтому и была так названа.

Обратите внимание, что в то время, когда распяли нашего Господа, Голгофа находилась за стенами Иерусалима. Нужно было, чтобы Иисус как великая жертва за грех пострадал “вне врат” (Евр. 13:12). На сегодняшний день место, которое, как считается было Голгофой, находится уже внутри города.

Распространенное мнение о том, что Голгофа была некой возвышенностью, не находит подтверждения в Писании. Все четыре евангелиста говорят о ней как о “месте”. Никто не называет ее горой.

Вероятно, наш Господь сказал эти слова, когда Его прибивали ко кресту или тогда, когда крест поднимали. Стоит заметить, что именно тогда, когда начала проливаться кровь Великой Жертвы, Великий Первосвященник начал ходатайствовать.

Обратите внимание, что и в те шесть часов, которые наш Господь находился на кресте, Он обладал полной властью Сына Божьего. Он страдал, но страдал добровольно. Как Царь и Пророк Он открыл врата жизни раскаявшемуся разбойнику и предсказал, что он окажется в раю. Произнося эти слова, Он ходатайствовал как Священник за тех, которые распинали Его.

Стоит обратить внимание на принцип, который стоит за этими словами.

С одной стороны, нельзя полагать, что невежество не осуждается и что незнающие люди заслуживают прощения грехов. Если бы это было так, то тогда для всех лучше было быть невежественными. Всякое духовное невежество в той или иной мере заслуживает порицания.

С другой стороны, мы не можем не заметить в Писании, что грешащие по неведению совершают меньший грех в глазах Бога, чем грешащие, но знающие. Человек, который знает истину, но грешит против нее, находится практически в безнадежном положении.

Наш Господь имел в виду, что те, которые распинали Его, в тот момент полностью не понимали, какой страшный грех творили. Им казалось, что они распинают самозванца. Они не знали, что на самом деле они распинали своего Мессию, Сына Божьего. Именно об этом говорил св. Петр: “...я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению” (Деян. 3:17). То же имел в виду и св. Павел: “...если бы познали, то не распяли бы Господа славы” (1 Кор. 2:8). Выражаясь словами Гилла, “наш Господь говорит о неведении тех,       за кого Он молится, не для того, чтобы оправдать их неведение. Он просто описывает их”. Кларк отмечает: “Если неведение и не оправдывает преступление, то, по крайней мере, приуменьшает вину за него”.

Здесь возникает вопрос, за кого молился наш Господь. Я не думаю, что Он молился за римских солдат, распинавших Его на кресте. Мне кажется, Он молился за рядом стоявших иудеев, которые поддерживали римских солдат. Иудеи были орудием в руках правящих книжников и фарисеев. Они были слепцами, которых вели наставники-слепцы. Они не знали, что творили.

Весьма сомнительно, что наш Господь молился о первосвященниках и книжниках, а также об Анне, Каиафе и их товарищах, которые слышали, что Иисус называл Себя Христом, но все же отвергли Его и осудили на смерть. Они были преданы слепоте, и большинство из них, судя по всему, погибли в своих грехах. Нигде не написано о том, что кто-нибудь из них обратился. Священники, которые “покорились вере” (Деян. 6:7), вероятно, были не из тех, кто осуждал Христа.

Обратите внимание, что непрощаемый грех можно определить как сочетание интеллектуального знания о Христе с добровольным отвержением Его. Скорее всего, именно об этом говорит св. Павел в шестой главе Послания к евреям. То же самое он имеет в виду, когда говорит о себе: “Я помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии” (1 Тим. 1:13).

Заметьте, что нашего Господа, судя по всему, распяли нагим. Такое унижение только усугубляло страдания при наказании через распятие.

Отметим, что в этом и следующем стихах описывается, как буквально исполнилось пророчество двадцать первого псалма (Пс. 21:18,19). Пророчества о первом пришествии Христа, когда Он пришел пострадать, исполнились до последнего слова. Поэтому мы можем ожидать, что пророчества о Его втором пришествии исполнятся точно так же до последнего слова.

Интересно, что иудеи совершенно ничего не понимали в вопросе страданий Мессии. Нам кажется, что Давид, Даниил и Исаия пророчествовали о них со всей очевидностью (Пс. 21; Дан. 9; Ис. 53). О заместительной жертве Мессии говорили все образы и символы Моисеева закона. Но все же иудейские наставники не видели этого. Им в голову никогда не приходила идея о том, что Своей смертью Мессия может “других спасти”. Этот стих — яркое доказательство тому, что правители избранного народа были слепы. Мы могли бы им сказать: “Именно потому, что этот человек есть Христос, Он не спасает Себя; Он не спасает Себя, чтобы спасти других”.

Обратите внимание, что у иудеев и римских солдат были разные поводы для насмешек над Христом. Иудеи смеялись над Ним, потому что им казалось, что Он беспомощный “Христос”, Мессия, который не может спасти даже Себя, не говоря уже обо всем Израиле. Ничего не знающие языческие солдаты смеялись над Ним, потому что считали, что Он беспомощный Царь иудейский, без короны, без царства, без армии, который заслуживает лишь насмешек. Иудеи издевались, потому что Он назвал Себя Мессией. Язычники глумились над Ним, потому что Он хотел, чтобы Его считали Царем. И те и другие преткнулись о Его крест и кажущуюся слабость.

