25.01.2010
Скачать в других форматах:

Дэвид Приор

Первое Послание к Коринфянам

7:1-40               7. Брак и целибат (безбрачие) — два дара Божьих

В данных главах Павел раскрывает тон кости следующих противоположных понятий: вседозволенности и законничества, распущенности и аскетизма. Наиболее ясно концепция второй нлры выражена им в броской фразе: ...хорошо человеку не касаться женщины (1 :\). Баррет2 добавляет свой комментарий: «Веро­ятно, Павлу, как грамотному иудею, незамедлительно пришел На ум словесный аналог из Быт. 2:18: „Не хорошо быть человеку одному" (Быт. 2:18). Независимо от происхождения этой фразы, Павел подходит к характеру взаимоотношений внутри Коринфской церкви в контексте разногласий между двумя Партиями».

 

Bruce, p. 66. Barrett, p. 154.

 

1. Состоящие в браке (7:2-5)

Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. 3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. 4Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 5 Не уклоняй­тесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Подход Павла ко всем ситуациям, перечисленным в письме из Коринфа, опровергает довольно распространенное мнение о том, что апостол был женоненавистником. Коринфские риго­ристы (строгие приверженцы закона, законники) столь непри­миримо выступали против царившей в городе сексуальной все­дозволенности, что в результате превысили свои полномочия, запрещая то, что Бог предназначил людям для радости и наслаж­дения. Брак, говорит Павел, -- это дар и замысел Божий. Сексу­альные отношения - - также дар и замысел Божий. Отвергать эти дары как некое зло - - такое же отклонение от воли Божьей, как и оправдание внебрачных сексуальных связей.

В ст. 2—5 Павел делает четыре заявления, которые в корне противоречат распространенным представлениям о браке в Ко­ринфе.

1) Он выступает против полигамии (2)

В этом фрагменте содержится, хотя и косвенное, но ясное осуждение полигамии: ...каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Павел прибегает к аргументации сугубо прагмати­ческой (к этому же обращались авторы преамбулы «Молитвен­ной книги свадебной церковной церемонии», изданной в 1662 г., в которой одно из трех назначений брачного союза называется «средством против греха и избежания блуда»1). Греческая фраза, переведенная как во избежание блуда, буквально означает «бла­годаря блуду» и относится «к многочисленным актам и разнооб­разным искушениям, которыми изобиловал Коринф»1. Изоби­лие разнообразных сексуальных искушений неизбежно вызыва­ло противодействие по отношению к институту брака как «реакцию против разгула страстей, царившего в городе»2. Воз­можно также, что люди, которые отвергли аморальный образ жизни, могли рассматривать настояние Павла на моногамии как нереалистичное: весьма схожие аргументы звучат и ныне в так называемых просвещенных кругах. Таким образом, Павел нахо­дился под огнем критики со всех сторон из-за своей твердой при­верженности замыслу Божьему относительно брака.

2) Он подчеркивает полноту равноправия между мужем и женой в браке (3,4)

В основе концепции Павла о взаимном повиновении супру­гов друг другу л ежит утверждение об обязательствах, связываю­щих мужа и жену, а не об их правах. Муж не властен над своим телом также, как и жена над своим. «Согласно брачному обету, каждый из супругов отказывается от исключительного права распоряжаться собственным телом и предоставляет возмож­ность другому утверждать его право»3. «По законам супружества каждый из супругов обретает право на другого. Следовательно, каждый отчуждает часть личной независимости своего партне­ра»4. Оба супруга ущемляют свои права в браке неумением да-ватьто, что они должны давать друг другу по замыслу Бога. Па­вел здесь особо осуждает эгоизм или неумеренность с позиций физических отношений в браке. Такой подход Павла к равно­правию и взаимной ответственности супругов в браке был для того времени просто революционным. Он сохранился на по­следующие века и поныне актуален практически для всей со­временной культуры.

Муж и жена принадлежат друг другу, и вопрос сексуальных отношений в равной мере касается желания обоих супругов.

 

1 «Павел не говорит, что брак -- это профилактическое средство против блуда, но именно этой цели он и служит. Мужчины и женщины испытывают влечение плоти, и если их вожделения реализуются в рамках установленного Богом института брака, менее всего вероятно, что они должны выражаться в запрещенной Богом форме. Брачные узы должны носить реальный, а не „духовный" характер» (Barrett, p. 156).

1              Godet, I, p. 322.

2              Ibid., p. 317.

3              Bruce, p. 67.

4              Godet, I, p. 324.

 

Фактически, в 7:4 Павел, как и в ряде других текстов, ясно опре­деляет права супругов и, не проявляя ни грана мужского шови­низма, признает за женой те же права на наслаждение телом сво­его мужа, что и у ее супруга. Моррис четко подмечает это: «Па­вел подчеркивает, что нельзя узурпировать права одного партнера за счет другого, он ставит их на один уровень. Повелительное на­клонение (оказывай) подчеркивает постоянно повторяющееся действие»'. Для всех пребывающих в браке христиан это важней­ший практический совет. Обычно приводится много причин для отказа от выполнения своих обязанностей: усталость, чувство обиды, равнодушие, скука и др. Состоящих в браке мужчин, столь уверенных в своих неотъемлемых правах, наставление Павла опус­кало на грешную землю, было попросту шоком для них.

На самом деле, наставление в ст. 5 по поводу того, что партне­ры не должны уклоняться от сексуальных отношений, не должны отказывать желанию другого, возможно, намеренно обращено к теме имевших место тяжб, которые рассматриваются в 6:1 -8. Ко­ринфяне настолько привыкли отстаивать свои права при любых обстоятельствах, что не стеснялись выставлять напоказ в суде оби­ды по поводу отклонения их сексуальных притязаний. Резкая от­поведь Павла относительно того, что они должны уважать равные права своих партнеров по браку, ставила их на место или, если ис­пользовать метафору, вполне подходящую для коринфян, - - за­ставляла их гордыню лопнуть подобно мыльному пузырю.

В данном отрывке Павел говорит об абсолютном равенстве супругов в христианском браке, что в то время вовсе не было нор­мой. Более того, если принять во внимание «острый интерес к проблеме целибата»2, то тот факт, что Павел подчеркивал непре­ложность сексуальных отношений для упрочения христианско­го брака, представляется весьма необычным. Касаясь современ­ных дискуссий с католическими богословами, относящими воп­рос о назначении брачных сексуальных отношений к области морали, следует отметить, что это обсуждение взаимных обяза­тельств супругов не имеет никакого отношения к проблеме про­должения рода, которое католики считают необходимым пред­назначением сексуального акта.

1              Morris, p. 106.

2              Ibid., p. 107.

3) Он подчеркивает одновременно и способность,

и необходимость супругов-христиан

временно воздерживаться от сексуальных отношений (5)

Для некоторых христиан в Коринфе сама мысль о сексуаль­ном воздержании могла показаться смехотворной, если не про­сто идеалистической. Прежняя их (до обращения в христиан­ство) приверженность к беспорядочным сексуальным связям, возможно, не исчезла бы с принятием крещения, если бы не мощная поддержка Духа Божьего. Для таких людей «уклонение друг от друга» (даже единичный случай воздержания) было труд­ной проблемой.

Советы Павла базируются на четырех важных предпосылках. Во-первых, и муж, и жена должны действовать не только по со­гласию, но «в гармонии» (букв, перевод)1. Одно это должно от­клонить слишком широко распространенное мнение «высоко ду­ховного» партнера, который рассматривает все, кроме молитвы, как недостаточно чистое для благочестивого христианского бра­ка. Если другие коринфские «одухотворения», бытующие и по­ныне, следует показать в их истинном свете, то подобная форма супружеского «подкупа» тоже требует разъяснения2.

