11.05.2005
Скачать в других форматах:

Чарльз Сперджен

12 проповедей о послушании

5. Чистая совесть

 

 

Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди твои.

Псалом 118:6

 

Всякая попытка исполнить закон с целью заслужить себе спасение обречена на провал. Этому учат выразительные предупреждения Божественного Законодателя, да и все Евангелие в целом, а именно: каждый, кто попытается получить прощение своих грехов за собственные заслуги, будет постыжен. Если Бог говорит нам, что прощение получают не по делам закона, то не заслуживают ли порицания попытки спастись через исполнения определенных предписаний? Если Бог говорит, что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть, то не стыдно ли искать оправдание там, где его невозможно найти? Если Бог снова и снова повторяет, что спасение дается по вере как акт безусловной благодати, то почему вы не краснеете от стыда, пытаясь обмануть Бога в надежде предъявить Ему свою собственную праведность, совершая очевидные упущения и прикрывая их благотворительностью и лицемерной покорностью Богу? Вечную жизнь нельзя приобрести успешным ведением дел в какой бы то ни было сфере деятельности на Земле, поскольку как бы высоко ваша деятельность не ценилось в глазах человека, перед Богом она не имеет никакого значения. Если человек стремится исполнить все заповеди для того, чтобы таким образом заработать спасение, то, к своему огромному стыду, этот человек зайдет в тупик. Вместо этого ему следовало бы с самого начало признать намерения самому оправдать себя и самому спасти свою душу по меньшей мере абсурдом. Но когда человек покаялся, когда он обратился к Иисусу Христу со спасительной верой и получил оправдание по великой милости, и его грех изгладился, тогда он, приняв безусловную благодать и мир по вере, осознает, что спасен, тогда у него появляется побуждение соблюдать предписания закона. С этого времени для такого человека послушание Богу становится самым важным делом, он с радостью стремится быть послушным Богу из чувства благодарности за все, что Бог сделал для него. Давайте не вводить себя в заблуждение подобными рассуждениями: если Христос освободил нас от исполнения закона, то мы теперь свободны от соблюдения моральных норм. Хотя мы теперь и не под законом, но под благодатью, являемся рабами Бога и Христовыми последователями, это не дает нам основания нарушать установления закона. Напротив, мы и сейчас находимся под законом, который работает, правда, по другому принципу. Человек может думать, что ему нет дела ни до полиции, ни до мэрии, ни до суда, ни до тюрьмы. Возможно, это так, но он имеет дело с порядком, установленным в доме его отца. Ребенка могут не касаться наказания полиции, но его всегда поджидает наказание дома. От отца он может ожидать как одобрения, так и порицания. Несмотря на то, что христиане не понесут наказания за свои грехи, поскольку их вина была возложена на Христа и искуплена Им, это не освобождает их от ответственности перед Богом за свои поступки. Однако теперь наказания Божьи, какими бы строгими и невыносимыми не казались, сопровождаются помилованием и Божьим утешением. Каким бы суровым ни казалось Божье возмездие, за ним всегда следует помилование тем, кто стремится исполнить Божью волю, кто прислушивается к Его голосу, кто ищет Его лица. Если Бог предназначил нас нести особое служение и для этого снабдил всем необходимым, то Он даст возможность ощутить полноту радости при виде плодов нашего служения. Рассуждая на эту тему, я попытаюсь сформулировать некоторые тезисы. Те, кто являются детьми Божьими, должны стремиться к полному послушанию Божьим требованиям. Они должны уважать все Божьи заповеди. Поступая таким образом, они получат награду. “Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди твои”. Итак, нам необходимо запомнить два важных момента: полное послушание Богу в вере и последствия этого — прекрасные результаты.

I. От нас требуется полное послушание Богу в вере.

Заповеди, данные Самим Богом, являются несомненной ценностью. Мы их придерживаемся и выражаем Богу свою признательность за то, что Он дал их нам. Мы получили к исполнению не только те заповеди, которые нам нравятся, которые мы избрали сами для себя, потому что их приятно исполнять, но все без исключения. Давайте не пренебрегать ими, а честно и внимательно стремиться исполнять их все, не отдавая предпочтения только некоторым из них. Давайте проявим в этом наше старание, если желаем получить благословение.

