28.12.2013
Скачать в других форматах:

Мэтью Генри

Толкование книг Ветхого Завета. Числа

ГЛАВА 26

Эта книга названа «Числа», так как в ней описывается исчисление сынов Израильских. Один раз они были пересчитаны у горы Синай, в первый год, когда вышли из Египта, что описывается в главах 1 и 2. А теперь они были пересчитаны во второй раз в долинах Моава, как раз перед тем, как войти в Ханаан, и именно это событие описывается в данной главе.

I. Было дано повеление исчислить народ (ст.1-4).

II. Отдельно зарегистрированы семьи, количество людей в каждом колене (ст.5-50) и общее количество людей (ст.51).

III. Дано повеление разделить между ними землю (ст.52-56).

IV. Исчислены семьи и число левитов (ст.57-62).

V. Отмечено исполнение угрозы, что умрут все, кто был пересчитан в первый раз (ст.63-65). Похоже, этому вопросу уделяется особое внимание при описании этого события.

Стихи 1-4

Здесь обратите внимание,

(1) что Моисей пересчитывал народ лишь тогда, когда ему велел Бог. Давид в свое время сделал то же самое, не получив повеления, и ему пришлось дорого заплатить за это. Бог – Царь Израиля, и Он хотел, чтобы этот акт, подтверждающий власть, совершался лишь по Его четким указаниям. Возможно, к тому времени Моисей услышал о благословениях, произнести которые был вынужден Валаам, хотя и против своей воли; он благословил Израиль и обратил особое внимание на его многочисленность. Моисей был в достаточной степени доволен этим свидетельством о силе и славе Израиля, прозвучавшем из уст противника, хотя точно не знал его численность, пока Бог не повелел исчислить народ.

(2) Елеазар помогал ему исполнить это поручение, как ранее – Аарон; тем самым Бог облачил Елеазара честью перед старейшинами народа и подтвердил его право наследования.

(3) Это исчисление было велено произвести сразу после поражения, чтобы показать, что, хотя Бог из справедливости боролся с ними, послав бедствие, тем не менее Он не покончил и полностью не истребил их. Божий Израиль не будет уничтожен, хотя может быть сурово наказан.

(4) Они должны были следовать тому же правилу, что и при предыдущем исчислении, пересчитывая лишь тех, кто был годен идти на войну, ибо теперь им предстояло это служение.

Стихи 5-51

В этих стихах приводится перечень колен в том порядке, в котором они записывались в этот раз и который совпадал с предыдущим (гл.1). Обратите внимание:

I. На приведенное здесь описание семей каждого колена, которые нельзя рассматривать как семьи в том смысле, как мы это понимаем: родственников, живущих в доме вместе. Семью представляли потомки нескольких сыновей патриархов, которых называли их именами во славу их; их потомки отличались от других и друг от друга. Семьи двенадцати колен перечислены в таком порядке. От Дана была лишь одна семья, так как у него был один сын, тем не менее это колено было самым многочисленным после колена Иуды (ст.42,43). Эта семья началась с малого, но к тому времени значительно умножилась. Колено Завулона состояло из трех семей, Ефрема – из четырех, Иссахара – из четырех, Неффалима – из четырех, Рувима – из четырех семей; колена Иуды, Симеона и Асира включали в себя по пять семей каждое, Гад и Вениамин – по семь семей, Манассия – восемь. Вениамин привел десять сыновей в Египет (Быт.46:21), но, похоже, трое из них умерли бездетными или их семьи вымерли, так как здесь перечисляются только семь сохранившихся имен, и все это колено нельзя причислить к самым многочисленным, ибо провидение, строя семьи и народы, не привязывает себя к вероятностям. Даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает (1Цар.2:5).

II. На численность каждого колена. Очень интересно сравнить нынешнюю численность с той, когда они были исчислены у горы Синай. Общее количество людей было приблизительно тем же; теперь их стало на 1820 человек меньше, чем раньше, тем не менее семь колен значительно умножились. Иуда увеличился на 1900 человек, Иссахар – на 9900, Завулон – на 3100, Манассия – на 20500; Вениамин – на 10200, Дан – на 1700 и Асир – на 11900. Но остальные пять колен значительно уменьшились и не смогли уравновесить возрастание. Рувим уменьшился на 2770, Симеон – на 37100, Гад – на 5150, Ефрем – на 8000, Неффалим – на 8000. В связи с этим мы можем отметить:

(1) все три колена, стоявшие под знаменем Иуды, который был предшественником Христа, умножились, ибо Его Церковь будет назидаться и возрастать.

