11.05.2005
Скачать в других форматах:

Чарльз Сперджен

12 проповедей о послушании

3. Сухая рука

 

 

И вот, там был человек, имеющий сухую руку... Тогда говорит (Христос) человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Евангелие от Матфея 12:10,13

 

Обратите внимание на это выражение. Иисус “вошел в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку”. Слово “вот” — это своего рода восклицание, и, используя его здесь, Матфей хочет подчеркнуть, что сейчас будет писать о необычном событии. Словом “вот” евангелист хочет привлечь к этой истории особое внимание. “И вот, там был человек, имеющий сухую руку”. Во многих церковных собраниях, если приезжает какой-нибудь большой сановник, говорят: “Вот, приехал князь, герцог или епископ”. Но хотя в том собрании, где находился Иисус, и были великие люди, евангелист не привлекает к ним внимание, он не говорит: “И вот, они там были”. Без сомнения, если бы в то собрание пришел ученый муж, имеющий почетную ученую степень, нашлись бы люди, которые сказали: “А ты знаешь, что сегодня на служении присутствует доктор наук, профессор?” При этом они бы обязательно употребили слово “вот”. Конечно же, тогда были люди, которые выделялись своей ученостью, они приходили послушать Христа, однако никто не говорил: “И вот, они присутствовали”. Но в тот день в синагоге оказался нищий с иссохшей рукой, и именно на его персону евангелист призывает нас обратить внимание.

У этого человека сухой была правая рука, и это тем более омрачало его существование, так как он практически не мог заниматься ремеслом и зарабатывать себе на хлеб. Его лучшая рука, его кормилица, была недееспособна. Я уверен в том, что этот человек был простым, никому не известным евреем. Скорее всего, он был очень плохо одет и был нищим, потому что не мог работать, как то делали другие. Вряд ли он мог похвастаться высоким положением и большой ученостью. Не было ничего удивительного в том, что он оказался в тот день в синагоге. Мне кажется, он часто ходил туда, как, впрочем, и все жители того городка. Но все же Святой Дух позаботился о том, чтобы его заметили, чтобы слово “вот” прозвучало как сигнал к тому, что нам нужно обратить особое внимание на этого калеку.

Друзья, для проповедника и для всей церкви не имеет никакого значения, что сегодня здесь присутствуют важные сановники и вельможи, потому что для нас не важны регалии: в церкви бедные и богатые встречаются вместе. Но если здесь присутствует тот, кто ощущает нужду в Спасителе, у кого есть духовная сухая рука, кто не может делать то, что должен, кто хочет, чтобы его недуг прошел, мы обязательно скажем: “И вот, среди нас этот человек”. Мы тем более обратим внимание на его присутствие, если Господь скажет ему этим вечером: “Протяни свою иссохшую руку” и божественная сила оживит эту руку, и свершится чудо благодати. В то субботнее утро нашему Господу нужен был человек, благодаря которому Он смог бы сотворить какое-нибудь чудо, человек, которого Он мог бы исцелить и тем самым разрушить законническую традицию, созданную фарисеями, запрещавшими исцелять по субботам. В то утро Христу не нужны были здоровые люди, Ему нужен был тот, на ком Он мог проявить Свою исцеляющую силу. Ему не нужны были важные люди, Он хотел увидеть нищего, которому Он смог бы помочь. Сегодня вечером ситуация повторяется. Если вы богаты, у вас есть все и вы ни в чем не нуждаетесь, то мой Господь не проявит к вам интереса. Ведь Он — Врач, и, как любой целитель, Он направляет Свое внимание на больных. Если бы мы рассказали какому-нибудь доктору о городе, в котором нет больных, а все абсолютно здоровы, то он ни за что бы не поселился там, если, конечно, он не захотел бы уйти на пенсию. Мой Господь не посещает собрания, в которых люди вполне довольны собой, в которых нет слепых и глухих, людей с разбитым сердцем и сухой рукой, потому что какую нужду эти люди имеют в Спасителе? Он смотрит на окружающих и останавливает Свой взгляд на тех, кто испытывает боль, находится в нужде, обессилел в борьбе с грехом, на тех, кому Он может принести добро. Ибо от нас, смертных людей, Ему нужна только возможность сделать для нас что-нибудь доброе, Он не нуждается в наших притворных заверениях в том, что мы можем что-то сделать для Него.

