06.03.2006
Скачать в других форматах:

Джон Локк

Два трактата о правлении

ПРИМЕЧАНИЯ

ДВА ТРАКТАТА О ПРАВЛЕНИИ

(Two Treatises of Government. In the Former the False Principles and Foundation of sir Robert Filmer and his Followers are Detected and Overthrown. The Latter is an Essayconcerning the True Original, Extentand End f Civil Government)

Эти трактаты — итог многолетней работы Локка и, как он сам отмечает в предисловии, часть более широко задуманного им труда, который так и не дошел до печати и неизвестно, в каком объеме вообще был выполнен. «Два трактата о правлении» являются главным сочинением Локка по социально-политической философии и вместе с тем главным социологическим произведением последнего периода английской революции, в котором сформулированы основные принципы социально-политического устройства нового, буржуазного общества. В трактатах содержатся критика патриархально-абсолютистской концепции собственности и власти и теория происхождения частной собственности из труда, а государственной власти, которая призвана защищать естественные права людей,— из общественного договора. В этом сочинении Локк создал общую концепцию государственного управления, осуществляемого на началах парламентарной монархии,— концепцию весьма актуальную для Англии времен кризиса правительства Реставрации и переворота 1688 г., явившегося в сущности завершением буржуазной революции 40-х годов. Над трактатами Локк работал более десяти лет. Первый трактат был написан вскоре после публикации в 1680 г. «Patriarcha» P. Филмера. Работа над вторым трактатом охватывает период с 1679 по 1689 г., особенно первые и последние годы этого периода: время, предшествующее эмиграции Локка в Голландию в 1683 и 1688— 1689 гг. Трактаты вышли анонимно в Лондоне в 1690 г, в издательстве Оншема Черчилла. В 1694 г. появилось второе, исправленное издание, в 1698 г.— третье. В 1691 г. в Амстердаме вышел французский перевод «Двух трактатов», сделанный с первого английского издания. На русском языке публиковался лишь второй трактат в Соцэкгизе в составе двухтомника: Д. Локк. Избр. филос. произв. М., 1960. Т. 2.

В качестве основы настоящей публикации принято критическое и тщательно прокомментированное издание Питера Ласлетта: John Locke. Two Treatises of Government: A critical edition with an introduction and apparatus criticus by Peter Laslett. Cambridge, I960. С этого издания Е. С. Лагутиным сделан перевод первого трактата; сверка перевода выполнена А. Л. Субботиным. Второй трактат дается в переводе Ю. В. Семенова, который сделан с издания: The Works of John Locke, a new edition, corrected: In ten volumes. London, 1823. Vol. V — и впервые опубликован в вы-

==634

шеупомянутом двухтомнике избранных философских произведений Локка. Сверка этого перевода с текстом, изданным Ласлеттом, осуществлена Е. С. Лагутиным. При подготовке настоящих примечаний использованы комментарии П. Ласлетта, а также некоторые примечания А. А. Макаровского к русскому изданию второго трактата.

' Вильгельм III, король Англии с 1689 по 1702 г., вступил на английский престол в результате «славной революции» 1688 г.— 137.

2 Роберт филмер (Robert Filmer, ум. 1653), политический писатель, роялист, в годы английской революции опубликовал несколько произведений в защиту неограниченной королевской власти. В 1648 г. были изданы его «The Necessity of the Absolute Power of all Kings» («Необходимость абсолютной власти всех королей») и «The Anarchy of a Limited r Mixed Monarchy» («Анархия ограниченной или смешанной монархии»), а в 1652 г.— «Observations upon Aristotle's Politiques touching Forms of Government» («Замечания на «Политику» Аристотеля, касающиеся форм правления») и замечания о происхождении власти в связи с работами Гоббса, Мильтона и Греция: «Observations on mr. Hobbes's Leviathan» ( «Замечания на «Левиафан» Гоббса»), «Observations on mr. Milton against Salmasius» («Замечания на [выступление] Мильтона против Салмазия» — имелась в виду знаменитая «Защита англичанином Джоном Мильтоном английского народа», которую великий поэт написал в ответ на памфлет богослова Салмазия «Защита короля Карла I»), «Observations upon H. Grotius «De Jure Belli et Pacis»» («Замечания на книгу] «О праве войны и мира» Г. Греция»). В 1637—1638 гг. филмер написал книгу «Patriarcha: a Defence of the Natural Power of Kings against the Unnatural Liberty of the People» («Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа»), опубликованную только в 1680 г. В том же году вышло собрание произведений Филмера в одном томе. Патриархально-абсолютистская концепция Филмера о происхождении всякой собственности и власти от владений и власти Адама, дарованных ему богом, является основным объектом локковской критики, и Локк часто упоминает Филмера, называя его только по имени или указывая его инициалы: сэр Роберт, сэр Роберт Ф., сэр Р. Ф.— 737.