Во-вторых, обоюдное согласие о сексуальном воздержании возможно только на время (греч. pros kairon), то есть вследствие того, что есть надлежащее время для этого, а не потому, напри­мер, что «мы отказываемся от близости в течение месяцев или даже лет». Греческое слово kairos всегда относится к какому-то клю­чевому периоду, определенному Богом, и именно это и имеет в виду Павел: особая нужда (возможно, в семье, в местной общине, на национальном миссионерском поле) требует, чтобы муж и жена оставили все и посвятили себя специальной молитве.

Это подводит нас к третьей предпосылке наставлений Пав­ла: воздержание должно сопровождаться решением посвятить себя молитве. Это требует более тщательного изучения, посколь­ку Писание рассматривает брак как уникальную возможность

1              Эта «гармония» должна стать неотъемлемой чертой христианского брака.

2              «Супружество должно быть реальным, и любая попытка со стороны одного из партнеров перевести его на духовные рельсы означает, что другой оказывается обделенным» (Barrett, p. 156).

молиться парами, и этот род молитвы сопровождается особы­ми обетованиями и особой силой, согласно учению Иисуса (Мф. 18:19). Петр свое наставление супругам-христианам завер­шает следующим заявлением: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3:1-7). Петр, таким образом, полагает, что самое важное назначение христианского брака — вы­свободить силу Божью в процессе молитвенного единения супру­гов. Постоянное углубление и сосредоточение на молитве требует особого времени, посвященного молитве, исключающего радост­ное возбуждение, присущее плотским отношениям, которые тоже жизненно важны в свете Божественного замысла о браке1.

Наиболее полезные комментарии по поводу посвящения вре­мени обоих партнеров молитве предлагает Моррис: «Обычно партнеры настолько тесно связаны друге другом, что Павел мо­жет назвать воздержание плоти „обманом". Для упражнения (hina scholasete: от этого греч. глагола происходит слово „школа") бук­вально означает: „Вы можете спокойно посвятить себя этому". Молитва не терпит спешки. В суете жизни иногда необходимо найти передышку, принять исключительные меры, чтобы про­вести неторопливую, спокойную беседу с Богом»2.

Четвертая предпосылка наставлений Павла в свете такого воз­держания вполне очевидна: сексуальные контакты должны во­зобновляться на основе согласия обеих сторон, по прошествии определенного времени (kairos). Павел здесь не столь наивен, чтобы повергать с вой ми наставлениями супругов в сети искуше­ния сатаны, и мы более детально остановимся на этом далее. Су­пружеская пара, призванная быть одной плотью в Господе, под­вержена разного рода akrasia, или отсутствию самоконтроля, если они продолжат воздерживаться от сексуальных контактов после прохождения времени (kairos), назначенного им Святым Духом. В контексте ситуации в Коринфе такое отсутствие самоконтроля могло привести к тому, что испытание обернется блу­дом (porneiay.

4) Он обрисовывает работу сатаны в сфере сексуальных отношений (5)

В Коринфе, как и ныне, сексуальные отношения (в общепри­нятом смысле) понимались как «нечто вполне естественное». Мы уже упоминали о веских аргументах Павла (1 Кор. 6:9—20) про­тив осквернения святости брачных уз и о его призыве славить Бога в своих телах. Совершенно очевидно, что сатана намерен­но расставляет свои ловушки в сфере сексуальных отношений.

Такая точка зрения, по всей видимости, была совсем не по душе сторонникам вседозволенности в коринфской церкви: для них тело (а потому и сексуальные взаимоотношения) не было связано моральными узами, оно не имело отношения к работе Святого Духа, но также не имело отношения и к работе сатаны. А строгие приверженцы нравственности (ригористы) видели на другой чаше весов скрытые действия сатаны в среде сексуально озабоченных коринфян; для них единственный путь избежать осквернения (или чего-то похуже) состоял в отказе от сексуаль­ных контактов вообще. Для таковых откровенные высказывания Павла о возобновлении прекратившихся на время особой молит­вы сексуальных контактов супругов, во избежание искушений сатаны, были почти шокирующими.

Если совместная молитва является неотъемлемой чертой хри­стианского супружества, то, естественно, сатана стремится сде­лать все возможное, чтобы помешать этому. Беспристрастное исследование молитвенной жизни христианских пар позволяет выявить два важных фактора: во-первых, чаще всего супруги мо­лятся вместе в наиболее сложные моменты своей совместной жизни; во-вторых, именно мужа всегда гораздо труднее побудить встать на колени в молитве вместе с женой. Причины этого не столь очевидны, но, вероятно, связаны с естественной гордыней, 

 

1              Интересно отметить, что в иудаизме новобрачный освобождался от обязательной молитвы — «в силу того, что все его мысли были сосредоточе­ ны на другом, а посему он не мог уделить должного внимания молитве» (Barrett, p. 156).

2              Morris, p. 107.

1 Allo (p. 158): «Апостол с присушим ему здравым смыслом, чувством меры и тонким знанием человеческой психологии опасается, что неумеренные стра­сти одного из партнеров могут оказать моральное давление на другого, более эгоистичного или менее ответственного, так что он не сможет совладать с собой, что побудит его к неверности или к другим искушениям».

 

свойственной мужскому полу, не желающему ни на гран посту­питься своей независимостью перед супругой. Молитва же осо­бенно выражает зависимость от Того, Кто выше и могуществен­нее человека. Равным образом, если истинная самоотдача су­пругов в сфере сексуальных отношений выражает суть брачного союза, в котором Бог соединяет двух человек прочными узами, то сатана будет стремиться подавить, испортить, лишить чисто­ты их отношения и не позволить до конца исчерпать их потен­циал. Сатана всегда активно воздействует на супругов, чтобы уга­сить стремление к совместной молитве и свести радость сексу­альных контактов на собственнический, низменный уровень.

2. Персональные замечания Павла (7:6—9)

Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. 7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. 8 Безбрачным же и вдо­вам говорю: хорошо им оставаться, как я; 9 Но если не могут воз­держаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

Теперь, после того как Павел надлежащим образом предста­вил концепцию христианского брака, он добавляет два своих личных замечания. Во-первых (6), он признает, что его совет се­мейным парам (слово «это», вероятно, относится к сказанному им в ст. 5) не носит характера апостольского повеления: ...как позволение, а не как повеление*.

Во-вторых, апостол уверяет, что лично он чувствует себя более счастливым, не состоя в браке: Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я (1). В этом можно усмотреть много причин: практические и профессиональные, личные и психологические. Павел был «апостолом язычников», и эта уникальная профессиональная де­ятельность требовал а полной отдачи, свободы от привходящих об­стоятельств, связанных с межличностными отношениями, от обя­зательств по отношению к жене и семье. Он не был очень легким человеком в общении с коллегами; нередко проявлял нетерпе­ние по отношению к тем, кто не мог работать в таком же ритме и

1 Это слово имеет дополнительное значение — «сострадание», сочувствие к ним в тех обстоятельствах, в которых они оказались.

темпе, как он, и кто не оправдывал его высоких требований и надежд. Он был христианином, который привык полностью по­лагаться только на собственные, данные ему Богом ресурсы, и использовать всю «силу внутреннего самоконтроля» (букв, зна­чение слова enkrateuesthai в 7:9). Он не нуждался в поддержке «надлежащего помощника», но по достоинству ценил помощь верных соратников. Совершенно ясно, что у Павла был дар (да­рование) безбрачия, о чем он и говорит, призывая других к этому, в ст. 7. Это во многом такой же дар, charisma, что и дар еванге-лизма или дар говорения на языках, или дар умения творить чу­деса1. Аналогичным образом Павел относится и к браку: это тоже charisma, поскольку каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе2.

