Миллард Эриксон
Христианское богословие
Библиография
Библиография (1-499)
1 Theological Dictionary of the. Old Testament, ed. G.Johannes Botterweck and Helmer Ringgren, 4 vols. (Grand Rapids: Eerdmans, 1975), vol. 1, pp. xx-xxi.
2 Christian Theology, ed. Peter C.Hodgson and Robert H.King (Philadelphia: Fortress, 1982).
3 Walter Kaufmann, Critique of Religion and Philosophy (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1961), pp. 376-396.
4 C.S.Lewis, "Modern Theology and Biblical Criticism" //Christian Reflections (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 152-165.
5 Paul Tillich, Systematic Theology (Chicago: University of Chicago, 1951), vol.1, p.3.
6 Kirsopp Lake, The Religion of Yesterday and Tomorrow (Boston: Houghton, 1926), p. 61.
7 William P.Alston, "Religion" //Encyclopedia of Philosophy, ed. Paul Edwards (New York: Macmillan,1967), vol. 7, pp. 141-142.
8 Ibid.
9 "Religion, Social Aspects of" //Encyclopedia Britannica, 15 ed., Macropaedia, vol. 15, pp. 604- 613.
10 Friedrich Schleiermacher, On Religion: Speeches to Its Cultured Despisers (New York: Harper and Row),1958.
11 Rudolf Otto, The Idea of the Holy (New York: Oxford Universety, 1958).
12 Мак-Джифферт (А. С. McGiffert, Protestant Thought Before Kant, New York: Oxford University, 1958) считает Канта водоразделом в развитии протестантской мысли, хотя Кант был философом, а не богословом.
13 Иммануил Кант, Критика чистого разума. Трансцендентальный анализ. Книга 1, глава 2, раздел 2.
14 Иммануил Кант, Критика практического разума. Часть 1, книга 2, глава 2, раздел 5.
15 Albrecht Ritschl, "Theology and Metaphysics" //Three Essays (Philadelphia: Fortress, 1972), pp. 149-215.
16 James Orr, The Christian View of God and the World (Grand Rapids: Eerdmans, 1954), p. 4.
17 Henry J. Cadbury, The Peril of Modernizing Jesus (New York: Macmillan, 1937). Примеры модернизации Иисуса можно увидеть в предпринятых в XIX веке реконструкциях жизни Иисуса. По поводу образа Христа, нарисованного Адольфом фон Гарнаком, Джордж Тиррел писал: "Христос, каким Его видит Гарнак, оглядывающийся на девятнадцать веков католической "тьмы", - это всего лишь отражение лица либерального протестанта, увиденное на дне глубокого колодца" (Christianity at the Cross -Roads [London: Longmans, Green, 1910], p. 44).
18 Henry J.Cadbury, "The Peril of Archaizing Ourselves" //Interpretation 3 (1949): 331-337. Примеры архаизации самих себя мы видим в действиях тех, кто пытается создать общины по образцу ранней христианской церкви, описанной, в частности, в Деян. 4 - 5, или тех, кто пытается решить вопрос о допустимости употребления алкогольных напитков на основе новозаветной практики, не задумываясь над тем, что происшедшие с библейских времен перемены в обществе полностью изменили смысл этой практики.
19 James Smart, The Past, Present, and Future of Biblical Theology (Philadelphia: Westminster, 1979), p. 10. Автор отвергает мысль о том, что библейское богословие было движением, и принимает наше второе определение. Таким образом, к будущему библейского богословия он относится с большим оптимизмом, чем Бревард Чайлдз.
20 James Barr, Semantics of Biblical Language (New York: Oxford University, 1961).
21 Brevard Childs, Biblical Theology In Crisis (Philadelphia: Westminster, 1970).
22 Пример тому - концепция У.Д.Дейвиса о "воскресении тела" во 2 Кор. 5 (W.D.Davies, Paul and Rabbinic Judaism [London: S.P.C. K., 1955], pp. 310-318). Кэдбери комментирует, имея в виду неоортодоксию: "Это ненамного отличается от модернизации - современное богословие просто вкладывается в старые документы, а потом извлекается из них. Это старый прием, когда экзегетике предшествует эйзегетика. Я не имею в виду просто то, что библейское учение искажается современными словами и что философский словарь извращается современными мыслителями. Даже когда язык остается строго библейским, это не означает, что слова в нем имеют изначальный смысл" ("The Peril of Archaizing Ourselves", p.333).
23 KristerStendahl, "Biblical Theology, Contemporary" //The Interpreter's Dictionary of the Bible, ed. George Buttrick (New York: Abingdon, 1962), vol. 1, pp. 418-432.
24 Johann Philipp Gabler, " Von der richtigen Unterscheidung der biblischen und der dogmatischen Theologie und der rechten Bestimmung ihrer beider Zeile" // Biblische Theologie des Neuen Testaments in ihrer Anfangszeit (Marburg: N.G. Elwert, 1972), pp. 272-284; John Sandys-Wunsch and Laurence Eldredge, "J. P. Gabler and the Distinction Between Biblical and Dogmatic Theology: Translation, Commentary, and Discussion of His Originality" //Scottish Journal of Theology 33 (1980): 133-158.
25 Childs, Biblical Theology, pp. 99ff.
26 Например: Jaroslav Pelikan, The Christian Tradition (Chicago: University of Chicago, 1971-
), 5 vols.
27 Например: Louis Berkhof, The History of Christian Doctrines (Grand Rapids: Eerdmans, 1949).
28 Некоторые богословы, рассуждающие об "иудейском мышлении", "функциональной христологии", "неизменности человеческой природы", отказываются признать, что их анализ основывается на идеологических пристрастиях (соответственно экзистенционалистском, функционалистском и бихевиористском) Другой пример приводит Джек Роджерс, показывающий в своем анализе, что библейские принципы, проповедовавшиеся богословами "Старого Принстона", основывались просто на шотландском здравом смысле ("The Church Doctrine of Biblical Authority" // Biblical Authority, ed Jack Rogers [Waco, Тех Word, 1977], p 39) Но в его работе нет такого же конкретного анализа собственной позиции Он называет себя просто сторонником Платона и Августина и противником Аристотеля, что представляется крайним упрощением
29 Millard J Enckson, "The Church and Stable Motion" //Christianity Today, 12 October 1973, p 7
30 Согласно циклической теории история развивается не более или менее прямолинейно, двигаясь к определенной цели, а циклично, повторяя одну и ту же схему Такие взгляды обычно бывают пессимистическими Религиозный пример этой теории - индуизм с его верой в повторяющиеся перевоплощения души
31 Философское богословие в большей степени основывается на исследованиях философских наук, чем на изучении собственно библейских материалов В философском богословии традиционно очень сильно влияние метафизики В XX веке оно проявляет все больше склонности к использованию логики (в самом широком смысле слова), становясь тем самым более аналитическим и менее умозрительным или конструктивистским
32 Хотя философия не может доказать истинность христианского богословия, она все же может дать оценку убедительности представленных аргументов, их логической
состоятельности, ясности или, наоборот, размытости его концепций. На этой основе философия предлагает свои доводы в пользу истинности христианства, хотя и не может вынести окончательного решения. Какие бы ни выдвигались философские или исторические аргументы, они не могут служить окончательным логическим заключением.
33 Augustus H.Strong, Systematic Theology (Westwood, N. J.: Revell, 1907), pp. 52-70.
34 Фома Аквинский, Сумма против язычников. Более современный пример такого подхода см. в работе: Norman Geisler, Philosophy of Religion (Grand Rapids: Zondervan, 1974).
35 Karl Barth, Church Dogmatics (Edinburgh: T and Т. Clark, 1936), vol 1, part 1
36 Dale Moody, The Word of Truth A Summary of Christian Doctrine Based on Biblical Revelation (Grand Rapids Eerdmans, 1981).