Обратимся к одному из псалмов Давида, поскольку Слово Божье намного лучше сможет отразить то, что мы пытаемся выразить своими словами. “Блаженны непорочные в своем пути, ходящие в законе Господнем”. Идет ли речь лишь о находящихся в пути? Увы. Блаженны лишь те, которые внимательно следят за тем, как они идут. Им важно не свернуть по неосторожности в сторону и не упасть в лужу, не испачкать свою одежду. Те, кто на самом деле благословенны, стремятся быть непорочными на своем пути, не сворачивать с него, стараются как можно полнее исполнять требования Своего Бога и Спасителя, а также ничем не огорчать Святого Духа. В этом, а не просто в частичном исполнении некоторых заповедей состоит благословение. Благословение — в стремлении исполнить как можно полнее все предписания Божии. Наше послушание должно касаться не только того, что нам нравится, но всего, что заповедал Сам Бог. Единственный способ избежать извращения своего пути — это придерживаться всех Божьих заповедей, почитать их и исполнять.

Несмотря на то, замечаем мы это или нет, любая провинность или любое отступление от закона несет на себе грязь для души и совести, ведет к потере целостности характера.

Неужели ты, христианин, хочешь быть запятнанным с головы до ног? Я прекрасно знаю, что нет. А если твое поведение будет непорочным, то будет и благословение, будет полнота послушания в вере — в исполнении всех заповедей Бога.

Для того чтобы испытать подлинную радость такого послушания, послушание необходимо сделать делом привычки. Такое послушание в корне отличается от простого раболепия и лицемерной покорности. “Блаженны непорочные, ходящие в законе Господнем”. Можно, конечно, сесть на дороге и тем самым сохранить свою одежду и самого себя в чистоте, но не этого требует Господь. В христианской жизни должно прослеживаться активное послушание, поскольку приобрести благословение Повелителя можно только через успех в практическом служении. Лень не приведет вас к благословению. Кроме того, мы не доставим радости нашему Господу, если не будем исполнять все заповеди и полностью покоряться Его воле. Бога необходимо искать искренне и усердно. “Блаженны, хранящие Его заветы и ищущие Его от всего сердца”. Нельзя исполнить заповеди и познать учение, не приложив усилий. Если человек поступает неблагочестиво, то его суждения тоже неблагочестивы, — этот факт так же очевиден, как и любой закон природы. Мудрость не будет долго удерживаться в голове человека, который однажды впустил в сердце глупость. Невозможно чистому богословию и грязной морали жить бок о бок в одном и том же человеке. Нам приходилось сталкиваться с людьми, которые считали себя утвержденными в вере, и в то же время их жизнь была наполнена немыслимым развратом. Когда они уже не могли скрывать от всех свои грехи, то их напускное благочестие принимало вид глупости, ведущей к пагубе. Запомните: вы никогда не сможете иметь безупречное свидетельство, если ваша жизнь будет лишена святости. Знание буквы закона и свидетельство только на словах — ничто без полного послушания Богу на деле, без свидетельства своей жизнью, своими поступками. Свидетельство через собственную жизнь не может иметь места без искреннего стремления исполнять Божьи заповеди. Как люди могут сказать о нас, что мы служим Богу от всего сердца, если часть нашего сердца все еще во власти тщеславия? Когда мы держимся за какой-то, любимый нами, грех или имеем обыкновение говорить о каких-то своих обязанностях примерно следующее: “Я исполню это, когда у меня будет для этого более подходящее время”, то являемся ли мы верными свидетелями? Увы, нет. Благословение принадлежит только тем, кто непорочен в своем пути. Благословение у тех, кто имеет незапятнанное свидетельство о себе. Благословенны те, кто ищет Господа от всего сердца. Таким образом, мы должны помнить о том, что необходимо придерживаться всех Божественных постановлений, чтобы испытать подлинное благословение в христианской жизни.

