11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

25. Универсальность человеческой природы

Мы видим, что цель или предназначение человека - знать Бога, любить Его и служить Ему. Бог сделал человека способным познать Его и ответить Ему. Это основополагающая отличительная характеристика человека, основная черта, присущая всему человечеству. Все остальные характеристики человеческой расы побочны и не имеют особого значения для человеческой сущности.

 

Тем не менее между людьми существуют некоторые второстепенные отличия, которые, по крайней мере в практическом плане, отражаются на отношении общества к их обладателям. Хотя теоретически тот постулат, что люди, в чем-то отличающиеся,

остаются вполне людьми, не отвергается, тем не менее на практике в обществе проявляется тенденция ставить их на более низкую ступень по сравнению с остальными.


Цель данной главы заключается в рассмотрении того, что именно Библия и вытекающее из нее богословие говорят о разных категориях людей. Мы увидим, что особый статус, который Бог предоставил человеку, сотворив его отличным от животных, распространяется на всех представителей человеческого рода.

 

Все расы

 

Прежде всего следует отметить, что в Божью человеческую семью входят все расы, а следовательно, все они являются объектами Его любви. Тем не менее расовые предрассудки мы видим повсюду. В ходе истории мишенями таких предрассудков становились группы людей с резкими внешними отличиями, что иногда вело к откровенному рабству, а в другие времена к менее крайним формам дискриминации. Порой это подкреплялось даже богословскими соображениями о статусе отдельных расовых групп в глазах Бога. В своей книге " Бог - белый расист? " Уильям Джоунз пишет

об одной из форм этого явления, которую он называет "божественным расизмом"782. "Божественный расизм" разделяет человеческий род на две категории: "мы" и "они". Предполагается, что Бог именно так разделил род и выказывает особый интерес и благоволение к одной из групп. Согласно этому взгляду, Бог не всех оценивает одинаково. К одним Он относится благосклоннее, чем к другим. Он намеренно допускает неравномерность страданий: на одну группу их навлекается больше, чем на другую. Бог Сам установил эту неравномерность, и Его милость или немилость связаны с расовой или этнической принадлежностью783.

 

Джоунз не считает, что божественный расизм ограничивается какой-то одной религией. Первый его пример относится к индуизму. Но и христианство не остается в стороне.

Самую крайнюю форму принимали, пожалуй, аргументы белых расистов, доходивших до отрицания человеческой природы у негров или, другими словами, до отрицания у негров души784. Это было попыткой оправдания неравенства рабов и рабовладельцев. Один из самых распространенных псевдобогословских аргументов состоял в том, что черты трех сыновей Ноя будут характеризовать их потомков до конца времен785. Утверждалось, что Хам родился черным и что его потомки - негры. Проклятие было наложено на Хама из-за его порочности, и по этому проклятию сын Хама Ханаан отдавался в рабство потомкам Сима и Иафета. Следовательно, все черные находятся под Божьим проклятием, а рабство оправдано, поскольку его установил Бог. Другой вариант этого аргумента состоит в утверждении, что Каин был проклят за убийство своего брата Авеля, отдан в рабство и

превращен в черного (знамение на Каине - Быт. 4:13-15). Хам, по-видимому, женился на одной из женщин рода Каина, поэтому сын Хама Ханаан нес на себе двойное проклятие786. Высказывалось и такое утверждение, что негры происходят не от Адама. Чаще всего эта аргументация сводилась к тому, что негры - люди, но относятся к другому роду, Адам же - отец лишь белой расы787.

 

Согласно еще одному утверждению, негров следует понимать как двуногих животных. Раз негры живут сейчас среди нас, они были в ковчеге. Но в ковчеге спаслись только восемь душ, и все они относятся к семье Ноя. У негра же, который был одним из животных в ковчеге, не могло быть души788. Здесь мы видим оправдание расовой дискриминации и


рабства в наиболее завершенном виде: негры - не люди, а следовательно, не имеют прав, которыми обладают человеческие существа.

 

По отношению к различным группам существуют и предрассудки, выражающиеся в менее крайних формах. У всех проявляется склонность к принижению человеческого положения членов других групп. Мы ответим на это двояким образом: опровержением таких взглядов и показом вполне определенных библейских свидетельств, что созданная Богом человеческая природа распространяется на все расы.

 

Библия не дает никаких оснований утверждать, что черные (или любая другая раса) не обладают полной человеческой природой или представляют собой человеческие существа более низкого порядка. Например, нет никаких указаний, что Хам был черным. То же относится к утверждению, что знамение на Каине свидетельствовало о его принадлежности к черной расе. Далее, точка зрения, что негры - не человеческие существа, противоречит антропологическим фактам, в частности получению потомства

при межрасовых браках789.

