29.12.2013
Скачать в других форматах:

Мэтью Генри

Толкование книг Нового Завета. Третье послание Иоанна

 

Послание поощряет христианское общение. Христиан, доказывающих на практике исповедуемую ими покорность Евангелию Христову, следует хвалить. Вдохновлять и ободрять людей великодушных, с открытым и любящим сердцем, означает приносить пользу для многих. Именно с этой целью апостол пишет это ободряющее послание своему другу Гаию; в нем он выражает также недовольство некоторым служителем за его совершенно противоположные дух и поведение и подтверждает добрые вести о другом, более достойном того, чтобы им подражали.

В этом послании апостол поздравляет своего друга с преуспеванием души его (ст. 1, 2), с доброй репутацией, какую он имел среди христиан (ст. 3, 4), с его милосердием и гостеприимством по отношению к слугам Христовым, ст. 5, 6. Он выражает недовольство надменным поведением тщеславного Диотрефа (ст. 9, 10), рекомендует Димитрия (ст. 12) и выражает надежду вскоре посетить Гаия, ст. 13, 14.

Стихи 1, 2

В этих стихах сообщается:

I. О святом авторе, написавшем и отправившем данное послание; он не называется по имени, но дается только общая характеристика его: Старец, то есть старший по возрасту и по опыту служения; он заслуживает почета и уважения по той и по другой причине. Некоторые сомневаются, Иоанн ли написал это послание, однако в нем ясно просвечивает дух Иоанна и его слог. Те, кто любимы Христом, будут любить ради Него братьев. Гаий не сомневался, от кого он получил это послание. Апостол мог бы здесь перечислить много более славных титулов, но служителям Христа не пристало любить высокопарные звания. Он почти сравнял себя с обычными пасторами церквей, называя себя старцем. Или: Возможно, к тому времени большинство из апостолов уже умерли и этот святой, оставшийся в живых, хотел поддержать установленное пастырское служение, присваивая себе более общее звание - старец (пастырь). Пастырей (англ. старцев. - Прим. переводчика) ваших умоляю я, сопастырь.., 1 Петр. 5:1.

II. О человеке, которму апостол оказал честь своим посланием. Прежнее послание было адресовано избранной госпоже, а это - избранному господину; подобные личности достойны чести и уважения. О нем сообщается следующее:

1. Его имя - Гаий. В Священном Писании мы читаем о нескольких личностях с таким именем, одного из них апостол Павел крестил в Коринфе, и, возможно, именно он оказывал там гостеприимство апостолу, Рим. 16:23; если это не тот самый Гаий, то его брат по имени, по духу и по положению.

2. Добрые высказывания апостола о нем: Возлюбленный и которого я люблю по истине. Любовь, выраженная в словах, обычно воспламеняет ответную любовь. Любить своих друзей ради истины - вот истинная любовь, благочестивая, евангельская.

III. Приветствие, содержащее в себе молитв – и начинающееся с нежного обращения Возлюбленный, ты возлюблен во Христе. Служитель, желающий приобрести любовь, должен проявлять ее и сам. Здесь:

1. Апостол выражает доброе мнение о своем друге- его душа преуспевает. Это самое великое благословение, какое можно иметь под небом. Оно предполагает наличие возрождения и внутренний запас духовной жизни; этот запас увеличивается, духовные сокровища совершенствуются, и душа идет верным путем к царству славы.

2. Он желает своему другу, чтобы его тело здравствовало и преуспевало во всем, как и его душа. Благодать и здоровье - два прекрасных попутчика: благодать улучшает здоровье, а здоровье использует благодать. Довольно часто случается, что богатая душа помещается в слабом, больном теле; благодать (возрожденная свыше душа. рим. переводчика) должна упражняться в покорности такому уделу. Однако мы можем желать преуспевающим душам и молиться за них, чтобы они были здоровы и телом; тогда их благодать будет сиять в более обширной сфере деятельности.

Стихи 3-8

В этих стихах мы находим:

I. Доброе известие, полученное апостолом о своем друге: ...Пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине, ст. 3; они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви.., ст. 6. Здесь мы можем заметить:

1. Свидетельство о Гаие или то, о чем было это свидетельство, - его верность, истинность его веры, искренность его благочестия и преданности Богу; это все доказывалось его любовью, включающей в себя любовь к братьям, доброту к нищим, странноприимство к христианам-странникам и готовность содействовать им в служении Евангелию. Вера должна действовать любовью; она светит в делах любви и посредством них, побуждая других прославлять ее чистоту.

2. Свидетели братья, пришедшие от Гаия и принесшие это доброе свидетельство. Добрый отзыв - это долг, требуемый от получивших доброе. Хотя доброе имя - это всего лишь небольшая награда за дорогостоящее служение, однако оно лучше, чем драгоценная мазь, чистосердечный и благочестивый не откажется от нее.

3. Слушатели, или судьи, перед которыми было дано это свидетельство, - церковь.

