11.05.2005
Скачать в других форматах:

Р.Ч. Спроул

Брак и близость. Как построить счастливый брак

6. Институт брака и святость

 

Если вы попросите самого искусного в мире плотника построить вам дом, то все его способности не будут стоить и ломаного гроша, если он не знает, что такое дом. Точно так же и с браком. Трудно создать счастливый брак, если вы не знаете, что такое брак. Считается, что каждый современный человек знает о браке все. Как выяснилось, это не так.

В шестидесятые годы Америку охватило новое веяние — каждая молодая пара стала придумывать собственную свадебную церемонию. Вступающие в брак соревновались между собой: чья свадьба будет оригинальней и причудливей. Молодые сочетались браком, несясь на мотоциклах, погружаясь с аквалангами в морские глубины, прыгая с парашютом. Это явление затронуло не только светское общество; оно не обошло стороной и церковь. Почему? Что заставило молодых людей нарушить традиционный порядок вступления в брак и придумать новый?

Одна из причин — протест против лицемерия. Молодежь хотела, чтобы свадебная церемония имела хоть какой-то смысл. Молодые не желали слепо следовать заведенному порядку, повторять непонятные фразы — это казалось им бессмысленным занятием. Они серьезно относились к браку и желали понимать суть свадебного церемониала. Родителей же любые новшества злили и обижали, они были против нарушения традиций. Лично я испытывал двоякие чувства, когда меня просили обвенчать молодых по их собственному сценарию. С одной стороны, подобные просьбы мне льстили. Меня радовало стремление людей участвовать в обряде, наполненном глубоким смыслом. Однако сценарий некоторых свадебных действ меня пугал и разочаровывал. Люди не имели ни малейшего представления об основах семейной жизни. Происходящее на свадьбах обнаруживало полное непонимание сути института брака и святости.

В своей церкви я предпочитаю проводить общепринятый классический обряд венчания. И это довольно странно, ибо мне не присущ подобный подход. Я любитель всяких новшеств и экспериментов, экспромтов и неожиданностей. Думаю, что традиционный обряд венчания прельщает меня потому, что я проводил его столь часто. Большинство мирян хуже знают церемонию бракосочетания, чем священнослужители. Многократное участие в ней дало мне возможность досконально изучить эту процедуру. И я пришел к однозначному выводу: она непродолжительна, но полна смысла. В ней нет пустых слов; каждая фраза говорит о важной составной части семейной жизни. В то время как молодое поколение стремится нарушить традиционный уклад, я уподобляюсь молочнику Тевье из фильма «Скрипач на крыше» — трогательной истории об исчезновении традиций. Пожилой человек, глава еврейской семьи, сокрушается о том, что его дочери одна вслед за другой нарушают «обычай предков». При этом бунтарки спрашивают отца, почему вошло в традицию соблюдать данный обычай. Почесав затылок, он отвечает, что не знает, почему, но традиция есть традиция. Она вполне устраивает его, устраивала его отца и отца его отца. Но вдруг перестала устраивать молодое поколение. Традиция не более устойчива, чем скрипач на крыше: нелегко играть на скрипке, стоя на покатой скользкой крыше. Рано или поздно скрипач свалится. Обычай, не имеющий под собой прочного основания, в конце концов канет в небытие.

Неужели церковный обычай бракосочетания — это тоже «скрипач на крыше»? Давайте познакомимся с «Порядком проведения обряда венчания», записанным в Книге церковных обрядов объединенной пресвитерианской церкви. По сути он не отличается от обрядов других христианских церквей.

«Возлюбленные мои! Мы собрались пред лицом Бога, чтобы сочетать этих мужчину и женщину святым браком, установленным Богом, покоящимся на Его заповедях, благословленным Господом Иисусом Христом, — браком, который обязан чтить каждый. Давайте же с благоговением вспомним о том, что Бог учредил и освятил брак для благополучия и счастья человека. Наш Спаситель объявил, что мужчина должен оставить отца и мать и прилепиться к жене своей. Через Своих апостолов Он дал указания вступающим в брак жить в почитании и любви; терпимо относиться к недостаткам и слабостям друг друга; поддерживать друг друга в болезни, беде и печали; искренне и прилежно заботиться друг о друге и о членах своей семьи, помогать друг другу во всех мирских делах; молиться друг о друге и поддерживать друг друга во всем, что угодно Богу; жить, как подобает наследникам Божьей благодати».

