15.05.2017
Скачать в других форматах:

Уильям Д. Романовски

Дым поднимается вверх

 

Вера и культура

 

(Глава 2 из книги William D. Romanowski, Wide Open: Looking for God in Popular Culture)

 

Шоу-бизнес – это шаманство, музыка – это поклонение. Адресовано ли это поклонение женщинам или их творцу, миру или его разрушителю, исходит ли оно из древнего места под названием душа или просто из спинного мозга, являются ли молитвы пламенными с бессловесным духом или кротким желанием, дым поднимается вверх, к Богу или к тому, кем вы замещаете Бога – обычно собой.

Боно из U2

 

Таким образом, суть христианского понимания культуры состоит в том, что она безусловно предполагает обязанность или задачу быть человеком, является грандиозной в своем масштабе и, фактически, действует как служение примирения и хвалы или же как бесполезная и безрезультатная попытка вернуть себе рай.

Кальвин Сирвельд, Радуги для падшего мира

 

За день до того, как в 1988 году в отдельных кинотеатрах началась премьера фильма «Последнее искушение Христа», около двадцати пяти тысяч человек провели демонстрацию возле студии Юниверсал в Лос-Анджелесе. Большинство из них были фундаменталистами и евангельскими христианами с Библиями и деревянными крестами в руках, выступившими против «богохульного» фильма Мартина Скорсезе. Они скандировали «И-и-с-у-с» и махали плакатами с лозунгами «Юниверсал – антихристианская студия», «Остановите нападки на христианство», «Прочитайте Библию,  узнайте истинную историю» и «Писание, а не сценарий». Крики: «Еврейские деньги, еврейские деньги» дали основание обвинить пикетирующих в расизме; почтовые отправления и публичные речи религиозных руководителей содержали угрозы о том, что этот фильм «породит волну антисемитизма».

         В то время Коулман Лак работал на студии Юниверсал телевизионным продюсером и сценаристом. Лак также был христианином, но ему и его коллеге было «страшно» ехать на машине сквозь толпу пикетирующих людей. «Люди махали перед нашей машиной плакатами с написанным на них стихом из Иоанна 3:16 - сказал он.  - Это были христиане, но поверь мне, они не выглядели очень любящими. Мой друг, который не был христианином и работал продюсером [телевизионной программы] Equalizer, повернулся ко мне и сказал: «Я бы возненавидел этих людей, если бы не знал тебя».

         Колоссальное противостояние, вызванное фильмом «Последнее искушение Христа» привлекло внимание средств массовой информации как проявление одного из наиболее очевидных противоречий между религиозным сообществом и Голливудом за последнее время. Это событие также показало, насколько несхожими и враждебными могут быть христиане в своем отношении к массовому искусству. Некоторые христианские критики осудили фильм Скорсезе как «самую богохульную атаку сатаны на Церковь и дело Христа в истории индустрии развлечений». Но были и другие, которые пришли к выводу, что представление в фильме Христа как полноценного человека и полноценного Бога «соответствует всем важным течениям христианского богословия».

         Отношение к культуре так же многогранно и противоречиво, как и отношение к массовому искусству. В одном и том же сообществе верующих одна группа христиан может высказывать полную поддержку той или иной политической партии, в то время как другие могут осуждать любую политическую деятельность.  Некоторые христиане выступают за молитву в государственных школах, другие же основывают альтернативные религиозные школы. У некоторых христиан дома нет телевизора, у других же их есть несколько. Некоторые христиане считают, что место женщины – у домашнего очага, а другие говорят, что место женщины за пределами дома и даже за церковной кафедрой.

         Итак, что же такое культура и почему христиане должны ее изучать? Культура – это не просто чтение правильных книг, умение выбрать правильное вино для ужина и осведомленность о Бетховене и Моне. Я смею утверждать, что культура имеет много общего с верой; она – часть нашего «дивного устройства» по образу Божьему (Пс. 138:14). Культура представляет собой человеческий отклик на первую и основополагающую Божью заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Бог передает в руки простым представителям человеческого рода непрерывный процесс творения. Фундаментальная предпосылка и доминирующая тема Писания состоит в утверждении, что мы являемся Божьими партнерами в творении.

