21.01.2009
Скачать в других форматах:

Эрл Е. Кернс

Дорогами христианства

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦЕРКВИ (590–1517)

Раздел I. ОБРАЗОВАНИЕ ИМПЕРИИ И ЛАТИНСКО-ТЕВТОНСКОЕ ХРИСТИАНСТВО (590–800)

Глава 16

ПЕРВЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПАПА РИМСКИЙ

Посвящение Григория I в епископы римские является водоразделом между древней и средневековой историей Церкви. Однако не надо забывать, что всякая периодизация истории искусственна и ее цель – разделить историю, направляемую Богом, на составные части, которыми удобно оперировать. Некоторые считают началом средневековой истории Церкви 313 год, кога была дарована свобода религии. Другие за точку отсчета берут Никейский собор в 325 году. Третьи предпочитают 378 год, когда произошло сражение при Адрианополе, после которого западные готы вторглись в Империю. А четвертые считают, что история ранней Церкви заканчивается падением последнего римского императора в 476 году. В нашем учебнике выбран 590 год, поскольку именно тогда Григорий I положил начало новому этапу развития церковной власти.

Время окончания средних веков в истории Церкви также представляет тему для дискуссии. За конец средневековья принимают то 1095 год, когда началась эпоха крестовых походов, то 1453 год, когда пал Константинополь, то 1648 год, когда был заключен Вестфальский мирный договор. Автор учебника выбрал 1517 год, когда деятельность Лютера положила начало полностью новому периоду, в котором Церковь стала рассматриваться не столько как организация, сколько как Тело, совокупность людей, обладающих личной верой в искупительную жертву Христа.

В эпоху средневековья Римская империя разделилась на мусульманскую Северную Африку, азиатскую Византию и европейский район папства. Стали очень важными взаимоотношения между Церковью и государством. Из христианства и классической культуры возникла совершенно новая западноевропейская цивилизация.

Само понятие «средние века» было введено Кристофером Кельнером (1634–1680) в справочнике, опубликованном примерно в 1669 году. Он разделял историю Запада на три части. Древняя история, как он считал, заканчивалась в 325 году, а современная история начиналась в 1453 году, когда после падения Константинополя на Запад хлынул поток греческих ученых и рукописей. Кельнер назвал время между этими двумя датами «средние века», когда Европа развивалась самостоятельно, не испытывая влияния классической культуры. С того времени историки начали использовать термин «средние века» как удобное обозначение этого периода. Однако только первые пять веков этой эпохи (с 500 по 1000 год) можно назвать «темными веками», и даже в этот период Западная Европа не полностью утратила былую культуру, продолжавшую сохраняться в монастырях. Люди в эпоху Ренессанса полагали, что это время – бездна, разделяющая великолепный классический и современный периоды гуманизма. Для них средневековье могло быть только веком тьмы, однако современные историки, изучающие это время, смогли показать, что и тогда, хотя довольно медленно, происходило развитие, в котором Церковь на Западе выполняла полезные культурные и религиозные функции, став связующим звеном между античным городом-государством и современным национальным государством.

Если люди в эпоху Ренессанса считали 500–1000 годы «темным временем», то Римская католическая Церковь, наоборот, полагала, что этот период был золотым веком человеческой истории: ему предшествовало классическое язычество, а за ним начали действовать разъединяющие силы протестантизма, породившие хаос на современной религиозной сцене.

Историки протестантизма называли средневековье долиной тени, когда развратилась чистая Церковь древнего периода. Современная эпоха церковной истории, начавшаяся с Лютером, является для них эпохой преобразований, в которых Церковь вновь обрела идеалы Нового завета.

Все эти точки зрения следует рассматривать в свете того факта, что средние века – период не статический, а динамический, и даже в средние века продолжалось развитие общества под божественным руководством.

Средневековая Церковь охватывает большую территорию, чем ранняя Церковь. Когда тевтонские племена были обращены в христианство, Балтийский бассейн стал так же важен, как и Средиземноморье.

Современная эпоха многим обязана средневековью. В средние века человек попытался создать христианскую цивилизацию, в которой прошлое было бы переплетено с настоящим в виде значимого синтеза. Классическая культура прошлого, преобразованная христианством, передалась тевтонским племенам через Церковь. Современной эпохе очень недостает как раз такого синтеза в жизни, а в результате современный человек борется со своей неустроенностью и с перспективой не только интеллектуального, морального и духовного, но даже материального хаоса.

Вот теперь нам совершенно очевидной становится важность Григория I. Он стоял, как Августин в свое время, на границе двух миров – классицизма и средневекового мира, в котором культура была вплетена в Церковь, возглавлявшуюся епископом римским.

Григорий (540–604), часто называемый Великим, родился в смутные времена, когда Византийская империя при Юстиниане пыталась вновь обрести часть Западной империи, завоеванную тевтонскими племенами. Привычными для той эпохи были грабежи разбойников, болезни, голод.