Павел, таким образом, реабилитирует и целибат, и супруже­ство как проявление благодати Божьей, которая должна быть воспринята и поддерживаться ежедневно даруемой нам силой Гос­подней. Как отмечает Годе3, оба дара —для «Царства Божьего».

Сказанное ничего не говорит нам о матримональном статусе Павла. Обычно полагают, что Павел никогда не состоял в браке, однако для еврейского раввина это совершенно необычное со­стояние4. Можно предположить, что после обращения Павла в христианство жена решила оставить его и вернуться в дом своих родителей (подобного рода пример Павел приводит в 7:15). Воз­можно также, что Павел был вдовцом и что его суждение по по­воду того, что лучше и далее оставаться в таком положении, чем

 

1              Ср.: учение Иисуса в Мф. 19:10 и дал., где Он отвечает Своим ученикам на вопрос относительно крепнувшего в них отрицательного отношения к бра­ ку, основанному на подлинных Божественных принципах, прославляющих Бога. Он говорит: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и же­ нится на другой, тот прелюбодействует... <...> ...Не все вмешают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:9-12). Павел -- один из тех, кто оказался способным вместить все это.

2              «Иметь дар благодати, дабы подходить к браку с христианских позиций, так же важно, как жить по-христиански, соблюдая обет целибата» (Godet, I, р. 328).

3              Ibid., p. 328.

4              В Деян. 26:10, отвечая Агриппе в Иерусалиме, Павел говорит о том вре­ мени, когда он участвовал в работе синедриона. Как член этого высшего орга­ на, он должен был состоять в браке.

 

снова жениться (7:40), тоже навеяно личным опытом, тем, что было ему хорошо известно.

Если Павел был холост и никогда не был женат, то его совет не состоящим в браке1 в ст. 8 и 9 однозначен: ...хорошо им оста­ваться, как и он. Слово безбрачным (8) здесь носит нейтральный характер, но его совет, тем не менее, не приводит к неверному истолкованию. Он рассуждает примерно так2: лучше всего (для него) оставаться неженатым и не испытывать давления по этому поводу. Далее рассматривается ситуация человека, который дол­жен дать выход своим сексуальным вожделениям: он получит удовлетворение в рамках брака. Наиболее нежелательный вари­ант -- это когда человек стремится к браку, дабы удовлетворить свое вожделение и страсть, но принужден к воздержанию: тако­му лучше вступить в брак, нежели разжигаться (9)3. Между тем, слово «разжигаться» не обязательно означает «вступать в похот­ливую связь», но -- «сгорать от вожделения», от внутреннего же­лания, которое человек с трудом сдерживает. Павел более под­робно рассматривает эту проблему в 7:36-38 на примере обру ченныхпар.

3. Брак и развод (7:10-16)

Л вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разво­диться с мужем, — J1 Если же разведется, то должна оставаться безбранною, или примириться с мужем своим, — и мужу не остав­лять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 И жена, которая имеет мужа неверующе­го, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; 14 Ибо неве­рующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру при­звал нас Господь. 16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа ? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены ?

1              О его упоминании «вдов» см. ниже: комментарий к 7:39,40.

2              См.: Barrett, p. 161.

3              Совершенно иное истолкование этой фразы (где идет сравнение с «ог­ нем», который вызывает муки ада) см.: Bruce, p. 68.

 

Еще один жизненно важный вопрос, который занимал Пав­ла (хотя фактически он не рассматривал его в послании), касает­ся тех, кто, вступив в брак, почувствовал, что совершил ошибку и мог бы более эффективно служить Господу, если бы не нес груз ответственности в семье. Таких примеров в современной церкви немало, а потому этот вопрос требует разъяснения (и не только в связи с тем, что в наш век легких разводов весьма соблазнитель­но найти особый подход к решению трудных проблем супружес­ких отношений, вместо того чтобы серьезно работать над ними, опираясь на поддержку Бога и уповая на то, что Он способен возродить и наполнить жизнью то, что стало лишь пустой обо­лочкой, видимостью брака).

Павел недвусмысленно обвиняет те супружеские пары, кото­рые практически потеряли надежду на восстановление брачных отношений: А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оста­ваться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей (10,11).

Не я повелеваю, а Господь — это ключевая фраза Павла. Что он имеет в виду: получил ли он непосредственное сообщение от Гос­пода по этому поводу? Если так, то каким образом? Через виде­ние, весть, во сне или как-то иначе? А может быть, он показыва­ет, как невелика разница между его собственными решениями (к которым он, вне всякого сомнения, пришел с молитвой) и не­погрешимым Божественным авторитетом? В ст. 12 он снова до­бавляет близкую фразу: ...я говорю, а не Господь. Есть и другие фразы в гл. 7, которые могут восприниматься (и воспринимают­ся) как указывающие на несколько двойственное отношение са­мого Павла к собственному наставлению на разных этапах, на­пример: ...это сказано мною как позволение, а не как повеление (7:6); относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным (7:25); но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия (7:40).

Эти фразы, вероятно, можно трактовать по-разному. Коммен­тарий Баррета1, по-видимому, отражает более взвешенный под­ход: там, где Павел должен был представить волю Иисуса, он просто цитирует Его изречения. Баррет указывает, что Первое

1 Особенно pp. 162-163.

 

Первое послание к Коринфянам было написано ранее всех Евангелий, и Павел не мог знать больше, чем несколько высказываний Иису­са. Кажется, что он приводит очень мало цитат; если же он знал больше, чем цитирует, то, возможно, обращается только к тем изречениям Иисуса, которые существенно отличались от запо­ведей главенствующего иудейского учения. И в данном случае, когда речь идет о разводе, мы знаем, что учение Иисуса в корне отличалось от концепции раввинов школ Гиллеля и Шаммая (два наиболее влиятельных направления в иудаизме) и от текста са­мого Ветхого Завета (ср.: Втор. 24:1—4).

Нет никакой необходимости искать противоречие между лич­ным советом Павла и учением Иисуса, как это делают некоторые авторы. Фраза в ст. 12 (не Господь) вовсе не означает, что Павел говорит нечто, противоречащее тому, что мог сказать по этому поводу Сам Господь. Он, конечно, не рассматривал свои соб­ственные слова как неавторитетные и, независимо от оттенка смысла в ст. 40 (думаю, и я имею Духа Божия), ожидал по отноше­нию к себе больше, чем просто уважения. Он был апостолом не­зависимо оттого, что по этому поводу могли думать другие1.

Возвращаясь непосредственно к примеру супружеской пары, чей брак находится на грани распада, Павел со всей категорич­ностью обращается к авторитету Иисуса: «Кто разведется с же­ною своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот пре­любодействует; и женившийся на разведенной прелюбодейству­ет». Мужчина и женщина соединяются брачными узами на всю жизнь, как установил Сам Бог, и эти узы не могут быть расторг­нуты просто по человеческому желанию. «Итак, что Бог соче­тал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9, И)2.

В Евангелии от Матфея (Мф. 5:32; 19:9) приводится только одна уважительная причина для развода христианских супругов - прелюбодеяние, блуд, porneia.

 

1              Некоторые богословы, в том числе Брюс (р. 69) и Моффат (quoted by Morris, p. 109), обращают особое внимание на то, что педантичность Павла относительно цитирования подлинных слов Иисуса подчеркивает как исто­ рическую точность таких изречений, так и честность ранней церкви в обра­ щении к этим высказываниям для разрешения текущих вопросов деятель­ ности церковной общины.

2              Ср.: Мал. 2:13 и дал. с ключевым изречением в ст. 16: «Я ненавижу разводы» (в СП неверно переведено: «Если ты ненавидишь ее...»).