Если вы внимательно прочтете четвертый стих этого псалма, то увидите, что исполнение всех заповедей является одним из Божьих постановлений: “Ты заповедал повеления твои хранить твердо”. То, что Бог заповедал для христианина, обязательно к исполнению. Господь не говорит нам: “Исполняйте лишь некоторые мои заповеди, которые соответствуют Моему замыслу и Моей воле”. Это то же самое, как если бы отец сказал своим детям: “Вы можете только иногда меня слушаться. В моем доме правила таковы, что вы можете исполнять только те мои повеления, которые для вас являются наиболее приемлемыми, удобными и приятными. Некоторыми из моих постановлений вы можете пренебрегать, а некоторые все же исполнять по своему усмотрению”. Такой отец недостоин быть главой семьи. Очевидно, что наш небесный Отец не попустит подобных вольностей своим детям. Бог говорит со своими детьми на языке любви, Его закон дан нам только для того, чтобы наш путь был освящен, чтобы мы имели в своей жизни истинные ориентиры. Наиболее ощутимо Божье благоволение к нам, если по мере повышения Его требовательности к нам, у нас возрастает усердие в исполнении Его постановлений. Если Бог повелевает твердо хранить Его постановления и соблюдать Его заповеди неуклонно, то, поступая по Его воле, мы будем наследовать благословения, а пренебрегая Его заповедями, — погибель. И если мы знаем, что каждая Божья заповедь обоснована Самим Господом, то нашим естественным желанием должно быть исполнение всех заповедей. Мы, христиане, должны стремиться исполнить все заповеди и просить Бога о помощи в этом, а не относиться к ним избирательно.

Для нас должно стать таким же очевидным, как и для псалмопевца — просить Бога о том, чтобы наши пути направлялись к соблюдению всех Божьих уставов.

Никто из людей никогда не просил Бога, чтобы Он помог ему исполнить только некоторые из Его заповедей. Никто не молится: “Боже, помоги мне, пожалуйста, победить некоторые мои грехи, но не все. Сегодня помоги мне устоять в определенных искушениях, но не отвлекай меня от моих обычных пристрастий”. Вы когда-нибудь молились, скажем, так: “О, Господи, прошу тебя, удержи меня от больших и явных грехов, но позволь мне в Твоей безграничной милости совершать некоторые маленькие грешки, которые мне так нравятся!” Это молитва не слуги Божьего, а слуги дьявола. Нет, наше сердце, которое обновлено в благодати, должно быть полностью свободно от греха. Но все-таки, несмотря на то, что Бог изменил нашего внутреннего человека, в нас все еще могут жить подобные мысли, равно как и греховные желания. Читая псалом, написанный верующим человеком, нас не удивляет, что он старался соблюсти все Божии постановления, как и то, что в своей молитве он просил Бога не только о том, чтобы Он помог в исполнении некоторых заповедей, но каждой из них.

Теперь я хотел бы обратить внимание на детали. Что мы подразумеваем под соблюдением всех заповедей? Мой ответ таков: “К любому повелению Божьему мы должны относиться как к самому сокровенному, искренно желая исполнить все, до последней буквы, уважая и почитая каждую Его заповедь”. Закон, который Бог дал через Моисея, не является для нас проводником к вечной жизни, но в руках Христа — это дивный путеводитель к святой жизни. Заповеди записаны на двух скрижалях, и мы должны приложить все старание к тому, чтобы исполнить написанное на этих скрижалях, чтобы наша жизнь в глазах Бога была чистой, непорочной, издающей приятное благоухание, чтобы мы могли жить, полностью доверяя Ему, уважая Его требования, полагаясь на Него, служа Ему, посвятив себя Ему полностью. Самой приоритетной задачей для нас должна стать задача прославления Христа. Никогда нельзя забывать об этом. Мы не имеем права говорить о той скрижали, на которой записаны заповеди относительно нашего отношения к людям: “Буду исполнять только то, что касается моего отношения к Богу, а вторая скрижаль не для меня”. Понятие “самоотверженный вор” столь же абсурдно, сколь и понятие “благородный убийца”. То же самое относится и к христианину: если ему хочется жить в порабощении своих грехов, то это просто абсурд. Напротив, истинный христианин будет иметь стремление и желание любить своего ближнего, как самого себя, будет просить Бога не дать ему нарушить хотя бы одну из заповедей; такой человек по благодати работы в нем Святого Духа будет преуспевать в праведности и святости как своих слов, так и поступков, как перед людьми, так и перед Богом.

