03.12.2009
Скачать в других форматах:

Корнелис Г. Врейхденгил

Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам

11. Облекитесь во всеоружие Божье

Ефесянам 6,10-24

Дополнительный отрывок: Колоссянам 4

                        Вступление

Заканчивая изучение Послания к Ефесянам, мы еще раз окинем мысленным взглядом все Послание в целом. В нем можно легко узнать знакомое разделение, характерное почти всем другим посланиям: сначала изъявительное наклонение - потом повелительное; сначала изложение богатств Евангелия - потом увещание; сначала благословение, в котором участвует Церковь - потом ее задание.

Этот библейский порядок имеет очень большое значение. Например, в Ветхом Завете мы сначала читаем: "Я Господь, Бог твой...", а потом - заповеди. Значит, апостольское увещание основывается на дарованной благодати!

Увещания, которые Павел начинает излагать с четвертой главы и до девятого стиха шестой главы, с каждым следующим стихом становятся все более практичными, скажем, все более повседневными. На передний план выдвигаются брак, семья и работа. Вера должна стать конкретной и видимой. Но все же апостол не заканчивает свое Послание этими наставлениями. У него есть еще одно весьма важное наставление. "Наконец, братия мои..." Неужели есть еще тема для наставления? Кажется, есть. Не надо думать, что самое главное - применение веры в повседневной жизни, что все почти автоматически налаживается, если только мы верим. За кулисами продолжается жестокая борьба, к которой Церковь причастна каждой частицей своего существа.

Именно об этой духовной борьбе против сил тьмы Павел пишет в данном разделе этого последнего урока.

По сути дела это борьба за продвижение Царства Божьего в двух направлениях - как внутрь, так и наружу. С одной стороны, христианин должен углублять свою жизнь веры и личное освящение, чтобы стать против козней лукавого. С другой стороны, он должен распространять эту жизнь наружу - свидетельствовать о Христе и для Христа этому миру, участвовать в совместной молитвенной борьбе, так чтобы Павел мог с дерзновением возвещать Слово Божье.

В последнем разделе Послания, где речь идет о всеоружии христианина, прослеживаются четыре темы:

- борьба против врагов (ст. 10-13);

- всеоружие, нужное в этой борьбе (ст. 14-17);

- молитва о продвижении Евангелия (ст. 18-20);

- прощание и благословение (ст. 21-24).

                        Разбор

                             Противостоять лукавому (ст. 10-13)

Чем, как не добычей врага, может быть невооруженный солдат на фронте? Оружие надо использовать, а не начищать его до блеска или позволять заржаветь. Поэтому Павел в одиннадцатом стихе говорит: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских". Для того, чтобы противостоять врагу, мы должны знать его, знать методы, которые он использует в борьбе, знать, где и когда он нападает. Только тогда мы сможем ему противостоять.

Кстати, бороться с этим врагом никто не способен сам, не может этого и верующий. Поэтому мы и читаем: "Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его". Сами по себе мы слабы, у нас нет смелости для борьбы. Отсюда вывод: укрепляйтесь Господом! Нам нужна эта сила не только потому, что мы слабы, но и потому, что силы, с которыми нам предстоит бороться, превосходят нас. На поле битвы, которое Павел рисует перед нашими глазами, находится целый ряд врагов - дьявол, начальства, власти, мироправители и духи злобы. В одиннадцатом стихе Павел упоминает дьявола как наибольшего врага, а в двенадцатом стихе описывает, в каких образах и каким способом он нам противостоит. Будучи большим противником дела Божьего, он не легко поддается разоблачению. В этом и заключается трудность борьбы. Это не справедливое сражение, в котором обе стороны скрещивают друг с другом шпаги на равных! Сатана использует в борьбе свои дьявольские козни. Он старается задеть именно слабые места верующих, используя при этом характерные для него методы. Слово "козни" в греческом языке равнозначно слову "метод".