(2) Ни одно колено не возросло так значительно, как колено Манассии, которое при предыдущем исчислении было самым малочисленным из всех колен и составляло лишь 32200; теперь оно стало одним из самых значительных, а колено его брата Ефрема, которое было многочисленным, теперь стало одним из наименьших. Иаков перекрестил руки над их головами и отдал предпочтение Ефрему перед Манассией, которым ефремляне, возможно, слишком гордились и из-за чего они попирали своих братьев из колена Манассии. Но когда Господь увидел Манассию пренебрегаемым, то значительно умножил его, ибо Его слава – помогать слабейшему и поднимать угнетенного.

(3) Ни одно из колен не уменьшилось так значительно, как Симеон: от 59300 до 22000; осталось немногим более одной трети от прежнего количества людей. Одна семья этого колена (а именно колено Огада, упоминаемое в Исх.6:15) вымерло в пустыне. Поэтому Симеон не упоминается в благословении Моисея (Втор.33), и часть этого колена в Ханаане была незначительной – лишь участок в уделе Иуды (Иис.Н.19:9). Некоторые предполагают, что большинство из 24000, которые были истреблены поражением за беззаконие Фегора, были из этого колена, ибо Зимри – зачинщик преступления – был начальником этого колена и его пример оказал на них большое влияние, в результате чего они последовали его разврату.

III. При описании колена Рувима упомянуто восстание Дафана и Авирона, выходцев этого колена, вступивших в заговор левита Корея (ст.9-11). Хотя эта история детально описана несколькими главами ранее, тем не менее здесь она вновь всплывает, чтобы потомство помнило и задумывалось о ней всякий раз, когда обращается к родословным и наслаждается древним происхождением своих семей и славой своих предков, осознавая себя семенем злоумышленников. Здесь о них говорится, что

(1) они были людьми известными в собрании (ст.9, англ.пер.). Возможно, они были знамениты своей изобретательностью, активностью и способностями к бизнесу. Возможно, Дафан и Авирон были продвинуты в определенное время, когда подчинялись Богу и Моисею, но амбициозный дух побудил их восстать против Бога и Моисея, ибо, соперничая с одним, они соперничали с другим. И каков же был исход?

(2) Люди, пользовавшиеся известностью, были преданы забвению: и стали они в знамение (ст.10). Они превратились в монументы божественной справедливости; истребляя их, Бог продемонстрировал Свою славу в святости, и таким образом они стали предостережением для других во все века, чтобы те остерегались идти их шагами по пути гордости и мятежа. Отмечено, что сыны Корея были сохранены (ст.11); они не умерли, как дети Дафана и Авирона. Несомненно, они не подверглись этой инфекции и не присоединились к своему отцу в его бунте. Если мы не согрешаем вместе с грешниками, то не подвергнемся поражению. Эти сыны Корея впоследствии совершили выдающееся служение для Церкви, став во времена Давида певцами в Церкви Господней. Поэтому многие псалмы озаглавлены «для сынов Корея»; возможно, много лет спустя они были вынуждены носить это имя (а не имя какого-либо другого предка) для предостережения самим себе и в качестве примера силы Божьей, которая производит избранные плоды даже из горького корня. Дети в семьях, которые были опозорены, должны прилагать усилия, чтобы с помощью своих выдающихся добродетелей отвратить порицание своих отцов.

Стихи 52-56

Если кто-нибудь спросит, почему проводилось такое детальное описание колен, семей и численности народа Израиля, то вот ответ: по мере того как он умножался, люди делились на группы, но не общим провидением, а обетованием; и для поддержания славы божественного откровения Бог исполнит обетование, обращая внимание на их умножение и наследие. Когда Моисей исчислил народ, то Бог не сказал: «Эти люди завоюют землю»; но, считая это уже осуществленным, Он говорит: «Сим в удел должно разделить землю». «Люди, которые сейчас записаны как сыны Израиля, будут считаться (словно это является копией судебной ведомости) наследниками земли Ханаанской». И теперь при распределении или разделении земли между коленами, Моисею велено следовать основному правилу справедливости: более многочисленному колену дать больше, а менее многочисленному – меньше (ст.54); но увы, ему не было суждено дать хоть что-то другим, так как самому ничего не должно принадлежать, и поэтому данное ему наставление было предназначено для его преемника Иисуса Навина.