 

Но более важное значение имеют для нас определенные библейские свидетельства тому, как Бог относится ко всем расам и народностям. Эта тема в Писании рассматривается прежде всего в свете отношений между иудеями и язычниками. Из статуса Израиля как избранного народа можно было бы сделать вывод, что внимание и интерес Бога к человеку ограничиваются еврейским народом. Но совершенно очевидно, что евреи были избраны не для того, чтобы быть исключительными сосудами Божьих благословений, а для того, чтобы получать и передавать эти благословения. Даже во времена Ветхого Завета для внешних существовала возможность стать прозелитами веры Израиля. Яркий

пример тому - Рахав и моавитянка Руфь, упомянутые даже в родословии Иисуса (Мф. 1:5).

 

В Своем служении Иисус открыт к нуждам тех, кто не принадлежал к дому Израиля. Его забота о самарянке (Ин. 4) и предложение ей живой воды указывают, что спасение не ограничивалось иудеями. Просьба сирофиникиянки об изгнании беса из ее дочери была удовлетворена (Мк. 7:24-30). Самый, пожалуй, показательный эпизод - случай с римским сотником, попросившим об исцелении парализованного слуги (Мф. 8:5-13). Иисус удивился вере этого человека, превосходившей все, что Он видел в Израиле (Мф. 8:10). Иисус удовлетворил просьбу, но, прежде чем сделать это, Он дал замечательное предсказание: "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства низвержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8:11-12). Это, без сомнения, предвидение времени, когда Божья благодать распространится на бесчисленное множество людей независимо от их расовой принадлежности.

 

В книге Деяний универсальность Божьей благодати еще более очевидна. Видение Петра (Деян. 10:9-16), в котором он получил разрешение есть не только чистых, но и нечистых животных, стало знамением для распространения послания о спасении на язычников, в первую очередь на сотника Корнилия (Деян. 10:17-33). Новое понимание Петр выразил следующим образом: "Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе


боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян. 10:34-35). Когда Петр проповедовал Евангелие людям, собравшимся в доме Корнилия, на них сошел Святой Дух, как раньше Он сошел на иудеев (Деян. 10:44-48). Это событие дало импульс служению язычникам, которое осуществлялось главным образом Павлом и его помощниками.

 

В служении Павла было много эпизодов, поучительных с точки зрения положения неевреев. Один из наиболее значимых - встреча с афинскими философами в Деян. 17. Основная направленность обращения к ним - всеохватывающая по своей сути. Бог сотворил мир и все, что в нем (Деян. 17:24). Он дал всем людям жизнь, дыхание и все остальное (Деян. 17:25). Павел особенно подчеркивает единство человеческого рода: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию" (Деян. 17:26). Его заявление афинянам, что "неведомый Бог", Которому они поклоняются, и есть Тот Бог, Которого он проповедует, основывается на предпосылке, что все люди входят в человеческий род, который был сотворен Богом и которому Он предоставил возможность спасения.

 

В церкви не должно быть разделения на иудеев и язычников. В Еф. 2:14 Павел заявляет, что Христос разрушил стоявшую между ними преграду. Спасение предназначено для всех, и не может быть дискриминации по национальному признаку. Этот урок не всегда быстро понимался и усваивался, и когда Петр по приходе иудействующих отошел от язычников, Павел счел необходимым противостать ему (Гал. 2:11). В Гал. 3:6-9 Павел заявляет, что все люди с верой Авраама - наследники Авраама, независимо от национальности. В Отк. 5:9 сказано, что Агнец искупил "всякое колено, народ, язык и племя".

 

В приведенных отрывках речь, разумеется, не идет о конкретных расах и народах. Тем не менее ясно, что есть общая широкая основа: все человеческие существа сотворены для общения с Богом, и предложение спасения открыто для всех. В отношении оправдания в Божьих глазах нет разделения как по половому признаку, так и по расовому (Гал. 3:28).

 

Два пола

 

На женщин порой смотрят в лучшем случае как на второстепенных членов человеческого сообщества. В определенные периоды их лишали избирательных прав, других прав, которыми пользуются мужчины, а на жен смотрят иногда просто как на собственность мужей790. В мире библейских времен у женщин было мало прав, во всяком случае меньше,

чем у мужчин. Ветхий Завет в определенном смысле не изменил положение, а просто приспособился к нему. Но есть указания, что Бог с самого начала положение женщины рассматривал равным положению мужчины. Эти указания со временем становились все более явными, а особое откровение возвело их на еще более высокий уровень.