Некоторые Божьи повеления являются чисто духовными, в то время как некоторые из них имеют нравственную окраску. Вера в Бога является одной из самых главных заповедей: “Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься”, — это повеление, которое мы ни в коем случае не должны отвергать. “Доверяй Господу от всего сердца и не полагайся на разум свой”, “Возложи на Него все заботы”, “Будь к Нему ближе”. Подобные духовные наставления имеют отношение к тому христианину, в жизни которого наблюдается духовный рост. Бог предупреждает нас, чтобы мы ни в коем случае не выражали своего недовольства, неодобрения, несогласия или неуважения по отношению к Его заповедям. Только прилагая усердие во всем, что касается практической духовной жизни, мы сможем насладиться теми благословениями, которые приготовлены для нас Божьей милостью. Нам также нельзя забывать о нравственных заповедях, нельзя пренебрегать ими, поскольку Бог желает видеть нас такими же усердными в практической жизни, как и в молитвенной. Мы не имеем права считать эти заповеди чем-то маловажным и необязательным, равно как и проявлять свою лень и занимать выжидательную позицию. О таких людях говорят, что они усердны у алтаря, но ленивы в лавке. Христиане, утвержденные в своей вере не должны проявлять нерадение в практической жизни. Не считайте маловажным делом беседу со своим товарищем, если вы настаиваете на том, что послушание Богу является для вас приоритетом всей жизни. Сколь грустно встречать необязательных служителей церкви. Они могут пообещать, что в пятницу вечером вы будете держать в руках нужную вам статью, но этого не произойдет до следующей среды. Такое поведение — неблаговидный обман. Если вы посмотрите на себя со стороны, то каким бы праведным вы себя не представляли, ваше поведение может предстать в глазах других людей откровенной ложью. Вы можете заявить, что подобные мелочи мало что значат для такой духовной величины, как вы, но увы!.. Если бы вы смогли увидеть себя глазами других людей! Многие усердно молящиеся на молитвенных собраниях и не выплачивающие полной заработной платы тоже считают себя духовно зрелыми. А может быть, они утешают себя тем, что, не доплатив столько-то и столько-то рабочим, они пожертвуют сэкономленные деньги для одной из больниц? Не поможет. Напрасны старания, вы не возрастете духовно мнимой святой жизнью в то время, как общепринятые моральные нормы остаются в пренебрежении. Запомните, что учеником Христа не может быть человек без моральных принципов. Все ваши разговоры о Христе и весь ваш духовный опыт ничего не значат, если совесть не упрекает вас за пьянство, невыполненные обещания и нечестное ведение дел ради собственной выгоды. Если то, что я говорю, касается вас, то Иисус Христос не имеет к вам никакого отношения, кроме, конечно, того, что Он имел к Иуде Искариоту. Ваш случай таков же, как и случай Иуды, поскольку “без святости никто не увидит Господа”. Если это сказано в отношении святости, то что говорить об обыкновенной морали? Безнравственный человек никогда не сможет увидеть благосклонное лицо Господа. Но мы, как истинные верующие, надеемся на то, что Господь даст нам достаточно сил, чтобы уважать его заповеди.

Некоторые заповеди касаются не только церкви. Каждый христианин должен стараться исполнить все то, что от него требуется в отношении своего ближнего.

Христианин также ответственен за происходящее у него дома, он не должен допустить, чтобы в его доме люди убивали друг друга. Однажды мне пришлось столкнуться с человеком, который жил в одной деревне. Не знаю, жив он еще или уже нет, но у него была привычка вместе с проповедниками ходить по другим деревням. Он постоянно ходил на собрания, участвовал в делах милосердия, евангелизационных и других мероприятиях подобного характера. Единственным местом, где его трудно было найти, был его дом. Единственной компанией, которой он пренебрегал, была компания его детей. К сожалению, мне представилось учить одного из них, этот мальчик умер от алкогольного отравления, когда только достиг совершеннолетия. И остальные его сыновья имели дурную славу в том городе, где жил этот человек. Несомненно, он очень много сделал для блага многих семей, но только не для своей собственной. Братья и сестры, не поступайте так! Так нельзя жить. Богу никогда нельзя приносить жертву из обязанности. Это есть не что иное, как мерзость. Необходимо соблюдать баланс. “Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди твои”.

В христианской жизни поступки могут быть классифицированы как имеющие общественное значение и личностное. Некоторые люди пренебрегают общественными делами, тщательнейшим образом закрепляя за собой право быть личностью. Другие же обращают внимание на все, что касается других людей, тем самым пренебрегая всем тем, что касается их собственной жизни. Мы стараемся вовремя приходить на собрания, но как насчет своевременного ухода за самим собой? Мы регулярно слушаем проповеди на собраниях, но читаем ли Библию наедине? Мы посещаем общественные богослужения, но имеем ли близкое общение с Богом? О, возлюбленные, есть как видимые, так и невидимые обязательства! Если с первого взгляда наше поведение безупречно, если никто не может заподозрить нас в несоблюдении какой-то заповеди, а внутренне мы находимся во власти греха, то как же мы далеки от совершенства! Эти слова должны побудить вас к тщательному самоанализу, поскольку слова “Я не постыдился бы, взирая на заповеди твои” имеют отношение как к вашей общественной, так и к личной, наполненной для всех тайнами, жизни.