 

Почему Павел здесь не упомина­ет об этом, не совсем понятно. Можно просто предположить, что из Евангелия от Марка, которое, согласно широко распрос­траненному мнению, было написано раньше всех других Еван­гелий, Павел знал только один вариант учения Господа. С дру­гой стороны, процветавшая в Коринфе porneia в значительной мере коснулась и многих христианских браков в церкви вслед­ствие их прошлого, так что упоминание о porneia без возможно­сти конфиденциальной беседы пастора с каждой супружеской парой могло нанести немало вреда крепким бракам. Христиане в Коринфе не в полной мере осознавали реальность возрожде­ния и обновления жизни под действием Святого Духа, Который мог бы дать им спокойствие и стабильность.

Подход Павла к вопросу о разводе христианских пар поэтому весьма прост и категоричен: «Нет. Господь выразил этот запрет ясно и кратко, поэтому нельзя даже рассматривать возможность развода». Если это выражение позиции Господа, то понятно: нельзя даже и в мыслях позволять себе нарушить то, что столь четко определено. Если же (и это бывает нередко) супруги-хри­стиане считают, что совершили ошибку, заключив брачный союз, им необходимо признать авторитетность учения Господа и прий­ти к убеждению, что Бог может изменить их взаимоотношения и вдохнуть в них новую жизнь (при условии, что они будут рабо­тать над этим).

Мы должны также отдать должное сказанному Павлом как бы в скобках в ст. 11: ...если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим. Другими словами, Павел признает, что супружеские отношения двух посвященных христиан могут зайти в тупик. В таком случае возможны два ва­рианта, первый из которых — развестись и остаться одиноким. Совет Павла в 7:40, касающийся несколько иной ситуации, ве­роятно, подразумевает, что это более правильный путь. Другой вариант - - расстаться на некоторое время (вероятно, чтобы дать возможность обоим супругам спокойно обдумать дальнейшую перспективу их отношений); это эффективный способ к прими­рению, позволяющий упрочить узы брака. Оба варианта (где пер­вый отражает реальное осознание неизбежности перемен, а вто­рой - - искреннее стремление к улучшению ситуации) получают благословение Павла. Но апостол ни в коей мере не поддержи­вает вариант развода1.

Затем Павел обращается к проблеме, которая для Коринфа была весьма актуальной: вступление в брак новообращенных хри­стианин с неверующими. С этой проблемой сталкиваются вез­де, где Евангелие проповедуется в полную силу. Если один из партнеров становится верующим, то это зачастую приводит к огромному напряжению, иногда труднопереносимому для обо­их супругов. Новообращенный христианин открывает для себя в браке совершенно новый путь в жизни, новые критерии, новые обязательства, новые приоритеты, новые устремления, ибо он (или она) стал «новым творением» (2 Кор. 5:17). Все это требует серьезного переустройства жизни. Отсюда много неверных на­чальных шагов, неудач, неверного понимания многих вопросов. Иногда это приводит к тому, что новообращенный христианин просто теряется, утрачивает целостность натуры.

Аналогичным образом, неверующий с трудом может понять, что происходит с ним; часто получается, что муж (в большин­стве случаев именно муж) обнаруживает, что живет с женщиной, которую можно назвать святой. Пагубное влияние таких ситуа­ций, даже в случае, когда речь идет о вполне благополучном бра­ке, нельзя недооценивать. Один нейрохирург из Кейптауна ис­пытал это на собственном опыте. Когда его спросили, с какими трудностями он столкнулся, когда его жена стала христианкой, он обратил внимание на две вещи: во-первых, теперь рядом с ним была уже не та женщина, в которую он влюбился и на которой когда-то решил жениться; во-вторых, в доме появился Человек, на Которого она ссылалась по всякому поводу и к Которому по­стоянно обращалась за советом и наставлением. Муж больше не был хозяином в собственном доме: Иисус отдавал приказы и формировал стиль жизни и ее темп.

Павел был весьма хорошо осведомлен о подобного рода на­пряженных ситуациях во многих коринфских семьях. Он также осознавал, что некоторые внешние обстоятельства (в не мень­шей мере, чем его собственный выбор жить в одиночестве) ока­зывали сильное давление на верующего партнера, призывая его начать новую жизнь, сбросив с себя эти тяжкие путы, это ярмо с неверным (ср.: 2 Кор. 6:14). Более чем вероятно, что христиане, состоящие в браке с неверующими, презрительно смотрели на них и даже были готовы аннулировать свой брак. Петр находит особые слова для христианок, живущих с неверующими мужья­ми: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1,2). В этой связи важно подчеркнуть, что глав­ное здесь Петр усматривает в образе жизни.

Осознавая реальную обстановку в Коринфе, Павел фокуси­рует внимание на необходимости работать над проблемой бра­ка, точно так же, как и супруги-христиане, которые сталкивают­ся с проблемами в своем браке, должны стремиться их разрешить. Его совет зиждется на четырех доводах: факт освящения в браке, положение детей, возможность обращения в веру неверующего партнера и святость брака.

1) Освящение в браке (14)

Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим). Глагол «освящается» в греческом языке приводится в перфекте, что указывает на отно­шения, установленные в прошлом и сохраняющиеся и поныне1. Таким образом, когда один из супругов приходит к Христу, обрета­ет новую жизнь и возрождается, другой становится в своем роде «освященным». Коринфяне, вероятно, считали, что неверие одно­го уничтожает веру другого. Павел же говорит совсем об обратном:

1 Повеление «не разводиться», «не отделяться» (choristhenai) обращено к жене, а к мужу - - призыв «не разводиться» (aphienai), который может отражать тот факт, что в иудаизме только муж имел право на развод (Barrett, р. 161). Действительно, комментарий Годе здесь относится к разряду проза­ического здравого смысла: «Причина, возможно, в том, что мужчина нахо­дился в собственном доме и там оставался, тогда как женщина должна была покинуть этот дом» (I, р. 334).

 

1 Греч, предлог еп («в») переведен здесь как «через». Возможно, Павел рассуждает с позиций «одной плоти», как в 6:16 и дал., и говорит, что Бог рассматривает двух индивидуумов, которые соединились в браке как единое целое, и это их единение представляется фундаментальной истиной, кото­рая раскрывает освящение неверующего партнера «в» (буквально и физи­чески) верующем.

 

Вера одного супруга приводит к совсем иным отношениям с Гос­подом его неверующего партнера. Какие именно это отношения, определить практически невозможно, но, по всей видимости, речь идет о том, что неверующий особо отмечается Богом; веро­ятно, он не далек от «спасения», потому что возможность этого (16) - - вторая отличительная особенность, характерная для та­кого брака.

Независимо от того, насколько ясно мы представляем себе этот процесс, необходимо принимать во внимание перевод сло­ва «освящается» (hegiastai), которое в оригинале передается пас­сивной формой перфекта глагола «освятить» в 6:11, где Павел говорит коринфянам: «Вы были освящены» (в СП - - «освяти-лись»). Именно от этого корня происходит слово, которое стало характеристикой каждого христианина: hagios, «святой». Если бы Павел захотел найти другое греческое слово, которое не носило бы столь явного богословского оттенка, то, несомненно, со сво­им изобретательным умом он мог бы найти его. Возможно, са­мый верный способ истолковать значение этого слова - - это вспомнить о реальной обстановке в Коринфе: Павел обращался к партии ригористов (строгих блюстителей нравственности), которые повсюду в сексе усматривали грех; вероятно, Павел встал на защиту сексуальных отношений, а также и детей, рожденных в смешанном браке (верующего и неверующего супругов), кото­рые считались святыми. Кальвин комментирует такое положе­ние следующим образом: «Благочестие одного из супругов спо­собствует в большей степени „освящению" брака, нежели непра­ведность другого — его нечистоте»1.

