11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

Заключительные замечания

Мы подошли к концу нашего исследования. Мы не только рассмотрели множество различных тем, но указали также на наличие разнообразных точек зрения по этим вопросам. Возможно, завершить курс систематического богословия нам следует определением его места в общем контексте. Действительно ли так важны теоретические


идеи и концепции? У многих стремление к конкретным делам и немедленным действиям подавляет интерес к рассмотрению теоретических вопросов. В результате ценность сочинений, подобных данному, кажется сомнительной. Конечно, можно предположить, что читатель, который дошел до этой страницы, не разделяет такой оценки значения идей. Тем не менее полезно сделать краткий обзор той роли, которую играют идеи и концепции.

 

Наш мир таков, каков он есть, в значительной степени благодаря выдвижению, изучению и осуществлению тех или иных идей. Идея мгновенной передачи изображения на дальние расстояния, считавшаяся век назад фантастической, стала реальностью, и в результате изменился сам характер культуры и общества. Идея равенства разных человеческих рас и необходимости установления между ними справедливых отношений оказала огромное влияние на ход мировых событий во" второй половине XX века. Идея диалектики, которую Карл Маркс заимствовал у Георга Гегеля и модифицировал, превратив в свою собственную систему диалектического материализма, казалась многим людям абстрактной и не имеющей практического значения, когда он впервые предложил ее обществу. Тем не менее она сильно повлияла не только на сознание, но и на опыт несметного числа людей во всем мире. А кто мог предвидеть то влияние, которое окажет на мир необычная концепция происхождения видов Чарльза Дарвина? Идея же Адольфа Гитлера о высшей расе и превосходстве арийцев привела к смерти приблизительно шести миллионов евреев.

 

Но еще более значительное воздействие оказывают концепции, образующие фундамент христианства. Идея, что Бог пришел в мир в человеческом облике, был распят и воскрес из мертвых, многим кажется неправдоподобной и невероятной. Тем не менее мир был бы совершенно иным, если бы не миллионы людей, верящих в это учение и проповедующих его. Сколько возникло больниц и высших учебных заведений в результате движущей силы, исходящей от людей, выступающих во имя Того, в Кого они верят как в

Воплощенного Бога! То влияние, которое христианство оказало на мир в I веке, а также на последующий ход истории, непосредственно связано с предложенными им идеями о том, Кто такой Иисус Христос и каково значение Его жизни.

 

Вопрос правильной веры необычайно важен в наше время. Мы сталкиваемся со множеством разновидностей религиозных идей. Мы также встречаемся с мириадами концепций христианского образа жизни, корни которых уходят в различные богословские учения. Принятое нами конкретное понимание основных концепций - например, о соотношении благодати и дел - оказывает глубочайшее влияние на то, что мы делаем в христианской жизни, а также на то, в каком духе мы это делаем. Поэтому правильная вера имеет жизненно важное значение.

 

Однако, даже если наши верования чисты и правильны, этого самого по себе недостаточно. Ибо правильная вера и овладение богословскими тонкостями сами по себе не имеют ценности в глазах Господа. Представьте себе, например, как пред Господом в день суда предстает группа студентов богословия и богословов и, повторяя Мф. 7:22, взывает в свое оправдание: "Не Твоим ли именем мы изучали "Христианское богословие"? Не Твоим ли именем излагали основные учения христианства? " Господь


ответит им: никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие". Вероучение важно, но его значение заключается в том вкладе, который оно вносит в наши отношения

с Богом. Без этого самая утонченная богословская система, искусно разработанная и красноречиво изложенная, - лишь "медь звенящая или кимвал звучащий". Суть того, что мы пытаемся здесь объяснить, такова: наши верования (наше официальное богословие, основанное на объективном учении Писания) должны воплощаться в жизнь, в нашу повседневную практику (которая является, так сказать, нашим неофициальным богословием). Чтобы привести практические действия в соответствие со своими верованиями, нам надо обдумывать свои верования и глубоко размышлять над ними.

Возможно, именно это, в частности, имел в виду Павел, когда призывал: "Преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим. 12:2).

 

С изучением богословия связаны некоторые опасности. Есть своего рода богословские болезни, риску подхватить которые подвержены люди, изучающие богословие. Гельмут Тилике очень ярко описал некоторые из них в своей книге "Небольшая тренировка для юных богословов". Одна из самых распространенных и самых серьезных среди болезней - грех гордости. Когда мы достигаем определенного уровня знаний в богословских вопросах, возникает опасность, что мы станем рассматривать свое знание как некий признак наших особых достоинств, как нечто отделяющее нас от других и возвышающее над ними. Полученные знания, а особенно тот богословский жаргон, которым мы овладели, могут использоваться просто для того, чтобы внушать почтительный трепет тем, кто знает меньше нас. Более высокая эрудиция может превратить нас в нечто вроде

интеллектуального хвастуна1945. Или же наши богословские знания могут вовлечь нас в своего рода богословские состязания, когда отстаивание в споре одной теории против

другой превращается в настоящую цель жизни. Но это означает превращение того, что должно быть серьезнейшим из дел, в некий вид спорта.

