30.03.2014

Джон Стотт

Первое послание к Тимофею и Послание к Титу: Жизнь поместной церкви

Пятая глава

1 Тим. 5:3 - 6:2 5. Социальное служение

Упомянув о разных возрастных категориях, о пожилых и молодых мужчинах и женщинах в церквах Эфеса (5:1,2) и дав совет Тимофею, как строить с ними отношения, Павел теперь обращается непосредственно к трем конкретным группам лиц — вдовам, пресвитерам и рабам — и говорит об обязанностях по отношению к ним Тимофея и общины. Он пишет о материальном обеспечении вдов и об их участии в служении (5:3-16), о служении и оплате труда пресвитеров, их назначении на должность и дисциплине (5:17-25), а также о проблемах, связанных с рабами, их служением, независимо от того, являются ли их хозяева христианами или нет (6:1,2).

В каждом случае Павел непременно касается участия этих лиц в жизни общины, поскольку все эти три группы связаны со служением (diakonia) в той или иной мере, а в первых двух случаях он добавляет рекомендации об их материальной поддержке. Эти два момента — служение и материальная поддержка — естественным образом связаны между собой: служба — это то, что мы отдаем, а поддержка — то, что мы получаем. Правильная взаимосвязь между ними способствует духовному здоровью церкви, поскольку христианское сообщество (как единая семья) — это братство, в котором сочетается «подаяние и принятие» (Флп. 4:15).

1. Вдовы (5:3-16)

Вдовиц почитай, истинных вдовиц. 4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу. 5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 6 а сластолюбивая заживо умерла. 7 И сие внушай им, чтоб были беспорочны. 8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. 9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. 11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак; 12 они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; 13 при том же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. 14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, раждали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию: 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. 16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

В Писании о вдовах говорится много и с почтением, в отличие от отношения к вдовам во многих культурах. Слишком часто замужняя женщина воспринимается только как жена своего мужа. Когда же он умирает, она теряет не только мужа, но и свой социальный статус. В Писании же вдовы, сироты и обездоленные люди (одинокие, без родителей или крова над головой) представляют ценность сами по себе и рассматриваются как нуждающиеся в особом попечении и защите. По всей Библии звучит мысль о необходимости справедливого отношения и проявления любви к ним. Бог описывается как «Отец сирот» и защитник («судия») вдов (Пс. 67:6); Бог дает «суд сироте и вдове» (Втор. 10:18; ср.: Пс. 145:9; Прит. 15:25). Люди, взирая на своего Бога, должны уподобляться Ему в этом. «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте... когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой...» (Исх. 22:22 и дал.). Тот, кто несправедливо судит вдов, сам подпадает под суд Божий (Втор. 27:19; ср.: 24:17). Земледельцам предписывалось отделять десятину от своего урожая на пропитание вдов и сирот и оставлять им колоски на поле и плоды в саду (Втор. 14:28,29; 24:19 и дал.; 26:12,13); пророки тоже постоянно упрекали народ, который вместо того, чтобы защищать и заботиться о вдовах, эксплуатирует и притесняет их (Ис. 1:17,23; Иер. 7:5 и дал.; 22:3; Иез. 22:7; Зах. 7:10; Мал. 3:5; ср.: Пс. 93:1 и дал.).

Наш Господь Сам всегда сочувствовал вдовам, принимал в них участие. Он воскресил единственного сына вдовы из города Наина (Лк. 7:11,12). Он поддержал упорство вдовы, которая добивалась справедливого решения от судьи, Он похвалил щедрость бедной вдовы, которая отдала последнее, что имела, — положила в храмовую сокровищницу две мелкие монеты (Лк. 18:1 и дал.; Мк. 12:41,42). Он предостерегал Своих учеников против книжников, «поядающих домы вдов» и изображающих из себя глубоко религиозных людей (Мк. 12:38-40). И на кресте Он исполнил то, что проповедовал, поручив Иоанну позаботиться о Своей матери (Ин. 19:26,27).

Ранняя Церковь усвоила этот урок ветхозаветного учения и примера, данного Иисусом, и продолжила эту практику. Семь одаренных руководителей были назначены следить за распределением материальной помощи вдовам в Иерусалиме (Деян. 6:1 и дал.; ср.: 9:39,44); Иаков определенно заявляет, что «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях...» (Иак. 1:27).

Возвращаясь к 1 Тим. 5, отметим, что отрывок, посвященный вдовам, подразделяется на две части. В первой подчеркивается, что вдов необходимо почитать (3—8), т. е. «оказывать им уважение или, скорее, всяческую поддержку»142. В ст. 9-16 говорится о взятии вдов на учет: вдовица должна быть избираема (9). Комментаторы задаются вопросом: имеет ли Павел в виду одних и тех же вдов во всем отрывке, или он говорит о двух разных группах. В пользу того, что речь идет о разных категориях вдов, свидетельствуют не только разные глаголы, используемые при их описании, но и разные условия включения вдов в эти две группы. В первом случае это крайняя нужда и благочестие, тогда как во втором наряду с возрастом учитываются такие качества, как верность в браке и хорошая репутация вдовы. Тогда получается, что первая группа вдов должна получать материальную поддержку, а последняя — возможность для определенного служения в церкви наряду с пресвитерами и диаконами, хотя четкой границы между этими двумя группами провести нельзя, и нередко они могли пересекаться друг с другом.