2) Положение детей (14)

Как отмечалось, Павел использует слово с тем же корнем (от Ад#ш) для описания статуса детей, рожденных в смешанном бра­ке. Для Павла это служит важным доводом в пользу сказанно­го, и он считает это само собой разумеющимся. Вероятно, он полагается на иудейскую концепцию и обычай считать, что дети принадлежат к народу завета. «До достижения ребенком, рож­денным от верующего родителя, совершеннолетия, возраста,

 

Quoted in Barrett, p. 165.

 

когда он может нести сам за себя ответственность, он считает­ся христианином. „Святость родителя распространяется на него"»1.

Евреи (из соображений предосторожности) прослеживают свою родословную по матери, поскольку обычно всегда ясно, кто мать ребенка, но не всегда известно, кто его отец. Если дети ма­тери-еврейки считаются детьми народа Божьего в рамках Его за­вета-договора, то, рассуждает Павел, дети, один из родителей которых (мать или отец) - - христианин, являются «святыми». Павел также усматривает и другой вариант положения детей, когда говорит: Иначе дети ваши были бы нечисты (14). Слово «не­чистый» (akathartd) указывает не только на отсутствие отноше­ний с Господом, но и на фактическую «нечистоту», которая, как считает сам Павел, не может точно описать состояния детей, приведенных в христианское общество. Здесь Павел руководству­ется логикой своей убежденности, которую он продемонстри­ровал в наставлениях христианским семьям в Еф. 5 и 6 и Кол. 3, где рассматривал детей верующих как находящихся «в Господе» и определял этот статус как основание для христианского вос­питания.

3) Возможность обращения в веру (16)

Какие бы испытания и проблемы не были присущи такому неравному партнерству, Павел продолжает утверждать, что суще­ствует реальная возможность совершения чуда обращения, ко­торое в конце концов приведет семью к единству во Христе2. Тот факт, что это действительно случается, и нередко, внушает оп­тимизм, служит важным побудительным мотивом для каждого верующего в браке, даже в случае длительного и упорного сопро­тивления неверующего партнера.

1              Morris, p. ПО.

2              Необходимо отметить, что некоторые комментаторы придерживаются прямо противоположной точки зрения по поводу вопросов, поставленных Павлом в ст. 16, например, такого: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» Ср.: Morris (p. Ill): «Другие расценивают мнение Павла в том плане, что брак нельзя рассматривать просто как инструмент евангелизма. Сохра­ нение уз брака лишь только для того, чтобы привести к вере язычника, мо­ жет обернуться большим разочарованием и массой проблем. Определенность напряжения не оправдывается неопределенностью результата».

Но вопрос этот остается открытым, о чем и свидетельствует сказанное Павлом: Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Самый про­стой ответ: никто не знает, но эти вопросы вселяют надежду в каж­дого. Возможно, сама постановка вопросов призвана подчеркнуть верховенство Бога в спасении человека. Позднее даже Павел ис­пользует тот же язык: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Чувства, которые лежат в основе этого стиха, хорошо выразил Майкл Грин: «Если один из вас был обращен еще до вступления в брак, тогда есть все осно­вания полагать, что благой Господь работает над вашей семьей. Молитесь, старайтесь жить надлежащим образом, дабы если на вашего партнера не действуют ваши слова, то ваш благочести­вый образ жизни может послужить молчаливым свидетельством и привести к вере вашего супруга/супругу»1.

4) Святость брака (15)

Существуют и другие побудительные мотивы для работы со своим партнером, несмотря на все сопряженные с этим пробле­мы. Из наставлений Павла совершенно очевидно, что тот из су­пругов, который является христианином, никогда не должен ста­новиться инициатором развода. Несмотря на нарушение супру­жеских обетов и самих принципов брачного союза со стороны неверующих супругов, их христианские партнеры в браке обяза­ны придерживаться его святости и оставаться верными этому на протяжении всей своей жизни.

Только после изложения этих четырех факторов, причем с некоторой горячностью, Павел высказывается о возможности развода. Он всегда призывает христиан с верой и надеждой взи­рать на трудности создавшейся ситуации, прежде чем прийти к окончательному решению. Вывод о невозможности продолжать совместную жизнь в браке должен сделать неверующий партнер, и смысл всего этого отрывка — в том, что основанием для такой несовместимости служит вера христианина. Именно с этого мо­мента начинает созревать и крепнуть решение расстаться.

После этих слов мы должны дать надлежащую оценку выска­зыванию Павла: ...к миру призвал нас Господь (15). Для него это непреложный принцип. Много раз мы видели, что в своем по­слании он придает первостепенное значение призыву Божьему, и в следующем крупном разделе (7:17—24) вновь останавливает­ся на той же теме. Здесь Павел напоминает нам о тех чувствах напряжения и страдания, которые испытывали коринфяне, ко­гда слышали призыв к каждому из них обрести мир и покой в повседневной жизни. Этот мир -- не просто отсутствие борьбы или завершение противостояния: он пронизывает наши отно­шения во всей их полноте и исцеляет их. Как ни трагично, при­ходится сознавать, что иногда христианский мир в Боге не мо­жет реализоваться в браке: ...брат или сестра в таких случаях не связаны. Познание христианами созидательной силы мира Господ­ня служит для Павла непререкаемым и абсолютным приоритетом, предпочтительнее принципа сохранения брака двух супругов, не­сущих неравное бремя: в таком случае им лучше разойтись.

Фраза не связаны (букв, «не стали рабами») все еще не нахо­дит своего однозначного толкования. Не многие христиане вос­примут решение о разделении как неверное в таких экстремаль­ных обстоятельствах и после того, как испробованы все мысли­мые способы разрешения ситуации. Но означает ли эта фраза, что развод отличается от разделения? (То есть свободен ли тогда человек от брачных обетов?) И если развод представляется ра­зумным выходом из создавшегося положения, то как быть с воз­можностью вступления в новый брак (очевидно, для верующего; ср.: 7:39)? Что конкретно имел в виду Павел, когда говорил об отсутствии связей (не связаны)! По-видимому, то, что христиа­нин не связан узами «отношений, которые его партнер желает разорвать»1. Но «связаны» ли он или она обязательством жить в разводе без дальнейших перспектив для каждого на новый брак? По этому вопросу христиане с разными убеждениями, вероятно, придерживаются различных точек зрения. Один из самых важ­ных доводов, который не позволяет направить дискуссию в рус­ло богословской этики, -- это то, что Павел в действительности основывается на печальном опыте из своей жизни.

 

1 Из проповеди, произнесенной в декабре 1979 г. в Оксфорде, в церкви Св. Олдейта.

Barrett, p. 166.

4. Христианское призвание (7:17—24)

Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал; так я повелеваю по всем церквам. 18 При­зван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезан­ным, не обрезывайся. 19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но все — в соблюдении заповедей Божиих. 20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван. 21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. 22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. 23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. 24 В каком звании кто при­зван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Этот отрывок -- вставка в учение Павла о различных взаимо­отношениях в семье детей Божьих. Он фактически убеждает нас принимать все со смирением, довольствоваться тем, что дарует нам Бог, включая обстоятельства, которые могут вызвать конф­ликты и крушение планов. В той же мере это положение отно­сится и к другим жизненным трудностям, в том числе в браке. В основе учения апостола - - три главных приоритета, которые рассматриваются далее в данной главе: необходимо сохранять твердость в любой ситуации; нельзя ставить на первое место ма­териальное благополучие; следует оставить грусть и печаль, по­лагаясь только на то, что благоугодно Господу. В этом разделе Павел распространяет эти три принципа на каждого (каждый по­ступай), используя в качестве иллюстрации два конкретных при­мера - - обрезание и рабство (апостол показывает, каким обра­зом христиане могут разумно подойти к этим вопросам). Обре­зание и рабство в наибольшей степени, чем какие-либо другие факторы в новозаветное время, способствовали разделению лю­дей. Обрезание служило самым значительным религиозным ба­рьером, а рабство -- барьером социальным. Павел твердо заяв­ляет, что спасение Богом во Христе упраздняет эти барьеры. Ве­рующий во Христе преобразуется настолько, что любой его статус или отсутствие такового перестает иметь какое бы то ни было значение.

