30.03.2014

Реймонд Браун

Послание к Евреям

Глава 13

13:1-16 25. Пасторское наставление

Заключительная глава послания производит впечатление внезапного и неожиданного поворота к другой тематике. Здесь мы встречаемся с настоятельным пасторским наставлением о христианской любви в общинах, гостеприимстве в домах, о важности посещения узников в тюрьмах, о ценности супружеской верности, а также с рассуждением о человеческом пристрастии к земному имуществу и о страхе перед неопределенностью будущего. Чем объясняется такое неожиданное обращение к целой серии нравственных назиданий, очевидно, не связанных с темой предшествовавшего повествования?

Все эти наставления и призывы звучат очень современно и имеют прямое отношение к обществу третьего тысячелетия. Те, кто остается равнодушным к пасторской проповеди, не могут понять всей глубины социального и нравственного содержания христианского учения, заложенного в этом послании. Это не просто чьи-то размышления, которые можно выслушать и забыть как необязательное дополнение к более духовной информации. «Значит, если это истина, тогда она вправе требовать перемен в твоей жизни...» (Рим. 12:1; Еф. 4:1: Флп. 2:12; рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Согласно этим текстам Нового Завета, от христиан требуется любовь, чистота, непритязательность, дружелюбие, смелость и желание славить Бога.

1. Иметь в себе любовь (13:1-3)

Для совершенствования внутренней жизни христианской общины нет ничего важнее любви. В первых фразах своей пасторской проповеди автор раскрывает три стороны братской любви, подчеркивая важность и необходимость постоянства в любви, которая щедро выражается в гостеприимстве и заботе об узниках и больных.

1) Необходимость постоянства в любви (13:1) Братолюбие между вами да пребывает.

То, что называется термином братская любовь (Philadelphia), фигурирует в посланиях апостолов Петра и Павла (Рим. 12:10; 1 Пет. 1:22) и с особой силой звучит в Послании к Евреям. Христос не стыдится называть верующих «братьями» (2:11,12), и потому автор с радостью следует Его примеру. Они должны быть не только святыми братьями, но и любящими также. Если верующие являются членами одной семьи, тогда любовь Отца выражается в их жизни. По-видимому, эти наставления были чрезвычайно необходимы той поместной церкви, ибо ее раздирали разногласия, соперничество и междоусобицы (12:14; 13:9).

Братская любовь должна пребывать, то есть постоянно жить в сердцах верующих. Но христианская любовь не должна подменяться эмоциональной набожностью; онадолжна выражаться в постоянных практических делах. Кальвин напоминает нам о том, что «ничто не исчезает так быстро, как любовь, если человек начинает заботиться о себе больше, чем о своей жене и других близких. Кроме этого в нашей обыденном жизни есть еще много неприятностей, которые способны разделить нас».

2) Щедрое выражение любви (13:2)

Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная,

оказали гостеприимство Ангелам.

Любовь не ограничивается словами. Она проявляет свою сущность в делах сострадания. Автор призывает верующих открыть двери своих домов для гостей и не привязываться душой к своему имуществу. Гостиницы того времени были известны своим развратом, антисанитарией и дороговизной, и христианские странники должны были рассчитывать на гостеприимство своих братьев по вере. Если любовь не выражается в гостеприимстве, значит она вообще отсутствует. Авторская любовь к ветхозаветному Писанию вновь дает знать о себе в строках этих поучительных стихов. Он напоминает своим читателям о щедрости тех древних святых, которые через свое доброе отношение к ангелам получили благословения от Бога (Быт. 18:19; Суд. 13). Как сказал Иисус, принимая в своем доме странников, мы обретаем не только ангелов, но Самого Христа (Мф. 25:31—40).

Одним из самых позитивных качеств современной церкви является использование христианских домов для евангелизма, научения и других видов общения. Там изучается Библия, собираются евангельские домашние группы, туда привлекаются нецерковные люди, чтобы поделиться с ними Благой вестью о Христе. Для многих неверующих посещение церкви является довольно сложным делом, а неформальное собрание в свободной атмосфере христианского дома может помочь им раскрыть свои проблемы и сомнения.

Этот стих призывает верующих не только проводить регулярные домашние собрания, но также постоянно совершать домашнее служение гостеприимства. Люди разных профессий, особенно приехавшие к нам из-за океана или вышедшие из нехристианских семей, могут укрепиться в вере и достичь духовной зрелости с помощью верующих, которые отдают им тепло своих гостеприимных христианских сердец. Сегодня это как нельзя более актуально и востребовано. В обстановке распада семей и нестабильности домашнего очага молодые обращенные очень нуждаются в «наставниках» в вере. Любовь, которая не идет дальше слов, рискует оказаться обыкновенным обманом.

3) Практическое выражение любви (13:3)

Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

А как насчет тех, которые лишены свободы и не могут посещать наши домашние собрания? Верующие призваны сочувственно относиться к узникам, как бы находясь там вместе с ними. Это значит, что они должны уметь ставить себя на место этих узников, чтобы ощутить, как те нуждаются в помощи, в общении, в теплом слове, укрепляющей молитве, материальной помощи. По всей вероятности, поцузниками подразумеваются лишенные свободы за веру, хотя мы не можем быть в этом уверены.

Упоминание страждущих свидетельствует о том, что некоторые верующие были притесняемы физически и нуждались в большой поддержке и любви братьев по вере, помнящих о собственной слабости и незащищенности и потому готовых разделить их скорби.