 

В этой связи нам следует помнить слова Иисуса о том, что мы должны быть как дети; Бог утаил Свою истину от мудрых и разумных и открыл ее младенцам (Мф. 11:25). Нам нельзя недооценивать богословской проницательности и чуткости тех, кто не занимается изучением богословия в формальном смысле. Существует то, что Тилике называет "духовным инстинктом чад Божьих"1946. Многие миряне, не будучи изощренными в официальных богословских дисциплинах, тем не менее имеют опыт христианской жизни, благодаря которому их проницательность и понимание порой намного превосходят проницательность и понимание профессиональных богословов. Когда Иисус говорил, что

Он пришлет Святого Духа, Который наставит верующих на всякую истину (Ин. 16:13), Он не ограничивал действие Своего обещания лишь кругом выпускников семинарий.

 

Из этого, однако, не следует делать вывод, что богословие не является интеллектуальным занятием. Оно требует строгого логического мышления. Для построения здания систематического богословия нам надо мыслить систематически. Это значит, что мы не можем действовать эклектически. Идеи необходимо искать повсюду, где только можно их найти, но при этом необходимо стремиться к тому, чтобы мыслить связно и последовательно. Нельзя сознательно включать в свою систему идеи, основанные на допущениях, которые противоречат друг другу. Разумеется, мы сталкиваемся и с тайнами,


которые не можем до конца постичь. Но богослов-систематик не может просто смиряться с наличием неясных вопросов, он должен стремиться разобраться в них.

 

Помимо логического или рационального аспекта богословия, есть также эстетический его аспект. Охватывая взглядом всю Божью истину в целом, мы можем уловить и ее художественную сторону, увидеть великую красоту и взаимосвязанность доктрин.

Органический, целостный характер богословия, соразмерное и сбалансированное описание всей реальности и человеческой природы вызывают чувство удовлетворения, так как человек способен воспринимать и ценить красоту в форме симметрии, связности и полноты.

 

Однако богословие недостаточно лишь изучить, понять и оценить. Есть еще и вопрос выражения и передачи богословского послания. В нашей работе мы изложили основы христианского мировоззрения и понимания жизни, то есть того послания, которое призваны принять все люди. Однако это содержание необходимо постоянно, снова и снова выражать заново. Когда перед нами вставал выбор - отдать предпочтение вневременной сущности учений или их конкретным современным выражениям, - мы склонялись к первому варианту. Но при этом возникает необходимость в таком выражении богословских учений, которое делало бы их доступными для большего числа людей.

Потребность эта отчасти вытекает из того факта, что автор - образованный белый североамериканец, принадлежащий к среднему классу. Хотя свое служение он проводит в том числе и среди негров, американцев латиноамериканского происхождения и представителей низших общественных слоев, сочинение это ориентировано в основном на тот тип студентов, который преобладает среди поступающих в американские семинарии евангельского направления. Требуется большая работа, чтобы придать богословскому содержанию форму, ориентированную на представителей Третьего мира. Необходимо также адаптировать форму этого богословского содержания с учетом вертикального измерения. Ибо труд этот написан в первую очередь для студентов семинарий. Ободряют и вселяют надежду сведения о том, что эти книги изучают и простые миряне. Однако богословские концепции можно выражать в таком виде, что они будут доступными пониманию даже детей.

 

Распространению богословских знаний отчасти может способствовать осознание того обстоятельства, что богословие не должно обязательно и всегда выражаться в логически последовательной или дидактической форме. Иногда простой рассказ лучше передает богословское содержание. Иисус неоднократно демонстрировал это, используя притчи. В XX веке К. С. Льюис показал своим творчеством, что богословие может выражаться в форме занимательных историй, даже рассказов для детей. Художественное богословие

способно доносить глубокие истины, оказывая на человека динамическое воздействие1947. Однако нам необходимо помнить о различии между богословскими размышлениями и передачей содержания учения. Для построения современного богословского учения необходимы точные категории логически последовательной теоретической мысли.

 

Автор убежден, что подлинное, хорошее богословие усиливает у читателя осознание могущества и величия Бога. Когда Моисей встретился с Богом у горящего куста (Исх. 3),


он исполнился чувством собственного ничтожества, собственной греховности. Также и Петр, осознав, что он находится в присутствии совершенного и могущественного Господа, испытал благоговейный страх (Лк. 5:8), Если мы на самом деле донимаем смысл и значение рассмотренных нами истин, наша реакция будет такой же. Некоторые из изученных в этой книге тем в большей степени способствуют прямому и эффективному познанию Бога, но все они так или иначе помогают, этому. Поставленная автором цель будет достигнута только в том случае, если эта книга усилит у читателя любовь к Господу и придаст ему большую способность передавать эту свою любовь другим.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.