 

Указания на положение женщины мы видим уже в рассказе о творении. В Быт. 1:26-27

нам определенно дается понять, что образ Божий в женщине присутствует, как и в


мужчине. Хотя Карл Барт791 и Пол Джуит792 утверждают, что в Быт. 1:27 мы имеем дело с тройным параллелизмом и что сотворение человека как мужчины и женщины есть отражение образа Божьего, это представляется не вполне очевидным. Вместе с тем совершенно ясно, что первые две строки: сотворил Бог человека по образу Своему" и "по образу Божию сотворил его" равнозначны, ибо они повторяют параллелизм стиха 26: "сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему". С другой стороны, третья строка в стихе 27: "мужчину и женщину сотворил их" - Встречается только в нем, и ее нельзя автоматически связывать с предыдущими. Скорее всего, она не повторяет идею двух предыдущих строк, а заменяет их. Она точно так же соотносится с такими словами, как "да владычествуют", которые мы видим в начале стиха 26. В каждом случае нам дается какая-то дополнительная информация. В последнем случае дополнение делает ясным, что "человек", сотворенный по образу Божьему, - мужчина и женщина. Оба они несут в себе образ Создателя.

 

Ту же самую мысль находим в Быт. 5:1-2: "Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их". Заявление о создании человека как мужчины и женщины располагается между двумя другими заявлениями о Божьем сотворении человека, в первом из которых сказано, что Бог создал человека по Своему подобию. При этом упор как будто бы делается на той стороне образа Божьего, которая состоит в том, что человек делится на мужчину и женщину.

 

Второе показательное место в рассказе о творении - происхождение женщины от мужчины. Упор иногда делается на том, что она названа "помощником", что как будто подразумевает какую-то подчиненность или неполноценность. Однако внимательное рассмотрение Быт. 2:18 опровергает это впечатление. Использованная при переводе фраза: "помощник, соответственный ему" - стоит на месте двух еврейских слов. Второе из них,

 

(neged), означает "соответствующий" или "равный"793. Слово же, переданное как

 

"помощник",        ('erez), в Ветхом Завете нередко используется применительно к Богу: Исх. 18:4; Вт. 33:29; Пс. 32:20; 69:6; 113:17,18,19. Это как будто указывает на то, что помощник в Быт. 2:18 по положению не ниже того, кому оказывается помощь.

Помощника здесь следует, скорее, рассматривать как соработника или сподвижника.

 

Таково положение женщины с начала творения. А как было после грехопадения и последовавшего за ним проклятия? Особое значение имеет здесь проклятие женщины в Быт. 3:16: "Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою".

 

Слово, переведенное как "господствовать", -      (mashal). Хотя оно чаще всего переводится как "господствовать", это не единственное его значение. Оно означает также "подобный" или "похожий"795. Один из переводов этого места, учитывающий контекст, проводит параллель между проклятием мужа, подразумевающим тяжкий труд, и проклятием женщины, подразумевающим муки при родах. В древнееврейском оригинале мужской тяжкий труд и женские боли переданы одним словом. Основное значение его -


 

"боль" и "скорбь". Поэтому перевод       в Быт. 3:16 ("[он] будет подобен [тебе]") представляется вполне правомерным. То есть страдание будет испытывать не только женщина; подобное же страдание будет испытывать и ее муж796.

 

 

Верно, что муж часто называется еврейским словом      (ba'al), означающим "господин" или "хозяин". Но следует отметить, что это слово встречается и в женском роде. В Быт. 20:3, например, оно использовано для описания отношений Сарры с Авраамом. Таким образом, характер господства в брачных отношениях не односторонний.

 

В Писании женщина не изображается как существо незначительное или раболепствующее. В Пр. 31, например, превозносится добродетельная женщина. Она

готова делать все для благополучия семьи, но не остается постоянно дома. Она занимается делами и торговлей (Пр. 31:18, 24).

 

Следует также отметить, что помимо факта создания женщины по образу Божьему для изображения Самого Бога иногда используются выражения и образы, относящиеся к женщине. Во Вт. 32:18 Бог представлен как мать Израиля: Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя". Использованная Моисеем терминология подчеркивает боль родовых схваток и ясно показывает, что здесь он имеет в виду роль матери. Иисус тоже использует женские образы для изображения Бога. Например, Он рассказывает три притчи, в которых раскрывается Божья забота о потерянных: о заблудшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне (Лк. 15). В первой и третьей из них Бог представлен мужской фигурой, а в притче о потерянной драхме главное действующее лицо - женщина. Кроме того, щедрость в даянии Иисус показывает на примере вдовы (Лк. 21:1-4).

