15.04.2014
Скачать в других форматах:

Хенк тен Бринке

Исполнение Святым Духом. Библия о «крещении» и «исполнении» Святым Духом

1.       Стремясь к большему

Вы наверняка слышали рассказы о захватывающем опыте других христиан, которые испытывали на себе исполнение Духом Божьим. Они по-особому ощущали Божью любовь. Они почти физически ощущали, как любовь Божья излилась в их сердца Святым Духом (Рим. 5:5).

Такие рассказы могут вызвать зависть. Ведь и вы, разумеется, – христианин. Вы верите. Вы крещены. Вы исповедали свою веру. Вы активно служите в церкви. И все же… Вы стремитесь к большей восторженности, большей радости, большей посвященности.

Разве такое стремление не соответствует Библии? Ведь там записано обетование, что Иисус крестит нас Святым Духом. И разве в Новом  Завете не говорится часто об «исполнении» Духом? Есть даже повеление: «исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Не имеет ли все это прямого отношения к восторженности и радости?

Отдают ли традиционные реформатские верующие должное этому обетованию и этому повелению?

В этой статье я хочу обратить внимание читателей на то, что в Библии говорится о «крещении» и «исполнении» Святым Духом. В последующих разделах я постараюсь обработать библейский материал и ответить на вопрос: что вам нужно делать, если вы стремитесь к большей радости, восторженности и посвященности? Как можно исполнить повеление апостола Павла: «исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18)?

 

2.       Изобилие и воздействие Духа

«Исполнение»: подчинение руководству

Что подразумевают, когда о человеке говорят, что он «полон» или «исполнен» Святым Духом? Ведь подобное выражение используется по отношению к Самому Иисусу (Лк. 4:1). Лука писал также и о Варнаве, что «он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян. 11:24).

Нельзя быть буквально «исполненным», или «наполненным» Духом. Ведь Дух – это не жидкость и не какое-либо другое вещество. Следовательно, здесь подразумевается образное значение слова.

Лука употребляет понятие «исполнения» также в другой связи. В Луки 5:12 говорится о человеке, «полном проказы». То есть все его тело было поражено проказой. А волхв Елима  был «исполнен всякого коварства и всякого злодейства» (Деян. 13:10). Другими словами, это его характеризовало, преобладало в нем.

Подобным образом можно понимать и «исполнение Духом». Быть «исполненным» или «полным» Духа Святого означает подчиняться руководству Божьего Духа. Это означает, что Дух ведет и вдохновляет вас.

 

В этом же состоит и смысл призыва апостола Павла в Еф. 5:18: «исполняйтесь Духом». Он использует идею «исполнения» или «наполненности» в других местах этого послания. Так, он пишет, что Христос «наполнит» все (Еф. 1:23).

Слово, употребленное здесь Павлом, также указывает на идею руководства, управления. Это же слово употребляется в греческом переводе текста из Иер. 23:24: «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь». Смысл очевиден: Божье всемогущество достигает всех потаенных мест вселенной. Он правит всем, а потому никто не может скрыться от Него.

Таким же образом и Христос «наполнит» все. Он будет править всем. Потому и Павел призывает своих читателей «исполниться» Духом, то есть отдать себя Божьему руководству. «Исполняться Духом» значит то же, что «поступать по Духу» (Гал. 5:16) или «жить по Духу» (Гал. 5:25).

Впрочем, есть вероятность того, что кого-то наполняет не Дух, а сатана. Апостол Петр спрашивает у Анании: «Для чего [ты допустил] сатане вложить (в нидерл. переводе – «наполнить») в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому?» (Деян. 5:3). Обратите внимание, что здесь Лука употребляет то же греческое слово, что и Павел в Еф. 5:18.

 

Иоанн Креститель и Иисус «Креститель»

Говоря об Иисусе Христе, Иоанн Креститель использовал выражение «крестить Духом»: «я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:8; см. также Мф. 3:11; Лк. 3:16; Ин. 1:33). Почему Иоанн говорил об этом, и что он подразумевал?

Иоанн сравнивает деяния Христа с тем, что делал сам. Он крестил. Слово «крестить» означает «погружать», «окунать». Иоанн погружал людей в воды Иордана. Это символ, или знак очищения грехов и обновления жизни. Итак, это знак. Иоанн может выполнять этот обряд (или знак), но то, на что знак указывает, Иоанн выполнить не может. Это уже работа Святого Духа. Иоанн не может дать Духа людям.