Эти заключительные строки, несмотря на свою кажущуюся оторванность от главного содержания послания, имеют ярко выраженное отношение к современной жизни. В нашем мире, где политические преследования являются печальным фактом исторической биографии некоторых стран и где тысячи людей посвящают свои жизни борьбе за гражданские права, призыв «относиться к заключенным так, будто вы находитесь там же, рядом с ними» (NIV), звучит как важное напоминание о нашей духовной, социальной и политической ответственности. В Лозаннском соглашении евангельские христиане всего мира выразили свое единство со всеми узниками совести. Они не только обязались молиться за руководителей наций и народов, но и обратились к ним с призывом «гарантировать свободу религиозной пропаганды и деятельности в соответствии с волей Бога и согласно Всеобщей декларации прав человека». Далее в соглашении выражена «глубокая озабоченность судьбой всех несправедливо осужденных, и особенно наших братьев, страдающих за свидетельство о Господе Иисусе. Мы обещаем молиться и трудиться ради их освобождения». Такие инициативы должны не только запечатляться на страницах важных документов, но и ре-ализовываться в практических делах любви и соответствующих политических акциях поддержки. Андрей Сахаров подсчитал, что из всех 10 ООО узников совести в СССР почти 2000 страдают за веру. Если мы знаем, что вместе с ними принадлежим к одной семье, то не можем не молиться усердно за их нужды, за их духовную крепость и не добиваться неустанно их освобождения. Многие христиане серьезно ходатайствуют за узников совести с помощью молитвенного буклета, в котором есть фотографии, карты, сведения о сроках наказания и другая важная информация о людях, которые разделяют нашу веру, но лишены нашей свободы.

Кроме этого, мы также не должны забывать о людях, живущих рядом с нами, страдающих от других форм «заключения», хотя и менее суровых, но не менее угнетающих. Много пожилых людей в наше время практически «отрезаны» от жизни. Недавно было опубликовано признание одной 81 -летней вдовы:

«Я ужасно одинока. Особенно вечерами. Клуб закрывается в пятом часу вечера и уже ничего нет, кроме долгих пустых часов вплоть до отхода ко сну... Я слышала много раз, как старики говорят; „У нас больше ничего нет". Ты просто ешь, чтобы жить, но кругом пустота. Время тянется так долго... эти вечера... уикэнды. Старые люди говорят: „Нам все равно, сколько осталось жить..." У меня много знакомых, но все это ничего не значит, если нет близкого друга».

Сколько радости пациентам домов для престарелых могли бы принести посещения христиан! А разве эти «изолированные» люди в конце жизни не так же нуждаются в Благой вести о Христе, как все остальные, имеющие ежедневные контакты с верующими? Но от кого эти заключенные в четырех стенах могут об этом услышать, как не от христиан, увидевших в этой заброшенной сфере духовной деятельности возможность для пасторского служения и возрождающего свидетельства?

2. Будем чисты (13:4)

Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

Проблемы политических заключенных не столь близки нашей обыденной жизни, как, например, такое трагическое явление, как разрушение семей. Рассуждение автора о «братолюбии» естественным образом перерастает в рассуждение о супружеской любви. Послание, написанное в I в., настаивает на уважительном отношении к браку и призывает нас к нравственной чистоте и готовности быть ответственными перед вечностью. Хотя эта тема звучит поразительно современно, ее появление в историческом контексте столь далекой древности может показаться нам более чем странным, ибо Послание к Евреям было адресовано христианам-иудеям, которые имели ясный и бескомпромиссный закон о супружеской верности. Однако позднее иудейские лидеры сочинили более «приемлемое» учение о разводе (Мф. 19:3).

Некоторые комментаторы допускают, что это обличение адресовано не нарушителям брачных клятв, а разрушителям самого института брака. Аскетические группы верующих иудеев и христиан, широко распространенные в первые века, отрицали брак и даже хотели запретить его вообще (1 Тим. 4:3). По их мнению, все дела, связанные с «плотью», чрезвычайно порочны как не имеющие никакого отношения к «духовному». Возможно, некоторые читатели послания увлекались этой теорией, что побудило автора настоятельно утверждать высокий авторитет брака для всех общественных классов. Бог будет судить не супружество, а безнравственность и прелюбодеяние.

Содержание этих стихов потрясающе современно, потому что в наше время огромное число браков заканчивается разводами. Опасность развода не минует даже христианские браки, если только оба партнера не признают свою посвященность Христу и друг другу. Некоторые церкви предъявляют к супругам-христианам повышенные требования. Добросовестное участие в вечерних мероприятиях по будням, а также воскресная занятость в церкви приводят к разобщению семей, в которых есть дети, и семейная жизнь подвергается большому риску, поскольку время совместного досуга сокращается до минимума. Церковные руководители должны служить духовному единству семьи и утверждать святость брака не только своими проповедями. Очень плохо, когда поместная церковь покушается наличное время человека, лишает его или ее возможности строить счастливое супружество, создавать здоровую семейную жизнь и красивое жилище. Молодые люди, и не только молодые, должны знать, что счастливый брак не состоится «сам собой». В суете и вихре современной жизни, где людям приходится справляться с финансовыми трудностями, решать проблему трудоустройства, чрезмерно занятым мужьям и женам очень легко потерять интерес к своим супругам.

