Новый библейский комментарий. Часть 3

Второе Послание Петра

Введение

Кто написал Второе послание Петра?

Его автор не оставляет никаких сомнений в этом, прямо заявляя о своем авторстве: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» (1:1). Он находился вместе с И исусом на горе Преображения (1:16—18), где, кроме него, с Ним были только Иаков и Иоанн (Мк. 9:2—12). Он пишет о том, что это уже его второе послание своим читателям (3:1) и обращается к ним, как к давним знакомым (3:1,8,14,17). Он называет Павла «возлюбленный брат наш» (3:15); он пишет, что вскоре должен умереть (1:14).

Нет никаких оснований подозревать, что эти сведения были вставлены в послание позднее, чтобы заставить людей принять его. Однако ныне высказывается предположение о том, что это «псевдо–эпиграфия», под которой понимается произведение, написанное после смерти выдающегося автора, и содержащее мысли, которые якобы он высказал в соответствующей ситуации. В поддержку этой точки зрения высказываются следующие соображения.

Во–первых, утверждается, что язык и стиль послания не похожи на 1 Пет. Местами встречаются усложненные фразы, а сам стиль несколько напыщенный. Это особенно характерно для гл. 2, где автор касается той же темы, что и в 1 Пет. 3:18–22. В любом случае 1 Пет. написано в другой манере, и, возможно, несет на себе отпечаток стиля Силуана (1 Пет. 5:12). В действительности же эти два послания обнаруживают большое сходство между собой. Некоторые характерные слова и речевые обороты встречаются только в этих двух посланиях и больше нигде в Новом Завете: напр., «благостию» — по отношению к Богу во 2 Пет. 1:3; 1 Пет. 2:9 — «совершенства»; «оставить» — 2 Пет. 1:14; 1 Пет. 3:21 — «омытие». Другие характерные речевые обороты и словосочетания: «братолюбие» (2 Пет. 1:7; 1 Пет. 2:12), слова с общим корнем «очевидцы» (2 Пет. 1:16; 1 Пет. 2:12; 3:2) и др. Сходны и формулировки, связанные с темой пророчеств (2 Пет. 1:20,21; 1 Пет. 1:10–12), христианской свободы (2 Пет. 2:19; 1 Пет. 2:16) и последнего времени (2 Пет. 3:3,10; 1 Пет. 1:5).

Сопоставление языка этого послания и высказываний Петра в Деян. обнаруживает использование сходной лексики: «благочестие» (2 Пет. 1:6; Деян. 3:12), «беззаконные» (2 Пет. 2:8; Деян. 2:23), «принявшим», «получившим» (2 Пет. 1:1; Деян. 1:17). Сходная фразеология отмечается также во 2 Пет. 2:13,15 («возмездие за беззаконие», «мзда неправедная») и в Деян. 1:18 («неправедная мзда»). Оба текста — 2 Пет. 3:10 и Деян. 2:20 — восходят к ветхозаветному образу «дня Господня» (Иоил. 2:31). Более поздние исследования показали, что возражения против авторства Петра, основанные на анализе языка, не имеют под собой веских оснований (более детально этот вопрос рассматривается в работе: Е. М. В. Green, 2 Peter and Jude [IVP, rev. edn. 1987], p. 16–19).

Во–вторых, свое сомнение в авторстве послания некоторые исследователи основывают на том, что раннехристианская церковь с некоторыми колебаниями включила его в новозаветный канон. Но факт его включения снимает сомнения, и это произошло в то время, когда гностики распространяли фиктивное послание Петра, что было твердо установлено.

В–третьих, вследствие того что во 2 Пет. содержится весть Послания Иуды почти в полном виде, многие предположили, что Иуд. представляет собой более раннее послание. А если бы Петр написал свое послание ранее, то Иуде незачем было бы писать свое. Однако, по мнению этих исследователей, такой выдающийся апостол, как Петр, не мог бы использовать материал брата Господа, который поверил в Него лишь после Его воскресения (см.: Мк. 6:3; Ин. 7:5). Этот аргумент малоубедителен. Иуда вполне мог использовать послание Петра, чтобы передать его весть церквам, которые не получили ее; также нет оснований утверждать, что Петр не должен был использовать другой источник. И он, и Иуда могли брать любой материал, где речь шла о борьбе с лжеучителями.

В–четвертых, некоторые исследователи приводят доводы против того, что 2 Пет. несет на себе свидетельство более поздней даты. Фактически, семена лжеучения, против которого направлено это послание, были уже заложены, коль скоро речь зашла об этом лжеучении в Колоссах (Кол. 2:18), а его нравственные корни тесно ассоциируются с Коринфом (1 Кор. 5: 6:12–20). С другой стороны, учение во 2 Пет. о Втором пришествии Христа отражает (вместе с 1 Пет.) надежду на Его пришествие, которая была в раннехристианской церкви. Благочестивые люди с нетерпением ожидают это событие (3:12), и только насмешники («наглые ругатели» — 3:4) пытаются отрицать его. Это учение призывает здесь, как и в Первом послании, к святой жизни (ср.: 3:11–14 с 1 Пет. 1:7,13,17; 4:7,13).

В последнее время многие консервативные богословы привлекают внимание к тому факту, что теория псевдоэпиграфии поднимает важные нравственные вопросы. Лжеучителя в новозаветную эпоху писали свои сочинения под вымышленными именами, и они обвиняли в том же Павла (2 Фес. 2:2; 3:17). Последующие поколения верующих тоже осуждали подобную практику. Трудно вообразить себе, что искренний автор мог включить ложное личное представление (см.: 1:1, 16–18 и 3:1) в послание, в котором внимание сосредоточено на святости и истине (1:3—4, 12; 3:11). Такой обман не мог быть в церкви, которая призывает всех своих членов ориентироваться на высшие нравственные критерии.

Когда и где было написано послание?

Судя по тексту 3:16, создается впечатление, что ряд посланий Павла уже был опубликован к тому времени, когда Петр приступал к написанию своих посланий.

Некоторые исследователи, исходя из 1:12— 17, полагают, что в это время уже имели широкое хождения Евангелия, а текст 3:4 иногда приводится в качестве доказательства того, что ко времени написания данного послания первое поколение христиан уже ушло из жизни.

Ссылки на 2 Пет. в других писаниях показывают, что оно было написано самое позднее в начале II в. Ересь, против которой направлен удар в гл. 2, была еще в зачаточном состоянии, а это свидетельствует о том, что послание следовало бы датировать второй половиной I в. При условии признания Петра автором послания, дата его написания может определяться временем незадолго до смерти апостола (1:14), примерно в 60–х г. I в., что представляется наиболее вероятным.

В самом послании не содержится сведений о месте его написания. Если мы принимаем авторство Петра и тот факт, что свое первое письмо он написал в Риме (см.: Введение к 1 Пет.), то нельзя исключить, и даже вполне вероятно, что и это послание было написано в Риме.

Кому было адресовано послание?

