Скачать в других форматах:

Роберт Годфри

Христос в Гейдельбергском Катехизисе

Христос в Гейдельбергском Катехизисе

Роберт Годфри

Гейдельбергский Катехизис, пожалуй, является наилучшим катехизисом всего 16 века. Его теплое благочестие и чистое, библейское богословие на века сделали его любимым изложением веры реформированного Христианства.

 

Катехизис был написан в 1563 году в Гейдельберге, столице Палатината в Германии. Он призван был помочь переходу Палатината из Лютеранства в Кальвинизм. Его учение излагается в основном в виде утверждений, но содержит и крупицу критики в вопросе о Причастии, где его позиция прямо противопоставляется учению Рима, и косвенно – последовательных Лютеран.

 

Уже с самого начала, катехизис разрабатывался для проповеди, а не только для учения. Гейдельбергские Реформаторы считали, что не только дети нуждались в катехизации, но что весь Божий народ нуждался в тщательном, регулярном наставлении в основах веры. Катехизис был разделен на 52 Дня Господних, чтобы упростить воскресную проповедь по катехизису. В Голландской Реформатской традиции, это намерение сохранилось и по сей день. Проповедь на одном из служений каждое воскресенье (часто на дневном или вечернем служении) основана на катехизисе на это воскресенье.

 

То, что этот катехизис обращен к сердцу человека, и что центр этого катехизиса – Христос, очевидно уже с первых строк. Первый вопрос спрашивает, "Каково твое единственное упование в жизни и смерти?" Ответ на этот вопрос – наипрекраснейшее изложение Евангелия из всех: "Мое единственное упование в том, что плотью и духом, в жизни и смерти я, раб Божий, не принадлежу самому себе, но Спасителю нашему, Иисусу Христу. Ибо Он драгоценной Кровью Своею сполна заплатил за все грехи мои и освободил меня от власти дьявола. Он хранит меня так, что ни волос с головы моей не упадет без воли Отца Небесного, и даже так, что все должно служить моему спасению. Духом Своим Святым Он свидетельствует мне о жизни вечной, и готовит меня всем сердцем жить для Него."

 

Первый ответ пространен и сильно отличается от тех кратких вопросов, которыми обычно начинаются другие катехизисы. Вестминстерский Краткий Катехизис спрашивает, "Что есть основное предназначение человека?" и отвечает, "Славить Бога и наслаждаться Им вечно." Англиканский катехизис даже кратче (и проще). Его первый вопрос – "Каково твое имя?" Гейдельбергский катехизис уже с первых строк обращает назидаемого к сердцу евангелия. Христос находится в центре катехизиса, и все учение катехизиса объясняет, что значит принадлежать Ему.

 

Второй вопрос катехизиса излагает основную структуру всего труда. Он спрашивает, "Что необходимо вам знать, чтобы счастливо жить и умереть в этом уповании?" И он отвечает, "Три вещи: Во-первых, как велики мои грехи и глубоко мое падение. Во-вторых, как спастись от грехов и падения. В-третьих, как благодарить Господа за мое спасение." С этого места, катехизис делится на три раздела. Вопросы 3-11 касаются греха и бедственного положения человека. Вопросы с 12 по 85 покрывают тему избавления человека от греха. Вопросы 86-129 говорят о том, как прожить жизнь, исполненную благодарности за столь великое избавление. Это три раздела называются грех, спасение, и служение, или вина, благодать, и благодарность.

Это трехкратное деление обычно связывают о структурой послания к Римлянам, где Павел переходит от размышлений над греховной природой человека к искуплению во Христе, а затем к Христианской жизни. Это разделение отличается от того, как разделен Вестминстерский катехизис – на две части, верования и долг.

 

Первая часть Гейдельбергского Катехизиса очень короткая – всего девять вопросов. Эта краткость может удивить тех, кто ожидает, что Кальвинисты уделят больше внимания вопросу греха. Но и эти девять вопросов достаточно четко запечатлевают всю серьезность человеческого положения. Закон Божий, объединенный Христом в две заповеди о любви к Богу и к ближним, разоблачает грех и показывает, что "по естеству своему я склонен ненавидеть и Бога и ближнего своего" (Вопрос 5). Падшая природа унаследована от Адама и Евы (Вопрос 7), и если мы не родимся вновь (Вопрос 8), то она несомненно приведет нас к осуждению: "Бог милостив, но Он также и справедлив. И Его справедливость требует, чтобы грех, совершенный против Всевышнего Бога, был наказан самой строгой, немедленной и вечной карой тела и души" (Вопрос 11).