37 См.: Bernard Ramm, Protestant Christian Evidences (Chicago: Moody, 1953), p.33; Edward J.Carnell, An Introduction to Christian Apologetics, 4th ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), p.89.
39 Фома Аквинский, Сумма теологии, часть 1, вопрос 4, статья 4.
40 Там же, статья 5.
41 Rudolf Carnap, Philosophy and Logical Syntax (New York: AMS, 1979), chapter 1, "The Rejection of Metaphysics".
42 Немецкий термин, однокоренной слову "знание", Обычно его переводят как "наука", но он имеет более широкий смысл. Есть Naturwissenschaften (естественные науки) и Geisteswissenachaften (гуманитарные науки). Это слово подразумевает систематическое познание.
43 Barth, Church Dogmatics, vol. 16, part 1, pp. 7-8.
44 Tertullian, De praescriptione haereticorum 7.
45 Stuart McClntock, "Averroism" //Encyclopedia of Philosophy, ed. Paul Edvards (New York: Macmillan, 1967), vol. 1, p. 225.
46 Martin Luther, The Table Talk, trans. William Hazlitt (Philadelphia: United Lutheran Publishing House, n.d.), p.27.
47 Платон, Государство 6.
48 Такое истолкование Форм и Идей эпистемологии Платона, которое рассматривает их не как универсальные явления, а как проявление частностей, см. в работе: A. E.Taylor, "On the First Part of Plato's Parmenides" //Mind, n.s., vol. 12 (1903): 7.
49 Августин, Град Божий 12.25; О христианском учении 2.32.
60 Фома Аквинский, Сумма против язычников.
5l John Toland, Christianity Not Mysterious Or, A Treatise Showing That There Is Nothing in the Gospel
Contrary to Reason, Nor Above It //Deism An Anthology, ed. Peter Gay (New York: Van Nostrand-Reinhold, 1968), pp. 52 77.
52 Гегель, Наука логики. Вопреки распространенному мнению Гегель никогда не пользовался комбинацией терминов тезис, антитезис и синтез для описания собственных взглядов. Эти три термина в сочетании он использовал только при ссылках на концепции Иммануила Канта. В сочетании их использовали также Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг и Карл Маркс. См.- Walter Kaufmann, Hegel A Reinterpretation (Garden City, N Y.: Doubleday, 1965), p. 168; Gustav Emil Muller, "The Hegel Legend of Thesis, Antithesis, Synthesis" // Journal of the History of Ideas 19(1958): 411 414.
53 H.S.Thayer, "Pragmatism" //Encyclopedia of Philosophy, vol. 6, p.430.
54 Donald S.Mackay, "Pragmatism" //A History of Philosophical Systems, ed. Vergihus Ferm (New York: Phihsophical Library, 1950), p. 394.
55 Charles S.Peirce, "How to Make Our Ideas Clear" //Philisophical Writings of Peirce, ed. Justus Buchler (New York- Dover, 1955), pp. 23 41.
56 John Herman Randall, Jr., The Making of the Modern Mind, rev. ed. (Boston: Houghton Mifflin, 1940), p. 267
57 Gertrude Ezorsky, "Pragmatic Theory of Truth" //Encyclopedia of Philosophy, vol. 6, p. 427.
58 Charles S.Peirce, Collected Papers, ed. Charles Hartshorne and Paul Weiss (Cambridge, Mass.: Harvard University, 1934), vol. 5, paragraphs 401, 402 n.2
59 R.W.Sleeper, "Pragmatism, Religion, and Experienceable Difference" //American Philosophy and the Future, ed. Michael Novak (New York: Scribner, 1968), p. 291.
60 John Dewey, Reconstruction in Philosophy (New York: H. Holt, 1920).
61 William James, Pragmatism (New York: Meridian, 1955), p. 192.
62 William James, The Meaning of Truth A Sequel to Pragmatism (New York: Longmans, Green, 1919), p.vii.
63 Helmut Kuhn, "Existentialism" //A History of Philosophical Systems, ed Vergilius Ferm (New York:
Philosophical Library, 1950), p. 406.
64 Existentialism from Dostoevsky to Sartre, ed. Walter Kaufmann (Cleveland: World, 1956), p.12.
65 Jean-Paul Sartre, "Existentialism Is a Humanism" //Existentialism from Dostoevsky to Sartre,
p.291;
Being and Nothingness (New York: Philosophical Library, 1956), p. 43.
66 Soren Kierkegaard, The Point of View for My Work as an Author (New York: Harper and Row, 1977), pp. 21, 114, 115.
67 Sartre, Being and Nothingness, p. 40.
68 Martin Heidegger, Being and Time (New York: Harper and Row, 1962), p. 210.
69 Sartre, Being and Nothingness, p. 498.
70 Soren Kierkegaard, Concluding Unscientific Postscript, trans. D.F. Swenson and W.Lowrie (Princeton, N. J.: Princeton University, 1941), book 2, part 2, chapter 2.
71 Karl Barth, Die christliche Dogmatik in Entwurf (Munich: Chr. Kaiser, 1927).
72 John Macquarrie, An Existentialist Theology A Comparison of Heidegger and Bultmann
(London: SCM, 1955), chapter 9.
73 Karl Barth, "No!" // Emil Brunner and Karl Barth, Natural Theology, trans. Peter Fraenkel (London: Geoffrey Bles: The Centenary Press, 1946), p.71.
74 Emil Brunner, The Divine Human Encounter, trans. Amandus W. Loos (Philadelphia: Westminster, 1943).
75 Francis Schaeffer, The God Who Is There (Downers Grove, III.: Inter-Varsity, 1968), pp. 24, 56, 124.
76 Moritz Weitz, "Analysis, Philosophical" //Encyclopedia of Philosophy, vol. 1, pp. 97-101.
77 Frederick Ferre, Language, Logic, and God (New York: Harper and Row, 1961), pp 1-7.
78 Ludwig Wittgenstein, Tractatus Logico Philosophicus (New York: Harcourt, Brace, 1922), p. 77.
79 The Age of Analysis, ed. Morton White (New York: New American Library, 1955), pp. 203- 209.
80 Ferre, Language, chapter 5.
81 John В.Cobb, Jr., and David Ray Griffin, Process Theology An Introductory Exposition (Philadelphia: Westminster, 1976), p. 15. Герберт Нельсон утверждал, что абсолютно совершенное существо может быть активным, сочувственным и в то же время не меняющимся (" The Resting Place of Process Theology" // Harvard Theological Review 72, nos. 1-2 [January-April 1979]: 1-21).
82 Cobb and Griffin, Process Theology, p. 16.
83 Robert B.Mellert, What Is Process Theology! (New York: Paulist, 1975), pp. 23-25.
84 Charles Hartshorne, "Process Philosophy as a Resource for Christian Thought" //Philosophical Resources for Christian Thought, ed. Perry LeFevre (Nashville: Abmgdon, 1968), pp. 55 56.
85 Ibid., p. 56.
86 James Orr, The Christian View of God and the World (Grand Rapids: Eerdmans, 1954, p.4).
87 Carl Henry, God, Revelation, and Authority: The God Who Speaks and Shows (Waco, Тех.: Word, 1976), vol. l,pp. 198-201.
88 Edwin Ramsdell, The Christian Perspective (New York: Abingdon-Cokesbury, 1950).
89 Arthur Holmes, Faith Seeks Understanding (Grand Rapids: Eerdmans, 1971), pp. 46-47.
90 Edgar Sheffield Brightman, "The Definition of Idealism" //Journal of Philosophy 30 (1933) pp 429 435
91 James, Pragmatism, p 132
92 Вопрос о том, как мы получаем религиозные знания, более подробно будет рассмотрен в главе 6. Современный анализ этого вопроса с евангельско-христианских позиций см. в работе: Jerry H. Gill, The Possibility of Religious Knowledge (Grand Rapids: Eerdmans, 1971); Arthur Holmes, Faith, pp. 134-162.