Иногда мы подразделяем наши христианские обязанности на главные и второстепенные. Но, конечно же, каждое из повелений Божиих важно, ни одно из них не заслуживает беспечного отношения к себе, хотя некоторые из повелений на первый взгляд и могут показаться маловажными. Заметьте, что некоторые люди небрежно относятся к тем повелениям, которые, по их мнению, незначительны. Но, человек, который по-настоящему любит Бога, будет внимательно следить за исполнением даже самых маленьких заповедей. Я знаю, что в семейной жизни именно мелочи могут доставить либо большую радость, либо большое огорчение. Я глубоко убежден, что в христианской жизни, сделав именно какую-нибудь мелочь, мы сможем поддержать нашего брата по вере и прославить Господа. В то же время среди людей могут быть и фарисеи, в своей аморальности оцеживающие комара, а верблюда поглощающие. Это те, которые приносили десятины с мяты, аниса и тмина и в то же время пренебрегали исполнением важнейших положений закона. Такое никогда не должно произойти с нами. Мы должны с особой тщательностью следить за своим поведением, чтобы не свернуть с истинного пути. Но в то же время, неправильно придираться к мелким отступлениям от правил, когда вы время от времени на километр, а то и на два отступаете от истинного пути. Пусть Господь поможет нам следить за исполнением как незначительных повелений, так и глобальных заповедей. Здесь я хотел бы заметить, что в данном контексте речь идет как о тех обязанностях, которые нам известны, так и тех, которые нам пока еще не знакомы. “Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди твои”. Некоторые из Божьих заповедей могут быть для вас неизвестны. Поэтому изучайте слово Божье, чтобы больше узнавать о Его заповедях. Вы можете сказать: “Меня нельзя обвинять в совершении того, о чем я не имею представления”. Вы на самом деле так думаете? Действительно ли вы считаете, что чем больше пребываете в неведении, тем меньше у вас шансов подпасть под осуждение? Но ваша неосведомленность о своих обязанностях не говорит о том, что этих обязанностей не существует. Единственным мерилом святости является Божья заповедь. В таком важном деле нельзя полагаться на человеческую совесть, поскольку, если эта совесть не просвещена Богом, то, как бы много человек ни грешил и какие бы ужасные последствия своих грехов он ни пожинал, он будет обвинять в этом скорее свою судьбу, чем собственное неблагоразумие. Человеческая совесть не может быть надежным стандартом. Стандартом может быть только закон Бога. Брат, я не хотел бы, чтобы ты каждый день преступал Божье повеление по причине своего неведения. Не прячь голову в песок. Выйди к свету, возьми в руки Слово Бога и проси Господа, чтобы Он по Своей милости открыл твои глаза на то, что тебе еще не ведомо.

Но знайте, когда вы будете читать Библию, то вам придется довольно часто краснеть. Могу уверить вас, что нашим братьям из южных штатов Америки, которые держали в своем повиновении рабов, приходилось часто и много краснеть, читая такие отрывки, как: “Ибо, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”. Хочу заметить, что и англичанам есть от чего краснеть и прикрывать глаза, чтобы избежать ослепления Божественным светом. Стремитесь к тому, чтобы Божье Слово могло быть запечатленным в вашем сознании, чтобы вы могли исполнять Божьи повеления со всей точностью. Вот в таком свете я рассмотрел с вами выбранный нами стих.