Судя по 3:1, это послание было предназначено для тех же групп христиан, что и 1 Пет. В то же время текст 1:1 позволяет полагать, что оно было адресовано более широкому кругу читателей, который мог включать и тех, кто получил Первое послание и к кому относится сказанное в 3:1.

Его читатели, по всей видимости, принадлежали к христианским церквам, в которых начала распространяться ересь гностицизма, а мы знаем, что это имело место с давних времен в Малой Азии (см.: Кол.). В этих церквах были христиане и иудейского, и языческого происхождения (см.: Введение к 1 Пет.). Аргументы по поводу конкретной категории читателей, основанные на странных фразах, в равной мере неубедительны и здесь, как и в 1 Пет. Напр., если текст 1:1 мог быть обращен к христианам из язычников, то текст 3:2 к христианам из иудеев.

Представляет ли собой послание единое целое?

В последнее время высказывались предположения о том, что письмо первоначально состояло из гл. 1 и 3, а гл. 2 была вставлена позднее. Есть и другие предположения, напр., что каждая глава распространялась сначала по отдельности, при этом гл. 1 была в первом письме, о котором говорится в 3:1, гл. 3 — относится к напоминанию в 1:13, а гл. 2 представляет собой более позднюю вставку. Существует и другой подход — пытаются отделить части послания, которые считаются разделами подлинного письма Петра, от тех, которые рассматриваются как более поздние вставки редактора.

Есть два веских аргумента, которые свидетельствую против таких гипотез: нет никаких свидетельств в MS, которые поддерживали бы предположение о том, что какая–либо часть послания распространялась когда–либо как самостоятельное, кроме того, все три главы обнаруживают характерное единство стиля.

Цель послания

В послании преобладают три мысли. Во–первых, автор заявляет, что ему осталось не долго жить в этом мире, а потому он стремится призвать своих христианских друзей продолжать возрастать в статусе учеников; во–вторых, распространение ложного учения может препятствовать такому росту, а потому оно должно быть отвергнуто; и в–третьих, пришествие Господа близко, Его народ должен быть готов к нему. Петр касался первой и последней темы в 1 Пет. Вероятно, главной причиной написания 2 Пет. послужило рассмотрение второй темы с позиций духовного возрастания и грядущей судьбы христиан.

Напоминает ли это послание другие произведения Нового Завета?

Даже беглое прочтение 2 Пет. показывает, что оно содержит большую часть Иуд. 4— 18. Этот факт породил ряд гипотез.

Одни исследователи считают, что Иуд. было написано раньше, а потому Петр добавил так много к нему. Если бы 2 Пет. было написано вначале, то к Иуд. было бы добавлено лишь несколько стихов, которые уже были известны. Иуд. могло бы быть, однако, более кратким посланием Петра, обращенным к потребностям церквей, куда оно не было послано вначале. Другие, считая Иуд. более ранним посланием, говорят, что Петр смягчил резкий тон Иуд., сократил его метафоры и опустил его ссылки на апокрифы. Эти аргументы можно перевернуть, отнеся их к Иуде, который счел нужным переписать 2 Пет., чтобы сделать язык более жестким, ввел несколько завуалированную метафору и ссылки на апокрифы.

Высказывается и такая точка зрения, что 2 Пет. было написано ранее Иуд.; в поддержку приводятся вышеуказанные аргументы, которые можно повернуть любым путем. Некоторые полагают, что высокое положение Петра делает маловероятным тот факт, что он мог цитировать такого малоизвестного автора, каковым представлялся Иуда. Также говорится о том, что опасности, которые предвидел Петр в будущем (2:1), уже имели место во времена Иуды (4). Но Петр не отличается тем, что строго, с точки зрения грамматики, использует время глагола, и в 2:106—19 он говорит об этих учителях как о тех, кто уже начал свою работу.

Полагают также, что 2 Пет. и Иуд. имеют общий источник. Такое предположение было высказано ввиду проблем, связанных с этими двумя гипотезами. Даже при их разрешении остается не ясным, почему Иуда решил написать собственное послание, в котором столь много повторов оригинала. Гораздо более вероятно, что он сократил 2 Пет., приспособив его к собственным задачам.

При всем том, необходимо признать, что окончательного ответа на вопрос, какое послание было написано раньше, нет. 2 Пет., кроме всего прочего, отличается значительным сходством с другими частями Нового Завета, что отмечается в нижеследующем комментарии.

О чем говорит Петр своим читателям?

Целью 1 Пет. было духовное укрепление разрозненных групп христиан перед лицом испытаний, с которыми они время от времени могут сталкиваться. 2 Пет. было написано, чтобы вселить уверенность в христиан перед лицом двух опасностей, которые их поджидали: лжеучителя (2:1), распространявшие пагубные ереси, которые могли привести к безнравственному образу жизни (2:2, 13—15; ср.: Отк. 2:14,15, 20—24; Кол. 2:8 — 3:17), а также скептики, или «наглые ругатели», которые отрицали Второе пришествие Христа и оправдывали тем самым свое аморальное поведение (3:3).

Петр решительно и твердо противопоставляет им истинное учение. Как и в 1 Пет., он иллюстрирует свою мысль на примере Господа Иисуса, фактах Его жизни (1:16–18), рассматривает христианскую веру как «путь истины» (2:2) и подчеркивает непреложность пришествия Иисуса (3:10). В свете этого чрезвычайно важно для христианина возрастать духовно (1:5— 8; 3:18) и готовиться к пришествию Христа (3:11 — 14). Плотские устремления чреваты опасными последствиями (1:4; 2:10,18; 3:5), напротив, христианин должен ревностно стремиться к исполнению своего Божественного предназначения (1:5,10,15; 3:14). Мы ожидаем нового неба и новой земли, когда на смену всем плотским устремлениям придет праведность Божья (3:13). В 3:1 Петр формулирует цель послания — побудить к здравомыслию; он обобщает сказанное в 1:5—8 о духовном возрастании христиан. Слова в 1:10,11 служат ключом ко всему посланию. Именно христоцентричное мышление, ведущее к жизни под водительством Божьим, побуждает нас принять призыв Божий и помогает нам поддерживать ранее нарушенные отношения с Ним. Это служит движущей силой, способной приблизить нас к конечной цели вступления в царство Христово при Его пришествии.

Эти истины в равной мере важны и для современного христианина, который сталкивается с противостоянием в многоконфессиональном обществе или завлекающими, пагубными учениями Нового века, поскольку они не потеряли своей актуальности со времени, когда были написаны Петром для своих читателей.

См. также статью «Читая послания».

Дополнительная литература

См.: Введение к 1 Пет.

Содержание

1:1,2 Автор приветствует своих читателей

1:3— 11 Призыв к духовному возрастанию

1:3,4 Помощь Божественного провидения

1:5–9 Цель: стать зрелыми учениками Христа

1:10,11 Конечная цель: полное и окончательное спасение

1:12 — 2:22 Что лежит в основе этих истин?