Но то, чего не может Иоанн, может Иисус, «Сильнейший Иоанна» (Мк. 1:7). Иоанн погружает людей в воду, а Иисус будет погружать людей в Святого Духа!

Собственно, этого невозможно представить в буквальном смысле. Можно кого-то погрузить в жидкость (например, в воду), но не в Духа Святого. Из этого следует, что Иоанн употребляет слово «погружать» в переносном смысле. Чтобы лучше уяснить и показать это, я бы взял слово «погружать» в кавычки: «Я крестил вас водою [то есть погружал вас в воду], а Он будет «крестить» вас Духом Святым [то есть «погружать» в Святого Духа]». Иоанн – креститель в буквальном смысле, Иисус – в переносном. Иоанн – креститель водой, Иисус – «креститель» Духом.

 

Крещение и «изобилие»

Что подразумевает Иоанн таким словоупотреблением? Он говорит: я не могу дать Святого Духа. Но Иисус может! И Он даст Его в изобилии – через «погружение». В этом и состоит различие между словом «погружать» и более нейтральным словом «давать»: первое указывает на то, что Иисус даст Духа в изобилии, в избытке.

Эта мысль примыкает к возвещенному пророком Иоилем: Бог изольет Своего Духа (2:28), то есть подаст в изобилии. Сам Иисус обратился к этому возвещению, когда провозгласил: «Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:38,39).

 

Дух и водное крещение

Какая связь между крещением Духом и водным крещением? Большая!

Несколько раз апостол Павел представляет работу Духа как омовение. Такой образ напоминает символизм крещения. Что символизирует водное крещение (омовение грехов и обновление человека), то Дух осуществляет!

В Тит. 3:5 Павел пишет о «бане возрождения и обновления Святым Духом». Здесь работа Духа изображена как купель. Дух, «Которого Бог излил на нас обильно» (стих 6), омывает нашу жизнь, как купель.

А в 1 Кор. 6:11 сказано: «…но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Здесь Павел описывает работу Господа Иисуса и Святого Духа как омовение.

Описание работы Святого Духа как омовения согласуется и с Ветхим Заветом. Бог обещал Своему народу очистить его от скверн и совершить это через Духа (Иез. 36:25-27). Где люди «крещены» Духом, там очищены их грехи. Это значит прощение и обновление.

Именно об этом и говорится в связи с водным крещением. Ведь крещение, которое символизирует очищение от «нечистот наших душ», указывает не только на прощение грехов, но и на обновление Святым Духом (см. классическую форму крещения младенцев, а также Гейдельбергский катехизис, ответ 70). Итак, водное крещение – это знак «крещения» Святым Духом.

 

Креститься – значит «наполниться»

Отличается ли тогда «крещение» Святым Духом от «исполнения» Духом? Нет, поскольку оба выражения указывают на одну и ту же реальность. Это два образа, с помощью которых передается истина, что Христос подает Своего Духа и что мы получаем Его. В Библии один образ чередуется с другим.

В этом можно убедиться на примере первых двух глав Деяний апостолов. Иисус возвестил: «Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:5). Когда же обещанное Иисусом осуществилось через несколько дней, Лука записал: «И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2:4). В первой главе Деяний Иисус сравнивает то, что вскоре сделает, со служением Иоанна Крестителя. Отсюда и образное употребление слова «крещение». Во второй же главе этого сравнения нет. Потому там и не было целесообразно употреблять слово «крестить» в переносном смысле. Вместо него употребляется слово «исполнить»[1].

Оба понятия выражают одно и то же: начиная с Пятидесятницы, Иисус дает Своего Духа церкви. Понятие «крещение» больше подчеркивает то, что Дух подается в изобилии. Понятие «исполнение» больше подчеркивает то, что люди, которым подается Дух, полностью руководимы этим Духом. Или же так: «крещение» указывает на изобилие Духа, а «исполнение» указывает на воздействие Духа.

 

3.       Иисус исполняет древнее обетование Бога

Чего же мы можем ожидать от «крещения», или же «исполнения» Святым Духом? Что подразумевается в этом Божьем даре?

Для ответа на этот вопрос необходимо вначале возвратиться к Ветхому Завету. Потому что дар Духа был возвещен еще при старом завете. Более того: в «крещении», или «исполнении» Святым Духом Бог осуществляет то, что всегда подразумевал в завете с людьми.