Хотя сатана - рыкающий лев, ищущий, кого поглотить, он не всегда является в своем настоящем виде. Особенно к верующим он часто поступает в виде ангела света. В этом и есть опасность: он никогда не действует прямо. Вспомним только историю грехопадения из главы 3 книги Бытие: "Подлинно ли...?" Действительно, он хитрее всех зверей. Учтите, что у него уже шеститысячелетний опыт отступничества и обольщения и введения в грех.

Иногда его очень трудно обличать. Часто он предстает перед нами как симпатичная, серьезная личность. Отец лжи отлично знает, как напускать на себя вид истины. Именно из-за этого борьба так сложна и утомительна. Можем ли мы доверять себе? После грехопадения дьявол стал господином всех людей. Хотя Дух Святой помогает нам испытывать духов, от Бога ли они, нам нелегко. Столько противодействующих друг другу сил не только в окружающем нас мире, в мирах подземном и надземном, но и в церкви! Где и когда осуществляемое дело начинает проявлять дьявольские черты? Горе нам, если мы спим! Да не недооценит этого противника никто!

Здесь речь идет не только о внутренних искушениях каждого отдельного христианина, но и о властях, мироправителях, нацеливающихся на гибель всего человечества. Подумаем только о подрывании авторитетов, утрате значения брака и семьи, свободном сексе, посягательстве на жизнь (аборт и эвтаназия), пристрастиях (алкоголизм и наркомания).

У дьявола есть и хитрые способы, позволяющие водить за нос целые религиозные системы, корректировать правила церковной жизни и таким образом препятствовать настоящему возврату к Богу. Никогда он не проявит свой истинный образ. Тебе уже знакомы его уловки?

Борьба против видимых властей на земле нам еще под силу, но Павел упоминает о невидимых врагах из подземного и надземного миров. Тут речь идет о демонических силах и бесах. "Наша брань не против крови и плоти" (ст. 12), то есть не против людей, таких же слабых и зависимых, как и мы. В таком случае силы были бы равны. Один меч поднялся бы против другого, одна сила против другой, на одну хитрость ответили бы другой. Но наша брань намного труднее, она не против крови и плоти, а против всякого рода духовных властей. Из-за грехопадения наш мир попал под власть лукавого, злых духов и властей тьмы. Это было видно во время пребывания Господа Иисуса на земле, когда эти власти вынуждены были отступать перед Ним.

В стихе 12 Павел перечисляет разные проявления лукавого. Для большей ясности я их упорядочил.

1. Начальства - это не светские правительства, а падшие ангелы, т.е. бесы, которые, конечно, могут влиять и на правительства этого мира.

2. Власти - это тоже бесы (демоны), проявляющие свою власть с целью обольщения как неверующего человека, так и верующего.

3. Мироправители тьмы века сего - так называются бесы, имеющие власть над космосом, творением. Все творение стенает от них. Слово "тьма" в приложении к "веку" указывает на мир без Христа, подчиненный греху и смерти.

4. Духи злобы поднебесные - неземные существа, демоны, которые не видимы и поэтому так обольстительны и опасны. Их вождь, князь, господствующий в воздухе (2,2) - сатана. Поднебесье - это небесные сферы, окружающие землю. Значит, между Богом, обитающим на небе, и нами, живущими на земле, есть какая-то промежуточная сфера, где находятся демонические силы, которые оказывают огромное влияние на наше существование и на жизнь народов.

Никто пусть не думает легкомысленно о существовании и действии демонов! Не смейтесь над этим и не заигрывайте с ними! В наше время они активно действуют, проявляя себя в оккультизме, спиритизме, колдовстве, черной магии, поклонении сатане, восточных религиях и так далее. Молодые люди, никогда не производите опытов с этими силами, потому что не успеете оглянуться, как окажетесь у них в плену!

                             Для сего примите всеоружие Божье (ст. 13)

Замечательно то, что в этом разделе не раз встречается понятие, которое можно выразить словом "стоять": стать (ст. 11), противостать (13), устоять (13), станьте (14). Все это предполагает наивысшую боеготовность.

"Для сего приимите..."! Противостоять лукавому возможно не собственной силой, а только силой Божьей. Нужно не только одно оружие, нужно всеоружие. Слово "для сего" относится не только к упомянутому врагу, но и к цели борьбы - "противостать в день злый". Церковь призвана к обороне, к борьбе.