Нетрудно заметить, что в приведенном отрывке перечислены основополагающие составные элементы брака. Помимо указаний супругам любить, почитать и поддерживать друг друга можно выделить следующие элементы, составляющие основу брака:

1. Бракосочетание — церемония гласная, открытая для всех.

2. Бракосочетание проходит перед лицом Бога.

3. Брак признан святым.

4. Брак установлен Богом.

5. Брак регулируется Божьими заповедями.

6. Брак благословлен Иисусом Христом.

7. Каждый человек обязан чтить брак — это его непреложный долг.

Давайте подробнее остановимся на каждой из слагаемых брака.

 

Брак установлен Богом

Согласно христианской вере, брак — не запоздалое изобретение современной цивилизации. Он не относится к числу случайных явлений, неожиданно возникающих в какой-то момент исторического развития человечества. Напротив, институт брака был заповедан Богом еще при сотворении мира. Как отмечалось ранее, Бог создал женщину ради удовлетворения насущной потребности мужчины. Книга Бытия особо подчеркивает: только существо, подобное человеку, могло удовлетворить все его запросы. Мы читаем:

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Бытие 2:19-20).

До сотворения женщины мужчина был одинок, чего Творец никак не одобрял. Бог создал растения и животных, чтобы человек не ощущал одиночества. Но рядом с человеком не было подобного ему. Вот Бог и сотворил женщину, чтобы человек превратился в человечество. Мартин Лютер подметил связь между сексуальностью женщины и ее ролью в браке. У самок и самцов животных периодичность возникновения сексуальных желаний не совпадает, что сказывается на их половых отношениях. Возьмем, к примеру, собак. Кобель готов и годен к половому сношению в любое время года. Сука же проявляет к нему интерес лишь в период течки, обычно два раза в год. Возможно, это сильно расстраивает Шарика. Ему, наверно, не нравится, что Создатель дал ему такую никчемную партнершу. У человека же нет повода для недовольства. Лютер замечал: «Как славно, что Бог обеспечил нас такой подходящей напарницей!»

Обратите внимание: брак замышлялся не только для евреев или христиан. Брак был учрежден от сотворения мира. Это означает, что он установлен для всех людей, а не только для представителей еврейской нации и не только для верующих. Он установлен для каждого человека. (Вот почему при венчании особо подчеркивается, что каждый обязан чтить брак.) Люди могут не признавать власть Бога над браком, могут даже не признавать само Его существование. Но факт остается фактом: Бог обязывает всех чтить институт брака. Люди могут отрицать свою связь с Богом, но эта связь тем не менее существует.

Брак благословлен Христом. Это следует из учения Нового Завета и факта Его присутствия на свадебном пиру в Кане Галилейской. Но высшее свидетельство — это то, что Он признал Церковь Своей невестой.

 