Внимательный читатель Библии заметит, что все четыре евангелиста приводят разный текст надписи, которая была сделана над головой Иисуса. Комментаторы по-разному объясняли это.

Чтобы решить эту проблему, мы должны помнить, что надпись была сделана на трех разных языках. Греческий язык был самым распространенным на то время, когда был распят наш Господь. Поэтому для людей неместных, пришедших из других стран, надпись была сделана по-гречески. Латинский язык был родным языком римлян. Поскольку приговор вынес латинский судья и исполнен он был латинскими солдатами, надпись была сделана и на латыни. Еврейский был языком иудеев, и, поскольку Иисус был иудеем и иудеи смотрели на казнь, надпись была сделана также на еврейском языке или на одном из его диалектов. Вполне возможно, что текст надписи на разных языках немного отличался. Матфей мог записать то, что было написано на еврейском, Марк — то, что на латыни, Лука — то, что на греческом. Иоанн же, который писал свое Евангелие много лет спустя, мог описать общий ее смысл.

Такое объяснение вполне разумно и выигрывает перед всеми остальными.

Заметьте, что в конце концов нашего Господа распяли как Царя. Он пришел, чтобы установить духовное царство, и умер как Царь.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 23:39-43

 

39  Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

40  Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

41  и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

42  И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

43  И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

 

Слова, которые мы только что прочитали, достойны того, чтобы выгравировать их золотом. Возможно, они спасли огромное число душ. Множество людей будут благодарить Бога всю вечность за то, что в Библии есть история о раскаявшемся злодее.

Во-первых, из этого рассказа мы видим, что Бог всевластен в спасении грешников. Мы читаем, что два злодея были распяты вместе с Иисусом: один по правую сторону, другой по левую. Оба они находились в непосредственной близости от Христа. Оба видели и слышали то, что произошло за те шесть часов, которые Господь висел на кресте. Оба умирали и испытывали страшную боль. Оба были грешниками. Обоим нужно было прощение. Но все же один умер в своих грехах, ожесточившийся, нераскаявшийся и неверующий. А другой покаялся, поверил, воззвал к Иисусу, прося о милости, и спасся.

Этот рассказ должен научить нас смирению.     Мы не можем объяснить, почему так произошло. Мы можем только сказать: “Отче! ибо таково было Твое благоволение” (Мтф. 11:26). Мы не в состоянии дать ответ, почему при одних и тех же обстоятельствах один обратился, а второй умер во грехах, почему один человек слушает проповедника с полным безразличием, а второй после проповеди начинает молиться и искать Бога, почему одно и то же Евангелие сокрыто от одних, но открыто другим. Мы только знаем, что это так и отрицать это невозможно.

Наша задача очевидна. Мы должны прилежно использовать все средства, которые Бог определил для того, чтобы приносить добро душам. Не обязательно, что кто-то так и останется потерянным. Библия не учит, что Бог предопределяет осужденных. Евангелие предлагается всем и даром. В семнадцатой статье сказано: “Во всех своих делах мы должны следовать воле Божьей, которая ясно изложена в Слове Божьем. Всевластие Божье не отменяет ответственности человека. Один злодей был спасен, чтобы ни один грешник не отчаивался, но только один, чтобы ни один грешник не стал самонадеянным”.

Во-вторых, из этого рассказа мы узнаем, что покаяние всегда предшествует спасению. Но, к сожалению, этот момент очень часто упускают из виду, когда рассматривают историю разбойника. Многие отмечают, что он спасся в час смерти, и на этом останавливаются. Они не видят того, что злодей перед тем как умереть, отчетливо засвидетельствовал о своем покаянии. Свидетельства эти заслуживают тщательного рассмотрения.

Первый шаг в своем покаянии разбойник сделал тогда, когда упрекнул своего товарища в том, что тот злословит Христа. “Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?” — спросил он. Второй шаг состоял в том, что он признал свой грех, сказав: “Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли”. Третий шаг заключался в том, что он открыто исповедал, что Христос невиновен: “Он ничего худого не сделал”. Четвертый шаг он сделал, когда поверил, что у Иисуса Христа есть власть и желание спасти его. Разбойник повернулся к распятому Иисусу и назвал Его Господом, тем самым засвидетельствовав, что верит в то, что у Христа есть царство. Пятым шагом была его молитва. Он воззвал ко Христу, когда висел на кресте, и попросил Его позаботиться о его душе. Шестой и последний шаг — это смирение разбойника. Он молил Христа “помянуть” его. Ему не надо многого. Для него будет достаточно, если Христос только вспомнит о нем. Размышляя о разбойнике, нужно всегда помнить, что он сделал эти шесть шагов. У него было очень мало времени, чтобы подтвердить истинность своего обращения. Но он использовал его верно. Не многие умирающие люди оставляют после себя столь же очевидные свидетельства обращения, как этот человек.

Остерегайтесь покаяния без свидетельств покаяния. Множество людей, к сожалению, каждый год покидают этот мир с обманом в правой руке своей. Они воображают, что могут спастись, потому что разбойник спасся в предсмертный час. Но они забывают, что, если они хотят спастись так же, как он спасся, они должны раскаяться так же, как он раскаялся. Чем меньше времени у человека осталось, тем лучше он должен использовать его. Чем меньше времени у человека осталось до смерти, после того как он начал думать о Боге, тем яснее должны быть свидетельства его обращения. Как правило, покаяние в предсмертный час очень редко сопровождается явными признаками того, что оно истинно.