         В этой главе исследуется понятие культуры как способа, посредством которого люди осознают себя и живут в Божьем мире. Для изучения этой темы важно понимание механизмов культуры. Идеи и отношение к массовому искусству сводятся к рассмотрению фундаментального вопроса: как верующим людям быть в мире, но не быть от мира? Некоторые христиане истолковывают этот вопрос в том смысле, что Бог требует минимального вовлечения в культуру, но этот взгляд не перекликается с молитвой Иисуса о Своих учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Иоан. 17:15). Я убежден, что христиане должны активно связывать свою жизнь с культурой: изучая ее, различая ее положительные и отрицательные аспекты и трудясь над ее искуплением.

 

Сотворено с целью

 

         Из Писания мы узнаем о том, что Бог сотворил существующий порядок вещей и Он владеет всем творением.  Псалмопевец провозглашает: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1). Все творение – пределы царства Бога, место, где правит Бог. И все «существа», все сотворенное служит Богу (Пс. 118:91).

         Первые главы книги Бытие утверждают, что все было сотворено с определенной целью, т.е. с ролью служить в Божьем царстве. Эта цель является смыслом сотворенного, причиной для его существования. Растения должны приносить плоды с семенами, соответствующими своему виду. Солнце, луна и звезды освещают землю, отделяют день от ночи и служат знаками, обозначающими смену времен года и отсчет времени. Рыба в море, птицы в небе и живые существа на земле должны плодиться и размножаться в пределах своих видов. Люди были созданы по образу Божьему с уникальной и особой целью – владычествовать над творением.

         Бог сказал, что все творение «хорошо», что значит – совершенно, несмотря даже на то, что оно было незакончено. Творение остановилось на пороге своего исторического развития, обладая собственным огромным потенциалом, ожидающим своей реализации. Масштаб этого потенциала поражает воображение. Представьте себе безграничность применений – от развития технологий до сферы транспорта, которые начались с изобретением колеса, или же как идеи демократии, капитализма и социализма формировали социальные отношения людей. Обратите внимание на влияние, которое оказали теории психоанализа или бихевиоризма на наше понимание человеческих поступков. Мы сделали открытия в области окружающей природной среды, как, например, обнаружение фотосинтеза и другие открытия, связанные со строением человеческого тела и служащие ему-, например, изобретение пенициллина и обнаружение ДНК.  Божьи партнеры по творению используют материал творения, чтобы развивать разнообразные формы искусства – литературу, поэзию, живопись, скульптуру, театр, музыку и кинематограф и поражающие воображение средства коммуникации, включая развитие лингвистики, книгопечатание, фотографию, звукозапись, радио и телевещание, спутниковую передачу информации и интернет.

         Бог передал в руки мужчин и женщин дальнейший труд творения. В терминах богословия это называется культурным повелением Божьей заповедью, данной при сотворении человеку, создавать культуру. Наше призвание как Божьих партнеров по творению не делает нас богами, однако оно особым образом подчеркивает нашу человечность. Среди всех сотворенных существ на земле только люди несут ответственность перед Богом за надлежащую заботу и развитие человеческой жизни и потенциала творения.

         Видите ли вы связь? Латинский корень слова «культура» – это существительное «colere», которое, как объяснил один ученый, «может означать все, что угодно от возделывания и заселения до поклонения и защиты». Таким образом, термин «культура» является неоднозначным и сложным, и ему присущи множественные значения, которые в своей совокупности подразумевают наличие божественной цели у всей суммы человеческой деятельности в Божьем мире.

 

Всё служит

 

Личные качества, общественные дела, смысл жизни и труда, культура и история неразрывно связаны в призвании к служению. В еврейском языке слово «служитель» буквально указывает на человека, который находится «над домом», является блюстителем или управляющим, наделенным авторитетом и властью совершать определенную миссию. Распорядитель или управляющий наделен полномочиями, поставлен во главе чего-то и ответственен перед кем-то за исполнение своей работы. Иосиф был назначен главным управляющим землями фараона, его ресурсами и имуществом (Быт. 41:39-41). В притче о неверном управителе слуга должен был дать отчет за свое управление имуществом своего господина (Луки 16:2). В более глубоком смысле, распорядительность распространяется на наше призвание управлять всем Божьим творением: «Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс. 113:24). Это огромная ответственность, потому что мы ответственны перед Богом за благосостояние и раскрытие потенциала всех земных существ.

         В Послании к колоссянам мы читаем о том, что Христос – Господь «всего»: «что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол. 1:16-19). Иисус, Господь всей сотворенной реальности – видимой и невидимой: лилии в поле и деревья в лесу, власти и начальства, вся сфера идей, эмоций и воображения. Я хочу особо подчеркнуть, что значение слова «всё» касается служения в Божьем сотворенном порядке (Пс. 118:91).