Основан на Божьих заповедях

Бог учредил брак и обладает властью над ним. Напомню еще раз: перечисленные в Священном Писании правила немногочисленны, но крайне важны. Например, брак заключается между мужчиной и женщиной. Гомосексуальный брак категорически запрещен, полигамия (многобрачие) категорически запрещена. Однако трудно признать незыблемость моногамии (единобрачия), если известно, что ветхозаветные патриархи вели полигамный образ жизни. У Иакова, Давида и Соломона было не по одной жене. Однако при сотворении мира о полигамии речь не шла. Бог сотворил Адаму одну жену, а не две. Он сказал, что «двое» — но не «трое» — будут одна плоть. Зачастую в спорах в защиту полигамии против моногамии упускается из виду один важный момент. В главах 4 и 5 книги Бытия представлена родословная потомков Адама. Четко прослеживаются две ветви: одна берет свое начало от Каина, другая от Сифа — третьего сына Адама и Евы. Прародительское благословение идет по линии Сифа. Среди его потомков — целая галерея праведников: Енох, который «ходил пред Богом», Мафусаил и Ной. По линии же Каина прослеживается история полного морального вырождения и разложения, начавшаяся с убийства Авеля. Перед нами своего рода «полицейский архив преступников» Древнего мира. Одна из наиболее зловещих фигур — Ламех, известный своей любовью к убийствам. С именем Ламеха связан и первый случай полигамии. Большинство толкователей Писания находят в кратком изложении перечисленных событий скрытое осуждение полигамии. Тот факт, что Бог проявил снисходительность к Давиду, Иакову и другим, вовсе не означает, что Он санкционировал полигамию. Нигде Бог не дает Своего благословения многобрачию.

Еще один из основополагающих принципов Ветхого и Нового Заветов — запрет на брак верующего с неверующим. Павел, между прочим, дает четкие указания живущим в смешанном браке. Но он ведет речь о ситуации, при которой в брак вступают двое неверующих, а затем один из них становится верующим. Данное предписание вызвало множество споров и испугало членов церкви. Ведь перед священником стоит трудная задача — обеспечивать исполнение данного указания и одновременно сохранять мир в церкви.

Представьте ситуацию: сияющая от счастья и переполненная радостными предчувствиями, Сузи приходит с Джоном к пастору и просит обвенчать их. Пастор обеспокоенно спрашивает Джона, христианин ли он. Джон чистосердечно признается, что нет, но не имеет ничего против религиозных убеждений Сузи. Тогда пастор, с трудом подбирая слова, объясняет молодой паре, что, по совести, не может их обвенчать. При этом он прекрасно понимает: молодые наверняка решат, что он просто погряз в предрассудках. Кроме того, пастор знает, что служитель церкви с соседней улицы охотно обвенчает эту пару. И у молодоженов развеются последние сомнения в том, что пастор — ханжа. Но хуже всего то, что наш пастор близко знаком с отцом Сузи, руководителем их общины. Скорее всего отец в тот же вечер позвонит ему и скажет: «Как прикажете это понимать? Вы отказываетесь венчать мою дочь? По-вашему, она недостаточно хороша, чтобы сочетаться браком в нашей церкви? А за что же мы платим вам деньги? Моя дочь крестилась в этой церкви, в ней же исповедовалась. Смею вас заверить, что венчаться она будет только здесь!». Итак, пастор оказывается перед выбором: либо хранить мир в своей общине, либо, терпя упреки окружающих, хранить мир в своей душе.

Беседуя с супругами из смешанных браков и пытаясь наладить их испорченные отношения, я проникся еще большим уважением к мудрости Божьей. Когда вера в Бога не имеет большого значения ни для одного из супругов, у них обычно не возникает проблем на религиозной почве — их брак остается «смешанным» лишь на бумаге, но не в жизни. Когда же один из двоих — глубоко верующий человек, возникают серьезные конфликты. Особенно тяжело, если верующей становится женщина. Жена, со всей ответственностью выполняющая указание «подчиниться мужу своему», оказывается в незавидном положении: она превращается в слугу двух господ. Неминуема борьба принципов и мнений, разногласия по воспитанию детей и масса других проблем. Если христианином становится мужчина, а его жена остается неверующей, то он рано или поздно обнаруживает: когда ему требуется поддержка единомышленника, на жену рассчитывать не приходится.

 

Семья — для благополучия и счастья человека

Человеку трудно понять, что Божьи правила установлены для его же счастья. Мы живем в «свободном мире» и убеждены: правила для того и существуют, чтобы их нарушали. Такое впечатление, что мы появляемся на свет с врожденной неприязнью к любым запретам: в законах мы видим лишь помеху своему счастью.