Здесь Павел не говорит, что мы скоро победим дьявольский фронт сверхъестественных сил и властей, а потом насладимся заслуженным отдыхом. Господь не обещал Своей Церкви период перемирия. Жизнь веры - всегда борьба, потому что враг не прекращает своих нападок, грех манит непрестанно. "День злый" - это время массового искушения до второго пришествия Христа. В этот день мы живем сегодня! Можно, конечно, отнести день злый к личной жизни каждого из нас - болезни, смерть близких, несчастья, депрессии и т.п. У нас не все дни одинаковы. Бывают дни, когда борьба особенно жестока, но есть и короткие перерывы между боями. Но все же враг может неожиданно напасть, так что мы всегда должны быть готовы к борьбе. Надо устоять, исполнив (так в подлиннике звучит русское "преодолевши") все, входящее в тренировку. Надо всегда быть в полной боеготовности, бдительным, не спать в ложном спокойствии, но стоять, как добрые воины Иисуса Христа. Однако предельная бдительность и наилучшая подготовка были бы бесполезны, если бы нам надо было стоять против врага в собственном вооружении. Поэтому Павел и говорит, чтобы мы облеклись во всеоружие Божье. Сейчас мы посмотрим, что входит в это всеоружие.

                             Приготовления к борьбе (ст. 14-17)

Нам надо облечься во всеоружие Божье. В другом месте апостол говорит, что надо облечься в Господа Иисуса Христа. А в стихе 13 он говорит, что надо принять это оружие, то есть взять. Это слово употребляется и в стихе 16, где речь идет о щите. Значит, мы не должны изготовить это всеоружие сами. Оно изготовлено Богом. Павел не ссылается на нашу собственную обороноспособность или на наши внутренние силы. Он не проповедует "моральное перевооружение", но, по сходству с военным снаряжением римских солдат, называет шесть предметов, которые Сам Господь Бог даёт Своим детям в руки.

1. Пояс (ст. 14), пояс истины. Это был бронированный пояс, предоставлявший римскому солдату не только защиту, но и полную свободу движений. Если бы он не подвязал свою длинную одежду, он запутался бы в ней. Здесь под словом "истина" в первую очередь имеется в виду не истина Евангелия, а искренность и верность в противовес лицемерию, коварству и клевете. Эта истина - дар Божий, так что мы обретаем способность действовать в повседневной жизни верно и искренно.

2. Латы (ст. 14), броня праведности. Это не вмененная верующему праведность Христа, а благочестивая, святая жизнь, добрая совесть перед Богом и людьми. Ведь у человека, который ведет небрежный и несвятой образ жизни, нет доброй совести, и в борьбе он заранее обречен на поражение (ср. 1 Фес. 5,8, где также говорится о благочестии). Это оружие важнее, чем многие себе представляют. Какой римский солдат отправился бы на поле боя без лат?

3. Сапоги (ст. 15), "обувши ноги в готовность благовествовать мир". Речь идет о военной обуви, предоставляющей солдату твердость шага и защищающей его голени от ударов неприятеля. Эта картина по сути иллюстрирует готовность человека исповедовать свою веру и давать отчет в своем уповании. Такое свидетельство является мощным оружием в борьбе за распространение Царства Божьего. Содержание этой вести - мир, она благовествует мир (Рим. 10,15) и заставляет носителя вести жить в мире с Богом (Рим. 5,1) и с ближним (Евр. 12,14). Именно этот мир с Богом способствует успешной борьбе верующего и дает ему готовность передавать Евангелие. А как обстоит дело в нашей жизни? Скольким людям мы уже передали весть мира?

4. Щит веры (ст. 16). Мы обсудили три предмета вооружения, которые солдат носит всегда - пояс, латы, обувь. Следующие три предмета солдат брал в руки непосредственно перед битвой - щит, шлем, меч. Щит имел продолговатую форму, его носили в левой руке, он защищал тело от ударов врага. Щит символизирует искреннее доверие Богу через Христа. Щитом можно угасить раскаленные стрелы лукавого. В древности на стрелы иногда наматывали лен, обмакивали его в смолу, зажигали и выпускали, чтобы не только поранить врага, но и зажечь вражеский лагерь. Поэтому некоторые щиты покрывали вымоченными кожами, способными потушить зажженные стрелы. Таким образом, мы можем устоять против козней и искушений сатаны лишь верой. Тот, кто сомневается, подобен морской волне, ему не под силу устоять в борьбе.