 
Тема осуждения в 11 вопросе – это переход ко второму разделу, искуплению. Вопросы 12-17, пропитанные духом Ансельмовского
Cur Deus Homo?, говорят о том, как справедливость должна быть удовлетворена и искупление совершено тем, кто является совершенно праведным человеком, и в то же самое время, бесконечным Богом. Только Иисус соответствует этим требованиям и является спасителем своему народу (Вопрос 18). Но спасительный труд Христа искупает на всех: "только те, кто благодаря истинной вере становится членами Христа и получают все дары Его" (Вопрос 20).


Вопрос 21 – еще один из великолепных пунктов катехизиса. Если человек спасается только верой во Христа, то мы тогда должны спросить себя, а что есть вера? Именно
об этом и говорит 21 вопрос. Его определение веры превосходно. "Что есть истинная вера? Истинная вера – не просто знание и убеждение, что все, открытое Богом в Слове его, есть истина; это также глубоко укорененное убеждение, сотворенное во мне Духом Святым через евангелие, что благодаря свободной милости, заслуженной для нас Христом, не только другие, но и я тоже, получил прощение грехов, навеки был оправдан пред Богом, и был одарен спасением." Вера – это не только знание, которое принимает Библейское учение, но это и надежда и уверенность в том, что Христос – мой спаситель. Твердая уверенность в том, что Христос спас меня, должна быть в сердце моей веры. Катехизис развивает содержание веры в большом разделе, который разъясняет Апостольский Символ веры. Средневековые катехизисы обычно строились вокруг разъяснения Апостольского Символа, Десяти Заповедей, и молитвы Отче Наш. Гейдельбергский Катехизис следует этой традиции катехизации и освещает Апостольский Символ в вопросах 22-58. Такое повторение – важная часть любого хорошего назидания.

Раздел Апостольского Символа веры содержит множество замечательных высказываний. Здесь я дам почувствовать только их вкус. Вопрос 28 просто поразителен: "Почему нам важно знать, что Бог создал и Провидением Своим хранит весь мир? Чтобы быть терпеливыми в невзгодах, благодарными в процветании и, глядя в будущее, быть твердо уверенными в нашем истинном Боге и Отце, в том, что ни одна тварь не может отлучить нас от любви Его, ибо все твари в руках Его, и вопреки Его воле и шевельнуться не могут." Другой великолепный вопрос под номером 31: "Почему Его называют Христом, то есть Помазанником? Потому что Он поставлен Богом Отцом и помазан Духом Святым, чтобы быть первым пророком нашим и учителем, нашим единственным первосвященником и вечным царем. Как пророк и учитель Он открыл нам тайный промысел и волю Господа об искуплении нашем. Как первосвященник Он единой жертвой тела Своего искупил грехи наши и ходатайствует за нас перед Отцом. И как царь Он правит нами Словом Своим и Духом, защищает и хранит нас в спасении, дарованное нам." В этих двух вопросах есть о чем задуматься.

Никакой Реформатский катехизис не был бы полным без раздела об оправдании. В Гейдельбергском Катехизисе есть шесть вопросов об оправдании. Вопрос номер 60 – ключевой: "Как вы оправдываетесь перед Богом? Только истинной верой в Иисуса Христа. И хотя моя совесть обвиняет меня в том, что я тяжко согрешил, нарушая все заповеди Господа и не исполнив ни одной из них, и поныне склонен ко всякому злу, Бог без всякой заслуги с моей, только из милости, дарует мне совершенное искупление, оправдание и святость Христа. Все это Он дарует мне, как будто я никогда не грешил и не был грешником, как будто я был в совершенстве послушен, так как Христос был послушен за меня."

Катехизис также говорит и об источнике веры. Интересно, что источник веры не рассматривается в рамках Божьего предызбрания, как это характерно для Кальвинистов (хотя предызбрание и утверждается в 54 вопросе). Напротив, в учении, которое сегодня является даже более скандальным, чем учение о предопределении, вопрос 65 говорит об истинной вере, что она происходит "От Духа Святого, Который внедряет ее в наши сердца через проповедь святого евангелия и укрепляет приобщением к святым таинствам." Ценим ли мы проповедь так же высоко, как это делает катехизис? Наверняка церковь была бы сильнее, если бы народ Божий желал или даже требовал здравой проповеди евангелия.