         Каким образом мы можем реализовать богатый потенциал Божьего творения? В этой важной деятельности христиане могут полагаться на то, что Божье Слово научит, обличит и исправит их, когда они будут учиться посредством наблюдения, исследования и обретения опыта (2 Тим. 3:16). Библия – это историческое повествование о Божьем труде искупления Его народа и всего творения. Она служит руководством не только для личного спасения, но также и для праведной и верной жизни. Библия – свет для наших стезей, освещающий путь через историю, которая не является статичной, но изобилует различными вызовами – технологическими, социальными, эстетическими, экономическими и тому подобными. К счастью, Божий план восстановления является динамичным, непрекращающимся процессом, вовлекающим в себя поколение за поколением.

         Таким образом, наша жизнь в Божьем мире должна быть преисполнена усилиями привести всё сущее под господство Христа. Мы знаем, что процесс непрерывного духовного просвещения посредством Писания прогрессивен в том смысле, что он движется постоянно вперед, улучшая наше понимание и в то же самое время созидая на ранее приобретенном знании. Когда наши познания растут, мы делаем новые открытия, которые показывают славу и величие Бога, и мы можем быть уверены, что Библия содержит указания, как использовать открывшиеся новые возможности в сложившихся обстоятельствах.

         Бог установил принципы для всех сфер жизни и творения. Мы обитаем в сотворенном упорядоченном, а не в хаотичном мире, и Божьи принципы для этого порядка известны. Эти принципы применимы для всех аспектов жизни, и их выполнение обогащает нашу жизнь и утверждает Божье дело. Например, мы знаем, что доверие важно для глубоких и полноценных взаимоотношений, что справедливость имеет решающее значение для деятельности эффективного правительства и надлежащего судопроизводства, рачительная забота о состоянии экологии необходима для здоровья окружающей природной среды, что правдивость – необходимое условие в передаче новостей и информации, что дисциплина и прилежание способствуют обретению надежных знаний, и что драматургия и литература – это творческий процесс.

 

Присвоение имен для служения

 

В повествовании книги Бытие Адам впервые проявляет заботу о творении, давая имена другим сотворенным существам (Быт. 2:19-20). Адам придумывает слова, которые представляют существ в Божьем творении. Слово – это символ, образ идеи или вещи. Слово «символ» происходит от греческого symballein, означающего «сводить вместе». Мы осуществляем процесс символизации, сводя вместе слово и реальность, которую оно представляет. Символ и то, что он представляет, настолько близки, что они как две половины одной вещи, символ разделяет реальность того, что он символизирует. Отображение в символической форме является ключом к жизни, потому что оно помогает нам установить значение понятий в Божьем мире, включая любовь, секс, романтику, труд, игру, успех, мужские и женские идеалы и тому подобное.

         На первый взгляд, идея отображения в символической форме может показаться довольно простой. Если вы хотите выйти из здания в Соединенных Штатах, ищите знаки с надписью «EXIT». Но во Франции этой цели служат надписи «SORTIE», а в Англии – «WAY OUT». В США вы становитесь в «line» («очередь» в американском английском – прим. перевод.), в Британии – в «queue» (в британском английском «очередь», – прим. перевод.). То же самое понятие, но разные названия. Это означает, что существует субъективное качество символа в том смысле, что люди определяют значение и разделяют его толкования. Дверь, ведущая наружу, не должна называться – и не называется – «EXIT» во всем мире.

         Процесс создания и истолкования символов очень быстро может стать довольно сложным и даже спорным. Когда мы называем или определяем что-то при помощи символа, мы приписываем ему значение с определенным воззрением, которое обнаруживает наше мировоззрение. Вспомните термины в разговорном языке, которые описывают неразборчивую в сексуальных связях женщину: «проститутка», «блудница», «распутная женщина», «шалава», «шлюха». Сравните эти термины с более льстивыми определениями, такими как: «жеребец», «мачо», «плейбой», «казанова», которые описывают неразборчивого в сексуальных связях мужчину. Этими терминами или символами выражаются различные значения, воззрения, ценности и мнения, относящиеся к неразборчивым в сексуальных связях людям, основываясь на их половой принадлежности. В нашей культуре беспорядочная половая связь унижает женщину, но возвышает положение мужчины. Мужчины и женщины могут воспринимать эти символы как руководство к поступкам и поведению. Это означает, что как только мы создаем культуру, мы в большой мере связаны с ней. Мы вынуждены жить в соответствии с ее идеалами, разделять ее мировоззрение и придерживаться тех же мнений или же противостать им и попытаться сформировать альтернативу. В любом случае, мы должны трудиться в существующей системе культуры.