5. Шлем спасения (ст. 17). Задача шлема состояла в том, чтобы принимать на себя и смягчать удары врага. Шлем спасения означает надежду на будущую победу, которая обязательна, потому что Христос ее уже одержал. Эта надежда - сильное оружие в борьбе против искушений изобилием и роскошью. Лишь взирая на славу, которая откроется в нас, мы в состоянии видеть относительность успехов этого мира и радостно бороться под крестным знаменем Царя.

6. Меч духовный, который есть Слово Божье (ст. 17). Святой Дух использует его не только в нашей личной жизни для того, чтобы укрепить нашу веру и сделать ее действенней (вы еще никогда не были ранены им?), но и дает нам его в руки для борьбы. Как в личных искушениях, так и в публичных атаках на истину Евангелия Слово Божье является единственным оружием, способным отразить удары врага.

А вы во всеоружии? И полностью его используете? У вас есть искренность, благочестие, смелость в свидетельстве, вера, надежда, укоренение в Слове Божьем? Вам часто приходится терпеть поражение? Собственными силами вы ничего не достигнете (ср. ст. 10). Но есть одно утешение - победа гарантирована, ведь ее уже одержал Христос.

Еще никогда человек, облекшись во всеоружие Божье, не боролся столь совершенно, как Господь Иисус. Использовав все вооружение, Он не только устоял в борьбе, но и победил дьявола и все его царство на Голгофе. Там Он сверг с престола все власти и силы, лишил их силы и подверг позору. В Иисусе победа для всех тех, кто верит в Него.

Таким образом Павел наставляет своих читателей вести святой образ жизни, побуждая их отважно бороться во всеоружии Божьем, потому что Царство должно развиваться! Оно должно расти в глубину - вера членов церкви должна расти, укрепляться, все богаче плодоносить. Но это не все. Царство должно расти в длину и в ширину, оно должно распространяться по всему миру. Поэтому Павел и просит своих читателей о заступничестве, чтобы Слово было возвещено дальше.

                             Молитесь во всякое время (ст. 18-20)

Стих 18 связывает призыв к борьбе во всеоружии Божьем и заступничество, о котором Павел просит для распространения благовестия. Если нет молитвы, борьба в духовном всеоружии будет напрасна. Хотя Павел уже окончил рисовать картину вооружения, здесь он упоминает как бы седьмое оружие - молитву, кажется, он хочет сказать: вот ваше наилучшее оружие.

Апостол Иаков уверенно говорит, что усиленная молитва праведного может много (Иак. 5,16). Итак, в конце своего Послания апостол Павел вручает своим читателям оружие, действенность которого в борьбе не зависит от человеческой слабости - молитву. В ней сокрыты корни силы церкви.

Реформатор Кальвин сказал, что взывать к Богу - важнейшее упражнение веры и надежды. Этим каждый может проверить свою жизнь! "Всякою молитвою и прошением", то есть нужно молиться настойчиво, непрерывно и не прекращать молитву, если ответ на нее не получен немедленно.

"Молитесь во всякое время духом". Не только по воскресеньям в церкви, но и по будням, когда вы уединяетесь, чтобы провести короткое время с Господом. Не только во время невзгод, но и в дни благополучия. И правильно молиться мы можем лишь Святым Духом. "И старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением..." Значит, надо молиться искренно, а не напоказ или произносить заученные молитвы, которые совершаются не "старательно", а скорее автоматически, так что слушатели заранее знают, о чем и какими словами такой-то брат или сестра будут молиться. Нет, лучше молиться старательно и с постоянством, молитвой, за которой открывается живая жизнь веры. "О всех святых" - это, прежде всего, о церкви, распространенной по всему миру. Всегда, во все времена где-то на земле братья и сестры находятся в нужде. Сегодня их преследуют в Китае и в мусульманских странах, в странах третьего мира они голодают, многие новообращенные находятся еще в плену древних традиций, на Западе многие христиане занимаются всяческими глупыми спорами и дискуссиями о порой весьма незначительных вещах.

