29.12.2013
Скачать в других форматах:

Мэтью Генри

Толкование книг Нового Завета. Второе послание к коринфянам

ГЛАВА 13

В этой главе апостол угрожает быть строгим с упорствующими в грехе и указывает причину этого, ст. 1-6; затем возносит соответствующую молитву к Богу за коринфян, с объяснением причин, побудивших его к этому (ст. 7-10), и заканчивает свое послание благословениями и прощальными пожеланиями, ст. 11-14.

Стихи 1-6

В этих стихах заметим следующее:

I. Апостол угрожает, что по приходе своем в Коринф будет очень строг с упорными грешниками, поскольку он уже посылал им два послания с предостережениями и увещаниями, чтобы они исправились. Из этого мы видим, что:

1. Апостол позаботился предварить свои строгие меры, он не спешил применять строгость, но увещевал их не один раз. Слова апостола (ст. 1) - В третий уже раз иду к вам... - относятся к его первому и второму посланиям, где он предостерегал их, как если бы сам находился среди них, хотя, в действительности, он отсутствовал, ст. 2. Именно так некоторые понимают эти стихи. Согласно этой интерпретации, два послания Коринфянам были теми свидетелями, которых он имел в виду в первом стихе; при этом он ссылается, скорее всего, не на закон Моисея по вопросу разбирательства преступлений судьями (Втор.17:6; 19:15), а на предписание Христа о том, как следует поступать с согрешившим, прежде чем принимать к нему строгие меры, Мф. 18:16. Мы должны идти сами или кого-нибудь послать, чтобы снова и снова сказать нашему брату о его проступке. Апостол говорил об этом коринфянам раньше, в своем первом послании, и теперь говорит им, или пишет прежде согрешившим и всем прочим, чтобы предостеречь их всех, прежде чем прийти лично в третий раз и применить строгость против согрешивших. Другие предполагают, что апостол дважды планировал путешествие в Коринф, но провидение воспрепятствовало ему, и теперь он сообщает им о новом намерении прийти к ним. Как бы то ни было, очевидно, что Павел вел учет того, как он стремился и какие предпринимал усилия, чтобы оказать помощь коринфянам; мы можем быть уверены, что и на небе ведется подобный учет, и мы должны будем дать отчет в оный день за оказанную нам духовную помощь, за то, как мы воспользовались ею.

2. Само предостережение: ...когда опять приду, не пощажу грешников, упорствующих и нераскаявшихся в своих преступлениях. Он уже говорил коринфянам о своем опасении, что Бог уничижит его у них, если он найдет среди них согрешивших прежде и не покаявшихся, а теперь заявляет, что не пощадит таковых, но наложит на них церковное взыскание, в те времена, вероятно, сопровождавшееся видимыми проявлениями Божиего гнева. Хотя Божия благодать долго терпит грешников, однако не всегда будет терпеть их, и в конце концов Он придет и не пощадит тех, кто упорствовал и остался нераскаянным грешником, несмотря на все Его средства к их исправлению и восстановлению.