1) Вдовы, которых необходимо поддерживать материально (5:3—8)

Из контекста ясно, что слово «почитай» означает не просто уважение вдов как личностей и не только внимание к ним, но и финансовую поддержку (см. ст. 4, 8 и 16). О почитании родителей, согласно пятой заповеди, напоминал в этом смысле уже Иисус (Мк. 7:10 и дал.), и почитание пресвитеров, о котором Павел скажет далее, подразумевает то же самое (17). Таким образом «почитание включает в себя и понятие материального обеспечения»143.

Доктор Брюс Уинтер проливает свет на эту ситуацию, привлекая внимание к социальным обычаям греко-римского мира, особенно касающихся приданого. Он пишет:

«Приданое, которое должен обеспечить невесте ее отец, всегда считалось собственностью женщины в браке. Это было записано и в законе о браке: в случае смерти мужа требовалось, чтобы по закону был точно определен размер приданого. Об этом должно было позаботиться специальное лицо, которому поручалось заняться вопросом о приданом. Вдове предоставлялись две возможности. Если у нее были дети, она могла остаться в доме своего покойного мужа, находиться на содержании нового „господина" (kyrios), хозяинадома, возможно, своего сына. Она также могла вернуться в дом своих родителей, забрав свое приданое обратно в свою семью»144.

Приданое невесты в дальнейшем могло дать ей возможность жить за счет него в период вдовства. Она могла также, без этого приданого, жить при поддержке своего сына или отца. Такая вдова в материальном обеспечении со стороны церкви не нуждалась, поскольку ее семья имела и моральные, и юридические обязательства заботиться о ней.

Церковь должна была помогать тем вдовам, которые действительно в этом нуждались, истинным вдовицам (3). Выражение «истинные вдовицы» встречается в гл. 5 три раза (3, 5 и 16) и означает одиноких вдов, которые сами не могли обеспечить себя, не имели ни приданого, ни финансовой поддержки со стороны родственников. А если... вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям (4).

Здесь очень четко указаны причины, почему дети, внучата должны почитать свою семью. Во-первых, это их святая обязанность перед родителями, дедушками и бабушками, которые заботились о них, когда они были детьми; во-вторых, сие угодно Богу. Ибо Бог повелевает нам почитать своих родителей и Сам заботится о вдовах. От вдов, которые могут и должны быть взяты на попечение в своих собственных семьях, Павел обращается к тем истинным вдовицам, которые реально нуждаются в помощи: такая вдова осталась одна, без поддержки семьи, и только надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь (5), как Анна-пророчица (Лк. 2:36,37).

Совершенно иная ситуация с вдовой, которая живет для собственного удовольствия, о ней сказано: сластолюбивая; она заживо умерла (6); такие «отчуждены от жизни Божией» (Еф. 4:18). Так, одним, из-за их эгоцентризма, уготована духовная смерть, другим же, отвергающим свое «эго», — жизнь духовная. Некоторые комментаторы полагают, что слово «сластолюбивая» может быть эвфемизмом для вдовы, которая, не имея приданого, родственников или ремесла и находясь в безвыходном положении, встает на путь проституции.

Таким образом, у церкви есть моральные и материальные обязательства перед вдовами. Она должна оказывать материальную поддержку обездоленным и благочестивым вдовам. Сие внушай им (7а), пишет Павел, поскольку попечение о нуждающихся вдовах должно лечь на плечи церкви, а не быть личной заботой Тимофея. Церковь поэтому должна разработать программу помощи вдовам, чтобы никто не мог обвинить ее служителей: чтоб были беспорочны (76). Затем Павел еще раз особо подчеркивает ответственность родственников, которые должны исполнять свой долг перед членами своей семьи. В ст. 4 он начинает говорить об этом, а завершает в ст. 8 в обличительном тоне: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного, т. е. язычника. Сильно сказано! По логике вещей дети должны заботиться о своих родителях, ибо многие язычники «по природе законное делают» (Рим. 2:14,15), и забота о вдовах, как мы знаем, была записана в римском законе. Можем ли мы, получившие больший свет откровения, пренебрегать теми, кого почитают даже язычники?

И добавим к этому ст. 16, где Павел говорит о нашей обязанности поддерживать своих родственников, чтобы понапрасну не обременять Церкви. Таким образом, апостол приводит четыре аргумента о необходимости заботиться о пожилых членах своей семьи, ибо это означает воздавать должное своим родителям (4), угождать этим Богу (4), подтверждать свою веру, а не отрекаться от нее (8) и не обременять Церковь (16).

Эта тема не потеряла своей остроты и поныне. По мере улучшения медицинского обслуживания пожилыхлюдей, особенно на Западе, средняя продолжительность жизни возрастает. Удельный вес пожилых людей в обществе высок, как никогда. Геронтологические центры, дома престарелых и больницы переполнены. И прекрасно, что Церковь и государство берут на себя эти заботы. Но это указывает и на то, что родственники часто покидают или мало помогают престарелым членам своей семьи. Африканская и азиатская культуры с их большими семейными кланами служат постоянным упреком Западу в этом отношении. Ст. 8 говорит нам о том, что забота о своих родственниках является фундаментальным христианским долгом. Это библейское повеление должно лежать в основе нашей жизненной позиции. Оно не противоречит словам Иисуса в Мф. 6:25 и дал., где Он осуждает пустое беспокойство о своем будущем, отсутствие упования на Бога, но не благоразумие и не предусмотрительность. Нет противоречия и у Павла, когда он говорит, что «не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Кор. 12:14), поскольку речь идет об ответственности родителей. Но когда родители становятся старыми и слабыми, тогда они меняются ролями с детьми — в плане ответственности и долга. Прит. 6 призывает нас брать пример с муравьев, учась у них мудрости: трудолюбию и обеспечению своего будущего. То, что они делают инстинктивно, людям следует совершать по разумному решению.