Родившийся в одной из древних знатных и процветающих семей Рима, Григорий получил юридическое образование, которое давало ему возможность начать государственную службу. Он много изучал латинскую литературу, но не знал ни древнееврейского, ни греческого языков. Он был знаком с сочинениями Амвросия, Иеронима и Августина, но мало знал о греческой классической литературе и философии. Примерно в 570 году он занял и почетную должность – стал префектом Рима, вскоре отказался от наследства своего отца (его мать Сильвия после смерти отца ушла в монастырь) и использовал средства для построения семи монастырей в Италии. Самый большой из них был устроен во дворе его отца, где Григорий и стал монахом. С 578 по 586 год он был посланником епископа римского в Константинополе. По возвращении в Рим его сделали аббатом основанного после смерти отца монастыря святого Андрея. Если Августин стал монахом из интеллектуальных соображений, то Григорий стал монахом, поскольку считал аскетизм способом прославить Бога. Когда папа Пелагий умер от чумы в 590 году, Григория избрали на его место.

Этот человек, на могиле которого была высечена эпитафия «Посланник Бога», был одним из известнейших деятелей Римской Церкви. Отказ от большого состояния поразил людей того времени. Григорий был весь смирение и считал себя «слугой слуг Божиих». Он был ревностным благовестником и многое сделал для обращения в христианство англичан. Юридическое образование, обходительность, здравомыслие сделали его одним из способнейших руководителей Римской Церкви в средние века. Но, как многие люди его времени, Григорий был чрезмерно суеверен, и «Диалоги» (593) отражают его неограниченную веру в то, что казалось чудом средневековому человеку. Более того, хотя Григорий и получил некоторое образование по богословию, его учености вредило незнание языков, на которых была написана Библия. Пробыв в течение семи лет послом в Константинополе, он так и не выучил греческий язык.

Самая большая заслуга Григория – расширение власти епископа римского. Отрицая титул «папы», Григорий тем не менее пользовался всей властью и прерогативами, которые имели более поздние папы римские. Это он делал, чтобы утвердить духовное превосходство епископа римского. Он оказывал епископское внимание Церквам Галлии, Испании, Британии, Африки и Италии. Он назначал епископов и посылал им епископский паллий – особой формы воротник, символизировавший власть человека, которого папа утверждал в должности.

Когда Иоанн, патриарх Константинопольский, присвоил себе титул «экуменический (вселенский) епископ», Григорий сразу же дал ему бой. Он хотел, чтобы патриархи Церкви занимали уровень не выше руководителей Поместных Церквей, а не носили титул «вселенского» епископа. Но ни патриарх, ни император Византии ему не уступили. Григорию пришлось выжидать удобный момент. Когда в 602 году на императорский трон в Константинополе взошел Фока, Григорий попытался завязать с ним дружеские отношения, хотя этот вульгарный выскочка убил жену и семью предыдущего императора. Фока встал на сторону Григория и выступил против патриарха, признав епископа римского «главой всех Церквей». Григорий, однако, не принял титул «Вселенского папы», который хотел ему дать патриарх Александрийский. Он предпочел называться «слугой слуг Божиих», однако, отказавшись от титула верховного главы Церкви, он в то же время не позволял никому присваивать его себе и фактически пользовался высшей властью папы. Ни один епископ или митрополит Запада не осмеливался пойти против его воли.

Глубокий интерес Григория I к благовестию проявляется в великолепном рассказе Беды Достопочтенного. Когда Григорию однажды сказали, что мягковолосые, голубоглазые мальчики, которые продаются как рабы в Риме, – по национальности англы, он сказал, что они не англы, а ангелы; а когда ему сказали, что они из Деири (Йоркшир), он решил, что их должно отвратить от гнева (лат. de iri) Бога путем благовестия, и послал монаха Августина (не путайте его с блаженным Августином из Гиппона) в Британию, чтобы распространять там Благую Весть. Августин прибыл в Англию в 597 году и вскоре обратил короля Кента в христианство. Однако римские миссионеры нашли соперников в лице кельтской церкви, благовествование которой медленно распространялось к югу острова. В 663 году римская вера одержала полную победу. Таким образом, Григория I можно считать человеком, подчинившим англичан Римской Церкви. Он составлял подробные планы развития Церкви в Англии.

Григорий I сделал епископат в Риме одним из самых процветающих в то время путем великолепной администраторской работы. На папские владения в Италии и прилегающих областях прежде никогда не сыпался такой золотой дождь, как при Григории. С этими деньгами он мог выступать в роли хранителя мира на Западе. Когда король арианских лангобардов угрожал Риму во время его понтификата, Григорий I смог сформировать армию, принудить лангобардского правителя к миру и обратить его из арианства.

Он также положил начало григорианскому пению, которое заняло более важное место в Римской католической Церкви, чем то, которое было развито Амвросием. Это пение использовало величественное и торжественное единоголосие – монотон – в той части службы, которая пелась.

Григорий I был хорошим проповедником. Он касался насущных проблем кризисного времени, в которое жил. Его проповеди были практичными, призывали к покорности и благочестию, однако они много теряли от чрезмерного использования аллегорий – обычной ошибки проповедников того времени.

Литературные сочинения Григория I еще более превосходны, чем проповеди. В Magna Moralia – комментарий к книге Иова – он подчеркивал значение морального толкования и прибегал к аллегориям, чтобы выразить свои этические принципы. Он выставлял Иова как аллегорический прототип Христа, его жену как прототип плотской природы, семь сыновей – духовенства, а трех дочерей – поклоняющихся мирян. Он составил и другие комментарии, однако ни один из них не является таким обширным, как сочинение по книге Иова. Также он написал «Книгу пастырской заботы», которая посвящена проблемам пастырского богословия. В ней Григорий I особо подробно описал требования, предъявляемые епископу, добродетели, необходимые для епископа, и обосновал потребность самоанализа. Сочинение стало призывом к монашеству из-за его аскетической направленности. Кроме того, до настоящего времени сохранились более восьмисот посланий Григорий I.