3. Будем довольны тем, что имеем (13:5,6)

Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: вне оставлю тебя и не покину тебя», 6 Так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»

Крайне материалистическое сознание нынешнего общества со всеми атрибутами безбожного секуляризма остро нуждается в учении, убеждающем нас отвергнуть сребролюбие и довольство-ватьсятт, что имеем. Алчность, выражающаяся в притязаниях на чужую жену (Исх. 20:17) ил и чужую собственность — это опасная ловушка. Христианин верит, что Бог по Своей мудрости и благости даст ему все необходимое и полезное. Он честно трудится, не привязывается сердцем к своему имуществу, а все остальное отдает на волю Бога (2 Фес. 3:10; 1 Кор. 9:6—11). Он не тратит драгоценного времени на накопление денег и собирание материальных ценностей. Так живут люди, не знающие Бога (Мф. 6:32). Верующий благодарен Богу зато, что имеет все необходимое для жизни, и находит радость в более высоких духовных ценностях. Его сердце принадлежит небесным богатствам (1 Тим. 6:17-19), а не тленным материальным вещам, не имеющим никакого значения после смерти. Алчность есть признак неверия, а довольство всем есть плод веры. Довольство не приходит само собой, это образ мышления, привычка правильно мыслить, вырабатывающаяся в процессе постоянного напоминания себе о Божьем отеческом провидении и Его щедрых обещаниях. Для большей убедительности автор опять подтверждает свои доводы текстами Ветхого Завета (Втор. 31:6,8; Нав. 1:5; Пс. 117:6). Бог по Своей милости говорит нам многое, чтобы мы могли поделиться своим упованием с другими; ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя». Так что мы смело говорим: «Господьмне помощник». В итоге чувство удовлетворенности у верующего находит выражение в словах, которые ясно говорят о происхождении этого поразительного спокойствия, надежды и довольства.

Возможно, здесь подразумевается страх не только перед нищетой, но и перед гонениями. Автор напоминает о том Божественном ободрении, которое получил Иисус Навин, и о мире, который посетил отчаявшегося псалмопевца. Он цитирует слова псалма: «Неустрашусь: что сделает мне человек?» (Пс. 117:6). Можно искать популярности и любой ценой добиваться ее. Верующие знают, что страх перед человеком порабощает не меньше, чем любовь к деньгам, но когда Господь — помощник, душа освобождается от этого рабства. Страсть к удовольствиям (13:4), к вещам (13:5), к славе (13:6) — все находится под суверенным контролем святого, милостивого и любящего Бога.

Призыв Нового Завета «довольствоваться» тем, что имеешь, не означает, что проявление желаний и устремлений противоречит Божьей воле. Это не так, ибо каждый верующий призван исполнять свое дело с максимальным усердием. Верующий понимает, что результат его труда должен быть чистой жертвой Христу. Он изо всех сил старается трудиться лучше, но ему чужд карьеризм. Он согласен оставить эту проблему в руках всевидящего Бога, Который знает его нужды лучше, чем он сам. Эгоистические амбиции обладают разрушительной силой. Питаемые алчностью, они равнодушны к нуждам окружающих, к воле Бога и даже к собственному здоровью. В обществе, пропитанном холодным эгоизмом, такое качество, как христианская удовлетворенность всем, имеет огромную евангельскую ценность. Оно напоминает другим людям, что в жизни есть нечто большее, чем временный успех.

4. Быть верными (13:7-12)

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. 8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатиюукреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. 10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. 11 Так как тела животных, которых кровь, для очищения греха, вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — 12 Той Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

Рассказав о бесстрашии тех, кто считает Господа своим помощником, автор переходит к рассуждению о мужественной вере прежних наставников этой церкви. Члены церкви помнили их исполненные верой проповеди (которыепроповедовали вам слово Божие) и их праведную жизнь. Читателей призывают «взирать», то есть пристально вглядываться в жизнь тех людей, а особое

внимание обратить на кончину их жизни. Это слово (ekbasis) подразумевает жизнь как свидетельство, как богатый плод, как итог всего жизненного пути. Хотя не исключен и иной смысл, подразумевающий мученическую смерть этих наставников. Но даже если они не заплатили столь высокую цену, сама их достойная и бесстрашная жизнь была блистательным примером для окружающего мира, порабощенного страхом смерти и неизвестностью будущего. Такие христиане оказывают на людей большое влияние, и читатели призываются подражать вере их.

Но, несмотря на то что эти наставники уже покинули их, вечный, живой и неизменный Христос остается с ними. Он всегда рядом, вчера и сегодня и во веки Тот же. В заключении послания по-прежнему неустанно звучит напоминание читателям о неизменном Господе. Он всегда тот же (1:11,12). В великом вчера человеческой истории Он умер ради них, принеся Свою уникальную жертву. Сегодня Он вождь, первым проложивший путь в небеса и ныне ходатайствующий по правую руку Бога. Будущее открыто пред Ним; Он жив во веки, ибо Он есть Властелин истории, Который обязательно вернется (10:37) для ожидающих Его во спасение (9:28).

Мы всегда должны помнить этот стих (13:8), один из самых известных из всего послания. Он расположен между двумя другими, где звучит похвала истинным лидерам (13:7) и обличение лжеучителям (13:9). Некоторые христиане отводили взгляд от Христа (12:2) и обращали его на «учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3).