Шаг назад в сторону Ветхого Завета важен. Мы должны избегать того, чтобы наполнять слова «крещение» и «исполнение» Духом собственным смыслом. Ведь вы можете уже иметь определенные представления об этих понятиях (сложившиеся, например, под влиянием увиденного в харизматических кругах), а затем просто вчитывать эти представления в соответствующие библейские тексты. Чтобы избежать этого, важно посмотреть на Новый Завет в контексте Ветхого Завета: что подразумевал Господь под даром Духа?

 

Авраам

Что имел в виду Бог, заключая завет с Авраамом и его потомками? «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя…, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:7). Бог хочет иметь отношения с Авраамом и его потомками. Эти потомки – особый народ Божий. Естественно, при этом подразумевается, что Авраам (и его потомки) ведет угодный Богу образ жизни. «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1).

 

Израиль

Завет вошел в особую фазу, когда потомки Авраама стояли у Синая. Бог вновь разъяснил: этот народ принадлежит Ему. Но при этом израильтяне должны слушаться Господа. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исх. 19:5).

И наоборот: Бог хочет быть Богом Своего народа. Он являет Себя так: «Я Господь, Бог твой» (Исх. 20:2).

 

Нисходящая линия

Вся история старого завета (завета, заключенного Богом на Синае) – это попытка осуществить следующее: чтобы Бог был Богом Израиля и чтобы Израиль был народом Божьим, причем жил так, как ему подобает.

В действительности же обычно происходило по-другому. Хотя и с несколькими положительными исключениями. Например, время Давида и Соломона. И время царя Езекии. При этом всегда оставались истинно верующие люди, «праведные». Но линия от Ветхого Завета к Новому идет скорее по нисходящей. Подумайте о времени судей. И о большей части времени царей.

Бог вынужден был непрерывно посылать пророков к людям, чтобы призвать их к покаянию: обратитесь, живите с Богом, будьте Его народом, потому как и Он хочет быть вашим Богом.

Очевидно, большое количество людей не вняло этому призыву. Большинство израильтян внутренне не изменилось. Они были обрезаны внешне, но не внутри. А ведь Бог хотел, чтобы их сердце было обрезанным (Втор. 10:16; Иер. 4:4; ср. Рим. 2:29). Другими словами, Бог хотел, чтобы они проявляли не только внешнюю религиозность, но и   служили Богу от всего сердца.

 

Пришел конец?

По прошествии всех этих веков напрашивался только один вывод: Израиль не смог быть Божьим народом. Намерение Бога не воплотилось в жизнь. И виноват был в этом не Бог, а народ.

Господу ничего не оставалось, как изгнать Свой народ из его земли. Иерусалим пал. Храм был разрушен. Люди были изгнаны. Пришел конец.

Но нет!

В конце синайского завета, в условиях изгнания, произошло нечто удивительное. Иезекииль, пророк периода изгнания, возвещал:

«И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу.  И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.  И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.  Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.  И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез. 36:24-28).

Посмотрите, сколько благословений обещают эти стихи!

        Божья конечная цель завета будет достигнута: «…будете Моим народом, и Я буду вашим Богом».

        Бог осуществит это, очистив Свой народ от грехов: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь» (здесь мы встречаемся с образом, характерным для крещения. Об этом мы говорили в части 2).

        Очищение, о котором идет речь, не только внешнее. «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное».

        Как это возможно? Ведь в продолжение всей истории старого завета еще не было такого, чтобы Божий народ получил новое сердце. Это станет возможно, когда Бог изольет Своего Духа: «Вложу внутрь вас дух Мой».

        Что станет следствием всего этого? Люди, наконец, действительно начнут жить, как подобает народу Божьему: «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять».

 

Главное обетование старого завета

Возвещенное Иезекиилем – это главное обетование старого завета: Бог пошлет Своему народу Своего Духа.

Так Бог преодолеет неудачу старого завета. Будет новое начало. Грядет новый завет!

Пророк Иеремия также предсказал это:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,  не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.  Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.  И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34).

Вот в чем заключается новый завет: грехи будут прощены, а люди будут внутренне обновлены. Божий Закон проявляется не только вовне; люди будут от всего сердца жить по Закону. Как следствие, «буду им Богом, а они будут Моим народом» – Божий древний «идеал» еще со времен Авраама! Божий Дух – гарантия того, что Божья цель будет достигнута, и новый завет, в отличие от старого, наверняка принесет ожидаемый результат.

 

Иоанн Креститель: вот Он!

Это обетование старого завета вызывало напряженное ожидание. Каким же прорывом стал момент, когда Иоанн Креститель представил народу Иисуса! Именно на Иисуса низошел и пребывал Дух, именно Он осуществит древнее обетование! «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33).