Я говорю об этом, потому что сегодня наша беседа будет обращена только к тем, кто желает обрести моего Господа. Те, кто не нуждается в Нем, могут оставить нас, но те, кому Он нужен, смогут обрести Его сегодня вечером. И на небесах будет написано не о тех, кто, хотя и был сегодня здесь, но говорил: “Я вижу. Моя рука сильна и готова к труду”, а о тех слепых, которые скажут: “Сын Давидов! Открой мои глаза”, и о тех, кто сегодня вечером протянет свои иссохшие руки, повинуясь божественному повелению. Я не думаю, что человек из евангельской истории, придя утром в синагогу, ожидал, что его иссохшая рука исцелится. Будучи, вероятно, набожным человеком, он пришел поклониться Богу, а получил больше, чем ожидал. Возможно, некоторые из вас, которых Бог намерен благословить сегодня, не знают, для чего они пришли. Вы пришли, потому что любите то, что происходит в доме Божьем, и с радостью слушаете Евангелие. Для вас самих Евангелие еще не открылось, вы еще не обладаете благословениями, которые оно дает, но все же у вас есть стремление к лучшему. Ну что же, быть может, этим вечером наступит час, который божественная благодать отметит красным цветом в календаре любви, час, в который ваша иссохшая рука окрепнет и ваши грехи будут прощены! Какое блаженство, если вы сможете уйти отсюда, прославляя Его за удивительное чудо благодати, совершенное в вас силой Святого Духа! Я прошу тех из вас, кто любит Господа, молиться о том, чтобы Он сотворил чудо в жизни многих людей, прославившись в них!

I. Сначала мы скажем несколько слов о человеке, к которому было обращено повеление протянуть руку. “Тогда говорит человеку тому: протяни кисть твою”[1].

Это повеление было обращено к тому, кто никак не мог его выполнить. “Протяни руку твою”. Я не знаю, была ли парализована вся рука или только кисть. Как правило, в случае полного паралича обездвижена вся конечность: от кисти до плеча. Мы привыкли думать, что рука этого человека была парализована полностью, однако ни у Матфея, ни у Марка, ни у Луки я не нахожу прямого подтверждения этому. Мне кажется, в данном случае больна была только кисть. Я помню, как недалеко отсюда, возле Кенсингтонских ворот, на подножку омнибуса запрыгивал молодой человек, показывая при этом свисавшие кисти своих рук, которые были, видимо, сломаны в запястьях, и кричал: “Бедный мальчик! Бедный мальчик!”, пытаясь вызвать у всех нас жалость. Полагаю, что похожая проблема была у человека в синагоге: у него была иссушена не вся рука, а только кисть. Мы не можем быть полностью уверены в том, что не была парализована вся рука, но наш Господь, говоря: “Протяни кисть”, как бы говорит, что только кисть была больна. Если бы Иисус сказал: “Протяни руку”, в то время как рука не была больна, калека мог бы это сделать сам, без всякого чудодейственного вмешательства Христа. Но поскольку Господь повелевает протянуть кисть, становится очевидным, что парализована была именно она, а не вся рука. Христос повелел сделать этому человеку то, что тот не мог сделать. У нищего была такая болезнь, которую невозможно было симулировать. Он не притворялся, что был парализован, — он на самом деле был болен. Кисть потеряла влагу жизни, она не могла двигаться и превратилась в совершенно бесполезную вещь. Именно человеку с такой рукой Иисус повелел: “Протяни кисть твою”.

На этот момент очень важно обратить внимание, поскольку многие из вас, находящиеся под бременем греха, не верят, что Христос спасает настоящих грешников. Может, вы думаете, что те, которых Он спасает, не такие уж и грешники по сравнению с вами, что они грешили намного меньше вас, что их ситуация не так безнадежна, как ваша. Вы ощущаете своюиссушенность” и бессилие. Дорогой слушатель, именно к таким людям, как вы, наш Господь Иисус Христос обращает повеления Своего Евангелия. И мы призваны проповедовать их вам и призывать уверовать или покаяться и креститься для прощения грехов. “Если будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, то спасешься”, — это повеление обращено не к пробудившимся грешникам, а к грешникам, которые не осознают себя грешниками, к упрямым грешникам, к грешникам, которые вообще не могут исполнить ни одной нравственной заповеди. Так повелевает сделать Тот, кто повелевал человеку с парализованной кистью поднять кисть. Если бы тот больной не был больным и сам смог протянуть руку, в этом не было бы чуда. Но очевидно, что он не мог этого сделать, и все же Спаситель повелел ему выполнить это действие. Эта ситуация — символ того, как Евангелие обращается к грешнику. Оно кричит ему, немощному: “К тебе, ты слышишь, даже к тебе, послано слово спасения!” Именно в твоей неспособности, в твоей немощи, грешник, может проявиться божественная сила, именно потому, что ты ни на что не способен, к тебе приходит Евангелие, чтобы стало ясно, что совершенство божественной силы находится в Евангелии, в самом Спасителе, а не в тебе, спасаемом грешнике. Таким образом, повеление, приведшее к исцелению, было дано человеку, который самостоятельно его выполнить не мог.