 

Поучительно также отношение Иисуса к женщинам. Хотя евреи обычно не имели никаких дел с самарянами, тем более с явными грешниками среди них, Иисус завел разговор с прелюбодействующей самарянкой, поскольку Его заботило ее духовное состояние (Ин. 4). Женщину с кровотечением, прикоснувшуюся к краю Его одежды, Он похвалил за ее веру (Мф. 9:20-22). Мария и Марфа были среди самых близких друзей Иисуса. О женщине, помазавшей Его в Вифании (Мф. 26:6-13), Он сказал, что ее будут помнить везде и всегда при проповеди Евангелия (Мф. 26:10-13). Мария Магдалина была первым человеком, которому Иисус явился после воскресения, и именно ей Он дал поручение сказать ученикам, что Он восстал (Ин. 20:14-18). Женщины играли важную роль с самого начала жизни и служения Иисуса. Мария, а не Иосиф вознесла хвалу Богу после сообщения о грядущем рождении Иисуса (Лк. 1:46-55). Елисавета тоже прославила и благословила Господа (Лк. 1:41-45). Анна была, по-видимому, первым учеником Иисуса среди женщин (Лк. 2:36-38). Дональд Шейнер следующим образом выразил отношение Иисуса к женщинам: "Показательно, что Иисус относился к женщинам не просто как к женщинам, а как к личностям. Он принимал их всерьез, задавал им вопросы, развивал их потенциал и

возводил их на тот уровень достоинства, которого они заслуживают"797.


Самое ясное, пожалуй, заявление, что в отношении спасения женщина занимает в глазах Бога то же положение, что и мужчина, содержится в классическом тексте в Гал. 3:28: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе". Этот стих иногда отделяется от контекста и используется при рассмотрении вопросов, о которых Павел не Говорит. Однако Павел не имеет здесь в виду равенство с точки зрения выполняемой работы или роли женщин в церкви, например как рукоположенных служителей798. Он затрагивает важный вопрос оправдания верой, положения человека перед Богом с точки зрения личной праведности. Павел говорит, что в отношении личного спасения у Бога нет различия между мужчиной и женщиной. Все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27).

 

Отметим, наконец, важную роль женщин в делах Божьего царства. Хотя они и составляли меньшинство, тем не менее во все времена библейской истории были женщины, занимавшие положение лидеров и оказывавшие влияние на ход событий. Мариамь помогала Моисею и вела израильских женщин с песнями и танцами после выхода из Египта (Исх. 15:20-21). Девора была судьей Израиля, а Иаиль убила Сисару (Суд. 4:17-22). Есфирь спасла еврейский народ от уничтожения Аманом. Мы уже отмечали роль женщин в Новом Завете. Просто поразительна верность женщин, окружавших Иисуса, в кризисных ситуациях. Мы видим их у креста (Лк. 23:49), они приготовились помазать тело Иисуса (Лк. 23:55-56), они обнаружили пустой гроб, услышали послание двух ангелов и

сообщили весть апостолам (Лк. 24:1-11)799.

 

Даже Павел, которого иногда обвиняют в жестком противодействии участию женщин в деятельности церкви, положительно отзывается о делах женщин, занимающих положение лидеров. О Фиве он пишет: "Она было помощницею многим и мне самому" (Рим. 16:2).

Прискилла и Акила характеризуются как "сотрудники мои во Христе Иисусе, - которые голову свою полагали за душу мою" (Рим. 16:3-4). Хотя нам мало известно о Мариами (Рим. 16:6) и Персиде (Рим. 16:12), мы знаем, что они "много потрудились о Господе". Павел приветствует также Трифену и Трифосу, "трудящихся о Господе" (Рим. 16:2), Руфа и "матерь его и мою" (Рим. 16:13), Юлию, Нирея и сестру его (Рим. 16:15). Павел разрешает женщинам пророчествовать в собрании, во всяком случае при определенных условиях (1 Кор. 11:5). Эти указания на представления Павла о полезности служения женщин несколько смягчают те его высказывания, в которых он как будто ограничивает их деятельность. Эти ограничительные места следует рассматривать как относящиеся к конкретной местной ситуации (например, 1 Кор. 14:33-36).

 

Люди с любым материальным положением

 

В Библии много говорится о нищих. В Ветхом Завете есть указания, что Бог проявляет о них особую заботу. Эта забота выразилась в освобождении Израиля от рабства и нищеты, в которых они жили в Египте. Она явствует из предостережений Бога против несправедливого отношения к бедным и угнетенным. Пример такого повеления мы видим во Вт. 15:9: "Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: "приближается седьмый год, год прощения", и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему


брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех".

 

Была предусмотрена целая серия мер для обеспечения условий жизни бедного. Каждый третий год следовало отдавать десятину левиту, пришельцу, сироте и вдове (Вт. 14:28-29). С верным исполнением этой заповеди связывалось обетование: "Дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которые ты будешь делать". Особое значение имел субботний (каждый седьмой) год: в этот год землевладельцы не должны были засевать поля, а бедным разрешалось собирать все, что ни них вырастало само по себе (Исх. 23:10-11; Лев. 25:3-6); рабов-евреев следовало освобождать через шесть лет работы (Исх. 21:2). Была также суббота суббот - юбилейный год, пятидесятый год, когда земля возвращалась первоначальному владельцу (Лев. 25:8-17). Часть плодов полей и виноградников всегда оставалась неубранной для бедных (Лев. 19:9-10), а голодные имели право есть плоды и зерна на поле, не унося, однако, их с собой (Вт. 23:24-25).