Но кроме этого я хотел бы подчеркнуть то, что душе необходимо знать все Божьи заповеди, любить их, почитать и ценить. Я не уверен, полностью ли вы понимаете мою мысль, поскольку я говорил довольно неуклюже. Заповеди Бога важны, каждая в равной мере. Когда архитектор проектирует сооружение, например, собор, то смотрит, чтобы все его части были пропорциональны относительно друг друга. То есть, он проектирует неф, трансепт, алтарь и шпиль таким образом, чтобы их размеры подходили друг ко другу, чтобы все здание выглядело величественно, гармонично, согласно замыслу архитектора. То же самое касается и христианской жизни. “Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди Твои”. Это основание для того, чтобы глубже вникать в Закон Бога, чтобы постигать его в более полном единении с Богом. Для того чтобы исполнить Божьи заповеди, необходимы большое старание и труд, но они также могут быть источником радости и наслаждения, как золотые окна под куполом храма, над созданием которых трудились мастера, обладающие изысканным вкусом и особым мастерством. Как бы мы хотели исполнить все, что требует от нас Бог, в полноте осознать все это, достичь целостности характера, праведности и совершенства, которым обладал Иисус. О, как мы к этому стремимся! Друзья мои, верующие в Господа, у нас перед глазами в качестве стандарта всегда должен быть совершенный характер Христа, чтобы нам стремиться быть похожими на Него, чтобы иметь Его ум и Его волю. Целью моей жизни должно стать исполнение всего, что Бог требует от меня; я остерегусь совершать то, что Бог запрещает. Пусть нашим твердым намерением, ежедневным и ежечасным желанием будет, по милости Божьей, стремление к соответствию Его Божественным стандартам. С каждым днем я должен приближаться со все большим и большим упорством и постоянством к полному исполнению всех заповедей. Каждое упущение будет приносить мне боль. Каждая ошибка будет мне стоить горького раскаяния. Но каждый раз, не сумев что-то исполнить, я буду приходить ко Христу и омываться Его Кровью, чтобы на мне не осталось ни пятна, ни порока совершенного греха.

II. После того, как мы рассмотрели вопрос о полном послушании, приступим к обсуждению результатов, которые являются следствием и наградой за послушание: “...я не постыдился бы”.

Что значат эти слова? Полагаю, что с устранением греха устраняется и чувство стыда за него. Грех и стыд пришли в этот мир одновременно. До грехопадения наши прародители ходили без одежды и не стыдились этого, но после того, как согрешили, они испытали стыд. Как только они согрешили, сразу же поняли, что наги, и поэтому решили скрыться от лица Всевышнего. Как только человек совершает грех, то за грехом обязательно следует чувство стыда. Чрезмерный, продолжительный и привычный грех со временем убивает чувство стыда, и человек уже не краснеет, согрешая, потому что его разум уже потерял чувствительность к осознанию своей неправоты. Потеря чувства стыда ужасна, но еще ужаснее, когда человек, потерявший стыд, приближается к престолу благодати. Это признак того, что такой человек на шаг от проклятия. Но если верующий человек получил прощение своих грехов, то он уже больше не испытывает чувство стыда и с дерзновением приходит к престолу благодати, имея чистую совесть. Человеку, который почитает Божьи заповеди, уже нет оснований испытывать стыд перед людьми. Такой человек не реагирует на насмешки окружающих, их сарказм и иронию. Когда люди говорят о пунктуальности, то глупо воспринимать это как упрек. Я помню, как на улице один человек со злостью назвал меня Джоном Буньяном. Я снял перед ним шляпу и почувствовал себя польщенным. И у меня появилось желание превзойти Буньяна. Если кто-то назовет вас методистом, то примите это не как насмешку, как комплимент. Это одно из самых почтительных имен. Самые благочестивые люди были методистами. Если кто-то скажет: “Это один из пресвитериан!”, то не хмурьтесь в ответ, потому что одни из самых самоотверженных свидетелей Христа были именно пресвитерианами. Когда кто-то обвинит вас в пуританизме, то не стыдитесь. Если бы кто-то сказал: “Доход этого человека в год составляет 50 000 фунтов”, то разве вас оскорбило бы это? Вы бы покраснели от того, что владеете таким состоянием? Не уверен, что это так. Если кто-то назовет вас святошей, то попросите его повторить эти слова, сказав, что мечтой вашей жизни является святость. Нет ничего постыдного в том, чтобы следовать Божьим постановлениям. Хочу повториться, давайте не будем стыдиться нашей веры перед людьми. Некоторые христиане могут держать свою веру в тени, потому что считают, что им нечем похвастаться. Но христианин, который соблюдает Божьи заповеди, может уверенно заявить: “Я — христианин. Вы можете внимательно проанализировать мое поведение. Я не хочу хвастать, но я всегда поступал честно и справедливо пред лицом Бога”. Может случиться, что вас оклевещут. Хочу вас предупредить, что человек с самой безупречной репутацией не застрахован от клеветы. Был случай, когда сам Бог был оклеветан змеем в Едемском саду. Не стыдитесь того, что вы послушны Богу. Если это так, то можете быть трижды уверены в том, что у вас чистая совесть. Никакое вооружение так не предохраняет человека, как знание того, что его хождение перед Богом безупречно и безвинно; что все, что бы он ни делал, имело цель — угодить Богу. “Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди твои”.