Необходимо, конечно, отметить, что в более поздние века Дух Божий, вдохновлявший Его церковь, открывал разные приоритеты в разные эпохи: жертвы работорговли в XIX в. или еврейского холокоста в XX в. не могли с легкостью мириться с тем, что про­изошло. Нам же нужно проследить за ходом мысли Павла. Он столкнулся с ситуацией, характерной для пестрого, нестабильно­го общества в городе, который был международным морским пор­том и для жителей которого на первом месте стояли социальные проблемы. Павел стремился ободрить их и поэтому трижды об­ращался к ним с одним и тем же призывом: Поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал (17). Каждый оставайся в том звании, в котором призван (20). В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом (24).

Павел пишет коринфянам, что главное в их ситуации ~ дать возможность Богу изменять их постоянно, каждый день, при­чем в тех обстоятельствах, в которые Он поместил их. Обрезание действительно воздвигало огромную стену разделения между иудеями и язычниками, но Бог мог уничтожить ее, воздействуя как на христиан из иудеев, так и на христиан из язычников (18,19). Пропасть между рабом и свободным огромна, но Бог может навести мосты даже здесь, совершая работу и среди хрис­тиан-рабов, и среди свободных христиан (21 -23).

Это означает полное посвящение и твердость в вере, в кото­рой они пребывали, когда Бог призвал их войти в общение со Своим Сыном, Иисусом Христом (1 Кор. 1:9).Такой мудрый со­вет дал и несколько близких друзей певцу Клиффу Ричарду, ког­да многие другие, не отличавшиеся мудростью советчики, угова­ривали его оставить предпринимательскую деятельность.

Существует три или четыре вида деятельности или занятий, которые новообращенный должен незамедлительно оставить (например, азартные игры, связь с преступным миром, прости­туция); необычно «человека не призывают заняться чем-то но­вым, ибо его прежняя деятельность может обрести совершенно иные черты»1. Об этом Павел говорит в ст. 24. «Позволь ему остать­ся с Богом; двое теперь стали партнерами, чего ранее не было. Это, несомненно, преобразует весь путь, все наши поступки (поступай так2)» и станет важным побудительным мотивом воплощения

 

1              Barrett, p. 170.

2              Peripatein — любимое слово Павла для описания образа жизни христи­

в жизнь того, что Бог предназначил конкретно для каждого из нас. Когда для Бога наступит время действовать, Он даст нам необходимый заряд силы и бодрости, чтобы мы могли встать и идти.

Был и еще один привходящий момент, вызывавший постоян­ное беспокойство коринфян. С этим в особо острой форме столк­нулся Павел в Фессалонике (ср.: 1 Фес. 4:9—12; 2 Фес. 3:6—13). Христиане были убеждены, что конец света и второе пришествие Христа во славе очень близки. События, происходившие в мире, и установившийся мировой порядок носили, мягко говоря, «не­духовный» характер. Это привело, с одной стороны, к бурному расцвету евангелизма (поскольку это было единственное хрис­тианское служение, которое соответствовало критическому мо­менту); с другой стороны, многие просто пользовались момен­том, извлекая для себя выгоду, причем не всегда честным спосо­бом: они руководствовались циничным принципом, позволявшим все списать на конец света. Павел был вынужден вести себя очень резко и твердо с македонскими христианами, особенно с кор­мильцами семей, действовавшими без должной меры ответствен­ности.

В итоге, что же происходило с коринфскими христианами? Молодые впечатлительные христиане позволяли сделать из себя рабов (становилисьрабами человеков, 23). Новообращенные ве­рующие с легкостью поддавались влиянию других, «зрелых хри­стиан», их мыслям и учению. Они следовали их практическим советам, воспринимали некоторые черты их поведения, старые национальные предрассудки. Среди коринфских христиан из иудеев еще бытовали представления о том, что обрезание зна­менует собой истинного (bonafide) верующего. Были и те, кто решительно выступал против этого законнического акта и наста­ивал на том, что необходимо произвести еще одну хирургичес­кой операцию, которая удалила бы следы обрезания1. Лидеры обеих религиозных партий делали рабов из духовно незрелых

 

1 В книге Джеймса Мишнера «Источник» (James Michener, The Source) рассказывается история молодого иудея, который хотел стать как все греки; он подвергся мучительной операции, чтобы удалить следы обрезания. Он хотел участвовать в греческой олимпиаде, где, по обычаю, спортсмены вы­ступали нагими.

 

верующих, и Павел должен был ясно и твердо разъяснить им, что ни обрезание, ни необрезание не имеют никакого значения (19). Главное -- повиновение заповедям Господа, а это не имеет ничего общего с ритуальными религиозными действами1.

В Коринфе были влиятельные люди, зарабатывавшие себе ка­питал на проблеме рабов и свободных. Павел предает это глас­ности. Его мысль заключается в том, что Христос перевернул че­ловеческие понятия, уничтожив все знаки различия: Ибо раб, при­званный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (22). Только один Иисус являет Со­бой истинную реальность для всех людей, рабов или свободных, иудеев или язычников, мужчин или женщин, состоящих в браке или одиноких, чернокожих или белых, богатых или бедных, мо­лодых или старых. Павел, по-видимому, показывает здесь и то, как Дух начал просвящать его самого, когда он столкнулся с эти­ческой проблемой рабства (ср. ст. 21: ...если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся). Хотя это весьма предвари­тельное заявление, оно является кратким изложением основно­го положения о рабстве. Во Христе мы все объединены и состав­ляем единое целое. Отныне христиане не должны позволять ка­ким бы то ни было человеческим установлениям и отношениям разделять это единство, особенно когда другие стремятся обра­тить их в рабство путем таких разделений.

У всех нас один Учитель, Наставник, один Спаситель, один Господь. Ему одному мы должны отдать свое предпочтение. Мы куплены дорогой ценой (23; та же фраза приводится и в 6:20). Еди­нение с Господом поможет каждому из нас занять твердую пози­цию в жизни, не сосредоточиваться на материальном и освобо­диться от бесчисленных бедствий, которые поджидают нас в этом мире.

1 Павел приводит несколько параллельных стихов на тему обрезания в 1 Кор. 7:19, Гал. 5:6 и Гал. 6:15. Проблема, с которой столкнулся Павел в галатийских церквах, и, в не меньшей мере, его длительная конфронтация по этому вопросу с Петром указывают на то, что в Коринфе эта проблема сто­яла не столь остро. В галатийских церквах подобные споры обрели такой обширный и глубокий характер, что поставили под сомнение само существо Благой вести. В обоих случаях, упомянутых в Послании к Галатам, есть впол­не определенные ссылки на конкретных людей, которые пытались вверг­нуть христиан в персональное рабство.

Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю со­вет, как полупивший от Господа милость быть Ему верным. 26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оста­ваться так. 27 Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены ?не ищи жены. 28 Впрочем, если и женишься, не согре­шишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые бу­дут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. 29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 И плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31И пользую­щиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. 32 А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 А женатый заботится о мир­ском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и деви­цею: 34 Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мир­ском, как угодить мужу. 35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрес­танно служили Господу без развлечения.