В-третьих, этот рассказ показывает, что у Христа есть сила и желание спасти грешников. Написано, что Он “может всегда спасать” (Евр. 7:25).    Исследовав всю Библию, от Бытия до Откровения, мы не найдем более яркого свидетельства милосердия Христа, чем спасение раскаявшегося злодея.

Разбойник спасся в час немощи нашего Господа. Но даже тогда Он услышал грешника и ответил на его просьбу, открыв пред ним врата жизни. Истинно, у Него была сила!

Наш Господь спас умирающего нечестивца, в жизни которого не было ничего достойного спасения. Ничего примечательного, кроме смиренной молитвы, в его состоянии на тот момент не было. Но даже такого человека Христос достал как головню из огня. Истинно, Он был милосердным!

Вам нужно доказательство тому, что мы спасаемся по благодати, а не по делам? Оно сейчас перед вами! Умирающий разбойник был пригвожден ко кресту. Он ничего не мог сделать для себя.            И все же безмерной благодатью Христа он спасся. Ни у кого не было такой полной уверенности в прощении грехов, как у этого человека.

Вам нужно доказательство тому, что таинства и установления не являются абсолютно необходимыми для спасения и что человек может спастись и без них, если у него нет возможности в них участвовать? Оно сейчас перед вами! Умирающий разбойник не был крещен, он не принадлежал к видимой Церкви, не принимал участие в вечере Господней. Но он покаялся и уверовал, и поэтому спасся.

Постарайтесь как можно лучше запомнить это. Христос неизменен. И путь спасения всегда один и тот же. Тот, кто спас грешника, по-прежнему жив, и у самого последнего грешника всегда есть надежда. Ему нужно только раскаяться и поверить.

И наконец, из этого рассказа мы видим, что умирающий верующий очень близок к покою и славе. Наш Господь сказал злодею в ответ на его молитву: “Ныне же будешь со Мною в раю”.

Слово “ныне” — это целое систематическое богословие. Оно показывает, что, как только верующий умирает, его душа сразу же оказывается в полной безопасности и в состоянии блаженства. Полное искупление еще впереди, полное счастье настанет в утро воскресения. Но никакой тревоги ожидания, никакого чистилища не будет. Сделав последний вздох, верующий сразу же попадает в рай. Как только он уходит из этого мира, он сразу же оказывается со Христом (Фил. 1:23).

Будем же помнить об этом, когда наши верующие друзья почиют во Христе. Мы не должны печалиться о них: у них есть надежда. Мы печалимся, а они радуются. Мы скорбим и плачем на похоронах, а они пребывают в блаженстве со своим Господом. Кроме того, будем помнить об этом, думая о своей смерти. Умирать страшно. Но если мы умираем в Господе, мы не должны сомневаться, что смерть станет для нас приобретением.

 

 

Примечания

Лк. 23:39-43

 

Закономерно возникает вопрос, как сопоставить описание поведения разбойников у св. Луки с описанием у св. Матфея и св. Марка. Последние утверждают, что Христа злословили оба разбойника. А св. Лука говорит, что злословил Господа только один из них.

Одни считают, что злословил Христа только один злодей, но Матфей и Марк описывали все происходившее в общем и поэтому использовали множественное число, как это часто делаем и мы. Так, в Пс. 2:2, Евр. 11:33, 34, 37 использован тот же прием. Такой точки зрения придерживались Киприан, Кирилл Иерусалимский, Августин, Амвросий, Иероним, Григорий и Лев. Так же думали Скотт и Доддридж.

Другие полагают, что вначале злословили Христа оба разбойника, но потом один из них покаялся и стал молиться. Так думали Афанасий, Ориген, Илларий, Златоуст, Феофилакт и Евтимий. Эта точка зрения наиболее вероятна.

Заметьте, что на примере нераскаявшегося разбойника видно, что боль, страдания и близкая смерть не могут обратить душу. Это может сделать только благодать. К сожалению, последователей нераскаявшегося разбойника намного больше, чем тех, кто следует примеру раскаявшегося злодея.

Кто был этот разбойник и что побудило его покаяться, мы не знаем. Бенгель говорит, что он был язычником, Скотт — что иудеем. Суарес считает, что этот разбойник слышал проповедь нашего Господа и видел, как Он совершал чудеса. Евтимий думает, что он слышал, как Иисус отвечал Пилату, и эти ответы поразили его, заставив поверить в царство Христа. Штиер полагает, что его побудила покаяться надпись, висевшая на кресте над головой Иисуса, а Феофилакт утверждает, что сердце разбойника пронзила молитва нашего Господа за врагов, а также его поразило, с каким терпением наш Господь переносил страдания. Но все это лишь предположения.

Корнелий а Лапиде превзошел всех остальных комментаторов. Он со всей серьезностью соглашается с мнением Ферериуса, который полагал, что причиной обращения разбойника стала тень от креста Христова, которая упала на злодея. К этому комментатор присовокупляет еще одну точку зрения, что якобы дева Мария стояла между разбойником и Христом и передавала первому благодать! Корнелий а Лапиде утверждает, что разбойника звали Дисмас, что его день в календаре святых — 25 марта и что в его честь возведены церкви! Люди должны знать, как много глупостей написано на страницах трудов признанного Римско-католического комментатора.