Обеспеченные люди должны были давать деньги взаймы бедным без всяких процентов (Исх. 22:25). Продавший себя бедный еврей должен был считаться не рабом, а наемником (Лев. 25:39-40), и с ним нельзя было обращаться жестоко (Лев. 25:43). Никто не должен был брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо от них по существу зависела жизнь (Вт. 24:6).

 

Особое внимание уделялось справедливому отношению к бедным: "Не суди превратно тяжбы бедного твоего" (Исх. 23:6). Амос осуждал тех, кто не повинуется этой заповеди: "Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы - враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных" (Ам. 5:12). Псалмопевец тоже обличал гонителей бедных: "По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют... [Нечестивый] подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои" (Пс. 9:23, 30).

 

Сам Иисус принадлежал к семье бедняков. Это явствует из рассказа о том, как Его младенцем принесли в Иерусалим для обряда очищения. По закону надо было принести в жертву агнца и молодого голубя или горлицу. "Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей" (Лев. 12:6-8). Факт, что семья Иисуса принесла в жертву "две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лк. 2:24), а не агнца, свидетельствует о ее бедности. Хотя в Своем служении Иисус, по всей видимости, не испытывал лишений и сильной нужды, у Него в то же время явно не было особого достатка и Он зависел от гостеприимства таких людей, как Мария, Марфа и Лазарь. На этот недостаток средств Он указал в Мф. 8:20: "Лисицы имеют воры, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову".

 

В Своем учении Иисус обращал большое внимание на бедных и на бедность. Цитируя Ис. 61:1-2, Он подчеркнул, что пришел благовествовать нищим (Лк. 4:18, 21). Забота о бедных составляет саму суть Его служения. Он говорил о блаженстве нищих (Лк. 6:20). В перечне чудес, о которых Он хотел сообщить Иоанну, фигурирует благовествование нищих (Лк.

7:22), Иисус также неоднократно подчеркивал опасность богатства: "Удобнее верблюду


пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" (Мк. 10:25). В притче о богаче и бедном Лазаре богач после смерти попадает в место мучений, а Лазарь на лоно Авраамово. Авраам говорит богачу: "Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе Твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" (Лк.

16:25). Но следует отметить, что богатство само по себе, как и бедность, не рассматривается как дискриминационный признак. Осуждение и предостережение Иисуса относятся к накопительству и к злоупотреблению богатством (Мк. 10:17-31; Лк. 8:14; ср. 1 Тим. 6:10).

 

У Иакова тоже есть достаточно резкие высказывания по поводу несправедливого отношения к бедным. Он описывает ситуацию, когда в собрание приходит богато одетый человек. Он привлекает всеобщее внимание, и ему предлагают лучшее место. А когда приходит бедный человек, ему отводят более скромное место. Такое отношение к богатству подвергается строгой критике: "Не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми .мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?" (Иак. 2:4-5).

 

Мысль о равном положении пред Богом богатого и бедного, а также о том, что праведный нищий выше нечестивого богача, проводится и во многих других местах Библии. В Притчах читаем: "Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь" (Пр. 22:1-2). В той же книге находим такую мысль: "Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый... Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый" (Пр. 19:1, 22).

Совершенно очевидно, что в глазах Бога не имеет значения,- богат человек или беден. Ведь именно Бог дает богатство и распределяет его, именно Он предопределяет различия в положении. Церковь должна следовать Божьему взгляду на богатство и бедность, относясь одинаково к богатым и бедным.

 

Пожилые люди

 

Библия также ясно показывает, что люди любого возраста, в том числе очень старые, одинаково ценны в глазах Бога. В наше время, в особенности в западной культуре, к пожилым людям часто относятся пренебрежительно. Частично это объясняется культом молодости - она превозносится как наиболее полное выражение человеческой природы. Что касается физических способностей, так оно и есть - своего физического расцвета человек достигает между двадцатью и тридцатью годами. Затем начинается общий упадок и даже деградация, но в других отношениях зрелость наступает позднее. Дискриминация пожилых людей частично основывается на утилитарном или прагматическом отношении к ценности человека. Считается, что пожилые люди не имеют особой ценности потому, что они не могут внести особого вклада в развитие общества, более того, становятся даже препятствием для этого развития.