93 John Baillie, Invitation to Pilgrimage (New York: Scribner, 1942), p. 15.
94 Friedrich Schleiermacher, On Religion Speeches to Its Cultured Despisers (New York Harper and Row, 1958); The Christian Faith, 2 vols. (New York: Harper and Row, 1963).
95 Karl Barth, God, Grace and Gospel (Edinburgh: Oliver and Boyd, 1959), pp. 57-58.
96 Karl Barth, Epistle to the Romans, 6th ed., trans. Edwyn C. Hoskyns (New York: Oxford University, 1968). В 1963 году цюрихское издательство Е. V. Z. выпустило репринтное издание немецкого оригинала - Der Romerbrief Unveranderter Nachdruck der ersten Auflage van 1919
97 Rudolf Bultmann, "New Testament and Mythology" //Kerygma and Myth, ed. Hans Bartsch (New York: Harper and Row, 1961), pp. 1-44.
98 Ernst Kasemann, "The Problem of the Historical Jesus" // Essays on New Testament Themes,
trans. W.G.Montague (London- SCM, 1964), pp. 15-47.
99 Henry J.Cadbury, "The Peril of Archaizing Ourselves" //Interpretation 3 (1949): 332-333.
100 Например: Gordon D.Kaufman, Systematic Theology A Historicist Perspective (New York: Scribner, 1968); John Macquarrie, Principles of Christian Theology (New York: Scribner, 1966); Donald Bloesch, Essentials of Evangelical Theology, 2 vols. (New York: Harper and Row, 1978); Dale Moody, The Word of Truth. A Summary of Christian Doctrine Based on Biblical Revelation (Grand Rapids: Eerdmans, 1981.
101 Brevard Childs, Biblical Theology in Crisis (Philadelphia: Westminster, 1970), chapter 6.
102 Например: Harold Kuhn, "Reason Versus Faith: Challenging the Antithesis" // Christianity Today, 10 April 1981, pp. 86-87.
103 Anthony Thiselton, The Two Horizons: New Testament Hermeneutics and Philosophical Description (Grand Rapids: Eerdmans, 1980).
104 Childs, Biblical Theology, p.20.
105 Kirsopp Lake, The Religion of Yesterday and Tomorrow (Boston: Houghton, 1926), p. 61.
106 Jurgen Moltmann, "Politics and the Practice of Hope" //Christian Century, 11 March 1970, p.289.
107 Theologlcal Dictionary of the New Testament, ed. Gerhard Kittel and Gerhard Friedrich, trans. Geoffrey W.Bromiley, 10 vol. (Grand Rapids: Eerdmans, 1964 - 1976).
108 James Barr, Semantics of Biblical Language (New York: Oxford University, 1961), pp. 206- 262; Gerhard Kittel, Lexicograptua Sacra, Theology, Occasional Papers 7 (London: S. P. C. K., 1938) - немецкое издание: Deutsche Theologie 5 (1938): 91 109.
109 Hans Georg Gadamer, Truth and Method (London: Sheed and Ward, 1975), pp. 270-273.
110 Paul Tillich, Systematic Theology (Chicago: University of Chicago, 1951), vol. 1, pp. 1 8.
111 Francis Schaeffer, The God Who Is There (Downers Grove, 111.: Inter-Varsity, 1968), pp. 87- 115.
112 Langdon Gilkey, Naming the Whirlwind The Renewal of God Language (Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1969), pp. 247-413.
113 Dietrich Bonhoeffer, The Cost of Discipleship (New York: Macmillan, 1963), pp. 45-60.
114 F.Ross-Hinsler, "Mission and Context: The Current Debate About Contextualization"
//Evangelical Missions Quarterly 14 (1978): 23-29.
115 Например, современный миссионер при выборе различных взаимодополняющих вопросов, раскрывающих христианское учение об Искуплении, учитывает конкретную культурную среду. В африканской культуре, где грех рассматривается как гнетущая, порабощающая тьма, разумнее подчеркивать Божью силу по преодолению зла (что Густав Аулен называет "классическим взглядом" на Искупление) как исходный пункт для развития других вопросов учения.
116 Общие сведения о различных типах критики читатель может получить в пособиях библейской богословской серии издательства "Фортрес Пресс" (Филадельфия): Norman C.Habel, Literary Criticism of the Old Testament (1971); Gene M.Tucker, From Criticism of the Old Testament (1971); Walter E.Rast, Tradition History and the Old Testament (1972); Ralph
W. Klein, Textual Criticism of the Old Testament (1974); Edgar Krentz, The Historical Critical Method (1975); J. Maxwell Miller, The Old Testament and the Historian (1976); William A. Beardslee, Literary Criticism of the New Testament (1970); Edgar V.McKnight, What Is Form Criticism? (1969), Norman Perrin, What Is Redaction Criticism? (1969); William G.Doty, Letters in Primitive Christianity (1973); Daniel Patte, What Is Structural Exegesis? (1976). Общие представления о консервативных взглядах на изучение Ветхого Завета можно получить по книгам; Gleason L. Archer, Jr., A Survey of Old Testament Introduction (Chicago: Moody, 1964): Roland K.Harrison, Introduction to the Old Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1969). О консервативном отношении к документальному анализу Пятикнижия см.: Oswald Т. Alhs, The Five Books of Moses (Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1949). С секулярной точки зрения недостатки критики Пятикнижия рассмотрены в работе: Walter Kaufmann, Critique of Religion and Philosophy (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1961), pp. 377
396. Обзор историчности Ветхого Завета и критических методов сделан в работе: Gordon Wenham, "History and the Old Testament" //History, Criticism and Faith, ed. Colin Brown (Downers Grove, 111.: Inter Varsity, 1976), pp. 13-75. Обсуждение вопроса об источниках книг Ветхого Завета см. в работе: Cyrus Gordon, "Higher Critics and Forbidden Fruit"
//Christianity Today, 23 November 1959, pp. 3-6. Консервативный подход к критике Нового Завета: George E. Ladd, The New Testament and Criticism (Grand Rapids: Eerdmans, 1967); Everett Harrison, Introduction to the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1964).
Обсуждение вопроса об историчности Нового Завета: History, Criticism and Faith, ed. Colm Brown (F.F.Bruce, "Myth and History", pp. 79 100; R.T.France, "The Authenticity of the Sayings of Jesus", pp 101-143).
117 Basil Redlich, Form Criticism Its Value and Limitations (London: Duckworth, 1939), p.9.
118 Edgar V McKnight, What Is Form Criticism? (Philadelphia: Fortress, 1969), p. 18.
119 Ibid., p.20.
120 Ibid.,pp. 21-23.
121 Redlich, Form Criticism, pp. 73-77.
122 Rudolf Bultmann, The History of the Synoptic Tradition (New York: Harper and Row, 1963), p.240.
123 Rudolf Bultmann, "The Study of the Synoptic Gospels" // Rudolf Bultmann and Karl Kundsin, Form Criticism Two Essays on New Testament Research (New York: Harper, 1941), pp.46ff.
124 Bultmann, History of the Synoptic Tradition, p.4. 125 Bultmann, "Study of the Synoptic Gospels", p.61. 126 Ibid , р.43.
127 Martin Dibelius, From Tradition to Gospel (New York: Scribner, 1935), p.31.
128 Ladd, New Testament and Criticism, ? 153.
129 James Price, Interpreting the New Testament (New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961), p. 159.
130 Redlich, Form Criticism, p. 79.
131 Ladd, New Testament and Criticism, p. 158.
132 Clark Pinnock, "The Case Against Form Criticism" //Christianity Today, 16 July 1965, p. 12.
133 Stephen Neill, The lnterpretation of thie New Testameni, 1861 - 1961 (New York: Oxford University, 1964), p. 258.
134 Vincent Taylor, The Formation of the Gospel Tradition (London: Macmillan, 1933), p.41.
135 Price, Interpreting the New Testament, p. 160.
136 Robert M. Grant, A Historical Introduction to the New Testament (New York Harper and Row, 1963), p. 301; Frederic C. Bartlett, Psychology (New York: Oxford University, 1932), p. 176.