Если говорить о национальности разбойника, то скорее всего, он был евреем. Такой вывод можно сделать из слов нашего Господа, обращенных к нему. Если бы злодей был язычником, Христос вряд ли бы стал говорить ему о рае. Что же касается причины его обращения, то вероятнее всего, его веру породила всевластная благодать Христа. Обращение этого человека должно было стать доказательством тому, что Христос имел власть спасать даже тогда, когда находился в немощном положении и что Он хочет спасти даже самого последнего грешника.

Скоулфилд говорит, что это выражение лучше было бы перевести так: “Неужели даже ты не боишься Бога, ты, который находишься в такой отчаянной ситуации? Так легкомысленно могут говорить только те, которые сейчас находятся в относительной безопасности”.

Греческое слово, переведенное здесь как “худое”, встречается еще в двух местах Нового Завета (Деян. 28:6; 2 Фес. 3:2). В первом из этих отрывков оно переведено словом “беда”, а во втором — “беспорядочный”.

Это выражение дает понять, что разбойник что-то слышал о Господе еще прежде, хотя и не был Его учеником. В противном случае мы вынуждены будем предположить, что он знал, что рядом с ним распят Тот, кого Пилат и Ирод сочли невиновным.

Стоит привести здесь слова Несса относительно этой замечательной молитвы: “Эта молитва — длинное вероисповедание, которое содержит в себе следующие статьи:

1. Он верил, что душа человека не умирает вместе с его телом.

2. Он верил, что существует другой мир, в котором благочестивые и раскаивающиеся люди получат награду, а неблагочестивые и нераскаивающиеся — наказание.

3. Он верил, что, хотя Христос сейчас распят и умирает, у Него есть право на царство.

4. Он верил, что Его царство будет в лучшем мире, а не в этом злом.

5. Он верил, что Христос не сберегает это царство только для Себя.

6. Он верил, что Христос даст часть царства тем, кто истинно раскаялся.

7. Он верил, что ключ от этого царства висит на поясе у Христа, хотя Сам он висит сейчас на кресте”.

Несс также замечает, что два злодея, один раскаявшийся, а другой нет, один по правую руку, а другой по левую, — это “символ овец и козлов” в день суда.

Лайтфут, Бенгель и другие справедливо отмечают, что ни один из двенадцати апостолов так же отчетливо, как этот разбойник, не понимал истинной природы “царства” Христа.

Сказав слово “аминь”, или “истинно”, наш Господь показал, что даже на кресте у Него есть власть спасать души и что Он на самом деле дарует разбойнику рай.        За свою великую веру злодей получил великую награду. Ни один сын Адама не имел такой же уверенности, как этот человек.

Это выражение заслуживает пристального внимания.

Оно — однозначный ответ на римско-католическое учение о чистилище. Ответ Христа показывает, что человеку, который умер раскаявшись и уверовав, никакое очищение не требуется. Злодею не нужно было чистилище, поэтому все учение о чистилище не имеет никакого основания.

В этом выражении также содержится намек на то, в каком состоянии будут находиться верующие после смерти. В момент своей смерти они окажутся “со Христом”. Конечно, мы не можем сказать, как именно они будут там существовать. Мы не можем себе представить, что конкретно происходит с душой, когда она оставляет тело. Но для нас достаточно знать, что умерший верующий сразу же оказывается со Христом.

Это выражение — неопровержимое доказательство тому, что душа существует, когда тело мертво. Мы будем жить и существовать даже тогда, когда наша земная храмина будет тлеть в могиле. Кости разбойника были сокрушены в тот день. Римские солдаты искалечили его тело. Но сам разбойник оказался со Христом.

Мальдонат, римско-католический комментатор, безуспешно пытается показать, что этот отрывок не опровергает учение о чистилище. Богослов полагает, что злодей верил в чистилище, и это следует из того, что он просил Христа помянуть его тогда, когда Христос придет в Свое царство и не ранее! Подобные рассуждения, не основанные на Писании, ставят человека в затруднительное положение.

Так переведенное греческое слово встречается в Новом Завете еще только два раза: в 2 Кор. 12:4 и Откр. 2:7. Паркхурст говорит: “Это, бесспорно, восточное слово. Греки позаимствовали его у персов, которые подразумевали под ним огороженный сад, который был полон ценных даров земли. В таком значении это слово употребляли Геродот, Ксенофонт и Диодор. В Новом Завете этим словом описывалось состояние, в котором находятся души верующих после смерти до воскресения, и где они, как и Адам в Эдеме, непосредственно общаются с Богом во Христе и вкушают от плодов дерева жизни”.

Брентий считает, что Своими страданиями Христос открыл рай, который был закрыт со времен грехопадения Адама, и что эти слова знаменовали его открытие.

Судя по всему, раскаявшийся разбойник умер некрещеным. Чтобы разрешить эту трудность, некоторые авторы католического направления вслед за Августином повторяют, что разбойник был крещен кровью и водой, которая истекла из тела Христа, когда его пронзили копьем! Такие нелепые предположения показывают, как далеко могут зайти люди, пытающиеся обосновать учение о возрождении через крещение. Очевидно, что разбойник был рожден свыше. Из этого следует, что любой человек может родиться свыше без крещения.