Став христианином, я сразу же начал бороться с подобными убеждениями. Еще в детстве меня водили на курс по катехизации. На занятиях мы заучивали наизусть «Краткий Вестминстерский катехизис»16. Я не мог похвастаться большими успехами в запоминании, но первый вопрос катехизиса навсегда врезался мне в память: «Каково главное предназначение человека?». Меня тогда поразил не сам вопрос, а ответ на него: «Главное предназначение человека — прославлять Бога и вечно радоваться Ему». Я видел в этих словах явное противоречие. К тому моменту я уже знал достаточно, чтобы понять: прославлять Бога означает следовать Его заповедям. Но я не понимал, при чем здесь радость. Я считал так: то, что доставляет мне радость, либо аморально, либо противозаконно, либо портит фигуру. Лишь много лет спустя я понял, что закон Божий установлен вовсе не своенравным тираном, стремящимся отравить существование своих подданных. Он установлен Богом Моисея, услышавшим стоны людей и выведшим их из рабства. До меня дошло: Он создал мужчину и женщину и учредил брак для их же благополучия.

Что еще в жизни человека сопряжено со столькими же сложностями, как брак? В браке проявляются все мыслимые нюансы человеческого поведения. Чтобы найти свой путь в лабиринте семейной жизни, надо быть помудрее Соломона. Даже Говард Коселл с трудом находил определения тем ударам, которые мы наносим друг другу в пылу семейных размолвок. В какой сфере жизни мы нуждаемся в Божественной мудрости больше, чем в браке? А ведь именно ее Бог и явил нам в Своих законах.

Теперь я хотел бы сделать довольно смелое заявление: браки распадаются лишь потому, что люди не выполняют Божьих предписаний. Если бы человечество скрупулезно следовало установленным Богом правилам, то у нас не было бы не то что разводов, но даже несчастных браков. Нарушение Божьих законов — это не только акт неповиновения, но и демонстрация собственной глупости. Хотите жить в браке счастливо — соблюдайте Божьи постановления. Они рассчитаны именно на то, чтобы содействовать вашему счастью и оберегать его. Бог все тщательно спланировал. Но прежде чем Божьи постановления начнут приносить нам счастье, мы должны узнать, что они представляют собой. Чтобы не только узнать о мудрости Божьей, но и научиться мастерски владеть ею, нужно учиться. (Когда я учился в университете, разница между знаниями на «отлично» и «хорошо» определялась так: знаком с материалом — «хорошо», владеешь им в совершенстве — «отлично». Кто же в семейной жизни согласится на более низкую оценку, чем «отлично»?)

Упование на мудрость Божью неотделимо от послушания. Мы обманываем себя, думая: «Если я стану следовать заповедям, то не буду счастлив». Это типичное человеческое заблуждение. В непослушании может быть удовольствие, но счастья быть не может. Счастье в библейском смысле — это нечто большее, чем тщеславное самодовольство. Когда я переживаю конфликт интересов или конфликт желаний между тем, что хочу я, и тем, что требует от меня Бог, я познаю суть нравственного кризиса греховности. Отдавая предпочтение своим желаниям и нарушая целостность Божьей мудрости, я демонстрирую собственную глупость.

 

Брак как завет

Прихожане пресвитерианской17 церкви склонны рассматривать все происходящее с позиций завета. Заветный принцип — не только основополагающий принцип Библии, но и составная часть американского образа жизни. Завет — это, попросту говоря, соглашение между двумя или более сторонами, накладывающее определенные обязательства на всех его участников.