Но посмотрите, это повеление прозвучало для того, кто очень хотел его исполнить: этот человек был полностью готов сделать то, что приказывал ему Иисус. Если бы вы спросили его, он наверняка сказал бы вам, что у него нет ни малейшего желания жить и дальше с иссохшей рукой, что он не хочет, чтобы его пальцы так и продолжали безжизненно висеть. Если бы вы спросили его: “Бедный человек! Хочешь ли ты, чтобы твоя рука исцелилась?”, на его глазах появились бы слезы, и он непременно ответил бы: “Хотел бы добывать хлеб для своих детей, не просить подаяния, не зависеть от милости других, не получать гроши за работу левой рукой? Конечно же, этого я хочу больше всего на свете!” Но страшно, что многие необращенные люди не хотят исцеляться, не хотят возвращаться к здоровой жизни. Если человек по-настоящему возжелает спасения, значит, он уже спасен, но большинство из вас не хочет получить спасение. “Нет, — говорите вы, — мы хотим спастись”. Но я вам не верю, потому что что вы имеете в виду под спасением? Вы имеете в виду, что хотите спастись от ада? Конечно, каждый хочет спастись от ада. Разве вы когда-нибудь встречали преступника, который хочет, чтобы его арестовали и посадили в тюрьму? Когда мы говорим о спасении, то имеем в виду спасение от плохих поступков, спасение от власти зла, от любви ко греху, от безрассудства, от наслаждения преступлениями. Вы хотите спастись от приятных и прибыльных грехов? Покажите мне пьяницу, который искренно молится, чтобы Бог его избавил от пьянства. Приведите ко мне развратника, который жаждет быть чистым. Отыщите мне человека, любящего врать, который хотел бы говорить только правду. Найдите мне эгоиста, который ненавидит себя за этот эгоизм, который желает исполниться любви к другим и быть похожим на Христа. Итак, в подобных случаях битва уже наполовину выиграна. Первый шаг сделан. Иногда полезно проводить параллели между материальным и духовным миром. Я сейчас представляю себе человека, который желает быть тем, кем он не может быть, желает делать то, что не может делать, но все равно желает, человека, который кричит со страданием в голосе: “Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Я хочу, но не могу покаяться. Мое сердце окаменело. Я хочу любить Христа, но, увы, я привязан к миру. Я хочу быть святым, но грех неистово тянет меня к себе”. Именно к таким людям обращено повеление Евангелия Христа. Хочешь ли ты, мой друг, стать святым? Если да, ты можешь. Хочешь ли ты спастись от греха? Ты можешь. Хочешь ли избавиться от бремени испорченности? Ты можешь. Как ты можешь спастись? “Верь в Господа Иисуса Христа и спасешься”. Его зовут Иисус, потому что Он спасает людей от грехов. Он пришел для того, чтобы спасти настоящих грешников, а не притворщиков, ибо как можно спасти людей от греха, если у них его нет? Он не может исцелить сухую руку, если нет сухой руки. Он приходит к вам, если вы нуждаетесь в Нем, к вам, виновным, к вам, у которых рука парализована. К вам обращено слово доброй вести: по благодати Божьей вы слушаете его с верой и ощущаете его силу!