В стихе 19 Павел просит молиться за него самого: "И о мне..." Апостолу не стыдно призывать своих братьев на помощь. Светский оратор никогда бы так не поступил, иначе сразу бы положил конец своей карьере. Но Павел не боится этим проявить свою слабость и бессилие. Он просит братьев о молитве и имеет на это право, поскольку они причастны к распространению Царствия Божия. Это применимо и к нам! Павел упоминает три аспекта своего свидетельства:

1. Это тайна: слово ему должно быть дано.

2. Характер его проповеди - говорить с дерзновением.

3. Его поручение - возвещать тайну благовествования.

Во-первых, он просит, чтобы ему дано было слово, когда он открывает для проповеди рот (так в подлиннике). Это тайна проповеди: служитель Христа не может просто "взять слово" или говорить, как говорят о пустяках. В этом деле он зависим от Бога: лишь Он может дать слово. Хорошая проповедь - это проповедь, данная Богом, это нужное слово на нужном месте и в нужное время, орошенное росой Святого Духа.

Во-вторых, Павел просит о дерзновении. Это слово буквально означает: отваживаться говорить все, даже если это приведет к смерти, как и получилось с самим Павлом. Дерзновение необходимо, так как дьявол стремится помешать распространению Царствия, фальсифицируя Слово Божье. Он обольщает проповедников умалять истины о грехе и благодати, придавать Евангелию приятную форму и приспосабливать его к схемам человеческого мышления. Желание быть популярным, любимым и знаменитым обольстительно для каждого проповедника. Дерзновение нужно и для того, чтобы обличать грех и псевдохристиан, из-за чего можно подвергнуться клевете и вражде.

В-третьих, Павел просит молиться о том, чтобы он мог "возвещать тайну благовествования". Глубины истины Божьей, Его план, Его воля должны возвещаться. Хотя Бог через откровение и возвестил Евангелие (3,3-5), его следует постоянно выставлять напоказ, провозглашать, проповедовать. Многие еще никогда не слышали Благой Вести, у некоторых искаженные понятия об истине.

Итак, Павел медленно, но верно приближается к концу Послания. Он посол в узах (ст. 20). Он написал это Послание в римской тюрьме. Еще не закончив свой труд, он вынужден был замолчать. Он не мог путешествовать по тогдашнему миру. Но ему нельзя было молчать о Своем Учителе, язвы Которого он носил на теле. Оттого-то он писал послания, в том числе и данное. Он переживает и молиться за общины. И он просит их молиться о нем, так чтобы он с дерзновением мог говорить, как ему должно.

                             Мир братьям (ст. 21-24)

Далее Павел сообщает, что пошлет Тихика известить общины о том, как он живет, и утешить их. В свое путешествие по общинам Тихик должен взять это Послание и читать его всем. Павел называет его возлюбленным братом и верным в Господе служителем. Выражение "в Господе" как нельзя лучше характеризует отношения между апостолом и его сотрудниками. Верою они нерасторжимо связаны друг с другом, словно звенья одной цепи. Их соединяет братская любовь ко Христу. И этой любовью Тихик - верный служитель.

Вы можете спросить, прилично ли посылать Тихика в путешествие специально для того, чтобы рассказать о личных обстоятельствах жизни Павла? Не лучше ли говорить исключительно о Спасителе? Разве переживания человека столь важны? Лучше, однако, считать это примером тесных любовных отношений, которыми члены первых христианских общин были связаны друг с другом. Кажется, Павел таким образом стремился иметь непосредственную, живую связь с общинами.