Павлу, вероятно, задавали вопрос о девственности. Он пишет об этом вначале с позиций трудностей современной обстановки (26—31), а затем с прагматических позиций, с точки духовного осмысления создавшейся ситуации (32—35), и завершает свои рассуждения реальной оценкой позиции молодой пары влюб­ленных (36—38).

Хотя среди исследователей нет единого мнения по поводу точного значения термина «девство» («девственницы»,parthenoi), вероятие всего, Павел здесь сталкивается с точкой зрения при­верженцев аскетизма, который был распространен в Коринфе1. Зная, что апостол отдает предпочтение целибату (о чем говорится в 7:26,32,38,40), они хотели услышать от него подтверждение это­му. Павел здесь разъясняет свою позицию предельно честно. Он не выступает против брака как такового, но, скорее, против свя­занных с ним «скорбей» (thlipsin, 28) и «забот» (merimnai, 32 и

 

Более подробно см.: Bruce, pp. 73-74.

 

дал.), которые неизбежны в браке. Он, таким образом, дает со­вет тем, кто стоит на пороге решения, раздумывая, вступать ли ему в брак.

Одна мысль постоянно тревожит Павла. Впервые он размыш­ляет об этом в послании. В ст. 26 он говорит о настоящей нужде, а в ст. 29 -- о том, что время уже коротко', в ст. 31 он подчеркива­ет, что проходит образ мира сего. Что имеет в виду Павел? Соглас­но комментариям Брюса, «в рамках своей пастырской опеки в этой главе Павел проводит обсуждение вопроса о браке и без­брачии в эсхатологическом ключе»1.

Фраза «по настоящей нужде», вероятно, означает нужду, ко­торая возникает в сложных жизненных ситуациях. Иисус Сам го­ворил достаточно подробно о таких бедственных обстоятель­ствах, «великом бедствии» (ananke) и гневе «на народ сей» (то есть на евреев; Лк. 21:23). Непосредственный контекст этих гря­дущих бедствий -- разрушение Иерусалима, которое произошло спустя примерно пятнадцать лет после написания Павлом Пер­вого послания к Коринфянам. Одним из тяжелейших послед­ствий приближавшегося кризиса должен был стать сокрушитель­ный удар, направленный на семью. Тот, кто побывал в Уганде или Зимбабве, мог видеть немыслимые разрушения, которые произ­вела в этих странах война. Едва ли там найдутся семьи, которых не коснулись страшные последствия военных действий. Каждый христианин, особенно с таким горячим сердцем, как у Павла, искренне стремится помочь людям избавиться от подобных стра­даний. Непреложные факты ясно показывают, что в подобных ситуациях именно семейные пары более других подвергаются невыносимым страданиям. Ср. ст. 28: Но таковые (состоящие в браке) будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

Необходимо принять во внимание несколько факторов, что­бы лучше понять ход мыслей Павла. До недавнего времени пре­следованиям в основном подвергались иудеи2. Римские власти (не только в столице, но и в провинции) подчас не могли разо­браться, в чем состоит реальная опасность и в чем разница между

 

1              Bruce, p. 74.

2              Присутствие Акилы и Прискиллы в Коринфе в качестве главных по­ мощников Павла было следствием изгнания (согласно императорскому ука­ зу) всех евреев из Рима; ср.: Деян. 18:1,2.

 

длительно существовавшей угрозой иудаизма и вновь возникшей христианской сектой. Жесточайшие преследования, карательные меры императора Нерона уже направлялись против разрознен­ных и разбросанных по всей империи христианских общин. Па­вел сам столкнулся с весьма сложной ситуацией подобного рода в Эфесе, откуда он и писал теперь свое послание (ср.: Деян. 19).

В голове Павла сложилась определенная картина: по его пред­ставлению, события, связанные с разрушением Иерусалима (предсказанным Иисусом) и происшедшие в микрокосме, в окружающем мире (Средиземноморская область 1 в. н. э.), были прообразом космических событий конца времен. Вероятно, вполне логично полагать, что Павел призывал к твердости, бла­горазумию и единомыслию перед лицом надвигавшейся катас­трофы. Практический совет Павла (в ответ на просьбу коринфян по поводу решения вопроса о заключении брака) был дан с уче­том реальной обстановки на тот момент. Ходж1 комментирует это следующим образом: «Апостол пишет коринфянам с пози­ций советника, который предостерегает военных от вступления в неравный бой с вражеской армией».

Нет веских оснований полагать, однако, что Павел мыслил здесь эсхатологическими категориями. Вполне возможно, что церковь в Коринфе столкнулась с весьма суровыми обстоятель­ствами, о которых нам не известно ничего, апостол же знал мно­го. Учитывая обстановку, он считал, что наилучший выход из сложившейся ситуации - - не стремиться к заключению брака. «Во время шторма на море нет возможности поменять корабли»2.

В своей второй ключевой фразе в ст. 29 Павел (время уже ко­ротко) буквально имеет в виду следующее: «Этот кризис был пре­допределен. Слово „время", kairos (ср.: 7:5), обозначает особо важный момент Божественного замысла. Этот „момент" был со­кращен по определению, он не мог продлиться долго»3. Но, не­зависимо от того, много ли осталось времени, Павел подчерки­вает, что нельзя руководствоваться мирскими соображениями: ...имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующи­еся. Супружество, тяжелые потери, радости, материальные бла­га, торговля и предпринимательство -- все это бремя повседнев­ной человеческой жизни.

Сегодня мы тоже больше не можем полностью сосредоточи­ваться на этих реалиях. Точная оценка подобного рода ситуации в Коринфе I в. не теряет своей актуальности и для христиан, про­живающих в современном стабильном обществе. Конечно, сре­ди людей поколения 1980-х гг. (особенно неверующих) найдет­ся немало таких, которые пренебрегают своими семейными обя­занностями (например, многие супружеские пары не хотят иметь детей). Другие не оправдывают надежд современного материа­листического общества своей пассивностью, отсутствием стрем­ления к приобретательству. Острое чувство угрозы термоядерной войны среди европейцев (особенно, жителей Западной Герма­нии) привело к необычному социальному явлению, которое мож­но проиллюстрировать на примере графства Корк на крайнем западе Ирландии. Многие граждане Западной Германии пере­езжают туда и работают в фермерских хозяйствах Западного Кор­ка, поскольку авторитетными исследованиями было доказано, что это наиболее безопасное место в будущей ядерной войне между двумя великими державами.

Вероятно, уже наступил такой момент, когда христиане должны задаться вопросами, требующими даже более радикаль­ных ответов на основе учения Павла, представленного в дан­ной главе. Майкл Грин понимает значение фразы «время уже коротко» (29) почти буквально: «Время убрано, как парус на судне». Он объясняет это следующим образом: «Бог убирает „паруса" времени. Господь пришел в поворотный момент зем­ной истории, пройдя через крест и воскресение, и мы живем между этим временем „собранных парусов" и вторым пришест­вием. Мы не знаем, наполнит ли еще когда-нибудь ветер эти паруса времени»1.

Две первые ключевые фразы Павла в этом разделе подготав­ливают надлежащую почву для третьей: ...проходит образ (греч. schema) мира (31). Самый лучший комментарий к этим словам

 

1              Quoted in Bruce, p. 74.

2              Morris, p. 116. з

Ср.: Еф. 5:16, где показано, что необходимо дорожить временем (kairos).

1 Отрывок из проповеди, произнесенной в декабре 1979 г. в Оксфорде, в церкви Св. Олдейта.