II. Сейчас я хотел бы немного поговорить о Том, кто дал это повеление. Его дал Иисус. Он сказал: “Протяни руку твою”.

Может, наш Господь не знал, что говорит, может, Он думал, что этот человек может выполнить Его повеление сам? Ни в коем случае: Он обладает совершенным знанием. Он знал, о чем думают фарисеи, и вы можете быть уверены, что Тот, кто мог читать в сердцах упрямцев, непременно видел, в каком состоянии находится Его пациент. Он знал, что рука этого человека иссохлась, и все же сказал: “Протяни руку свою”. Я уверен, что когда Иисус говорил: “Веруйте в Господа Иисуса Христа”, — Он знал, что говорил. “Идите по всему миру, — призывал Он, — и проповедуйте Евангелие всей твари”. Да, всей твари. Представьте себе, какой-нибудь очень ортодоксальный ученик возвращается к Иисусу и говорит: “Господи, Ты уверен, что не ошибся насчет некоторых людей? Почему мы должны проповедовать Евангелие всем? Ведь многие мертвы в своих грехах? Давай лучше мы будем проповедовать людям с хорошей репутацией”. Я слышал, как некоторые люди, утверждавшие, что они служители Христа, говорили, что призывать мертвых во грехах — это то же самое, что размахивать носовым платком над могилами погребенных. На это я отвечал им: “Да, вы правы. Не делайте этого, ведь очевидно, что вы не можете призывать их. Идите домой и ложитесь спать. Господь никогда не посылал вас проповедовать, так как у вас нет никакой веры в проповедь”. Но если мой Господин послал меня провозглашать воскресение и размахивать носовым платком над могилами, если Он заповедал это делать, то мертвые будут воскресать, потому что Господь знает, что Он делает, посылая Своих рабов на служение. Если бы Он не послал нас, было бы на самом деле глупо кричать: “Эй, мертвые, оживите!” Но Его повеление меняет все. Мы просто должны говорить мертвым: “Пробудитесь, и Христос дарует вам жизнь”. А что, надо сначала пробудиться, а потом уж получить жизнь? Я не буду даже пытаться объяснять это, но такой порядок предлагает само Писание: “Пробудитесь, спящие, восстаньте из мертвых, и Христос дарует вам жизнь”. Это слова моего Господина, и для меня этого достаточно. Я не могу объяснить их, но я буду делать так, как Он говорит, и слепо следовать за Ним, верить каждому Его слову. Если Он призывает меня говорить: “Восстаньте из мертвых”, я с удовольствием сделаю это прямо сейчас. Во имя Иисуса, мертвые, оживите. Каменные сердца, рассыпьтесь. Стальные сердца, расплавьтесь. Неверующие, веруйте. Положитесь на Христа, нечестивцы. Если Он говорит через Своих рабов, эти слова исполнены силой. А если Он не говорит через нас, не имеет никакого значения, как мы говорим. В этом случае прав мой здравомыслящий брат, который говорит, что нет смысла призывать мертвых ожить, этим самым признавая, что его Господин не говорит через него. Поэтому пусть он идет домой и ждет, когда же Господь придет к нему. Если бы его Господин был вместе с ним, он бы говорил Его слово и не боялся бы, что его обзовут ненормальным. Ведь именно Господь Иисус Христос сказал человеку с сухой рукой: “Протяни руку свою”.

Меня всегда очень утешает мысль о том, что Христос дает силу делать то, что Он повелевает. Дорогая душа, когда ты слышишь призыв веровать и встаешь со слезами на глазах, говоря: “Сэр, я не могу понять, я не могу поверить”, ты должна помнить, что Тот, кто призывает верить, дает силу верить. Когда Господь говорит через Своих рабов или через Свое слово, или прямо к твоей совести Духом Святым, помни, что Он не просто человек, а Сын Божий, и ты должен сказать Ему: “Благостный Господь, я умоляю Тебя, дай мне веру, которую Ты требуешь. Дай мне покаяние, которое повелеваешь”. Он услышит твою молитву, и вера изольется на тебя.

Дорогой друг, разве ты никогда не замечал, как Христос делает Свое дело? Сначала Он повелевает, затем помогает сердцу превратить повеление в молитву, а в конце отвечает на молитву обетованием. Приведу пример. Господь говорит: “Сотворите себе новое сердце”. Это повеление. Но затем мы находим, что псалмопевец Давид в 50-м псалме просит: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже”. А затем, если вы откроете книгу Иезекииля, то найдете там обещание: “И дам вам сердце новое”. Сначала Господь повелевает, затем помогает в молитве просить благословения, а потом посылает это благословение.

Приведу еще один пример. Бог дает следующую заповедь: “Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?” Затем идет молитва: “Обрати меня, и обращусь”, и в конце мы читаем о благословенном обращении, которое имеет в виду апостол Павел, когда говорит о том, что Бог послал Сына Своего, чтобы отвратить каждого из нас от беззаконий.

Возьмем другой пример, касающийся очищения. Господь повелевает нам: “Очистите старую закваску”, и сразу же за этим повелением следует молитва: “Окропи меня иссопом, и буду чист”, а затем приходит и обещание: “Как в щелочи, очищу с тебя примесь”. Или обратимся к другому примеру, более приятному, относящемуся к христианину. Библия часто повторяет, что христианин должен постоянно петь: “Воспевайте хвалу Богу, воспевайте хвалу Царю!” А в другом отрывке мы читаем молитву: “Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою”, а в третьем отрывке мы находим божественное обещание: “Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою”. Итак, вы видите, как Господин делает Свое дело? Сначала Он повелевает уверовать или покаяться, затем Он дает вам способность молиться и в конце дарует благодать сделать это, чтобы вы могли получить благословения для своей души, ибо всегда сам Христос вкладывает евангельские заповеди в сердце человеческое, а люди, принимая их, находят возможность исполнить их.

“Но Его нет здесь!” — скажет кто-то. Истинно говорю вам, Он здесь. Он сам говорил: “Се, Я с вами во все дни до скончания века”; пока длится этот век, Христос всегда находится там, где проповедуется Евангелие. Он всегда фактически присутствует там, где Его весть честно и верно распространяется Духом Божиим, и говорит через Своих служителей. Поэтому, дорогая душа с иссушенной рукой, сегодня сам Иисус говорит тебе: “Протяни руку свою”. Он здесь, чтобы исцелять, а исцеляет Он повелением. И сейчас Он повелевает. О благодатный Дух, приди, чтобы люди могли повиноваться!