2) Вдовы должны быть взяты на учет (5:9—16)

В ст. 3—8 внимание сосредоточено на материальном обеспечении вдов, которое в первую очередь возлагается на их родственников, но становится обязанностью церкви, если таковых у вдовы не имеется. В данном разделе об этом уже не говорится, если не считать ст. 16, здесь речь идет о другом. Теперь мы читаем об «избираемых» или о вносимых в список вдовах (9а, 11), о вдовах разных по характеру и положению (96, 10), в том числе о трудоспособных; об отказе в помощи со стороны церкви молодым вдовам (11 — 15). По-видимому, в список вносились не нуждающиеся в помощи вдовы, но те, которые могли нести определенную службу в церкви.

Есть ряд свидетельств о том, что такое служение вдов существовало в ранней Церкви. Так, Лука рассказывает о «вдовицах» в Иоппии, которые, по-видимому, составляли целую группу. Возможно, что среди них была и Тавифа, которая «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9:36,39, 41). В письме к Тимофею Павел, упоминая об избрании вдов, конечно, имеет в виду формирование определенной группы таких вдов, но было бы большим преувеличением утверждать, как это делают некоторые исследователи, что тогда «в Эфесе был создан и официально признан орден вдов»145. В начале II в. было известно приветствие Игнатия Антиохийского, направленное им «девам, которые названы вдовами» в Смирне146, а Поликарп Смирнский писал филиппийцам о том, что «вдовы должны неукоснительно думать о вере в Господа и непрестанно молиться друг за друга» и избегать злых путей147. Только в конце II в. Тертуллиан предоставляет бесспорные свидетельства о существовании ордена вдов. В это время и в III в. вдовы, входившие в состав учрежденной ими организации, молились, ухаживали за больными, заботились о сиротах, навещали христиан в тюрьмах, обращали в веру язычниц и обучали истине обращенных женщин, готовили их к крещению148.

Хотя во времена Павла не было «ордена вдов», но определенная их организация существовала, и принадлежать к ней могли вдовы по следующим признакам: пожилые, верные в супружестве и известные своими добрыми делами. Во-первых, что касается возраста: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя (9а), а потому маловероятно, чтобы она стремилась снова вступить в брак. Во-вторых: бывшая женою одного мужа (96); см. соответствующее требование по отношению к епископу: должен быть... одной жены муж (3:2). Как уже говорилось ранее, это не означает, что вдовы не могут вступить в новый брак, в ст. 14 Павел советует молодым вдовам вступать в брак, хотя и предпочтительнее оставаться женой одного мужа.

В-третьих, вдова должна быть известная по добрым делам (10). Ньюпорт Уайт считает, что Павел имеет здесь в виду исполнение вдовами «повседневных обязанностей», перечень которых он определяет как «признак здравомыслия апостольского христианства»149. Прежде всего, если она воспитала детей, т. е. заботилась о их физическом и духовном здоровье (teknotrophed), причем это касается и собственных детей, и сирот. Во-вторых, — принимала странников, т. е. оказывала гостеприимство путникам; это качество, которым должны обладать пресвитеры, епископы и другие руководители церкви (3:2).

В-третьих, умывала ноги святым — что обычно входило в обязанности рабов, но было возвеличено Иисусом (Ин. 13:4 и дал.; ср.: Лк. 7:44). В-четвертых, помогала бедствующим. И наконец, Павел добавляет: и была усердна ко всякому доброму делу (10). Такое смиренное служение ставит женщину в ряды служителей церкви. При этом может потребоваться отказ от вступления в новый брак, даже «зарок» не выходить замуж, чтобы полностью посвятить себя этому служению.

Рассматривая условия, необходимые для избрания и внесения в список истинных вдов, мы видим, что молодые вдовы, как правило, не подходят для такого служения. По поводу молодых вдов Павел дает Тимофею другие рекомендации. Молодых же вдовиц не принимай (11а). Почему же? На это есть две причины. Во-первых, молодые вдовы часто снова желают вступать в брак, они, вследствие своих естественных влечений, впадают в роскошь в противность Христу, т. е. не могут преодолеть свои желания ради служения в церкви; они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру (12).

Вторая причина не принимать на служение молодых вдов — это неуверенность в твердости их стремления сосредоточиться на ответственном служении; они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно (13). Доктор Гордон Фи отождествляет этих молодых вдов со слабовольными «женщинами, утопающими во грехах» из 2 Тим. 3:6,7, которые поддались влиянию лжеучителей. Их хождение из дома в дом, их пустословие и сплетни, их неустойчивая вера, с его точки зрения, способствовали расколу в домашних церквах150. Это довольно любопытный вариант толкования, хотя Павел не дает оснований идти дальше того, что они попросту тратили свое время в праздной болтовне.

Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, — пишет Павел (14а). В этом нет противоречия с тем, что он говорит в 1 Кор. 7:8,40. Действительно, апостол выразил свою личную точку зрения: одиночество кажется ему более предпочтительным (1 Кор. 7:7а,8,40). В то же время он признает, что у каждого свой дар от Бога — вступать ему в брак или оставаться холостым (1 Кор. 7:76), что нужно реально смотреть на естественные потребности (1 Кор. 7:2,9; ср.: 1 Тим. 5:11), но что одинокие люди могут отдать больше времени и усилий делу Господа, тогда как связанные брачными узами волей-неволей глубже погружаются в мирские дела (1 Кор. 7:32—35). Если молодая вдова вновь выйдет замуж, у нее будет забот полон рот и она будет избавлена и от праздности, и от искушения заниматься пустословием. У нее могут еще появиться дети, возрастут заботы по дому и, таким образом, она отвратится от дурных дел и не подаст противнику никакого повода к злоречию (14). И это очень важно — не дать противникам Евангелия никаких поводов для осуждения, ибо некоторые уже совратились вслед сатаны, т. е. отошли от Христа (15).

После такого мудрого совета Тимофею относительно молодых вдов Павел снова, уже в третий раз (3, 4, 8), подчеркивает, что только одинокие, остро нуждающиеся вдовы должны быть на обеспечении церкви, а не те, кто имеет родственников, которые обязаны опекать их. Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц (16).

Эти наставления апостола позволили выработать два важных принципа социального благополучия. Во-первых, принцип избирательной благотворительности. Материальная поддержка не распространялась вообще на всех вдов, независимо от их нужд. Вдовство само по себе не было основанием для непременной поддержки церкви. Нет, церковь опекала лишь тех вдов, которые в том остро нуждались. Если же были другие возможности для помощи, то они непременно использовались. В первую очередь это касалось семьи вдовы. Все мы должны исполнять свой долг, заботясь о своих родственниках. Социальная помощь со стороны церкви не должна поощрять безответственность, равно как и государственные программы призваны оказывать дополнительную помощь, а не подменять обязанности родственников.

Во-вторых, принцип достоинства. Интересно, что Павел выделяет две категории вдов: тех, кто нуждается в материальной поддержке, и тех, кому предлагается служение. Хотя мы рассматриваем их порознь, наделе эти две группы могут перекрываться. Действительно, если позволяет здоровье и силы, то вдовы обеих групп могут участвовать в служении. Вдовы (наряду с другими категориями нуждающихся, напр., матерей-одиночек, обманутых, брошенных на произвол судьбы и разведенных женщин) должны получить и финансовую поддержку, и возможность самим трудиться, реализуя свои способности. Я был поражен, когда несколько лет назад увидел этот принцип в действии в Иордании, по отношению к иммигрантам, беженцам. Беженцы не только получали пищу, одежду и кров, но и возможность трудиться, проявить свои способности и профессиональные навыки при строительстве зданий промышленного назначения. Христианская помощь обездоленным и нуждающимся всегда должна способствовать укреплению у людей чувства собственного достоинства.

2. Пресвитеры (5:17-25)

Апостол теперь переходит к обсуждению проблем пресвитеров. Определив пастырское служение как задачу благородную, как «доброе дело» (3:1) и перечислив необходимые качества, которыми должны обладать кандидаты на это служение, (3:2 и дал.), он далее рассматривает вопросы вознаграждения за их труд, дисциплины и рукоположения. В этом разделе изложены практические рекомендации для пресвитеров и других руководителей, которые должны опекать свою паству.

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. 18 Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей». 19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. 20 Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели. 21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. 22 Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым. 23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. 24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии. 25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

«Из этого отрывка, — пишет Кальвин, ссылаясь, в частности, на ст. 17, — можно сделать вывод, что существуют два типа пресвитеров»151. Он имеет в виду, с одной стороны, тех, кто исполняет пасторские и административные функции (достойно начальствующие), а с другой — тех, кто призван нести слово (,которые трудятся в слове и учении). Таким образом, ст. 17 послужил основанием для разделения функций служителей в реформатских церквах: «управляющие пресвитеры» и «проповедующие пресвитеры».

Не все комментаторы, однако, согласны с тем, что Павел здесь выделяет две разные категории пресвитеров. Здесь, «конечно, нет четкого подразделения, и это часто вызывает споры»152. Действительно, согласно гл. 3, все пресвитеры должны уметь учить (3:2) и заботиться о Церкви Божьей (3:5). Вероятно, слово «особенно» (malista) использовано не для различения проповедников и управителей, но для обозначения их, ввиду последующего описания. Этот стих в таком случае следует понимать следующим образом: «пресвитеры, которые управляют церковью, т. е. те, кто проповедует...»153

Павел здесь (17—25) наставляет Тимофея, советуя ему, как поступать с пресвитерами, когда дело касается оплаты труда, дисциплины и назначения на должность. Вероятно, следует остановиться на пяти принципах, которыми он руководствовался и которые полезны и для нас в нашем служении тем, за кого мы несем ответственность.