Григорий I был выдающимся богословом. Он стоит на одном уровне с Иеронимом, Амвросием и Августином, то есть в числе четырех великих докторов Западной Церкви. Он заложил основание богословия, которого придерживалась Римская католическая Церковь в средние века, пока Фома Аквинский не составил свою «Сумму теологии». Григорий полагал, что человек грешен от рождения и по своему выбору, однако он несколько смягчил позицию Августина, утверждая, что человек не наследует грех от Адама, и рассматривая грех как болезнь, которой подвержены все люди. Он утверждал, что воля свободна и что утеряна только ее праведность. Он верил в предопределение, но ограничивал его лишь избранными. Он полагал, что благодать не является неизбежной, поскольку она основана как на предвидении Бога, так и до некоторой степени на качествах человека. Он верил в существование чистилища – места, где будут очищаться души до восхождения на небеса. Он верил в богодухновенность Библии, но, что странно, ставил предания наравне с Библией. Канон мессы, который он слегка изменил, широко использовался в его время, в чем отразилась возрастающая тенденция рассматривать причащение как принесение в жертву тела и крови Христа каждый раз, когда оно совершается. Григорий I подчеркивал значение добрых дел и возможность обращения к святым за помощью. Мы совершенно не ошибемся, если скажем, что средневековое богословие несет на себе печать Григория I.

* * *

Понтификат Григория I является поистине водоразделом между древней и средневековой историей Церкви. Его последователи использовали заложенное им основание, когда создавали священную систему церковной иерархии в средние века. Он систематизировал учение и сделал Церковь политической силой.


Глава 17

НЕУДАЧИ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Средние века очень часто считают периодом, когда общество находилось в статике и когда люди мало путешествовали. Однако даже поверхностное изучение передвижения людей в то время показывает, что никогда в истории Европы не было более массовых переселений, чем те, которые последовали за падением Римской империи. Мы уже говорили о вторжении в Римскую империю монгольских гуннов, германских готов и тевтонцев с северо-востока после 375 года. После 590 года христианство столкнулось с новой динамикой передвижения людей. В течение VII и последующих веков Церкви на Востоке пришлось столкнуться с угрозой ислама. Ислам был также предметом заботы Западной Церкви до победы при Туре в 732 году. Вновь начавшееся переселение викингов со Скандинавского полуострова после VIII века также угрожало Западной Церкви разрушением. В более позднее время мадьяры и монголы угрожали Церкви на Востоке.

Западной Церкви пришлось не только принять вызов кочующих варваров, но и трудиться над обращением тевтонских племен, находившихся в пределах старой Империи. Более того, надо было тратить силы и на тех, кто принял арианскую форму христианства – в Испании, Северной Африке и Италии. Попытки обращения язычников и гетеродоксальных арианцев, вызов соперничающей религии – ислама – до предела истощили ресурсы Церкви. С 590 по 800 год Западная Церковь достигла величайших завоеваний на севере и на западе Европы, тогда как, в отличие от нее, восточное христианство, уже ставшее статичным, занималось лишь тем, что пыталось противостоять мусульманам, которые время от времени стучались в ворота Константинополя.

В этот период было поставлено на профессиональный уровень служение миссионеров. Отряды странствующих монахов возвещали Евангелие людям, к которым их посылал высший авторитет Церкви – папа римский.

1. Зарождение ислама и его влияние на христианство

Мусульмане, вдохновленные вновь образованной религией, возможностью грабить во имя религии и жаждой обращать неверных в свою веру, быстро распространялись из Аравии по Северной Африке, Азии и даже по Европе через Испанию. Основанная человеком, их религия была самой поздней из трех величайших монотеистических религий мира и также провозгласила себя универсальной, то есть религией для всех людей. Мусульмане уничтожили Церковь в Северной Африке и ослабили позиции Церкви в других районах Африки. Они привели в конечном счете к падению Византийской империи в 1453 году и взяли под мусульманский контроль Византийскую Церковь.

Ислам возник на Аравийском полуострове, кусочке земли, который практически изолирован от окружающего мира водой и бездорожьем пустынь, за исключением северо-западной границы. Климат этой области очень суров, и человек вынужден бороться за свое существование среди голых скал, песка, под жарким солнцем. Сталкиваясь с силами природы, человек склоняется к признанию верховного существа, стоящего над ним.

Во времена зарождения ислама семитские воины-бедуины передвигались от оазиса к оазису с верблюдами, с домашними животными и скотом. Время от времени лишь по необходимости они осуществляли обмен с горожанами Мекки и Медины. Племена часто воевали между собой, за исключением ежегодного периода перемирия, когда они отправлялись на поклонение черному камню в мусульманском храме Кааба в Мекке.

 

Мухаммед (ок. 570–632) был погонщиком верблюдов в одном из этих племен. Побывав со своим дядей в Сирии и Палестине, он соприкоснулся с христианством и иудаизмом. Потом он женился на богатой вдове по имени Хадижах и, получив приданое, смог посвятить все свое время религиозной медитации. В 610 году он почувствовал божественное призвание провозглашать монотеизм и в течение трех лет обратил двенадцать человек, в основном из его сородичей. В проповедях он осуждал идолопоклонство, что вызвало к нему вражду, и Мухаммед был вынужден бежать в 622 году из Мекки в Медину. Год этого побега, называемый хиджра, стал первым годом мусульманского календаря. К 630 году движение разрослось настолько, что Мухаммед смог захватить Мекку. Двумя годами позже, после смерти Мухаммеда, его последователи были уже готовы распространять свое учение за пределами Аравийского полуострова.