1:12—15 Личный призыв Петра

1:16—18 Вера зиждется на фактах

1:19—21 Эти события подтверждают слова пророков

2:1—22 Мы должны проявлять бдительность по отношению к лжепророкам

3:1—16 Напоминание о пришествии Господа

3:1,2 Напоминание об обетовании

3:3,4 Предостережение против скептиков («наглых ругателей»)

3:5–7 Опасность неведения

3:8,9 Почему Бог медлит

3:10—13 Подтверждение факта Пришествия и его последствий

3:14—16 Призыв к праведной жизни в свете посланий Павла

3:17,18 Призыв к твердой вере и духовному возрастанию; Петр воздает должное славе Бога

Комментарий

1:1,2 Автор приветствует своих читателей

Как и в своем предыдущем Послании, Петр, по обычаям того времени, начинает с представления самого себя и своего титула. Далее он обозначает тех, кому адресовано его Послание, и передает им свои христианские приветствия. На это раз он добавляет напоминание о том, где можно найти истинную благодать и мир: только в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего.

1 Симон (греч. Symeon) — прямая транслитерация евр. имени, которое встречается в Деян. 15:14. Использование одновременно двух имен (как, напр., в Мф. 16:16) напоминает нам о переменах, которые произвела благодать в жизни апостола. Он называет себя рабом и апостолом (в 1 Пет. только апостолом, а Иуда называет себя только рабом), тем самым подчеркивая свою ответственность за то, что, будучи рабом, он полностью выполняет миссию, возложенную на него его Господином.

Принявшим. Слово, означающее «полученное многими» и подразумевающее благодать, а не заслуги в качестве источника этого дара. Слово «вера» здесь относится к данной Богом способности отвечать на Его благодать через личное посвящение и доверие (ср.: Еф. 2:8,9). Слово, переведенное здесь как «равно драгоценную» (веру), в оригинале встречается только в этом месте Нового Завета. В современном языке оно использовалось в смысле «быть равным» по статусу правам и привилегиям гражданина. В данном случае это может соотноситься с Деян. 10:34,35 и показывать осознание Петром того факта, что замысел Бога по отношению к евреям и язычникам одинаков. Маловероятно, что послание было адресовано только христианам из язычников (см. Введение к данной статье и к 1 Пет.). В этом может быть проявлено и смирение Петра, которое напоминает нам, что хотя он и апостол, но все еще грешник и нуждается в праведности Иисуса Христа в той же мере, что и новообращенные, к которым он адресует свое письмо. Однако фраза по правде может просто относиться к абсолютной праведности Бога.

Фраза Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа относится только к Иисусу и тем самым является важным свидетельством веры ранних христиан в Божественную природу Христа (ср.: 1:11; 2:20; 3:18 и Тит. 2:13). Спаситель как титул Иисуса появляется как таковой и в более поздних произведениях Нового Завета, но регулярно подчеркивался в ранних проповедях Петра (см.: Деян. 4:12; 5:31). Примечательно, что если в других местах в 1 Пет. говорится о спасении (1:5,9,10; 2:2) и достижении спасения (3:20; 4:18), то здесь Петр сосредоточивает свое внимание на Спасителе.

2 Благодать и мир вам да умножится. Эта фраза дословно повторяет сказанное в 1 Пет. 1:2 (см.: примечание в 1 Пет.). Выражение в познании подчеркивает здесь путь умножения благодати и мира в жизни верующего. В раннехристианской церкви были лжеучителя, которые возвышали знания над верой, потому их называли гностиками (от греч. gnosis, «знание»). В противовес им, ортодоксальные авторы подчеркивали, насколько важно для христианина обрести «полное знание» (epignosis, именно это использовано в оригинале), чтобы бороться с ересью. Истинное знание никогда не выступает как умозрительное — в противовес представлениям гностиков. Оно зиждется на личных взаимоотношениях с Богом и пребывании в Иисусе Христе (см.: Ин. 17:3; Флп. 3:10).

1:3—11 Призыв к духовному возрастанию

Петр говорит, что самый лучший ответ христианина лжеучителям — возрастание не только в понимании веры, но и применении в повседневной жизни. Это также важно, потому что Бог обеспечил верующих всеми необходимыми ресурсами для такого роста, и прогресс их показывает, насколько тверды они в своей вере.

1:3,4 Помощь Божественного провидения

Петр настолько увлечен этим предметом, что пишет довольно корявым греч. языком, зато чувства его вполне ясны. Духовное возрастание в христианской жизни вполне возможно, и определяется оно двумя факторами: силой Божьей и Его обетованиями. Бог призывает человека, который ответил на зов Иисуса Христа. Знающие Иисуса имеют в своем распоряжении весь необходимый арсенал средств, которые помогут им осуществить процесс освящения — постепенного уподобления характеру Иисуса. Этот источник проистекает непосредственно из обетовании Бога.

3 Призвавшего нас славою и благостью: речь идет о Божественном характере и абсолютных нравственных стандартах, явленных в жизни и личности Иисуса, которые побудили Петра следовать Его примеру и положить их в основу своей проповеди тем, кто не видел Иисуса во плоти. Есть варианты перевода, напр.: «к Его собственной славе»; здесь подчеркивается цель, к которой мы призваны, однако это представляется менее вероятным.

Петр, возможно, думал о преображении, когда писал о славе Иисуса, и о своем собственном призвании (Лк. 5:1–11), когда он говорит о Его «благочестии», но, скорее всего, он имел в виду общее влияние личности Иисуса на каждого, пришедшего к вере (ср.: Ин. 1:14). То же самое слово встречается и в 1 Пет. 2:9, где оно переведено как «совершенства».

4 Чрез них: это относится к славе и благочестию Христа. Соответствующий образ жизни верующего поможет ему получить обетование о приобщении к природе Самого Бога. Это учение гармонирует с Рим. 6, где говорится, что благодаря заслугам Христа и через единение с Ним христианин радуется возможности сейчас и здесь вести жизнь, свободную от греха и его последствий, постоянно возрастая во Христе. Растление — процесс постоянного морального разложения, которому подвержены все смертные. Оно пришло в этот мир вследствие грехопадения (Быт. 3), которое, в свою очередь, произошло в результате потворства человека своим плотским желаниям, «похотям». Эту фразу можно понимать и как указание на неизбежные последствия греха в каждом поколении. В любом случае, избежать таких последствий можно лишь уповая на Его драгоценные обетования (см. также: Ин 15:1—18 и Ин. 16; и слова Петра, приводимые в 1 Пет. 2:9), что поможет христианину приобщиться к Нему, стать причастниками Божеского естества. (Чрез них означает их практическое применение в жизни.) Смысл этой фразы прослеживается в таких текстах, как Ин. 1:12 и 1 Ин. 3:2,3.

Примечание. 3 Слово Его, по–видимому, относится к Иисусу, судя по ст. 2. Даровано: в греч. здесь употреблено довольно редкое слово (оно встречается еще только в Мк. 15:45), оно подчеркивает свободный дар. Для жизни: имеется в виду «жизнь с избытком» (Ин. 10:10), вечная жизнь. Благочестие являет собой характер, подобный Христу, как результат такой жизни.