Комментаторы сделали много интересных замечаний по поводу всего происходившего.

Генсий утверждает, что спасение кающегося злодея — это самое могущественное и яркое чудо Христа.

Иоанн Златоуст говорил: “Я могу показать вам человека, который получил жизнь и вошел на небо по вере без дел, но иметь жизнь вечную без веры человек не может. Разбойник, который был распят вместе со Христом, только верил, и этого было достаточно, чтобы многомилостивый Бог оправдал его. Кто-то может сказать, что у разбойника просто не было возможности совершать добрые дела, а иначе он бы обязательно их делал. Я с этим не буду спорить. Все, что я хочу сказать, это то, что разбойник был спасен по одной лишь вере”.

Штиер цитирует Лютера, который говорил: “Это утешительный пример для всех христиан, показывающий, что Бог никогда не позволит вере в Христа исчезнуть. Даже если все ученики Христа и все приближенные к Нему потеряют свою веру, отрекутся от Него в страхе, отвернутся и предадут, злодей и убийца выйдут вперед и будут исповедовать Его, проповедовать имя Его другим, учить всех о том, кто Он есть и какое утешение можно найти в Нем”.

Роллок говорит: “Об этом человеке я могу сказать, да будет слава Богу, что он устыдил всех, стоявших рядом. Он устыдил апостолов и заставил их потупить глаза в землю. Он устыдил всех людей, потому что поверил, увидев только распятого Христа, а они не поверили даже тогда, когда увидели, что Он прославился на небесах и сидит одесную Всевышнего... Господь сделал его учителем веры, покаяния, надежды, терпения, любви и добродетели. Не стыдитесь же учиться у него!”

Бакстер замечает: “На примере разбойника мы узнаем, что одних избрание призывает, а других оставляет в стороне. Христос использует его пример как доказательство тому, что благодаря Своей жертве он призывает и оправдывает грешников. Обратиться к Богу, чтобы обрести милость и спасение, никогда не поздно. Истинные покаяние и вера всегда принесут свои плоды, даже если появились в самый последний момент. Этот человек был спасен не без добрых дел”.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 23:44-49

 

44  Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45  и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46  Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47  Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48  И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49  Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

 

Во-первых, отметим в этом отрывке, какие чудесные знамения сопровождали смерть нашего Господа на кресте. Мы читаем, что на три часа “сделалась тьма по всей земле”. “...Померкло солнце, и завеса в храме разодралась по средине”.

Нет ничего удивительного в том, что внимание всего Иерусалима чудесным образом было обращено на великую жертву за грех, на умирающего Сына Божьего. Когда Бог давал закон на горе Синай, на глазах всего Израиля было совершено множество чудес и знамений. Точно так же чудеса и знамения совершались, когда на Голгофе проливалась кровь Христа, искупающая грехи. Тьма среди белого дня — это было чудо, которое должно было заставить людей задуматься. Было также знамение и для Церкви, для людей, служивших в храме. Разодравшаяся завеса, отделявшая святое святых, была чудом, которое должно было вселить ужас в сердце каждого священника и левита.

Помните, что Бог иногда являет подобные знамения при особенных обстоятельствах. Он знает, что по своей природе человек глуп и не склонен верить. Поэтому чудесами Он привлекает наше внимание, когда устанавливает новую эпоху в истории человечества. Таким образом Он заставляет человека задуматься, хочет он того или нет, и хотя бы на короткое время послушать Бога. Подобным образом Бог очень часто поступал в прошлом. Так было, когда Он давал закон. Так было и тогда, когда Он принес Евангелие, и об этом говорится в данном отрывке. Так будет и тогда, когда Христос придет на землю во второй раз. Он покажет смеющемуся, неверующему миру, что Он может нарушать законы природы, когда это захочется Ему, и изменять весь ход жизни Своего творения с такой же легкостью, с какой Он сотворил землю. Он еще исполнит Свои слова: “...еще раз поколеблю не только землю, но и небо”, “и покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе” (Евр. 12:26; Ис. 24:23).

Во-вторых, обратим в этих стихах внимание на удивительные слова, которые произнес Христос, когда умирал. Мы читаем, что “Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух”.

Значение этих слов настолько глубоко, что измерить его мы не в состоянии. В смерти Христа было что-то таинственное, и это делало ее не похожей на смерть всех остальных людей. Мы должны твердо помнить, что Тот, кто сказал эти слова, был Богом, точно так же как и человеком. Его божественная и человеческая природы были неразрывно связаны. Конечно же, божественная природа Иисуса не могла умереть. Он сам говорил: “Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее”. Христос умер не так, как умираем мы, когда приходит наш час. Он умер не потому, что не мог избегнуть этого. Он умер добровольно, избрав эту участь.

Но в некотором смысле слова нашего Господа могут стать хорошим уроком для всех настоящих христиан. Они показывают нам, как мы должны встречать смерть. Мы не должны бояться ее.          Мы должны относиться к смерти как к поверженному врагу, чье жало вырвал Христос Своей жертвой. Этот враг может на какое-то время повредить нашему телу, но не более. Мы должны в полном спокойствии ожидать его появления и верить, что когда плоть умрет, душа окажется в надежных руках. Так думал Стефан, когда умирал. “Господи Иисусе! приими дух мой”, — просил он. Так думал престарелый Павел, когда подошло его время оставить эту жизнь. Он говорил: “Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день” (Деян. 7:59; 2 Тим. 1:12). Блажен тот, кто может принять свою кончину подобным образом!