137 Об антропологических особенностях памяти рассказчиков см.: Ruth Finnegan, Oral Literature in Africa (London: Clarendon, 1970), pp. 106, 201 202; African Folklore, ed. Richard Dorson (Bloomington: Indiana University, 1972
138 Price, Interpreting the New Testament, p. 161.
139 Ibid., ? 160.
140 F.F.Bruce, "Are the New Testament Documents Still Reliable?" //Evangelical Roots, ed. Kenneth S.Kantzer (Nashville: Thomas Nelson, 1978), p. 53.
141 Edgar Goodspeed, Matthew, Apostle and Evangelist (New York: Holt, Rinehart and Winston, 1959).
142 Norman Perrm, Rediscovering the Teaching of Jesus (New York: Harper and Row, 1967), pp. 15-32; What Is Redaction Criticism?, pp. 2-3.
143 Grant R.Osborne, "The Evangelical and Traditionsgeschichte" //Journal of the Evangelical Theological Society 21 (1978): 117.
144 Grant R.Osborne, "The Evangelical and Redaction Criticism: Critique and Methodology"
//Journal of the Evangelical Theological Society 22 (1979): 305.
145 Gunther Bornkamm et al., Tradition and Interpretation in Matthew, trans. Percy Scott (Philadelphia: Westminster, 1963).
146 Hans Conzelmann, The Theology of St. Luke, trans. Geoffrey Buswell (New York: Harper and Row, 1960).
147 Willi Marxsen, Mark, the Evangelist, trans. Roy A. Harrisville (Nashville: Abingdon, 1969).
148 Joachim Rohde, Rediscovering the Teaching of the Evangelists (Philadelphia: Westminster, 1968), pp. 21ff.
149 Perrm, What Is Redaction Criticism?, p. 69.
150 Ernst Kasemann, Essays on New Testament Themes (Naperville, III.: Alec R.Allenson, 1964), p.34.
151 Perrin, Rediscovering the Teaching of Jesus, p. 39.
152 William A.Walker, "A Method for Identifying Redactional Passages" //Catholic Biblical Quarterly 39 (1977):76-93.
153 R.S. Barbour, "Redaction Criticism and Practical Theology" //Reformed World 33 (1975): 263-265.
154 Perrin, What Is Redaction Criticism?, p.78.
155 George B.Caird, "The Study of the Gospels. III: Redaction Criticism" //The Expository Times
87 (1976): 169.
156 Osborne, "The Evangelical and Redaction Criticism", pp. 313-314.
157 Barbour, "Redaction Criticism", pp. 265-266.
158 France, "Authenticity of the Sayings of Jesus", p. 125; cf. Rohde, Rediscovering, p. 258.
159 Paul D. Feinberg, "The Meaning of Inerrancy" //Inerrancy, ed. Norman Geisler (Grand Rapids: Zondervan, 1979), p. 301.
160 Marxsen, Mark the Evangelist, p. 9.
161 Perrin, What Is Redaction Criticism?, p. 78.
162 Из выступления Джеральда Хоторна на ежегодной встрече Евангельского богословского общества в Уитоне, штат Иллинойс, в декабре 1973 года.
163 Robert Gundry, The Use of the ОТ in St. Matthew's Gospel (Leiden: Brill, 1967), pp. 181-185.
164 Osborne, "The Evangelical and Redaction Criticism", pp. 313, 322.
165 M.D.Hooker, "On Using the Wrong Tool" //Theology 75 (1972): 570-581.
166 Perrin, Rediscovering the Teaching of Jesus, pp. 15-49.
167 Reginald H. Puller, A Critical Introduction to the New Testament (Naperville, III.: Alec R. Allenson, 1966), pp. 91-104.
168 C.S.Lewis, "Modern Theology and Biblical Criticism" //Christian Reflections (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 159-162. См. также разгромную критику Вальтером Кауфманом понятия "quellenscheidung" и его пародию на анализ "Фауста" Гете (Walter Kaufmann, Critique of Religion and Philosophy, pp. 374-388). Критика, исходящая от светского автора - Вальтера Кауфмана, производит даже больше впечатления, чем критика Льюиса.
169 Perrin, What Is Redaction Criticism?, p. 40.
170 Soren Kierkegaard, Concluding Unscientific Postcript, trans. D.F.Swenson and W. Lowrie(Princeton, N. J.: Princeton University, 1941), pp. 182ff.
171 Joachim Jeremias, New Testament Theology (New York: Scnbner, 1971), vol. 1, p.37.
172 Rudolf Bultmann, "New Testament and Mythology" //Kerygma and Myth, ed. Hans Bartsch (New York: Harper and Row, 1961), pp. 1-44.
173 Ibid., pp. 1, 2. Под мифом Бультман понимает образы, которые человек черпает из окружающего мира и с помощью которых пытается выразить понимание себя самого и невидимых духовных сил.
174 Ibid.,p.3.
175 Ibid.,p.4.
176 Ibid.,p.5.
177 "Dogma" //New Catholic Encyclopedia (New York: McGraw Hill, 1967), vol. 4, pp. 947-948.
178 G. Ernest Wright and Reginald Fuller, Book of the Acts of God (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1959); Bernhard Anderson, Understanding the Old Testament, 3rd ed. (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1975).
179 Langdon Gilkey, "Cosmology, Ontology, and the Travail of Biblical Language" //Journal of Religion 41 (1961) pp. 194-205.
180 Ibid., pp. 198, 194.
181 Harry Fosdick, The Modern Use of the Bible (New York: Macmillan, 1933), p. 99.
182 Ibid., p. 100.
183 Ibid., p. 101.
184 Ibid., p. 103.
185 J. Gresham Machen, Christianity and Liberalism (Grand Rapids: Eerdmans, 1923), p. 34.
186 Ibid.,p.36.
187 Ibid.,p.37-38.
188 Walter Rauschenbusch, Christianizing the Social Order (New York: Macmillan, 1919), p. 49.
189 Ibid.,p.50ff
190 Ibid.,p.66.
191 William Hordern, New Directions in Theology Today, vol. 1, Introduction (Philadelphia: Westminster, 1966)
192 Ibid., р. 141-142.
193 Paul Van Buren, The Secular Meaning of the Gospel (New York: Macmillan, 1963).
194 William Hamilton, "The Death of God Theologies" //Thomas J. J. Altizer and William Hamilton, Radical Theology and the Death of God (Indianapolis: Bobbs Merrill, 1966), p. 27.
195 Ibid.,p.35 36,39.
196 Ibid.,p.25.
197 Thomas J J. Altizer, The Gospel of Christian Atheism (Philadelphia: Westminster, 1966), pp. 102-112.
198 Hamilton, "The Death of God Theologies Today", pp. 37-42.
199 Thomas J. J. Altizer, "Theology and the Death of God" //Radical Theology and the Death of God, pp. 98-101.
201 Hordern, New Directions, vol. 1, pp. 146-147.
202 Ibid., pp.148 149
203 На этих вопросах мы подробнее остановимся в главе 9.
204 Августин, О христианском учении, 3.
205 Bertrand Russell, A History of Western Philosophy (New York: Simon and Schuster, 1945), chapter 31.
206 The Age of Analysis, ed. Morton White (New York: New American Library, 1955), pp. 203- 205.
207 Ibid , pp. 207 208. Априорные заявления логически предшествуют чувственному восприятию и не зависят от него; апостериорные заявления логически следуют за чувственным восприятием и зависят от него.
