01.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 1.

УРОК 11. Божья забота в Провидении

 

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Деяния 17:16-31

 

ОБЕТОВАНИЕ ОТ БОГА

 

Сегодня мы будем изучать прекрасный отрывок и прекрасную тему! Деяния, 17-я глава, убедительно повествует о Божьем провидении. День Господень 10 в образных выражениях  показывает, что именно это значит для нашей повседневной жизни. На прошлой неделе мы сосредоточились на Божьем Творении и вместе восхищались необъятными просторами обозримой Вселенной. Сегодня мы поговорим о Божьем провидении, чтобы вы узнали, что ни одна птица не упадет с неба и ни один волос с вашей головы без Его воли. Благодаря Божьему провидению мы можем быть абсолютно уверены в своем будущем, зная о том, что мы пребываем во Христе, Который дал обетование непрестанной заботы о нас в любых обстоятельствах, с которыми мы встречаемся.

На прошлой неделе мы обсуждали деяние Бога-Отца в Его особой роли как «Творца или Создателя неба и земли». В этом уроке мы будет изучать действие Бога-Отца в провидении. Данный отрывок Писания рассказывает о дискуссии Павла с афинскими философами.

Стих 18 говорит, что «некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним». Эпикурейцы, последователи учения Эпикура (341-270 гг. до Р. Х.), считали, что основная цель жизни — это достижение счастья. Они учили, что необходимо освободиться  от страхов перед богами и людьми, болью и смертью, и что каждый человек  обязан искать «наслаждений», или удовольствий. И хотя они не верили в существование ангелов и демонов, они настаивали на существовании «богов». И поскольку эти боги живут на небесах нескончаемого блаженства, они слишком отдалены от мира людей, так что им совершенно нет дела до благополучия людей. Поэтому они учили, что каждому следует получать удовольствие от жизни, быть счастливым, участвовать в радостях жизни, насколько это возможно, и поощрять друг друга к замечательной дружбе.

С другой стороны, стоическая философия, следовавшая учению Зенона (332-262 гг. до Р. Х.), была преобладающей философией в Римской империи. Эти философы учили строгому и бесстрашному посвящению долгу, несмотря ни на какие последствия, то ли болезненные, то ли приятные. Они считали, что мудрый человек должен быть безразличен к богатству и бедности, успеху или неудачам, и что каждому человеку следует самому защищаться от неприятностей жизни с непроницаемой броней безразличия, будучи невосприимчивым ни к изобилию, ни к скудости. Каждый человек, с точки зрения стоиков, обязан просто исполнять свой долг, не считаясь с личными затратами или удобствами. С таким стоическим подходом к жизни римские воины могли переносить тяжелые физические нагрузки и завоевывать мир. Они были способны, не дрогнув, либо сохранить жизнь врагу, либо обезглавить его.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

1.    Опишите, как поступают современные «эпикурейцы»?

 

2.    Опишите, как поступают современные «стоики»?

 

3.    Стих 25 говорит о том, что Бог «Сам дает всему жизнь и дыхание и все». Что означает, что «Бог дает жизнь всякому человеку»?

 

4.    Поясните следующее утверждение: «Дьявол никогда не сможет «дать жизнь», он способен только причинить ей вред, испортить или погубить ее». Сравните с Иова 1:6-9, Марка 9:17-22.

 

5.    Прочитайте Матфея 10:29-31. Если у Бога сочтены все ваши волосы, предопределено ли также у Него все ваше дыхание? Сравните с Деяния 17:25.

 

6.    В стихе 26 говорится, что «От одной крови Он произвел весь род человеческий». О ком здесь идет речь?

 

7.    В стихе 26 написано, что Бог назначил «предопределенные времена и пределы их обитанию». На основании  этого отрывка и с учетом Екклесиаста 3:2, можно ли утверждать, что у Бога назначены «времена рождения» и «времена смерти»:

а. для каждого человека?

б. для каждого народа?

 

8.    В стихах 25 и 26 сказано, что Бог наделяет каждого человека этими благами –  как христиан, так и нехристиан в равной степени. Какова цель Бога, или же причины, по которым Он совершает все это?

 

9.    Как человек может быть уверен  в том, что он  «найдет Бога»? См. Иеремии 29:13, Иакова 4:8-10.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

Филиппийцам 4:19.

«Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом».

 

 

БОЖЬЕ ПРОВИДЕНИЕ

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

Гейдельбергский катехизис

 

В. 27 Как вы понимаете Божье Провидение?

О. Как всемогущую и вездесущую силу Божью,[71]

которой Он хранит небеса, землю

и все творения Его,[72] и так правит ими,

что злаки и травы, дожди и засухи, урожайные и бесплодные годы,

еда и питие, здоровье и болезнь,

богатство и бедность,[73] все это приходит к нам

не случайно,[74] но из отеческой руки Его.[75]

 

Здесь мы встречаемся с прекрасной доктриной о провидении Божьем. Ответ 27 определяет провидение  как «всемогущую и вездесущую силу Божью, которой Он хранит небеса, землю и все творения Его». Мы могли бы сказать, что провидение есть Божье про-видение, или же Его пред-видение.