Вероятно, это была та церковь, где в то время находился Иоанн. Мы не знаем, что это была за церковь; в связи с чем эти братья свидетельствовали о его вере и любви пред церковью, мы тоже не можем сказать. Может быть от полноты сердца говорили их уста; они не могли не засвидетельствовать о том, что видели и пережили. Возможно, они побудили церковь молиться о продлении жизни и полезной деятельности этого благодетеля, чтобы он мог преуспевать во всем, как преуспевала душа его.

II. Свидетельство, данное о нем самим апостолом, снова сопровождаемое нежным обращением: Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников, ст. 5.

1. Он был гостеприимен и добр к братьям, в том числе к странникам; для Гаия было достаточной рекомендацией то, что они принадлежали Христу. Или: он был добр к братьям той же самой церкви, к которой принадлежал сам, а также к приходящим издалека; он радушно принимал всех членов христианской семьи.

2. Он обладал вселенским духом, мог не замечать незначительных различий между искренними христианами и был общителен со всеми, кто нес в себе образ Христа и совершал Его дело.

3. Он был добросовестен во всем, что делал: «Ты как верный поступаешь в том, что делаешь; ты делаешь это, как верный слуга, и можешь ожидать награду от Господа Христа». Такие верные души могут выслушивать похвалу в свой адрес, не превозносясь при этом; похвала за то доброе, что есть в нас, предназначается не для того, чтобы мы гордились, а для нашего ободрения, чтобы мы оставались и совершенствовались в нем.

III. Радость апостола, как о добром известии, так и о том, что было основанием его: Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали, и далее, ст. 3. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине, по предписаниям христианской веры. Самым лучшим доказательством того, что мы познали истину, является наше хождение в истине. Добрые люди весьма радуются духовному преуспеванию других, они рады слышать о благодати, дарованной другим, и их добродетельности. Любовь не завидует, а радуется доброй славе других. Как для добрых родителей, так и для добрых служителей радостно видеть, как дети их доказывают искренность своей веры и являются украшением своего исповедания.

IV. Указания апостола своему другу относительно того, как ему следует в дальнейшем поступить с братьями, которые были у него: Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога. Вероятно, в те дни любви существовал обычай сопровождать путешествующих служителей и христиан, по крайней мере, на каком-то отрезке их пути, 1 Кор. 16:6. Это доброе дело – сопровождать странника на его пути, и для путешественников очень приятно иметь подходящую компанию. Это дело должно делаться как должно ради Бога, достойным Бога образом или соответственно тому почтению, которое мы питаем к Богу и нашему родству с Ним. Христиане должны помышлять не только о том, что они должны делать, но и о том, что они могут сделать, чтобы сделанное ими могло заслужить наибольшую честь и похвалу: честный и мыслит о честном. Даже обыденные житейские дела христиане должны делать как должно ради Бога, служа Ему и Его славе.

V. Причины предписанного апостолом поведения; их две:

1. Ибо они ради имени Его

пошли, не взявши ничего от язычников. Очевидно, эти братья были служителями, они пошли проповедовать Евангелие и распространять христианство; возможно, они были посланы самим апостолом и пошли обращать в христианскую веру язычников. Это было замечательное служение: они пошли ради Бога и во имя Его. Высшей целью служителя и его главным мотивом, движущей силой в служении должно быть - собирать и созидать народ во имя Его. Они пошли, неся Евангелие даром, распространяя его безвозмездно повсюду, куда приходили: Не взявши ничего от язычников. Таковые достойны сугубой чести. Есть люди, которые сами не призваны проповедовать Евангелие, но они могут, тем не менее, содействовать его распространению. Евангелие ничего не должно стоить тем, кому оно проповедуется впервые. Те, которые не знают его, не могут еще оценить его; Церковь и любящие ее христиане должны содействовать распространению святой веры в языческих странах; щедрость их должна соответствовать их возможностям. Тех, кто безмездно несет Евангелие Христово, должны поддерживать те, кто носит кошельки.

2. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине, то есть истинной вере. Христианская вера есть истинная вера, о ней засвидетельствовал Сам Бог. Те, которые истинно принадлежат к ней и верны ей, ревностно желают распространения учения Христа в мире, молятся об этом и содействуют этому. Многими путями можно помогать истине - кто сам не может возвещать ее, может, однако, принимать, сопровождать и поддерживать делающих это.

Стихи 9-11

I. Здесь приводится совершенно другой пример и совершенно другой характер служителя церкви, не такого великодушного и общительного, какими были первые христиане.

1. Имя его - языческое: Диотреф, и ему соответствует нехристианский дух.

2. Нрав его - гордый и честолюбивый, это человек, любящий первенствовать. Эта закваска рано появилась и произвела свое действие. Христианскому служителю не подобает любить первенствовать, председательствовать в церкви Божией.

3. Его пренебрежение к авторитету апостола, к его посланиям и друзьям. (1) К авторитету апостола: Посему... напомню о делах, которые он делает, противясь нашим постановлениям, понося нас злыми словами. Удивительно, как высоко может подниматься дух пренебрежения! Но честолюбие порождает злобу против тех, кто противодействует ему. Злоба и недоброжелательство, живущие в сердце, ищут выхода через уста. Надо бодрствовать как над сердцем, так и над устами.

