07.03.2014
Скачать в других форматах:

Непростые тексты апостола Павла

Кто есть «бог этого мира»? (2 Кор. 4:4)

 

«…для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4)

 

Какое написание вы бы предпочли? С прописной буквы – «Бог века сего»? Или с маленькой – «бог века сего»? Разница большая! Есть только Один заслуживающий имени Бога всей земли; но Павел здесь мог также иметь в виду диавола. Ведь он также назван «князем мира сего» (Ин. 12:31; 16:11; Еф. 2:2). По греческим рукописям невозможно определить, какая первая буква должна стоять в этом слове. Тогда писали либо только прописными, либо только маленькими. Итак, Бог или бог?

У Павла есть еще один текст, где слово «бог» должно писаться с маленькой буквы. О некоторых людях он пишет: «их бог - чрево, и слава их - в сраме» (Флп. 3:19). Другими словами, если вами правит желудок или какие-то инстинкты, тогда ваша вера поверхностна, постыдна и грубовата. Итак, в том случае должна использоваться маленькая буква.

Здесь также важно, что Павел имеет в виду под «этим веком» («этим миром»). Подразумевается ли здесь первозданное творение или же мир, помраченный человеческим грехом? Апостол употребляет слово, которое мы обычно переводим как «век». Так, в этом послании Павел говорит о «мудрости века сего» и о «властях века сего» (1 Кор. 2:6, 8). Другими словами, подразумевается тот период, в котором мы живем, а не тот, который еще придет. Наше время, наш век охвачен злом. Игнатий, один из отцов церкви, часто использовал выражение «правитель этого века» и подразумевал под этим диавола, который ухватился за «здесь и сейчас». Подразумевается ли в нашем стихе тоже «бог» с маленькой буквы?

Другой отец церкви, Августин, полагал, что здесь все-таки речь о Боге. Он изменил порядок слов в предложении. Его прочтение было таким: «для неверующих этого мира, у которых Бог ослепил умы». Ведь в Библии часто говорится, что Бог Сам ослепляет людей, чтобы они не видели Его и Его работу в этом мире. Например, почему многие иудеи не веровали в Иисуса, видя Его чудеса? «Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои» (Ин. 12:39, 40; ср. Ис. 6:10). (В голландском переводе говорится: «Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, Он ослепил глаза их». – Прим. перев.).  Иоанн употребляет здесь то же понятие, что и Павел: «ослеплять». В другом месте Павел пишет об Израиле: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат» (Рим. 11:8).

Отметим, что первый истолкователь Второго послания к Коринфянам из ранней церкви, Амвросиастр, в своем комментарии на наш стих указывает прямо на Ис. 6:10: «Очи свои сомкнули, да не узрят очами» (В голландском переводе говорится: «Он сомкнул их очи, да не узрят глазами». – Прим. перев.).

Итак, стих имеет два сложных момента. Во-первых, можно ли говорить, что Бог действительно ослепляет людей, или, другими словами, лишает их света? Ведь Бог же благ! Вторая сложность в том, что, кажется, речь идет об Израиле – первой Божьей любви. В предыдущей главе своего послания Павел говорил о вуали, то есть о покрывале, которое заслоняет глаза и сердце. В Израиле Ветхий Завет читался громко. Но никто не слышал в нем Доброй Вести Христа, пока глаза и сердце оставались закрытыми. Здоровые глаза не видели то, что Христос совершал в этом мире.

Христос – именно та причина, по которой Павел здесь может подразумевать бога с маленькой буквы. С пришествием Иисуса сатана выходит из тени. В Ветхом Завете он скрывался за кулисами. Он был и остается лишь слугой. Бог держит его в руках. Но как только Иисус появляется на сцене, сатана срывает свою маску. С тех пор тьма открыто противостоит свету. Как Иоанн говорит в своем послании: «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:11). Кажется, что Бог может кого-то ослепить; но Он делает это, так как Сам является светом. А вот когда сатана, бог этого мира, ослепляет человека, то его действие имеет исключительно разрушительный характер. Его сущность есть тьма; он не проливает никакого света.

Подразумеваются ли под «неверующими» в этом стихе иудеи, как в предыдущей главе этого послания? Возможно, но все же эта глава имеет более широкое значение. Под «неверующими» здесь можно понимать людей из всех народов, кому проповедуется Евангелие. Ослеплению Павел противопоставляет зажжение света: «свет Христа, Который есть образ Бога невидимого». Этот свет есть Евангелие, которое раскрывает образ Иисуса Христа иудеям и неиудеям.

Бог этого мира – это темная сила, которая закрывает свет для многих глаз. «Свет» и «тема», «видеть» и  «ослеплять» –это не просто игра слов. Павел ссылается здесь на сотворение мира, чтобы показать реальность Света: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Эта фраза следует сразу за приведенным текстом. Здесь уж точно «Бог» следует писать с прописной буквы. Именно Он дает свет.

Хотя солнечный свет мы видим своими глазами, он все же не проникает в наши сердца. Но Творец указывает на Того, Кто восстал из мертвых. Тогда явился другой свет, который открывает наши глаза и озаряет наши сердца. И даже «бог века сего» не может противостоять этому.

 

Эрик де Бур

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.