1) Признательность (5:17,18)

Мы иногда говорим или думаем, что христианским работникам нужна признательность только Главного Пастыря, а не руководителей церкви. Но Павел придерживался другого мнения. Люди склонны впадать в уныние и нуждаются в поддержке, а потому достойно начальствующие пресвитеры заслуживают всяческого поощрения, сугубой чести (в некоторых переводах — «двойного поощрения», 17). Что же имел в виду Павел под этой сугубой честью (или под особым почитанием)? То, что она включает в себя адекватную оплату труда, становится ясно из следующего стиха (18), а греческое слово time («честь») может соотноситься и с материальным вознаграждением. Однако маловероятно, что Павел говорит лишь об оплате труда пресвитера, лишь о «сугубом жаловании». Более вероятным представляется, что слово «сугубая» означает особую, включающую и денежное вознаграждение, честь (time). Пресвитеры, которые хорошо заботятся о пастве, достойны и почитания, и материального вознаграждения.

Павел считал само собой разумеющимся, что пресвитеры получали денежное вознаграждение за свой труд. Как в ветхозаветные времена, когда священникам давалось «определенное содержание... чтоб они были ревностны в законе Господнем» (2 Пар. 31:4), так и в новозаветную эпоху пастырей нужно было поддерживать материально, чтобы они могли полностью посвятить себя служению евангельскому. Сам Павел зарабатывал на жизнь изготовлением палаток, но это объяснялось особыми обстоятельствами (см., напр.: 1 Кор. 9:4 и дал.), и в своих посланиях он ревностно защищал право учителей получать финансовую поддержку154.

Здесь, как и в 1 Кор. 9:9 и 14, апостол опирается на библейский авторитет, соединяя две разные цитаты. Первая — из Втор. 25:4: Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего» (18а). Это сильный аргумент: если Бог так заботится о животных, то как же Ему не позаботиться о пропитании служителей церкви? Павел приводит и вторую цитату: Трудящийся достоин награды своей (186). Хотя он не ссылается на Иисуса Христа, но именно эти слова (Лк. 10:7) сказаны Иисусом семидесяти ученикам. Комментаторы, которые сомневаются, что Павел мог цитировать высказывание Иисуса как библейское (Ибо Писание говорит), полагают, что эта формула относится только к первой из приведенных им цитат. Однако, скорее, ссылка Павла на Писание относится и ко второй цитате, поскольку вполне вероятно, что Евангелие от Луки, или по крайней мере его ранний вариант, было известно до 1 Тим. и в глазах Павла имело такую же авторитетность, что и Ветхий Завет Писания.

Примечательны обе цитаты: в первой пресвитеры сравниваются с молотящими волами, а во второй — с сельскохозяйственными рабочими. Но Павел не стремился принизить пастырское служение, он хотел подчеркнуть, что это тяжелый труд, и как таковой заслуживает достойного вознаграждения. Действительно, пресвитер не должен быть корыстолюбив и сребролюбив (3:3), но в ст. 17 и 18 речь просто идет о том, что хорошая работа достойна благодарности и признательной оценки и что такая оценка может вполне законно выразиться в форме денежного вознаграждения.

2) Справедливость (5:19,20)

Павел дает рекомендации не только в отношении заслуживающих признательной оценки пресвитеров, но и тех, которые могут вызвать упреки и нуждаются в обличении. Он говорит о «неприятных процедурах», предвидя такие обстоятельства, когда Тимофею придется столкнуться с жалобами на какого-то пресвитера. Павел дает ему два дополнительных совета, первый — когда пресвитер в чем-то обвиняется (19), и второй — когда его вина очевидна (20).

1. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (19). То есть оно должно быть подтверждено несколькими свидетелями. Согласно установлениям Ветхого Завета, требовалось два или три свидетеля, чтобы удостоверить обвинение (Втор. 19:15), особенно если обвиняемому грозила смертная казнь (Втор. 17:6). Те же принципы сохраняются и в новозаветные времена (напр.: 2 Кор. 13:1; ср.: Мф. 18:16), тем более если обвиняются христианские руководители. Действительно, два или три свидетеля требовались не только для подтверждения обвинения, но и для того, чтобы выслушать (принять) его.

Это практическое правило необходимо для зашиты служителей Церкви, которые уязвимы для клеветы. «Никто не является столь хорошей мишенью для клеветы и оскорблений, как благочестивые учителя, — писал Кальвин. — Они могут исполнять свои обязанности честно и ответственно и все же подвергаться при этом критике со всех сторон»155. Враги Евангелия часто вымещают свою злобу на евангельских работниках. Грязная клевета может разрушить служение. Зная это, Павел, прежде всего, просит Тимофея не слушать никаких сплетен о руководителях церкви и даже обвинений в их адрес, если они сделаны одним человеком. Каждое обвинение должно подтверждаться несколькими свидетелями, чтобы быть выслушанным. Приверженность этому библейскому принципу заставила замолчать многих злопыхателей и спасла многих пасторов от несправедливой критики и незаслуженных обид и страданий.

2. Если обвинения против пресвитера будут удостоверены двумя или тремя свидетелями и окажутся обоснованными, и если (что подразумевается) пресвитеры, о которых идет речь и с которыми проводилась беседа наедине, отказываются покаяться, но упорствуют в своем грехе, тогда избежать публичного обличения и скандала не удастся. Виновных, т. е. согрешающих, | обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели (20). Такое публичное обличение, хотя и весьма действенное средство, должно быть оставлено на самый крайний случай. Предпочтительнее с личными грехами разбираться на персональном уровне, и лишь согрешения, касающиеся всех, могут выноситься на общее рассмотрение. Выставлять на всеобщее обозрение личное — неправильно, это нужно делать только тогда, когда все другие возможности исчерпаны (ср.: Мф. 18:15 и дал.).