Библейская позиция совершенно иная. Как и другие восточные народы, евреи высоко почитали стариков. Уважение к старости было само собой разумеющимся: "Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца, и бойся Бога твоего. Я Господь" (Лев. 19:32). Во времена Иеремии одним из признаков деградации Израиля было неуважение к пожилым людям: "Лица старцев неуважены" (Пл.И. 5:12).

 

В ветхозаветные времена старости, при правильном ее понимании, не боялись. К ней, скорее, стремились как к знаку божественного благословения. В Притчах показывается хорошая сторона как старости, так и юношества: "Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина" (Пр. 20:29). Старость рассматривалась как дар от Бога, как дополнительная возможность послужить Ему: "Долготою дней насыщу его" (Пс. 90:16). Верующий был уверен в Божьем присутствии с ним до старости: до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас" (Ис. 46:4). Обетование долголетия почитающим своих родителей мы видим как Ветхом (Исх. 20:12), так и в Новом (Еф. 6:1-

3) Заветах.

 

Одна из причин высокого положения стариков объяснялась верой в их мудрость. Эта вера выражена в Иова 12:20: "[Бог] отнимает язык у велеречивых, и старцев лишает смысла". Благодаря мудрости, которой, как считалось, они обладают, старикам отводилось высокое положение. Обратите внимание на термин старейшина, которым называли лидеров Израиля и который распространился на лидеров местных христианских собраний и общин. Упадок физической силы, делавшей человека ценным для работы в общине, компенсировался высотой мудрости и других качеств. Поэтому Петр советует: "Также и младшие, повинуйтесь пастырям [старейшинам]" (1 Пет. 5:5).

 

Но, скорее всего, главная побудительная причина уважения стариков была религиозной - люди оценивались не только исходя из того, что они могут сделать для других. Бог любит нас не только потому, что мы можем что-то сделать для Него, но и потому, что Он делает для нас, благодаря заботе, которой Он нас окружает. А поскольку со стариками такие отношения у Него продолжаются в течение уже долгого периода времени, в определенном смысле Он ценит их больше. Истинная христианская позиция заключается в том, чтобы, проявляя заботу о молодых людях и развитии их потенциала, не забывать о пожилых людях и не пренебрегать ими. Надо с радостью принимать их посильный вклад и высоко ценить их благополучие800.

 

Нерожденные

 

Еще один вопрос, имеющий далеко идущие последствия, особенно в этическом плане, касается положения нерожденного - зародыша, находящегося в утробе матери. Следует ли считать утробный плод человеком или просто сгустком ткани в теле матери? Если верно первое, аборт - лишение человеческой жизни с серьезными моральными последствиями.

Если верно второе, аборт - просто хирургическая операция по удалению нежелательного образования вроде кисты или опухоли.


Сторонники точки зрения, что утробный плод - человек, приводят два типа аргументов: биологический и библейский. Часто их объединяют вместе. Биологический аргумент строится на результатах научных исследований, касающихся развития плода во время беременности. Цель исследований состоит в определении точки качественного изменения, когда можно твердо установить индивидуальную личность зародыша. Обычно отмечается, что плод от зачатия до рождения развивается постепенно и непрерывно, поэтому невозможно определить конкретный момент или событие, которые можно считать началом человеческой личности или приданием души. Исходя из этого зародыш считается человеком на любом этапе развития801. Этот аргумент основывается, разумеется, на натурбогословии, он оперирует данными только общего откровения. Каким бы важным он ни был, главное значение мы будем придавать не ему.

 

Библейский аргумент исходит из изучения Писания в поисках указаний на положение нерожденного плода. Приводится большое количество мест, относящихся к вопросу, считается ли у Бога зародыш человеком.

 

Часто ссылаются на покаянный вопль Давида в Пс. 50:7, который звучит так: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя". Хотя Давид использует личные местоимения, из этого стиха отнюдь не явствует, что он считал себя вполне человеком до рождения. Ближе к выражению этой идей он подходит в Пс. 138:13-15: "Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы". Эти слова Давида можно понимать таким образом, что между ним и Богом существовали личные отношения, когда он был еще в утробе матери.

 

В Новом Завете относящимся к этому вопросу местом считается Лк. 1:41-44. Елисавету, носившую Иоанна Крестителя, приветствует ее родственница Мария, пришедшая с новостью, что Она, Мария, должна родить Мессию. Лука пишет: "Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом... когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем". Если слова Елисаветы понимать буквально, здесь мы видим пример веры до рождения. И все же оценить этот эпизод достаточно трудно. Мы не знаем, что точно имеется в виду под словами, что Елисавета "исполнилась Святого Духа". Была ли она сама и ее слова "вдохновенными" в терминологическом смысле слова? Не ясно также, следует ли понимать буквально ее утверждение о реакции нерожденного ребенка (он взыграл).