II. Апостол объясняет причину, почему он будет так строг с ними, чтобы дать им доказательство, которого они искали (ст. 3), что Христос говорит в нем. Доказательства его апостольства были необходимы для чести, утверждения и успеха Евангелия, проповедуемого им, и поэтому те, кто не признавал его, должны быть справедливо и строго осуждены. Намерение лжеучителей состояло именно в том, чтобы заставить коринфян усомниться в апостольстве Павла, хотя они имели для этого не слабые, а сильные доказательства (ст. 3), несмотря на его незначительность, с мирской точки зрения, и презрительное отношение к нему со стороны некоторых. Как Сам Христос был распят в немощи, то есть, будучи распятым, казался слабым и презренным, но жив силою Божиею, то есть являет силу Божию в Своем воскресении и жизни, так и апостол, каким бы немощным и презренным он не представлялся в глазах этого мира, он, будучи орудием в руках Божиих, проявлял силу Божию, в частности силу Его благодати в обращении мира в христианство. И поэтому тем, кто ищет доказательства на то, Христос ли говорит в нем, Павел предлагает искать этого доказательства в испытании своего собственного христианства (ст. 5): Испытывайте самих себя, в вере ли вы?.. Он хочет сказать, что если бы они могли доказать истинность своего христианства, то это было бы доказательством его апостольства; ибо если они в вере, если в них пребывает Иисус Христос, то это доказывает, что и в нем говорит Христос, потому что именно через его служение они уверовали. Павел был для них не только наставником, но и отцом. Он возродил их посредством Евангелия Христова. Могло ли его служение сопровождаться божественной силой, если бы он не получил его свыше? Поэтому если они смогут доказать о себе, что они то, чем должны быть, то есть не отвержены Христом, то Павел надеется, они узнают, что он то, чем быть должен, ст. 6. То, что апостол говорит здесь об обязанности коринфян испытывать самих себя, является великим долгом всех, называющих себя христианами, - исследовать свое духовное состояние. Мы должны испытывать, в вере ли мы, потому что в этом вопросе очень легко можно обмануться, а такое заблуждение крайне опасно. Поэтому мы должны испытывать самих себя, задавать себе вопрос, живет ли во мне Христос; Христос в нас, разве только мы не то, чем должны быть; так что мы либо истинные христиане, либо великие обманщики; позор тому, кто не знает самого себя, не знает своего собственного сердца!

Стихи 7-10

В этих стихах приведены:

I. Молитва апостола о коринфянах, в которой он просит Бога о том, чтобы они не делали никакого зла.., ст. 7. Самым главным, о чем нам следует просить Бога, как для себя, так и для своих друзей, является сохранение нас от греха, чтобы ни мы, ни они не делали никакого зла; а самое необходимое, о чем нам надо чаще просить Его, есть благодать, которая удержит нас от зла потому что без нее мы не способны сохранить себя. Мы должны больше молиться о том, чтобы не делать зла, нежели о том, чтобы не страдать от зла.

II. Причины, побудившие Павла обратиться к Богу с такой молитвой о коринфянах, ст. 7. Он говорит им, что делает это

1. Не столько ради своей личной репутации, сколько ради чести христианской веры: «...не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро ради славы нашей христианской веры, хотя бы нас поносили и чернили, считая, что мы не являемся тем, чем должны быть» (ст. 7). Заметьте:

(1) Самое большое желание верных служителей Евангелия состоит в том, чтобы Евангелие, проповедуемое ими, было прославлено, даже если они сами при этом будут в поношении.

(2) Самым лучшим украшением нашей святой веры являются наши добрые дела, дела, заслуживающие похвалы, когда мы живем достойно Евангелия Христова.

2. Другая причина - чтобы к его приходу они были свободны от всякого осуждения и порицания. Это подразумевается в ст. 8: Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину. Поэтому если бы коринфяне не сделали никакого зла, не поступили бы вопреки своему евангельскому исповеданию, то он не имел бы власти или полномочия наказывать их, ст. 9. Он говорил раньше (гл. 10:8) и повторяет здесь (ст. 10), что Господь дал ему власть к созиданию, а не к разрушению; поэтому хотя апостолу была вверена огромная власть для славы и успеха Евангелия, однако он ничего не мог делать ни для умаления истины, ни для угашения духа тех, кто послушен ей. Он не мог, то есть не хотел, не осмеливался и не имел полномочий действовать против истины, и это замечательно, как он радовался этому благословенному бессилию: «Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны... (ст. 9), то есть когда мы не имеем власти осуждать того, кто силен в вере и исполнен добрых дел». Некоторые иначе понимают эти слова апостола: «Хотя мы немощны по причине преследований и унижений, но переносим их терпеливо и радостно, когда видим, что вы сильны, возрастаете в святости и пребываете в добрых делах». Ибо