В наше время ст. 9 звучит очень актуально. Многие наши современники начинают осознавать свои духовные нужды, и этот вакуум провокаторы от различных религий и учителя от лжехристианских школ целенаправленно заполняют своими антибиблейскими идеями. Никогда прежде в XX в. не наблюдалась такая активность и такой размах культового сектантства. За ним невозможно проследить, и оно не поддается никакому контролю. Некоторые секты ведут бурную деятельность среди студентов и другой молодежи, находящейся вдали от дома. Сегодня надо очень серьезно воспринимать учение данного послания о приоритете Божьего слова и превосходстве Божьего Сына. Это необходимо для того, чтобы не попасть под влияние учений раз-

личных и чуждых, идущих от группировок, далеких от Священного Писания. Мы обязаны молиться за друзей, которые оказались вовлеченными в эти организации, потому что многие из них искренне ищут истину и могли бы обрести мир, жизнь и крепкую надежду, если бы пришли к Христу. Многие нынешние члены сект разочаровались в церкви, что не может не быть для нас справедливым укором. Открыли ли мы им свои сердца, исполненные любовью, приняли ли их в наши общины, чтобы у них возникло ощущение «защищенности», то есть сделали ли мы то, чем в первую очередь привлекают к себе эти секты?

Упоминание о яствах в ст. 9 говорит о том, что «слепые вожди» насаждали среди верующих свои чуждые учения об ограничениях в еде и о законах приема пищи. Такие теории были очень популярны в I в. и среди иудеев, и среди язычников (9:10; Кол. 2:16,20—23; 1 Тим. 4:3). Принявшие эти теории не получили от них никакой духовной пользы. Только благодатью укрепляется верующее сердце, а не строгим исполнением предписаний и правил относительно употребления той или иной пищи. Сейчас нет места для животных жертв, освященной пищи и жертвенников, ибо все это ушло в прошлое. Христиане же придают важнейшее значение главной истине своей веры: Христос умер за них, став жертвой за них и пролив кровь не животных, а Свою собственную. Те, кто остается в узких рамках иудаизма, названные служащими скинии, не имеют доступа к единственной живой жертве, которая лишь одна действенна и эффективна.

Образы иудейских обрядов напоминают нам о жертвах за грех и о Дне искупления (Лев. 4:12; 16:27). По условиям ветхого завета, священники имели право употреблять в пищу мясо жертвенных животных после жертвоприношения, но это не относилось к жертве за грех и к Дню искупления, когда жертвы сжигались полностью (13:11) и Богу приносилась вся жертва, а служителям ничего не оставалось. Писание подчеркивает, что желающие остаться под покровом ветхого завета не могут быть участниками единственной величайшей жертвы за грех — жертвы Христа. Служить скинии — значит оставаться в ветхом завете, и потому такие люди не имеют права питаться от вечного благословения нового завета.

5. Быть мужественными (13:13,14)

Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

Картина жертвенного всесожжения за грехи открывает читателям еще одну важную практическую деталь: жертвы «сжигаются вне стана» (13:11). Также и Господь Иисус пострадал «вне врат», будучи отвергнут собственным народом. Сейчас эти христиане должны понять, что им тоже необходимо выйти за удобные и привычные рамки иудаизма как «безопасной религии, официально признанной Римскими властями, которых она мало интересовала». Верующие в Христа должны выйти, как вышел Он, нося Его поругание, чтобы полностью идентифицировать себя с Его страданиями (Флп. 3:10; Кол. 1:24). Текст стиха подчеркивает, что они должны выйти к Нему, а не идти «за Ним», ибо именно там, втом враждебном, ненавидящем Христа мире находится Иисус.

В своем комментарии Уильям Мэнсон высказывает мнение, что послание, возможно, написано не для группы верующих, находившихся на грани отступничества, а для замкнутого круга иудейских христиан, отгородившихся ото всех остальных верующих и как бы «присвоивших» себе Благую евангельскую весть. Опасаясь открыто выражать свою христианскую веру, они свели ее к минимуму, «спрятавшись, как в раковине, в своем иудейском христианстве»'. В результате они возвели вокруг себя безопасные стены, пренебрегли желанием Бога видеть в них носителей Евангелия. Эта версия довольно привлекательна, и если она верна, то призыв выйти к Нему за стан приобретает особый смысл.. В этом случае он адресован уже не мужественным христианам, изгнанным из синагоги, а тем колеблющимся верующим, которые все еще остаются в ней из-за страха. Этот стих ободряет этих боязливых христиан, придает им смелость, побуждает свидетельствовать. Если они хотят следовать за Христом, они должны быть готовыми к испытаниям.

По мнению Мэнсона, эти верующие находились под сильным воздействием некоторых специфически «иудейских» сторон

1 Manson, р. 24.

своей веры, почитания «обрядов поклонения, таинств, освященных привилегий и признаков благодати»1. Автор сочувствует им и понимает их трудности, но, указывая на несовершенство ветхого завета, ни в малейшей степени не унижает его. Ему, как и его читателям, дороги все его духовные ценности. Трепетное отношение автора к этим ценностям проявляется в благоговейном описании устройства скинии (9:1-5). Говоря о старозаветном жертвоприношении, он нисколько не отрицает очищающего действия тех обрядовых церемоний, даже несмотря на их неспособность воздействовать на больную человеческую совесть (9:13,14). Автор очень восприимчив к нуждам тех своих читателей, которые оставили организованный корпоративный иудаизм ради христианства и теперь испытывают чувство потери. Однако он не только превозносит христианские ценности как более совершенные (12:22—24), но и, что самое драгоценное, подчеркивает их преемственность. В конце концов, они поклоняются одному Богу, и христианская доктрина о Боге, изложенная в послании, во многом созвучна ветхозаветному откровению. Они также одинаково любят Священное Писание. На всем протяжении текста послания мы отмечали трепетную любовь автора к учению Ветхого Завета и любовались его умением пользоваться им. Ангелы, посещавшие Божий народ в древности, продолжают и ныне служить христианскому сообществу (1:14). Покинув синагогу, они не повернулись спиной к героям старой религии, но, напротив, древние патриархи и их последователи составляют неотъемлемую часть славы церкви, «сделавшись совершенными» через Христа (11:40; 12:23).