         Те же самые значения образов относительно сексуальности могут также применяться по отношению к моде, рекламе, телепрограммам, музыкальным клипам, кинофильмам, песням и тому подобному. Эти образы средств массовой информации черпают свою силу в утверждениях широкой культурной системы – в моем примере это история понимания мужественности и женственности в культуре, то есть что значит быть мужчиной или женщиной. Как я заметил ранее, именно в этом смысле массовое искусство отражает мировоззрение общества, которое оно само помогает создавать.

         Осознание того, как действует язык, помогает нам понимать культуру, потому что культура также имеет отношение к определению значений, которые разделяют люди. По сути, это справедливо до такой степени, что антрополог Клиффорд Гирц описал различные культуры, как системы коллективных значений. Но язык является одним видом символа, который мы используем для создания коллективных значений. Изобразительное искусство и инструментальная музыка также символичны. Если рассматривать творение – все видимое и невидимое – как первичную среду, то культура относится ко вторичному миру символов, который создают люди, и мы постоянно совершенствуем творение. Формирование культуры соотносится с объяснением и определением реальности.

         Идеалы, верования и ценности, воззрения и предположения, которые составляют культурную систему, невидимы в том смысле, что они не имеют материальной сущности. Невозможно повесить идеал или ценность на стену в зале, однако можно найти картину, которая их представляет. Культурное влияние передается через то, что антропологи называют текстами. Культурные тексты – это действия человека, события и дела, которые воплощают широко разделяемые значения. Этот термин означает, что текст можно «прочитать» или истолковать, чтобы понять его значение; культурные ценности обретают социальную и материальную сущность в делах и плодах человеческих рук.

         Как пишет Гирц, культура – это «ансамбль текстов». Эти тексты включают в себя разговоры, ритуалы, церемонии, информацию в СМИ, песни, стихи, театральные постановки, танцы, теории, политическую риторику, мифы, легенды, истории, иконы, рекламу, фильмы, телепрограммы, народные песни, литературу, речи, архитектуру, предметы изобразительного искусства и тому подобное. Таким образом, мы используем термин культура, чтобы указать на сферу человеческой деятельности и ее результаты – как материальные, так и нематериальные продукты.

         Ученые часто говорят о разных культурах как о «важных разговорах о том, что имеет значение для их участников». Так как значение согласовывается посредством средств коммуникации, феномен массового искусства является важной

 областью изучения. Массовое искусство может показать значение вещей и в этом отношении оно является одним из способов, при помощи которого мы доносим собственную культуру до других людей. Однако определение значения касается вопроса понимания и истолкования. Мы должны спросить: какие истории о жизни рассказывают произведения массового искусства? Кто рассказывает эти истории? Чем они были воодушевлены? С чьей точки зрения эти мастера затрагивают вопросы жизни и какое значение они им придают?

 

Культура и религия

 

«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры». Это широко известное утверждение из пьесы Шекспира предполагает наличие отношений между жизнью и театром, которые можно представить как культуру. Некоторые теоретики даже утверждают, что жизнь – это театр, в котором люди живут и поступают таким образом, который можно исследовать через призму ролей, которые они играют в актах и сценах повседневной жизни – дома, в школе, в церкви, на работе или на воскресных вечеринках. В этом смысле мы можем сравнить человеческую культуру со сценарием для кинофильма. Подобно сценарию, культура определяет точку зрения и приоритеты, одновременно представляя также конкретный взгляд на жизнь и события. Таким образом, культуру можно уподобить сценарию, который определяет и объясняет поступки людей, наполняя жизнь смыслом и наделяя индивидуальностью.

         Итак, культура представляет собой собрание идей и мнений, ценностей и убеждений, которое создает что-то подобное генеральному плану для жизни и понимания жизни. Несомненно, существуют только аналогии, помогающие понять очень абстрактные понятия, но важно уяснить, что когда люди принадлежат к какой-то культуре, они разделяют общие идеи понимания и истолкования собственного жизненного опыта и выработки линии своего поведения. Культура включает в себя как создание значений для вещей, так и жизнь в соответствии с этими значениями. Она формирует опыт и ожидания и дает средства, помогающие совладать с чем-то новым и непредвиденным. Культурная система дает людям уверенность в себе и убежденность в наличии смысла собственного существования. Она помогает установить порядок, ясность и удержать руководство в сложных и противоречивых ситуациях жизни. Культура помогает сформировать наши знания и ценности – наше понимание Божьего мира.