Таким образом, ст. 19 и 20 тесно связаны между собой. Тимофею не следует прислушиваться ко всякого рода беспочвенным обвинениям, но при этом ему нельзя отказываться разбираться в серьезных ситуациях. Что касается соблюдения установлений церкви, поддержания надлежащей дисциплины, то он должен тщательно вникать в каждый случай и быть «осторожным в обвинениях и твердым в обличении»156, смотря по обстоятельствам.

3) Непредвзятое отношение к окружающим (5:21)

Павел теперь дает особый совет Тимофею, облекая его в строгую и возвышенную форму. Он ссылается на свой апостольский авторитет (заклинаю тебя) и призывает в свидетели небо (ср.: «Который будет судить живых и мертвых», 2 Тим. 4:1). Он говорит пред Богом, у Которого «нет лицеприятия» (Рим. 2:11), и Господом Иисусом Христом, «грядущим Судией всех земных судий»157, и избранными Ангелами, которые остались верными, в отличие от павших.

И в чем же состоит это заклинание? Сохранить сие без предубеждения, т. е. применять принципы управления пресвитерами, которые Павел изложил в ст. 17—20, и делать это без предубеждения и пристрастия. Без предубеждения (prokrima) — буквально: «минуя предварительное осуждение», т. е. не делая поспешного вывода о виновности или невиновности. Павел также призывает ничего не делать по пристрастию (21). В работе епископа, пресвитера или других служителей церкви одним из самых больших грехов считается предвзятое, необъективное отношение к людям, а беспристрастность и справедливость — очень важной добродетелью. Даже в истории Церкви бывали случаи проявления фаворитизма, когда высокие должностные лица, церковные сановники, отдавали предпочтение и способствовали продвижению своих родственников, членов своего круга, класса или клана, людей, к которым они благоволили, невзирая на отсутствие у них талантов или благочестия; или тех, кому они по каким-то причинам (даже через взятки) были обязаны.

4) Осмотрительность (5:22,23)

Люди часто принимают поспешные и непродуманные решения, тогда как следует быть осмотрительными. Хотя нерешительность и промедление гоже вредны, все же руководители должны тщательно все обдумать, а не принимать скоропалительных решений, чтобы потом не сожалеть об этом. Павел здесь советует Тимофею: Рук ни на кого не возлагай поспешно (22а). О чем он здесь говорит? Некоторые воспринимают это как внезапное «наложение рук» полицейским на преступника с целью его ареста. Но христианские руководители не полицейские! Не имеет это отношения и к епископской конфирмации, поскольку возложение рук после крещения, о котором два или три раза упоминается в Деяниях, связано с особыми обстоятельствами и не является обычной практикой. Некоторые комментаторы полагают, что Павел имеет в виду отпущение грехов публично кающемуся грешнику, чтобы восстановить его членство в христианской общине (после публичного покаяния, ст. 20). Так, Ньюпорт Уайт находит в этих стихах «всю процедуру»158, а именно: обвинение (19), обличение и приговор (20), покаяние и примирение (21). Евсевий отмечает, что восстановление грешников в членстве церкви через возложение рук является «древним обычаем» Церкви159, однако свидетельств существования этого обряда в апостольские времена нет. Гордон Фи, который рассматривает весь отрывок как относящийся к принятию дисциплинарных мер к лжеучителям, понимает ст. 22 как «рекомендацию... к их смещению»160.

Более вероятным, однако, представляется, что Павел говорит здесь о рукоположении (пресвитеров, диаконов), поскольку в Пастырских посланиях дважды упоминается об этом (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6; ср.: Деян. 6:1 и дал.). Руки возлагают на человека, о котором молятся и который публично назначается на служение по призванию Бога. В данном контексте это звучит именно так. В ст. 20 Павел указывает на возможный случай обличения пресвитера перед собранием верующих. Наилучший способ избежать такого скандала — тщательная оценка кандидатур перед их рукоположением. В гл. 3 представлен перечень качеств, которые обязательны для кандидата на служение, в том числе он не должен быть из новообращенных (3:6); теперь Павел убеждает Тимофея поразмыслить над всем этим и не принимать поспешных решений. Ненужная спешка может привести к рукоположению недостойного пастыря и к скандалу, и Тимофей, таким образом, станет участником в чужих грехах, тогда как он должен хранить себя чистым. Совет Павла Тимофею — впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (ст. 23) — приводит некоторых комментаторов в замешательство161, поскольку несколько выпадает из контекста. Ряд из них считает, что фраза в ст. 22 «храни себя чистым» означает также «сохраняй свое здоровье». Павел, вероятно, был обеспокоен тем, что Тимофей не следил должным образом за своим здоровьем и что его частые недуги могли «помешать эффективному исполнению им своих обязанностей на том ответственном посту, который он занимал»162.

Другие комментаторы полагают, что ст. 23 представляет собой видоизменение ст. 22: «Содержи себя чистым. Но не придавайся крайнему аскетизму, как поступают лжеучителя» (см.: 4:3). Безусловно, нельзя впадать и в другую крайность — пьянство (см.: 3:3). Но в Древнем мире считалось, что вино обладает целебными свойствами. Спик ссылается на мнение нескольких авторитетных медиков, которые «прописывали вино в качестве тонизирующего и профилактического средства для нормализации пищеварения»163.