6. Пребывать в поклонении (13:15,16)

Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его. 16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы бла-

гоугодны Богу.

Принося свои жертвы, верующие ветхозаветного периода ожидали лучшей жертвы (9:23). Однако, говорит автор, хотя полная и совершенная жертва уже принесена нашим великим Первосвященником, другие жертвы не отменяются и должны приноситься Богу ежедневно. Эти жертвы приносятся не для того, чтобы упрочить наше искупление, а для того чтобы угодить Богу. Нетрудно различить в этом контексте четыре вида жертв, которые христиане обязаны приносить Богу непрестанно.

Во-первых, это жертва благодарной хвалы. Чрез Него, то есть через Христа, Который пострадал за нас и жив вечно, давайте приносить Богу жертву хвалы. Бешеный ритм современной жизни нередко не оставляет нам времени для спокойного размышления о своем неоплаченном долге Богу. Неверующие «не прославили Его» (Рим. 1:21), а христиане обязаны делать это. Глубокое и вдумчивое прочтение послания не может не зажечь в душе желание славить и хвалить Бога. Разве мы не хотим восхвалить Его за дарованное нам «братолюбие» (13:1), за щедрое гостеприимство, которое постоянно нам оказывается (13:2)? А разве верующие люди не помогают нам в тяжелые минуты нашей жизни и не приходят к нам с состраданием, чтобы облегчить наше горе (13:3)? Многие из нас могут благодарить Бога за верных и любящих супругов, за счастливую семейную жизнь наших родителей как пример для подражания (13:4). А разве нам не стоит благодарить Бога за удовлетворение наших материальных нужд (13:5а), за мудрую заботу о нас (13:56,6)? Мы благодарим Бога за выдающихся проповедников, учителей, руководителей библейских и воскресных школ, за верующих родителей и верующих друзей, разделяющих с нами «слово Божие», и за то, что они не только исповедуют вечные ценности, ной подают чудесные примеры христианской жизни (13:7). Каждый верующий жаждет принести жертву хвалы Иисусу, нашему неизменному Господу, за Его спасительную смерть, за Его нынешнюю помощь и за Его будущие свершения (13:8). А как нам не хвалить Бога за мудрое учение, изложенное в Священном Писании, за многократную возможность «благодатию укреплять» свои сердца (13:9)! Все это и многое другое зажигает в наших сердцах благоговейный трепет и открывает наши уста для хвалы, чтобы не периодически, а непрестанно, каждый раз при мысленной встрече с этими великими истинами мы приносили бы Богу жертву хвалы. Такие жертвы были известны в ветхозаветные времена (Лев. 7:12; Пс. 49:12—14,23) и должны быть неотъемлемой частью нашей христианской жизни.

Во-вторых, мы должны приносить жертву смелого свидетельства нашей веры. Эта жертва названа плодом уст, прославляющим имя Его. Это еще одна сторона нашего жертвенного поклонения. Если же эта жертва приносится только нашими устами и не исходит из сердца, то она становится просто публичной декларацией. И это видно всем. Данная фраза подразумевает также помимо жертвы хвалы еще один аспект христианского благодарения, имевший прямое отношение к первым читателям послания. Они призываются использовать свои уста, буквально «делать исповедание» (homologounton, глагольная форма существительного, употребляемого в 4:15; 10:23). Возможно, как считает Мэнсон, не делали этого из опасения гонений, которые неизбежно обрушились бы на них в случае открытого исповедания ими имени Христа. Одно дело признавать себя должником Бога, а совсем другое — свидетельствовать людям о том, что Он на самом деле для нас значит. В нашем нынешнем духовно невежественном обществе есть возможность в своем ежедневном христианском поклонении уделять место свидетельству о Христе. Воспринимая плодуст, приносимый нами Богу, слабоверующие люди осознают, что, прославляя Его, мы исповедуем Его имя.

В-третьих, существует также жертва служения другим, «которую Бог одобряет» (NEB): «Никогда не забывайте делать добро» (NEB). Бескорыстное и щедрое служение другим было характерно для той общины прежде (10:33,34); характерно оно для нее и сейчас (6:10). Автор подчеркивает, что эта жертва должна приноситься охотно и постоянно. «Добрые дела» составляют важную часть новозаветной доктрины христианской жизни. Протестанты со свойственным им и вполне понятным опасливым отношением к «спасению делами» порой принижают значение этой важной стороны библейского христианства. Иисус поощрял учеников делать добрые дела, и раннехристианские обшины находились под сильным влиянием этого практического тезиса христианского учения (Мф. 5:16; Гал. 6:10; 1 Фес. 5:15). По словам апостола Павла, Богу угодно, чтобы Его народ делал реальные добрые дела (Еф. 2:10).