Самые большие завоевания новая вера сделала между 632 и 732 годами. Сирия и Палестина были обращены в мусульманство к 640 году, а вскоре после этого в Иерусалиме была воздвигнута мечеть Омара. Египет был обращен в следующем десятилетии. Персия попала под влияние мусульманства к 650 году. Распространение мусульманства в виде полумесяца на Запад и на Восток грозило, подобно огромным щипцам, расколоть христианство, однако движение полумесяца на Восток было остановлено мужественным сопротивлением Византийской империи при Льве Исавре в 717–718 годах. Продвижение полумесяца ислама в западной части было прекращено поражением мусульман от армий Карла Мартела в Туре в 732 году, однако Церковь к тому времени понесла уже большие потери – порабощенные люди должны были выбирать между шпагой, выплатой дани или исламом. Нельзя сказать, что мусульмане всегда были нетерпимы, поскольку они часто разрешали людям из районов, плативших дань, исповедовать свою собственную веру. К 750 году эпоха завоеваний закончилась, и мусульмане, испытавшие влияние греческой культуры, приступили к созданию великолепной арабской цивилизации с центром в Багдаде. Она достигла пика расцвета в правление Гаруна аль Рашида (766– 809), правителя восточной части мусульманской территории.

Главный источник мусульманской религии – Коран. Эта книга, которая по объему равняется примерно двум третям Нового завета, разделена на 114 частей. Самая длинная часть находится в начале книги, затем длина глав постепенно уменьшается, и последняя глава состоит всего лишь из трех стихов. В книге много повторений и нет системы.

Вера в единого Бога, называемого Аллахом, – центральное положение ислама. Аллах явил свою волю через 25 пророков, включая библейских персонажей, таких, как Авраам, Моисей и Христос. Мухаммед был самым поздним и самым великим из пророков. Мусульмане отрицают как божество Христа, так и Его смерть на Кресте. Религия является фаталистической и предполагает пассивное подчинение воле Аллаха. После суда люди попадут либо в рай, который представляется мусульманам в основном чувственным, либо будут испытывать муки ада. Добрые мусульмане молятся 5 раз в день, обращаясь в это время в сторону горизонта, где находится Мекка. Они ежедневно повторяют свой символ веры. В мусульманстве важны посты и благотворительность. Самыми святыми мусульманами считаются те, кто по меньшей мере раз в жизни совершил паломничество в Мекку.

Ислам принес большую пользу культуре и религии Западной Европы. Он впитал в себя и передал Западной Европе через арабскую Испанию философию Аристотеля. Средневековые ученые пытались объединить греческую научную мысль с христианским богословием путем использования дедуктивного метода Аристотеля, который они узнали в Испании через переводы Аристотеля, сделанные Ибн Рушдом (Аверроэсом). Влияние мусульманства на Европу в XII веке было так велико, что Хаскинс называет этот период «возрождением двенадцатого века».

В борьбе с исламом как Западная, так и Восточная Церкви были ослаблены из-за потери людей и территории. Особенно большие потери понесла Восточная Церковь: исчезла сильная Церковь в Северной Африке, были захвачены Египет и Святая Земля. Практически единственное, что смогла сделать Восточная Церковь – удержать мусульманские орды у Константинополя. Вследствие этого миссионерская работа, которая велась в основном Западной Церковью, переместилась на северо-запад Европы. Византийской Церкви пришлось к тому же решать, могут ли в Церкви использоваться рисунки и иконы. Этот вопрос, известный как иконоборческие разногласия, возник отчасти из-за мусульман, обвинявших христиан в идолопоклонстве.

Ослабление Византийской Церкви было скомпенсировано усилением позиции епископа Римского. Соперничавшие патриархи Церквей в Александрии и Антиохии находились под гнетом ислама и более не могли выступать от имени Церкви. Папа римский не замедлил наилучшим образом использовать предоставившуюся возможность упрочить свое положение. Ислам упорно противостоял попыткам папства и крестоносцев вновь обрести Святую Землю и с того времени всеми силами сопротивлялся любой попытке благовестников распространять христианство среди мусульман.

2. Благовестие на Западе

2.1. Британские острова

Ирландская Церковь, основанная Патриком, в период 590–800 годов была самым ярким культурным центром Северной Европы. Она послала Колумбана к шведам и Колумбу к скоттам. Ирландские монахи сохраняли, размножали, великолепно оформляли манускрипты в то время, когда знание на континенте исчезло. До начала VIII века Ирландская Церковь так и не признала римское главенство. Нашествие викингов в VIII и IX веках настолько ослабило ее, что в X веке она пришла к упадку, хотя раньше возглавляла развитие знаний и благовестие в Европе.

Ирландская Церковь также косвенным образом помогла благовестию в Северной Англии, поскольку именно под влиянием монастыря, основанного Колумбой на острове Ионы, Айдан разносил Благую Весть Евангелия в Нортумбрию – на северо-восточное побережье Англии. Освальд – король англосаксов, провел некоторое время в ссылке среди ирландцев и шотландцев и видел праведность жизни этих кельтских христиан. Подавленный духовный темнотой англосаксов, изгнавших кельтов, а вместе с ними и христианство из Англии в V веке, после того как были отозваны римские армии, Освальд попросил Шотландскую Церковь о помощи благовестникам.