Договорный принцип действует во всех сферах человеческой жизни. Я не могу, например, устроившись на работу в какую-то компанию, уже через пару часов идти и требовать зарплату. При устройстве на работу я подписываю контракт, заключаю договор с руководством компании. Мы связываем себя определенными условиями и обязательствами. Я обещаю выполнять соответствующие служебные обязанности, проводить на работе определенное количество времени и т.д., а руководство обязуется оплачивать мой труд: платить зарплату, предоставлять льготы и т.д. Лишь несколько лет назад я понял, что в основе трудового соглашения лежит принцип завета. Тогда всю страну охватили забастовки водителей грузовиков. Помню, как после целого дня напряженных усилий соблюдать диету я сел ужинать. Передо мной на тарелке красовался аппетитный бифштекс. Я успел проглотить всего три кусочка сочного мяса, как раздался телефонный звонок. Звонил мой друг. Он сообщил, что ближайшая заправочная станция на время возобновила работу. Я бросил вилку, схватил пальто и понесся на заправку, где уже выстроилась очередь минут на тридцать. Когда я вернулся домой, меня ждал холодный ужин, но я сиял от счастья. В момент забастовки водителей грузовиков гораздо важнее наполнить бак автомобиля, чем собственный желудок. А как забыть недавнюю забастовку авиадиспетчеров или затянувшиеся на годы переговоры по пересмотру контрактных условий учителей, да и многое другое? Короче говоря, трудовые соглашения влияют на нашу жизнь самым существенным образом. (Один ведущий новостей сказал так: «Со всеми этими забастовками Америка стала больше похожа на кегельбан, чем на нацию».)

Я бы сказал, что в политической жизни мы ощущаем значимость принципа завета еще острее. Мировая история знает множество форм правления и огромное количество политических теорий, опровергающих одна другую. Мы уже проходили монархию, олигархию, демократию, плутократию, автократию и многое другое. Форма правления, от которой берет свое начало американское общество, — теория «социального контракта», выведенная в Англии известным философом Джоном Локком. Применительно к Америке она была гениально переработана Томасом Джефферсоном18. При данной форме правления власть устанавливает договорные отношения с гражданами. Неудивительно, что американский народ выбрал именно договорную форму правления, декларирующую его независимость. Ведь самой первой формой правления на американской земле еще за 150 лет до принятия Конституции было «Соглашение «Мейфлауэр»19, составленное по договорному принципу.

Договор власти с народом продлевается на новый срок во время очередной церемонии инаугурации высшего должностного лица. Глава государства клянется, что будет соблюдать конституцию США и делать все от него зависящее для процветания нации. Контроль за исполнением обязательств осуществляет судебная власть. Граждане же обязуются быть законопослушными: платить налоги, служить в армии и т.д. Нарушение одной из сторон своих обязательств влечет за собой соответствующее наказание.

Но ни на какую другую сферу жизни заветный принцип не влияет так непосредственно, как на брак. Однако здесь-то мы и сталкиваемся с невероятно невежественным отношением к завету. Молодые люди часто спрашивают: «А зачем жениться? Как несколько произнесенных слов и какой-то ритуал сделают брак законным? Почему два человека не могут просто договориться между собой жить вместе?». Они называют обряд бракосочетания фарсом и глупой возней и не видят в нем никакого смысла. Такой подход свидетельствует о полном незнании молодыми людьми завета в целом и брачных обязательств в частности.

Брак строится на обязательствах. Согласно Библии, молодожены должны связывать себя обязательствами не тайком от всех, не где-то за углом, а открыто и прилюдно. Недаром в самом начале венчания говорится, что «возлюбленные Божии» собрались вместе, чтобы быть свидетелями происходящего. Обряд бракосочетания — важное событие для всех членов общины. В отношении же частных договоров, заключаемых без свидетелей, в Библии есть особый закон.

Завершая церковное собрание, мы часто цитируем известное «Благословение Мицпа»: «Да надзирает Господь надо мною и тобою, когда мы скроемся друг от друга». Эти слова кажутся нам милыми и дружелюбными. Но как они звучали на самом деле в Библии?

«И взял Иаков камень, и поставил его памятником. И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм; и ели там на холме. И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом. И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад, также: Мицпа, от того, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга; если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою» (Бытие 31:45-50).

