Сергей Худиев
Об уверенности в спасении
Таинства Церкви и уверенность в спасении
Наша принадлежность Господу знаменуется нашим участием в таинствах, которые по Его повелению совершает Его Церковь. Для православного человека христианская жизнь немыслима без Крещения и Евхаристии, и здесь мы рассмотрим, какие обетования Господу угодно было связать с этими таинствами.
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Гал. 3:27)
Эти слова Апостола поются Церковью во время праздничных богослужений
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся
Крестившись, мы облекаемся во Христа, и будучи крещенными, мы пребываем во Христе. Вера в действительность преподанного нам крещения означает веру в действительность нашего пребывания во Христе.
Конечно, нам могут показать на множество людей крещеных, но неверующих и явно не пребывающих во Христе; но эти люди, увы, и не верят в действительность преподанного им таинства – чаще всего, они даже не осознают, что оно означает. Если же мы верим словам Апостола – и церковному песнопению – «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»(Гал. 3:27), значит, мы должны признать – да, мы облеклись во Христа, мы во Христе.
О пребывании во Христе так же говорят слова Господа о Евхаристии:
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. (От Иоанна 6:53-56)
Господь указывает на то, что спасительная вера несовместима с пренебрежением к Евхаристии (ст.53) и говорит о причастнике, что он имеет жизнь вечную (ст.54) и пребывает во Христе (ст.56). Если мы признаем действительность преподаваемого нам Церковью таинства, мы должны признавать и истину Его слов – мы действительно пребываем в Нем и имеем жизнь вечную.
Я предвижу возражение – в молитвах ко святому причащению мы просим о том, чтобы причаститься не в суд и не во осуждение. Значит, недостойное причащение может означать осуждение, а совсем не вечную жизнь.
Отвечу на этот вопрос. Эта молитва опирается на слова Апостола Павла
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
(1 Кор. 11:29-32)
Из контекста видно, что речь здесь идет не о вечном осуждении, а о временных, вразумительных наказаниях: многие из вас немощны и больны и немало умирает; наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
Именно так понимает этот отрывок, например, блаженный Феофилакт Болгарский:
Поскольку, говорит, мы не делаем такого легкого и удобного дела, то есть самоосуждения, то и Бог не поступает с нами нещадно, но здесь наказывает, чтобы помиловать там. Наказываемся(в тексте приводится греч.слово), говорит, здесь: не казням подвергаемся, но получаем отеческие внушения, дабы там не быть осужденными с миром, то есть с неверующими. Ибо верующие, находясь под покровом Божиим, здесь получают возмездие по грехам своим.(Бл.Феофилакт Болгарский, Толкование на Апостол, Изд-во "Афон" Москва, 2000, стр 323)
Итак, в самом центре нашей церковной жизни – в таинстве Евхаристии – мы находим прочное основание для уверенности в спасении.
Этот материал еще не обсуждался.