Айдан отправился к народу Нортумбрии в 635 году и обосновался на острове Линдисфарн, известном еще как Святой Остров. Там он построил монастырь, который стал центром благовестия. Он тесно сотрудничал с Освальдом, который очень часто выступал в роли его переводчика во время путешествий. Айдан большое внимание уделял образованию, чтобы церковь Нортумбрии могла иметь должное руководство. Когда он умер в 651 году, кельтское христианство уже твердо обосновалось в Северной Англии.

За несколько лет до начала кельтской миссионерской деятельности на севере Римская Церковь начала благовестие среди англосаксов на юге Англии. Григорий I послал туда Августина, настоятеля монастыря святого Андрея в Риме, во главе отряда монахов этого монастыря. Им было приказано направиться в Южную Англию и обратить англосаксов в христианскую веру. Августин и его отряд высадились на острове Тан у Кентского побережья весной 597 года. Берта, жена короля Кента, была обращена до замужества и помогла своему мужу Этельберту составить хорошее впечатление о благовестниках. После первой беседы, которая состоялась на открытом воздухе, где, по мнению Этельберта, магическая сила Августина не могла повлиять на него, король дал разрешение Августину проповедовать Евангелие. Этельберт скоро позволил себя крестить и много подданных последовало его примеру, приняв христианство.

Христианство, распространявшееся на севере кельтскими христианами, вскоре соприкоснулось с римским христианством, двигавшимся к северу от южного побережья Англии. Две формы христианства многим различались: кельтские христиане не признавали авторитет папы римского, не праздновали Пасху в тот же день, что и Римская Церковь, кельтские монахи могли жениться, а римским монахам этого не разрешалось, кельтские монахи имели другую форму тонзуры (стрижки). Эти различия привели к соперничеству между двумя формами христианства, так что Осви, который объединил к тому времени большинство англосаксов Англии под своей властью, созвал собор в Уитби в 663 году, чтобы решать, какой форме христианства будет следовать его народ. Победу одержало римское христианство, потому что Осви, как пишет Беда, предпочел религию, возвещающую, что у нее находятся ключи от неба. Затем в 668 году в Англию был послан Теодор, чтобы поставить английских христиан под римские флаги и сформировать диоцезы и архиепископства, которые во многих случаях до сих пор существуют в англиканской церкви.

Английское христианство очень скоро стало выделяться своей ученостью, поскольку Теодор основал школы. Особенно выделялись школы в Ярроу и в Йорке. Когда после 781 года Карл Великий хотел создать систему образования в своих владениях, он попросил о помощи у Алкуина из школы в Йорке. Другим выдающимся ученым был Беда, большую часть своей жизни проведший в Ярроу. Его «История Англии», составленная с церковной точки зрения, – один из лучших источников сведений об английской жизни до 731 года.

Церковь Англии также посылала на Европейский континент благовестников, с помощью которых были обращены в римское христианство родственные им тевтонцы. Английская Церковь сохраняла преданность Римскому престолу до времени Реформации и стала ее опорой в Англии, так же как франки были опорой папства в Европе.

2.2. Германия

Бонифаций (680–754), известный еще как Винфрид, привел к Евангелию тевтонские племена, которые занимали большую часть современной Германии. Одновременно он сделал эти племена покорными подданными папы римского. Став образованным и усердным священником, выполнявшим множество обязанностей, он решил посвятить свою жизнь благовестию и в 780 году отправился в Рим, где и получил благословение папы проповедовать Евангелие в Германии. Он срубил дуб в Гейсмаре, который был посвящен Тору, германскому богу, из его древесины построил часовню. Вскоре он обратил гессов в римское христианство, а затем перенес свою деятельность в Тюрингию и утверждал Евангелие там. В 732 году папа Григорий III возвысил его в сан архиепископа. Тогда же Бонифаций начал использовать в качестве миссионеров набожных женщин, желавших заняться благовестием. Они были в первых рядах тех женщин, которые отважно служили Христу в течение всей истории Церкви на ниве евангелизации мира. Затем Бонифаций отправился в Баварию и основал там довольно сильную церковь. Что касается саксонцев на восточной границе империи Карла Великого, то они были обращены силой оружия.

Такие сомнительные методы завоевания для Христа, доходившие порой до массового обращения и крещения целых племен и наций, поднимали новую проблему – крещение людей, которые не обладают истинной верой. Она стала извечной проблемой благовестия везде, где крещение правителя приводило к массовому принятию христианства, когда нельзя было проверить, истинно ли спасены все обращенные.

2.3. Нидерланды, Бельгия, Люксембург

Вилфрид (634–709) – английский церковный служитель, высадился во Фрисландии в 678 году и проповедовал Евангелие жившим там людям. Виллиброрду (658–679) позже удалось укоренить христианство на более прочном основании и сделать фрисландцев покорными папству примерно в 690 году.

2.4. Италия

В 568–675 годах лангобарды, обращенные прежде в арианскую форму христианства, подчинили себе Южную Италию и составили оппозицию папству на его собственной территории. Григорию I удалось предотвратить волнения во время своего понтификата через влияние на баварскую принцессу Теуделинду, которая последовательно была женой двух лангобардских королей. Посещение этой территории ирландским монахом Колумбаном примерно в 610 году привело к отказу многих жителей Лангобардии от арианства. К 675 году лангобардские правители и большинство их подданных признали ортодоксальную веру Рима.