И наконец, на примере сотника и людей, видевших, как умирал Иисус, мы узнаем, что совесть обладает великой властью. Мы читаем, что сотник “прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник”, а народ, “видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь”.

Мы точно не знаем, чем были вызваны эти чувства и принесли ли они какой-либо плод. Но ясно одно: римский офицер понял, что он руководил казнью невиновного человека, а народ, следивший за распятием, почувствовал, что было запланировано и претворено в жизнь великое злодеяние.         И иудеи, и язычники уходили в тот вечер с Голгофы с тяжелым сердцем, осуждаемые совестью. Им было не по себе.

Воистину, велика власть совести! Она может оказывать могущественное влияние на людей! Она может устрашить даже монархов, восседающих на троне. Она может заставить толпу народа трепетать перед парой смелых служителей Божьей истины и превратить людей в послушных овец. Да, совесть часто слепа, она не может обратить человека ко Христу, но все же ее можно считать тем лучшим, что есть в человеке. Она — лучший друг проповедника Евангелия. Не удивительно, что св. Павел говорит: “...открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом” (2 Кор. 4:2).

Человек, который желает обрести внутренний мир, должен остерегаться размолвок со своей совестью. Пусть лучше он прилежно слушает ее советы и следует им, считая совесть своим другом. Пусть он молится каждый день, чтобы его совесть просветил Святой Дух, а кровь Христа очистила. Слова св. Иоанна имеют очень большое значение: “Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу” (1 Ин. 3:21). Правильно поступает человек, который может сказать: “Сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми” (Деян. 24:16).

 

 

Примечания

Лк. 23:44-49

 

Согласно иудейскому времяисчислению день начинался в шесть часов утра. Наш Господь был распят в три часа, то есть по-нашему в девять часов. Тьма сделалась в шесть часов, по-нашему в двенадцать. Из этого следует, что тьма, возникшая сверхъестественным образом, пришлась на самое светлое время дня — между двенадцатью и тремя часами. Шесть часов наш Господь висел на кресте, прежде чем “испустил дух”.

Это была сверхъестественная тьма. Она не была вызвана затмением солнца, потому что распятие нашего Господа состоялось на Пасху, а Пасха всегда отмечалась в полнолуние, когда затмение солнца невозможно.

Скорее всего, тьма “сделалась” только над Палестиной, ибо не было необходимости в том, чтобы она произошла буквально по всей земле. Наш Господь служил в первую очередь Израилю и на израильской земле совершал все Свои чудеса. Подобное выражение мы находим в Лк. 21:23.

Это чудесное знамение как нельзя лучше подходило для того, чтобы привлечь внимание всех людей и вселить в них ужас. Они вынуждены были отложить в сторону все свои дела и задуматься о том, чем была вызвана эта тьма.

Здесь имеется в виду то же знамение, что и в предыдущем стихе. Это выражение подчеркивает, что стало на самом деле очень темно.

Это чудо должно было очень сильно напугать священников, которые в то время служили в храме, как напугала тьма жителей Палестины. Разодравшаяся завеса означала, что смерть Христа открыла святое святых, что эпоха Израиля завершилась и что все человечество теперь может получить спасение через Евангелие.

Доддридж замечает: “Поскольку в тот день был праздник Пасхи, вполне вероятно, что сам первосвященник Каиафа воскурял фимиам перед завесой. Если так оно и было, то очень странно, что это ужасное происшествие никак не повлияло на его ожесточенное сердце. Без сомнения, многие другие священники, которые присутствовали при распятии Христа, увидев остатки разорвавшейся завесы и принимая во внимание другие обстоятельства, должны были понять, что произошло нечто из ряда вон выходящее, как если бы они присутствовали в храме в тот момент, когда завеса разрывалась”.

Это выражение, как впрочем и весь стих, заслуживает особого внимания. Оно показывает, что смерть Христа не была обычной. Как правило, умирающий человек не может кричать громко, он говорит очень тихо.

На это обстоятельство, как и на выражение “испустил дух Свой”, все комментаторы, начиная с Амвросия, обращают особое внимание. Они считают, что наш Господь умер не потому, что не мог не умереть, а потому что Он добровольно подчинился смерти.      Он сам захотел умереть. Он “принес Себя непорочного Богу”.

Альфорд отмечает, что “ни один из евангелистов не говорит, что Иисус умер, хотя потом это выражение и использовалось, когда говорилось о Его смерти”. Все евангелисты, хоть и разными словами, говорят, что Христос “испустил дух”.

К этому я хочу добавить, что во всех пяти ветхозаветных отрывках, которые в нашем переводе содержат выражение “испустить дух”, переводчики Септуагинты не употребляли выражение, которое использовано в Евангелиях для описания смерти Господа (Быт. 49:33; Иов. 10:18; 11:20; 14:10; Иер. 15:9). Я также заметил, что выражение, которое использовано при описании смерти Сапфиры, переведенное как “испустила дух” (Деян. 5:10), совсем не похоже на те слова, которыми описывается смерть Христа.