 

При обсуждении вопроса о положении утробного плода иногда ссылаются и на другой текст Нового Завета - Евр. 7:9-10. Речь там идет об уплате десятины Авраамом Мелхиседеку. Автор делает заключение: "И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его". В буквальном смысле это заявление означает, что человеческой природой обладают не только нерожденные зародыши, но и незачатые существа, поскольку Левий был правнуком Авраама. Но к этому отрывку разумнее относиться как к выражению


традуцианизма, такого взгляда, согласно которому человеческая природа личности во всей ее полноте, как материальная, так и нематериальная (или тело и душа), передается прямо и сразу от родителей, то есть дело обстоит не так, что тело, физически зарождаемое при зачатии, получает душу на каком-то более позднем этапе (например, при рождении).

Но если в Евр. 7 действительно выражен традуцианистский взгляд все выглядит именно так), то этот отрывок подкрепляет концепцию о человеческой природе зародыша, ибо при таком взгляде зародыш невозможно рассматривать в отрыве от души или духовной природы.

 

При рассмотрении вопроса о человеческой природе зародыша чаще всего, пожалуй, обсуждается Исх. 21:22-25, отрывок, помещенный в пространном перечне наставлений и предписаний, следующих за Десятью заповедями. Он гласит: "Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб". Это применение lex talionis, закона воздаяния, изложенного в Лев. 24:17-20 ("как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать"). Распространенное истолкование Исх. 21:22-25 заключается в том, что при выкидыше, вызванном дракой людей, lex talionis применяется только в том случае, когда вред причиняется матери. Из этого делается вывод, что зародыш не рассматривается кай душа или личность, а

следовательно, его нельзя считать в полном смысле человеком802.

 

Альтернативное истолкование, менее популярное, но с долгой историей, получило

недавно новый импульс в современной полемике по вопросу об абортах. В наиболее ясной и полной форме его выразил Джек Котрелл803. По его мнению, слова, переведенные она выкинет", буквально передаются так: у нее появятся дети". Обычное значение

 

использованного здесь существительного       (yeled) - "ребенок" или "потомок". Единственная странность заключается в том, что в Исх. 21:22 оно стоит во

 

множественном числе. Глагол        (yatsa') обычно означает "выйти", "появиться". Он часто употребляется при передаче мысли об обычном рождении ребенка, обязанного своим появлением на свет либо чреслам отца, либо утробе матери. Примеры его употребления с первым оттенком мы видим в Быт. 15:4; 46:26; 3 Цар. 8:19 и Ис. 39:7, а со вторым в Быт. 25:25-26; 38:28-29; Иова 1:21; 3:11; Ек. 5:15 и Иер. 1:5; 20:18. В каждом из

 

этих случаев       относится к обычному рождению нормального ребенка, речь нигде не идет о выкидыше, о Чис. 12:12 слово относится к мертворожденному, но мертворожденный ребенок - не выкидыш. Мертворожденность выражается через конкретное описание ("младенец, у которого, когда он выходит из чрева матери своей,

 

истлела уже половина тела"), а не через глагол     . В еврейском языке есть слово (shakhol), конкретно относящееся к выкидышу, оно использовано в Исх. 23:26 и Ос. 9:14. Котрелл делает вывод: "Итак, нет никаких оснований для истолкования Исх. 21:22 в смысле "разрушения плода"804.


По мнению Котрелла, в Исх. 21:22-25 речь идет просто о следующем: если в результате драки людей у матери преждевременно рождается ребенок, но не причиняется другого вреда, в наказание налагается только штраф. Если же причиняется вред, в силу вступает принцип "душу за душу, глаз за глаз". Обратите внимание, что не уточняется, кому причиняется вред, чтобы в действие вступил lex talionis. Принцип распространяется на мать и на ребенка. При таком понимании Исх. 21:22-25 служит подтверждением точки зрения, что в Библии нерожденный ребенок рассматривается как человеческая личность. Истолкование Котрелла, Карла Кейла, Франца Дилича805 и других лучше согласуется с содержанием отрывка, чем обычный или традиционный перевод. Во всяком случае та идея, что зародыш не рассматривается в нем как вполне человеческое существо, поставлена под серьезное сомнение. В то же время мы не можем утверждать, что в этом отрывке твердо устанавливается человеческая природа нерожденного ребенка.

 

Действительно, ни в одном из приведенных нами мест нет убедительных доказательств, что Бог смотрит на зародыш как на человеческое существо. Тем не менее взятые в целом они дают достаточно фактов, чтобы считать такой вывод вполне вероятным. А когда речь идет о таком важном вопросе, как возможное разрушение человеческой жизни, осторожность побуждает к консервативному подходу. Когда на охоте человек видит движущийся объект, который может быть оленем или другим охотником, когда человек едет на автомобиле и видит то, что может быть грудой тряпок или лежащим на дороге ребенком, он в первую очередь думает о человеческом существе. А уж честный христианин во всяком случае должен относиться к зародышу как к человеку, ибо есть очень большая вероятность, что Бог рассматривает его как личность, способную (по крайней мере потенциально) к общению с Богом, для чего человек и сотворен.