5) Проницательность (5:24,25)

Далее Павел подчеркивает необходимость тщательного обдумывания решения и приводит еще одну причину, почему нужно избегать спешки при отборе кандидатов. Люди часто выглядят совсем не такими, каковы они на самом деле. Они могут казаться либо лучше, либо хуже, чем они есть, а потому требуется определенное время, чтобы тщательно все взвесить перед тем, как рекомендовать кандидата на служение. Грехи некоторых людей явны. Они настолько отчетливо проявляются, что прямо ведут к осуждению — и Богом, и людьми. Однако грехи некоторых открываются впоследствии (24), не сразу. Равным образом, очевидными могут быть и добрые дела, по крайней мере некоторые из них, если они совершаются открыто; но и те благородные поступки, которые не были явными, совсем скрыться не могут (25).

Павел здесь говорит о проницательности, умении различать внешнюю и внутреннюю суть. Это принцип айсберга, указывающий на то, что девять десятых личности человека скрыто от постороннего взора. Именно поэтому Тимофею нужно располагать временем и возможностью правильно оценить характер человека. Открытые и привлекательные люди часто имеют скрытые слабости, а те, кто вначале не слишком располагает к себе, порой несут в себе скрытую силу. Тимофею необходимо научиться распознавать скрытое и невидимое, различать лежащее на поверхности и на глубине, внешнюю и глубинную суть.

Итак, Павел перечисляет пять качеств, необходимых христианскому руководителю для служения другим: умение управлять (оцененное окружающими) — достойно начальствующий, справедливость (отвержение необоснованных обвинений), беспристрастность (отсутствие фаворитизма), осмотрительность (отсутствие склонности к поспешным решениям) и проницательность (умение увидеть суть за внешним фасадом). Если при отборе служителей эти советы будут учтены, то в церкви можно будет избежать многих ошибок, сохранить мир и любовь, а имя Божье не будет обесчещено.

3. Рабы (6:1,2)

После советов Тимофею об обхождении с вдовами и пресвитерами, апостол приступает к рекомендациям об отношении к рабам и их хозяевам.

Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. 2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещавай.

Рабство описывалось как «чудовищная мерзость»164. Но когда служение добровольное, в нем нет ничего унизительного. Иисус продемонстрировал достоинство такого служения, умыв ноги Своим ученикам. Он называл Себя и слугой (Лк. 22:27), и рабом (ср.: Флп. 2:7) и призвал каждого из Своих учеников быть всем рабом (Мк. 10:44). Когда один человек принуждает другого служить себе, это фундаментальное нарушение прав личности и ее свободы. Положение раба определяют три фактора: его личность попирается, он является собственностью другого, а потому может быть куплен или продан; его воля подавляется властью другого и его труд присваивает себе другой165.

Павел определяет положение рабов как под игом находящихся (1). Здесь речь идет о ярме, которое накладывали на шею животных, особенно волов. Когда же слово «иго» встречается в Библии для описания человеческого опыта, оно обычно символизирует собой режим подавления (напр.: 2 Пар. 10:4; Ис. 9:4). Правда, Иисус говорит о Своем учении как об иге, но Он тут же добавляет, что, в отличие от всякого другого, Его иго есть «благо», и его легко нести (Мф. 11:29,30).

Таким образом, рабство было тяжелой формой тирании. Даже если иные рабовладельцы хорошо обращались со своими рабами, институт рабства сам по себе был отрицанием достоинства человеческой личности. Рабство распространило свои «гигантские раковые метастазы» во все сферы жизни Римской империи: в политическую, экономическую и нравственную166.

Почему же тогда ни Иисус, ни Его апостолы не призывали к незамедлительной отмене этого омерзительного института? Вероятно, главная причина в том, что рабство глубоко укоренилось, охватив все слои греко-римского общества. Все состоятельные люди имели рабов, а самые богатые — даже сотни рабов. Рабы выполняли и важную работу, были не только домашними слугами и сельскохозяйственными работниками, но и секретарями, писарями, приказчиками и управителями, ремесленниками, учителями, служили в армии. Подсчитано, что в Римской империи их было более пятидесяти миллионов, а в Риме они составляли треть населения. Отмена рабства, таким образом, могла привести к развалу государства. Любые признаки мятежа подавлялись с беспощадностью. Такое «чудовищное зло», как рабство, «не могло быть уничтожено, подобно великану в древних романах, одним ударом». Рабство укоренилось столь глубоко, что любые попытки вырвать его с корнем могли привести к тому, что при этом были бы расшатаны сами устои государства167.

В то же время Павел сформулировал принципы, которые подрывали саму концепцию рабства и неизбежно вели к его отмене, хотя христиане и стыдились, что это не произошло раньше. Что же это за принципы? В начале своего послания он объявляет «человекохищников», т. е. «работорговцев», нарушителями закона (1:10); в своих более ранних посланиях — к эфе-сянам и к колоссянам — он показывает, что рабство есть нарушение Евангелия. Он считает, что в основе равенства рабов и рабовладельцев лежит принцип сотворения, они имеют одного Господина на небесах, «у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6:9). В Кол. 4:1 он призывает господ «оказывать рабам должное и справедливое» отношение, хотя в его дни не существовало даже такого понятия. Павел также писал о радикальном изменении взаимоотношений в результате принятия Благой вести, когда раб и его хозяин становились братьями по вере (Флм. 16; 1 Тим. 6:2). Действительно, ибо нет уже ни «раба, ни свободного... ибо все вы одно во Христе Иисусе», все равные как дети Божии и наследники Его обетований (Гал. 3:26 и дал.). И хотя рабы еще остаются в рабстве внешне, внутренне они могут ощущать себя свободными во Христе (1 Кор. 7:22).