Это не завет между друзьями. В отношениях Иакова и Лавана не было и намека на любовь. Иаков был известным мастером софистики20, а Лаван вообще не внушат никакого доверия. Договор заключили люди вороватые, не доверяющие друг другу, готовые в любой момент подложить друг другу свинью. Лаван не сказал Иакову: «Да пребудет с тобою и да защитит тебя Бог, пока мы не свидимся вновь». Лаван не был лично заинтересован в том, чтобы просить Бога защитить Иакова. Он мысленно говорил Иакову: «Надеюсь, Бог будет следить за тобой, как зоркий ястреб, чтобы ты не гнался за мной и не догнал меня». Они так отчаянно нуждались в свидетелях своего «соглашения», что собрали камни, поскольку рядом не было ни одного незаинтересованного человека.

Почему при заключении соглашения так важно иметь свидетелей или подписывать официальные бумаги? По нескольким причинам. Самая главная — наши жизни нередко напрямую зависят от того, имеют ли принятые обязательства «законную силу». Еще об одной причине свидетельствует сама история человечества: люди далеко не всегда выполняют свои обещания. Как показывает Библия, в этом заключается основное качественное различие между Богом и человеком. Бог всегда исполняет Свои обещания. При этом Он говорит, что «все люди лжецы», а дьявол — отец лжи. Бог соблюдает завет, а человек нет. При заключении соглашений Бог требует присутствия свидетелей и юридического оформления документов, чтобы защитить человека от его же греховной сущности. Бог и Сам устроил определенный ритуал, заключая завет с Аврамом (см. Бытие 15). Новый Завет говорит: заключая завет с нами, Бог клянется Собой, ибо нет клятвы выше, чем клятва именем Божьим. В случае нарушения Своего слова Он обязуется уничтожить Себя. А какова цена завета, заключенного влюбленной парочкой на заднем сиденье автомобиля? Во время церемонии бракосочетания основополагающий вопрос: «Можно ли верить твоему слову?» оказывается в центре внимания.

Жизнь в браке — самое уязвимое состояние человека, в котором ему есть что терять. Ведь в браке мы абсолютно не защищены, и взятые обязательства означают для нас все. Когда люди вступают в брак открыто, со свидетелями и подписанием документов, если один из них захочет позже отречься от взятых обязательств, он не сможет просто взять и сказать другому: «Между нами непримиримые противоречия». Когда два человека в стенах церкви заключают друг с другом брачный обет — это значительное событие. Слова клятвы, произнесенные прилюдно, в присутствии авторитетных лиц, означают очень многое для вступающих в брак. Молодожены клянутся друг перед другом, перед родителями, родственниками, друзьями, лицами, облеченными духовной и гражданской властью. И все это происходит «пред лицом Бога». Молодые дают обязательства перед всеми присутствующими. И если клятвы ничего не значат для них самих, то, может быть, их воспримут всерьез члены семьи, друзья или церковь. Если же и они слукавят, то свое веское слово скажут институты государственной власти (хотя и не такое веское, какое следовало бы): цена развода достаточно высока. Одно абсолютно ясно: Бог относится к брачным клятвам очень серьезно.

Неистребимый индивидуализм укоренился в человеческом сознании настолько глубоко, что люди считают: все, что они делают, касается только их и никого другого. Основная жизненная философия человечества проста: «Каждый поступает в соответствии со своими желаниями». Ко мне как-то обратился молодой человек, студент. У него были очень натянутые отношения с матерью. Парень сказал, что он атеист, а мама — крайне ревностная христианка. И он устал от того, что она «пытается запихнуть свою религию ему в глотку». В процессе беседы выяснилось: молодой человек считал, что не существует никаких абсолютных истин или жизненных правил. По его мнению, каждый человек имеет право поступать в соответствии со своими интересами и желаниями. Его поведение — это его дело, и у мамы нет права вмешиваться. Парень нисколько не сомневался, что каждому дано право поступать так, как ему нравится. Я спросил его: «Ты действительно так считаешь?». Он решительно ответил: «Да». Тогда я задал ему простой вопрос: «Тогда почему же ты протестуешь, когда мама «пытается запихнуть свою религию тебе в глотку»? Разве у нее нет права делать то, что нравится ей? Может быть, ее желание как раз в том и состоит, чтобы «запихивать религию тебе в глотку?». Его глаза округлились и даже немного вылезли из орбит, и я услышал: «Я об этом не подумал!»