Иисус позаботился о «новом начале» Божьего завета с Его народом. Он положил основание для прощения грехов. И Он крестит и наполняет Святым Духом, Который заботится о том, чтобы народ Божий жил согласно воле Божьей.

 

Действительность нового завета

В Новом Завете мы читаем, как предсказания пророков стали действительностью. Например, Павел пишет римлянам:

«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти,  чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:3,4).

«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен…». В этих словах кратко подытожена вся история старого завета. Закон не справился с тем, чтобы люди его действительно исполняли. Впрочем, виновен не сам закон; виновны грешники («плоть»). Закону это было не под силу (он был «ослаблен», то есть «слаб»). Но то, с чем не справился закон, совершает Божий Дух: требование закона (в русском переводе – «оправдание» закона) исполнилось в нас посредством нашей жизни «по Духу».

Силой Духа Бог и Его народ навсегда связаны друг с другом и вечно пребывают в общении: «Я – ваш Бог, вы – Мой народ». Поэтому в «крещении», или «исполнении» Святым Духом подразумевается то, на что Бог всегда намеревался исполнить в Своем завете.

 

4.       Крещение Духом: продолжающаяся реальность

Начало без конца

Когда же происходит это крещение Духом церкви? Произошло ли оно уже в прошлом, в первую Пятидесятницу? Или же каждый христианин в отдельности переживает это в своей жизни?

В первую Пятидесятницу Иисус начал «погружать» в Святого Духа, или же «исполнять» Им людей. Апостол Петр объясняет: «Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33). И Петр опять возвращается к главному обетованию старого завета: «Ибо вам принадлежит обетование [то есть обетование о Святом Духе] и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39).

Завершается ли на этом «крещение», «излитие», или же «исполнение» Святым Духом? Нет. Нельзя сказать, что Иисус сделал это только раз на первую Пятидесятницу. Получение Духа и исполнение Им не произошло раз и навсегда.

Конечно, различные сопутствующие явления проявились только в тот день: языки, как бы огненные; шум, словно от шторма;  ученики Иисуса, говорящие о великих деяниях Божьих на всевозможных языках.

Но крещение церкви Святым Духом – это то, что Христос продолжает совершать, начиная с дня Пятидесятницы. Каждый принимающий верой Евангелие Иисуса Христа получает обещанного Духа (Гал. 3:2-5;14). История о Корнилии свидетельствует: когда этот неиудей принял Иисуса как своего Спасителя, Дух Святой сошел на него и всех слушавших (Деян. 10:44).

В случае с Корнилием и его домашними получение Святого Духа сопровождается говорением на языках. Произошедшее в доме Корнилия напомнило Петру произошедшее в день Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян. 11:15). Это воспоминание необходимо ему, ведь впервые к Божьему народу присоединяется язычник. Петру как иудею было трудно понять и принять, что спасение может прийти и римлянину. Но крещение Духом и сопутствующее ему говорение на языках убеждает его, как он и сам свидетельствует впоследствии: «Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деян. 11:17).

 

Вера в Иисуса и «крещение» Его Духом

Вера в Иисуса без получения Его Духа невозможна: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим. 8:9). Петр также упоминает эти два пункта вместе в своей проповеди в день Пятидесятницы: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа … и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38).

История,  которую рассказывает Лука в Деян. 19, подтверждает это правило. Павел встретил в Ефесе людей, которые приняли крещение Иоанна Крестителя. Они еще не слышали о пришествии Святого Духа. Павел объяснил им, что Иоанн указывал на Того, Кто шел за ним и в Которого люди должны веровать. Когда эти ефесяне поверили проповеди Павла и крестились, на них также сошел Святой Дух. Вера в Иисуса Христа, Который «крестит» в Святого Духа, и получение Святого Духа взаимосвязаны. Этим объясняется и вопрос Павла: «… приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» (Деян. 19:2) Вопрос предполагает, что вера в Иисуса неотделима от принятия Святого Духа.

Вера в Иисуса и «крещение» Духом тесно взаимосвязаны. Насколько нам известно, единственным исключением из этого правила была история, произошедшая в Самарии (Деян. 8:4-17). Там находились люди, которые уверовали в Иисуса и были крещены в Его имя, но все еще не получили Святого Духа. Они получили Его только тогда, когда из Иерусалима пришли Петр и Иоанн.