1:5—9 Цель: стать зрелыми учениками Христа

Вследствие того что христиане имеют в своем распоряжении и силу, и обетования Божьи, Петр стремится подчеркнуть важность (прилагая к сему все старание) цели (возрастание во Христе) и раскрывает постепенные шаги веры в процессе достижения указанной цели:


— добродетель;

— рассудительность;

— воздержание;

— терпение;

— благочестие;

— братолюбие;

— любовь.


Вера должна проявляться в действии (добродетель), и этот опыт углубляет наше знание (рассудительность) Бога. Знание Бога углубляет наши знания о самих себе, и мы должны контролировать себя (воздержание), что, в свою очередь, помогает выработать терпение. Терпение развивается в достижении важной цели: благочестия (4). Такие отношения с Богом способствуют открытости перед своими собратьями–христианами (братолюбие), что, в свою очередь, приводит к безграничной любви, которая представляется краеугольным камнем всего строения (ср.: Кол. 3:14). Христиане, таким образом, должны выбирать одну из двух, несовместимых друг с другом позиций. С одной стороны, мы можем стремиться развивать в себе эти черты по мере духовного возрастания и тем самым углублять свои отношения с Господом, что ведет к плодотворной христианской жизни. С другой стороны, мы можем игнорировать эти возможности, но это недальновидная позиция, т. е. близорукая и даже слепая, лишенная перспектив грядущего спасения.

Примечания. 5 Прилагая. Глагол, от которого происходит это деепричастие, подразумевает щедрое даяние и в классический период использовался для описания щедрых пожертвований богатых горожан, которые финансировали театральную постановку или оснащение корабля в составе военно–морского флота государства, гражданами которого они имели честь быть. Приобщение к жизни Бога означает процесс, который ведет к воспитанию характера, наиболее точно и полно отражающего Его характер. Добродетель может указывать на процесс уподобления характеру Бога, который подразумевается в ст. 3. Связь между образом жизни христианина и процессом познания (рассудительность) снова отмечается в ст. 8 (см.: Ин. 7:17; Кол. 1:10). 6 Упорство (терпение) состоит в способности твердо стремиться к цели, невзирая ни на какие препятствия на пути к ее достижению, в том числе преследования (ср.: использование того же корня в Евр. 12:1–3). 7 Братолюбие. Оно подчеркивается как свойство характера, обретенное в результате духовного возрождения (1 Пет. 1:22; 3:8), и требование Иисуса (Ин. 13:34,35). 9 Близорук (слеп). В оригинале здесь своеобразная метафора: «близорукий и слепой». Вероятно, Петр стремился подчеркнуть, что такие люди близоруки, поскольку не могут устремить свой взор в даль прошлого и не помнят грехов, от которых были избавлены. Одновременно они и «слепы» к духовным приобретениям, источник которых — во Христе.

1:10,11 Конечная цель: полное и окончательное спасение

Далее Петр побуждает своих братьев–христиан продемонстрировать реальность своего приобщения к Богу (путем избрания и следования по пути, описанному выше). На этом пути они смогут избежать никчемности этой жизни и найдут горячий прием в вечном царстве Господа (см.: Мф. 25:21— 23). Петр здесь учит не о том, что наше спасение можно заработать добрыми делами, не о том, что мы можем лишиться права на отношения с Христом, если однажды искренне откликнулись на его призыв и приняли Его. Скорее он напоминает нам, что воспитание истинно христианского характера представляется единственным свидетельством (для нас самих, так же как и для других) обретения статуса христианина, даже при том, что временами мы серьезно согрешаем. Это согласуется с учением Иисуса (Мф. 7:16–21), Иакова (Иак. 3:2). Иоанна (1 Ин. 1:7–10; 3:10) и Павла (Гал. 5:16–25).

Примечания. 10 Более и более старайтесь: эта фраза абсолютно созвучна фразе в ст. 5: прилагая все старание и, вероятно, намеренно подчеркнута здесь. Старайтесь сделать твердым ваше звание и избрание: эта мысль красной нитью проходит через все 1 Пет. (см.: 1 Пет. 1:2,17; ср.: Флп. 2:12,13). Петр также подчеркивает мысль о том, что принявшим драгоценную веру (1:1) надлежит осуществлять эффективное и продуктивное служение Христу. Далее он намекает, что можно даже «преткнуться», отпасть от благодати (в Иуд. слово «падение» используется в том же смысле). Здесь не идет речь о согрешении (как в Иак. 3:2), а потому это не дань перфекционизму (учению о совершенстве). 11 Отбросив всякие мрачные перспективы, христианин должен устремлять свой взор в вечное Царство Господа нашего, царство Христа. Последняя фраза может отражать вступление в это царство по возвращении на Землю Иисуса Христа. Откроется вам свободный вход: в оригинале в этой фразе глагол созвучен с таковым в ст. 5 (см. примечание выше). Изобильный дар Божественной благодати побуждает верующих жить щедрой и благодатной жизнью для Него.

1:12 — 2:22 Что лежит в основе этих истин?

Петр подробно объясняет, почему он счел необходимым написать об этом с таких позиций. Верующим нужно непрестанно напоминать о важности духовного роста. Петр знает, что ему осталось жить немного, и как очевидец многих событий стремится подчеркнуть, что вера, которую мы разделяем, зиждется на исторических фактах. Более того, эти события из жизни Иисуса были исполнением пророческих провозвестий. Упоминание о них вызвало у него потребность предостерегать против лжепророков, которые появляются в христианской церкви, как это было и в ветхозаветную эпоху среди народа Божьего. Опасность таких ложных учений и ошибочность их пути далее раскрывается во всей полноте.

1:12—15 Личный призыв Петра

Петр осознавал ответственность, возложенную на него, — побуждать своих друзей возрастать духовно. Здесь он усиленно подчеркивает свое увещевание им: не забывать об этом и после его смерти. Хотя христиане и знают истину, задача проповедника и учителя непрестанно утверждать ее перед ними.

Примечания. 12 Утверждены: в оригинале тот же глагол, что и в 1 Пет. 5:10 («утвердит»). 13 В телесной храмине. Эта метафора призвана подчеркнуть преходящий характер нашей земной жизни (ср.: 2 Кор. 5:1—8). 14 Оставить: это слово созвучно понятию «снять одежды», оно снова отсылает нас ко 2 Кор. 5:1–8. Зная: может ассоциироваться с Ин. 21:18,19 или с более поздним откровением. 15 Отшествия: греч. слово exodos, которое в Лк. 9:31 относится к грядущей смерти Иисуса и переведено там как «исход». Петр использует его здесь, возможно, вспоминая об опыте преображения. Смерть есть исход, выход из этого способа существования, дающая верующим «свободный вход» (11) в вечное Царство Христа. Всегда приводили это на память: эта фраза может относиться либо к данному посланию, либо к желанию Петра передать Марку информацию, на основании которой он впоследствии написал свое Евангелие.