         Библия предоставляет нам сложное понимание культуры. Культура – это дар от Бога, а также религиозный долг и обязанность. Все люди созданы по образу Божьему и разделяют Божье первоначальное поручение заботиться о творении. Таким образом, культурное повеление объединяет нас в совместной общественной обязанности управлять Божьим миром. В этом отношении культура универсальна как общее стремление и исторический процесс, продолжающийся от поколения к поколению, который объединяет всех нас в одно человеческое общество. Культурное многообразие также утверждается Писанием. Христианская вера не ограничивается рамками никакой одной культуры, она – для «всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 7:9).

         Таким образом, быть «религиозным» значит намного больше, чем просто ходить в церковь, молиться и благовествовать – я называю все это конфессиональной жизнью. В Писании слово «сердце» употребляется как олицетворение религиозной сути человеческого существования. Как объяснил один богослов, «религия, сконцентрированная в сердце, является нашим откликом на заветные отношения с Богом. Сердце – ключ для понимания того, кем человек действительно является перед лицем Божьим». Человеческие существа, сотворенные любить и почитать Бога, а также служить ближним, вовлечены в религию независимо от того, верит человек в Бога или нет. Например, вопрос «кто такие люди?» –глубоко религиозный с глубоким подтекстом относительно того, как мы живем и как относимся к ближним.  Все ли люди, независимо от своих явно выраженных религиозных верований, расы, половой принадлежности или класса, носят в себе образ Божий? Являются ли люди самодостаточными существами во вселенной или же они ответственны перед Богом за все свои дела? Заботимся ли мы о творении, проявляя послушание Творцу, или же все существующее – просто мир природы, над которым господствует человек?

         Я считаю, что религия описывает внутреннее состояние человеческого существования, которое является фундаментальным и универсальным. Как сказал Кальвин Сирвельд, «религия относится к той неизбежной структурной связи человека с Богом, к тому глубочайшему неосознанному влечению быть зависимым от какого-то Абсолюта, который есть у каждого человека, к тому sensus deitatis (ощущение божества), направленности своего «я» к истинному Богу или к чему-то, что человек считает божественным, завершенным». Таким образом, почитание денег – идолослужение, причем, религиозное. Надежда, которая возлагается на технический прогресс и экономический рост, которые в результате должны принести шалом – мир, процветание, безопасность, также религиозна. Вера в то, что люди обладают безграничными возможностями и силой, является религиозной.

         Можно проводить различие между религией в подобном смысле и организованной или формальной религией. Религия – жизнь, направленная на служение Богу или чему-то меньше Бога,  не ограничивается конфессиональной жизнью. Напротив, мы религиозны во всех сферах: социальной, политической, экономической, эстетической и других. Например, богослов Пауль Тиллих говорил о религии как о «наделяющей смыслом сущности культуры, а культура представляет собой совокупность форм, в которых выражает себя основная задача религии». Он подытожил следующим утверждением: «Религия – это сущность культуры, культура – это форма религии». Другими словами, вера излагается в культуре. Такое понимание религии помогает понять совокупность человеческого мышления и деятельности как базирующуюся на основных религиозных убеждениях; таким образом, христианская свобода и служение распространяются на все сферы жизни.

         Таким образом, вопрос состоит не в том, где мы служим Богу, то есть в каких именно сферах жизни. Христианская жизнь должна представлять полноту нашей человечности как носителей Божьего образа. Вопрос состоит в том, как мы служим. Он касается того, как мы ведем бизнес и семейную жизнь, как поклоняемся и как проводим свободное время. Совершение покупок в магазине, написание истории или сочинение песен, просмотр телепрограмм или кинофильмов – все эти дела должны быть посвящены Богу. Перевод стиха Римлянам 12:1 в The Message хорошо излагает эту идею: «Возьмите свою повседневную, обычную жизнь – ваш сон, принятие пищи, хождение на работу и все мелочи жизни – и принесите ее пред Богом как жертву». Именно в этом смысле жизнь является поклонением – живой жертвой Богу. Несмотря на то, что идея жертвы содержит указание на смерть, этот стих говорит о противоположном, так как мы призваны быть «живой» жертвой – сердце, душа, тело и разум. Этот принцип остается неизменным, и он не зависит от чьих-либо религиозных убеждений, потому что все люди созданы верующими, поклоняющимися и культурными личностями.