3 а именно (лат.).—138.

4 В русском тексте «А» всюду переведено как «автор». Простое указание номера страницы означает страницу «Патриарха» издания 1680 г. Если перед номером страницы стоит «З.»,— это означает, что указана страница собрания произведений Филмера в издании 1680 г. Ссылка «З., Пред.» означает, что цитата взята из «Предисловия» к «Замечаниям на «Политику» Аристотеля». Такова система ссылок на сочинения Филмера в первом трактате. Во втором трактате Локк цитирует Филмера только один раз (Гл. IV. § 22). Здесь «З. А., с. 55» означает страницу «Замечаний на «Политику» Аристотеля», однако издания не 1680, а 1679 г.— одно из свидетельств того, что над вторым трактатом Локк работал до того, как приступил к написанию первого трактата.—139.

КНИГА ПЕРВАЯ

' Имеется в виду сочинение итальянского философа и математика Джероламо Кардано (1501—1576) «Encomium Neronis» (1546).— 140.

2 В трактате Р. Филмера «Патриарх» на фронтисписе был изображен портрет Карла II.— 140.

3 Имеются в виду приказания бога, отданные Моисею: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25, 40).— 141.

4 божественное право (лат.).— 142.

5 Джон Хейворд (John Heyward) известен как автор «An answer t the first part of a certain conference concerning succession...» (1603).

Адам Блэквуд (Adam Blackwood, 1539—1613), шотландский поэт и политический писатель, написал против Джорджа Бьюкенена (см. прим. 46 к с. 398) «Apologia pro Regibus, adversus Georgii Buchanani Dialogum «De Jure Regni apud Scotos»» (1581).

Уильям Баркли (William Barclay, 1546—1608), шотландский юрист, был автором трактатов «De Regno et Regali Potestati adversus Buchananum, Brutum, Boucherium et reliquos Monarchomachos» (1600) и «De Potestatae Papae» (1609).— 142.

6 Локк имеет в виду проповеди, превозносившие королевскую прерогативу, которые читали в 1627 г. Роберт Сибторн (Robert Sybthorpe. f Apostolique Obйdience) и Роджер Манверинг ( Roger Manwaring. Religion and Allegiance).— 142.

7 достигая головой облаков (лат.).— выражение из «Энеиды» Вергилия (IV 177).- 142.

8 тайны власти (лат.).—143.

9 В «Патриархе» Филмер возражал против идеи подчинения светской власти папству, которую кардинал Р. Беллармин теоретически защищал в своем сочинении «De Potestate Summi Pontifici» (1610).— 143.

10 Филипп Кантон (Philip Hunton, 1604—1682), английский политический писатель и богослов, издал в 1643 г. «A Treatise of Monarchie» («Трактат о монархии»), в котором высказывался в пользу ограниченной монархии. «Анархия ограниченной или смешанной монархии» была написана Филмером как замечания на этот трактат Хантона.— 144.

" Работы Фил мера изобилуют цитатами из книги «De la Rйpublique» («О республике») французского политического мыслителя Жана Бодена (Jean Bodin, 1530-1596).- 145.

12 фактически (лат.).— 750.

13 Путем рождения родители приобретают право в отношении детей (лат.). См.: Гуго Граций. О праве войны и мира. М., 1956. Кн. II. Гл. V. I. С. 242. -153.

14 Джон Селден (John Seiden, 1584—1654) был известным юристом. Филмер цитировал из его трактата «Mare Clausum» (1635). В этом трактате «Закрытое море», направленном против доктрины свободного моря Гуго Греция (Mare Liberum, 1608), Селден защищал права англичан на моря, омывающие их остров, в противовес притязаниям голландцев.— 155.