(2) Это основное правило должно было осуществляться с помощью жребия (ст.55); несмотря на то, что, казалось бы, все зависело от благоразумия их лидера, тем не менее окончательное решение оставалось за Божьим провидением, с которым все они должны согласиться, как бы оно ни противоречило их планам и желаниям: по жребию должно разделить землю. Как Бог народов и, в частности, как Бог Израиля, Он оставляет за собой право разделить им уделы их. Подобным образом когда Христос, наш Иисус Навин, был вынужден назначить одного из Своих учеников воссесть по правую руку, а другого – по левую в Своем царстве, то признал абсолютную власть Своего Отца в этом выборе: «это не от Меня зависит». Иисус Навин не должен был распределять наследство Ханаана по собственному усмотрению, «но кому уготовано Отцем Моим».

Стихи 57-62

Левиты были Божьим коленом, которому не было удела вместе с остальными коленами в земле Ханаана, и поэтому они не были исчислены с другими, а пересчитывались отдельно. Это событие, имевшее место у горы Синай, описано в начале Книги Числа, и поэтому левитов не касался приговор, вынесенный тем, кто был перечислен в тот раз, и гласивший, что ни один из них не войдет в Ханаан, за исключением Халева и Иисуса Навина; ибо что касается левитов, которые не были перечислены с остальными израильтянами и не должны были воевать, то Елеазар и Ифамар, а также другие старше двадцати лет (что следует из главы 4:16,28) вошли в Ханаан. Тем не менее это колено теперь, при втором исчислении, возросло лишь на тысячу и оставалось одним из наименьших. Здесь упоминается смерть Надава и Авиуда за принесение чуждого огня, как ранее – грех и наказание Корея, так как все это происходило с ними, как образы.

Стихи 63-65

В заключительной части стоит обратить внимание на описание исполнения приговора в адрес ропотников (Числ.14:29), гласившего, что никто из исчисленных от двадцати лет и выше не войдет в Ханаан, кроме Халева и Иисуса Навина (это не касалось левитов ни в возрасте старше одного месяца, ни в возрасте от тридцати до пятидесяти). Несомненно, что при осмотре были даны особые наставления тем, кто занимался исчислением, сравнить эти списки с предыдущими, чтобы проследить, остались ли среди людей те, которые были исчислены у горы Синай; и оказалось, что таковых не было ни одного, кроме Халева и Иисуса Навина (ст.64, 65). В этом явилась

(1) праведность Бога и Его верность произнесенным угрозам, раз однажды вышло повеление. Он поклялся во гневе и исполнит то, в чем поклялся. Пусть лучше останутся в земле эти трупы (даже если бы их было в десять раз больше), чем слово Божье останется неисполненным. Хотя подрастающее поколение представляло собой разнородную толпу и много виновных и осужденных грешников на много лет пережили приговор и дожили до последнего из сорока годов, но все они были истреблены тем или иным средством до того, как был совершен осмотр. Тем, кого осудил Бог, не удастся избежать наказания, скрывшись в толпе или задержав приведение его в исполнение.

(2) Милость Бога к Своему народу, несмотря на их провокационные действия. Хотя род ропотников был истреблен, тем не менее Бог произвел другое поколение, которое было таким же многочисленным, как и предыдущее, чтобы имя Израиля, несмотря на их гибель, не изгладилось и наследство обетованное не было утеряно из-за недостатка наследников. И хотя их общая численность незначительно уменьшилась, по сравнению с численностью у горы Синай, тем не менее у ныне перечисленных было большое преимущество: это были мужчины среднего возраста от двадцати до шестидесяти лет в расцвете своих сил, годные к служению; а на протяжении тридцати восьми лет блужданий и страданий в пустыне у них была возможность ознакомиться с законами и постановлениями Бога, так как у них не было бизнеса, гражданских или военных дел, которые бы отвлекали от изучения божественных истин, в которых наставляли их Моисей, Аарон и благой Дух Божий (Неем.9:20).

(3) Истина Божья, исполнившая обетование, данное Халеву и Иисусу Навину. Они были сохранены и их не коснулось общее истребление. Хотя стрелы смерти летят в темноте, но они не летят наугад, даже когда летят в гуще; они точно направлены на определенную цель. Все, что написано для живых, сбудется, и в самые опасные времена их души будут сохранены. Тысячи могут падать по их правую руку и десятки тысяч по левую, но они спасутся.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.