III. Пришло время сказать несколько слов о самом повелении. Оно звучало так: “Протяни руку твою”. Я заметил, что это повеление касается самой сущности проблемы. Христос не сказал: “Потри левую руку о правую”, или: “Покажи руку свою священникам, пусть они совершат обряд”, или: “Омой свою руку”. Нет, Он сказал: “Протяни руку твою”. Именно это больной и не мог сделать, поэтому повеление Иисуса затрагивало самый корень проблемы. И как только он протянул свою кисть, она сразу же исцелилась; повеление Христа было призвано оказать именно ту помощь, которая требовалась.

И сегодня мой Господь и Господин, обращаясь к грешникам, не говорит им: “Идите домой и помолитесь”. Я надеюсь, что вы помолитесь, но повеление молиться — не самое главное в Евангелии. Суть Евангелия вот в чем: “Веруйте в Господа Иисуса Христа и спасетесь”. Когда страшно перепугавшийся тюремный страж, сам не понимая себя, спрашивал у Павла, что ему делать, чтобы спастись, апостол мог бы по обыкновению некоторых сказать: “Давай кратко помолимся” или “Иди домой и почитай Библию, когда же ты придешь в надлежащее состояние, я скажу тебе, что делать”. Нет, апостол Павел произнес: “Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься”. Если вы не сказали этого, значит, вы не проповедовали Евангелие, ибо спасение приходит только по вере, никак иначе. Это трудно, скажите вы мне. Да, Христос повелевал то, что было сделать трудно: “Протяни руку твою”, так же трудно и грешнику исполнить повеление: “Веруй в Господа Иисуса Христа”. Помните: все ваши попытки достичь вечной жизни без веры — только лишь проявления плотской природы, ведущие к смерти. Что может родить смерть, кроме смерти? Смерть не может произвести жизнь. Молитва без веры! Что это за молитва? Это молитва человека, не верящего в Бога. Разве получит человек что-нибудь от Бога, если он не верит, что Бог есть и ищущим Его воздает? “Но я должен сначала покаяться и только потом уверовать”, — скажет кто-то. Но что это за покаяние, если вы не доверяете Богу, то есть не верите Богу? Разве покаяние без веры не есть эгоистичное сожаление о грехах в виду грядущего наказания? Вера должна сопутствовать каждой молитве и каждому акту раскаяния, иначе Бог их не примет. Поэтому мы должны начинать именно с призыва уверовать: “Верь и живи”, “Протяни руку твою”.

Протягивая руку, парализованный совершил акт веры. Его действие не было вызвано возникшим чувством. Объективно он не мог этого сделать. Но он сделал это только потому, что вера дала ему такую возможность. Я повторю, его действие было чистым актом веры, только при помощи веры он смог протянуть кисть. “Но я до сих пор не могу понять, как человек может сделать то, чего он сделать не может”, — подумает кто-то. Но если вас станет учить Господь, вы сможете понять намного более чудесные вещи, ибо жизнь христианина — сплошные парадоксы. Лично мне проще усомниться в самом существовании, чем в парадоксах этого существования. В любом случае, я уверен, что так оно и есть: сам я не могу сделать ничего, но со Христом, дающим мне силу, я могу сделать все. Человек, ищущий Христа, не может сделать ничего, и все же, если он верит в Христа, он может сделать все, он может протянуть парализованную руку.

Кроме того, в этом поступке видна не только вера, но и решение. Вот сидят надменные нахмурившиеся фарисеи. Вы легко сможете себе представить этих великолепно выглядящих джентльменов, с кистями на одеждах и филактериями на лбу. А вот и книжники, облаченные в строгую одежду, — суровые ученые мужи. Люди даже боялись смотреть на них — они были такими святыми и высокомерными. Вот они восседают, как судьи на слушании дела, сейчас они будут испытывать нашего Спасителя. Христос вызывает бедного человека с иссохшей рукой, чтобы тот был Его свидетелем. Своим повелением Он как бы спрашивает его, кому он будет повиноваться: фарисеям или Ему? Нельзя исцелять в субботу, говорят фарисеи. А что ты скажешь, человек? Если ты согласен с фарисеями, ты можешь отказаться, чтобы тебя исцеляли в субботу, ты можешь не протягивать руку. Но если же ты согласен с Иисусом, ты обрадуешься исцелению, когда бы оно ни произошло: в субботу или не в субботу. А, вот я вижу, ты поднимаешь свою руку и выступаешь против тиранов, которые хотят оставить тебя калекой. Этот человек как будто проголосовал за Христа, когда протянул руку вперед. Многие души обретали мир, когда в конце концов протягивали руку и говорили: “Или утону или поплыву, или умру или спасусь; Христос за меня! Христос за меня! Если я буду погибать, я уцеплюсь за Его крест и буду смотреть только на Него, ибо я на Его стороне, независимо от того пожалеет Он меня или нет”. Когда человек принимает такое решение, к нему приходит исцеление. Если вы протяните свою руку Христу, Он сделает ее здоровой, хотя сейчас она парализована и висит. И хотя вы не достойны исцеления, у Него есть сила оживить вашу руку, когда вы протянете ее, и дать вам то благословение, которого желает ваше сердце.