Какова же причина этой задержки? Предлагались различные объяснения. Самым приемлемым кажется следующее объяснение. После Иерусалима пришла очередь Самарии услышать Евангелие (см. Деян. 1:8, где говорится о переходах в истории спасения). Но иудеи и самаряне столетиями были разделены стеной вражды («Иудеи с Самарянами не сообщаются», Ин. 4:9). Если бы Святой Дух был немедленно дан и верующим в Самарии, тогда бы оставалась вероятность того, что вековое разделение продолжало бы существовать. Дабы предотвратить это, из Иерусалимской церкви были посланы представители, которые проявили свою солидарность и вместе с самарянами молились, чтобы они получили Святого Духа. Таким образом иудеи и самаряне «одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13).

 

Наполненность и исполнение

«Наполненность Святым Духом» может быть общей характеристикой людей (как это было общей характеристикой Иисуса). Например, это сказано о Стефане (Деян. 6:5) и Варнаве (11:24).

Но, кроме того, мы читаем, что также после первой Пятидесятницы люди вновь исполнялись Духом. Книга Деяний предлагает нам несколько примеров этого (Деян. 4:8; 4:31; 9:17-22; 13:9-12; 13:52). Во всех этих случаях речь идет об «исполнении» Духом в контексте свидетельства о Христе, проповеди Евангелия, вопреки всем препятствиям.

Павел призывает христиан в Ефесе исполняться Духом (Еф. 5:18). Исходя из глагольной формы в языке оригинала, можно сделать вывод, что мы должны делать это постоянно, то есть вновь и вновь исполняться Духом. Из этого же следует, что наполненность или исполнение Духом не происходит «раз и навсегда».

Начиная с дня Пятидесятницы, Христос крестит Духом, или же исполняет Духом Свою церковь. Это продолжающееся действие. Потому и можно говорить о все новом и новом «исполнении».

Почему мы читаем о новом «исполнении» Духом и не читаем о новом «крещении» Духом? Это, прежде всего, связано с тем, что выражение «крещение Духом» обретает свой смысл при сравнении со служением Иоанна Крестителя. Кроме того, понятие «крещения» хуже подходит для смысловой передачи повторяющегося события, ведь крещение совершается единожды. Потому выражение «крестить Духом» подходит для того, чтобы выразить всю полноту работы Христа после Пятидесятницы, и не подходит для описания отдельных событий внутри этой полноты.

 

В своей жизни мы встречаем людей, которые от всего сердца желают жить с Богом и для Бога. Мы встречаем людей, для которых заповеди Божьи – не тягость, а радость. Мы встречаем общины, которые изо всех сил стремятся быть верными Господу, сталкиваясь на этом пути и с успехами, и с неудачами. Мы встречаем христиан, которые излучают любовь к Богу, друг другу и нехристианам. Всякий раз при таких встречах мы убеждаемся: Иисус Христос все еще «исполняет» Своих учеников Своим Духом. Церковь все еще «крестится» Духом.

Как я могу лично приобщиться к этой действительности? Как мне исполниться Святым Духом?

На эти вопросы отвечает следующая статья.

 

Вопросы для обсуждения

1.       Ощущаете ли Вы некоторую зависть, когда слышите о захватывающем опыте христиан, который описан в первой части этой статьи? Если нет, можете ли Вы представить, что другие ее ощущают?

2.       Наполниться Духом – значит быть руководимым Духом (часть 2 статьи). Удивляет ли Вас такое истолкование? В чем оно не согласуется с тем, что Вы думали об этом раньше? В чем выражается то, что человек руководим Духом?

3.       «Крещение» Святым Духом связано во многом с водным крещением (часть 2 статьи). Можно ли сказать: я был крещен в воде, а значит, я крещен Святым Духом?

4.       Крещение Святым Духом – это продолжающаяся реальность (часть 4 статьи). Наблюдаете ли Вы это в своей церкви?

 

Хенк тен Бринке (1950 г.) – пастор реформатской церкви (освобожденной) в Бодегравен-Вурден (Нидерланды).

 


[1] Единственное место, где говорится о крещении в Духе Святом без сравнения со служением Иоанна Крестителя, – это 1 Кор. 12:13. Вероятно, Павел здесь решил использовать символический смысл слова «крещение» в связи с водным крещением, через которое прошли все коринфяне: крещение (которое приняли все христиане как община) указывает на работу Духа, так что в Нем они «крещены». Крещение как внешний знак единства указывает на Духа, Который и обеспечивает это единство церкви.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.