208 Ibid., p.209.
209 Rudolf Carnap, Philosophy and Logical Syntax (New York: AMS, 1979), p. 17.
210 William Hordern, Speaking of God (New York: Macmillan, 1964), p. 61.
211 John Macquarrie, God Talk An Examination of the Language and Logic of the Theology (New York: Harper and Row, 1967), pp. 108-109.
212 John Wisdom, "Gods" //Philosophy and Psychoanalysis (Oxford. B.Blackwell, 1957), pp. 154-155
213 Antony Flew, "Theology and Falsification" //New Essays in Philosophical Theology, ed. Antony Flew and Alasdair MacIntyre (New York: Macmillan, 1955), p. 97.
214 Carnap, Philosophy and Logical Syntax, pp. 26-31.
215 Ibid.
216 Frederick Ferre, Language, Logic and God (New York: Harper and Row, 1961), chapter 4.
217 Ludwig Wittgenstein, Tractatus Logico Philosophicus (New York: Harcourt, Brace, 1922), p. 189.
218 Carnap, Philosophy and Logical Syntax, p. 38.
219 A. J. Ayer, Language, Truth, and Logic (New York: Dover, 1946), p. 16.
220 Ferre, Language, Logic, and God, p. 58.
221 Ludwig Wittgenstein, Philosophical Investigations, trans. G.E.M.Anscombe, 3rd ed. (New York: Macmillan, 1958), pp 11е , 12е .
222 Ibid., p. 19e .
224 Ferre, Language, Logic, and God, pp. 64 65.
225 Ibid , ? 65.
226 Hordern, Speaking of God, pp. 49 52.
227 Jerry Gill, "The Meaning of Religious Language" //Christianity Today, 15 January 1965, pp. 16 21.
228 Ibid.
229 R.M.Hare, "Theology and Falsification" //New Essays in Philosophical Theology, ed. Flew and Maclntyre, pp. 99-103. Дон - руководитель, наставник или член совета колледжа в Оксфорде и Кембридже или в более широком смысле - преподаватель колледжа или университета. Блик - неологизм.
230 Hordern, Speaking of God, p. 132.
231 Ibid., p. 139.
232 Ibid.,pp. 148-149.
233 Ibid., p. 154.
234 Ibid., pp. 140 141.
235 Ibid.,p. 142.
236 Ibid., p. 161.
237 Ibid.,p.162
238 Ibid., pp. 164 165.
239 Ibid., р. 166.
240 Ibid., p. 153.
241 Ibid., р. 170.
242 Ibid., р. 172.
243 Ibid., pp. 174 175.
244 Ibid., p. 176.
245 Ibid., p.177.
246 John Hick, Faith and Knowledge, 2nd ed. (Ithaca, N. Y.: Cornell University, 1966), pp. 169- 199.
247 Frederick Ferre, Language, Logic, and God, p. 161. См. также: Basic Modern Philosophy of Religion (New York: Scribner, 1967).
248 Charles W. Morris, Foundations of the Theory of Signs (Chicago: University of Chicago, 1938), pp. 1-9.
249 Ferre, Language, Logic, and God, p. 148.
250 Morris, Theory of Signs, pp. 6, 29-42.
251 Ferre, Language, Logic, and God, p. 162.
252 Ibid., pp. 162-163.
253 Ibid., p. 154. Термин "библейское богословие" Ферре употребляет в первом значении, рассмотренном в главе 1, то есть как библейско-богословское движение.
254 Gordon Clark, A Christian View of Men and Things (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), pp. 29- 31.
255 Ferre, Language, Logic, and God, p. 147.
256 Ibid., p. 163.
257 Ibid.
258 Ibid., pp. 155,157.
259 Ibid., pp. 164-165.
260 Ibid., pp. 161-162.
261 Kai Nielsen, "Can Faith Validate God-Talk?" // Theology Today 20, no. 1 (July 1973): 158-
173.
262 Ian Ramsey, Religious Language: An Empirical Placing of Theological Phrases (New York: Macmillan, 1957), p. 28.
263 Ibid., p. 30. См. также: Models and Mystery (New York: Oxford University, 1964).
264 Ramsey, Religious Language, p. 26.
265 Anthony Thiselton, The Two Horizons: New Testament Hermeneutics and Philosophical Description (Grand Rapids: Eerdmans, 1980), p,418.
266 В русской литературе традиционно употребляется выражение "рождение свыше", как в Синодальном переводе стихов Ин. 3:3 и 3:7. Однако автор правильным считает перевод "родиться заново" и "второе" или "новое рождение" (см. гл. 44, раздел о духовном возрождении). Далее мы будем придерживаться терминологии автора. - Прим перев
267 Ferre, Language, Logic, and God, p. 14.
268 Ramsey, Religious Language, p. 30.
269 Ibid , pp. 30ff.
270 Ferre, Language, Logic, and God, pp. 165 166.
271 С.S. Lewis, Mere Christianity (New York: Macmillan, 1952), pp. 17-39.
272 Edward Carnell, Christian Commitment: An A/totogetic (Grand Rapids: Eerdmans, 1957), pp. 80-116.
273 Francis Schaeffer, The God Who Is There (Downers Grove, Ш.: Inter-Varsity, 1968), pp. 119-
.25.
274 Фома Ливийский, Сумма теологии, часть 1, вопрос 2.
275 Аргументация четвертого доказательства, в сущности, заключается в той, что, поскольку в мире имеются различные степени совершенства, должно где-то существовать и высшее совершенство.
276 Rene Descartes, Meditations //The Philosophical Work's of Descartes (Cambidge: Cambridge University, 1911), vol. 1, pp. 180-181.
277 Georg Hegel, Lecture" on the Philosophy of Religion, Appendix: "Lectures on the Proofs of the Existence of God"; Encyclopedia of Philosophical Sciences, "Logic", paragraph 51; Lectures on the History of Philosophy, Part 2, section 2.
278 Charles Hartshorne, Man's Vision of God and the Logic of Theism (Hamden, Conn.: Shoe String, 1941); "Formal Validity and Real Significance of the Ontological Argument"
//Philosophical Review 53 (1944): 225-245.
279 Например: The Many Faced Argument, ed. John H.Hick and Arthur C.McGill (New York: Macmillan, 1967).
280 David Hume, An Enquiry Concerning Human Understanding, section 11; Gordon H. Clark, A
Christian View of Men and Things (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), p. 29.
281 David Hume, A Treatise of Human Nature, book 1, part 36, sections 2-4.
282 Karl Barth, God, Grace and Gospel (Edinburgh: Oliver and Boyd, 1969), pp. 67-58.
283 Karl Barth, Church Dogmatics (Edinburgh: Т. and Т. Clark, 1957), vol. 2, part 1, p. 121.
284 Karl Barth, "Nol" // Emil Brunner and Karl Barth, Natural Theology, trans. Peter Fraenkel (London: Geoffrey Bles. The Centenary Press, 1946), p. 62.
285 Barth, Church Dogmatics, vol. 2, part 1, p. 93.
286 Karl Barth //Revelation, ed. John Bailhe and Hugh Martin (New York: Macmillan, 1937), p. 49.
287 Barth, Church Dogmatics, vol. 2, part 1, ? 105.
288 B Синодальной переводе стих 4 звучит иначе: "Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их". - Прим перев
289 Ibid,p.108
290 Ibid.p.119.
291 Karl Barth, Evangelical Theology An Introduction (New York: Holt, Rinehard and Winston, 1936).
292 Пиэль, хифиль - грамматические глагольные формы еврейского языка, которыми обозначаются различные виды действия. - Прим. перев.
293 Дополнительные замечания, касающиеся этих различных подходов, см. в работе: Franz Delitzsch, Biblical Commentary on the Psalms (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), vol. 1, pp. 281- 283.