Мне кажется, как будто кто-то говорит: “Сэр, я хочу быть спасенным именно тем способом, который предлагает Христос. Я готов отдать свои глаза из любви к Нему”. Друг мой, вам не надо терять свое зрение: только доверьтесь Ему, отдайте лучше Ему глаза своей души. Взгляните на Него и оживите. “Только бы я мог спастись! Как я хочу этого!” — скажет кто-то. Пусть же Святой Дух ведет вас к мысли, что вы можете спастись только с помощью Христа и никак иначе. Когда же вы поймете, что только Христос может исцелить и утешить вас, божественная сила оживит вас и исцелит в мгновение ока.

IV. А теперь обратим внимание на послушание этого человека. Мы читаем, что он протянул руку. Марк пишет: “Тогда [Христос] говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул”. Заметьте, что этот человек сделал именно то, что сказал ему сделать Господь, хотя многие пробудившиеся грешники не следуют его примеру. Христос сказал: “Протяни руку”, и он протянул. Если бы вместо этого парализованный просто подошел к Христу, Господин сказал бы ему: “Я не говорил тебе этого делать. Я повелел тебе протянуть руку”. Представьте, что тогда бы он взял левой рукой свиток закона и начал бы целовать его в знак уважения. Как вы думаете, от этого была бы какая-нибудь польза? Господин тогда только сказал бы: “Я повелел тебе протянуть руку”. Увы, многие люди говорят: “Да, Бог повелевает нам доверять Иисусу, но вместо этого мы регулярно будем ходить в церковь, участвовать в хлебопреломлении и молиться”. Эти средства благодати хороши, прибегайте к ним, но не превращайте их в заменитель веры, иначе все ваше упование окажется напрасным. Бог повелевает: “Веруй и живи”, делайте все остальное, но никогда не забывайте об этом. Кто-то говорит: “Я читаю хорошие книжки, это должно принести мне пользу”. Читайте книги, но книги — это не Евангелие. Евангелие в фразе “веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься”. Представьте, что врач говорит своему пациенту: “Принимайте ванну по утрам — это отличное лекарство от вашего недуга”. Но пациент вместо того, чтобы принять ванну, по утрам выпивает чашку чаю, говоря при этом: “Я уверен, что это такое же хорошее средство от моей болезни”. Как вы думаете, что скажет врач, поинтересовавшись, следует ли пациент его рекомендациям, и получив при этом отрицательный ответ? “Можете не рассчитывать на хороший результат, так как вы не выполняете мои предписания”. Почти то же самое мы говорим Христу: “Господи, Ты призываешь меня довериться Тебе, но я лучше сделаю что-нибудь другое. Господи, я хочу, чтобы совесть мучила меня. Я хочу, чтобы ад постоянно угрожал мне. Я хочу всегда тревожиться и переживать”. Вы должны хотеть только того, что Христос предписывает вам. Вы должны просто положиться на Него. Чувствуете вы что-то или не чувствуете, приходите к Нему, доверьтесь Ему, и тогда Он спасет вас, только Он. “Вы хотите сказать, что не надо молиться и читать хорошие книги?” — спросите вы. Нет, ничего подобного я не говорю, я не запрещаю молиться и читать книги, как врач, о котором я говорил выше, не запрещал своему пациенту пить чай. Пусть он пьет чай, но пусть не думает, что чай может заменить ему предписанную ванну. Пусть люди молятся, и чем больше, тем лучше. Пусть исследуют Писание, но пусть при этом помнят, что молитва и исследование Писания не должны занимать место веры во Христа. Если это произойдет, душа погибнет. Прочитаем отрывок из Писания. Вы когда-нибудь слышали, чтобы его цитировали верно? “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную... но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь”. Вот, где жизнь вечная — во Христе, и даже не в исследовании Писания, хотя исследования Писания сами по себе очень хороши. Если мы поставим на место Христа даже золотого идола, его нужно будет точно так же выбросить, как и идола из грязи или навоза. Не важно, хорошо само по себе действие или нет — если его не заповедал Христос, вы не спасетесь им. “Протяни руку твою”, — говорит Господь. Таким образом к этому человеку должно было прийти исцеление. Он сделал то, что от него требовал Христос, и получил великую награду.