2.5. Испания

Арианские западные готы, населявшие Испанию, также не давали покоя Римской Церкви. Рекаред II объявил на III Соборе в Толедо в 589 году, что он отказывается от арианства в пользу ортодоксального христианства. Многие из придворных и арианские епископы последовали его примеру, однако победа не была полной, и распри между ортодоксией и арианством делали этот район легкой добычей мусульман, которые наводнили Испанию в VIII веке.

* * *

К 800 году авторитет папства утвердился на Британских островах и на большей части территории современной Германии. Угроза папству со стороны арианства в Италии и Испании свелась к нулю, однако в Византийской Церкви благовестие шло плохо, за исключением обращения болгар и моравцев Кириллом и Мефодием примерно к середине IX века. Жители Моравии позже покорились власти папы. Византийская Церковь направляла большую часть усилий на то, чтобы воспрепятствовать захвату Константинополя мусульманами.


Глава 18

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ НА ЗАПАДЕ

С 590 года папы римские выражали все большие претензии на власть, однако они встретились с противодействием их устремлениям. Императоры в Константинополе, считавшие, что Церковь должна подчиняться правителю государства, постепенно забирали себе прерогативы и собственность, которые епископ римский считал своими. Лангобарды, принявшие арианскую форму христианства, не один раз в течение этого периода стучались в ворота Рима. В результате папа был вынужден искать мощного союзника, который поддержал бы его претензии на духовную власть и на материальное благосостояние в Италии. Франкские правители лучше всего подходили для этой роли, и с ними папы вступали в союз, которому предстояло влиять как на церковные, так и на политические дела в средние века. Новая политическая империя на Западе, которая была благословлена папой в 800 году, возродила имперский образ Рима, однако правителями новой империи должны были стать не римляне, а тевтонцы. Слава возрождения Римской империи принадлежала каролингским правителям.

1. Династия Меровингов

Важность завоевания Галлии Цезарем в середине I века до Р.Х. и создания там цивилизации стала сейчас явной, поскольку папа римский обратился за помощью к франкам, обосновавшимся именно на этой территории. Франки пришли с восточного берега Рейна и покорили Галлию, но вместе с завоеванием они усвоили римскую культуру своих жертв.

Хлодвиг (ок. 466–510) был первым правителем, который объединил франков и завершил покорение территорий, ставших впоследствии основной частью современной Франции. Он женился на бургундской принцессе Клотильде (474–545) и присоединил бургундские территории, полученные в результате этого брака, к тем, которые были завоеваны в сражениях. Объединение всех франкских племен с Рейна в его правление во многом содействовало стабильности в этом районе. Хлодвиг принял христианство отчасти под влиянием жены, а отчасти из-за того, что поверил в божественную помощь во время одного из сражений. Принятие Хлодвигом христианства в 496 году – знаменательный факт в истории Западной Европы: в результате франки, которые подчинялись его власти, и их правители стали оплотом папства в борьбе против врагов и более чем на тысячу лет предоставили ему земли в светское владение.

Как это часто бывает, сыновья Хлодвига не обладали способностями отца, и управление делами государства перешло в руки майордома дворца, который взял на себя бразды правления, пока слабовольные наследники Хлодвига наслаждались жизнью во дворце. Майордомы положили начало династии Каролингов, которая должна была достигнуть зенита власти при Карле Великом.

2. Каролингские правители

Пипин Геристальский был первым из этих майордомов, он объединил раздробившиеся владения и с 687 по 714 год управлял франками вместо вырождающихся наследников Хлодвига. Он сделал так, чтобы титул майордома передавался по наследству.

Карл Мартел (Молот) (689–741), незаконный сын Пипина, после 714 года исполнял обязанности майордома. Его военные способности очень пригодились, когда мусульмане, которые заполонили Испанию, стали угрожать всей Западной Европе. Карл нанес им поражение в сражении при Туре около Пуатье в 732 году и сделал Римскую Церковь своим должником, поскольку совершенно явно спас Западную Европу для ортодоксального христианства. Он помогал Бонифацию в обращении в христианство племен, живших за Рейном, поскольку знал, что тогда у него не будет трудностей на Западе.

Наследником Карла стал его сын Пипин (ок. 714–768), известный как Пипин Короткий или Великий, который правил совместно с братом с 741 до 747 года, пока брат в 747 году не ушел в монастырь. Пипин был первым настоящим каролингским правителем, поскольку он присвоил себе титул короля (751), хотя одновременно исполнял обязанности майордома. Его авторитет так возвысился благодаря обещанию помочь папе Захарии в борьбе против арианских лангобардов, которые угрожали папской власти Италии. Пипин был посвящен Бонифацием в короли франков, Хольдерих III, последний из меровингов, был свергнут и вынужден был провести остаток своих дней в монастыре. Пипин исполнил обещание и совершил походы против лангобардов в 754 и 756 годах. Он пообещал земли в центральной Италии от Рима до Равенны папе Стефану II в 754 году. Этот подарок, известный как «Пипинов дар», обладал особой значимостью, так как 754 год до Р.Х. был годом основания Рима.