Большой раздела катехизиса посвящен таинствам (Вопросы 66-82). Величину этого раздела можно отчасти объяснить тем, что в 16 веке велись ожесточенные споры вокруг таинств. Самые ожесточенные дебаты велись вкруг вопроса о Причастии. Но и для нас величина этого раздела полезна, поскольку таинства столь важны, столь и пренебрегаемы. Следуя Кальвину, катехизис рассматривает таинства как поддержку, которую Бог дал нам как Христианам в наших слабостях. В этом разделе преобладает тема укрепления нашей веры. Послушайте вопрос 73: "Почему же тогда Святой Дух называет крещение банею возрождения и очищения грехов?
Господь имеет веское основание говорить так. Он не только хочет таким образом научить нас, что мы очищаемся от грехов Кровью и Духом Иисуса Христа так же, как тело очищается водой от грязи, но особенно Он хочет уверить нас этим божественным залогом и знаком, что мы духовно очищены от грехов так же реально, как реально тело очищено водой."

 

Второй основной раздел катехизиса заканчивается обсуждением проповеди и церковной дисциплины как ключей царствия. Церковная дисциплина нужна для того, чтобы те, кто отвергает Христа учением или жизнью, не обольщались и не обольщали других, называя себя Христианами (Вопрос 85). Дисциплина помогает спасению, призывая грешников к раскаянию и отчищая церковь.


Третий основной раздел катехизиса (Вопросы 86-129) говорит о благодарной жизни, которой живут Христиане в благодарность за то искупление, что даровал им Христос. Христианская жизнь не является необязательным и добровольным придатком к вере, но неизбежным и обязательным следствием веры: "…мы делаем добро потому что Христос Духом своим также обновляет нас в подобие свое, так чтобы мы всей своей жизнью являли свою благодарность Богу за все, что он сделал для нас, и чтобы он прославлялся через нас. И мы делаем добро, чтобы через нашу благочестивую жизнь и наши ближние были бы приобретены для Христа" (Вопрос 86).

Тема Христианской жизни в катехизисе разделена на две части – покаяние и молитва. На языке реформированных богословов 16 столетия, покаяние – это синоним освящения. Покаяние – это умерщвление ветхого человека и возрождение человека нового (Вопрос 88). В этом процессе длинною во всю жизнь, нас направляют Десять Заповедей, которые рассматриваются в вопросах с 94 по 113. Здравое и полезное размышление о Заповедях завершается таким наблюдением: "Даже лучшие из людей в этой жизни стоят лишь в самом начале послушания Господу, однако же начиная жить с серьезными намерениями, они следуют всем, а не некоторым заповедям Божьим" (Вопрос 114).

Предметом последнего вопроса в катехизисе является молитва, а особенно значимость молитвы Отче Наш (Вопросы 116-129). Христоцентричный характер катехизиса отражается и здесь, научая нас сущности истинной молитвы: "Почему Христос заповедал нам обращаться к Богу со словами Отче наш? Христос желает уже в самом начале молитвы разбудить в нас сыновнее почтенье и упование на Господа, которое должно быть основой нашей молитвы. Ведь
Бог через Христа стал нашим Отцом. Отцы наши не отказывают нам в нужном для сей земной жизни; Тем более Бог наш Отец не откажет нам в том, что мы попросим у Него с верою."

Гейдельбергский Катехизисэто якорь. Он привязывает нас к здравому учению, обобщающему основные истины Слова Христова, Библии. Он укореняет нас в трудах Христовых, ясно и привлекательно являя нам Божье искупление. Он укореняет нас в Христовой церкви, объясняя нам содержание веры и утверждение в вере, данное в народе Христовом и Христовых таинствах. Он укореняет нас в жизни для Христа Духом Христовым. Не удивительно, что Реформатские Христиане ценят, изучают, заучивают наизусть, и проповедуют этот катехизис уже много столетий. Несомненно, что и мы будем назидаться во Христе и в вере, если будем делать так же.

 

Доктор В. Роберт Годфри – президент и преподаватель истории церкви в Вестминстерской Богословской Семинарии в Калифорнии, США.

© 1993, Современный Реформатский Журнал (Ноябрь / Декабрь, Том 2.2).  Все права защищены.

Re-posted with permission of www.modernreformation.org.

Роберт Годфри

Доктор В. Роберт Годфри является президентом и профессором Церковной истории в Вестминстерской Богословской Семинарии, Калифорния. Получил образование в Стэнфордском Университете и Богословской Семинарии «Гордон-Конвелл». Доктор Годфри также является редактором «Чрез Слово Христово» (Пресбитериан энд реформед) и соредактором «Теономия: Реформатская Критика» (Зондерван).

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.