Наконец, христиане должны приносить жертву щедрой благотворительности. Они призваны делиться тем, что имеют. Использованное здесь слово делиться (рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.) может навести на мысль о денежных пожертвованиях, которые приносились в новозаветное время ради нуждающихся. Со временем этот термин стал употребляться в более узком смысле и подразумевать «товарищеский фонд». Финансовая поддержка верующими Божьего дела, как мы ее себе представляем, остается христианской жертвой, которую мы обязаны приносить не только постоянно, методично и пропорционально нашим доходам, но и охотно (1 Кор. 16:2; 2 Кор. 9:7). Не мудро было бы сводить этот вид жертвенности исключительно к финансовым «сборам». У христиан есть и другие возможности приносить эту жертву, делясь с другими, верующими и неверующими, теми благими дарами, которые Бог так щедро дарует им.

13:17-21 26. Почитать церковных служителей

В ст. 7 рассматриваемой главы автор с большим уважением отозвался о прежних служителях этой церкви, указав в связи с этим на три главных момента: они достойны того, чтобы церковь помнила их (13:7), подчинялась им (13:17) и почитала их (13:24). Мы уже знаем, каким, в представлении автора, должно быть достойное руководство христианской общины, — наставляющим и подающим позитивный пример. Духовный лидер должен учить «Божьему слову» и иметь веру, достойную подражания (13:7). Здесь автор продолжает эту тему, дополняя портрет истинных служителей другими качествами, которые он считает не менее важными. Те, кто призван опекать поместную церковь или любое другое собрание христиан, должны правильно относиться к своему служению и видеть в нем свое пасторское призвание, понимать свою ответственность перед Богом и зависимость от Него.

1. Пасторское служение (13:17)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно.

Церковные служители, как сказано в этом стихе, неусыпном* кутся (agrypneo) о душах верующих. Они подобны пастухам, заботящимся о своих овцах, или часовым на посту. Это слово в Сеп-туагинте описывает деятельность стража, несущего дежурство у городских ворот, — колоритный образ, любимый ветхозаветными пророками (Ис. 62:6; Иез. 3:17; 33:1-9). Возможно, в послании это слово имеет свой буквальный смысл, ибо в обстановке недавних бед и раздоров, посетивших церковь, служители могли на самом деле потерять сон и покой, стараясь сохранить своих овец. О них говорится как о прилежных наставниках, отзывчивых пастырях, поставленных Богом пасти Его стадо (1 Пет. 5:2). Как же должны члены общины относиться к таким верным и преданным пастырям? Ответ таков: слушать и подчиняться; уважать, любить и сотрудничать с ними.

1) Внимать учению с охотой

Наставничество духовных лидеров не принесет пользы, если христиане только слушают их, но не применяют наставлений в жизни (Иак. 1:22). Как не раз отмечалось, послание фокусирует внимание на необходимости послушания открывшемуся нам Божьему слову. Разумеется, автор не пропагандирует слепое и безусловное подчинение любому требованию христианского наставника, иначе для чего совсем недавно он говорил о «различных и чуждых» учениях? Учение Нового Завета ясно говорит о необходимости различать истину и ложь (1 Ин. 4:1) и выдвигает на первый план безусловное послушание слову Бога.

2) Повиноваться с почтением

Верующие должны быть покорны своим наставникам. Если для восприятия пасторского учения требуется послушание слову, то для исполнения практического служения пастору необходимо уважительное послушание ему со стороны членов общины. Безусловное признание авторитета церковного руководства необходимо для эффективного управления и гармоничной деятельности общины. Как новый завет не принуждает никого к слепому послушанию, так не принуждает он никого и к бездумному подчинению. Это касается популярной в современных церквах теории «пасторства», согласно которой каждый верующий должен иметь духовного наставника, которому он полностью подотчетен во всех сферах своей жизни. Он обязан консультироваться со своим «старшим наставником» по любому поводу: о совершении важных покупок, о смене работы или принятии каких-либо новых обязанностей. Но такого рода послушание не предусмотрено Писанием, ибо оно ограничивает личную ответственность человека перед Богом, являющуюся показателем христианской зрелости. Кроме этого, такое пасторство вредит другим важным христианским взаимоотношениям, особенно супружеским, через которые обычно Бог самым естественным образом являет

Свою волю.

Такая ситуация чревата более серьезными последствиями, если власть попадает в руки людей, искажающих библейское учение таким именно образом. Это рафинированная форма мании величия, по сути своей противоречащая учению и примеру Того, Кто омывал ноги Своим ученикам и преклонял колена перед теми, кому помогал. Христианин ответственен только перед Христом. Его стремление быть послушным членом поместной церкви не должно эксплуатироваться в интересах нелепых или эгоистических притязаний отдельных представителей церковного руководства. Не будем забывать, что Новый Завет не раз говорит о взаимном повиновении (Рим. 12:10; Гал. S: 13; Еф. 5:21; Флп. 2:3,4). Важно сверять Писание с Писанием и воспринимать Новый Завет как единое целое, а также помнить, что служитель ранней церкви не был диктатором, а был «образцом добрых дел» и примером смирения (1 Тим. 5:1,2; Тит. 2:7; 1 Пет. 5:3-5).

3) Сотрудничать в любви

По-видимому, среди членов той церкви имел место дефицит послушания и смирения, ибо автор настойчиво призывает верующих внимательно и бережно относиться к своим служителям, чтобы их служение доставляло им радость, а не разочарование, чтобы они делали свое дело не вздыхая, или, при более точном переводе, «без стона». Деятельность духовных наставников, проходящая в нездоровой, разобщенной атмосфере поместной церкви, не способствует сплочению общины в духе согласия и не принесет ей ничего, кроме вреда. Это подводит нас к еще одной особенности авторской концепции христианского церковного служения — его эсхатологическому смыслу.