         Автор Книги Екклесиаста говорит, что всему есть свое время под небом. Есть время есть, пить и находить удовольствие в труде (Еккл. 3:13). Бог также ожидает, что мы будем кормить голодных (Матф. 25:35-36), издавать справедливые законы (Пр. 8:15) и честно вести бизнес (Пр. 11:1; 16:11). Люди искусства должны превосходно творить, развивая в то же самое время потенциал своих учеников (Исх. 31:1-6; Пр. 22:29). Есть также время для проявления рассудительности в своем культурном окружении: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Это все достойные стремления, когда они исполняются безупречно и добропорядочно, в таком случае они могут прославить и почтить Бога, делая явным христианское влияние в культурном окружении, в том числе и в сфере массовой культуры.

 

Священный и светский

 

Христиане, которые разделяют Божье творение на священные и светские сферы или проводят различие между «святым и общественным», как написал один автор, часто приходят к выводу, что культуру невозможно искупить, «так как она является ‘общественной’, она является общей для верующих и неверующих». Этот взгляд основывается на вере, что после грехопадения культура является неизбежным злом и ее единственная ценность состоит лишь в удовлетворении «маловажных» человеческих нужд. Но как культура может быть «маловажной»? Ее созидание является основной задачей для нас, как носителей Божьего образа.

         Разграничение жизни на религиозные и нерелигиозные сферы, присущее некоторым христианам, происходит в результате обмирщения. Термин «мирской» нельзя применять по отношению к какой-то конкретной области деятельности в Божьем мире – политике, бизнесу, образованию или массовому искусству. Он должен употребляться только по отношению к ориентации или духовному направлению, в рамках которого люди осуществляют эту деятельность. Слово «мирской» указывает на отсутствие убеждений и перспектив веры в осуществлении подобной деятельности. Когда происходит обмирщение, направленность христианской веры теряет значимость для нашего мышления, деятельности и установлений. Как результат – ослабление влияния веры в общественных делах, когда вера становится в основном личным вопросом, касающимся личного посвящения и нравственности, семьи и поместной церкви. Словно Бог не обладает полномочиями в общественной жизни. Это ужасное заблуждение. Как сказал голландский богослов и государственный деятель Абрахам Кайпер: «Во всех сферах человеческого существования нет ни единого квадратного дюйма, о которых Христос, Который владычествует над всем, не сказал бы: «Мое!»

         Другими словами, христиане не должны проявлять избирательность в осознании своей ответственности перед Богом, Который претендует на господство во всей жизни и творении. Мы не можем пытаться быть верными, когда вопрос касается личной нравственности и церковной жизни, а затем применять «мирские» способы, ценности, цели и этические стандарты для сферы бизнеса, политики, образования, искусства и тому подобного. Вся наша жизнь посвящена служению в Божьем царстве.

         Результатом такого понимания является то, что христианский подход к массовому искусству не переводится в отдельную «религиозную» сферу (состоящую из таких дел как благовестие, поклонение и молитва), в богословие или даже в вопросы личной нравственности. Напротив, такое понимание религии и культуры обращает наше внимание на то, каким образом христианские убеждения представлены в мире массового искусства.

 

Искупление означает восстановление

 

         Первоначальное Божье повеление, адресованное нам, как носителям Его образа, сразу же сменяется историей грехопадения людей и творения, и Библия сосредотачивает наше внимание на истории искупления, которое завершается во Христе. Однако факт грехопадения не отвергает и не упраздняет первоначальное культурное повеление, несмотря даже на то, что эта основная задача человека управлять творением, раскрывая его потенциал, теперь испорчена грехом, который стал частью человеческой природы в падшем мире. Мы все носим образ Божий, но сейчас всё – наш разум, воображение, эмоции, культурный уклад и достижения – носит на себе печать нашего мятежа против Бога.

          Нетяжело увидеть, что забота о творении является сложным делом. Несмотря на существование различных и даже конфликтующих между собой точек зрения, люди всех вероисповеданий имеют способность развивать гуманные аспекты культуры и радоваться этому, а также поощрять и страдать от греховных достижений. Вместе мы должны поддерживать жизнеутверждающие достижения культуры – те, которые содействуют развитию, справедливости, свободе и чувству человеческого достоинства, и трудиться для преобразования тех сфер, где все еще унижается человеческое достоинство или же господствует деспотизм.