Любящие мама и папа заботятся о своих детях. Они покупают кроватки, чтобы детям было где спать. Заботливые родители-христиане никогда не отправят своих даже самых непослушных детей спать в собачью будку или в загон для животных. Любящие родители охотно покупают еду, чтобы семья имела пропитание. Они никогда не станут покупать кошачий корм для детей. Заботливые родители обеспечивают своих детей одеждой, включая носки и обувь, даже если они покупают их во время гаражной распродажи. Именно так Бог обеспечивает Своих детей – от избытка любви Своего сердца и согласно провидению Своей руки.

Бог не только сотворил небо и землю, моря и все, что в них, Он также поддерживает всю вселенную Своей рукой, и Он правит ею Своей рукой. Другими словами, Он содержит ее в целости и сохраняет ее, побуждая ее движение. Творение – это не большая машина, которая сама автоматически двигается. Это и не большой мощный локомотив, созданный Богом, поставленный на рельсы и с ревем несущийся даже после того, как машинист бросил руль. Таковы, по сути, представления эпикурейцев. Богов вряд ли интересовали бедные, несчастные и страдающие люди.

Многие люди сегодня боятся того, что они одиноки, и что «боги» едва ли обеспокоены их человеческими нуждами. Многие чувствуют себя беспомощными в условиях глобальной напряженности, многие семьи голодают, возрастает уровень преступности, личные кризисы и потрясения. Они опасаются того, что Бог, вероятно, не заботится о них. Вместо этого они борются, иногда до исступления, со страхом думая, что они совершенно одиноки во вселенной, как если бы из года в год, изо дня в день, из часа в час они оставались наедине с самими собой.

Заметьте, насколько выразительно ответ данного Дня Господня говорит о таинственной Божьей руке: «хранит небеса, землю и все творения Его». А также посредством Своей руки Он «правит ими», так что они всем обеспечены благодаря Его Отцовской заботе. Своей рукой Он хранит небо и землю, ТАКЖЕ Своей рукой Он правит всем творением.

 Божья власть неразрывно связана с двумя обстоятельствами. Божья рука должна находиться под вами, чтобы поддерживать вас. Когда мать носит новорожденного младенца на руках, одной рукой она поддерживает его снизу. Если младенец новорожденный, его шея еще настолько слабая и гибкая, что отец должен поддерживать ее своей рукой. Также и Бог поддерживает все творение не всей рукой, а только ладонью.

В то же самое время рука Божья должна управлять творением. Рука Божья также правит творением. Мы могли бы практически сказать, что Бог имеет пару рук; одна из них поддерживает творение снизу, а другая — главенствует над творением. Мы являемся частью творения, поэтому мы могли бы сказать, что одной рукой Бог хранит нашу жизнь. Другой же рукой Бог управляет нашей жизнью.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

 

Забота в провидении – в Своем провидении Бог показывает, что Он дает всем людям жизнь, дыхание и все необходимое. Бог делает это, чтобы люди могли искать Его, достигать и находить Его.

Провидение – провидение Божье – это Его всемогущая и вездесущая сила, посредством которой Он хранит все сущее на небе и на земле, а также все творения. Также Он правит ими, так что злаки и травы,  дождь и засуха, здоровье и болезни — все происходит от Его отеческой руки. Ничто в жизни не происходит по воле случая.

Наш отклик – Бог предназначил, чтобы знание о Нем как о Творце и о Его заботе в провидении побуждало каждого христианина «быть терпеливым, когда обстоятельства оборачиваются против нас» и «быть благодарным, когда обстоятельства нам благоприятствуют». В действительности, ничто не может отлучить нас от Его любви. Все творения всецело находятся в Его руке.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

10. Строка 2 Ответа 27 говорит о том, что Божье провидение есть «всемогущая и вездесущая сила Божья». Если это так, то как христиане могут попадать в автокатастрофы?

 

11. Однажды осенью один человек дважды выстрелил в огромную стаю перелетных черных дроздов. Двадцать две птицы упали на землю, остальные  улетели. Один раненый дрозд оказался на верхушке высокого дерева, повис на ветке вниз головой и умер. Если Бог хранит все творение, как может птица или животное умереть? Рассмотрите Матфея 6:26,  Матфея 10:29-30.

 

12. Что означает, что «злаки и травы» находятся под правлением Бога (строка 8)?

 

13. Бог ли посылает все наводнения, всякий смерч, всякий ураган, всякий пожар?

 

14. Как вы можете объяснить, что засуха и голод в Индии или Африке находятся под правлением Бога, когда 300000 людей могут умереть прежде, чем средства массовой информации хотя бы сообщат эту новость остальному миру?

 

15. Что означает в вашей жизни то, что «плодоносные и неурожайные годы» находятся под правлением Бога?

