Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Левит
ГЛАВА 2
В этой главе излагается закон о принесении жертвы приношения хлебного.
I. Ее исходные материалы; должна ли она быть сделана из грубой муки, елея и фимиама (ст.1), испечена в печи (ст.4), или в сковороде (ст.5,6), или в горшке (ст.7).
II. Принесение жертвы, сделанной из муки (ст.2,3), испеченной в горшке (ст.8-10).
III. Некоторые определенные правила в отношении этого приношения: чтобы ни закваска, ни мед не добавлялись (ст.11,12), а соль всегда присутствовала в хлебном приношении (ст.13).
IV. Закон о приношении хлебном из первых плодов колосьев (ст.14 и далее).
Стихи 1-10
Некоторые хлебные приношения были лишь добавлением к жертве всесожжения и приносились вместе с ежедневной жертвой (Исх.29:38,39) и с мирной жертвой; к ним добавлялось вино для возлияния (см. Числ. 15:4,7,9,10), количество которого также указывалось. Но закон, изложенный в данной главе, касается хлебных приношений, приносимых отдельно, когда человек видел повод подобным образом выразить свое благоговение. Первое приношение, о котором мы читаем в Писании, было именно такого вида (Быт.4:3): «Каин принес от плодов земли дар».
I. Этот вид приношений был назначен
(1) из снисхождения к бедным и их возможностям, чтобы тот, кто питается лишь хлебом и лепешками, мог принести приемлемую жертву Богу из того, что было их грубой и обычной пищей; а когда мы в первую очередь делаем для Божьего жертвенника (как вдова из Сарепты, которая вначале испекла маленькую лепешку для пророка), то Бог может обеспечить таким благословением горсть муки в кадке и небольшое количество масла в кувшине, что они не будут заканчиваться.
(2) Как должное признание милости Божьей, проявленной к ним в их пище. Это было похоже на дань, с помощью которой они свидетельствовали о своем уповании на Бога, о своей благодарности Ему, о своих надеждах на Него, как на своего владыку и щедрого покровителя, который дает всем жизнь, дыхание и обеспечивает пищей. Так они должны были почитать Господа своим имуществом и в доказательство того, что они едят и пьют во славу Его, должны были посвящать часть своей пищи и питья Его непосредственному служению. И сейчас тот, кто с благодарным сердцем раздает хлеб голодным и обеспечивает нужды тех, кто лишен хлеба насущного, а когда сам ест тучное и пьет сладкое, то посылает части тем, для кого ничего не приготовлено, тот приносит Богу достойное хлебное приношение. Пророк оплакивал как одно из самых страшных последствий голода то, что прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем (Иоил.1:9), и считал величайшим благословением их возобновление (Иоил.2:14).
II. Закон о хлебных приношениях гласил:
(1) ингредиентами всегда должны быть мука и елей хорошего качества – два основных продукта земли Ханаанской (Втор.8:8). Елей в то время для них был таким же продуктом, как сейчас для нас масло. Если приношение было неприготовленным, то елей поливался сверху на муку (ст.1); если же это был хлеб, испеченный в печи, то елей нужно было смешать с мукой (ст.4 и далее).
(2) Если это была мука невыпеченная, то кроме елея сверху нужно было положить ливан, который должен был сгореть вместе с ней (ст.1,2), чтобы от жертвенника исходило приятное благоухание. Со ссылкой на это место служители Евангелия названы приятным благоуханием Богу (2Кор.2:15).
(3) Если приношение было приготовленным, то это могло быть сделано разными способами; приносящий мог испечь его, или изжарить, или смешать муку с елеем на доске; для совершения этого в скинии находилось все необходимое. Закон был очень строг даже в отношении тех приношений, которые меньше всего стоили. Это подразумевало, что Бог обращает внимание на религиозные служения, совершаемые с благоговением даже бедными представителями Своего народа.
(4) Приносящий жертву должен был преподнести ее священнику, и это называлось приношение Господу (ст.8), ибо священники были Божьими получателями и рукоположены, чтобы приносить дары.
(5) Часть приношений должна была сжигаться на жертвеннике в память, то есть в знак того, что они осознают, насколько Бог щедр к ним, обеспечивая их всем необходимым для наслаждения. Это была жертва, принесенная на огне (ст.2,9). Процесс пожирания ее огнем напоминал им, что они заслуживали, чтобы все плоды земли были подобным образом сожжены, но Бог проявляет к ним милость, раз до сих пор этого не произошло. Они могли также познать, что раз пища для чрева, и чрево для пищи, то Бог уничтожит и то и другое (1Кор.6:13) и что не хлебом единым жив человек. Это приношение, сожженное на огне, названо благоуханием, приятным Господу. Таковыми же являются наши духовные приношения, возносимые огнем святой любви, особенно пожертвования, которые являются благовонным курением, жертвой приятной, благоугодной Богу (Фил.4:18; Евр.13:16).
(6) Остатки приношения хлебного отдавались священникам (ст.3,10). Это великая святыня, и ее не должны были есть приносящие жертву, как жертву мирную, которая хотя и была святыней, но не великой святыней; остатки хлебного приношения могли есть лишь священники и их семьи. Так Бог позаботился, чтобы служители жертвенника жили за счет жертвенника и не бедствовали.
Стихи 11-16
В этих стихах:
I. Запрещалось добавлять мед и квасное в хлебное приношение: «…ни квасного, ни меду не должны вы сожигать…» (ст.11).
1. Квасное запрещалось в память о пресном хлебе, который они ели, выходя из Египта. Такое быстрое изготовление хлеба требовалось для того, чтобы у них не было повода остаться, ожидая, пока взойдет закваска. Новый Завет, сравнивая гордость и лицемерие с закваской, ибо они раздуваются, как закваска, также сравнивает с ней злобность и порочность, так как они обладают ее проникающей способностью; и мы должны понять и использовать эти слова как предостережение остерегаться грехов, которые несомненно испортят наши духовные жертвы. Чистые руки нужно возносить без гнева, а на наших евангельских пиршествах должны присутствовать пресный хлеб искренности и истины.