Люди, поступающие в соответствии со своими интересами и желаниями, не считающиеся с интересами и желаниями других, причиняют страдания окружающим. Консультируя как-то супругов, чьи отношения испортились из-за связи мужа с другой женщиной, я вдруг явственно ощутил: происходящее в браке касается не только мужа и жены. Беседуя со мной, виновник произошел его и его новая женщина в один голос заявили: все, что они делают, — это их личное дело, которое больше никого не касается. Я не согласился с этим. Разбираясь в их отношениях, я вынужден был иметь дело с двадцатью восемью людьми (я специально подсчитал). Помимо двух упомянутых супругов и любовницы мне волей-неволей довелось встречаться и разговаривать с родителями всех троих, а также с бабушками, дедушками, детьми и другими родственниками. Ко мне приходили и близкие друзья трех основных участников — они тоже желали помочь разобраться в сложившейся ситуации. Множество людей пострадало от «личного дела» двоих. Мне даже пришлось предоставить убежище одному из участников этой истории из-за угрозы насилия. А когда мне надо было уехать из города, я вынужден был обратиться к представителям закона, чтобы они в мое отсутствие защитили мою собственную семью. Все это никак нельзя было назвать чьим-то личным делом. В орбиту брака втягивается гораздо большее число людей, чем муж и жена. Поэтому брак и заключается в присутствии не только Бога (Чье присутствие, между прочим, распространяется и на помещение загса, а не только на здание церкви), но и множества свидетелей.

Все, сказанное человеком, поступает на рассмотрение к Богу. Новый Завет предупреждает: любое наше необдуманное слово выносится на Его суд. Если Бог серьезно относится ко вскользь брошенным фразам, то с какой серьезностью Он воспринимает глубоко продуманные высказывания? И если Он столь серьезен по отношению к обычным рассуждениям, то насколько же более серьезно Он относится к нашим обещаниям — особенно если они возвышаются до уровня официальных клятв?

Все наши клятвы и обещания подпадают под власть Бога. Как выяснилось, хуже всего эта истина доходит до американцев. В Европе они приобрели репутацию нарушителей обещаний. Как-то раз, находясь в Амстердаме, я встретил своего приятеля голландца. Мы поболтали о том, о сем, а потом я пригласил его в гости на ужин. Я густо покраснел, когда он тут же достал ручку и ежедневник и спросил: «Когда?». Я понял, что мы слишком часто говорим одно, а думаем другое. (Я абсолютно не собирался приглашать этого парня к себе домой. Но должен признаться: я рад, что сделал это. Благодаря тому ужину у нас сложились многолетние теплые отношения.)

Церемонию бракосочетания придумали не американцы. Во всех уголках земного шара, даже у самых диких первобытных племен существуют определенные обряды вступления в брак. Люди веселятся, облачаются в лучшие одежды, готовят праздничную еду, соблюдают всевозможные ритуалы. Почему? Потому что в коллективном сознании людей глубоко укоренилось представление о свадьбе как о чем-то особенном, и брачные обязательства принимаются на свадьбах неспроста. Церемониальный характер бракосочетания у человечества уже в крови, и тот, кто отказывается от свадебной церемонии, многое теряет.

 

Брачный обет

Чтобы лучше понять содержание и значение брачного обета, давайте заглянем в Служебник Объединенной пресвитерианской церкви. В нем приведен стандартный текст брачного обета:

«Я,______, беру тебя,__________, в законные жены (мужья). Перед Богом и людьми клянусь любить тебя и хранить тебе верность в богатстве и нужде, в радости и печали, в болезни и здравии до конца своих дней».

Что обещают вступающие в брак? В основном две вещи: любить и хранить верность. Мы уже подробно обсуждали, что значит «любить». А что такое «хранить верность»? Оберегать честь своей семьи, строго соблюдая условия договора. Вот почему супружеская неверность — дело очень серьезное. Она подрывает основу брачного контракта, искажает суть взятых обязательств.