15 Т.е. ползущее животное (лат.).—156.

16 Септуагинта (от лат. septuageni) — перевод на греческий язык Ветхого завета, который, по преданию, осуществили с еврейского семьдесят толковников в III—II вв. до н. э.— 157.

17 Локк ссылается на работу Генри Эйнсворта (Henry Ainsworth. Annotations upon the Five Books of Moses, the booke of the Psalmes..., 1622). Имея в виду это место из кн. Бытия (1, 28), Эйнсворт пишет: «За такое положение человека... Давид восхваляет господа в Псал. 8».— 159.'

18 3., Прер,.- 161. •~'1·

19 Быт. 10. -163.

20 Время, которое Ной жил после потопа.— 163.

21 3., Пред.- 164.

22 1 Тим. 6, 17.- 168.

23 Английские королевы династии Тюдор: Мария I (правд. 1553— 1558) и Елизавета I (правд. 1558—1603).— 173.

24 См. прим. 13.- 176.

25 право в отношении детей (лат.).— 176.

2В Вместо довода будь моя воля (лат.). См.: Ювенал. Сатира шестая 223 — «Так я хочу, так велю, вместо довода будь моя воля» (Римская сатира. М„ 1957).- 777.

См. прим. 12 к с. 58. Об этом эпизоде мифа о Девкалионе см., напр.: Овидий. Метаморфозы. Кн. I 381—413.—77°.

28 Зах. 13, 3.- 180.

29 См.: Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974. Кн. I. Гл. XII. С. 37.- 181.

30 Прокруст (греч. миф.) — легендарный разбойник, который растягивал захваченных им путников или же обрубал им ноги, дабы они соответствовали ложу, на которое он их укладывал.— 183.

31 См. прим. 5.- 189.

32 Филмер ссылается не на Гроция, а на Селдена, трактат которого «Mare Clausum» был написан против Гроция.— 196.

33 Упоминается Оливер Кромвелъ (Oliver Cromwell, 1599 — 1658), выдающийся деятель английской буржуазной революции, в 1654— 1658 гг.— лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии.— 200.

34 Имеется в виду Томмазо Аньелло (Tommaso Aniello, или Masaniello), руководитель восстания в Неаполе в 1647 г. против испанского правления.— 200.

35 Имеется в виду губернаторство Санчо Пансы на острове Баратория — эпизод из второй части романа Сервантеса «Дон Кихот».— 200.

36 См.: Рим. 13, 3, 4.- 209.

37 Философский камень — основной объект изысканий алхимиков, с помощью которого, как они полагали, можно легко превращать любой металл в золото.— 220.

38 Быт. 4, 7.- 222.

39 Быт. 27, 29. -223.

40 Быт. 27, 36.- 224.

41 до бесконечности (лат.).— 227.

42 Джек Кэд (Jack Cade) был руководителем широкого народного восстания на юге Англии в 1450 г.; на короткое время Кэду удалось потеснить правительственные войска и захватить Лондон. В 1681 г. на английской сцене ставилась пьеса Джона Кроуна о восстании Кэда «The Misery of Civil War» ( «Несчастье гражданской войны» ). О Кромвеле см. прим. 33.— 229.

4 Автором этого трактата «Патриарх — не Монарх» (1681), вышедшем анонимно, был Джеймс Тиррел (James Tyrrell, 1642—1718), давний и близкий друг Локка. Содержащаяся в этом трактате критика Филмера во многом близка взглядам Локка.— 231.

44 Лев. 18, 6.- 234.

45 Быт. 21, 10.- 234.

46 См.: 2 Цар. 13.- 235.

47 См.: Быт. 14, 1-2.- 239.

48 Политическая партия тори, сложившаяся в Англии в 70-х годах XVII в., являлась преемником «кавалеров», дворян — сторонников абсолютизма в период английской революции и гражданской войны. Партия объединяла в своих рядах крупную земельную аристократию, высшее англиканское духовенство, а также часть средних и даже мелких сквайров. В ней господствовали верноподданнические настроения, она держалась принципа строго наследственной монархии и отстаивала полноту королевской прерогативы.— 240.

49 Удержитесь ли вы от смеха? (лат.). См.: Гораций. Наука поэзии 5.- 240.