 

16. Мы знаем, что здоровье – это благословение от Господа. Получаем ли мы болезнь от Его Отеческой руки или же от дьявола? Будьте осторожны. Рассмотрите Иов 2:7, Иоанна 9:1-3.

 

ТЕРПЕНИЕ ПЕРЕД БОГОМ

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

Гейдельбергский катехизис

 

В. 28 Каким образом знание о Божьем творении

и Провидении помогает нам?

О. Мы можем быть терпеливыми в невзгодах,[76]

благодарными в процветании[77]

и, глядя в будущее,

быть твердо уверенными в нашем истинном Боге и Отце,

в том, что ни одна тварь не может отлучить нас от любви Его,[78]

ибо все твари в руках Его,

и вопреки Его воле


и шевельнуться не могут.[79]


 

Терпение, которого от нас ожидает Бог, — это не просто покорность  судьбе. В Божьем терпении мы не опускаем рук в безнадежности, поскольку все равно ничего не сможем сделать. Более того, мы не останавливаемся на наших путях, потому что перед нами — непреодолимая стена, безразлично ожидая, пока препятствия сами уйдут с нашего пути. С таким представлением о терпении мы будем пребывать в слезах, не высыхая, и двигаться вперед, хромая, чтобы отыскать хоть какую-то радость в завтрашний день, когда взойдет солнце.

Терпение во время бедствий может восприниматься как покорность судьбе, но это нечто совершенно другое. Терпение – это не гуманистическое отсутствие эмоций стоиков, когда все переносится пассивно. Когда люди безмолвно соглашаются с несчастьями и необъяснимой участью; другие могут  восхищаться их поступками, но это не есть «терпение в бедствиях». Обладая знаниями о Божьем творении и провидении, вы можете увидеть Его Отцовскую руку во время бедствий. Тогда вы будете знать, что даже в проблемах, когда всё вокруг против вас, Он использует все обстоятельства на благо Своих детей. И тогда мы сможем быть истинно терпеливыми, имея стойкость, подобно Христу. Это не бездеятельная покорность, а активное испытание. Это стойкость. Это упорство по вере.

Господь также желает, чтобы вы были «благодарными во времена преуспевания», то есть тогда, когда обстоятельства благоприятствуют вам. Досадный парадокс состоит в том, что часто мы не усваиваем урок благодарности во времена благополучия, когда жизнь удалась, и когда нас окружает изобилие. Это печальная констатация того, что мы склонны лучше всего усваивать урок благодарности за успех в школе бед и несчастий.

Когда дела идут хорошо, иногда, в особых случаях, нас переполняет благодарность. Однако часто, когда Бог благословляет нашу жизнь, мы топчем Его благословения, как  церковный ковер грязными рабочими сапогами. Когда вы лежите на больничной койке, или же когда вы больны и не в состоянии выполнять свою работу, тогда вы наилучшим образом усваиваете урок  благодарности за крепкое здоровье. Когда вам нечего есть и ваш желудок урчит час за часом, вы учитесь быть благодарными и за половинку черствого бутерброда. Очень часто в страданиях  мы познаем, какой должна быть наша благодарность перед Богом.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

17. С точки зрения Божьего провидения, как мы должны реагировать на неблагоприятные обстоятельства?

 

18. Какой должна быть ваша реакция, когда обстоятельства благоприятствуют вам?

 

19. Когда Богу легче доверять –  когда вы богаты или когда бедны? Рассмотрите Луки 16:19-31 и поясните.

Человек попал в кораблекрушение и оказался выброшенным на берег необитаемого острова. Через некоторое время ему удалось построить хижину из досок и некоторых предметов, оставшихся от разбитого корабля. Он взывал к Богу о помощи, и день за днем с тревогой всматривался в горизонт в надежде увидеть проходящий корабль. Однажды, вернувшись с охоты, он в ужасе обнаружил свою хижину в огне. Все, что у него было, исчезло в дыму. Казалось, что случилось самое худшее из того, что могло случиться. Подавленный, он спал в ту ночь под открытым небом. Однако на рассвете следующего дня в бухте бросило якорь судно. Затем, когда  мужчина был взят на борт, капитан сказал: «Мы увидели ваш сигнал – поднимающийся вверх дым!»

ЛИЧНЫЙ ВОПРОС

 

20. Как часто вы возносите благодарность Богу, когда обстоятельства вам не благоприятствуют:

Часто

Иногда

Редко

Никогда

 

 

 


 

[71] Иеремии 23:23,24; Деяния 17: 24–28.

[72] Евреям 1:3.

[73] Иеремии 5:24; Деяния 14:15–17; Иоанна 9:3; Притчи 22:2.

[74] Притчи 16:33.

[75] Матфея 10:29.

[76] Иов 1:21-22; Иакова 1:3.

[77] Второзаконие 8:10; 1-е Фессалоникийцам 5:18.

[78] Псалом 54:23; Римлянам 5:3–5; 8:38, 39.

[79] Иов 1:12; 2:6; Притчи 21:1; Деяния 17:24–28.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.