Этим личным сообщением и заканчивается Послание к Ефесянам, в котором Павел не только возвестил богатство благодати Бога и Христа, но и передал увещания своим братьям. Теперь пора написать окончательное благословение. Павел привык писать: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами, аминь". Но ефесянам он пишет нечто другое. Он, казалось бы, представил, как братья в малоазиатской церкви спорят из-за какого-то пустяка. И вот в конце своего Послания он хочет сказать своим читателям то, в чем они больше всего нуждаются. Все, что у него на сердце, он сумел выразить в нескольких словах последнего благословения: "Мир братиям и любовь с верою..." Здесь он разумеет мир среди братьев, дружеское, любовное общение друг с другом. И, конечно, "с верою", так как мир и любовь без веры - это лишь показуха, притом кратковременная.

"...от Бога Отца и Господа Иисуса Христа". Этими словами Павел хочет сказать, что мир, любовь и вера являются дарами Бога, которые Он дает нам через Христа. Ведь они не растут на почве нашего естественного сердца. И не будем забывать, что мир между братьями основывается на глубоком мире с Богом, приобретенном страданиями и смертью Христа.

Этими словами Павел хочет сказать: если Бог пожертвовал Своего единородного Сына и Господь Иисус отдал Себя на смерть для того, чтобы приобрести этот глубокий мир, если вы верою стали сопричастниками Божественной любви и мира, то и живите друг с другом в любви и мире.

Наконец, благословляя их, Павел желает им Божьей благодати, неисчерпаемого источника милости Божьей, о котором он писал в самом начале Послания: "...облагодатствовал нас в Возлюбленном". Для кого апостол молит об этой благодати? Для всех, неизменно любящих Господа нашего Иисуса Христа. Эта любовь к Христу истинная и надежная, это вечная любовь, потому что любовь никогда не перестает.

                        Примечания и вопросы

1. В стихе 11 Павел говорит о кознях дьявольских. В греческом подлиннике здесь употреблено слово "методейас", от которого произошло и наше слово "метод". Это указывает на хорошо обдуманный план, продуманную стратегию атак дьявола. В 16-м стихе мы читаем о раскаленных стрелах. Назовите несколько конкретных дьявольских козней по отношению к:

А. миру и современному человеку; Б. церкви и религиозному человеку.

2. В стихе 12 главы 6 мы впервые встречаем слово "брань". В своих посланиях апостол Павел говорит о борьбе веры, иллюстрируя примерами из двух сфер - спорта и войны. Употребляя слова "ристалище", "награда", "венец", он рисует картину состязания, здесь же с помощью слов "меч", "шлем", "брань" он представляет картину войны. Приведите подобный пример из Нового Завета.

3. В стихе 12 Павел говорит, что наша борьба не против "крови и плоти". Что он хочет этим выражением сказать? В нескольких рукописях порядок слов обратный: плоти и крови. Влияет ли это на значение? Сравните сейчас следующие стихи: от Матфея 16,17; 1 Коринфянам 15,20; Галатам 1,16; Евреям 2,14.

4. Какие четыре образа или формы проявления дьявола упоминает апостол Павел в стихе 12? Кто подразумевается под этими образами? Можно ли отождествить "миро-правителей тьмы века сего", например, с Нероном, Гитлером или Сталиным?

5. В данном разделе Павел противопоставляет друг другу два царства - Царство Христа и царство антихриста, царство света и царство тьмы. Оба царства антагонистичны между собой. Бороться на стороне обоих царств невозможно. На какой стороне находитесь вы? В каком царстве мы находимся с момента рождения?

6. В стихе 12 Павел говорит о духах злобы поднебесных. Они также называются демонами. Что вы знаете о возникновении и местонахождении демонов? Прочитайте внимательно истории, записанные в Евангелии от Марка 4,35 - 5,13. Из них можно узнать о многих свойствах нечистых духов. Обсудите вместе следующее: власть демонов над природой (4,37), их воплощение (5,3.12), вообще их власть (5,4), их поведение при виде Иисуса (5,6), их познания (5,7), их число (5,9), цель их действий (5,13).