50 Огиеис — согласно преданию, первый царь Фив, правивший во времена всемирного потопа и таким образом связанный с новой расой

греков. Геркулес (Геракл) — мифический герой и прародитель дорийцев в Древней Греции. Брахма — божество в древнеиндийской религии, от которого якобы вела свое происхождение каста брахманов. Тамерлан (1336—1405) — среднеазиатский полководец и завоеватель, с которым, вероятно, Локк связывал происхождение монголов. Фарамонд — легендарный король династии Меровингов и родоначальник французов. Юпитер и Сатурн — мифические творцы римлян.— 243.

51 Быт. 10, 31. -245.

52 Ганнибал (ок. 246—183 до н. э.) — крупнейший полководец Карфагена,— 246.

53 Английское владение в Северной Америке.— 246.

54 В то время это название, восходящее к «Утопии» Томаса Мора (1478—1535), уже стало нарицательным для всякой нереальной социально-политической модели общества.— 248.

55 См.: Быт. 10, l-W.-249.

56 См.: З Цар. 20.- 251.

57 Фердинанда Сото (Ferdinande de Soto, 1496—1542) был испанским капитаном, исследователем Америки; неизвестно, какое из трех имеющихся сообщений о его экспедициях имеет в виду Локк.— 253.

58 3., Пред.- 253.

59 См.: Быт. 42-43.-^54.

 

 

КНИГА ВТОРАЯ

1 Ричард Гукер (Richard Hooker, 1554—1600), англиканский теолог, был автором фундаментального трактата «The Laws of Ecclesiastical Polity» («Законы церковной политики»). Первые четыре книги этого трактата вышли в 1594 г., пятая — в 1597 г., шестая и восьмая — в 1648 г., седьмая — в 1662 г. В этом антипуританском произведении Гукер, безусловный сторонник монархии Тюдоров, касаясь вопросов возникновения и организации государства, в осторожной форме проводил идею общественного договора и ограничения королевской власти законом. Ниже Локк не совсем точно цитирует Гукера (В. I. Ch. VIII. § 7).— 264.

2 См. «Опыты о законе природы» Локка в наст. томе.— 264.

3 Быт. 9, 6.— 268.

4 Быт 4, 14.- 268.

5 См.: Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Кн. I. Гл. VIII.- 270.

6 Имеются в виду последователи Гоббса.— 272.

7 добросовестно (лат.).—373.

8 В нумерации псалмов в русской Библии (частично не совпадающей с западными ее изданиями) этому соответствует псалом 113, 24.—276.

9 В «Теории прибавочной стоимости» К. Маркс приводит целый ряд цитат из V главы трактата Локка (из § 27. 29. 31. 32. 35. 36), выписывая те места, где Локк говорит о роли труда в возникновении частной собственности, и дает следующую характеристику его взглядов: «Труд дает вещам почти всю их стоимость {value означает у Локка потребительную стоимость, и труд берется как конкретный труд, а не с количественной его стороны; но измерение меновой стоимости трудом действительно основывается на том, что работник создает потребительную стоимость). Тот остаток потребительной стоимости, который не может быть сведен к труду, есть, по Локку, дар природы, а потому, сам по себе, общая собственность. Поэтому Локк старается доказать не то положение, что собственность может быть приобретена еще и другими путями, кроме труда,— это противоречило бы его исходной точке зрения,— а то, каким образом индивидуальный труд, вопреки общей собственности на пред-

меты природы, может создать индивидуальную собственность» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. I. С. 369).— 282.

10 Процитировав из § 40, 43, 44, Маркс пишет: «Итак, одним пределом собственности является предел личного труда; другой состоит в том, чтобы человек не накоплял предметов больше, чем он может использовать. Этот второй предел собственности расширяется (помимо прочего обмена) благодаря обмену недолговечных продуктов на деньги...» (Там же. С. 370). И далее цитирует из § 46, 47.— 287.

" По поводу процитированного из § 46, 47 Маркс замечает: «Так возникает неравенство индивидуальной собственности, но та мера, которая состоит в личном труде, остается в силе» (Там же. С. 370.).— 289.

12 Процитировав это место из § 50, Маркс пишет: «С этим надо сопоставить следующее место из сочинения Локка о проценте, не забывая притом, что, по его мнению, естественное право делает пределом собственности личный труд'.