         Влияние греха не ограничивается человеческим сердцем, а распространяется на культуру, общество и на все творение. Ветхозаветный пророк Исаия предсказал пришествие Мессии, Который преобразит все творение (Ис. 11, 65, 66). В чем это проявится? Не будет больше ни плача, ни смерти. Гармония наступит во всем творении – будет пастись рядом волк и ягненок, то же наступит и в нашей культурной деятельности. Мечи перекуются на орала, а копья – на серпы (Ис. 2:4). Люди будут жить в домах, которые они построят, и есть плоды виноградников, которые они насадят. Они не будут трудиться напрасно, а «будут пользоваться изделием рук своих» (Ис. 65:22). Другими словами, между этой жизнью и грядущей существует неразрывная связь. Человеческий труд и культура искупаются, восстанавливаются в значимости и в обретении цели в Новом Иерусалиме – в мирном Граде Божьем.

         Как подметили авторы множества книг, первые представители человечества были поселены в саду как творение с еще не реализованным потенциалом, а христианская жизнь устремлена к городу – Новому Иерусалиму. Конечным результатом возвращения Христа будет окончательное преобразование Божьего творения или царства и его возвращение в новые небеса и новую землю (Откр. 21-22). Еврейское слово, переведенное как «новый», означает обновленный или возвращенный к своему первоначальному предназначению. Это означает, что творение, среди которого мы сейчас обитаем, не будет уничтожено (то есть лишено существования) и заменено каким-то неземным местом, где искупленные носят белые одежды и парят, играя на золотых арфах. Когда Бог завершил Свой труд творения на земле и на небесах, творение было совершенным. Искупительный труд Иисуса Христа восстанавливает это творение – искупление означает восстановление. С возвращением Христа творение будет очищено от присутствия греха и возвращено к своему первоначальному предназначению как обители для человека, чтобы он господствовал для Бога. Какой мир мы хотим передать Господу после Его возвращения?

         Итак, мы видим, что в Библии, начиная от Бытия и до Откровения люди призваны господствовать в Божьем мире посредством многоразличной деятельности. Было бы самонадеянным делом думать, что мы, люди, сами можем положить начало новому небу и новой земле, потому что люди не могут раз и навсегда удалить грех из творения. Тем не менее, Бог поручил нам сотворенный Им мир и подобно рабам в притче о талантах мы должны будем отчитаться за собственную деятельность, когда вернется законный владелец.

 

Очи вашего сердца

 

Культурная деятельность сама по себе является творческим процессом, однако участие христиан в этой деятельности обусловлено глобальной целью. Мы призваны быть солью в этом мире, трудясь над преобразованием культуры и сберегая ее жизнеутверждающие аспекты. Мы призваны быть светом, чтобы указывать путь к культурному развитию, обнаруживая и определяя добрые и злые проявления культуры, трудясь над сдерживанием зла и усовершенствованием искупительного потенциала культуры, противостоять вредным и губительным ее сторонам, оказывая содействие законам, соответствующим характеру любящего Бога и направленным на служение ближнему.

         Когда Иерусалим был захвачен Навуходоносором, Даниил и его друзья не отделили себя от остальных, но и не ассимилировались с господствующей на то время культурой чужеземных завоевателей. Они проявили мудрость и рассудительность в своей попытке пребывать в вавилонской культуре, но не принадлежать ей. Несмотря на то, что они служили во дворце Навуходоносора, они отказались поклониться и оказать почести царскому золотому истукану. Вместо того, чтобы оскверниться пищей и вином с царского стола, которые использовались в ритуалах идолопоклонства, пленники попросили сделать для них исключение и разрешить им принимать в пищу овощи и воду. Они употребили данные Богом таланты, чтобы изучить язык, литературу и дипломатию вавилонян. Благодаря этому, царь доверил юношам высокие должности, что позволило им использовать свое влияние для славы Божией.

         Таким же образом, находясь в Афинах, апостол Павел продемонстрировал знание греческой культуры, включая ее искусство и литературу, и поэтому мог общаться с широким кругом людей. «Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися» (Деян. 17:17).

         Писание призывает верующих людей вносить положительный культурный вклад в жизнь общества, но в то же время напоминает о том, что культура не соответствует стандартам христианского учения. Как я заметил ранее, люди в значительной степени связаны со своей культурой. Они отождествляют себя с ней, думают, чувствуют и действуют в соответствии с установленными идеалами, верованиями, мировоззрением и ценностями. Христиане должны понимать, что массовое искусство имеет дело с тем, что распространено в сфере человеческой деятельности. Несмотря на то, что мы можем наслаждаться в значительной мере тем, чем наслаждаются и другие люди, мы должны также помнить библейское повеление отличаться от мира и жить согласно христианским убеждениям.