Этот дар заложил основы землевладений, находившихся в распоряжении папы непрерывно в Италии с 756 года до объединения Италии в 1870 году. Не стоит удивляться, что находившийся на престоле папа Стефан II короновал Пипина второй раз в 754 году как «короля франков и патриция римлян». Стефан получил обещанный дар в 756 году.

В течение нескольких веков распространился слух о чудесном исцелении и обращении Константина епископом Римским. Благодарный Константин, как говорила молва, щедро даровал епископу права и земли. Эти слухи были объединены в документе, известном как «Константинов дар», и широко распространились в средние века. Документ был использован папами, чтобы отстоять свое право на светские владения и на власть как в светский, так и в духовной сфере. Слухи, по всей видимости, получили официальную формулировку примерно в середине VIII века и были общеизвестны во время, когда Пипин щедро подарил папству итальянскую территорию.

В документе Константин приветствовал Сильвестра и епископов церкви и далее писал, что он был исцелен от проказы и крещен Сильвестром. Взамен он провозглашал, что церковь в Риме имеет превосходство над всеми другими церквами и что ее епископ – это верховный епископ Церкви. Он даровал Сильвестру территории по всей Империи, Лютеранский дворец, одеяния и знаки отличия имперского ранга. Затем Константин уехал в Константинополь, чтобы более не нарушать имперские права папы.

Только что описанные сведения, перечисленные в документе, не являются исторически верными. Никакое другое описание не содержит вышеперечисленных утверждений. Более того, Лоренцо Балла в 1440 году доказал в своей книге, первом документе истинно исторического критицизма, что «Дар» был подделкой, созданной через несколько веков после событий, которые он пытался описать. Не многим подложным документам удалось оказать столь же мощное влияние на историю.

Следующий правитель франков был Карл Великий, сын Пипина Короткого. Карл Великий (742–814) взошел на трон в 768 году, а в 800 году стал императором Запада, когда папа короновал его императором римлян. Его влияние ощущалось в любой сфере жизни Западной Европы.

Большая часть сведений о Карле Великом взята у Эйнхарда (которого иногда неверно называют Эгинхардом), составителя биографии Карла Великого. Карл Великий был примерно семь футов высотой и имел пропорциональное телосложение. Живое лицо и длинные светлые волосы в сочетании с высоким ростом придавали ему достоинство. Он увлекался охотой, верховой ездой и плаванием, но также интересовался культурой, и в результате он сочетал удовольствие от принятия пищи со слушанием музыки или чьего-либо чтения. Он был также усерден в религии, однако вера не оказывала влияния на его личную жизнь, поскольку он содержал при дворце наложниц наряду со своей законной женой.

Карл Великий был также полководцем. Он провел около пятидесяти походов во время правления, пытаясь покончить с беспорядками в королевстве и расширить его границы в Италии, где он покорил саксонцев. Он распространял христианство среди саксонцев силой оружия, и ему удалось удвоить владения своего отца: он подчинил своей власти всю Италию на юге до Рима, большую часть территории современной Германии и всю территорию современной Франции. Такие большие территории в Западной Европе не подчинялись одному правителю со времен Римской империи. Поскольку это королевство было объединено гением Карла Великого, оно недолго просуществовало после его смерти в 814 году.

Карл Великий создал мощную систему бюрократии и довольно неплохую систему управления для такой большой империи. Империя была разделена на области, каждая из которых включала в себя несколько графств, находившихся под властью герцога. Император рассылал людей, известных под названием «missi dominid» ко дворам этих герцогов в неожиданное время, чтобы инспектировать их финансы, объявлять о новых победах или законах и чтобы проверять, насколько удается им поддерживать порядок.

Он благоприятно относился к церкви и полагал, что церковь можно сравнить с душой, а государство – с телом человека. Церковь и государство соответственно делили сферы влияния. Во время посещения Рима, пытаясь довести до конца победу над лангобардами в 774 году, он вновь подтвердил дар земель, который сделал Пипин папе римскому в 756 году. Карл полагал, однако, что глава Церкви не может обсуждать решения правителя государства и что епископы также должны подчиняться королю.

Когда папа Лев III был во власти интриг в Риме и его чуть было не убили, он покинул Рим и бежал ко двору Карла Великого. Карл вернулся с ним назад в Рим, и на соборе с папы римского были сняты предъявленные ему обвинения. На священной мессе в соборе в день Рождества в 800 году, когда Карл Великий преклонил колени перед алтарем, папа римский возложил на его голову корону и объявил, что он является императором римлян. Так была возрождена Римская империя на Западе и новый Рим, возглавляемый тевтонцем, сменил старую Римскую империю. Вселенская империя существовала отдельно от Вселенской Церкви, а классическое и христианское наследие в христианской империи не растворилось одно в другом.

Человеческая мечта о единстве людей, казалось, снова восторжествовала, поскольку Карл Великий обладал территорией, которой не обладал ни один человек со времени падения Рима. Вселенская духовная империя папства над человеческими душами сейчас обрела двойника в лице возродившейся Римской империи, где Карл Великий правил телами людей.