«Теперь мы посмотрим, каким образом деньги приобретают такую же природу, как и земля, принося определенный ежегодный доход, который мы называем процентом или лихвой. Ведь земля естественным образом производит нечто новое и полезное, ценное для человечества. Напротив, деньги бесплодны и ничего не производят, но зато они, в силу взаимного соглашения, переносят ту прибыль, которая была вознаграждением за труд одного человека, в карман другого. Это вызывается неравенством в распределении денег, неравенством, которое в области земельных отношений ведет к таким же последствиям, какие оно имеет в области денежных отношений... Если у тебя больше земли, чем ты можешь или хочешь обработать, а у другого ее меньше, то вследствие этого неравенства у тебя появляется арендатор твоей земли; и такое же неравенство в распределении денег... доставляет мне арендатора для моих денег; таким образом, мои деньги приобретают, благодаря прилежанию заемщика, способность производить для него в его предприятии более шести процентов, совершенно так же, как твоя земля имеет способность, благодаря труду твоего арендатора, родить плоды в количестве большем того, которое составляет уплачиваемую им ренту...»

Тут у Локка отчасти был полемический интерес: он хотел показать земельным собственникам, что их рента ничем не отличается от процентов, взимаемых ростовщиком. Вследствие неравномерного распределения условий производства, и рента и процент «переносят ту прибыль, которая была вознаграждением за труд одного человека, в карман другого».

Взгляды Локка имеют тем более важное значение, что он является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному; кроме того, его философия служила всей позднейшей английской политической экономии основой для всех ее представлений» (Там же. С. 370—371).

Маркс цитировал из работы Локка 1691 г. «Some Considerations of the Consequences of the Lowering of Interest, and liaising the Value of Money» ( « Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости денег»).—290.

13 Локк приводит слова Филмера, которые уже цитировались в гл. IV, § 22.-293.

14 Матф. 19,А>.-298.

15 Имеется в виду Аристотель.— 304.

16 У древних греков и римлян Гименей — бог брака.— 507.

17 глава семьи (лат.).—310.

18 Имеется в виду книга Роберта Нокса «An Historical Relation of the Island of Ceyion» (1680). —314.

19

Локк перефразирует слова римского поэта-сатирика Марка Валерия Марциала (ок. 40 — ок. 104), сказанные о Катоне Утическом во введении к первой книге «Эпиграмм». См.: Марциал. Эпиграммы. М., 1968.— 319.

20 Этим именем легендарного библейского чудовища Гоббс назвал государство, абсолютную власть которого он обосновывал в своем трактате «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».— 319.

21 Салманасар III — ассирийский царь, правил в 859—824 гг. до н. э.; К серке I — персидский царь, правил в 486—465 гг. до н. э.— 320.

22 Хозе де Акоста (1539?—1600) работал в испанской администрации в Перу. В своей книге, вышедшей в 1590 г., описал природу Южной Америки, жизнь, быт и нравы индейцев. Локк цитирует из английского перевода этой книги «The naturall and morall historiй of Indies» (1604); этим объясняется и английское написание имени Акосты.— 320.

23 Фаланг был вождем спартанцев, основавших город Тарент в Италии. Рассказ об этом историка Помпея Трога дошел до нас в извлечении из его исторического труда, сделанного римским историком Марком Юнианом Юстином. См.: Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» // Вестник древней истории. 1954. № 2. С. 227.—321. при прочих равных условиях {лат.).—323.

25 См.: Чис. 27, 17.- 325.

26 2 Цар. 5, 2.-326.

27 проклятая жажда наживы (лат.). См.: Овидий. Метаморфозы. Кн. I 131. -327.

28 Так Локк называет патриархальную доктрину Филмера.— 328.

29 в свободных местах (лат.).—333. 3() Яков I Стюарт, король Англии, правил в 1603—1625 тт.—338.

31 Реформа избирательной системы была частью политической программы графа Шефтсбери и вигов еще при Карле II; в марте 1679 г. они внесли на рассмотрение парламента, который контролировали, билль по этому вопросу.— 355.

32 Благо народа — высший закон (лат.). См.: Цицерон. О законах III 3, 8//Диалоги. M., 1966.-355.