(2) К апостольским посланиям: «Я писал церкви (ст. 9), рекомендуя принять тех или других братьев, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, не принимает ни наших посланий, ни нашего свидетельства в них». Это была, по-видимому, та церковь, где Гаий был членом. Евангельская церковь представляется таким обществом, которому писались и отправлялись послания. Евангельские церкви ожидали рекомендаций от странников, желавших быть допущенными в их среду. Апостол, видимо, писал об этих братьях и с ними передавал свои послания. Для честолюбивого и властного характера очень мало значит авторитет апостола или его посланий.

(3) К его друзьям, к братьям, рекомендованным им: ...сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви, cт . 10. Между языческими и иудейскими христианами могли быть некоторые разногласия или различия в обычаях. Пастыри должны серьезно исследовать, какие разногласия допустимы. Пастырю не дана абсолютная свобода, он не господин над Божиим наследием. Когда сам не делаешь добра- это плохо, но препятствовать желающим делать его - еще хуже. Властью церкви и ее правом судить часто злоупотребляют. Многие, кого следовало бы приветливо и радушно принять, изгоняются из церкви. Но горе тем, кто изгоняет братьев, которых Господь Иисус принимает в общение с Собою и в Свое Царствие!

4. Угроза апостола в адрес этого гордого и властного человека: Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает... (ст. 10), напомню с целью порицания их. Вероятно, здесь есть намек на апостольскую власть. Однако апостол, по-видимому, не прибегал к епископскому суду, куда должен бы быть вызван Диотреф, но собирался рассмотреть это дело в церкви, к которой тот принадлежал. Проявления господства и тирании в церковных делах должны быть наказываемы. Лучше согласиться с тем, кому принадлежит власть!

II. Совет апостола относительно этой личности, предостережение, чтобы не подражать такому примеру и вообще всякому злу: Возлюбленный! не подражай злу, но добру.., ст. 11. Не подражай таким нехристианским злым поступкам, но стремись к противоположному к добру, мудрости, чистоте и любви. Советы и предостережения не излишни и для добродетельных христиан. Вероятнее всего, что те советы и предостережения будут приняты, которые приправлены любовью. Возлюбленный! не подражай злу. Совет и предостережение дополняются объясняющими их причинами.

1. Совет: Подражай добру, ибо кто делает добро (естественно и искренно, находя в этом удовлетворение), тот от Бога, рожден от Бога. Делание добра доказывает наше счастливое сыновнее родство с Богом.

2. Предостережение: Не подражай злу, ибо делающий зло (имеющий склонность к деланию зла) не видел Бога. Делающие зло напрасно претендуют или хвалятся, что знают Бога.

Стихи 12-14

Здесь содержатся:

I. Характеристика другого человека, некоего Димитрия, не известного ничем иным. Но имя его будет жить. Имя, записанное в евангелии, известность в церкви лучше, чем имена сыновей и дочерей. Его характер был его похвалой. Похвала эта была:

1. Всеобщей - О Димитрии засвидетельствовано всеми... О немногих отзываются хорошо все люди. И иногда это бывает плохим признаком. Однако непорочность во всем и доброта достойны (и иногда достигают) всеобщего одобрения.

2. Заслуженной и хорошо обоснованной: ...и самою истиною.., ст. 12. Некоторые имеет доброе свидетельство, но не от самой истины. Блаженны те, чей дух и поведение заслуживают им похвалу перед Богом и людьми.

3. Подтверждена свидетельством апостола и его друзей: Свидетельствуем также и мы, - затем идет обращение к знанию самого Гаия об этом, - и вы (ты и твои друзья) знаете, что свидетельство наше истинно. Вероятно, этот Димитрий был хорошо известен той церкви, где теперь находился апостол, и той, где был Гаий. Хорошо иметь добрую известность, то есть быть известным добрыми делами. Мы должны быть готовы засвидетельствовать о добрых людях, и хорошо для тех, кого хвалят, когда хвалящий их может апеллировать к совести тех, кто знает их лучше всех.

II. Заключение послания, где мы можем отметить следующее:

1. Некоторые вопросы Иоанн оставляет для личной беседы: Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам, ст. 13, 14. Многие вещи лучше обсуждать в непосредственной беседе, чем в письме. Небольшие личные совещания могут сэкономить затраты времени и материальных средств, переживания, связанные с перепиской; к тому же добрые христиане всегда рады встретиться друг с другом.

2. Благословение: Мир тебе, будь счастлив. Кто добр и счастлив сам, желает того же и другому.

3. Общее приветствие, посланное Гаию: Приветствуют тебя друзья. Кто является другом распространения христианства, заслуживает всеобщего привета. И эти благочестивые люди выказывают свое расположение как к христианству, так и к Гаию.

4. Личное приветствие апостола христианам церкви Гаия или окрестных церквей: Приветствуй друзей поименно. Сомневаюсь, чтобы таковых было не очень много, кто заслуживал личного приветствия. Но мы должны учиться смирению так же, как и любви. Должно приветствовать и самого слабого члена Церкви Христовой. Те могут хорошо приветствовать друг друга на земле, кто надеется вместе жить на небе. И апостол, возлежавший у груди Христа, принимал в свое сердце друзей Христовых.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.