7. В стихе 13 апостол Павел говорит о том, чтобы мы противостали "в день злый". Что он имеет в виду? Можно ли отнести эти слова ко времени антихриста (ср. 2 Фес. 2,3-12; Откр. 11,17 и далее; Мтф. 24,21 и далее)? Антихрист будет воплощен в личности или в каком-нибудь движении? Антихрист уже живет на земле или должен еще родиться? В чем заключаются его действия (1 Иоан. 2,18; 4,3; 2 Иоан. 7)?

8. В каких стихах использует Павел производные формы от слова "стоять"? В каком смысле он каждый раз использует их? Какой вывод можно сделать из многократного повторения этого слова? Какую цель вообще имеет борьба во всеоружии Божьем?

9. Церковь Божья может вести борьбу, сознавая решающую победу Христа (1 Кор. 15,54). Во время Своего пребывания на земле Христос использовал все элементы всеоружия Божьего. Приведите примеры из Евангелий, как Он использовал каждую упомянутую выше часть вооружения.

10. В стихе 18 Павел пишет о молитве, которая, с одной стороны, является полем брани, с другой, сильным оружием. Объясните это на примерах из Ветхого Завета (ср., напр., Быт. 32,24 и далее; Исх. 17,8 и далее).

11. В стихе 19 Павел просит читателей молиться о том, "дабы мне дано было слово". В Послании к Колоссянам 4,3 он просит молиться, чтобы Бог "отверз нам дверь для слова". Вот что нужно каждому служителю словом. Здесь можно напомнить о призвании пророка Иеремии, которому Бог сказал: "...вот, Я вложил слова Мои в уста твои" (Иер. 1,9). Выражение, что Сам Бог дает Свое слово, можно отнести только к содержанию Евангелия или также к его формулировке? Когда слово дано проповеднику и Святой Дух действует через него, означает ли это, что готовиться к проповеди не нужно (ср. Марк. 13,11)? Можно ли вообще сравнивать положение апостолов с положением современных проповедников? Каким образом вы можете содействовать проповеди?

12. Кем был Тихик (ст. 21)? С какой целью Павел послал его в Малую Азию (ст. 22)? Где мы встречаем его еще (ср. Д. Ап. 20,4 и Кол. 4,7)? Он всегда оставался верным (см. Тит. 3,12 и 2 Тим. 4,12)?

13. Прощаясь с читателями, Павел желает им мира (ст. 23). Это делали и ветхозаветные верующие (ср. Исх. 4,18; Суд. 18,6; 1 Цар. 1,17). В Новом Завете это прощальное пожелание мы встречаем в Евангелиях от Луки 7,50 и 8,48, от Марка 5,34, в книге Деяний Апостолов 16,36. Где мы встречаем это прощальное пожелание Спасителя ученикам?

14. Наконец, в последний раз краткий обзор раздела.

1. Борьба (ст. 10-13)

А. Всеоружие Божье нужно нам для того, чтобы

.............................................. (11,13)

Б. Враг проявляет себя в четырех образах:

1. .............................................. (12)

2. .............................................. (12)

3. .............................................. (12)

4. .............................................. (13)

2. Всеоружие (ст. 14-17)

Запишите шесть предметов вооружения и их значение одним словом.

1. пояс = истина

2. ........................ = ......................

3. ........................ = ......................

4. ........................ = ......................

5. ........................ = ......................

6. ........................ = ......................

3. Молитва (ст. 18-20)

А. Запишите четыре элемента молитвы:

1. .............................................. (18)

2. .............................................. (18)

3. .............................................. (18)

4. .............................................. (18)

Б. В связи с проповедью Павел просит о трех вещах:

1. ............................................................ (19)

2. ............................................................ (19)

3. .................................................... (19)

4. Прощальное пожелание (ст. 21-24)

А. Павел называет Тихика:

1. .................................................... (21)

2. .................................................... (21)

Б. Запишите две стороны задания Тихика:

1. .................................................... (22)

2. .................................................... (22)

В. Тремя дарами благодати являются:

1. ....................................................

2. ....................................................

3. ....................................................

Тема этого Послания - слава новозаветной Церкви. Дай Господь, чтобы все мы были или стали ее живыми членами. Я хочу попрощаться с каждым из вас последними словами Павла в этом Послании: "Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа".

Аминь.

                    


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.