2. Ответственное служение

Церковное руководство поместной церкви опирается в своей работе не на идеологию этого мира, а на великую и вечную надежду — на иной, неземной мир. Духовные учителя знают, что настанет великий День, когда будут открыты все книги, и все

предстанут как обязанные дать отчет. Возможно, радость служителей, о которой говорится в этих стихах, имеет отношение не к их нынешнему душевному состоянию, а к их конечной участи. Ясно, что речь идет о будущей ответственности не только служителей (чтоб они делали это с радостью), но также и самых слабых членов общины (ибо это для вас не полезно)! Одно несомненно: эти служители знали, что в своей работе (подобно всем другим христианам) они неподотчетны своим братьям по вере; их Божественное назначение делает их ответственными прежде всего перед Богом. Поскольку их миссия связана с вечными ценностями, она имеет вечные последствия.

3. Зависимая вера (13:18—21)

О личном отношении автора к церковному служению как к смиренному исполнению своих обязанностей говорит то, что он просит общину молиться за себя, а затем сам молится за них в своем заключительном благословении. Исполняя духовную миссию, он признает свою зависимость от молитв верующих, а все они вместе зависят от Пастыря овец великого.

1) Они молятся за него (13:18,19)

Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

Понимая, что никто не может быть успешен в своей работе без помощи и поддержки Христа, он просит их молиться за себя. Он написал это «слово увещания» (13:22) исключительно из чувства пасторской заботы. Он не хочет, чтобы они неверно поняли мотивы, побудившие его отправить послание. Его совесть чиста, ибо он хочет всякое дело выполнять честно и достойно своего призвания — служения Христу. Он вновь просит их молитв и особенно настаивает на этом, ничуть не меньше, чем в начальных главах, где он убеждал их быть внимательными к слову (во 2:1 употреблен этот же термин). Послушание слову, которое говорит нам Бог, молитва, через которую мы общаемся с Ним, — вот две наши неразделимые духовные обязанности. Помимо беседы с верующими через свое послание автор ищет личного общения с ними. Он знает, что христианский служитель обязан делать больше, чем только возвещать истину, какой бы великой она ни была. Он ищет огромной радости в дружеском общении с верующими братьями. Послушание слову неизменно выливается в любовь к Божьему народу.

2) Он молится за них (13:20,21)

Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овей великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), 21 Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во

веки веков/Аминь.

Автор завершает эту часть главы величественной молитвой за всех слушавших это слово, когда оно читалось в христианских собраниях. В этой молитве выражено его огромное желание увидеть, как Бог помогает им во всяком добром деле. Его упование на Бога, Которому он молится, не менее важно, чем то, о чем он просит Бога.

Только спасающий Бог может дать им все необходимое для совершения добрых дел. Он есть Бог мира. Мир в библейском смысле нетождествен обычному душевному спокойствию, ибо он напрямую связан с вечным спасением, которое Бог дарует Своему народу. Бог Сам приобрел этот мир через достижение Христа, Который положил конец величайшей человеческой битве с грехом, победив грех, смерть и дьявола. Через эту триумфальную победу Христа мы обретаем мир с Богом и мир с человеком (Рим. 5:1; Еф. 2:14—17; Кол. 1:20). Вполне возможно, что в своей молитве этот добрый пастырь просит Бога мира оградить своих овец от всякого зла и всякой вражды (12:14), ибо только такой Бог может спасти их не только от их прошлых грехов, но и от нынешних проступков и падений.

Автор знает, что только могущественный Бог может обеспечить их всем добрым и необходимым. Их Бог воскресил Господа Иисуса из мертвых, и Он силен ответить на их молитвы. Неужели их проблемы сложнее, чем воскресение умершего для новой победной жизни? Ничего нет невозможного для такого Бога.

Он взывает о помощи к сострадающему Богу, Который отдал Своего Сына, нашего Господа Иисуса, Пастыря овец великого.

Всю Свою жизнь Христос нес служение как заботливый, сострадающий, добрый пастырь. Он отдал за них Свою жизнь и великой силой Своего воскресения продолжает охранять и защищать их. Как «Пастыреначальник», Он заботится о младших пасты-ряхиобовсем Божьем стаде (И н. 10:11,15,27—29; 1 Пет.5:4).Для Него, как для великого пастыря, нет ничего невозможного, и ничто не ускользает от Его внимания.

Молитва автора обращена также к Богу, ибо Его великая искупительная миссия была исполнена Кровию завета вечного. Любя Свой народ, Он поклялся прощать все их грехи (10:15—18) и помогать им во всем. Такой Бог, связавший Себя со Своим народом такими прочными и вечными узами, не может не быть верным Своему слову.

Более того, пасторская молитва обращена к неиссякаемому Богу, Который знает, что для них благо, и имеет дары, которыми может усовершить их. Это слово (katartisai) буквально значит «поставить в нужное положение» или «довести до завершения». Видимо, читатели послания знали о дарах, в которых они нуждались, чтобы достичь нужного «положения». Может быть, они нуждались в обновлении упования на силу и могущество Христа и укреплении в других великих истинах, с помощью которых автор ободрял и наставлял их в тяжелые периоды сомнений и гонений. В чем бы они ни нуждались, Бог мира обязательно усо-вершит их во всяком добром деле.