         В Библии приводится множество образов и метафор, связанных со зрением. Открывать глаза, видеть – значит постигать истину, понимать значение вещей. Смотреть «очами вашего сердца» (Еф. 1:18) – значит размышлять о культуре. Культура прочно укоренена в вере. Для того чтобы исполнять свою христианскую роль в современной культуре, мы должны смотреть на окружающий мир с точки зрения веры, потому что независимо от того, насколько мы способны видеть, «мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7). Уникальным образом массовое искусство помогает нам «видеть». Как сказал британский кинопродюсер Норман Стоун, фильмы «могут наводить людей на мысли, сталкивать с явлениями, побуждать бросать самому себе вызов совсем не так, как об этом говорится в учебнике, романе или проповеди». То ли в роли продюсеров, то ли в роли зрителей, но люди ответственны за понимание этого важного средства культурной коммуникации.

         Покойный медиа-аналитик Джордж Гербнер подметил: «Первый раз в истории человечества истории рассказываются не родителями, не учителями, не церковью, не обществом или племенем и в некоторых случаях даже не соотечественниками, а относительно маленькой и ничтожной группой глобальных компаний, предлагающих что-то на продажу». Это особенно актуально для нашего постмодернистского мира, в котором глобальные медиакомпании игнорируют границы между странами, и новые виды коммуникации – кабельное и спутниковое телевидение, компакт-диски, интернет – могут свести на нет попытки национальных государств защитить и оградить собственное культурное наследие. Как заметил Гербнер, разве не ясно, что в современном обществе продюсеры произведений массового искусства доносят до нас свое понимание культуры настолько же, насколько любую другую особенность?

         Произведения массового искусства могут познакомить других людей с ценностями нашей культуры и побудить их изучать эти ценности. Другими словами, массовое искусство показывает, как люди живут и как (по мнению некоторых) им следует жить. Поэтому его можно «читать», истолковывать и оценивать как фиксацию реальности или представления о мире в человеческом сознании. Оценивая массовое искусство подобным образом, мы относимся к нему как к важному разговору, в котором можем принять участие в качестве продюсеров, критиков и зрителей.

         Итак, создание и оценивание произведений массового искусства является одним из способов, при помощи которого мы трансформируем веру в видение как самой жизни, так и для жизни. Как это происходит? В следующей главе мы рассмотрим некоторые понятия, объясняющие процесс, посредством которого люди осмысливают мир и обращаются к массовому искусству.

 

Краткое изложение

 

·         Бог создал всё – видимое и невидимое, и Он претендует на владение всем. Более того, всё было сотворено с определенной целью – служить в мире Божьего творения,  и поэтому все сотворенное исполняет роль Божьих слуг.

·         Быть носителем Божьего образа – значит быть человеком, а быть человеком – значит быть делателем в культурной среде, совершающим Божий творческий труд, и тем самым занимаясь культурной деятельностью. Это определение известно как культурное повеление.

·         Культура – наше общее историческое стремление определить значение жизни и жить в соответствии с ним в Божьем мире, но после человеческого грехопадения эта задача усложнилась, потому что влияние греха не ограничивается человеческим сердцем, но распространяется на общество и на творение.

·         Отображение сущего в символической форме является ключом к осмыслению жизни, потому что оно помогает установить значение сотворенного в Божьем мире.

·         Тот факт, что культура выявляет человеческую веру о «вещах», показывает близкие отношения между верой и культурой.

·         Культура передается через тексты, то есть человеческие действия, события и хозяйственную деятельность, которые воплощают общие для всех значения.

·         Термин «религия» описывает внутреннее состояние человеческого существования, которое является фундаментальным и универсальным. Религиозность не ограничивается конфессиональной жизнью, но люди религиозны во всех сферах жизни.

·         Массовое искусство – это представления или тексты, которые наделяют смыслом культурные ценности и взгляды. Создание и отношение к массовому искусству является одним из способов, при помощи которого мы превращаем веру в видение как самой жизни, так и применимой для жизни.

Вопросы для обсуждения

1.    Что такое культура и почему важно для христиан рассматривать себя как тружеников в своей культуре или распорядителей в Божьем творении?

2.    Как такое понимание культуры и распорядительности должно влиять на наше представление о массовом искусстве и о культуре?

3.    Утверждение, что всё предназначено для служения в Божьем мире, является основной темой Писания. Как эта идея влияет на наше представление об отображении в символической форме и на участии в культурной деятельности?

Перечислите несколько способов, при помощи которых вы можете активно и целенаправленно исполнять культурное повеление как отдельная личность, и как часть общества.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.