Иногда мы можем испытывать стыд перед самим собой, начав исследовать свое поведение и анализировать жизнь. Не случалось ли вам испытывать чувство неловкости от того, что, читая о каком-то прекрасном обетовании Божием, вы находили себя слишком плохим? Вы чувствуете стыд, читая Слово Божие? В нем есть обетования, которые (по вашему разумению) вас не касаются, что они, якобы, предназначены для более святых людей, а не для такого жалкого создания как вы. Поэтому я еще раз указываю на этот стих: “Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди твои”. Вы полагаете, что есть христиане, уровня чьей святости вам не достичь, есть доктрины, в которые вы не отваживаетесь верить? Но соблюдайте все заповеди, тогда ваши страхи и сомнения пройдут, поскольку ваше хождение перед Богом безупречно, и Святой Дух, Который дал вам силу жить свято, даст и разумение познать великие тайны завета.

Теперь я хотел бы обратиться к тем, кто стыдится исполнять свои прямые обязанности. Вашей обязанностью является делиться с другими своим опытом. Однако при одной мысли об этом вы заливаетесь краской. Я знаю причину этого. Дело в том, что вы думаете, если люди узнают о вас некоторые факты, которые могут неблагоприятно отразиться на вашей репутации, то это тем самым приуменьшит влияние вашего свидетельства, и вы предстанете в их глазах отнюдь не как святой. “Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди твои”. Вы до сих пор не решились обратиться даже к самому маленькому собранию, хотя на мирские темы можете рассуждать перед большой аудиторией? Почему так происходит? Не потому ли, что у вас недостаточно тесные взаимоотношения с Богом? “Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди твои”.

Брат мой! Пусть ты являешься даже очень хорошим служителем, но, несмотря на это, ты все же можешь ошибаться в доктринальных вопросах. Почему? Неужели ты думаешь, что твое далеко небезупречное поведение остается незамеченным? И все же, тебе нечего стыдиться, если ты уважаешь заповеди Бога. Как мы можем клеймить позором человека за его грех, если сами допускаем промахи в своей духовной жизни? Можем ли мы сказать как Нафан: “Ты тот человек”, если после этих слов человек не обратится к нам и не скажет: “Тебе ли говорить так, посмотри лучше на себя!”. Нет, братья, Божьи слуги, которые с дерзновением исполняют свои обязанности перед Богом, стремятся к тому, чтобы ходить непорочно перед Его лицом. Такие люди, даже в момент достижения наивысшего уровня праведности, могут сказать в смирении сердца, что они еще слишком далеки от той святости, которую желает в них видеть Бог. Но так как они полностью принимают Божьи заповеди, то могут сказать, как сказал один из древних пророков: “Чьих быков я взял? Чьих ослов? Кого я обманул? Кого я притеснял? С кого я взял более, чем нужно? Но даже если и так, то я возмещу. Свидетельствуйте обо мне перед Господом и перед Его помазанником”. Несмотря на то, что кто-то ставил под сомнение его репутацию, этот человек не испытывал стыда.

То же самое происходит и во время испытаний. Я восхищаюсь стойкостью Иова, когда он попал в очень трудное положение. Кто еще, как не он, смог бы сказать, покрывшись с ног до головы язвами: “Господи, ты знаешь, что я не виновен”? Так как он был праведен перед Богом, то мог смело спросить Всевышнего, потому что грех, в котором его обвиняли, не был истинной причиной его страданий. Несмотря на то, что Иов по природе своей не был безгрешен, но имел чистое сердце, у него было искреннее отношение ко всему и безупречное поведение, поэтому смело попросил своих обвинителей доказать его вину и привести доказательства нарушения заповедей. Это способствовало тому, что он, в конце концов, достиг вершины своего триумфа, и этот момент был пиком его терпения.

Какое же удовлетворение мы сможем испытать, если на закате земного пути, оглянувшись, сможем сказать, что наша репутация осталась незапятнанной. Пусть Господь по своей благодати поможет нам вести богобоязненную жизнь, чтобы впоследствии мы могли прямо смотреть в глаза своим обвинителям. Хотя мы ни в коем случае не можем полагаться ни на собственную праведность, ни на свои дела, а только на Христа с того момента, когда мы впервые прильнули к Нему и просили о милости, и до самого конца, когда, оглянувшись на свою жизнь, нам будет приятно увидеть, что она прожита в служении Богу, которое мы вот-вот сменим на еще более славное служение Ему в небесах.