1:16—18 Вера зиждется на фактах

Уверенность Петра в своем будущем и побудительные мотивы его призыва к духовному возрастанию своих читателей основываются на его личном опыте восприятия силы и личного присутствия рядом с Господом Иисусом, а не на разнообразных преданиях и человеческих выдумках. Иисус был явлен во времени и пространстве, и Петр мог засвидетельствовать лично, что он слышал голос Бога при преображении Иисуса.

Примечания. 16 Хитросплетенным басням (в греч. «мифам»): служит отражением использования богословских приемов в арсенале лжеучителей (см.: 1 Тим. 4:7; 2 Тим. 4:4; Тит. 1:14). Силу и пришествие: эти слова могут относиться к жизни Иисуса на Земле. Поскольку слово «пришествие» используется в Новом Завете по отношению к пришествию Иисуса (ср.: 3:12; Мф. 24:3,27; 1 Фес. 3:13), некоторые богословы полагают, что данная фраза должна звучать как «пришествие в силе» (ср.: Мк. 13:26; 14:62). Но «сила» может относиться к преображению, а «пришествие» к Его возвращению на Землю (в Мк. 9:1 —13 аналогичная последовательность мысли). Конечно, преображение предполагает раскрытие всей полноты Божественной славы Христа при Его пришествии. Аналогичные заявления о свидетельстве очевидца приводятся в 1 Пет. 5:1; Лк. 1:2; Ин. 1:14; 1 Ин. 1:1–3. Величия. Это слово используется в Новом Завете только для описания Божественной славы (Лк. 9:43; Деян. 19:27). 17 О голосе с небес, который раздался при крещении Иисуса и Его преображении (Мк. 1:11; 9:7), возвестили ветхозаветные пророчества (см.: Пс. 2:7: во время воцарения Сына Божьего и Ис. 42:1 — тексты о Страдающем Рабе). Петр опускает последнее предложение с воззванием ко всем слушать Иисуса Христа. 18 На святой горе. Святая гора здесь вызывает в памяти величественную сцену Божественного откровения (как в Исх. 3:5; 19:23). Эта лексика не относится к преданиям, которые возникли в более поздние эпохи.

1:19–21 Эти события подтверждают слова пророков

События, о которых пишет Петр, рассматривались апостолами как знаменательное исполнение ветхозаветных пророчеств (напр.: Мф. 1:22; 2:5,6). Иисус Сам указывал на них (Лк. 22:37; 24:26–27, 44; Ин. 5:39), и Петр подчеркивал это в своих проповедях (напр.: Деян. 2:25—36; 3:22—24). При таком многочисленном исполнении пророчеств во время Первого пришествия Христа, христиане должны уделять особое внимание тем из них, которые еще ждут своего исполнения при Его Втором пришествии. Это особенно важно, поскольку эти пророчества никоим образом не связаны с человеческими измышлениями (как басни, или мифы, о которых говорится в ст. 16), но с Божественным откровением через Его Святого Духа.

19 Слово вернейшее истолковывается по–разному. Одни рассматривают его с той точки зрения, что пророческое слово более определенное, чем голос с небес. Другие воспринимают его, как и выше, в том смысле, что исполнение пророчеств во время Первого пришествия позволяет легче поверить в те события, которые должны совершиться при Втором пришествии. Светильник — слово, которое вызывает в памяти картину Писаний (Пс. 118:105, 130), тогда как «темное место» однозначно ассоциируется с этим миром, лишенным света (Ин. 8:12). День относится ко дню пришествия Христа (3:10; Рим. 13:12). Утренняя звезда (греч. phosphoros) — звезда, которая появляется на рассвете, и в древности под ней понималась планета Венера. Она также служила символом Иисуса (Чис. 24:17; Лк. 1:78; Отк. 22:16; ср.: Мал. 4:2). В сердцах ваших — трудная для толкования фраза в свете того, что пришествие Христа будет буквальным и видимым. Вероятно, речь идет о том, что пришествие Христа принесет свет и радость в сердца Его последователей. Возможно, хотя менее вероятно, что эта фраза связана с последующим предложением: зная прежде всего… а потому вы должны понять (в сердцах ваших).

20,21 Эти два стиха имеют важное значение для понимания того, как пришло к нам Священное Писание. Хотя Бог использовал людей самого разного положения в обществе, разных интересов и характеров (см., напр.: Иер. 1:6,7; Ам. 7:14,15; Лк. 1:1—4) для передачи Своего слова, Он вдохновлял их, когда они говорили и писали нам (см., напр.: Иер. 1:7; Ам. 7:14—16; Мк. 12:36).

Фраза зная прежде всего снова повторяется в 3:3 (0 в русской синодальной Библии: «прежде всего знайте»). Пророчества в Писании контрастируют с ложными пророчествами, которые подразумеваются в 2:1. Разрешение — это слово в качестве существительного в этом смысле (т. е. интерпретации, истолкования) больше нигде в Новом Завете не встречается, тогда как глагольная форма используется в Мк. 4:34 (0 в русской синодальной Библии — «изъяснять») при истолковании притчей. Это утверждение иногда приводится в качестве довода, подтверждающего, что пророчество может быть истолковано отдельным человеком, только если он находится под водительством Святого Духа (некоторые говорят о церкви, имеющей Духа), Который вдохновлял и писателей. Но это требует несвойственного данному глаголу («произносить») значения, а потому естественнее относить это к происхождению, а не истолкованию Писаний. Это подтверждает перевод NIV: никогда пророчество в Писаниях не исходило из собственного истолкования пророками событий прошлого, настоящего или будущего. Будучи движимы: образный речевой оборот, описывающий действие Святого Духа как корабля, носимого ветром по воле волн.

2:1—22 Мы должны проявлять бдительность по отношению к лжепророкам

Подчеркнув, как важно ожидать исполнения богодухновенных пророчеств, Петр теперь предостерегает против лжепророков, которые должны появиться. Это также часть учения Иисуса (напр.: Мк. 13:22,23). В данной главе прослеживается параллель с Иуд. 4–18.

2:1—3 Опасность, связанная с лжепророками. Лжепророки опасны, во–первых, потому, что их метод порочен и ведет к дискредитации веры; во–вторых, их учение полностью отрицает истину; в–третьих, они навлекут на себя и своих последователей скорую гибель.

1. В народе. Судя по контексту, имеется в виду народ Божий ветхозаветной эпохи. Деятельность лжепророков отмечается во Втор. 13:1–5; 3 Цар. 13:18; 22:5–23; Иер. 5:13,31; 6:13. Ложная природа учителей определяется содержанием их учения или их претензией на роль учителя. Вероятно, оба признака имеют место. Ереси: здесь в оригинале греч. hairesets, которое означает просто «избранная вера». В христианском словаре оно обрело смысл ложного верования, избранного добровольно (а не истинной веры, открытой Богом). Пагубные ереси: евр. идиома указывающая на пагубные последствия и для приверженца такой веры, и для ортодоксальных верующих. Господь: это относится здесь ко Христу (в англ.