Но этот глагол (katartizo; в английском переводе Библии — «оснастить, обеспечить». — Примеч. пер.) имеет также значение «восстанавливать», «ремонтировать, чинить». Этот глагол используется в Евангелиях при описании действия учеников, «чинивших» (katartizontas) свои сети (Мф. 4:21; Мк. 1:19). Обеспечивая Своих детей всяким благом, наш Бог способен не только дать все необходимое, но и восстановить вышедшее из строя. Наверное, некоторые из верующих, первыми получивших это послание, почувствовали, что допущенный ими компромисс с иудаизмом мешает им прямо и четко свидетельствовать о Христе, что их заблуждение относительно Иисуса принесло негативный плод в их жизни и в жизни других верующих. Возможно ли было восстановление их веры, возвращение к прежнему доверию Богу? Автор отвечает на этот вопрос утвердительно, потому что Бог мира силен сделать это для них. Но возможно, что речь здесь

идето внутренних проблемах этой конкретной поместной цеок вИ, члены которой потеряли свое правильное положение (1213) и сомневались в том, что для них есть путь к исцелению Мощ-ная заключительная молитва этого послания вселяет в верующих надежду на изменение к лучшему, ибо Бог мира силен восстановить разрушенное и наладить расстроившееся.

Мы пытались написать портрет Бога, к Которому возносится молитва автора и его просьбы. Следует обратить внимание на цель, преследуемую в этой связи автором. Будучи неиссякаемым источником всякой силы и всяких даров, Бог мира поможет им идти к целям, определяющим их жизнь и молитвы. Укрепившись Его дарами для совершения всякого доброго дела, они будут воздавать Ему честь своими делами, устремляясь к исполнению воли Его, чтобы радовать Его, делая благоугодное Ему, и чтобы прославить Его на земле и славить в вечности.

13:22-25 27. Заключительные приветствия

В последних строках послания заключительным аккордом звучат слова, в которых выражается пасторское участие и забота, явно и выразительно продемонстрированные в последних главах. Прежде чем расстаться со своими читателями, автор старательно призывает их с вниманием относиться к наставническому учению, которое он преподал им в своем послании, бережно хранить дружеское общение, держаться благодати.

1. Быть внимательными к учению (13:22)

Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

Автор называет свое послание кратким словом увещания. Прочтение его вслух для членов церкви занимает около часа, и поэтому, конечно, оно не претендует называться доктринальным трудом в полном смысле этого слова. Фразами «Прошу вас...», «Знайте...» автор призывает читателей к активным действиям, желая вновь и вновь указать им на важность Божьего слова в жизни верующего человека. Но важно не только читать написанное и слушать захватывающую проповедь, необходимо также вникать в учение и исполнять рекомендации. Необходимо размышлять над тем, какое практическое влияние на нашу жизнь может оказать учение, изложенное в послании.

2. Хранить дружеское общение (13:23,24)

Знайте, что брат ваш Тимофей освобожден; и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. 24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италииские.

Даже в этих традиционных приветствиях чувствуется серьезная пасторская озабоченность. Он желает, чтобы все члены этой поместной церкви знали о его неравнодушии к ним. Ему недостаточно, чтобы это слово наставления и приветствия было ограничено узким кругом «наставников» (13:17) или церковного руководства; он желает, чтобы его горячее приветствие достигло всех членов этой церкви. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Не исключено, что между руководителями и членами общины произошло разделение, поэтому автор страстно желает воссоединения и восстановления прежнего дружеского общения. Под «Италийскими», по-видимому, подразумеваются не жители Италии, ате итальянские христиане, которые вто время жили в других районах мира. Упоминание имени Тимофея, учителей и членов этой поместной церкви, итальянских братьев, приветствующих их, — все это свидетельствует об огромном значении дружеских отношений в жизни христианской церкви. Послание показывает нам, как важно и необходимо наставлять друг друга (3:13; 6:11; 10:24), ободрять (6:9,10; 10:25) и учиться на примере других (10:32,35; 13:7). Общение такого рода обладает огромным духовным потенциалом и очень полезно для верующих. Мы должны спрашивать себя, оказываем ли мы другим христианам такую же помощь, какую сами получаем от наших братьев в течение многих лет.

3. Держаться благодати (13:25)

Благодать со всеми вами. Аминь.

Тема благодати — одна из самых волнующих тем послания. Анализируя дело Христа на земле, автор утверждает инициативу Бога в том, что Христос принял смерть за всех. Это произошло исключительно «по благодати Божией» (2:9). Побуждая читателей к молитве, автор уверяет их, что при этом они приближаются к «престолу благодати» и получат «благодать для благовременной помощи» (4:16). Анализируя опасность отступничества, он указывает на серьезность положения тех, которые «Духа благодати оскорбляют» (10:29), и убеждает верующих наблюдать, чтобы «кто не лишился благодати Божией» (12:15). Призывая своих читателей к благодарению, автор опять убеждает «хранить благодать», благоговея перед Богом (12:28). Он говорит также о необходимости «благодатию укреплять сердца» (13:9), а не соблюдением ритуальных правил приема пищи. Перечисленные семь ссылок на благодать разъясняют, что христианская жизнь исполнена великого смысла и предъявляет к верующим серьезные требования, но мы не оставлены, не на наши собственные слабые силы и малые возможности нам предстоит опираться, потому что благой Бог восполнит все наши нужды. Поскольку Бог милостив, Его благодать доступна всем. Несмотря на то что послание содержит немало серьезных предупреждений, завершается оно выражением восторженного упования. До тех пор пока верующие полагаются на Божью благодать, они недосягаемы для любого зла (12:28) и всегда хранимы Богом. Бездонные богатства этой безграничной благодати принадлежат каждому верующему (4:16), а значит, всем нам на века.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.