3. Павел желал их совершенства (ст. 9), то есть, чтобы они были искренни и стремились к совершенству (искренность есть наше евангельское совершенство), иными словами, он желал их основательного исправления. Не только воздержания от греха, но также и возрастания в благодати и в святости, чтобы все беспорядки среди них были устранены. Главная цель написания этого послания и его свободного обращения с ними, которое он допускал, когда писал сие (дружеские наставления и предостережения), состояла в том, чтобы в присутствии не употребить строгости... (ст. 10), то есть не прибегать к чрезвычайным мерам в употреблении той власти, какую Господь дал ему как апостолу, - наказывать всякое непослушание.., гл. 10:6.

Стихи 11-13

Апостол заканчивает послание:

I. Прощальным пожеланием. Он прощается с коринфянами, от всего сердца желая им духовного благополучия. Для этого:

1. Он дает им ряд добрых наставлений.

(1) Усовершаться, или быть объединенными, в любви, что будет содействовать их созиданию как церкви.

(2) Утешаться во всех испытаниях и гонениях, какие могут постигнуть их за дело Христово, и в любых бедствиях и разочарованиях, могущих встретиться им в этом мире.

(3) Быть единомысленными, что будет очень содействовать их утешению, ибо чем терпимее мы к нашим братьям, тем больше покоя обретем своей собственной душе. Апостол хотел бы, чтобы они имели одни мнения и суждения, насколько это возможно; и хотя полное единомыслие недостижимо, тем не менее

(4) Он увещевает их жить в мире, чтобы разделение в мнениях не вызывало охлаждения в любви, чтобы они жили в мире между собою. Он желает, чтобы были удалены всякие расколы между ними, чтобы не было среди них гнева и ссор, а для их предотвращения надо избегать раздоров, зависти, клевет, ябед и тому подобных врагов мира.

2. Он ободряет коринфян обещанием Божиего присутствия среди них: ...Бог любви и мира будет с вами, ст. 11. Отметьте:

(1) Бог есть Бог любви и мира. Он творец мира и сторонник согласия. Он возлюбил нас и желает быть в мире с нами, Он повелевает нам любить Его и примириться с Ним, а также любить друг друга и быть в мире между собою.

(2) Он будет с теми, кто живет в любви и мире. Он возлюбит тех, кто любит мир, Он будет обитать с ними здесь, а они с Ним - в вечности. Здесь они будут пользоваться Его благодатным присутствием, а там будут допущены в Его славное присутствие.

3. Он повелевает им приветствовать друг друга и передает приветствия от тех, кто был с ним, ст. 12. Он желает, чтобы они подтверждали свою взаимную любовь святым лобзанием, которое тогда было принято, а позже, во времена духовного упадка церкви, вышло из употребления, во избежание всяких поводов к нечистоте и распутству.

II. Апостольским благословением (ст. 13): Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами. Таким образом апостол заканчивает свое послание, и таким образом общепринято и надлежит заканчивать все богослужебные собрания. Это благословение подтверждает евангельское учение о том, что Отец, Сын и Дух Святой - три разные Личности, но в то же время Бог един и в Своем триединстве является источником всех благословений для человека. Это также указывает на наш долг - взирать очами веры на Отца, Сына и Духа Святого, то есть почитать эти три Лица Святой Троицы, во имя Которой мы крестимся и именем Которой благословляемся. Это благословение весьма торжественное, и мы должны приложить все усердие к тому, чтобы наследовать его. Благодать Христа, любовь Бога и общение Святого Духа: благодать Христа как Искупителя; любовь Бога, пославшего Искупителя; общение Святого Духа, сообщающего нам благодать и любовь; именно общение Святого Духа делает нас участниками в благодати Христовой и в любви Божией. И мы не можем желать для своего счастья ничего большего, чем благодать Христа, любовь Бога и общение Святого Духа. Аминь.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.