«Владыка Господь», как и в Иуд. 4), но в других местах относится к Богу: «Владыко» (Лк. 2:29), Владыко Боже (Деян. 4:24 и Отк. 6:10). Искупившего: это слово отражает искупительный аспект деяний Христа (ср.: Мк. 10:45 и 1 Пет. 1:18).

2 Разврату: точнее — пути позора. Это слово в греч. оригинале стоит во множественном числе (см.: 1 Пет. 4:3 и соответствующее примечание к этому тексту). Лжеучителя заявляли, что знание превыше опыта, потому, утверждали они, образ жизни христианина не имеет значения, поскольку Благодать простит любой грех, независимо от его тяжести. Новозаветные писатели единодушно отвергали это мировоззрение. Словом путь обозначали в древности христианскую веру (см. в оригинале: Деян. 9:2). В 1 Пет. 3:16 и 4:3–5 Петр отмечает, что за свое «доброе житие во Христе» христиане подвергаются осуждению. Здесь же он сокрушается по поводу того, что развратное поведение псевдохристиан может нанести урон истине.

3 Из любостяжания. Это слово из области коммерции. Льстивыми (греч. plastoi, т. е. «пластичный», «гибкий», «приспособленный»): предназначенными польстить слушателям (1 Фес. 2:5). Не дремлет. Образный речевой оборот (ср.: NEB: «ждет их, бодрствуя, с открытыми глазами»). Воздаяние тому, кто понуждает другого совратиться с пути, может не быть скорым, но правосудие свершится, оно неотвратимо.

2:4–10а Их осуждение. Петр более полно развивает тему ст. 3, останавливаясь на событиях истории народа Божьего и показывая, что замысел Бога о спасении и осуждении непреложен и воплотится в жизнь. Петр иллюстрирует это на примере Ноя и Лота, показывая, что Бог может спасти Свой народ и уничтожить его нечестивых современников. Удел павших ангелов предвещает окончательный суд, когда человечество, поднявшее мятеж против Бога, занявшееся самовосхвалением и отвергнувшее правление Божье, получит надлежащее возмездие. Приведенные три примера показывают также, как Бог наказывает за гордыню, неповиновение и разврат.

Примечания. 4 См. коммент. к Быт. 6:1–4 и Иуд. 6, где автор сосредоточивает внимание на причине падения ангелов. Адский мрак (см.: NIV mg): ад в греч. мифологии назван словом «тартары», самая глубокая и страшная часть ада, специальное место для грешников, восставших против высшего божества. MS дает вариант gloomy dungeon («мрачная темница»), который является промежуточным между словом, обозначающим бездну, и другим словом (siros вместо seiros в греч.), которое имеет значение «веревка» или «цепь» (см.: NIV mg). Последнее ближе к Иуд. 6. Эти образы заимствованы из апокрифов. 5 О Ное: см.: Быт. 6:8 — 9:28 и 1 Пет. 3:20, где также упоминается о восьми спасенных душах. Проповедника (греч. keryx, «глашатай»; см. примечание к 1 Пет. 3:19). Это слово позволяет полагать, что миссия Ноя состояла в том, чтобы призвать своих современников к покаянию. В одном из апокрифов (Книга Юбилеев) описывается проповедническое служение Ноя.

6 Иисус намекает на пример Содома и Гоморры (Быт. 18:16 — 19:28) в Мф. 10:15; 11:23,24; Л к. 17:29.

7 Быть развратными: прямое следствие нежелания прислушаться к голосу Божьему, а тем самым полная свобода жить без принципов, потворствуя собственным грешным устремлениям. 8 Мучился: первоначально этот глагол в греч. означал «свидетельствовать», «испытываться на верность». Богобоязненные люди, живущие в безбожном мире, должны быть готовы к испытаниям, к проверке истинности своей веры. 9 То конечно — естественный вывод о том, что Господь знает, как поступить с нечестивыми, беззаконниками (включая и лжеучителей, которые упоминаются в ст. 1—3) в день суда. Прежде чем сделать такой вывод, Петр на этих примерах подчеркивает милосердие Бога и Его способность избавить благочестивых от искушения. Этот аспект в Иуд. отсутствует. Избавлять от искушения, см.: 1 Пет. 1:6,7; 5:10. 10 Вслед скверных похотей плоти: аналогичная по смыслу фраза в Иуд. 7 связывает это с осуждением греха содомии. Начальства, греч. kyriotes («господство»), вполне естественно может соотноситься с господством Христа (ср.: 1 Пет. 3:15). В другом варианте, если это относится к небесным существам, которые упоминаются далее, то «начальства» могут быть из иерархии ангелов, как, возможно, и в Еф. 1:21 и Кол. 1:16.

2:10б—22 Их характер. Здесь апостол подчеркивает опасное влияние этих людей, более полно раскрывая их истинную природу. Они высокомерны (10–12), безнравственны (13), порочны (14) и алчны (14б— 16). Он осуждает их по трем пунктам: речи их могут звучать здраво и привлекательно, но они лишены сути (17); они делают упор на чувственные удовольствия, стремясь увести новообращенных христиан снова на мирской путь (18), и это губительный путь, поскольку «свобода», которую они предполагают, ведет лишь к узам греха (19). В этом отрывке использованы сложные и не свойственные автору речевые обороты, когда он нагромождает слова, стремясь усилить впечатление о ненормальности их поведения. В современном мире такого рода учение сопоставимо со знакомыми нам течениями, которые можно объединить под эгидой «Нового века».

Примечания. 10б Дерзки: указывает на дух, который не учитывает последствий для себя или других. Своевольны (букв, «восхваляющие себя»): описывает состояние человека, эгоцентричного, настолько сосредоточенного на собственных устремлениях, что он не принимает в расчет ничего другого. Высших (в смысле небесных созданий): может относиться к ангелам (см.: примечание к ст. 10а), которых лжепророки могут опорочить, как в свое время жители Содома попытались осквернить ангелов, пришедших в дом Лота (Быт. 19:1—26). В другом варианте, они могут использовать пример павших ангелов из Быт. 6:1—4 в качестве иллюстрации поведения, типичного для всех ангелов. 11 Ангелы, в противовес этому, имеют право жаловаться Богу на поведение таких высокомерных смертных, но не делают этого. Это может относиться к событию, описанному в Иуд. 9. 12 Поскольку такое поведение безрассудно и напоминает поведение бессловесной скотины, то и их достоинство не выше животных, которые предназначены быть в итоге уничтоженными (см.: Иуд. 10). Петр подчеркивает невежество тех, кто критикует христианский образ жизни. Истребятся (букв, «будут уничтожены в своем истреблении»): можно перевести так или как описание последствий развращения, которое они допустили в своей жизни (ср.: J. В. Phillips, «несомненно будут уничтожены в своем растлении». 13 Они получат возмездие: (букв, «они получат по заслугам») в оригинале игра слов. Грех привлекает обещанием удовольствий, но погрязший в нем убедится в итоге, что радости он не достиг. Удовольствие во вседневной роскоши (повседневные удовольствия), т. е. оргии средь бела дня, беспутный образ жизни. Для христианина день — время для работы (ср.: Ин. 9:4; Рим. 13:13; 1Фес. 5:7,8). Срамники и осквернители: т. е. люди бесчестные и порочные. Выражение «без пятна и порока» встречается в Новом Завете при описании характера Христа и Его церкви (см., напр.: Еф. 5:27). Наслаждаются (от греч. apatais): этим словом описываются греховные наслаждения. В некоторых MSS здесь стоит слово agapais («вечери любви»; см.: NIV mg), которое встречается в Иуд. 12. В 1 Кор. 11 говорится, что такие вечери любви превращались просто в заурядные пирушки.