 

вышел из-под пера Иоанна: «Не любите мира, ни того, что в мире... ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гор­дость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир про­ходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17). Неразумно, просто глупо отдавать пред­почтение «образу» быстро разлагающегося мира.

Этот тройственный, но одновременно единый по своей сути подход к современной Павлу ситуации в Коринфе объясняет и тот совет, который он дает относительно безбрачия: ...хорошо че­ловеку оставаться так (26; это принцип воздержания для каж­дого в определенных обстоятельствах). Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены?не ищи жены (27). Однако человеку, собственный выбор которого может вызвать у него се­рьезные угрызения совести, Павел говорит: Впрочем, если и же­нишься, не согрешишь (28).

В ст. 32—35 Павел вводит другую, связанную с прежней тему, которая не перестает волновать его: Говорю это для вашей же пользы... чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу (35). Апостол рисует перед нами картину продуманного и спокойно­го посвящения Господу Ключевое слово здесь (которое встреча­ется в оригинале в трех стихах шесть раз) относится к «заботам». В основе лежит греческое слово meros, или «часть». Когда Павел пишет: ...я хочу, чтоб вы были без забот (32), он выражает тем са­мым пожелание о том, чтобы коринфских христиан ничто не раз­деляло, включая семейные заботы и домашние хлопоты. У со­стоящего в браке человека происходит конфликт интересов: ...женатый заботится («разрывается на части») о мирском, как угодить жене... а замужняя заботится («разрывается на части») о мирском, как угодить мужу (33,34), то есть это свойственно и женатому, и замужней. Не состоящие в браке христиане могут уделять больше внимания духовным размышлениям и получе­нию знаний, которые позволяют человеку более основательно посвятить себя служению. Когда человек принимает на себя груз ответственности за своего партнера в браке, а также и за детей, у него не остается достаточно времени для таких вещей.

Апостол не настолько наивен, чтобы предположить, что толь­ко не состоящие в браке христиане могут с полной отдачей слу­жить Господу. Он продолжает говорить об их суетных тревогах как о способствующих раздвоению чувств, поскольку, хотя неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу... телом и ду­хом (32 и 34), это само по себе не приводит к истинной святости. Это прерогатива Святого Духа. Если мужчина или женщина, не состоящие в браке (Павел, вероятно, имел в виду и тех, и дру­гих), не смогут с эмоциональных, психологических, а также ду­ховных позиций прийти к решению о целибате, они не испыта­ют всей полноты радости в Господе, ибо будут находиться в пред­вкушении радости заключения брака.

Далее, Павел не стремится здесь преподнести свои рассужде­ния как нравоучение, но просто констатирует факты (ср. ст. 35: Говорю это для вашей же пользы): действительно, женатый дол­жен заботиться о своей жене, он также должен угождать и Госпо­ду. Павел ни в коей мере не стремится своими увещеваниями «наложить узы», надеть петлю на шею замужних и женатых хри­стиан, дабы они почувствовали на себе тяжкое бремя супруже­ства.

Итак, мы снова возвращаемся к исходному утверждению Пав­ла о том, что и брак, и безбрачие в равной мере являются дарами (charismata) Божественной благодати. Не состоящие в браке на-ходятличное удовлетворение в этом даре, харизме (charisma) без­брачия (целибата); состоящие в браке могут безраздельно посвя­тить себя Господу в даре (charisma) супружества.

6. Обрученные пары (7:36-38)

Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, что­бы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть де­лает, как хочет, — не согрешит; пусть таковые выходят замуж. 37Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем со­блюдать свою деву, — тот хорошо поступает. 38 Посему выдаю­щий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий посту­пает лучше.

Очевидно, в Коринфе были люди, налагавшие на обрученных жениха и невесту обязательство воздерживаться от заключения брака по возможности дольше. Те, кто защищал такую позицию, вероятно, приводил и те же доводы, что и ныне: они сами в зна­чительной мере познали розы (и шипы) супружеской жизни. Для таких людей призывать к самоконтролю было делом обычным. Павел, однако, не позволяет возвести такого рода самоотверже­ние в ранг высшей добродетели, равно как и не разделяет точки зрения более либерально настроенных обрученных пар о допус­тимости добрачных сексуальных контактов. Если обрученная пара не в силах сдерживать свои плотские вожделения1, физи­ческое стремление друг к другу, тогда им следует пожениться и получить благословение Бога:...выдающий замуж поступает хо­рошо (38); пусть делает, как хочет, --не согрешит (36). Это прак­тически тот же совет, что и в 7:9. Если же они могут подождать, то это тоже хорошо (37). Апостол призывает их быть честными по отношению друг к другу: их решение должно быть твердым, всесторонне обдуманным, основанным на том, что сексуальные желания находятся под таким строгим контролем, что его нару­шение не может принести им настоящего удовлетворения. Пер­востепенное значение здесь имеет то, что помолвленные, кото­рые настроились на определенное ожидание, и те, кто считает, что лучше вступить в брак, чем сгорать от страстного желания, не рискуют потерять благорасположения Божьего.

7. Вдовы (7:39,40)

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее ум­рет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. 40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Подчеркнув, что супруги должны всю жизнь сохранять вер­ность друг другу, далее Павел говорит о вдовах. Им он предостав­ляет полную свободу при решении вступать или не вступать в новый брак. Единственное твердое и важное условие, которое лежит в основе предполагаемого повторного брака, — только в Господе2. На первый взгляд, такая позиция кажется неожиданной в свете общего акцента всей главы на том, что христианину гучше оставаться в прежнем положении. Впрочем, далее Павел подтверждает свое первоначальное мнение о том, что для хрис­тианской вдовы лучше оставаться одинокой, невзирая на то что нее еще могут сохраняться сексуальные желания.

С самых ранних лет христианской церкви, о которых рас-жазывается в Деяниях святых Апостолов, вдовам оказывалось особое внимание в общинах (Деян. 6:1 и дал). По-видимому, на самом раннем этапе истории церкви был установлен особый «орден вдов», в рамках которого осуществлялась специальная забота о вдовах, которая была прекрасной иллюстрацией чисто религиозной практики: «...чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем» (Иак. 1:27). После того как этот обычай укоренился в поместных церквах, Павел поручил Тимофею раз­работать специальное руководство для деятельности таких ор­денов (ср.: 1 Тим. 5:3—16). В приведенных советах своему спод­вижнику в Эфесе, откуда апостол пишет это послание в Ко­ринф, он убеждает Тимофея не принимать в этот орден «молодых вдовиц» (1 Тим. 5:11), считая, что при этом может воз­никнуть много отрицательным моментов, хотя есть и положи­тельные. К «истинным вдовицам» (1 Тим. 5:3) Павел причислял вдов в возрасте не менее шестидесяти лет (1 Тим. 5:9). Женщина на склоне лет, ставшая вдовой и страдающая от одиночества, может в дальнейшем стремиться обрести себе партнера в новом браке только из боязни остаться одной.

Тот факт, что Павел снова (7:40) высказывает свое личное мнение (как и в 7:25), вероятно, свидетельствует о том, что на данном этапе он начал задумываться над этой проблемой. Его заключительная ремарка (...и я имею Духа Божия), возможно, снова отражает тот же элемент иронии, который был вообще двойствен его взаимоотношениям с церковью в Коринфе.

 

1              «Если его чувства пылают» — это парафраз греч. слова heperakmos, ко­ торое может относиться либо к мужчине, которого обуревают страстные желания, либо к женщине, чья пора расцвета миновала.

2              В более общем смысле эта фраза может означать «только по воле Божьей». В данном случае акцент на другом, и не важно, является ли предполагаемый партнер христианином.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.