Обратите внимание, что этот человек не задавал никаких вопросов, хотя мог бы. Я думаю, он вполне мог встать и сказать: “Благочестивый Господин, это непоследовательно. Ты велишь мне протянуть руку, но если я ее протяну, значит, она у меня здорова — нет никакого чуда в том, чтобы поднять здоровую руку. А если она на самом деле больна, то как я могу поднять ее?” Разве вы никогда не слышали, как кто-то из ваших друзей потешался над святым и смеялся над учением о благодати, утверждая, что мы говорим: “Ты можешь и не можешь; ты должен и не должен”? Вообще-то они правы в своих утверждениях, хотя, с их точки зрения, это повод осмеять нас. Пусть они формулирует это таким образом, если им нравится. Если быть формалистом, наше учение парадоксально и противоречиво, но если проникнуть в суть, именно в этих противоречиях и заключается вечная истина. Мы знаем, что человек мертв в своих преступлениях и грехах, он впал в духовное и нравственное оцепенение, выйти из которого сам не может, но все же делает это, когда Господь приказывает: “Пробудись, спящий! Восстань из мертвых, и Христос дарует тебе жизнь!” Или, другими словами, мы говорим сухой руке: “Двигайся”, и она двигается. Чудесный результат подтверждает истинность учения, которое внешне выглядит очень неубедительно.

Обратите внимание и на то, что Иисус повелел этому человеку протянуть руку, и он протянул руку. Если бы вы спросили у него, протянул ли он свою руку, он ответил бы вам: “Конечно, я протянул, Кто же еще?” “Секундочку, почтенный. Вы сами протянули свою руку?” — спросите вы. “Нет, — ответит он вам. — Прежде я много раз пытался это сделать, но у меня ничего не получалось. А сейчас получилось”. “Как же такое могло произойти?” “Иисус повелел мне это сделать, я сам хотел это сделать, вот и получилось”. Сомневаюсь, что этот человек смог бы рационально объяснить, что произошло. И мы тоже не можем. Наверняка, приятно было видеть, как эта сухая, безжизненно висевшая парализованная рука поднялась вверх на глазах у всех людей, присутствовавших тогда в синагоге. Кровь прилила к кисти, нервные окончания ожили, и рука заработала! Представляете, какой радостью засияли глаза этого бедного человека, когда он посмотрел на свой мизинец и на большой палец и понял, что они на самом деле двигаются! Потом он поднял глаза на Того, кто исцелил его, упал на колени и долго восхвалял Его! Мы не можем объяснить, как происходит обращение, возрождение, как появляется новая жизнь, но мы знаем, что Иисус говорит: “Верьте”, и мы верим. Своей силой? Нет. Но когда мы поверим (когда Он дарует нам желание поверить), тогда появится сила сделать это по Его хотению.

Я смотрю вокруг себя и пытаюсь найти людей с иссохшей рукой, присутствующих сегодня в этом зале. К ним я обращаюсь со словами во имя Господа: “Протяни руку твою”. Сейчас настало благоприятное время. Сейчас в вашей жизни произойдет чудо. Поверьте сейчас. Прежде вы говорили, что не можете верить. А теперь доверьтесь Иисусу. Или пан, или пропал — доверьтесь Ему.

Наш Господь Иисус никогда не изгонит от Себя грешника, доверившегося Ему. Скажу по-другому. Если вы чувствуете, что из-за своей греховности вы не можете подойти к Иисусу, но должны это сделать, подойдите крадучись. Украдкой войдите в дом милости, как голодная собака прокрадывается туда, где есть что-то съедобное. Скорее всего, мясник пнет ее ногой, если увидит, что она подкрадывается к кости, но если собаке все же удастся заполучить эту кость, она ее уже никогда не отдаст. Что-то подобное происходит и здесь: если вам удастся заполучить крохи из-под стола Иисуса, Он не заберет их назад, потому что Он никогда не прогоняет тех, кто пришел к Нему. Каким бы образом они ни пришли, Он никогда не изгонит их и не заберет обратно Своих благословений. Он никогда не скажет: “Прочь отсюда, дорогой, у тебя нет права уповать на Мою благодать”. Помните женщину, страдавшую кровотечением, которая не решилась прямо подойти ко Христу, а только коснулась сзади Его одежды? Она как бы украла свое исцеление. А что Христос сказал на это? Сказал ли Он: “А ну-ка подойди сюда, дорогая. Что ты сделала? Какое право ты имела касаться Моих одежд и красть исцеление”? Нет, отнюдь. Он подозвал ее, а она рассказала Ему все, как было, на что Иисус ответил: “Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя”. Душа, подойди к Нему! Коснись Его! Кинься к Нему! Если между тобой и Христом появится толпа бесов, решительной верой расчисти себе путь. И даже если ты окажешься самым недостойным негодяем из когда-либо доверившихся Христу, все равно доверься Ему сейчас, и, может быть, на небесах скажут, что сегодня спасся самый большой грешник. И такое спасение еще больше прославит Христа. Если твой случай самый тяжелый из тех, с которыми до сего момента приходилось сталкиваться Христу, то сегодня, когда Он коснется тебя и исцелит, Его прославят на небесах так, как никогда до этого не славили. Душа! Я хотел бы убедить тебя прийти ко Христу, но только мой Господь может сделать это. Пусть же Он сам ведет тебя к Своей великой благодати!