Царство Божие, как полагали, имеет два аспекта: духовный, который покоряется папе римскому и должен отвечать за души людей, и светский, который заботится о физическом благополучии человека. Папа римский и император должны были оказывать друг другу взаимную поддержку. Конечно, такой взгляд мог привести к противоречиям между главами Церкви и новой тевтонско-римской империи: можно было считать, что император получает свою власть над людьми от Бога, а папа римский имеет власть над человеческими душами, данную ему императором, однако можно было думать наоборот, что Бог дает духовное главенство в руки Церкви, а папа вручает императору права над телами людей. Могло быть еще и так, что они имеют разные владения и Бог дал каждому из них главенство в его собственной сфере. Разрешить эту проблему пытались папы и императоры в течение средних веков, пока папе в конце концов не удалось взять верх над императором.

После смерти Карла Великого Империя приходила в упадок при его слабом сыне и враждовавших внуках, пока внуки не разделили ее между собой по Верденскому договору в 843 году, после долгих баталий. Идея Империи вновь возродилась при германском короле по имени Отгон в 962 году, и с 962 по 1806 год Священная Римская империя продолжала почитаться в Европе, несмотря на насмешку Вольтера, что она не является ни Священной Римской, ни империей.

Карл Великий был горячим сторонником развития культуры, и его правление с 800 по 814 год было периодом ее развития, который с тех пор известен как каролингское возрождение. Такого прогресса в культуре не было со времени Боэция и Кассиодора, живших в правление Теодориха, короля восточных готов, на территории Италии в VI веке. Чтобы возродить культуру, Карл Великий обратился к ученым Английской церкви и убедил великого Алкуина (ок. 735–804) уехать из Йорка и взять на себя руководство дворцовой школой в Аахене, где могли получать образование дети королевской семьи и высших придворных. Алкуину помогали Павел Диакон, Эйнхард и другие способные ученые.

Школа при дворе Карла Великого была переходным звеном в цепи ученых и школ, посредством которой средневековому университету передавались основные предметы его программы: тривиум и квадривиум, которые были взяты еще из системы римского высшего образования Мартианом Капеллой в V веке. Культурная деятельность Карла Великого была важным звеном, через которое германские племена переняли классическую и христианскую культуру. Сам Карл Великий получал большое наслаждение, когда ему читали книги о прошлом и, как пишет его биограф Эйнхард, особенно любил сочинения Августина, прежде всего «Град Божий». Он также призывал пап учреждать монастырские школы, чтобы толкователи Писаний были образованными людьми, способными понять и правильно объяснить Библию.

Огромна роль Карла Великого в средневековой истории. Его коронация знаменовала примирение и единство населения старой Римской империи с ее тевтонским завоевателем. Было покончено с мечтой византийского императора заполучить в свои владения территорию Римской империи, которая была утеряна при нашествии варваров на Запад в V веке. Папа римский короновал Карла Великого, и тем самым его положение упрочилось: императоры обязаны папе своими коронами и поэтому должны помогать ему в случае затруднений. Коронация Карла Великого ознаменовала вершину франкской власти, начало которой положил Хлодвиг, решив стать христианином.

3. Церковь и империя на Востоке

Карл Великий также интересовался делами Византийской империи и церкви и даже предпринимал попытки объединить Запад и Восток в одну империю, которая включила бы в себя большую часть территории старой Римской империи. Не нужно забывать, что византийские императоры сдерживали мусульманские орды от вторжения в Европу до тех пор, пока Запад не оправился от смятения и хаоса, созданных падением империи и нашествием варваров.

Византию особенно беспокоили иконоборческие разногласия 726–843 годов. Лев III в декретах 726 и 730 годов запретил использовать иконы в церкви, приказав их уничтожить. Карл Великий выступил против поклонения иконам примерно в то время, когда Ирина стала императрицей Византийской империи. (Он даже предложил Ирине выйти за него замуж, чтобы объединить владения старой Римской империи под одной короной, со столицей на Западе, однако Ирина отказалась, и в результате сохранилось разделение империи, начало которому положил Константин, перенесший в 330 году столицу из Рима в Константинополь), Второй Никейский собор в 787 году разрешил почитание икон, но не поклонение им.

Византийская Церковь, если не брать в расчет сочинения Иоанна Дамаскгаа, оставалась статической в развитии богословия с периода богословских разногласий IIVI веков до настоящего времени. Иоанн (675-ок. 749) объединил богословские взгляды, создав восточный эквивалент «Суммы теологии» Фомы Аквинского. Его «Источник мудрости», состоящий из трех книг, стал авторитетом для богословов в Византийской Церкви, так же как сочинения Фомы Аквинского в Западной. Третья книга «О православной вере» – это обобщение развития богословия апостольскими учениками, отцами Церкви и соборами с IV века до его времени. Она стала общепринятым выражением ортодоксии в восточной части империи. Возможно, статичность восточного христианства после середины VIII века объясняется тем, что на Востоке Церковь фактически стала подразделением государства, в то время как на Западе папа римский смог обрести свободу от светской власти и даже в более позднее время управлял ею.

* * *

К концу периода 590–800 годов утихла смута, вызванная падением Римской империи на Западе. Восточноазиатская часть империи стала управляться императором из Константинополя. Франкское королевство Хлодвига разрослось до размеров христианской империи при Карле Великом и объединяло теперь уже ставших христианами тевтонцев и западные народы старой империи. Южное побережье Средиземноморья, бывшее прежде владением Римской империи, отошло от Рима и Константинополя под власть ислама, но дальнейшее распространение мусульманства было остановлено на Западе и Востоке к 732 году. Старые территории Рима теперь были разделены на три области, и история Церкви в период 800– 1054 годов описывает в основном борьбу между папой римским и правителями Франкской империи.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.