294 Правило "лезвия Оккама", названное так по имени Уильяма из Оккама, - эквивалент современного правила экономии: не следует вводить больше понятий, чем это необходимо для объяснения.
295 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, book 1, chapter 6, section 1.
296 Более полное изложение этого вопроса см. в работе: Millard J.Erickson, "Hope for Those Who Haven't; Heard? Yes, but..." //Evangelical Missions Quarterly 2 (1975": 122-26.
297 Benjamin В. Warheld, "The Biblical Idea of Revelation" //The Inspiration and Authority of the Bible, ed. Samuel G. Craig (London: Marshall, Morgan and Scott, 1951), p. 74.
298 О переводе слов atonement в redemption в данной книге си. сноску в начале гл. 37. -
Прим ред.
299 Ibid., p. 75.
300 Bernard Ramm, Special Revelation and the Word of God (Grand Rapids: Eerdmans, 1961), pp. 36-37.
301 Койне - сложившийся в эллинистический период иа ионийско-аттической диалектной основе единый греческий язык деловой, научной я художественной литературы. - Прим. перев. 302 Ibid., р.39.
303 Langdon Gilkey, "Cosmology, Ontology, and the Travail of Biblical Language" //Journal of Religion 41 (1961): 196.
304 G. Ernest Wright, God Who Acts: Biblical Theology as Recital (London: SCM, 1952), p. 107.
305 Ibid., pp. 50-58.
306 David H. Kelsey, The Uses of Scripture in Recent Theology (Philadelphia: Fortress, 1975), p. 37.
307 John Baillie, The Idea of Revelation in Recent Thought (New York: Columbia University, 1956), p. 64.
308 Emil Brunner, Revelation and Reason (Philadelphia: Westminster, 1946), p. 25.
309 Ibid.,p.33.
310 Karl Barth, Church Dogmatics (Edinburgh: T. and T. Clark, 1936), vol 1, part 1, pp. 124-125.
311 Ibid.,p.127.
312 Ibid., pp. 158-159.
313 Ibid., pp. 60-61.
314 Revelation as History, ed. Wolfhart Pannenberg (New York: Macmillan, 1968).
315 Gilkey, "Cosmology", pp. 198-200.
316 Revelation as History, pp. 45-46.
317 Ibid.,p.l83.
318 Ramm, Special Revelation, p. 54.
319 Ibid., pp. 59-60.
320 James Barr, "The Interpretation of Scripture. II. Revelation Through History in the Old Testament and in
Modern Theology" //Interpretation 17 (1963): 196.
321 Wright, God Who Acts, p. 103.
322 Барр употребляет выражения "в истории" и "через историю" как равнозначные и взаимозаменяемые; в данном контексте он имеет в виду то, что мы обозначили как "откровение в истории".
323 Barr, "Interpretation of Scripture", p. 197.
324 Ibid., pp. 201-202.
325 Vincent Taylor, "Religious Certainty" // The Expository Times 72 (1960): 51.
326 C.H.Dodd, The Bible Today (New York: Macmillan, 1947), p.351.
327 Baillie, Idea of Revelation , pp. 85ff.
328 William Temple, Nature, Man and God (London: Macmillian, 1939). p. 316.
329 Emil Brunner, The Divine-Human Encounter, trans. Amandus W. Loos (Philadelphia: Westminster, 1943), pp. 112-113.
330 Ibid., pp. 84-89.
331 Emil Brunner, Our Faith (New York: Scribner, 1936), p. 10.
332 Barth, Church Dogmatics, vol. 1, pp. 268-269.
333 Edward Carnell, The Case for Orthodox Theology (Philadelphia: Westminster, 1959), pp 29 30.
334 William Hordern, The Case for a New Reformation Theology (Philadelphia: Westminster, 1959), p. 72.
335 Ibid., pp. 80-82.
336 Brunner, Our Faith, p. 11.
337 Brunner, Divine Human Encounter, p. 110.
338 Ibid.
339 Ibid., pp. Ill 112.
340 Bernard Ramm, The Pattern of Authority (Grand Rapids: Eerdmans, 1957), p. 98.
341 John Newton Thomas, "How Earth Has Influenced Me" // Theology Today 13 (1956): 368 369.
342 Kenneth L.Pike, "Language and Meaning: Strange Dimensions of Truth" // Christianity Today, 8 May 1961, p. 27.
343 Ramm, Special Revelation, pp. 161ff.
344 Abraham Kuyper, Principles of Sacred Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1954), p. 441.
345 James Martmeau, A Study of Religion Its Sources and Contents (Oxford: Clarendon, 1889), pp. 168 171.
346 Auguste Sabatier, Outlines of a Philosophy of Religion (New York: James Pott, 1916), p. 90.
347 Augustus H. Strong, Systematic Theology (Westwood, NJ.: Revell, 1907), pp. 21Ш.
348 J.I. Packer, Fundamentalism and the Word of God (Grand Rapids: Eerdmans, 1958), p. 79.
349 John R. Rice, Our God Breathed Book - The Bible (Murf reesboro, Tenn.: Sword of the Lord, 1969), pp. 192, 261ff., 277ff. Раис принимает термин надиктовывание, но отвергает выражение механическое надиктовывание.
350 Например, Кальвин, комментируя 2 Тим. 3:16, пишет, что "закон и пророки - это учение, создававшееся не в соответствии с волей и прихотями людей, но продиктованное Святым Духом" - Commentaries on the Epistles to Timothy. Titus, and Philemon (Grand Rapids: Eerdmans, 1957), pp. 137-142; cf. J.I.Packer, "Calvin's View of Scripture" //God's Inerrant Word, ed. John W.Montgomery (Minneapolis: Bethany Fellowship, 1974), pp. 102-103; Marvin W.Anderson, The Battle for the Gospel (Grand Rapids: Baker, 1978), pp. 76-78.
351 Benjamin В. Warfield, "The Biblical Idea of Inspiration" //The Inspiration and Authority of the Bible, ed. Samuel G.Craig (London: Marshall, Morgan and Scott, 1951), pp. 131-166.
352 Dewey Beegle, Scripture, Tradition, and Infallibility (Grand Rapids: Eerdmans, 1973).
353 Paul Schanz, A Christian Apology (New York: Pustet, 1891 - 1896); cf. Honore Coppieters, "Apostles" // The Catholic Encyclopedia, ed. Charles G. Herbermann et al. (New York: Encyclopedia Press, 1907), vol. 1, p. 628.
354 Beegle, Scripture, Tradition, and Infallibility, pp. 175-197.
355 Kennett L. Pike, "Language and Meaning: Strange Dimensions of Truth" //Christianity Today, 8 May 1961, p. 28.
356 Eugen Fink, "Die phanomenologische Philosophie Edmund Husserls in der gegenwartigen Kritik" // Kantstudien 38 (1933): 319-383.
357 Следует отметить, что во 2 Пет. 1:20-21 говорится об авторах, тогда как во 2 Тим. 3:16 о написанном ими. Таким образом, мы видим, что вопрос, относится богодухновенность к автору или к написанному тексту, несостоятелен.
358 Harold Lindsell, The Battle for the Bible (Grand Rapids: Zondervan, 1976), pp. 165-166.
359 Roger Nicole, "The Nature of Inerrancy" //Inerrancy and Common Sense, ed. Roger Nicole and J. Ramsey Michaels (Grand Rapids: Baker, 1980), pp. 71-95.
360 Daniel P.Fuller, "Benjamin B.Warfield's View of Faith and History" //Bulletin of the Evangelical Theological Society 11 (1968): 75-83.
361 Jack Rogers, "The Church Doctrine of Biblical Authority" //Biblical Authority, ed. Jack Rogers (Waco, Тех.: Word, 1977), pp. 41-46. См. также: James Orr, Revelation and Inspiration (Grand Rapids: Eerdmans, 1952 reprint), pp. 217-218.