33 В тексте, дошедшем до нас от Локка, имеется и другая редакция концовки этой фразы: «...вредное животное, пагубное для их существования».— 364.

34 Вильгельм (1027—1087), герцог Нормандии, стал в 1066 г. королем Англии в результате разгрома норманами армии английского короля Гарольда II.— 367.

35 Wampompeke — вампум — раковины, которые североамериканские индейцы употребляли в качестве средства обмена, денег; термин представляет собой испорченное слово алгонкинского языка, обозначающее белые раковины.— 372.

36 Хингар ('Hingar) иХубба (Hubba) были вождями датского войска, которое высадилось в Англии во второй половине IX в., захватило часть ее территории и осело на ней. Спартак был предводителем восстания рабов в Древнем Риме в 73—71 гг. до н. э.— 376.

37 В тексте Локка ошибочно указано: 2 Цар. 18, 7.—377.

38 См.: 4 Цар. 16-20.-377.

39 См. прим. 30. -378.

40 Правление тридцати тиранов в Афинах относится к 404—403 гг. до н. э. Далее имеются в виду сиракузские тираны Дионисий Старший (правд. 405—367 до н.э.) и Дионисий Младший (правл. 367—344 до н.э.), а также избранная римским сенатом комиссия из 10 человек, облеченных неограниченными полномочиями {децемвиры), которая сделала

в 451—450 гг. до н. э. первую запись римского гражданского права — так называемые законы XII таблиц.—379.

41 «Соседним королевством» Локк называет Англию, так как он готовил свой трактат к печати, находясь в Голландии.— 381.

42 В Алжире находился невольничий рынок, куда мавританские пираты привозили захваченных ими христиан.—384.

43 временно (лат.).— 386.

44 Имеется в виду эпизод из приключений Одиссея (Улисса). См.: Гомер. Одиссея. Песнь 9.—395.

См. прим. 5 к с. 142. Ниже следует цитата из трактата У. Баркли «De Regno et Regali Potestati...».—^96.

46 Джордж Бьюкенен (George Buchanan, 1506—1582), шотландский гуманист, поэт и историк, в своем сочинении «De jure Regni apud Scotos» («О королевском праве у шотландцев», 1579) доказывал, что источником королевской власти является народ, с которым король связан договором; королевская власть опирается на закон, а закон исходит от народа, и народ имеет право сопротивляться тому, кто попирает закон и нарушает договор; королю, ставшему тираном, граждане должны отказать в повиновении и объявить его врагом общества.— 398.

47 «Когда тебя бьют, а ты принимаешь удары» (лат.). Ювенал. Сатира третья 289 (Римская сатира. М., 1957).—399.

48 ...Такова бедняков уж свобода: Битый, он просит сам, в синяках весь, он умоляет, Зубы хоть целы пока, отпустить его восвояси (лат.). Ювенал. Сатира третья 299—301 (Там же).—399.

49 в силу самого факта (лат.).—401.

50 Видимо, тут описка: надо не Winzerus, a Winzetus. Имеется в виду Ниниан Винцет (Ninian Winzet, Winget или Wingate), шотландский полемист, писавший против Бьюкенена.— 401.

51 Указываются римские императоры Нерон (правд. 54—68) и Калигула (правл. 37—41).—401.

52 Томас Билсон (Thomas Bilson, 1547—1616) был ректором Уинчестерского колледжа, впоследствии епископом Уинчестерским, написал трактат «The True Difference between Christian Subjection and unchristian Rebellion...» ( «Истинное различие между христианской покорностью и нехристианским мятежом...», 1585).—403.

53 Генри де Брэктон (Henry de Bracton, ум. 1268), священнослужитель и судья, был первым систематизатором английского права, автором трактата «De Legibus et Consuetudinibus Angliae» ( «О законах и судебных установлениях Англии»).

Джон Фортескью {lohn Fortescue, 1394?—1476), английский юрист и верховный королевский судья, написал трактаты «De Laudibus Legum Angliae» («Похвала английским законам») и «Governance of England» («Управление Англией»). Предполагают, что «The Booke called the Mirrour of Justices» («Книга, называемая Зерцалом справедливости»), созданная в годы правления Эдуарда 11 (1307—1327), была написана Эндрю Хорном (Andrew Home, ум. 1328).— 403.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.