Вряд ли эти слова полностью соответствуют тому, что сказал сотник. Альфорд считает, что, скорее всего, он сказал: “Истинно, этот человек был невиновен”.

Думаю, что здесь имеется в виду тьма и землетрясение, которые произошли сразу же после смерти Господа. Эти знамение привели в ужас людей, которые несколько часов назад насмехались над Иисусом. После этого никаких насмешек уже не было слышно.

С точки зрения Пула, невозможно доказать, что именно этот “народ” издевался над Христом, висевшим на кресте. Скорее всего, насмехались книжники и священники. Но замечание Матфея и Марка о том, что “проходящие злословили”, заставляют усомниться в этой теории.

Скорее всего, это были не те женщины, к которым Христос обратился, когда нес крест. Эти пришли из Галилеи, а те были “дочерьми иерусалимскими”.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 23:50-56

 

50  Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,

51  не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,

52  пришел к Пилату и просил тела Иисусова;

53  и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.

54  День тот был пятница, и наступала суббота.

55  Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;

56  возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

 

Во-первых, из этих стихов мы узнаем, что у Христа было несколько малоизвестных учеников. Мы читаем, что был некий “Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их... ожидавший также Царствия Божия”. Этот человек смело пошел к Пилату после распятия Христа, попросил разрешения забрать тело Иисуса, снял его со креста и “положил его в гробе”.

Мы ничего не знаем об этом Иосифе, кроме того, что написано здесь. В Деяниях апостолов о нем не упоминается. И во время земного служения Христа об Иосифе ничего не говорилось. Мы не знаем, почему он открыто не заявил, что является учеником Христа. Но после распятия, Иосиф не побоялся показать, что он один из друзей Господа. В то самое время, когда апостолы оставили Христа, этот человек не постыдился сказать, что он любит Его и уважает. Другие исповедовали Его Господом тогда, когда Он был жив и творил чудеса. А Иосиф исповедал свою веру в Христа тогда, когда Христос был мертв.

История Иосифа и поучает, и ободряет. Из нее вытекает, что у Иисуса есть друзья, о которых Церковь знает мало или ничего, друзья, которые меньше говорят, а больше делают, друзья, чью любовь ко Христу превзойти невозможно. Кроме того, из этой истории следует, что благодать может проявляться там, где ее никто не ждет, что у дела Христа могут быть сторонники, о существовании которых никто и не подозревает. Таких людей Соломон сравнивал с лилией посреди тернов (Песн. П. 2:2).

История Иосифа из Аримафеи учит нас с надеждой смотреть на мир. Если нам кажется, что он полностью бесплоден, это не означает, что так оно и есть на самом деле. Когда кажется, что все погрузилось во тьму, неожиданно может пробиться до этого скрытый луч света. Духовная жизнь, которую насадил сам Отец, может дать всходы в Римской, Греческой или Армянской церквах. Семена истинной веры, брошенные самим Богом, могут скрываться в некоторых заброшенных приходах Англиканской церкви. В Израиле было семь тысяч истинных поклонников Божиих, о которых Илия ничего не знал. В день суда первыми станут те, которые были последними (3 Цар. 19:18).

Во-вторых, из этих стихов мы узнаем, что Христос по-настоящему умер. Этот факт не подлежит сомнению, потому что те, которые снимали Его со креста и обвивали плащаницею, не могли ошибиться. Они наверняка знали, что сняли со креста мертвое тело. Они своими глазами видели и своим руками ощущали, что Тот, кого положили в гробницу Иосифа, был мертвый.

Тот факт, что Христос действительно умер, намного важнее, чем может показаться на первый взгляд. Если бы Иисус не умер, в Евангелии не было бы никакого смысла. Только смертью Христос мог рассчитаться с Богом за долги человека. Воплощение Иисуса, Его проповеди, притчи, чудеса, безгрешная жизнь и полное послушание закону — это все ничего бы не значило, если бы Он не умер.

Первому Адаму грозила вечная смерть в аду. Если бы второй Адам, Христос, не умер вместо него и не научил его истине, наказание в полной мере обрушилось бы на Адама и его потомков. Только кровью Христа мы можем спастись.

Будем же вечно благословлять Бога за то, что факт смерти нашего Искупителя не подлежит сомнению. Сотник, стоявший рядом с крестом, друзья, снявшие тело и положившие его в могилу, священники, запечатавшие эту могилу, солдаты, охранявшие ее — все они были свидетелями того, что Иисус на самом деле умер. Великая жертва была принесена. Агнец Божий отдал Свою жизнь. Наш Божественный Заместитель понес наше наказание за грех. Поэтому грешникам, верующим в Иисуса, бояться больше нечего: у них есть надежда. Сами по себе они виновны, но Христос умер за нечестивцев, полностью заплатив их долги.

И наконец, из этих стихов мы узнаем, что ученики Христа соблюдали четвертую заповедь. Мы читаем, что женщины, которые “приготовили благовония и масти”, чтобы помазать тело нашего Господа, “в субботу остались в покое по заповеди”.