362 W. D. Davies, Paul and Rabbinic Judaism (London: S. P. C. K., 1966), p.311.
363 Paul King Jewett, Man as Male and Female (Grand Rapids: Eerdmans, 1975), pp. 112- 114,119,134-139, 145-147.
364 Emil Brunner, Our Faith (New York: Scribner, 1936), pp. 9-10; Revelation and Reason
(Philadelphia: Westminster, 1946), pp. 36-37.
365 David Hubbard, "The Irrelevancy of Inerrancy" //Biblical Authority, ed. Jack Rogers, pp. 151- 181.
366 Helmut Thielicke, A Little Exercise for Young Theologians (Grand Rapids: Eerdmans, 1962), pp. 25-26.
367 Августин, Послание 82.3.
368 Martin Luther, Werke, Weimar edition (WA), vol. 34.1, p. 356.
369 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, book 1, chapter 6, section 3; cf. Edward A.Dowey, Jr., The Knowledge of God in Calvin's Theology (New York: Columbia University, 1952), pp. 100-105.
370 Richard Lovelace, "Inerrancy: Some Historical Perspectives" //Inerrancy and Common Sense,
ed. Roger Nicole and J.Ramsey Michaels, pp. 26-36.
371 Dewey Beegle, Scripture, Tradition, and Infallibility (Grand Rapids: Eerdmans, 1973), pp. 219-222.
372 Benjamin В. Warfield, "The Real Problem of Inspiration" //The Inspiration and Authority of the Bible, ed. Samuel G.Craig (London: Marshall, Morgan and Scott, 1951), pp. 219-220.
373 Edward J. Young, Thy Word Is Truth (Grand Rapids: Eerdmans, 1967).
374 Louis Gaussen, The Inspiration of the Holy Scriptures (Chicago: Moody, 1949), pp. 214-215.
375 Lindsell, Battle for the Bible, pp. 165-166.
376 Everett Harrison, "The Phenomena of Scripture" //Revelation and the Bible, ed. Carl Henry (Grand Rapids: Baker, 1959), pp. 237-260.
377 Edward Carnell, The Case for Orthodox Theology (Philadelphia: Westminster, 1959), pp. 109-111.
378 Harrison, "Phenomena of Scripture", p. 249.
379 Orr, Revelation and Inspiration, pp. 171-181.
380 Beegle, Scripture, Tradition, and Infallibility, pp. 195-197.
381 Кальвин доказывает, что цитирование Ветхого Завета новозаветным автором не гарантирует точности ветхозаветного текста в цитате. Но в подобных случаях аргументация автора Нового Завета не зависит от имеющейся в цитате неточности. Например, Лука может приводить цитату из неточного текста Септуагинты, но при этом его учение основывается на абсолютно верных и точных положениях текста Септуагинты
- Commentary upon the Acts of the Apostles (Grand Rapids: Eerdmans, 1949), vol. 1, pp. 263- 264; cf. Commentary on the Book of the Prophet Isaiah (Grand Rapids: Eerdmans, 1956), vol. 2, p. 364.
382 См. Everett Harrison, "Criteria of Biblical Inerrancy" //Christianity Today, 20 January 1958, pp. 16-17.
383 Например, E.D.Hirsch, Validity in Interpretation (New Haven, Conn.: Yale University, 1967); cf. Walter Kaizer, "Legitimate Hermeneutics" //Inerrancy, ed. Norman L. Geisler (Grand Rapids: Zondervan, 1979), pp. 117-147.
384 Синод "низринулся". - Прим. перев.
385 G. Abbott-Smith, A Manual Greek Lexicon of the New Testament (Edinburgh: T. and T. Clark, 1937), p. 377.
386 William Hordern, New Directions in Theology Today, vol. 1, Introduction (Philadelphia: Westminster, 1966), p. 83.
387 Beegle, Scripture, Tradition, and Infallibility, pp. 156-169.
387 Приведено в работе: Harrison, "Phenomena of Scripture", p. 239.
389 Bernard Ramm, The Pattern of Authority (Grand Rapids, Eerdmans, 1957), pp. 10,12.
390 Результаты опроса, посвященного религиозным воззрениям американцев и проведенного институтом Гэллапа совместно с журналом "Кристианити Тудей", предоставлены Уолтером Элуэллом, автором статьи: Walter A.Elwell, "Belief and the Bible: A Crisis of Authority?" //Christianity Today, 21 March 1980, pp. 20-23.
391 S. E. Donlon, "Authority, Ecclesiastical" //New Catholic Encyclopedia (New York: McGraw- Hill, 1967), vol. l, p.1115.
392 Albert Henry Newman, A History of Anti-Pedobaptism (Philadelphia: American Baptist Publication Society, 1897), pp. 62-67.
393 William Paley, A View of the Evidences of Christianity and the Horae Paulinae (London: Longman, Brown, Green, and Longmans, I860).
394 William F.Arndt and F. Wilbur Gingrich, eds., A Greek - English Lexicon of the New Testament, 4th ed. (Chicago: University of Chicago, 1967), p. 176.
395 А. Т. Robertson, A Grammar of the Greek New Testament т the Light of Historical Research,
5th ed. (London. Hodder and Stoughton, 1923), pp. 676-677.
396 Richard Trench, Synonyms of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1953), pp. 13-15.
397 A.C.McGiffert, Protestant Thought Before Kant (New York: Harper, 1961), p. 146.
398 В одной церкви необходимо было принять решение в отношении двух предложенных проектов нового храма. Согласно настойчивым утверждениям одного из членов церкви, Господь сказал ему, что церковь должна одобрить проект большего во площади храма. Основанием для такого выбора должно было стать то, что отношение между числом мест в храме согласно этому проекту в числом мест в храме по другому проекту составляло пять к трем, - точно то отношение, которое было между числом ударов по земле, предписанным Елисеем Иоасу, и действительным числом ударов Иоаса по земле (4 Цар. 13:16-19). В конце концов в церкви произошел раскол из-за несогласия в этом и в других аналогичных вопросах.
399 Августин, О граде Божьем 9.16.
400 Augustine, Soliloquies 1.12; De libero arbitrio 2.12.34.
401 Синод, "душевный человек не принимает того, что от Духа Божия" (1 Кор. 2:14). -
Прим. перев
402 Daniel Fuller, "The Holy Spirit's Role in Biblical Interpretation" //Scripture, Tradition, and Interpretation, ed. W. Ward Gasque and William Sanford LaSor (Grand Rapids: Eerdmans, 1978), pp. 189-198.
403 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, book 1, chapters 7 and 9.
404 Ibid., book 1, chapter 8.
405 J. В. Phillips, Your God Is Too Small (New York: Macmillan), 1961.
406 Например: Stephen Charnock, Discourses upon the Existence and Attribute" of God (Grand Rapids: Barker, 1979 reprint).
407 Phillips, Your God Is Too Small, pp. 63-66.
408 William G.T.Shedd, Dogmatic Theology (Grand Rapids: Zondervan, 1971 reprint), vol 1, p. 158.
409 Charnock, Existence and Attributes of God.
410 Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1953), p. 55.
411 Augustus Strong, Systematic Theology (Westwood, N. J.: Revell, 1907), pp. 247-249.
412 Ibid.
413 Edgar Y. Mullins, The Christian Religion in Its Doctrinal Expression (Philadelphia: Judson, 1927), p. 222.
414 Berkhof, Systematic Theology, p. 66.
415 James E.Talmage, A Study of the Articles Of Faith, 36th ed. (Salt Lake City: Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, 1957), p. 48.