14 Глаза… исполнены любострастия: краткое изречение, означающее тех, «кто с вожделением смотрит на женщину, с которой хочет вступить в развратную связь». В переводе Филлипса это звучит так: «Их глаза не могут смотреть на женщину без вожделения». Им не достаточно согрешить самим, они должны «прельстить» и других, т. е. совратить их с пути истинного (ср.: Рим. 1:32). Сыны проклятия (букв, «дети проклятия») — евр. идиома (ср.: 1 Пет. 1:14). Они отвергли Христа, Единственного, кто мог искупить их, освободив от проклятия. 15,16 Валаам — классический пример лжеучителя, который уводит людей с праведного пути. В Чис. 22 — 24 показано, как Валаам тратил время, чтобы пророчествовать против Израиля в угоду Валаку. В конце, после неудачных словесных попыток погубить Израиль, он стремится сделать это в моральном плане (Чис. 31:16; ср.: 25:1–9; Отк. 2:14). Валаам — прототип лжеучителя, который ищет награды или популярности, убеждая людей в том, что нужно снизить высокие требования Бога. Петр здесь расширяет пример, который приводится в Иуд. 11. Поведение Валаама называется безумным, потому что оно противоречит здравому смыслу.

17 Безводные источники: создают обманчивое впечатление наполненности. Слово мглы может относиться к непостоянству лжеучителей: их учение колеблется под действием разных веяний (ср.: Еф. 4:14). Эта фраза может также указывать на их неспособность оросить «освежающим дождем», который они обещают излить, или на нечто, лишенное смысла и лишь заслоняющее свет. Мрак вечной тьмы: это образ адского мрака (см.: ст. 4). 18 Надутое пустословие (пустое хвастовство): эти словом обозначают того, кто пытается представить себя большим, чем есть на самом деле. Уловляют (в ст. 14 то же слово переведено как «прельщают»). Лжеучителя часто прельщают своим учением новообращенных, которые еще не укоренились в вере. 19 Эти учителя освобождают от обязательств служить Христу и возрастать в Нем (ср.: 1:3—11). Поступая так, они упускают из виду, что такого рода свобода возвращает к узам прежнего греха (ср.: Рим. 6 и Ин. 8:31—36). 20 Этот стих относится либо к учителям, либо к их жертвам, а возможно, и к тем, и к другим. См. примечание к слову «познание» в 1:2. Хуже может относиться к словам Иисуса в Мф. 12:45 и Лк. 11:26, хотя иногда здесь усматривают связь с Лк. 12:47,48. 21 Лучше бы: вследствие того, что отвергли пути Божьи во Христе, у них нет пути спасения (ср.: Евр. 6:4–8; 10:26–31). Пути: см. коммент, к ст. 2. Правды: здесь подчеркивается нравственный результат следования за Христом. 22 Первая пословица встречается в Прит. 26:11, а вторая, вероятно, взята из внебиблейского источника — древней истории Ахикара (History of Ahikar). He исключено, что Петр также имеет в виду Мф. 7:6.

3:1–16 Напоминание о пришествии Господа

Петр начал свое послание с призыва к своим читателям возрастать духовно. В 2:1 он делает отступление от темы, поскольку осознает, какую опасность могут представлять лжеучителя для такого роста. Теперь он снова возвращается к теме благочестивой жизни, в основе которой — побудительные мотивы, связанные со Вторым пришествием Христа. Предваряя дальнейшее рассмотрение этой темы, он говорит о том, что Его пришествие неотвратимо, и объясняет причины его задержки.

3:1,2 Призыв помнить обетование

Петр указывает на единство этого послания и предыдущего и на соответствие его представлений пророческим и апостольским учениям. Он последовательно стремится к своей цели: побудить своих читателей развивать в себе христианское мышление (ваш чистый смысл). Сердце его наполняется нежностью, когда он, оставляя тему лжеучителей, обращается к своей пастве, называя их «возлюбленными».

Примечания. 1 Фраза второе послание может относиться к 1 Пет. или 2 Пет. 1 и 2 (если они написаны порознь; см.: Введение к 1 Пет.) или к более раннему, утерянному письму. С точки зрения общего контекста, эти стихи можно отнести к 1 Пет. Возбуждая: в оригинале встречается то же слово, что и в 1:13. Чистый смысл: здесь противопоставление идеям, описанным в гл. 2. Это выражение несет в себе нравственный оттенок («чистый»), а также «незараженный предрассудками». 2 Петр подчеркивает единство ветхозаветных и апостольских Писаний в 1:19—21 и 1 Пет. 1:10— 12. Заповедь, вероятно, обозначает учение Иисуса в целом, которое взяли на вооружение апостолы (Ин. 14:26). Господа и Спасителя: высший авторитет для пророков и апостолов (ср.: Еф. 2:20). Апостолами вашими: это относится к тем, кому они приносят свою весть. Более вероятно, однако, что здесь подчеркивается их правомочность, а не их функции: «те, кому вы доверяете, кто научил вас истинной вере», в противовес лжеучителям (ср.: Иуд. 17).

3:3,4 Предостережение против скептиков («наглых ругателей»)

Петр знает, как быстро среди верующих может распространиться уныние, поэтому он предостерегает своих читателей от тех, кто убеждает их, что кажущееся бездействие Бога может означать, что Он не собирается действовать вообще. В Иуд. 18 это предостережение высказывается самими апостолами.

Примечания. 3 Прежде всего знайте: практически дословное повторение фразы из 1:20. Наглые ругатели — это выражение в сочетании с их «злыми помыслами» («похотями») позволяет полагать, что оно относится к лжеучителям из гл. 2, воспоминания о которых еще свежи в памяти. Потворствующие своим похотям всегда пытаются осмеять любые стремления к благородной жизни. 4 Отцы. Возможно, это относится к руководителям раннехристианской церкви, таким, как Стефан, Иаков, сын Заведеев, и др., или к первому поколению христиан, которые умерли между 30 и 60 гг. Павел пишет о той же проблеме в 1 Фес. 4:13—18, что служит аргументом не в пользу более поздней даты написания Послания. Однако упоминание потопа в ст. 5—7 показывает, что здесь скорее речь идет о ветхозаветных патриархах.