V. И в завершение я хотел бы поговорить о результате того, что этот человек, послушавшись, протянул свою руку.

Я уже обращал ваше внимание на то, что исцеление было очевидным фактом. Теперь же я хочу подчеркнуть, что оно было совершено мгновенно. Человек с больной рукой не стоял и не ждал, пока что-то произойдет. Он был исцелен сразу же. И исцеление это было совершенным, так как его больная рука стала такой же, как и здоровая, такой же работоспособной, как и раньше, такой же ловкой и проворной. Он получил полное исцеление, хотя заняло оно одно мгновение. Будьте уверены, что рука этого человека исцелилась навсегда, хотя иногда я слышу, как говорят, что спасенные души отпадают от благодати и погибают. Я в это не верю, потому что никогда не читал, чтобы после исцеления Господа исцеленному человеку опять становилось плохо. Я никогда не слышал, чтобы исцеленная сухая рука опять становилась парализованной. Такого не может быть. Мой Господь исцеляет один раз и навсегда. Я как-то видел вывеску, на которой было написано: “Краткосрочно избавим от зубной боли”. Но через несколько месяцев я заметил, что хозяин этой лечебницы понял, что никто не хочет избавляться от зубной боли краткосрочно, и поэтому сделал на вывеске другую надпись: “Моментально избавим от зубной боли”. Это было разумное решение. Я боюсь, что спасение многих — это краткосрочное спасение. Они получают какую-то благодать и теряют ее снова. Они обретают мир, который постепенно уходит. Но нужно постоянство, а постоянство есть только во Христе. “Дары и призвание Божие непреложны”, и Христос никогда не заберет исцеление. Душа! Понимаешь ли ты, что сейчас готов дать тебе Иисус? Исцеление к жизни, избавление от иссушающего воздействия греха, жизнь и жизнь вечную. И все это дается в ответ на исполнение повеления: “Протяни руку твою” или, другими словами: “Доверься, доверься, доверься!” На этой неделе я разговаривал с одним человеком. Он утверждал, что не может довериться Христу. Тогда я сказал: “Но, дорогой друг, так не должно быть. Ты доверяешь мне?” Да, он доверял мне. “Но как ты можешь доверять мне и не доверять Господу Иисусу? — спросил я. — Допустим, ты не доверяешь мне. Почему?” “Почему? Если бы вы были плохим человеком, я бы не доверял вам”, — ответил он. “Получается, если ты не можешь довериться Иисусу, значит, ты считаешь Его лжецом. Ты правда полагаешь, что Бог обманщик?” Мой собеседник ужасно смутился и ответил: “Нет, сэр, я думаю, что Бог есть истина”. Очень хорошо, мы без всяких сомнений можем довериться истине. И это совсем не трудно. Положиться на кого-нибудь и не сомневаться в нем можно только тогда, когда ты хорошего мнения об этом ком-то. Ваша вера в то, что Бог правдив, это уже вера. Положитесь же на Него прямо сейчас; так же как я опираюсь сейчас на эти перила всем своим телом, обопритесь на милость Божью во Христе Иисусе. Это и есть настоящая вера. Если милость Божья во Христе не может спасти вас, вы погибните. Пусть эта мысль будет единственным вашим упованием и основанием для уверенности. Крепко держитесь за Бога во Христе, как кувшин на гвозде. Как человек всем своим телом ложится на кровать, так и вы положитесь на божественную любовь, которая была видна в Иисусе до сих пор. Если вы сделаете так, то спасетесь. Я не имею в виду, что вы просто спасетесь от ада, ибо сила веры, рождаемой в вас Богом Духом Святым, навсегда спасет вас от излюбленного греха. Получив прощение, вы всегда будете любить Того, кто простил вас, вы получите новый принцип жизни, при помощи которого сможете справиться со своими старыми привычками и воскреснуть к чистой и святой жизни. Если Сын сделает вас свободными, вы будете на самом деле свободными. Вы освободитесь сразу же, как только доверитесь. Да дарует Господь вам Свои благословения во имя Христа. Аминь.

 

 

[1] Дальнейшие рассуждения Сперджена построены на английском переводе этих слов Христа, в котором греческое слово “хейр”, то есть “рука”, переведено словом “hand”, то есть “кисть”. Единственным способом объяснить мысль Сперджена, с нашей точки зрения, является использование английского текста. — Прим. пер.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.