416 Georg Hegel, Lectures on the Philosophy of Religion (New York: Humanities, 1962), vol. 1, pp. 90-106.
417 G.T.Manley, "Hinduism" //The World's Religions, ed. J.N.D.Anderson (Grand Rapids: Eerdmana, 1955), p. 107.
418 Walter Eichrodt, Theology of the Old Testament (Philadelphia: Westminster, 1967), vol. 2, pp. 40-46.
419 См.: James Barr, Biblical Words for Time (Naperville, 111.: Alec R.Allenson, 1962), в частности, его критику Оскара Кульмана: Christ and Time: The Primitive Christian Conception of Time and History (Philadelphia: Westminster, 1950).
420 Jurgen Moltmann, The Theology of Hope (New York: Harper and Row, 1967).
421 John B.Cobb, Jr., and David Ray Griffin, Process Theology: An Introductory Exposition
(Philadelphia: Westminster, 1976), p. 14.
422 Ibid., p.21.
423 Ibid., pp. 44-45.
424 Ibid., p. 47.
425 Alfred North Whitehead, Process and Reality (New York: Macraillan, 1929), pp. 524, 530.
426 Daniel Day Williams, "How Does God Act? An Essay in Whitehead's Metaphysics" //Process and Divinity The Hartshorne Festschrift, ed. William L.Reese and Eugene Freeman (La Salle, 111.: Open Court, 1964), p. 177.
427 Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1953), p. 73. 428 Augustus Strong, Systematic Theology (Westwood, N. J.: Revell, 1907), p. 297. 429 Например: Anselm, Cur Deus homo 1.12,
430 William of Ockham, Reportatio, book 3, questions 13C, 12CCC.
431 Strong, Systematic Theology, pp. 567-573.
432 С.S. Lewis, The Problem Of Pain (New York: Macmillan. 1962), pp. 144-164.
433 См.: Тертуллиан, Против Маркиона.
434 Nels Ferre, The Christian Understanding of God (New York: Harper and Brothers, 1951), pp. 227f.
435 Joseph Fletcher, Situation Ethics: The New Morality (Philadelphia: Westminster, 1966), pp. 86-102.
436 William G.T.Shedd, Dogmatic Theology (Grand Rapids: Zondervan, 1971 reprint), vol. 1, pp. 377-378.
437 Berkhof, Systematic Theology, p. 52.
438 Со1ш Gunton, "Transcendence, Metaphor, and the Knowability of God" // The Journal of Theological Studies, n.s. 31 (1980). 509.
439 Borden P.Bowne, The Immanence of God (Boston: Houghton Mifflin, 190S), ? 17.
440 Ibid., p. 18.
441 Friedrich Schleiermacher, On Religion: Speeches to Its Cultured Despisers (New York: Harper and Row, 1958), p. 88.
442 James Orr, God's Image in Man and Its Defacement in the Light of Modern Denials (Grand Rapids: Eerdmans, 1948), pp. 201-202.
443 Bowne, Immanence, p. 23.
444 Schleiermacher, On Religion, p. 89.
445 John Herman Randall, Jr., The Making of the Modern Mind, rev. ed. (Boston: Houghton Mifflin, 1940),p. 659.
446 John Fiske, Through Nature to God (Boston: Houghton Mifflin, 1899), p.64. Ср.: Randall,
Modern Mind, pp. 555-556.
447 Walter Rauschenbusch, Christianizing the Social Order (New York: Macmillan, 1919).
448 Friedrich Schleiermaoher, The Christian Faith (New York: Harper and Row, 1963), pp. 877ff.
449 Donald Bailhe, God Was in Christ (New York: Scribner, 1948), pp. 114-118
450 Paul Tillich, Systematic Theology (Chicago: University of Chicago, 1951), vol. 1, pp. 235ff.
451 Paul Tillich, What It Religion?, ed. James Luther Adams (New York: Harper and Row, 1969), p. 82.
452 Tillich, Systematic Theology, vol. 1, p. 245.
453 Ibid., p. 127. Ср.: Paul Tillich, The Courage to Be (New Haven, Conn.: Yale University, 1952), pp. 84ff., a также описание медитации Ролло Мей в работе: Paulas: Reminiscences of a Friendship (New York: Harper and Row, 1973), pp. 94-96.
454 Thomas J. J.Altizer, The Gospel of Christian Atheism (Philadelphia: Westminster, 1966), pp. 77-84.
455 William Hamilton, "The Death of God Theologies Today" //Thomas J. J.Altizer and William Hamilton, Radical Theology and the Death of God (Indianapolis: Bobbs-Merril, 1966), p. 49.
456 Ibid.,p.48.
457 William Hamilton, "The Unfinished Agenda of the Death of God Theology" (речь в Вифанийской богословской семинарии, Оук-Брук, штат Иллинойс, март 1966 г.).
458 Karl Barth, The Church and the Political Problems of Our Day (New York: Scribner, 1939).
459 Edward Scribner Ames, Religion (New York: Henry Holt, 1929), p. 133.
460 John A.T.Robinson, Honest to God (Philadelphia: Westminster 1963), pp. 29-44.
461 Karl Barth, Der Romerbrief: Abdruck der neuen Bearbeitung (Zurich: E. V. Z. Verlag, 1967), pp. llf.
462 Ibid.,.p-SlS.
463 Ibid., p. 11.
464 Karl Barth, Church Dogmatics (Edinburgh: T.and T.Clark, 1936), vol. 1, part 1, pp. 188-190.
465 Martin Heinecken, The Moment Before God (Philadelphia: Muhlenberg, 1966), pp. 81-83.
466 Seren Kierkegaard, Concluding Unscientific Postscript, trails. D.F.Swenson and W.Lowrie (Princeton, N. J.: Princeton University, 1941), p. 369.
467 Heinecken, Moment Before God, pp. 90-93.
468 Frederick Herzog, "Toward the Waiting God" //The Future of Hope: Theology as Eschatology, ed. Frederick Herzog (New York: Herder and Herder, 1970), pp. 69-61.
469 Rudolf Otto, The Idea of the Holy (New York: Oxford University, 1958), pp. 12-40.
470 Есть и другие истолкования этого места, например: Ernst Lohraeyer, Kyrios Jesus: Eine Untersuchung ги Phil 2, 5-11, 2nd ed. (Heidelberg: Carl Winter, 1961); Ralph Martin, Carmen Chratl (Cambridge: University Press, 1967). Но я хочу привлечь внимание читателя к следующим работам: Reginald H.Fuller, The Foundations of New Testament Christology (New York: Scribner, 1965), p. 235, n. 9; Leon Morris, The Lord from Heaven: A Study of the New Testament Teaching on the Deity and Humanity of Jesus (Grand Rapids: Eerdmans, 1958); Paul D.Feinberg, "The Kenosis and Christology: An Exegetical-Theolo-gical Analysis of Philippians
2:6-11" //"Trinity Journal, n.s. 1 (1980): 21-46. Моррис, например, комментирует: "Невозможно утверждать, что Павел думал об Иисусе как о простом человеке. Флп. 2:6 и следующие стихи надо рассматривать и понимать как заявление о Божественности Иисуса в полном смысле слова" (с. 74).
471 Theodoras Vriezen, An Outline of Old Testament Theology (Oxford: B. Blackwell, 1958", p. 179.
472 Walter Eichrodt, Theology of the Old Tettament (Philadelphia: Westminster, 1961), p. 187.
473 G. A. F. Knight, A Biblical Approach to the Doctrine of the Trinity (Edinburgh: Oliver and Boyd, 1953), p. 20.
474 Ibid.
475 Paul King Jewett, Man as Male and Female (Grand Rapids: Eerdmans, 1975), pp. 33-40,43- 48; Karl Barth, Church Dogmatics (Edinburgh: T. and T. Clark, 1958), vol. 3, part 1, pp. 183- 201.
476 Artur W. Wainwright, The Trinity in the New Testament (London: S. P. C. K., 1962), pp. 267ff.
477 George S. Hendry,<