При каких обстоятельствах действует данная клятва? Вначале упоминаются богатство и нужда. Клятва должна оставаться в силе при любой финансовой ситуации в семье. Исполнение взятых обязательств не может зависеть от материального статуса. Окажись семья в нищете, ни один из супругов не имеет права искать другого спутника жизни, способного улучшить его финансовое положение или предложить более роскошное существование. Нельзя нарушать завет и в том случае, когда семья неожиданно разбогатеет: недопустимо искать нового супруга, для которого богатая жизнь более привычна.

На втором месте стоят такие обстоятельства, как радость и печаль. Жизнь в браке может оказаться не такой радостной, какой представлялась, но недостаток радости — не повод уходить из семьи. Если произошла трагедия, в дом пришла беда, то и в этом случае нет причин бросать семью.

Третье обстоятельство связано со здоровьем. Идеальное здоровье молодого мужчины (молодой женщины), с которым (которой) вы вступили в брак, может подвергнуться разрушительному воздействию возраста или болезни. Ухудшение здоровья и старость супруга (супруги) не служат основанием для нарушения брачного обета. Нельзя обменять сорокалетнюю жену на двух двадцатилетних.

Брачные обещания не могут учесть всех возможных обстоятельств брака. Свадебная церемония затянулась бы на несколько часов, начни молодожены подробно рассматривать каждый непредвиденный случай. Но сам дух обета учитывает любую вероятность. Обет — обещание хранить любовь и верность, что бы ни случилось.

Человек не может вступать в брак со словами «Сегодня я люблю тебя, но что будет завтра, не знаю» или «Обещаю любить тебя, только если все будет хорошо». Клятва — не заверение в сегодняшней любви и преданности, но обязательство хранить любовь и преданность в будущем. Многие из тех, кто сейчас читает эту книгу, произнесли слова клятвы несколько лет или десятилетий назад; то, что было будущим тогда, сейчас настоящее.

А сколько времени следует оставаться верным клятве? Есть ли в брачном контракте пункт о ежегодном пересмотре его условий? Может ли человек брать подобные обязательства сроком на пять или десять лет? Нет. Данный обет должен исполняться «до конца дней». Брачные обязательства — обязательства на всю жизнь.

Помимо брачного обета существует обет верности (преданности):

«Я беру этого мужчину (женщину) в мужья (в жены) и даю ему (ей) обет верности. Клянусь любить и почитать его (ее), выполнять перед ним (ней) свой моральный долг, служить ему (ей) верой и правдой, всегда быть с ним (с ней) рядом и заботиться о нем (о ней) в соответствии с Божьим законом, объединившим нас святыми узами брака».

Брачные клятвы и обет верности свидетельствуют об одном: брак — не случайное сожительство, не кратковременный эксперимент. Брак — это святые узы, навеки скрепленные клятвенным зароком. Молодые люди часто спрашивают меня: «А как узнать, что любишь достаточно сильно и готов вступить в брак?». На этот вопрос я всегда даю «готовый» ответ. Ответ давно известен, ибо он отражает истинное положение дел: «Когда будешь готов при всех поклясться этому человеку в верности до конца жизни». Подобное признание довольно рискованно. Но именно оно необходимо, чтобы мы одновременно «были наги и не стыдились».

 

Вопросы для обсуждения

1. Почему люди придумывают собственные свадебные обряды?

2. Если бы вы решили написать сценарий своей свадьбы, что бы вы в него включили?

3. Почему Бог учредил брак?

4. Можно ли назвать Божьи законы глупыми и деспотичными?

5. Почему Церковь признает гражданские (не церковные)21 браки?

6. Что такое завет? С кем вы состоите в заветных отношениях?

7. Почему завет должен заключаться при свидетелях?

8. Почему Бог запрещает «смешанные браки»?

9. В чем разница между удовольствием и счастьем?

10. Что такое обет? Каково значение брачного обета? Каков его срок?

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.