 

Холостые

 

Последняя категория выделяется по критерию вступления в брачные отношения. В американском обществе проявляется тенденция рассматривать брак как нормальное состояние человеческого существа. Действительно, образцовая семья чаще всего представляется в виде супружеской пары с двумя детьми, желательно мальчиком и девочкой. Хотя в последнее время популярность брака падает и все больше людей предпочитают не вступать в брак или как можно дольше откладывать его, наша культура продолжает рассматривать супружество как более правильное и естественное состояние. А в церковь холостяки часто просто не вписываются. Церковные программы обычно рассчитаны на работу в семьях. Одинокий человек выпадает из поля зрения или, по крайней мере, чувствует себя покинутым. Идея, что полное выражение человек находит только в браке, может пропагандироваться открыто или подспудно. Иногда в ее развитии заходят еще дальше. Божья заповедь первой человеческой паре "плодиться и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею" (Быт .1:28) воспринимается как указание на то, что человек становится полностью человеком только в том случае, если он воспроизводит себя, а это предполагает брак.

 

В Библии, однако, одиночество не рассматривается как какое-то второстепенное положение. Жизнь в одиночестве почитается и приветствуется как на личных примерах,


так и в учении. Господь не был женат, хотя предпринимались попытки реконструкции истории, чтобы доказать обратное. Далее, Павел показал личный пример и в своем учении приветствовал безбрачие. Он желал, чтобы все люди были как он (1 Кор. 7:7). Безбрачным и вдовам он советовал оставаться одним, как и он (1 Кор. 7:8). Признавая, что у него не было повеления Господа по этому вопросу, он тем не менее заявлял, что дает "совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным" (1 Кор. 7:25). Согласно одной из интерпретаций этого заявления, в нем Павел признает, что его совет - просто человеческое мнение, а не богодухновенное слово. Однако более вероятным представляется такой

смысл заявления Павла, что Господь действительно говорит (или пишет) через него, хотя предание не сохранило слов, которые Сам Господь говорил по этому вопросу во время Своего земного служения. Этим можно объяснить выражение "получивший от Господа милость быть Ему верным".

 

Ввиду неминуемой (или настоящей) нужды Павел призывает читателей оставаться в том положении, в каком они находятся (1 Кор. 7:26). Женатым надо оставаться в браке, а неженатым одинокими (1 Кор. 7:27). Хотя вдовам позволяется вновь выходить замуж, по мнению Павла им лучше оставаться незамужними (1 Кор. 7:39-40). Совет Павла основывается на определенных практических соображениях. Женатый человек заботится о том, чтобы угодить жене, а не только Господу, в то время как одинокие люди могут полностью посвящать себя служению Господу (1 Кор. 7:32-35).

 

Вполне вероятно, что рекомендация Павла оставаться вне брака была связана с определенной культурной ситуацией того времени. Эта гипотеза подкрепляется ссылкой на "настоящую нужду". И если Павел имел в виду конкретную ситуацию, предпочтение безбрачия нельзя распространять на все ситуации. Но следует отметить, что по крайней мере в той определенной ситуации в холостом положении не было ничего плохого.

Поэтому безбрачие нельзя считать положением, по сути своей более низким, чем супружество. В своем служении тем, кто никогда не был женат или состоял в браке раньше, церковь не должна упускать это из вида.

 

Возражение против холостого положения иногда основывается на предписании Павла, что епископ (1 Тим. 3:2), пресвитер (Тит. 1:6) и диакон (1 Тим. 3:12) должен быть "мужем одной жены". Исходя из этого высказывается мнение, что холостые не могут занимать такие должности. Но греческое выражение () следует рассматривать не как предписание, что церковный служитель должен быть женатым человеком, а как характеристику мужчины, хранящего верность одной женщине. То есть Павел предписывает не минимум одну жену, а максимум. В некоторых переводах это выражение передается словами "женатый только один раз" или подобными. Поэтому холостое положение не может быть причиной отказа людям в этих служениях.

 

Мы отметили, что отличительная черта человека, выражаемая словами "образ Божий", распространяется на все человечество. В глазах Божьих все люди равны. Для Него не имеют значения расовые, социальные и половые различия (Гал. 3:28). Спасение, вечная жизнь и общение с Богом доступны всем. Поэтому верующие должны демонстрировать


одинаково беспристрастную заботу и проявлять интерес ко всем людям независимо ни от каких жизненных обстоятельств (Иак. 2:9).

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.