Рабы, которых должен наставлять Тимофей (ст. 1 и 2), безусловно, христиане и члены церкви. Однако в этих стихах описываются разные ситуации. Если из ст. 2 понятно, что хозяин раба христианин, то из ст. 1 следует, что он может быть и неверующим. Таким образом, Тимофею нужно учитывать конкретные обстоятельства, наставляя людей.

Во-первых, рабы... должны почитать господ своих, даже если они не христиане, удостаивать их всякой чести, относиться к ним с уважением, поскольку они — сотворенные Богом человеческие существа, независимо даже от их поведения. Есть и другая, миссионерская, причина, почему рабы должны уважать своих господ: дабы не было хулы на имя Божие и учение. Если рабы станут проявлять неуважение к своим господам, они будут бесчестить имя Божье и апостольское учение; но, почитая своих господ, они возвеличат Господа и учение Его (1).

Во-вторых, те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья. Очевидно, были случаи, когда рабы неверно понимали свое положение и пользовались тем, что их господа были христианами. Христианские служащие в христианских фирмах сегодня тоже иногда впадают в эту ошибку. Напротив, они тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им (26), т. е. служить им еще усерднее, «как братья по вере и любви» (JBP, REB). Рабам не следует относиться к своим господам с меньшим почтением на том основании, что они их братья, напротив, они должны служить им даже лучше. Вера, любовь и братство объединяют их во Христе и не только не могут быть оправданием менее усердного служения, но они должны быть стимулом к служению. Павел пишет Тимофею: Учи сему и увещавай (2). Он должен передать церкви советы и наставления, которые сам получил от апостола.

Эти апостольские наставления касаются социальных обязанностей общины, особенно по отношению к вдовам, пресвитерам и рабам. В эти три группы входят разные категории лиц. Это мужчины и женщины, рабы и свободные, молодые и старые, работающие дома и в церкви, руководители и рядовые члены церкви. И всех их объединяют понятия «почитания», «чести», «благочестия». Церковь «почитает» истинных вдовиц (5:3). Пресвитеры, которые верно служат, достойны «сугубой чести» (5:17). Рабы должны «почитать» своих господ, как достойных «чести» (1). В указанных стихах используется либо греческий глагол (timao) — «чтить», «почитать», либо существительное time («честь», «почесть»). Действительно, в Писании подчеркивается необходимость чтить и уважать людей, например: «Всех почитайте» (1 Пет. 2:17) или «В почтительности Друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Всякий человек достоин уважения, даже рабовладельцы-язычники, поскольку и они созданы по образу Божьему. Если мы осознаем достоинство человека как творения Божьего, которое уже поэтому заслуживает почитания, то все наши взаимоотношения с другими обогатятся и облагородятся.

142 Chrysostom, р. 450.

143 TDNTVll\,p. 179.

144 Winter, p. 64. Cf. Simpson, p. 73.

145 ' Kelly, р. 112. See also Hanson (1982), р. 96.

146 Ignatius, Epistle to the Smyrnaeans, translated by K. Lake, in Apostolic Fathers 1, Loeb Classical Library (Heinemann, 1912), 13.1.

147 Polycarp, Epistle to the Philippians, translated by J. B. Lightfoot, in his The Apostolic Fathers (Macmillan, 1891), 4.3; 6.1.

148 См.: 'Widows' in Everett Ferguson (ed.), Encyclopedia of Early Christianity (St. James Press, 1990), and 'Assistance and Charity' in A. D. Berardino (ed.), Encyclopedia of the Early Church (James Clarke, 1992).

149 White, p. 130.

150 Fee (1988), pp. 70, 114, 115, 120-123.

151 Calvin, р. 262.

152 Fairbairn, р. 213.

153 Хэнсон придерживается такого толкования вслед за Т. Скитом в своей работе: 'Especially the Parchments: A Note on 2 Timothy 4:13', Journal of Theological Studies 30 (1979), pp. 173—177. Такой же точки зрения придерживается и Найт: Knight (1992), pp. 203,232.

154 Напр., в Гал. 6:6. Эндрю Керк различает странствующих и местных проповедников и утверждает, что первые «имели право на материальное вознаграждение, естественно, на гостеприимство и постоянную оплату со стороны церкви, которой они служили, тогда как местные пресвитеры не имели постоянного вознаграждения, оно было, корее неформальным.

155 Calvin, р. 263.

f 6 Зак. 1235

156 White, р. 134.

157 Liddon, р. 66.

158 'White, р. 137.

159 Ecclesiastical History, 7.2.

160 Fee (1988), p. 131.

161 Simpson, р. 80.

162 Alford, р. 354; с/. Lock, р. 62.

163 Spicq, р. 549.

164 Plummer, р. 175.

165 Это тройственное определение рабства заимствовано из книги Д. Дейвиса (Davies): The Problem of Slavery in Western Cultures (Cornell University Press, 1966), p. 31.

166 Plummer, p. 181.

167 Plummer, р. 185.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.