Когда будет окончен ваш земной путь и вы присоединитесь к своим праотцам в вечности, то не захотите ли вы, оглянувшись назад, видеть свою репутацию безупречной? Не заметили ли вы в описании двух царей иудейских, Езекии и Амазии, некий контраст? Об Амазии говорится, что он делал угодное перед лицом Бога, но не был таким, как его отец Давид, потому что во время его царствования люди приносили жертвоприношения и воскурения на высотах. Но об Езекии не говорится таких слов. “И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан”. Он доверял всем сердцем Богу Израиля, поэтому он превзошел всех царей, которые были до него. Братья и сестры, хотя мы и не занимаем такого высокого положения, как Езекия, стремления нашего сердца должны остаться чистыми и непорочными до Дня Христова. Еще раз хочу вам напомнить: “Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди твои”.

Тогда я не постыдился бы перед Богом. Мы, как маленькие дети, можем испытывать стыд перед нашим небесным Отцом. Ребенок прекрасно осознает, что он ребенок, однако это не мешает ему испытывать стыд. Не так ли обстоит дело с вашими собственными детьми? Они прекрасно знают, что вы — их отец и что вы их любите, но в то же время они испытывают стыд перед вами, совершив то, что вас огорчило, и поэтому начинают избегать вас. Дети прячутся от отца, а отец смотрит на них сурово. Но все же вы никогда не скажете: “Ты больше не сын своего отца, потому что нарушил мои требования, и поэтому тебе не место в нашей семье”. Детям никогда не придет в голову, что вы можете выгнать их из семьи. О, нет, они достаточно пропитаны кальвинизмом, чтобы такое предположить. Но в то же время, они чувствуют, когда их отец недоволен, когда он суров, и поэтому скорее прячутся от его гнева. Давайте запомним, что если мы ходим во свете, подобно тому, как и Он во свете, то имеем общение с Богом и друг с другом, и Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Поэтому мы должны ходить во свете, как и Он во свете, чтобы иметь общение друг с другом и “Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха”. Грех может нарушить и навредить этому общению. Либо грех будет препятствием для вашего общения с Богом, либо тесные взаимоотношения с Богом предотвратят ваше грехопадение. Иначе быть не может. Я не говорю здесь о тех грехах, которые мы совершаем по неведению, непроизвольно, я говорю о грехе, совершаемом осознанно и по своему желанию. Те, которые живут с Богом, не могут игнорировать Его. Вы когда-нибудь наблюдали ситуацию, когда два брата хотят о чем-то попросить своего отца? Один говорит:

— Джон, попроси ты!

— Нет, я не могу его попросить, попроси лучше ты! — говорит другой.

— Я младший, почему я должен просить?

— Потому что я недавно обидел отца, и хоть он меня и любит, но сейчас, мне кажется, не время, чтобы я попросил его о чем-то. Давай, ты пойдешь и попросишь от имени нас обоих!

Вы никогда не чувствовали, что во время молитвы, к которой вы подошли, совершив что-то неблаговидное, вы не могли просить о чем-то для себя? Я не имею в виду просьбы о прощении, я говорю о каких-то благах. В таких случаях люди обычно просят кого-нибудь помолиться за них, потому что считают себя недостойными просить об этом Бога. О Господь, твой слуга хотел бы приблизиться к престолу благодати, но считает, что ваши взаимоотношения сейчас не на должном уровне, поэтому он не может приносить свои молитвы и ходатайства так же свободно, как он любил это делать до этого. Но бывают также времена, когда Бог встречает нас и говорит с любовью: “Проси, чего хочешь, и это дастся тебе!” В таких случаях мы можем смело сказать в своей молитве: “Тогда я не постыдился бы, взирая на заповеди твои”.

Однако, Господь, я не представлю Тебе свое послушание как свою заслугу, но буду уповать на кровь и праведность Христа, и это буду делать с полным смирением и уверенностью, потому что тот Святой Дух, который произвел труд во мне, дабы сделать меня послушным, будет также производить работу по моему усыновлению. Я верю, что как Твой Дух научил меня слышать Твой голос, так Он научит меня говорить с Тобой, чтобы Ты слышал мой голос и давал ответы на мои молитвы. Пусть Бог благословит вас и утвердит вас во всяком слове и деле благом ради Христа. Аминь.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.