Эта деталь — доказательство тому, что те, которые пытаются упразднить четвертую заповедь, ошибаются. Ни здесь, ни в других отрывках Библии мы не находим ни малейшего основания для того, чтобы отменить субботу. Да, Господь часто осуждал человеческие традиции, относящиеся к субботе. Он очищал этот благословенный день от суеверий. Он утверждал, что дела милосердия и дела первой необходимости, совершенные в субботу, не нарушают четвертую заповедь. Но никогда Он не учил, что субботу соблюдать вовсе не нужно.           И в этом отрывке описывается, как Его ученики тщательно блюдут этот святой день. Истинно, их Господин никогда не учил, что на христиан четвертая заповедь не распространяется.

Будем же твердо помнить, что древнее учение о субботе — это не просто иудейское установление. Суббота — это день, данный человеку с самого начала, и христиане должны почитать ее так же, как и иудеи. Без сомнения, наш Господь повелел апостолам сделать святым днем не последний день недели, а первый, но чтобы не соблазнять Израиль, им было милостево позволено не учить этому всенародно. Кроме того, суббота просто необходима для человеческой души, поэтому будем всеми силами отстаивать ее соблюдение. Она приносит благо и телу, и разуму, и душе. Она приносит благо и народу, который соблюдает ее, и церкви, которая ее почитает. Отказавшись от субботы, очень просто отказаться от Бога. Человек, который работает или развлекается в субботу, становится врагом своим ближним. А человек, который считает, что верующий должен быть настолько духовным, что и отделять один день от других не нужно, не понимает, что сердце человеческое лукаво и что мир постоянно пытается уловить нас.

 

 

Примечания

Лк. 23:50-56

 

Возможно, это выражение означает, что Иосиф был членом иудейского синедриона. Начало этого стиха дает основание предположить, что он присутствовал тогда, когда было решено схватить Иисуса и предать Его смерти, но голосовал против большинства.

Это выражение похоже на слова, которые сказали Симеон и Анна. Иосиф ожидал установления духовного царства Мессии и верил, что Иисус есть Мессия.

Это выражение заслуживает внимания. Оно показывает, что Иосиф знал, что наш Господь умер. Св. Марк говорит (Мр. 15:44), что Пилат удовлетворил просьбу Иосифа только тогда, когда сотник подтвердил, что Иисус умер.

И на это выражение стоит обратить внимание. Предположение, что люди, готовившие тело Иисуса к погребению, вытаскивавшие гвозди из Его рук и ног и обворачивавшие Его погребальными пеленами, не заметили жизни, якобы еще теплившейся в Нем, абсурдно. Для того чтобы понять важность воскресения Христа, необходимо быть твердо уверенным в Его смерти.

Обычно умерших не закапывали в землю, а погребали в пещерах. К сожалению, воскресение Христа изображают так, что создается совершенно неверное представление о Его гробнице.

Интересно и то, что гробница была высечена в скале. Это означает, что там не было подземного хода, через который можно было бы вынести тело.

Об этом обстоятельстве специально упоминается для того, чтобы подчеркнуть, что в гробнице, кроме тела Христа, ничего не было и что воскресший был не кто иной, как Иисус Христос.

Чрезвычайно важно, что наш Господь был распят за день перед пасхальной субботой. Гилл говорит: “В этот день совершались приготовления и к субботе, и к другому большому празднику, который весьма торжественно отмечался на пятнадцатый день месяца”.

Это любопытное выражение требует некоторого пояснения. Лука написал, что “рассветало в субботу”.   Однако мы знаем, что у иудеев суббота наступала после захода солнца. Как же мы тогда можем объяснить слова Луки?

Гилл замечает: “Хотя был вечер, Лука написал так, потому что в каждом доме в то время горел свет”.

Лайтфут говорит: “Были зажжены свечи, которые специально зажигали в субботу”.

Пул думает, что некоторые считают, что Лука имел в виду появление вечерней звезды. Коций уверен, что это выражение означает “следующее утро”.

Кэмпбелл говорит: “У всех народов, кроме иудеев, было принято считать утро первой частью дня, а вечер — второй. Лука, по свидетельству Евсевия, долго жил среди языческих народов и привык исчислять время так, как исчисляли они”.

Альфорд полагает, что св. Лука употребляет слово, которым принято было обозначать начало дня после захода солнца.

Я думаю, что последнее объяснение самое верное. Мы часто говорим, что солнце садится или встает, хотя с научной точки зрения это неправильно. Но тем не менее эти выражения понятны всем. Если бы Лука написал: “Темнело. Начиналась суббота”, ни один читатель-язычник его бы не понял.

Это выражение показывает, что друзья нашего Господа, которые хорошо знали Его в лицо, присутствовали на Его погребении и точно знали, что именно Его тело положили в гробницу. Они видели, в какую плащаницу Его завернули, и через два дня могли засвидетельствовать, что в пустой гробнице осталась лежать эта же плащаница.

Это выражение показывает, что женщины были уверены в смерти Христа и совсем не ждали, что Он воскреснет.

Бургон замечает: “Эти благочестивые женщины очень хотели последний раз послужить своему Господу, но тем не менее они не нарушили заповеди. И какое благословение это принесло! Как бы они разочаровались, если бы последовали своему желанию! Если бы они раньше пришли ко гробу, они бы очень огорчились, увидев римских солдат, которые наверняка бы не стали с ними церемониться. В этом случае они точно не смогли бы достичь своей цели. Но подождав, пока пройдет суббота, они пришли ко гробу. Стражи там уже не было, а их Господь воскрес. Тело, которое они пришли оплакать и помазать, воскресло”.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.