3:5— 7 Опасность неведения

В действительности же, доводы «наглых ругателей» в ст. 4 ложные. Они намеренно забывают от том, что Бог вмешивался Своим судом во время потопа. Сегодняшнее стабильное состояние природы не является свидетельством, что так было всегда, «от начала творения». Бог снова может исполнить Свое обетование в надлежащее время.

Примечания. 5 Словом Божиим (ср.: 1:3; Пс. 32:4; Ин. 1:3; Евр. 11:3). Из воды и водою: вода — один из главных элементов, из которых Бог образовал Землю (Быт. 1:2) и который входит в ее состав и поныне. 6 Водою: очевидно это относится к потопу (Быт. 6 — 9). 7 Нынешние небеса и земля противопоставляются новому небу и новой земле (Отк. 21:1). Сберегаются: см. коммент. к 2:9.

3:8,9 Почему Бог медлит

Обетования Божьи о последующем вмешательстве Бога в историю непреложны, и Он придет в установленное Им Самим время, во–первых, потому, что время находится в Его распоряжении, и, во–вторых, Он пред оставляет его людям, ожидая их покаяния.

Примечание. 8 Не должно быть сокрыто: это противопоставляется забывчивости лжеучителей в ст. 5,6. У Господа…: цитата из Пс. 89:5, которая указывает на то, что Бог вне времени, а потому не спешит свершить задуманное Им (ср.: Авв. 2:3). Этот стих приводится иногда как аргумент универсальности, хотя на самом деле он свидетельствует об обратном. Он показывает, что после Второго пришествия, которое откроет суд Божий, уже не будет больше возможности для покаяния.

3:10—13 Подтверждение факта Пришествия и его последствий

Говоря о Втором пришествии Христа, Петр указывает на его внезапность затем комментирует все последствия для физического мира, насколько можно их предвидеть, и говорит о роли Пришествия в жизни каждого верующего. Поскольку новое небо и новая земля станут местом обитания праведных, мы должны здесь и сейчас, на этой земле, готовиться к Пришествию.

Примечания. 10 Как тать: эта фраза вызывает ассоциации с изречением Иисуса в Мф. 24:42,43. Небеса… прейдут: об этом тоже говорит Иисус (Мк. 13:31). Слово стихии может в равной мере быть отнесено к материи, из которой составлен этот мир или другие небесные тела. Все дела: это может описывать материальные вещи или нравственные ценности — в зависимости от того, как трактуется глагол–сказуемое. Сгорят: более правильное прочтение — «обнажатся» (букв. «обнаружатся»), и тогда фраза «все дела» означает дела человеческие. 11 Иисус (напр.: Лк. 12:35—40), Павел (Рим. 13:11–14; 1 Фес. 5:3–11) и Петр (1 Пет. 1:13; 4:7— 11) — все говорят о последнем суде, как о побудительном мотиве к благочестивой жизни. 12 Ожидающим и желающим: фраза подчеркивает важность человеческой деятельности в евангелизации и др. (ср.: Деян. 3:19—21; 17:30,31), пока Бог долготерпит. 13 Примеры Его обетования приводятся в Ис. 65:17–25 и 66:22,23.

3:14—16 Призыв к праведной жизни в свете посланий Павла

Здесь Петр снова возвращается к теме святости в ожидании пришествия Христа и благодарности за Его долготерпение. Эти темы рассматривает в своих посланиях Павел, и обращение к ним служит предостережением о том, что некоторые люди (речь может идти о лжеучителях из гл. 2) неправильно трактуют его слова.

Примечания. 14 Потщитесь: старайтесь изо всех сил. Это возвращает нас к совету в 1:10. Неоскверненными и непорочными, в отличие от лжеучителей, о которых говорится в 2:13 (см. также: Иуд. 24). В мире: речь идет о состоянии сердца и ума в отношениях с Богом. 15 Почитайте: мы должны помнить, что Бог долготерпит, поскольку хочет, чтобы верующие в Него работали над своим спасением (ср.: Флп. 2:12,13). Как и написал: вероятно, речь идет о Втором пришествии. Однако не исключено, что здесь упор делается на то, что Бог задерживает пришествие Христа вследствие Своего долготерпения, а не равнодушия. По данной ему премудрости: т. е. по мудрости, дарованной ему свыше. Здесь напоминание о сверхъестественном происхождении посланий Павла (ср.: 1 Кор. 2:13; 3:10). 16 Во всех посланиях. Это означает не то, что все послания Павла уже были завершены, а то, что они начали распространяться в христианских сообществах. Неудобовразумительные: скорее всего, трудные для понимания или допускающие неверное истолкование. Павел переживал, что его неправильно трактуют те, кто учит, что христианам не нужно соблюдать закон (Рим. 3:8). Поскольку так поступают невежды и неутвержденные, для христиан чрезвычайно важно возрастать в познании и обретении твердого основания, на котором должна строиться христианская жизнь (ср.: 1:3—11). Прочие Писания: это может указывать на то, что послания Павла были либо включены, либо исключены из Священного Писания. Учение Петра (1 Пет. 1:10–12; 2 Пет. 1:19—21; 3:2) свидетельствует о том, что послания Павла вполне отвечают библейским канонам (апостольский авторитет автора и водительство Духа в процессе написания посланий, см.: 1 Кор. 2:13; 4:17; 2 Кор. 13:3–10; 1 Фес. 2:13).

3:17,18 Призыв к твердой вере и духовному возрастанию; Петр воздает должное славе Бога

Завершая послание, Петр вновь обращается к великой теме, с которой он начал (1:3—11). Он призывает своих читателей не увлекаться заблуждением законников, которые пытаются совратить их с пути истинного, а стремиться к духовному возрастанию. Это можно совершить только через Христа, потому только Ему должна принадлежать вся слава ныне и в вечности после Его Второго пришествия. Да будет так!

Примечания. 17 Будучи предварены: т. е. вы уже знаете. Возможно, этот совет был дан до появления лжеучителей (ср.: будущее время в 2:1), но более вероятно, что Петр предупреждал своих читателей о самом учении, пока оно не достигло их. Соблюдение морального кодекса христианами было, конечно, жизненно важной проблемой в период написания Рим. и 1 Кор. Утверждения: слово того же корня, что и в 1 Пет. 5:10 (ср.: Лк. 22:32). 18 В благодати и познании: это дары свыше, которые способствуют укреплению нравственного здоровья и развитию ума. Это послание показывает, что христиане должны стремиться к такой целостности. Иисус Христос может укрепить Своих последователей на этом пути, поскольку Он одновременно и Господь, и Спаситель. В день вечный: букв. «в день века сего», когда Христос придет, чтобы объявить о вечности. Аминь: это, вероятно, более позднее дополнение. «Да будет так» — это естественный ответ верующего после прочтения данного послания.


David H. Wheaton

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.