2. Хотя Ханаан изобиловал медом, но он запрещался, так как нехорошо есть много меду (Прит.25:16,27); он превращается в желчь и приводит к избытку горечи в желудке, хотя и сладок на вкус. Некоторые считают, что закваска и мед запрещались на том основании, что язычники слишком много использовали их в своих жертвах, а Божий народ не должен учиться у язычников и ходить их путями; его служения не должны повторять их языческое поклонение (см. Втор.12:30,31). Другие так истолковывают этот двойной запрет: закваска символизирует скорбь и огорченный дух (Пс.72:21): «Мое сердце кипело…», а мед символизирует чувственные удовольствия и веселье. В нашем служении Богу мы должны избегать и того, и другого, а придерживаться золотой середины, ибо скорбь этого мира производит смерть, а любовь к чувственным удовольствиям является великим врагом святой любви.
II. Требовалось, чтобы во всех приношениях присутствовала соль (ст.13). Жертвенник был столом Господа, и поэтому, раз соль всегда присутствует на наших столах, Бог желает, чтобы она всегда стояла и на Его столе. Ее называют солью завета, ибо, как люди подтверждают свой завет друг с другом совместным вкушением пищи и питья, а при приготовлении всех закусок используется соль, так и Бог, принимая дары Своего народа и пиршество, которое они совершают над Его жертвами, вкушает вместе с ними, а они – с Ним (Отк.3:20); тем самым Он подтверждает Свой завет с ними. В древние времена соль считалась символом дружбы. Соль, как и дрова, не должны были приносить те, кто приносил жертвоприношение, об этом должно было заботиться государство (Ездр. 7:20-22). При дворе храма была особая комната, называемая палатой соли, в которой она хранилась. Едят ли безвкусное без соли? Тем самым Бог хотел намекнуть им, что их жертвы сами по себе безвкусны. Святые – живые жертвы Богу – должны в себе иметь соль, ибо всякая жертва солью осолится (Мар. 9:49,50); слово наше всегда должно быть с благодатью (Кол.4:6), и все наши религиозные действия должны быть осолены этой солью. Христианство – соль земли.
III. Даны наставления о приношении хлебном из первых плодов.
1. Жертва из первых плодов при сборе урожая, о которой мы читаем во Второзаконии 26:2. Она приносилась Господу, но не для того, чтобы быть сожженной на жертвеннике, а отдавалась священникам в качестве дохода за их служение (ст.12). Приносите их (т.е. квасное и мед) вместе с приношением начатков, ибо хотя они были запрещены при хлебных приношениях, но являлись вполне подходящей пищей для священников, несмотря на то, что их было запрещено сжигать на жертвеннике. Было особо велено, чтобы хлебы из первых плодов были испечены кислыми (Лев.23:17). Мы также читаем о начатках меда, приносимых в дом Божий (2Пар.31:5).
2. Хлебное приношение из первых плодов. Предыдущая жертва требовалась по закону, а это было добровольное приношение (ст.14-16). Если человек с чувством благодарности Богу за Его милость и надежду на богатый урожай был расположен принести жертву прямо с поля и преподнести ее Богу, признавая тем самым свою зависимость от Него и свои обязанности перед Ним, то
(1) пусть принесет первые созревшие и срезанные колосья, но не маленькие и наполовину высохшие. Все, что приносилось в жертву Богу, должно было быть наилучшего качества, даже если это зеленые колосья пшеницы. Мы смеемся над Богом и обманываем себя, если думаем отделаться испорченным, имея в стаде неиспорченного самца (Мал.1:14).
(2) Эти зеленые колосья должны быть высушены на огне, чтобы содержащиеся в них зерна можно было выбить. От зеленых колосьев не собирались добиться того же, что и от созревших, которые оставались расти до полного созревания. Подобным образом, если молодежь совершает труд для Господа, насколько это в ее силах, то он будет принят Богом, хотя совершен не так хорошо, как делают его те, кто в возрасте и обладает опытом. Бог извлекает наилучшее из зеленых колосьев – то же самое должны делать и мы.
(3) В них нужно было влить елей и сверху положить ливан. Так (некоторые намекают на это) мудрость и смирение должны смягчать и услаждать дух и служение молодых людей, и тогда их зеленые колосья будут благоугодны Господу. Бог особым образом радуется начаткам плодов Духа, а также проявлениям раннего благочестия и посвященности. Бог будет доволен теми, кто, находясь в младенческом возрасте, думает и говорит, как дети, если при этом они думают и говорят хорошо; Он будет доволен их бутонами и цветением и никогда не забудет их добрых дел, совершенных в молодости.
(4) Эта жертва должна быть использована, как другие хлебные приношения (сравните ст.16 со ст.9). И сожжет часть зерен и елея со всем ливаном. Похоже, что огонь и ливан имели особое значение.
[1] Огонь подразумевает рвение духа, который должен присутствовать во всех наших религиозных служениях. Мы должны быть ревностны ко всем добрым делам. Святая любовь к Богу является огнем, который должен возносить все наши жертвы, в противном случае они не будут приятным благоуханием Богу.
[2] Ливан подразумевает посредничество и ходатайство Христа, благодаря которому все наши служения становятся благоуханными и могут быть представлены милостивому благоволению Божьему. Благословен Бог за то, что мы сейчас имеем сущность, прообразами которой были все эти обряды, – плод, сокрытый под листьями.
Этот материал еще не обсуждался.